код города усть кут иркутская область
Усть-Кут
Вы здесь
Новости ogirk.ru
Оглавление
«Усть-Кут» в новостях:
Усть-Кут — город в Иркутской области России, административный центр Усть-Кутского района.
Первое упоминание в 1628.
Прежние названия: Усть-Кутский острог (Усть-Куцкий острог), село Усть-Кутское.
Население: 40 783 человека (2020).
Катойконим: устькутя́не, устькутя́нин, устькутя́нка.
Топонимика
Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954.
История
Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.
Некоторые события истории Усть-Кута
Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).
В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.
В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, после чего начало уменьшаться в связи с миграцией населения.
Аварии на теплосетях 2001
Зимой того же года в результате ряда аварий на котельных без отопления оказались центральные микрорайоны города. В школах были отменены занятия, жители многоэтажных домов оборудовали свои квартиры печками-буржуйками, однако режим чрезвычайной ситуации не был введён вплоть до 24 декабря, когда на телевизионную «Прямую линию» с президентом России дозвонился один из жителей Усть-Кута. После того как катастрофическое положение стало известно широкой общественности, в городе спешно был проведён ремонт теплового оборудования и замена сетей. 27 декабря в отставку подал мэр города Владимир Корнейко, который в это время находился в отпуске.
Несмотря на то, что последующие зимы Усть-Кут переживает более благополучно, в городе неоднократно вводился режим чрезвычайной ситуации ввиду нехватки топлива, а выражение «замерзающий Усть-Кут» стало газетным штампом.
География
Географическое положение
Усть-Кут расположен в центральной части Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в неё реки Куты.
Город застроен преимущественно по левым берегам рек. Протяжённость с запада на восток по прямой линии — около 28 км; по руслам рек — около 34 км (исключая Туруку).
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
Ближайшие города — Железногорск-Илимский (107 км на запад), Киренск (174 км на север вниз по течению Лены).
Климат
Климат города резко континентальный. Средняя температура января −25 °C, июля +17 °C. Минимальная температура −58 °C, максимальная (в тени) +42 °C.
Годовое количество осадков 350 мм. В зимний период — в виде снега. В межсезонье (весной и осенью, а также в начале и конце лета) нередок град.
Территория города приравнена к районам Крайнего Севера.
Рельеф и геологическое строение
Город расположен на территории Лено-Ангарского плато, среди покрытой тайгой холмов, рельеф сильно расчлененный, абсолютные высоты местности от 558 до 757 м над уровнем моря.
Вблизи города — разведанные запасы углеводородов (нефти и природного газа).
Почвенный покров
Почвы преимущественно дерново-карбонатные, дерново-подзолистые. Луговые и пойменные почвы средне- и легкосуглинистого механического состава.
Транспортная доступность
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири. Здесь пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Усть-Кут — центр Осетрово-Ленского транспортного узла, крупнейшего в Восточной Сибири.
Здесь благоприятно пересекаются железнодорожные и водные пути сообщения. Имеется аэропорт, способный принимать крупные транспортные самолёты. Обеспечен круглогодичный выход на федеральную сеть автодорог.
Железнодорожный транспорт
Существуют проекты по строительству железнодорожных веток на север (Лена — Непа — Ленск) и юг (Иркутск — Жигалово — Лена).
Пассажирское сообщение. Постоянное пассажирское сообщение поездами дальнего следования:
• в западном направлении — Москва, Красноярск, Иркутск, Кисловодск. В летнее время — Адлер, Анапа, Новосибирск.
• в восточном направлении — Северобайкальск, Тында.
Пригородные поезда следуют до станций: Вихоревка, Ручей (на запад), Киренга (на восток).
Воздушный транспорт
Аэропорт Усть-Кут расположен в 10 км к северу от города. Регулярные авиарейсы выполняются до Иркутска. Транспортное сообщение между аэропортом и городом по состоянию на конец 2010 года возможно только на такси и личных автомобилях. Для обслуживания аэропорта предусмотрен также маршрут № 101 «ст. Лена — аэропорт», однако в течение 2010 года он не действовал. Поднимается вопрос о его восстановлении.
Речной транспорт
Крупный речной порт Осетрово на реке Лене (занимается, в том числе, обслуживанием северного завоза).
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть, связывающая Усть-Кут с другими населёнными пунктами, слабо развита. Город связан с федеральной сетью автодорог посредством региональной трассы Р419 (выход на автодорогу « Байкал » через Братск в Тулуне).
В 2007 автодорога Р419 была передана в федеральную собственность и стала частью строящейся автодороги «Вилюй».
На восток от Усть-Кута параллельно БАМу проходит автодорога до Звёздного и — формально — до Северобайкальска (фактически сквозное движение по автодороги невозможно для большинства автомобилей ввиду её плохого состояния).
Автозимники. Зимой из Усть-Кута на север через Мирный проходит автомобильный зимник, соединяющий с федеральной сетью автодорог труднодоступные районы Иркутской области и Якутии. Широко используются и другие зимники.
Городская улично-дорожная сеть. Центральные улицы имеют асфальтовое покрытие, часть периферийных — бетонное. Остальные без покрытия. Имеется объездная автомобильная дорога для транспорта, следующего транзитом.
Автобусное сообщение
Расстояние от Усть-Кута до Иркутска:
• по железной дороге — 1385 км (по линии Усть-Кут — Тайшет — Иркутск);
• по автомобильным дорогам — 973 км (Усть-Кут — Братск — Тулун — Иркутск);
• прямым воздушным путём — 520 км.
Ближайшие города: Братск — 320 км, Железногорск-Илимский — 107 км на запад, Киренск — 300 км на северо-восток вниз по течению Лены).
Городская инфраструктура
Город вытянут вдоль рек Лены и Куты. Его длина по руслам рек составляет 34 километра, в то время как максимальная ширина застройки не превышает трёх километров.
Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из микрорайонов и посёлков. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения. Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными недостроенными объектами городского значения.
Принято отдельно выделять старую часть города — бывшее село Усть-Кут. В настоящее время известное как микрорайон «старый Усть-Кут». Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная. Сохранились исторические здания, не входящие в перечень объектов культурного наследия.
Город окружён тайгой, до неё из любой точки города можно добраться не более чем за 30 минут. В устье Куты находится остров Домашний, являющийся одним из центров отдыха горожан.
Над городом на всём его протяжении возвышаются сопки, имеющие на вершинах скальные образования. Часть из них носит названия и является объектом некоторых городских легенд, например, Чёртова скала, Бубнов камень, Петух, Мир и другие.
Геральдика
Флаг города, принятый также 10 февраля 2009, повторяет рисунок герба.
Население
Динамика численности населения Усть-Кута