Код ОКПД2 при закупке медицинских масок с применением положений Постановления Правительства РФ № 616
Вопрос: Постановление Правительства №616 от 30.04.2020 г к 44-ФЗ. Под каким кодом ОКПД формировать закупку медицинского изделия – маски медицинские, что бы применить данное постановление?
Так, п. 123 Перечня к Постановлению Правительства РФ N 616 предусмотрены коды ОКПД2 32.50.50.190 с наименованием продукции «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)»; п.126 — 32.99.11.160 Средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок).
Таким образом, запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 применяется к медицинским маскам, закупка которых соответствует кодам ОКПД2 32.50.50.190 «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)» и 32.99.11.160 «Средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок)».
При этом, медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (лота) вместе с иными видами промышленных товаров из Перечня согласно приложению к Постановлению Правительства РФ N 616 (п. п. 3 — 5 Постановления N 2241).
Кроме того, можно использовать типовой контракт при осуществлении закупки масок медицинских, перчаток, халатов хирургических одноразовых по коду 32.50.50. Применяется типовой контракт на поставку медицинских изделий.
Как закупать медицинские маски: особенности 2020 года
Госзакупка медицинских масок — это процедура, которая проходит с ограничениями для иностранных товаров в рамках национального режима и специальными требованиями к описанию объекта закупки. С июля 2020 года планируют запретить ввозить медмаски из-за рубежа.
Скачать проект постановления правительства — первая версия норм о запрете на ввоз медмасок
Скачать проект постановления правительства — доработанная версия о запрете на ввоз медицинских масок в России до 31.12.2021
Последние изменения
Минпромторг доработал проект постановления, который изменяет постановление правительства №616 от 30.04.2020 и запрещает закупать иностранные медмаски. Для этого Минпромторг решил дополнить перечень иностранных промтоваров, для которых действует запрет по ПП 616, такими кодами ОКПД2:
После вступления в силу изменений эти медизделия не получится купить в рамках одного контракта (одного лота) с другими видами промтоваров до этой даты.
Но на закупку масок распространят исключение, по п.п. «б» п. 3 постановления правительства №616 о приобретении одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 000 руб., и покупки совокупности таких товаров, сумма которых составляет меньше 1 млн руб.
Напомним, 09.06.2020 на сайте проектов нормативных актов Минпромторг опубликовал первую версию проекта постановления правительства о запрете на покупку медмасок.
Как закупать медмаски по 44-ФЗ
В 2020 году закупка медицинских масок по 44-ФЗ, как правило, проходит по таким ОКПД 2:
Получается, что приобретение медмасок проходит аналогично закупкам других медицинских изделий, но с особенностями. Основные шаги:
Шаг 1. Выбор способа определения поставщика. Код ОКПД 2 32.50 входит в аукционный перечень, поэтому не закупайте медмаски в форме электронных конкурсных процедур.
Шаг 4. Подготовка проекта контракта. Используйте типовой контракт для закупок медицинских изделий.
Шаг 5. Рассмотрение заявок и выбор победителя. При рассмотрении предложений ориентируйтесь на правила согласно постановлению правительства №102 от 05.02.2015.
Шаг 6. Заключение контракта.
Шаг 7. Исполнение обязательств и оплата.
Есть ряд особенностей для тендеров на поставку медицинских масок. В частности:
Разберем по порядку.
Без торгов
Есть несколько вариантов провести закупку медицинских масок у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ. В 2020 году чаще применяют п. 9 ч. 1 ст. 93 закона о контрактной системе, так как эти медизделия покупают для профилактики, предупреждения, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), и наличие причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки не вызывает сомнений у контролирующих органов.
Не забудьте про постановление правительства №647 от 08.05.2020, которое установило дополнительные случаи для закупок у единственного поставщика.
Еще покупают медмаски по прямым контрактам до 600 000 руб. по п. 4, 5 44-ФЗ, если не исчерпали лимиты.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, по какому коду КОСГУ и КВР отразить расходы на приобретение медицинских масок. Используйте эту инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Специальные требования
09.04.2020 Росстандарт опубликовал обзор стандартов и требований к медицинским маскам для тендера, которые рекомендуем использовать при подготовке технического задания. Ведомство пишет, что маски делят на три основные группы:
К каждой из этих групп предъявляются специальные стандарты и показатели. Собрали в таблицу.
Группа
Требования
Медизделия
Для изготовления медмасок производители используют положения ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», в т. ч. для тех, которые нужны, чтобы ограничить передачу инфекционных агентов от медперсонала пациентам, например в ходе операций, или сократить выход инфекционных агентов при кашле или чихании носителя инфекции.
Этот стандарт — первый нормативный документ, который определяет требования к медмаскам. ГОСТ разработали с учетом международных требований и гармонизировали с евростандартом EN 14683:2014. ГОСТ Р 58396-2019 определяет конструкцию, дизайн, требования к функциональным характеристикам и методы испытаний медмасок.
Разрабатывают еще предварительный нацстандарт (ПНСТ) «Маски лицевые марлевые». Документ проходит публичное обсуждение, утвердить его планируют в июне 2020 года. Напомним, что предварительный национальный стандарт — экспериментальный документ по стандартизации, который действует до 3 лет. По итогам применения решают, продлевать ПНСТ как национальный стандарт, отменять или дорабатывать.
Для разработки ПНСТ использовали типовые технические условия (ТУ), разработанные АО «ИНПЦ ТЛП», ТУ 21.20.24-001-00302178-2020 «Маска медицинская марлевая» и ТУ 32.50.50-002-00302178-2020 «Маска медицинская из нетканых материалов».
Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, являющиеся объектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты».
Требования к таким средствам установлены в ГОСТ к перечням к техрегламенту: ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136: 1998) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Общие технические условия» и ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей».
Другие лицевые маски относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, единых требований к которым нет. Предприятие-изготовитель вправе само разрабатывать и утверждать технические условия (ТУ) или обратиться к изготовителям из реестра ТУ, чтобы получить уже утвержденные требования.
По поручению Минпромторга и Росстандарта АО «ИНПЦ ТЛП» разработаны и зарегистрированы в реестре технических условий ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 «Маска лицевая гигиеническая». Эти технические условия для маски лицевой гигиенической зарегистрированы 13.04.2020 и применяются для производства всеми изготовителями.
Вот пример техзадания для закупки медицинских масок 44-ФЗ с учетом информации Росстандарта.
Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.
ООО планирует продавать оптом одноразовые маски в торговую сеть. Поставщики предоставляют сертификаты соответствия на продукцию «Маска одноразовая трехслойная из нетканого материала» (защитная маска) с кодами 6307 90 980 0 по ТН ВЭД и 2 13.92.29 по ОКПД и на продукцию «Маски медицинские одноразовые» с кодами 6307 90 по ТН ВЭД и 32.50.50 по ОКПД с регистрационным удостоверением. Вправе ли общество, не имея лицензии на фармацевтическую деятельность, продавать эти маски оптом в сеть? Если да, то по какой ставке НДС? Имеются ли на сегодняшний день законодательные запреты на такую деятельность?
Пониженная ставка НДС.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации медицинских изделий отечественного и зарубежного производства (если не срабатывает освобождение от налогообложения, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ) применяется ставка НДС в размере 10 % при соблюдении следующих условий:
имеется регистрационное удостоверение на медицинское изделие (оно представляется в налоговый орган). В налоговый орган нужно представить регистрационное удостоверение медицинского изделия, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза, или до 31.12.2021 регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику)), выданное в соответствии с законодательством РФ;
реализуемое медицинское изделие с присвоенным ему соответствующим кодом включено в один из перечней кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по ставке 10 %, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 688.
Указанным документом утверждены:
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с ОКПД 2[1], облагаемых НДС по ставке 10 % при их реализации (далее – Перечень 1). В нем среди прочего числится позиция «Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие» с кодом 32.50.50.000. Однако на основании Приказа Росстандарта от 29.12.2018 № 1190-ст (в редакции Приказа Росстандарта от 27.12.2019 № 1491-ст) с 01.06.2020 код 32.50.50.000 ОКПД 2 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие) заменен на код 32.50.50.190 ОКПД 2 (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки). При этом налогоплательщики вправе досрочно применять код 32.50.50.190 в правоотношениях, возникших с 01.01.2019.
Вместе с тем в Перечень 1 не внесены соответствующие изменения в части замены кода 32.50.50.000 ОКПД 2 на код 32.50.50.190 ОКПД 2, в то время как сейчас налогоплательщикам выдаются регистрационные удостоверения с кодом 32.50.50.190, отсутствующим в этом перечне.
Поскольку наименование продукции по новому коду 32.50.50.190 ОКПД 2 соответствует наименованию продукции по старому коду 2 32.50.50.000 ОКПД (изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие), по мнению ФНС, допустимо применять ставку НДС в размере 10 % в отношении медицинских изделий, на которые выданы регистрационные удостоверения с указанием кода 32.50.50.190 ОКПД 2 (см. Письмо от 24.01.2020 № СД-4-3/999@).
Перечень кодов медицинских товаров в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, облагаемых НДС по ставке 10 % при их ввозе в Российскую Федерацию. В перечне в том числе числится позиция «Готовые изделия прочие, включая выкройки одежды» с кодом 6307 90.
В ОКПД 2 под кодом 13.92.29 указана позиция «Изделия текстильные готовые прочие (включая тряпки для мытья полов, посуды, удаления пыли и аналогичные текстильные изделия, спасательные жилеты и пояса)». Данные изделия не включены в Перечень 1, поэтому при их реализации применяется ставка НДС в размере 20 %.
В единой ТН ВЭД ЕАЭС указанные изделия входят в группировку «Прочие готовые изделия, включая выкройки одежды» с кодом 6307 90 980 0.
Лицензия на фармацевтическую деятельность не нужна.
Ограничения на осуществление оптовой и розничной торговли отдельными видами медицинских изделий, в том числе масок медицинских, имеющих по ОКПД 2 коды 32.50.50.190, 32.50.50.000, 32.50.13.190, 21.20.24.150, 14.12.30.190, 13.95.10.190, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 431, не действуют, так как документ утратил силу с 04.07.2020. Кроме того, ранее его действие было приостановлено Постановлением Правительства РФ от 13.04.2020 № 500.
Фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности (пп. 47 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081. В перечень работ, услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, согласно приложению к данному положению входят работы, услуги в сфере обращения лекарственных средств для медицинского и ветеринарного применения. Медицинские маски не относятся к лекарственным средствам и лекарственным препаратам, признаются медицинским изделием, поэтому их закупка и реализация не являются лицензируемой деятельностью.
Требуется соответствующее уведомление
Деятельность в сфере обращения медицинских изделий (за исключением клинических испытаний медицинских изделий, их производства, монтажа, наладки, применения, эксплуатации, в том числе технического обслуживания, а также ремонта) – это деятельность, носящая уведомительный характер (пп. 39 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ[2]). Уведомительными в рамках данного вида деятельности являются следующие работы и услуги: технические испытания, токсикологические исследования, изготовление, ввоз на территорию РФ, вывоз с территории РФ, хранение, транспортировка, реализация, утилизация, уничтожение (см. позицию 87 в перечне, приведенном в приложении 1 к Правилам[3]).
Уведомление необходимо представить в Росздравнадзор (его территориальный орган) до начала фактического выполнения соответствующих работ (оказания услуг). Форма уведомления приведена в приложении 2 к Правилам.
Непредставление уведомления – административно наказуемое деяние. Должностные лица организации могут быть оштрафованы на сумму от 3 000 до 5 000 руб., сама организация – на сумму от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 1 ст. 19.7.5-1 КоАП РФ).
Также рекомендуем проверить, внесен ли в ЕГРЮЛ подходящий для торговли масками код по ОКВЭД 2[4]. В частности, для этих целей может подойти группировка «Торговля оптовая изделиями, применяемыми в медицинских целях» (код 46.46.2 по ОКВЭД 2).
При реализации масок медицинских одноразовых, имеющих коды 32.50.50.190, 32.50.50.000 по ОКПД 2 и 6307 90 по единой ТН ВЭД ЕАЭС, применяется ставка НДС 10 %, но только при условии наличия регистрационного удостоверения.
При реализации масок одноразовых трехслойных из нетканного материала, имеющих коды 13.92.29 по ОКПД 2 и 6307 90 980 0 по единой ТН ВЭД ЕАЭС, применяется ставка НДС 20 %.
Для закупки и продажи масок лицензия на ведение фармацевтической деятельности не требуется. Ограничений по ведению данной деятельности на сегодняшний день нет. Вместе с тем о начале ведения деятельности в части торговли медицинскими масками (об осуществлении деятельности в сфере обращения медицинских изделий) необходимо уведомить территориальный орган Росздравнадзора.
[1] ОК 034-2014 (КПЕС 2008) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
[2] «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
[3] Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584.
[4] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Данная функция доступна только для пользователей Тариф 0, Тариф 1, Тариф 2
Код: 32.99.11.160
Комментарий: Эта группировка также включает: — противогазы; — огнестойкую защитную одежду; — пробковые спасательные жилеты; — ушные пробки и противошумные зажимы (например, для плавания и шумовой защиты); — металлические защитные головные уборы и другие металлические индивидуальные средства защиты; — привязные ремни линейных монтеров и другие ремни для профессионального использования
Особенности закупок по ОКПД 32.99.11.160
32.99.11.160 попадает в перечень:
В части «Изделия готовые, не включенные в другие группировки» код 32.9
При закупке нижеуказанных товаров, работ, услуг в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 471-р обязательно проведение аукциона в электронной форме либо возможно проведение запроса котировок, запроса предложений, закупок у единственного поставщика с учетом ограничений установленных в Законе о контрактной системе. Открытый конкурс не допустим.
Перечень должен применяться с учётом примечаний к нему, исключающих из него ряд товаров, работ, услуг, определяемых содержащимися в нём кодами. В частности, исключаются:
1) товары, работы, услуги, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс в соответствии с ч. 2 ст. 56 и п. 1 ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе;
2) пищевые продукты, закупаемые для дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, нетиповых образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, образовательных учреждений дополнительного образования детей и других организаций, осуществляющих образовательный процесс для детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций;
4) Исключена с 01.09.2020г.
5) услуги по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея и др.);
6) наборы сувенирные и подарочные (блокноты и записные книжки), бюллетеней для голосования на выборах и референдумах;
7) услуги по обмену жилого недвижимого имущества.
В части «Уборы головные защитные и средства защиты прочие» код 32.99.11
При закупке данного товара из Перечня конкурентным способом в плане-графике, извещении и документации устанавливаются условия допуска в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренные Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – приказ №126н). При применении настоящего приложения следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и указанным наименованием товара
В части «Средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок)» код 32.99.11.160
3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями)
Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719. Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В части «Уборы головные защитные и средства защиты прочие» код 32.99.11
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. N 1292 поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, содержащихся в Перечне может осуществляться учреждениями и (или) предприятиями уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для нужд исключительно организаций, предприятий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.