код окпо вывоз тко
Что нужно знать про новую систему обращения с ТКО
Речь идет о ситуации, когда услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) начинает оказывать региональный оператор.
Когда производится переход?
Для некоторых регионов срок перехода на новую систему обращения с ТКО продлен Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ. Так, города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе тянуть с переходом до 01.01.2022. До 01.01.2020 с переходом могут повременить субъекты РФ в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, в которых такой оператор отсутствует. В этих регионах плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения.
Вывод
Переход на новую систему обращения с ТКО предполагает, что обращение с ТКО будет осуществляться по договорам с региональными операторами. В субъектах РФ, где произведен такой переход, лица, осуществляющие управление МКД, обязаны исключить из размера платы за содержание жилого помещения стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) отходов без решения общего собрания собственников начиная с месяца, в котором услугу начинает предоставлять региональный оператор.
Уменьшение размера платы за содержание жилого помещения — обязанность управляющего
Региональный оператор по обращению с ТКО оказывает соответствующую услугу с 01.01.2019.
В этом случае размер платы за содержание жилого помещения нужно было уменьшить путем исключения из ее состава стоимости услуги по обращению с ТКО с 01.01.2019, что должно было найти отражение в платежных документах за январь 2019 года (плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО отражается отдельной строкой).
Как определить и обосновать размер уменьшения?
Минстрой для этих целей предлагает использовать соответствующее решение общего собрания собственников помещений в МКД, решение органов управления ТСЖ либо ЖК (иного специализированного потребительского кооператива) об установлении размера обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества (кооператива), которым была определена (установлена) плата за содержание жилого помещения. Но это актуально для ситуации, когда решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения содержит информацию о размере расходов на оказание услуги по обращению с ТКО.
Если указанной информации в решении нет, Минстрой считает возможным рассчитать размер уменьшения платы на основе фактических данных о расходах лица, управляющего МКД, на оказание услуги по обращению с ТКО по каждому дому за соответствующий год (например, за 2018 год при переходе с 01.01.2019) (см. Письмо от 23.01.2019 № 1784МЕ/04).
Кроме того, по мнению министерства, ОМСУ в пределах своих полномочий могут определить рекомендуемый для исключения из состава платы за содержание жилого помещения размер расходов на оказание услуги по обращению с ТКО. Для этого нужно определить фактическое среднее значение указанных расходов на территории муниципального образования на 1 кв. м общей площади помещения в доме на основе:
Услуги по вывозу ТКО лицу, осуществляющему управление МКД, оказывают несколько организаций
Расчет производится раздельно в отношении всех МКД, обслуживаемых по каждому договору на оказаие услуг по вывозу ТКО. При этом следует учесть общую площадь всех помещений (жилых и нежилых), входящих в такую группу домов
Площадь помещений в МКД, находящихся под управлением лица, в отношении которого производится расчет, изменялась в течение года
Для расчета следует использовать среднее арифметическое значение площади, указанной на момент отчета лица, осуществляющего управление МКД, не за 2018, а за 2017 год, и площади по состоянию на дату начала предоставления услуги по обращению с ТКО региональным оператором
Срок включения первого дома в реестр лицензий УК (срок начала управления домом ТСЖ либо ЖК (иным специализированным потребительским кооперативом)) составляет менее 12 месяцев
Среднее значение размеров расходов на услуги по обращению с ТКО следует рассчитывать по количеству полных календарных месяцев фактического осуществления деятельности по управлению МКД
Договор на вывоз отходов с лицом, не являющимся региональным оператором
Наше предприятия в 2019 году заключило договор на вывоз ТКО с региональным оператором в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Периодчески возникает потребность вывезти крупногабаритный или строительный мусор сверх отходов, которые вывозит региональный оператор. Для этого мы хотим заключить договор на вывоз отходов с компанией, которая не является региональным оператором.
Законно ли в такой ситуации заключать договор на вывоз мусора с организацией, которая не является региональным опертором?
Должна ли такая организация иметь лицензию на транспортирование отходов?
Составление и толкование договоров, подчиненных английскому праву (вечерняя форма обучения).
Налоговые последствия и риски заключения договоров
Юриспруденция: гражданское и предпринимательское право
Комментарии (3)
Максим, день добрый!
Сначала не хотел комментировать, так как несколько запамятовал этот вопрос.
Но выскажусь и может, кто из коллег поправит, если не прав.
Насколько помню по нашей аналогичной ситуации, запрета на отдельный договор на вывоз мусора нет.
Есть общая обязанность заключить договор с региональным оператором, но это не тоже самое.
Перевозчиком лучше пользоваться лицензированным, вывоз и сопутствующие документы оформлять (учитывать) официально. В том числе документы об утилизации (захоронении) отходов «на конце» цепочки.
Иначе ситуация обстоит с крупногабаритным мусором. Если это диван или телевизор, который по характеристикам относится к ТКО, но по габаритам не помещается в традиционный контейнер, размещать его нужно в специально оборудованных бункерах/площадках (подробнее об этом см Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2016). Крупногабаритные ТКО также вывозит рег.оператор. Но, полагаю, что договором должен быть предусмотрен вывоз мусора не только из контейнеров, но и с площадок для крупногабаритных отходов.
Входят ли уличный смёт и листья в состав ТКО : мнение эксперта
Мы рассказывали о письме, в котором Минприроды РФ разъяснило, что смёт, ветки, листва и обрезки деревьев не входят в состав ТКО. В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец дала оценку такой позиции, подкрепив своё мнение законодательством и судебной практикой.
Минприроды РФ исключает уличный смёт и листья из состава твёрдых коммунальных отходов
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец проанализировала позицию Минприроды РФ, законодательство и судебную практику по вопросу о том, входят ли в состав твёрдых коммунальных отходов и относятся ли к зоне ответственности регоператора такие отходы как смёт, ветки, листва и обрезки деревьев:
Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 со ссылкой на ст. 1 № 89-ФЗ указало на то, что к ТКО относятся только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений.
Поскольку листва, уличный смёт, ветки и обрезки деревьев образовались на придомовой территории, эти отходы не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Минприроды РФ в письме предлагает организовать вывоз такого мусора с помощью регионального оператора по отдельной нерегулируемой цене, а не в счёт тарифа на его услуги, утверждённого в регионе.
Такое же мнение Минприроды РФ высказало в рамках горячей линии по вопросам проведения «мусорной реформы» в регионах. При этом всего год назад Минстрой РФ в письме от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 высказал противоположную позицию и обозначил, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками входят в состав ТКО.
Нормативно-правовые акты учитывают отходы от уборки придомовой территории в составе ТКО
Суды относят уличный смёт, листья и ветки деревьев к твёрдым коммунальным отходам
В новом выпуске онлайн-журнала Елена Шерешовец также остановилась на судебной практике, которая уже сложилась по вопросу отнесения отходов от уборки придомовых территорий в состав ТКО.
В 2019 году в Верховном суде РФ рассмотрели обращение гражданина, который попытался оспорить нормативы накопления ТКО в Омской области и исключить оттуда отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении от 23.09.2019 № АКПИ19-543 отметила: довод о том, что твёрдые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права.
По мнению суда, ТКО могут образовываться на придомовой территории. Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребитель одновременно оплачивает услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества собственников помещений в МКД.
Как отметила эксперт, похожие судебные решения были вынесены и в других регионах России, например, в апелляционном определении Севастопольского городского суда от 31.01.2019 по делу № 33-321/2019. Такую же позицию занимает и УФАС в некоторых регионах: антимонопольная службы в Челябинской области обязала регоператора вывозить отходы, образовавшиеся после уборки УО придомовой территории многоквартирных домов.
Будьте в курсе
Основываясь на нормах законодательства и примерах из судебной практики, Елена Шерешовец делает однозначное заключение, что в состав твёрдых коммунальных отходов входит уличный смёт, листва и обрезки деревьев. Перечисленные отходы являются зоной ответственности регионального оператора и должны вывозиться в счёт единого тарифа.
Установлен порядок коммерческого учёта объёма и массы ТКО
О чём документ
Коммерческий учёт объёма и массы ТКО проводится с целью осуществления расчётов по договорам в области обращения с ТКО. Зачем он нужен? Чтобы собственникам не пришлось переплачивать деньги за услугу, которая фактически не была предоставлена или оказывалась ненадлежащим образом. Делаться это может с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерения, или расчетным способом.
С использованием средств измерения коммерческий учёт ТКО производится в целях осуществления расчётов с операторами по обращению с ТКО, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами.
В течение одного года со дня вступления в силу настоящих Правил владельцы объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения ТКО, должны будут оборудовать их средствами измерения массы ТКО. Помимо этого Правилами определён порядок осуществления коммерческого учёта ТКО в случае, если объект не оборудован средством измерения или если оно вышло из строя.
Что подлежит коммерческому учёту
Как вы помните, теперь за обращение с ТКО в каждом регионе РФ будут отвечать не разные компании, а один региональный оператор по обращению с ТКО. В его обязанности согласно Правилам будет входить представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, с которым он заключил соответствующее соглашение, сведений об объёме и о массе накопленных ТКО.
Также региональный оператор по обращению с ТКО должен будет предоставить данные об объёме и о массе ТКО, которые были собраны, транспортированы, обработаны, обезврежены или захоронены по установленной указанным соглашением форме, ежемесячно, если другое не предусмотрено соглашением.
Коммерческий учёт ТКО
Коммерческий учёт массы и объёма ТКО может осуществляться расчётным путём или исходя из массы ТКО, определённой с использованием средств измерения.
Для произведения расчётов с собственниками ТКО коммерческий учёт ТКО осуществляется расчётным путём исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма, и количества и объёма контейнеров для накопления ТКО.
В целях проведения расчётов с операторами по обращению с ТКО коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с количеством и объёмом контейнеров для накопления ТКО.
При раздельном накоплении и сборе сортированных и не сортированных ТКО, крупногабаритных отходов коммерческий учёт ТКО также происходит согласно количеству и объёму контейнеров для накопления ТКО.
Как мы уже говорили ранее, владельцы объектов в течение одного года со дня вступления в силу настоящих Правил должны оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы ТКО.
Допуск средства измерения к эксплуатации
Согласно Правилам владелец объекта в письменном виде обязан известить членов комиссии о проведении мероприятий по допуску средства измерения к эксплуатации не позднее чем за 10 рабочих дней до дня допуска средства измерения к эксплуатации.
Регламент проверки
В случае успешного прохождения средством измерения проверки комиссия в течение пяти дней со дня проведения данной проверки составляет и подписывает акт о допуске средства измерения к эксплуатации.
С даты подписания данного акта средство измерения считается пригодным для определения массы ТКО в целях коммерческого учёта ТКО. Средство, не прошедшее проверку, к эксплуатации не допускается.
Когда регоператор вправе вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту
С момента запуска «мусорной реформы» споры между регоператорами и потребителями, в том числе УО и ТСЖ как исполнителями коммунальной услуги, формируют всё более обширную судебную практику. Сегодня на примере судебного дела рассказываем, вправе ли РСО вести расчёт платы за вывоз ТКО по факту, прописав это в договоре с управляющей организацией.
Расчёт по факту сделан исходя из количества и объёма установленных на площадке контейнеров
Между регоператором по обращению с ТКО в Республике Тыва и одной из управляющих многоквартирными домами организаций разгорелся спор. У них был заключён договор на вывоз отходов с контейнерных площадок домов, которыми УО управляла. Расчёты между сторонами договора производились по утверждённым в регионе тарифам исходя из количества и объёма контейнеров, установленных для спорных МКД.
После начала работы регоператор оказал ответчику услуги на сумму 2,9 млн рублей по 13 многоквартирным домам с 36 контейнерами. Управляющая организация оплатила около 700 тысяч рублей. Оставшуюся сумму регоператор решил взыскать принудительно, поскольку УО не отреагировала на направленные ей претензии.
Региональный оператор обратился в суд с требованием взыскать с УО задолженность более 2,2 млн рублей и ещё 122 тыс. рублей пени, накопившихся за полтора года. В подтверждение этого РСО представила суду акты оказанных услуг, где зафиксирован объём услуг по факту. УО в отзыве на иск указала, что РСО неправильно делает расчёт платы за услуги: компания должна применять нормативы, установленные в регионе (дело № А69- 1019/2020).
Между регоператором и исполнителем коммунальной услуги заключён договор
Суд первой инстанции в ходе разбирательства сосредоточился на вопросе, оказал ли истец ответчику услуги и в каком объёме. В соответствии с пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 354, сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО, образующихся в многоквартирных домах, является коммунальной услугой. Согласно п. 148(1) ПП РФ № 354 предоставление этой услуги потребителю происходит на основании возмездного договора. Исполнитель КУ обязан заключить его с региональным оператором по обращению с ТКО (пп. «б» п. 148(22) ПП РФ № 354).
Между регоператором и УО договор был заключён, УО выступала в многоквартирном доме исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО и оплачивала её в адрес истца. Судья проверил расчёты РСО по иску и согласился с их правильностью, указав, что они сделаны по единому тарифу, утверждённому в регионе, с учётом объёма вывезенных ТКО. Объём верно определён исходя из количества и вместительности контейнеров, установленных при домах.
Поскольку УО не направляла регоператору претензий с несогласием с её расчётами и не предоставила их в суде, первая инстанция удовлетворила иск в полном объёме.
Объём оказанных услуг по вывозу ТКО по факту подтверждён расчётами и актами
Управляющая организация подала апелляционную жалобу. Она снова указала, что регоператор должен делать расчёт платы за вывоз ТКО исходя из нормативов накопления ТКО. Способ расчёта исходя из количества и объёма контейнеров для ТКО применяется только при раздельном сборе мусора. В многоквартирных домах, которыми управляла компания, сортировка отходов не была реализована.
Судья апелляционной инстанции перепроверил пункты договора между РСО и УО, расчёты суммы задолженности, которую предъявил к взысканию регоператор, и пришёл к выводу, что суд первой инстанции вынес правильное решение. Факт оказания услуг ответчику подтверждён актами, а доказательств их оплаты нет.
В договоре стороны решили, что оплата происходит по единому тарифу исходя из количества и объёма контейнеров для складирования ТКО. Решение первой инстанции было оставлено в силе.
В регионе введён раздельный сбор ТКО и на площадке установлены контейнеры для сортировки отходов
УО обратилась в кассационный суд, продолжая настаивать на том, что регоператор неверно рассчитывает сумму задолженности. Он должен применять норматив, установленный в регионе для данной коммунальной услуги. Кассационный суд услышал эти доводы.
Он указал, что ответчик, действуя в интересах собственников помещений МКД, заключил договор с региональным оператором. В силу ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, объём и масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления отходов в случаях, определённых ПП РФ № 505.
Коммерческий учёт твёрдых коммунальных отходов проводится расчётным путём исходя из нормативов, либо количества и объёма контейнеров. Согласно п. 148(30) ПП РФ № 354, в отношении потребителей в жилых помещениях МКД применяются нормативы накопления. Расчёт по контейнерам ведётся в случае, если в регионе законодательно введена сортировка отходов.
Суд кассационной инстанции отменил документы коллег, указав, что они не выяснили, есть ли на уровне субъекта решение о сортировке ТКО и, если есть, выполняют ли такое решение жители спорных многоквартирных домов фактически, то есть организовано ли раздельное накопление отходов на контейнерных площадках этих МКД. Если этого нет, то регоператор обязан применять нормативы при расчёте платы за свои услуги. Дело отправилось на новое рассмотрение.
Между регоператором и исполнителем услуг не заключён договор и не определён метод расчёта платы за вывоз ТКО
В разбираемом деле между РСО и управляющей организацией был подписан договор. Формулировку, которую регоператор включил в этот документ о том, что будет вести расчёт платы исходя из объёмов вывезенных отходов, суд не принял во внимание, поскольку она незаконна при отсутствии приведённых выше условий.
Напомним, что ранее мы рассказывали о судебном деле, в рамках которого ТСЖ через суд добилось права рассчитываться с регоператором за вывоз ТКО по факту. Но в этом деле важным обстоятельством стало то, что между товариществом и РСО не был заключён договор.
Суд тогда указал, что ТСЖ в отсутствие договора и утверждённого способа определения объёма оказанных услуг полностью оплатило вывоз ТКО, образованных в многоквартирном доме, исходя из фактических показателей. Регоператор не доказал, что оказал услуги в большем объёме.
А как вы оплачиваете услуги по вывозу ТКО: исходя из норматива или по факту? Расскажите в комментариях.