код онвос что это

Приложение. Порядок формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам

Порядок
формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам

Объектом является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

3. Код объекта присваивается объекту территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении государственного учета объектов, осуществляемого в форме ведения государственного реестра объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с пунктом 10 статьи 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

4. Код объекта имеет следующую структуру:

5. Сведения о присвоении кода объекта отражаются в свидетельстве о постановке на государственный учет объекта, выдаваемом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на указанном объекте.

* Указываются первые две цифры кода, обозначающего субъект Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО).

** Присваивается автоматически при регистрации в государственном реестре объектов.

*** Присваивается автоматически при внесении сведений в государственный реестр объектов, соответствует порядковому номеру заявки о постановке объекта на государственный учет.

Источник

Постановка на учет объектов ОНВОС

ГК «Эффективная безопасность» — постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС, ОНВОС) в г. Москва, Московской области, г. Казань и Республике Татарстан. Оптимальная цена, оптимальное качество.

Стоимость: от 15 000 рублей. Срок разработки: от 20 рабочих дней.

Категорирование объекта ОНВОС — процедура при которой проводится идентификация эксплуатируемого объекта как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и определяется категория данного объекта исходя из видов осуществляемой деятельности, количества источников выбросов и сбросов, а также состава выбросов в атмосферный воздух и сбросов в водные объекты загрязняющих веществ. Ознакомиться с наиболее часто задаваемыми вопросами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 69.2. Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (в редакции от 29.07.2018 г.) «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат «постановке» на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

В случае наличия следующих изменений необходимо проводить актуализацию сведений об объекте в государственном органе:

При категорировании объектов определяется его подконтрольность федеральным, либо региональным органам государственного экологического надзора. Заявка должна быть подана:

Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено деление объектов НВОС на 4 категории, в зависимости от уровня воздействия:

Iобъекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологийIIобъекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую средуIIIобъекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую средуIVобъекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории устанавливаются Постановлением Правительства РФ №2398 от 31.12.2020 г. «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Для чего необходимо ставить объекты НВОС на государственный учет

В соответствии с изменениями в Федеральном законе № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», вступившими в силу с 01.01.2019 г., поменялись принципы нормирования воздействия на окружающую среду. В настоящее время все требования экологического законодательства основаны на категорийности объекта негативного воздействия на окружающую среду. Исходя из категории ОНВОС определяется перечень и объем необходимой документации и отчетности.

Сроки постановки на учет объекта ОНВОС

Срок в который индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны поставить объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду в течение 6 месяцев с момента начала эксплуатации данного объекта (п.2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.02.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Устали читать или нужна консультация?
Позвоните нам: 8 (499) 704-35-00 (Москва), 8 (843) 202-35-00 (Казань). Решим вашу проблему в оптимальные сроки.

Правила постановки объектов ОНВОС на государственный учет

Порядок, правила и сроки постановки на госучет отражены в Постановлении Правительства РФ № 572 от 23.06.2016 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Постановка на учет объекта осуществляется по месту нахождения объекта, а не по месту регистрации юридического лица, в случае различия между этими местами:

Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов. (п. 10 ПП РФ № 572 от 23.06.2016 г.)

Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов. (п. 11 ПП РФ № 572 от 23.06.2016 г.)

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно. (п. 18 ПП РФ № 572 от 23.06.2016 г.)

В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению. (п. 19 ПП РФ № 572 от 23.06.2016 г.)

В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду. (п. 24 ПП РФ № 572 от 23.06.2016 г.)

Форма заявки и перечень сведений, указываемых в форме заявки о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду

Форма заявки и перечень сведений, указываемых в форме заявки о постановке на государственный учет определены в Приказе Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015 г. «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих НВОС».

Порядок заполнения и подачи заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего НВОС

Для корректного внесения сведений в государственный реестр сведений об объекте ОНВОС предусмотрены 2 варианта заполнения заявки:

1. При наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя подтвержденной учетной записи в ЕСИА (http://esia.gosuslugi.ru) и сертификата Электронной подписи (ЭП), возможно оформление и подача заявки через Личный кабинет природопользователя в сети Интернет по адресу https://lk.fsrpn.ru.

2. В случае отсутствия у юридического лица или индивидуального предпринимателя подтвержденной учетной записи в ЕСИА (http://esia.gosuslugi.ru) и сертификата Электронной подписи (ЭП), заявка должна быть заполнена в бумажном виде и выгружена в формате XML, формат файла выгрузки должен соответствовать требованиям, указанным на сайте (http://rpn.gov.ru/node/28131 :

Анализ проектной документации объекта ОНВ, видов деятельности (технологии производства), данных предыдущей инвентаризации выбросов, результатов производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

Штрафные санкции

Статья 8.46. Кодекса об административных правонарушениях РФ: Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Законодательство

Вопрос №1. У нас офис (детский сад, школа). К какой категории отнести данный объект?

Категорирование подобных объектов осуществляется исходя из наличия источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. В случае отсутствия выбросов и сбросов на объекте, данный объект относится к так называемым «не категорируемым объектам».

Позиция Росприроднадзора следующая: если у офиса (детского сада, школы, иного подобного объекта) отсутствуют выбросы и сбросы загрязняющих веществ и образуются только коммунальные отходы, то его на учет ставить не нужно. А вот если у офисной компании есть на балансе своя котельная, то ее нужно ставить на учет, так как котельная является объектом НВОС.

Вопрос №2. Кто должен проводить постановку на учет объекта негативного воздействия на окружающую среду, собственник или арендатор?

Постановку на учет объекта негативного воздействия (ОНВОС) обязаны проводить юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах (п.1 ст. 69.2 ФЗ № 7-ФЗ от 10.02.2002 г.). При этом не важно, в аренде находится объект или в собственности.

Смотрите также следующие услуги:

ТЭГИ: НВОС, негативное воздействие на окружающую среду, ОНВОС, объект негативного воздействия на окружающую среду, постановка объекта на учет, постановка объекта негативного воздействия, учет объектов негативного воздействия, учет ОНВОС, учет объектов НВОС, выбросы, сбросы, категория объекта НВОС, категория НВОС, категория ОНВОС, определение категории НВОС, определение категории объекта негативного воздействия, категория объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объект НВОС, постановка на учет, кадастр объектов НВОС, учет НВОС, объект негативного воздействия, окружающая среда, кадастр объектов негативного воздействия, кадастр объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Источник

Объект негативного воздействия на окружающую среду

На самом деле, может быть к примеру целый комплекс складов (объектов, объединенных одним назначением и связанных и физически и технологически), но при этом, они не будут являться объектами негативного воздействия на окружающую среду. Почему? Потому что нет воздействия на окружающую среду по видам.

объекты НВОС подразделяются на 4 категории:

Отнести свое предприятие к категории ОНВОС можно воспользовавшись Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Как правильно установить категорию объекта негативного воздействия на окружающую среду я писала здесь.

После определения с категорией ОНВОС вам надо было до 01.01.2017 г. подать заявку на постановку на учет как объекта негативного воздействия в модуле природопользователя.

Если объект новый, то вы должны это сделать в течении полугода с даты ввода в эксплуатацию.

Если ваш объект не является федеральным (не относится к объектам федерального государственного экологического надзора), то тогда ваш ОНВОС относится к объектам регионального экологического надзора.

Следовательно, заявку о постановке на учет вы подаете в региональный надзорный орган ( министерство или комитет экологии).

Далее вы получаете свидетельство о постановке на учет, как объекта ОНВОС, в котором будет прописан уровень надзора, категория вашего ОНВОС и код вашего ОНВОС.

Помните о том, что вы декларируете категорию ОНВОС и если вы ее декларируете неверно, то потом вас могут привлечь к административной ответственности.

Источник

Код онвос что это

Государственный кадастр отходов

Государственный реестр объектов размещения отходов

Федеральный классификационный каталог отходов

Заполнить заявку на размещение уведомления о проведении общественных обсуждений

Личный кабинет природопользователя

Перечень государственных услуг

Коды и реквизиты платежей

Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Реестр материалов общественных обсуждений

Программно-техническое обеспечение учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ПТО УОНВОС)

ПТО «УОНВОС содержит сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Ваш территориальный орган

2004-2021 © Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Официальный сайт.

Копирование информации, размещенной на официальном сайте Росприроднадзора (равно как и цитирование в средствах массовой информации тех или иных сведений либо сообщений, содержащихся в информационных разделах сайта) допускается при условии указания ссылки на источник такой информации (в сетевых СМИ – гиперссылки на Интернет-страницу с уникальным сетевым адресом).

Источник

Отчётность и плата за НВОС: 7 главных новшеств

код онвос что это. 27c0d5bd84e841ffa0ae1ef9c321cddf s. код онвос что это фото. код онвос что это-27c0d5bd84e841ffa0ae1ef9c321cddf s. картинка код онвос что это. картинка 27c0d5bd84e841ffa0ae1ef9c321cddf s. Порядокформирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам

До 1 марта 2021 года компании должны внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), а до 10 марта — сдать отчётность за 2020 год. Но правила расчётов и форма с прошлого года изменились. Мы собрали все важные новшества.

Кто отчитывается и платит за НВОС

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

Как считать авансовые платежи по НВОС: 3 варианта

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.
Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5. Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод. Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

БылоСтало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась.

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

БылоСтало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2).

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25

Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО).

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

БылоСтало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше.

Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1.

Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25. Это:

БылоСтало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет.

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1.

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0.

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39).

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну.

Новшество 4. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.

код онвос что это. new13 01 2. код онвос что это фото. код онвос что это-new13 01 2. картинка код онвос что это. картинка new13 01 2. Порядокформирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам

Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:

код онвос что это. new13 01 4. код онвос что это фото. код онвос что это-new13 01 4. картинка код онвос что это. картинка new13 01 4. Порядокформирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоения их соответствующим объектам

Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *