код процедуры условный выпуск
Приказ ФТС России от 04.02.2011 № 206 «Об утверждении Инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар»
В целях реализации статьи 194 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) и статьи 215 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) ПРИКАЗЫВАЮ:
2. Производить таможенные операции и таможенное декларирование товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, по которым ФТС России приняты классификационные решения на основании Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2001, рег. N 2744), или Инструкции об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов, утвержденной Приказом ФТС России от 12 января 2007 г. N 22 (зарегистрирован Минюстом России 05.04.2007, рег. N 9252), в соответствии с положениями статьи 215 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Инструкцией.
3. Признать утратившими силу:
Приказ ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 «Об утверждении Инструкции о порядке классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов» (зарегистрирован Минюстом России 07.06.2001, рег. N 2744);
Приказ ГТК России от 22 апреля 2003 г. N 442 «О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 23.04.2001 N 388 » (зарегистрирован Минюстом России 12.05.2003, рег. N 4525);
Приказ ФТС России от 1 ноября 2006 г. N 1088 «О внесении изменений в Приказ ГТК России от 23.04.2001 N 388 » (зарегистрирован Минюстом России 24.11.2006, рег. N 8526);
Приказ ФТС России от 12 января 2007 г. N 22 «Об утверждении Инструкции об особенностях таможенного оформления товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта в виде отдельных компонентов» (зарегистрирован Минюстом России 05.04.2007, рег. N 9252);
Приказ ФТС России от 20 декабря 2007 г. N 1580 «О внесении изменений в Приказ ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 » (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2008, рег. N 10944);
Приказ ФТС России от 21 декабря 2009 г. N 2308 «О внесении изменений в Приказ ФТС России от 12 января 2007 г. N 22 » (зарегистрирован Минюстом России 26.01.2010, рег. N 16059);
Приказ ФТС России от 28 апреля 2010 г. N 864 «О внесении изменений в Приказ ФТС России от 12 января 2007 г. N 22 » (зарегистрирован Минюстом России 21.05.2010, рег. N 17311);
Приказ ФТС России от 16 июня 2010 г. N 1144 «О таможенном оформлении машин, поставляемых в виде отдельных компонентов» (зарегистрирован Минюстом России 21.06.2010, рег. N 17606);
Приказ ФТС России от 16 июля 2010 г. N 1348 «О внесении изменений в Приказ ГТК России от 23 апреля 2001 г. N 388 » (зарегистрирован Минюстом России 22.07.2010, рег. N 17947).
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России С.О.Шохина.
Условный выпуск товаров и таможенное оформление образцов для сертификации
В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.
1. Условный выпуск товаров при отсутствии разрешительного документа (ДС, СС, СГР)
В настоящее время при таможенном оформлении продукции мы столкнулись с рядом проблемных ситуаций при заявлении условного выпуска, а именно различным подходом таможенных органов к этому вопросу.
1.1. Получение разрешения на условный выпуск товаров
Для этого необходимо подписать Заявление у руководителя таможенного органа.
· Образец Заявления отсутствует;
· Не регламентирована компетенция принятия решения по данному вопросу. В Балтийской таможне это уровень начальника таможни, В МОТ, Тверской и Московской таможнях – начальника таможенного поста.
В случае получения разрешения у начальника таможни это занимает от трех дней, при этом возможен отказ. Простой контейнера в морском порту обходится дорого, поэтому выгодней по ВТТ вывезти груз в таможню, где эту процедуру можно оформить быстрее.
1.2. Декларирование образцов для сертификации и товара, который выпускается условно
2. Когда, кто и где составляет акт отбора проб и образцов
2.1. В каких случаях составляется акт отбора проб и образцов при таможенном оформлении товаров
Норма отбора проб и образцов регламентирована ст.17 ТК ЕАЭС. Там же указано, что данная процедура может проводится без декларирования.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25 декабря 2012 года п. 4 установлено, что документы, удостоверяющие соответствие продукции (товаров) не представляются таможенным органам на продукцию, ввозимую в качестве проб и образцов для проведения исследований и испытаний. Соответственно, пробы и образцы товаров для сертификации допускается декларировать под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без ограничений, т.е. не условно, а окончательно.
Резюмируя две законодательные нормы, делаем вывод, что при ввозе проб и образцов их можно декларировать по ДТ или оформлять актом отбора проб и образцов без подачи ДТ в момент отбора. При декларировании образцов акт отбора не составляется по причине отсутствия самого отбора.
2.2. Кто составляет акт отбора проб и образцов и в каком месте
В Рекомендациях ФТС и Росаккредитации от 27.02.2019 «О порядке совершения таможенных операций, связанных с ввозом в РФ товаров в качестве проб и образцов для целей исследований и испытаний продукции» данный вопрос затрагивается, частично цитируется п. 4.2 ГОСТ 31814-2012 и добавлена уточняющая фраза «под таможенным контролем», а именно:
Исключена фраза из п. 4.2.3. ГОСТ о месте отбора проб и образцов: «или на складе получателя при ответственном хранении, в емкости транспортного средства».
Ключевой момент в том, что в соответствии с ГОСТ при сертификации продукции отбор образцов осуществляет орган по сертификации или, по его поручению, испытательная лаборатория (центр), если иное не содержится в техническом регламенте, в зависимости от схемы сертификации.
При Декларировании соответствия (п. 4.3 ГОСТ 31814-2012) отбор образцов осуществляет заявитель или, по его поручению, испытательная лаборатория (если иное не содержится в техническом регламенте) в зависимости от схемы декларирования соответствия.
Резюмируем, в соответствии с ГОСТ.
Основное отличие отбора проб и образцов при сертификации продукции и декларировании соответствия в том, что ответственным лицом за данную процедуру в первом случае является орган по сертификации, во втором – Заявитель. Места отбора проб и образцов в обоих случаях идентичны и нет комментария в части таможенного контроля.
2.3. Практика таможенного оформления в части требования таможенных органов представления акта отбора проб и образцов.
В результате некоторые таможенные органы в соответствии с указанными рекомендациями требуют представление акта отбора даже при декларировании образцов для сертификации, хотя это противоречит Решению Коллегии ЕЭК №294. Если образцы товаров декларируются отдельно, для чего еще нужно составлять акт отбора, если отбора не производится и товар выпускается для внутреннего потребления без ограничений?
Для оформления акта необходимо выставить транспортное средство в место досмотра и осуществить его выгрузку либо частичную, либо полную в зависимости от того, где загружен товар. Досмотровых не хватает, некоторые терминалы перегружены и не справляются с наплывом досмотров и, тем более, отбором образцов…
Мера однозначно неправомерная и значительно затягивает выпуск товаров.
Также замечу, что порядок отбора проб и образцов для сертификации нигде в нормативных документах не прописан, из-за этого нет единого подхода и ответов на следующие вопросы:
· Кто дает разрешение на отбор
· Форма акта
· Кто его подписывает
· В каких случаях он составляется, а в каких нет
· Когда он должен предъявляться вместе с ДТ
3. Сроки условного выпуска
Максимальный срок представления документов о соответствии после условного выпуска ДТ составляет 45дней. Данная норма установлена ст.107 ФЗ-289 «О таможенном регулировании в РФ» и продление указанного срока не предусмотрено.
В связи с участившимися случаями нарушения сроков предоставления разрешительных документов при условном выпуске товаров, вышло письмо ФТС России № 01-11/43502 от 19 июля 2019 года «О соблюдении запретов и ограничений в отношении условно выпущенных товаров». Процитирую самое важное из данного письма:
«Нарушение декларантом указанных условий является основанием для принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске условно выпущенных товаров и рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с несоблюдением запретов и ограничений по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, когда до истечения 45 календарных дней товары помещены декларантом под таможенные процедуры, предусмотренные для иностранных товаров (реэкспорт, таможенный склад).
Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС».
Что же происходит на «земле»
При нарушении срока представления разрешительного документа таможенный орган выставляет требование вернуть товар на СВХ в кротчайшие сроки, которые законодательством не определены, поэтому таможенный пост не понимает какой срок установить и какой момент считать нарушением срока неисполнения требования о возврате товара на СВХ.
Дело об АП по ст.16.3 КОАП заводится сразу при нарушении предельного срока представления разрешительного документа.
Если товар возвращен на СВХ, то в соответствии с вышеуказанным письмом ФТС товар задерживается и хранится таможенным органом 30 дней (ст.380 ТК ЕАЭС). Ст. 381 ч.4 ТК ЕАЭС предусмотрен возврат задержанных товаров Декларанту после их выпуска. Но есть один нюанс в том, что дело об АП, как правило, еще в процессе рассмотрения и таможенный пост не имеет четкой нормы закона о праве выдачи товара Декларанту.
В связи с вышеизложенным, подход таможенных органов при несоблюдении процедуры условного выпуска самый разный. Кто-то товар выдает после выпуска, не дожидаясь завершения дела об АП, кто-то нет. И обеспечение возврата товара на СВХ таможней является болезненным для сотрудников таможенного органа по причине неопределенности их действий в этом вопросе.
Джамал Давиташвили,
Руководитель Департамента таможенного оформления
таможенно-логистической компании VIG Trans
Статья 126. Условно выпущенные товары
1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:
1) применены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
2) соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров;
3) в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее – международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
2. В отношении условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, должны соблюдаться цели и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничения по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот.
Допускается использование условно выпущенных товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, являющихся транспортными средствами, в качестве транспортных средств международной перевозки в соответствии с главой 38 настоящего Кодекса при условии, что такое использование не нарушает целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также не влечет несоблюдение установленных ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами в связи с применением таких льгот.
3. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, – также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
4. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи, могут использоваться только в пределах территории государства-члена, таможенным органом которого произведен их выпуск, если иное не установлено международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз.
5. Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, до приобретения ими статуса товаров Союза остаются условно выпущенными в соответствии с настоящей статьей при их помещении:
1) под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в соответствии с пунктом 3 статьи 176 настоящего Кодекса;
2) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для завершения действия таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в соответствии со статьей 184 настоящего Кодекса либо в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 статьи 277 настоящего Кодекса.
6. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза.
7. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после:
1) прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено законодательством государств-членов, – в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи;
2) подтверждения соблюдения запретов и ограничений – в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи;
3) исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 настоящего Кодекса, – в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи.
8. Для приобретения статуса товаров Союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Порядок подтверждения соблюдения запретов и ограничений после выпуска товаров в случае, указанном в подпункте 2 пункта 7 настоящей статьи, устанавливается законодательством государств- членов.
9. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.
Приказ ГТК России от 17.12.2003 № 1460 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 23 августа 2002 г. N 900 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей»»
В целях унификации нормативно-справочной информации, используемой для таможенных целей, приказываю:
1. Изложить пункт 1 приказа ГТК России от 23.08.2002 N 900 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей» *1 в следующей редакции:
— особенностей декларирования товаров ( приложение 2 );
— специальных таможенных процедур ( приложение 3 );
— видов транспорта и транспортировки товаров ( приложение 4 );
— форм расчетов по внешнеторговым сделкам ( приложение 7 );
— методов определения таможенной стоимости ( приложение 8 );
— видов таможенных деклараций ( приложение 9 );
— преференций, льгот по уплате таможенных платежей ( приложение 10 );
— видов документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей ( приложение 11 );
— видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы ( приложение 12 );
— обозначений способов и особенностей уплаты налогов и сборов ( приложение 13 );
— видов обеспечения уплаты таможенных платежей ( приложение 14 );
— особенностей маркировки подакцизных товаров ( приложение 15 );
— видов документов, используемых при заявлении сведений в графе 44 ГТД ( приложение 16 );
— признаков корректировки таможенной стоимости ( приложение 17 );
— экономических союзов и сообществ ( приложение 18 );
— решений, принимаемых таможенными органами ( приложение 19 );
— доходов по бюджетной классификации ( приложение 20 );
— сокращенных наименований и аббревиатур основных реквизитов акцизных марок ( приложение 21 ).».
3. ГНИВЦу ГТК России (С.Л.Гусев) внести необходимые изменения в базы данных НСИ.
4. Начальникам таможенных органов Российской Федерации обеспечить доведение положений настоящего приказа до сведения всех заинтересованных лиц.
5. Заместителю председателя ГТК России В.В.Шпагину осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2004 года.
*1 В соответствии с письмом Минюста России от 23.09.2002 N 07/8827-Ю не подлежит представлению на государственную регистрацию, поскольку не содержит правовых норм.
* Постановление Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. N 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира».
** Постановление Госстандарта России от 25 декабря 2000 г. N 405-ст «О новом классификаторе валют».
*** Постановление Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 413.
установленные Инкотермс 2000)
товаров, помещаемых под таможенные режимы, применимые к
льгот по уплате таможенных платежей
взимание которых возложено на таможенные органы
уплаты налогов и сборов
заявлении сведений в графе 44 ГТД
основных реквизитов акцизных марок
ввоз припасов
вывоз припасов
91
92
ввоз товаров
вывоз товаров
20
21
вывоз товаров
23
ввоз средств транспорта
вывоз средств транспорта
24
25
временный вывоз
* Сокращенный буквенный код условия поставки, состоящий из трех латинских символов, отличных от вышеуказанных в классификаторе сочетаний, который формируется декларантом самостоятельно, исходя из условий договора.
Т+У
02
Т+У
04
Т+У
06
Р
Р+В
08
09
Т+У
Т+Р
Т+У+Р
У+Р
У
12
13
14
15
16
Т+У+В
Т+В+Р
Т+У+В+Р
У+В
У+В+Р
18
19
21
22
23
Т+У
У
25
26
Т+У
Т+Р
Т+У+Р
У+Р
У
28
29
31
32
33
Т+У+В
Т+В+Р
Т+У+В+Р
У+В
У+В+Р
35
36
37
38
39
У
Т+У
42
43
У
Т+У
45
46
У
Т+У
48
49
У
Т+У
52
53
У
Т+У
55
56
Т+У
59
Т+У
63
Т+У
66
Т+У
Т+Р
Т+У+Р
68
69
71
Т+В
Т+У+В
Т+В+Р
Т+У+В+Р
74
75
76
77
Р
Р+В
92
93
* Условные обозначения формы расчетов за перемещаемые товары, где:
Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»).
* Если во исполнение актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтверждающих наличие льгот или установление особенностей по уплате таможенных платежей, издан соответствующий правовой акт ГТК России, указывается код только соответствующего правового акта ГТК России.
* Использовать только при заполнении платежных документов.