код специальности фармацевтическая технология
Специальность «Фармацевтическая технология» (ординатура)
Степень: Провизор-технолог
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
Для обучения нужно иметь высшее медицинское образование по специальности «Фармация».
Содержание
Огромный ассортимент лекарств в современной аптеке – это результат работы тысяч специалистов. В процессе их разработки принимают участие специалисты разной квалификации и направления. Начинается все с теории, постепенно переходя в практику. Над созданием теоретических основ работает специальность 33.08.01 Фармацевтическая технология.
Этот обширный раздел науки изучает самые разные лекарственные средства. Сюда входят профилактические препараты. Также детальными объектами для изучения становятся лекарства для лечения, реабилитации и диагностики. Профессионалы могут работать в направлении совершенствования существующих формул и создавать принципиально новые. Для них неважно, в какой форме представлено лекарство. Все работы в этой сфере проводятся с точки зрения воздействия на человека. Основная цель – приводить формулы к таким идеалам, которые предполагают максимально эффективное полезное воздействие на организм параллельно с уменьшением потенциального вреда.
Условия поступления
Основная задача курса – обучать специалистов теории по профильным и смежным дисциплинам, а также практическим навыкам, которые помогут совершенствовать фармацевтический продукт и изобретать новые лекарственные препараты. Для обучения в ординатуре нужно иметь высшее медицинское образование по специальности «Фармация».
Прием в вузы Москвы происходит после конкурсного испытания. Так что необходимо узнать предварительно, какие предметы сдавать абитуриенту.
Будущая профессия
Направление воспитывает компетентных специалистов, которые смогут сделать свой вклад в решение важнейших задач фармации. Они будут заниматься разработкой новых фармакологических препаратов разного воздействия. Также в их компетенции детальное изучение с точки зрения науки существующих лекарств. Проверяя эффективность продукции, выпускник курса сможет предложить собственные решения, как ее усовершенствовать с пользой для потребителя. В этом не обойтись без практических навыков работы с новейшим технологическим оборудованием. Такие специалисты становятся основой будущего индустриальной фармации.
Куда поступать
В настоящее время ординатура присутствует в таких учебных заведениях:
Срок обучения
Государственная программа, созданная для этого направления, предполагает обучение в течение двух лет.
Дисциплины, входящие в курс обучения
Будущим профессионалам для полноценной деятельности в фармацевтических компаниях необходимо освоить комплекс предметов:
Приобретаемые навыки
После окончания ординатуры выпускник сможет решать такие практические задачи:
Перспективы трудоустройства по профессии
Эта специальность является достаточно молодой. Ее создали для совершенствования образовательного процесса в деле воспитания фармацевтических работников. Пока что таких квалифицированных кадров не хватает на рынке. В то время как перспективы для самореализации у выпускника вуза предстают очень привлекательные.
Он сможет работать на любом предприятии, которое занимается производством лекарств, действующих веществ для них. Также в его компетенции вопросы изготовления лекарственных и лечебно-профилактических добавок. Как вариант, можно рассчитывать на самореализацию в научно-исследовательской сфере своего профиля.
Кем работает выпускник курса:
Оплата труда в фармацевтической отрасли является достаточно высокой. Можно зарабатывать 20-30 тысяч рублей на старте своей карьеры.
Преимущества профессионального совершенствования
Если специалист видит в себе талант к научно-исследовательской деятельности, стоит поступать в аспирантуру. Тогда будет возможность выбирать разные пути для дальнейшего трудоустройства: в науке, в преподавательской сфере и в практической отрасли.
Код специальности фармацевтическая технология
Приглашаем на курс профессиональной переподготовки « Фармацевтическая технология».
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки предназначена для специалистов, имеющих высшее образование по специальности «Фармация», послевузовское и/или дополнительное профессиональное образование по специальности «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» и имеющих стаж работы по специальности «Фармацевтическая технология» от 5 до 10 лет, занимающих должности провизора-технолога, заведующего (начальника) структурного подразделения (отдела) аптечной организации или дополнительное профессиональное образование по специальности «Фармацевтическая технология» и перерыв в стаже работы по специальности более 5 лет..
Цель:
систематизация теоретических знаний, охватывающих как разработку рациональной технологии производства и изготовления, так и знание специфики обращения лекарственных средств (в частности, правил реализации). Обучение в рамках этой специальности направлено на формирование навыков грамотной работы сотрудников аптечных организаций по обеспечению населения и медицинских учреждений эффективными и качественными лекарственными препаратами (а также товарами аптечного ассортимента) с соблюдением требований действующего законодательства.
Программа обучения включает изучение:
— изготовления лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций;
— хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента;
— проведения приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента;
— специфики организации розничной торговли, отпуска лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента;
— перспектив и актуальных вопросов экспертизы и контроля качества лекарственных средств;
— Основных фармакотерапевтических групп лекарственных средств.
В соответствии с п. 3 Приказа Минздрава России от 8 февраля 2021года № 58н
«Об особенностях допуска физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом специалиста или свидетельством об аккредитации специалиста, в 2021 году» установлено, что аккредитация специалистов, допущенных к осуществлению фармацевтической деятельности, проводится с 1 июня 2021 года.
С этого времени слушатели программ дополнительного профессионального образования, направленных на профессиональную переподготовку фармацевтических специалистов, после окончания обучения должны проходить первичную специализированную аккредитацию специалистов:
провизоры по специальностям «Фармацевтическая технология»
Длительность: 504 часа (3 месяца).
Форма обучения: заочная (дистанционная).
По результатам обучения выдается диплом о профессиональной подготовке.
Список ВУЗов, на базе которых работают аккредитационные комиссии: СКАЧАТЬ
Инструкция по подготовке к специализированной аккредитации: СКАЧАТЬ
Получение документов уст. образца
После завершения обучения при условии успешного прохождения итогового тестирования, мы отправим на ваш адрес:
Что напишут в дипломе?
Минобрнауки готовит новый перечень квалификаций провизоров в рамках специалитета — изучаем проект приказа
В мае на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов появился проект приказа Минобрнауки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее «Проект приказа»), который, в случае утверждения, внесёт изменения в действующий набор квалификаций, в том числе фармацевтических. Сейчас эта сфера регулируется другим приказом Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061, имеющим точно такое же название. Когда новый приказ заработает, пока не ясно. Указанная в проекте дата — 1 сентября 2024 г. — вызывает некоторые сомнения, поскольку обычно такие документы не вывешивают за три года до их вступления в силу. Можно предположить, что произошла опечатка, и речь идёт о 1 сентябре текущего года. Рассмотрим положения нового приказа, чтобы иметь представление о том, к чему нас готовит министерство.
Какие квалификации действуют сейчас
Чтобы понять, как тема специальностей профильного высшего образования будет регулироваться новым приказом, вспомним для начала, как обстоят дела с ней сейчас. Для этого заглянем в Приказ № 1061. В нём есть несколько приложений. Они содержат перечни направлений подготовки высшего образования — отдельно для бакалавриата, магистратуры, специалитета, подготовки научно-педагогических кадров, и т. д.
В Приложении № 1 (бакалавриат) Приказа № 1061 фармацевтические направления отсутствуют. Напомним, что бакалавриат — это первая академическая степень высшего образования; она предполагает срок обучения не менее 4 лет и в процессе фармобразования не применяется. В Приложении № 2 (магистратура, то есть, квалификация, приобретаемая по результатам 2‑х летнего обучения после бакалавриата) имеется раздел «Здравоохранение и медицинские науки», который по специальности «Фармация» включает направление подготовки «33.04.01 Промышленная фармация». Кстати, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по нему утверждён Приказом Минобрнауки от 16.02.2017 № 143.
В Приложении № 3 (специалитет, то есть уровень высшего образования, по окончании которого студенту присваивается квалификация специалиста, срок программы обучения не менее 5 лет) также имеется раздел «Здравоохранение и медицинские науки». Именно здесь можно найти хорошо нам знакомую квалификацию «Провизор» специальности «33.05.01 Фармация», которая указана в дипломе каждого, кто получил высшее фармобразование.
Для полноты картины заглянем и в другие приложения. Приложение № 4 — это перечень направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Проще говоря, он касается тех, кто намеревается обучать студентов фармвузов. Здесь по направлению «Фармация» предусмотрены квалификации «Преподаватель-исследователь» и просто «Исследователь». Такое же направление и такие же квалификации содержатся в Приложении № 5 — перечне направлений подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре.
И наконец, ознакомимся с Приложением № 6 действующего Приказа № 1061, включающим перечень специальностей высшего образования по программам ординатуры. Приведём интересующие нас наименования специальностей и квалификации этого Приложения в виде таблицы:
Коды специальностей или групп специальностей | Наименования специальностей (групп специальностей) | Квалификация |
33.00.00 | ФАРМАЦИЯ | |
33.08.01 | Фармацевтическая технология | Провизор-технолог |
33.08.02 | Управление и экономика фармации | Провизор-менеджер |
33.08.03 | Фармацевтическая химия и фармакогнозия | Провизор-аналитик |
33.08.04 | Радиофармацевтика | Провизор-радиолог |
Отметим, что две последние специальности — фармхимия с фармакогнозией и радиофармацевтика — были добавлены в список специальностей высшего образования по программам ординатуры относительно недавно, Приказом Минобрнауки от 23.03.2018 № 210. Отметим, что в другом разделе Приложения № 6, где содержатся медицинские специальности, фигурируют специальность «Клиническая фармакология» и квалификация «Врач-клинический фармаколог».
Будут ли изменения?
Теперь перейдём к вопросу о том, что изменится, если Проект приказа будет утверждён, а Приказ № 1061 утратит силу. В ординатуре всё останется по‑прежнему — согласно Приложению № 3 Проекта приказа, четыре наименования специальностей и их четыре квалификации останутся теми же (см. таблицу выше). Изменятся только коды, что не суть важно.
А вот Приложение № 1 Проекта приказа, которое включает интересующий нас специалитет, отличается от ныне действующего. Заглянем в его раздел «Здравоохранение и медицинские науки». Он помещён в концовку приложения, вслед за разделом «Искусство и культура». Согласно этому документу, новый порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета предполагается сделать таким, как в нижеследующей таблице:
Коды укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки | Коды специальностей и направлений подготовки | Наименования укрупнённых групп специальностей и направлений подготовки | Квалификация |
51 | ФАРМАЦИЯ | ||
0107.2 | Фармация | Провизор-технолог Провизор-аналитик Провизор-менеджер Провизор-радиолог | |
0207.1 | Промышленная фармация | Магистр промышленной фармации (с указанием квалификации по профилю) |
Иными словами, возникает впечатление, что порядок фармспециальностей и направлений подготовки в рамках специалитета собираются гармонизировать с тем набором специальностей и квалификаций, который уже действует в ординатуре.
Но здесь следует сделать одну оговорку. Участники отрасли, естественно, основываются на той версии Проекта приказа с его приложениями, который в настоящее время представлен на сайте regulation.gov.ru. Поскольку этот веб-ресурс является официальным, то приходится ориентироваться на него, даже если возникают вопросы, замечания или сомнения. В начале статьи мы отмечали, что имеются сомнения относительно даты вступления в силу нового приказа. Ещё одно замечание к содержанию представленного на сайте проекта, точнее одного из его приложений, озвучила для наших читателей Елена Неволина, исполнительный директор Союза «Национальная фармацевтическая палата» и Некоммерческого партнёрства «Аптечная гильдия».
По её словам, вероятно, с представленным Минобрнауки на сайте regulation.gov.ru Приложением № 1 Проекта приказа произошла путаница, в результате чего фармацевтические специальности и квалификации этого Приложения совпали с таковыми в ординатуре, чего на самом деле быть не должно. По сведениям Елены Неволиной, после вступления нового приказа в силу в специалитете сохранится старый, то есть, действующий порядок — квалификация «Провизор» специальности «Фармация» (только, скорее всего, изменятся коды). А смысл разработки нового приказа заключается в обновлении других, нефармацевтических специальностей и квалификаций.
Одна квалификация на всех
Подождём развития событий, а пока поясним пару нюансов. К счастью или сожалению, систему наших специальностей и квалификаций определяет не отраслевой регулятор, а Минобрнауки. Поэтому возникает вопрос — а держит ли оно руку на пульсе насущных профессиональных реалий фармотрасли?
Что можно заметить в подходах этого ведомства? Оно, по‑видимому, исходит из давно укоренившейся традиции готовить в фармвузах специалистов самого широкого профиля. Будущих работников аптек и оптового звена (в том числе, управленцев), специалистов фармпроизводств, системы контроля качества лекарственных средств, работников сферы аптечного изготовления — всех пестуют в «одном котле». Такой порядок действует с советских времён, плох он или хорош — это тема для отдельной дискуссии.
Если представленное Приложение № 1 Проекта приказа — всё‑таки не ошибка, значит, лёд тронулся, и заложены основы специализации в ходе получения высшего фармобразования, а не после него. Но это потребует значительной перестройки системы подготовки кадров в фармвузах — в первую очередь, учебных программ — на что понадобится время. Может быть, в этом и заключается смысл вступления нового приказа в силу не сейчас, а через три года?
Почему технолог?
Если основываться на действующем приказе Минобрнауки, квалификация «провизор-технолог» есть пока только в ординатуре. Но выйдем из рамок системы высшего фармобразования в законодательное поле профессии и заглянем в Приказ Минздрава РФ от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки „Здравоохранение и медицинские науки“».
Этот нормативно-правовой акт показывает, какие должности может занять выпускник, получивший высшее образование — специалитет по специальности «Фармация». Это должности провизора и провизора-технолога. Дальнейшая подготовка в ординатуре по специальности «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» даёт возможность занять должности провизора-аналитика и заведующего отделом аптечной организации; подготовка в ординатуре по специальности «Фармацевтическая технология» — опять же должности провизора-технолога и заведующего отделом аптечной организации.
Добавим, что трудовые действия, необходимые умения и знания, а также другие характеристики провизора и провизора-технолога изложены в Приказе Минтрудсоцзащиты РФ от 09.03.2016 № 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор».
Напомним также, что название этой должности-квалификации — провизор-технолог — существует уже несколько десятилетий. Прямо скажем, оно оторвано от современной реальности, ведь слово «технология» обычно вызывает ассоциацию с производством. Конечно, можно рассматривать технологию как совокупность профессиональных техник, процедур, рабочих процессов, но в таком случае всех специалистов, включая, к примеру, актёров, можно тоже назвать технологами.
Логично было бы обозначить приставкой «-технолог» тех провизоров, кто работает в промышленной фармации. У нас эту приставку приложили к должности провизора-первостольника. Елена Неволина напоминает, что в советское время такое название должности имело под собой некоторое основание, поскольку специалист, несущий её, исполнял функции дефектара, контролировал работу рецептурно-производственного отдела (непосредственно изготовлением занимались фармацевты).
В российском законодательстве приставка «-технолог» к квалификации «провизор» и специальность «Фармацевтическая технология» закрепились стараниями представителей сферы высшего образования, а не фармспециалистов, продолжает Елена Неволина. По её словам, они тогда привели следующее обоснование: «Фармацевтическая технология» включает в себя и технологию продаж.
Исходя из этой логики, мы избежали худшего — появления специальности «Фармацевтические продажи» и квалификации «провизор-продавец». Если серьёзно, то в среднесрочной перспективе следует, наверное, найти более адекватное профессиональное определение должности аптечного первостольника с высшим образованием. Что же касается ближайшей перспективы, то следует дождаться окончательной редакции Проекта приказа со всеми его приложениями.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Деятельность портала координируется НИТУ «МИСиС»
Новости
Файл с текстом стандарта размещен в разделе ФГОС ВО сайта www.fgosvo.ru
З арегистрировано в Минюсте России 23 октября 2014 г. N 34419
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 августа 2014 г. N 1142
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 33.08.01
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ
КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ)
В соответствии с подпунктом 5.2.42 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.08.01 Фармацевтическая технология (уровень подготовки кадров высшей квалификации).
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 27 августа 2014 г. N 1142
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
УРОВЕНЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
33.08.01 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.2. Обучение по программе ординатуры в организациях осуществляется в очной форме обучения.
3.3. Срок получения образования по программе ординатуры:
в очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы ординатуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану срок устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, при обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы ординатуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
3.4. Организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации программы ординатуры, за исключением практической подготовки обучающихся, осуществляемой в соответствии с Порядком организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. N 620н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30304), а также государственной итоговой аттестации.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы ординатуры возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе ординатуры осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ ОРДИНАТУРЫ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, включает обращение лекарственных средств.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу ординатуры, являются:
совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для разработки, производства, контроля качества, обращения лекарственных средств и контроля в сфере обращения лекарственных средств в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу ординатуры:
Программа ординатуры включает в себя все виды профессиональной деятельности, к которым готовится ординатор.
4.4. Выпускник, освоивший программу ординатуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
производство и изготовление лекарственных средств;
организация производства и изготовления лекарственных средств;
организация и проведение мероприятий по хранению, перевозке, изъятию и уничтожению лекарственных средств;
ведение учетно-отчетной документации в фармацевтической организации;
организация труда персонала в фармацевтических организациях и их структурных подразделениях с учетом требований техники безопасности и охраны труда;
соблюдение основных требований информационной безопасности.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
5.1. В результате освоения программы ординатуры у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями:
готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
Части 13 и 14 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263).
5.3. Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями:
готовность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-1);
готовность к обеспечению качества лекарственных средств при их производстве и изготовлении (ПК-2);
готовность к применению специализированного оборудования, предусмотренного для использования в профессиональной сфере (ПК-3);
готовность использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ПК-4);
готовность к применению основных принципов управления в профессиональной сфере (ПК-5).
готовность к организации технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств (ПК-6).
5.4. При разработке программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции включаются в набор требуемых результатов освоения программы ординатуры.
5.5. При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
5.6. При разработке программы ординатуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
6.1. Структура программы ординатуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
6.2. Программа ординатуры состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики», относящийся как к базовой части программы, так и к ее вариативной части.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации «Провизор-технолог».
Структура программы ординатуры
Структура программы ординатуры
Объем программы ординатуры в з.е.
Государственная итоговая аттестация
Объем программы ординатуры
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по промышленной фармацевтической технологии, педагогике реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы ординатуры. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 сентября 2013 г., регистрационный N 29950).
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы ординатуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО.
После выбора обучающимся дисциплин (модулей) и практик вариативной части они становятся обязательными для освоения обучающимся.
6.6. В Блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика.
Способы проведения производственной (клинической) практики:
Практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.
6.8. При разработке программы ординатуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе освоения специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для лиц с ограниченными возможностями здоровья в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)», должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
7.1. Общесистемные требования к реализации программы ординатуры.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической работы обучающихся, предусмотренной учебным планом.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927).
7.1.3. В случае реализации программы ординатуры в сетевой форме требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы ординатуры в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы ординатуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы ординатуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1644н «О внесении изменений в квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879).
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ ординатуры.
7.2.1. Реализация программы ординатуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы ординатуры на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ординатуры, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу ординатуры, должна быть не менее 65 процентов.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой программы ординатуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу ординатуры, должна быть не менее 10 процентов.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы ординатуры.
7.3.1. Минимально необходимый для реализации программы ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
лаборатории, оснащенные специализированным оборудованием (производственное или модельное оборудование для изготовления всех видов лекарственных форм экстемпорального, мелкосерийного и промышленного производства), образцами лекарственных средств, вспомогательных веществ, лекарственного растительного сырья и расходным материалом в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально, а также иное оборудование, необходимое для реализации программы ординатуры.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе ординатуры.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы ординатуры.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы ординатуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).