код специальности роботы и робототехнические системы
ВАК 05.02.05
Роботы, мехатроника и робототехнические системы
05.02.05 Роботы, мехатроника и робототехнические системы
Робототехника, мехатроника и робототехнические системы – область науки и техники, ориентированная на создание роботов, мехатронных и робототехнических систем, предназначенных для автоматизации сложных технологических процессов и операций, в том числе, выполняемых в недетерминированных условиях, для замены человека при выполнении тяжелых, утомительных и опасных работ. «Мехатроника» как отдельная область науки и техник, основана на синергетическом объединении узлов точной механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами, обеспечивающими проектирование и производство качественно новых модулей, систем и машин с интеллектуальным управлением их функциональными движениями.
05.02.18 – Теория механизмов и машин
05.09.03 – Электротехнические комплексы и системы
05.13.05 – Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления
05.13.11 – Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей
05.13.17 – Теоретические основы информатики
05.02.02 – Машиноведение, системы приводов и детали машин
05.02.13 – Машины и агрегаты (по отраслям)
05.09.01 – Электромеханика и электрические аппараты
05.11.16 – Информационно-измерительные и управляющие системы
05.13.01 – Системный анализ, управление и обработка информации
05.13.06 – Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами
05.13.12 – Системы автоматизации проектирования
05.13.18 – Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Разграничение между специальностью 05.02.05 и родственными и смежными специальностями проводится по направленности и объему исследований. Исследования по родственным и смежным специальностям носят подчиненный, вспомогательный характер.
Профессии, связанные с робототехникой: список, описание
Если вы с детства обожаете смотреть фильмы про умные машины, убеждены, что технологии изменят мир к лучшему и вместе с Биллом Гейтсом предрекаете, что очень скоро роботы будут в каждом доме, то стоит внимательнее отнестись к такой профессии будущего как робототехник.
Само слово «робот» появилось только в 1920 году. Придумал его чешский писатель Карел Чапек для пьесы «R.U.R.» («Россумские Универсальные Роботы»).
Робототехников часто называют создателями роботов. Но эта профессия имеет свои направления и области развития, о которых мы подробнее расскажем в этой статье. Также вы узнаете, чем конкретно занимаются представители разных специальностей, сколько зарабатывают и где можно выучиться на профессию робототехника.
Получайте новости из мира образования первыми — подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте пользоваться приятными акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Профессии, связанные с робототехникой: список
Профессий в сфере робототехники довольно много. Как правило, специалисты обучаются в инженерных вузах, изучают проектирование, робототехнические технологии и программную разработку. Однако всех специалистов из сферы робототехники можно разделить не только на теоретиков, которые разрабатывают идеи и занимаются проектированием, и на практиков, претворяющих эти идеи в жизнь. Технические специалисты различаются также по узким отраслям, в которых они работают и применяют свои знания. Вот сферы, в которых востребованы профессии, связанные с роботами:
Итак, какие же профессии связаны с робототехникой? Чтобы вы не запутались, мы собрали все специальности в одну таблицу:
Общий список профессий | Профессии по направлениям |
Инженер-робототехник | Проектировщик детской робототехники |
Инженер-мехатроник (электромеханик) | Проектировщик медицинских роботов |
Мобильный робототехник | Проектировщик домашних роботов |
Инженер-изобретатель | Проектировщик-эргономист роботизированных систем |
Инженер-электроник | Проектировщик промышленной робототехники |
Сервисный инженер-робототехник | Инженер-робототехник в машиностроении |
Педагог по направлению «Роботехника» | Специалист по мобильной робототехнике |
Электротехник | Разработчик нейроинтерфейсов по управлению роботами |
Программист-разработчик | Робототехник в космической индустрии |
Кибернетик | Роботехники в сфере военных разработок |
Архитектурный визуализатор | |
3D-модельер |
Многие разработки, которыми мы пользуемся в жизни, пришли именно из мира военных технологий. Например, экзоскелеты — это внешняя конструкция, которую придумали для правильного распределения нагрузки во время военных действий. В современном мире её активно используют в медицине, помогая людям с ограниченными возможностями вернуть утраченные функции тела (рук, ног и так далее). Неудивительно, что именно в военной отрасли профессия «робототехник» наиболее востребована.
Профессии, связанные с инженерией и робототехникой: подробное описание
Давайте подробнее узнаем, кто же создает роботов? Какие это профессии? Что скрывается за профессиями «мехатроника» и «мобильная робототехника»? Начнём с самой универсальной профессии «инженер-робототехник».
Инженер-робототехник
Описание профессии
Работа этих специалистов напрямую связана с разработкой и созданием роботов, а также робототехнических систем. Это практики, которые, как правило, работают в лабораториях и в сотрудничестве с другими специалистами. Ведь роботов нужно не только создать, но заниматься обучением, обслуживать и ремонтировать в случае поломки.
Требования
Будущий технический специалист должен отлично разбираться в механике, электронике и программировании. Большим плюсом будет высокий уровень английского языка — не ниже Upper-Intermediate.
Куда можно устроиться на работу
Не стоит связывать работу инженера-робототехника только с профессиями по созданию роботов. Специалисты такого плана могут работать как в области мехатроники, так и сугубо в программировании. Поэтому для робототехников открыты двери в разные компании и институты:
Мобильный робототехник
Описание профессии
Профессия мобильного робототехника связана с монтажом, вопросами эксплуатации и обслуживания мобильных робототехнических комплексов. Это более узкая специализация уже известного нам робототехника. Также существуют профессии робототехники, специалисты которых занимаются созданием умных машин для дома или объединяют робототехнику и машиностроение. Специализация зависит от сферы работы и задач современного мира. Поэтому мы увидим ещё много новых профессий в области робототехники.
Требования
Знать механику и программирование, иметь высшее техническое образование, аналитический склад ума, структурное мышление, быть организованным, усидчивым и ответственным. Плюсом станет высокий уровень английского языка.
Куда можно устроиться на работу
Инженер-изобретатель
Описание профессии
Инженеры-изобретатели в сфере робототехники — это творческие люди, которые придумывают инновации, занимаются улучшением уже готовых технологий и разработок в сфере робототехники. Это проектировщики роботов, профессия которых связана с генерированием новых идей.
Проектировщики занимаются разработкой медицинских роботов, машиностроительных технологий, современных автомобилей, домашних помощников и даже игровых роботов. Так что реализовать себя в профессии, если есть нужные знания и навыки, несложно.
Среди роботов для игр есть модели, которые позволяют человеку не чувствовать себя одиноким. Существуют роботы-партнёры для пожилых людей, плюшевые младенцы и даже милые роботы-собаки для тех, кто не может по тем или иным причинам завести настоящего питомца. Собака-робот станет отличным партнёром для ребёнка, который страдает аллергией, и для пожилого человека
Требования
Техническое образование, нестандартное креативное мышление, ответственность и упорство в решении сложных технологических задач. Большим плюсом при трудоустройстве будет высокий уровень английского языка — не ниже Upper-Intermediate.
Куда можно устроиться на работу
Специалистам, которые хотят заниматься изобретательской деятельностью именно в сфере робототехники, стоит рассмотреть такие направления работы:
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Педагог
Описание профессии
Педагог по направлению «Роботехника» — это очень востребованная профессия в современных вузах. Всё дело в том, что спрос на таких специалистов есть, а университетов и профессионалов, которые могут учить и готовить по данной специальности, не так много. Поэтому если вы любите робототехнику и педагогику, то работа преподавателя позволит реализовать себя в профессии, совместив оба направления.
Требования
Техническое образование по специальности и педагогическая подготовка. Это необходимо, чтобы интересно отвечать на вопрос учащихся: кто делает роботов? Помогать им осваивать тонкости профессии, чтобы они могли стать настоящими профессионалами.
Куда можно устроиться на работу
Консьерж робототехники
Описание профессии
Это совершенно новая специальность, появление которой атласы профессий будущего предрекают только после 2020 года. В чём же заключаются обязанности консьержа робототехники? Это человек, который контролирует гостиничных роботов. Да, такие отели, где гостей обслуживают машины, уже есть в Японии, Китае и Америке. Но как бы ни были хороши технические помощники, за ними нужно присматривать.
Первый робот-швейцар появился в Германии в 2014 году. В его задачи входит парковка автомобилей. Однако отряд роботов-помощников растёт с каждым годом. Помимо роботов-швейцаров можно найти роботов-певиц, официантов, разносчиков пива, сиделок и, конечно, уборщиков. Так, например, роботом-палесосом уже давно никого не удивишь.
Требования
Технические знания в области механики, робототехники, искусственного интеллекта, многозадачность и умение находить общий язык со всеми, в том числе и с искусственным интеллектом роботов.
Куда можно устроиться на работу
Профессия робототехник: зарплата специалистов
Остался самый важный вопрос: какая зарплата у таких специалистов? И ответ не самый простой, ведь заработная плата может очень сильно различаться. Это зависит от разных факторов:
Молодым специалистам в научно-исследовательских институтах России могут предложить заработную плату от 15 000 до 30 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге оплата со старта будет выше. А тем, кто хочет не только сделать научную карьеру, но и прилично зарабатывать, лучше рассмотреть работу в IT-компаниях, на стратегически важных военных объектах или в крупных коммерческих организациях. Там инженеры-изобретатели могут получать до 100 000 рублей.
Где можно получить профессию «робототехник»
Робототехник — желанная профессия для тех, кто хочет работать с технологиями и проектировать роботов. Но возникает резонный вопрос: где учиться в России, чтобы освоить профессии, связанные с робототехникой?
Вот список университетов, где можно получить диплом по специализации «Мехатроника и робототехника»:
Также можно рассмотреть возможность поступления в лучшие технические вузы России.
Профессия робототехника: плюсы и минусы
Как и в любой профессии, специалистов в области робототехники ждут не только насыщенные открытиями будни, но и сложности, с которыми придётся справляться. Так какие же плюсы и минусы таит в себе профессия конструктора роботов и близкие ей?
Плюсы робототехники
Минусы робототехники
Всё это не повод не становиться профессионалом в сфере робототехники. В этой области, как и во многих других, придётся учиться всю жизнь и постоянно узнавать что-то новое.
А если нужна помощь в обучении, смело обращайтесь в наш студенческий сервис. Мы можем с написанием школьных и студенческих работ любой сложности.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Код специальности роботы и робототехнические системы
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1550 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)»
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям).
Министр | О.Ю. Васильева |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 декабря 2016 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1550)
I. Общие положения
1.4. Содержание СПО по специальности определяется образовательной программой, разрабатываемой и утверждаемой образовательной организацией самостоятельно в соответствии с настоящим ФГОС СПО.
1.5. Области профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 25 Ракетно-космическая промышленность; 28 Производство машин и оборудования; 29 Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 31 Автомобилестроение; 32 Авиастроение; 40 Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности*.
1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.
Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации**.
1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет:
Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с пунктом 1.12 настоящего ФГОС СПО квалификаций специалиста среднего звена техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике, увеличивается на 1 год.
Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной и заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:
не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;
не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.
При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной и заочной формах обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.
1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией или исходя из сочетания квалификаций специалиста среднего звена, указанных в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955) и от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662):
техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике.
II. Требования к структуре образовательной программы
2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).
Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.
2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:
общий гуманитарный и социально-экономический цикл;
математический и общий естественнонаучный цикл;
государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации (ий) специалиста среднего звена, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Структура и объем образовательной программы
Структура образовательной программы | Объем образовательной программы в академических часах | |
---|---|---|
при освоении образовательной программы с присвоением квалификации «техник- мехатроник» | при освоении образовательной программы с присвоением квалификаций «техник-мехатроник» и «специалист по мобильной робототехнике» | |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл | не менее 468 | не менее 504 |
Математический и общий естественнонаучный цикл | не менее 144 | не менее 180 |
Общепрофессиональный цикл | не менее 612 | не менее 648 |
Профессиональный цикл | не менее 1728 | не менее 2664 |
Государственная итоговая аттестация | 216 | 216 |
Общий объем образовательной программы: | ||
на базе среднего общего образования | 4464 | 5940 |
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования | 5940 | 7416 |
2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.
В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.
2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».
Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.
2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.
В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.
Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.
2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.
III. Требования к результатам освоения образовательной программы
3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
OK 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
OK 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации или исходя из сочетания квалификаций специалиста среднего звена, указанных в пункте 1.12 настоящего ФГОС СПО.
Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций специалиста среднего звена при формировании образовательной программы
Основные виды деятельности | Наименование квалификации(ий) специалиста среднего звена |
---|---|
Монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем | Техник-мехатроник Техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике |
Техническое обслуживание, ремонт и испытание мехатронных систем | Техник-мехатроник Техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике |
Разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем | Техник-мехатроник Техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике |
Эксплуатация мобильных робототехнических комплексов | Техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике |
Конструирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт мобильных робототехнических комплексов | Техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике |
Освоение одной или нескольких профессий рабочих, должностей служащих, указанных в приложении № 2 к настоящему ФГОС СПО | Техник-мехатроник Техник-мехатроник специалист по мобильной робототехнике |
3.4.1. Монтаж, программирование и пуско-наладка мехатронных систем:
ПК 1.1. Выполнять монтаж компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
ПК 1.2. Осуществлять настройку и конфигурирование программируемых логических контроллеров и микропроцессорных систем в соответствии с принципиальными схемами подключения.
ПК 1.3. Разрабатывать управляющие программы мехатронных систем в соответствии с техническим заданием.
ПК 1.4. Выполнять работы по наладке компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
3.4.2. Техническое обслуживание, ремонт и испытание мехатронных систем:
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание компонентов и модулей
мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
ПК 2.2. Диагностировать неисправности мехатронных систем с использованием алгоритмов поиска и устранения неисправностей.
ПК 2.3. Производить замену и ремонт компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
3.4.3. Разработка, моделирование и оптимизация работы мехатронных систем:
ПК 3.1. Составлять схемы простых мехатронных систем в соответствии с техническим заданием.
ПК 3.2. Моделировать работу простых мехатронных систем.
ПК 3.3. Оптимизировать работу компонентов и модулей мехатронных систем в соответствии с технической документацией.
3.4.4. Эксплуатация мобильных робототехнических комплексов:
ПК 4.1. Осуществлять настройку и конфигурирование управляющих контроллеров мобильных робототехнических комплексов в соответствии с принципиальными схемами подключения.
ПК 4.2. Разрабатывать управляющие программы мобильных робототехнических комплексов в соответствии с техническим заданием.
ПК 4.3. Осуществлять настройку датчиков и исполнительных устройств мобильных робототехнических комплексов в соответствии с управляющей программой и техническим заданием.
3.4.5. Конструирование, монтаж, техническое обслуживание и ремонт мобильных робототехнических комплексов:
ПК 5.1. Разрабатывать конструкции и схемы электрических подключений компонентов и модулей несложных мобильных робототехнических комплексов в соответствии с техническим заданием.
ПК 5.2. Выполнять сборку и монтаж компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией.
ПК 5.3. Осуществлять техническое обслуживание компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией.
ПК 5.4. Диагностировать неисправности мобильных робототехнических комплексов с использованием алгоритмов поиска и устранения неисправностей.
ПК 5.5. Производить замену и ремонт компонентов и модулей мобильных робототехнических комплексов в соответствии с технической документацией.
3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в приложении № 3 к настоящему ФГОС СПО.
3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО.
IV. Требования к условиям реализации образовательной программы
4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы/
4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.
4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.
4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.
4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.
4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.
4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.
В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).
4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.
4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.
4.3.7. Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП.
4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.
4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).
4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.
4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.
4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.
4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.
4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.
4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.
* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).
** См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).
Приложение № 1
к ФГОС СПО по специальности
15.02.10 Мехатроника и мобильная
робототехника (по отраслям)
Перечень
профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)
Код профессионального стандарта | Наименование профессионального стандарта |
---|---|
31.002 | Профессиональный стандарт «Специалист по мехатронике в автомобилестроении», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 812н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 ноября 2014 г., регистрационный № 34883) |
40.138 | Профессиональный стандарт «Оператор мобильной робототехники», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 марта 2016 г. № 84н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2016 г., регистрационный № 41446) |
29.003 | Профессиональный стандарт «Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 января 2016 г. № Зн (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 февраля 2016 г., регистрационный № 40956) |
Приложение № 2
к ФГОС СПО по специальности
15.02.10 Мехатроника и мобильная
робототехника (по отраслям)
Перечень
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках образовательной программы
Код по Перечню профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 августа 2013 г., регистрационный № 29322), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. № 1348 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2014 г., регистрационный № 31163), от 28 марта 2014 г. № 244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2014 г., регистрационный № 31953) и от 27 июня 2014 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 июля 2014 г., регистрационный № 33205) | Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
---|---|
1 | 2 |
18494 | Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике |
14977 | Наладчик приборов, аппаратуры и систем автоматического контроля, регулирования и управления (наладчик КИП и автоматики) |
Приложение № 3
к ФГОС СПО по специальности
15.02.10 Мехатроника и мобильная
робототехника (по отраслям)
Минимальные требования
к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)
Обзор документа
Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)» (15.02.10).
Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности.
Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.