код специальности стоматология высшее образование

Информация об изменениях:

С изменениями и дополнениями от:

23 марта 2018 г., 15 апреля 2021 г.

Коды укрупненных групп специальностей.

Наименования укрупненных групп специальностей. Наименования специальностей

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Акушерство и гинекология

Клиническая лабораторная диагностика

Врач клинической лабораторной диагностики

Авиационная и космическая медицина

Врач по авиационной и космической медицине

Аллергология и иммунология

Врач по водолазной медицине

Лечебная физкультура и спортивная медицина

Врач по лечебной физкультуре и спортивной медицине

Скорая медицинская помощь

Врач скорой медицинской помощи

Общая врачебная практика (семейная медицина)

Врач общей врачебной практики (семейная медицина)

Рентгенэндоваскулярные диагностика и лечение

Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению

Травматология и ортопедия

Организация здравоохранения и общественное здоровье

Врач-организатор здравоохранения и общественного здоровья

Стоматология общей практики

Физическая и реабилитационная медицина

Врач физической и реабилитационной медицины

НАУКИ О ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Гигиена детей и подростков

Врач по гигиене детей и подростков

Врач по гигиене питания

Врач по гигиене труда

Врач по общей гигиене

Санитарно-гигиенические лабораторные исследования

Врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям

Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы

Врач по социальной гигиене и организации госсанэпидслужбы

Управление и экономика фармации

Фармацевтическая химия и фармакогнозия

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Публикации в СМИ

Проект номенклатуры стоматологических специальностей

Необходимость создания новой номенклатуры стоматологических специальностей определяется главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе, а именно подготовкой конкурентоспособного высококвалифицированного специалиста с учетом зависимости образования от распространенности и эпидемиологии болезней полости рта и зубов, потребности и состояния системы здравоохранения в регионах. Одной из задач, вытекающей из документов Болонского процесса является создание узнаваемой систему высшего медицинского образования. Болонский процесс – это не отрицание нашей системы медицинского образования, это приглашение к сотрудничеству в области образования в рамках ЕЭС (И.Н.Денисов, 2006). Цель этой программы: специалисты должны гибко перестраивать свою профессиональную траекторию в течение всей трудовой деятельности.

Проблемы отечественного образования сегодня – результат многолетнего невнимания государства к образованию как социальному институту, итог унифицированного подхода к организации и финансированию в сфере образования, последствие экстенсивного развития образования в ущерб качеству подготовки, формированию социальной компетентности и социального статуса специалистов (В.К.Леонтьев, соавт., 2001). Они усугубляются финансовыми, социальными и кадровыми причинами: «Произошел быстрый кадровый передел…оказалось, что стоматологов высокой и разносторонней квалификации немного, и при избытке стоматологов появился выраженный дефицит высококвалифицированных врачей, который сейчас возрастает еще больше…», что неизбежно ведет к «утере золотого фонда российской стоматологии, на формирование которого было затрачено много времени и средств» (В.К.Леонтьев, соавт., 2001).

Но проблемы стоматологического образования не решены и во многих зарубежных странах. Необходима гармонизация стоматологического образования, диктуемая свободным перемещением стоматологов в пределах Европейского Сообщества, интеграцией в области социальной безопасности, стоматологического лечения, системе страхования стоматологического здоровья.

Таким образом, экономические, социальные, профессиональные, международные требования создают предпосылки для разработки новой номенклатуры специальностей в стоматологии.

Цель исследования – создание новой номенклатуры специальностей в сфере стоматологии.

В соответствии с требованиями Болонского процесса целью профессиональной подготовки в ММА им. И.М.Сеченова стало формирование стоматолога, который в состоянии профессионально адаптироваться в меняющемся мире.

Общим показателем обучения должно служить то, насколько образование, получаемое учащимися, отвечает реальным нуждам и представляет ценность в условиях данной страны с учетом ее настоящего и будущего.

Для этого разработана инновационная образовательная программа Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова: учебные программы и требования к образованию применительно к действительности в соответствии внутренних и внешних критериев качества уровня знаний.

Уже на настоящий момент многоуровневое образование в системе непрерывного обучения стоматологов по сравнению с моноуровневым, одно- и двуступенчатым видами имеет преимущества (И.Н.Денисов, 2006). Важная особенность стоматологической специальности – отработка мануальных навыков предполагает наличие фантомного курса. Так как законодательная база приема больных студентами отсутствует, ММА им. И.М.Сеченова закуплены качественные многофункциональные импортные фантомы для отработки техники анестезии, эндодонтического лечения, удаления, препарирования, пломбирования твердых тканей зубов, снятия слепков, пародонтологических и зубосохраняющих операций, проведения шинирования челюстных костей, гигиены полости рта, наложения коффер-дама, матриц, аксиографии, радиовизиографии, диагностики особенностей окклюзии. Но при этом должны быть изменены нормы соотношения «преподаватель-студент», согласно которому на одного преподавателя должно приходиться пять студентов.

Так как существует целый комплекс проблем и у систем образования других стран, была предложена инспекция в странах-членах Европейского сообщества при поддержке Ассоциации Стоматологического Образования в Европе (ADEE) с 1994 года, следствием которой в 1996 году стала реформа учебных планов по указаниям инспекционной группы, сближающая различные системы образования. Признавая приоритетными выходные оценки перед входящими критериями, в 1993 году Общеевропейская Стоматологическая Ассоциация (ERO) по инициативе доктора P.Colombet (Франция) создала рабочую группу для определения эквивалентности дипломов при финансовой поддержке SOCRATES, TEMPUS на основе анкетирования в 23 стоматологических школах Болгарии, Хорватии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Словении, Турции по вопросам соотношения доклинической и клинической работы, комплектации студентов стоматологическими установками, стоматологическим штатом и финансированием исследовательской работы.

В противовес этой программе Генеральная Система оставляет за государствами принятие решений о соответствующем уровне и структуре обучения и потребности в управлении ими. В отличие от вышеприведенной тактики Отраслевых Стоматологических Директив, такой подход не обеспечивает гарантии автоматического признания диплома и не придает «европейского образа» профессии. В 1995 году в целях стандартизации стоматологического образования был опубликован перечень клинических навыков, необходимый для осуществления практической стоматологии в странах Европы при оказании перечисленных процедур взрослым, детям, больным, физически и умственно отсталым пациентам.

В 1996 году был издан отчет о совместной признании дипломов (EC Directorate General XV/8588/96EN), основными рекомендации которого стало сохранение Отраслевых Директив как простой, ясно и легко администрируемой системы признания дипломов, поддерживающей минимальные стандарты обучения и образования, оказания помощи пациентам и основанной на выходных характеристиках обучения и образования, введение системы экзаменов для лицензирования практической стоматологии во всех странах-членах ЕС. Всемирная Федерация Стоматологов (FDI), поддерживая необходимость эквивалентности обучения, образования, опыта и профессиональной этики и разработав генеральные директивы и шаблоны протоколов для оценки образовательных программ, считает преждевременной всеобщую эквивалентность дипломов.

Но существующая в России система двухлетнего образования ординаторов не признается в других странах мира. Реформа последипломного образования, требующая дополнительного финансирования, лицензирования, квалифицированных преподавателей, не может на настоящий момент быть проведена Минздравом РФ в связи с комплексом проблем.

Согласно «Концепции совершенствования стоматологического образования в России», основные разделы профильной подготовки стоматолога в пределах высшего учебного заведения следующие: изучение биологии полости рта (общей патологии), фантомный курс по всем разделам, подготовка по стоматологии общей практики, специализированная подготовка в узких рамках, изучение общей и профильной профилактики, подготовка по организации, экономике, управлению, менеджменту, основам частной практики.

В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ № 160 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 г. №337», определяющий номенклатуру (классификатор) специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (приложение 1 приказа №337) и перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов (приложение 2 приказа №337), номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (приложение 3 приказа №160).

Основная специальность 040400 стоматология

040600 сестринское дело

Специальности, требующие углубленной подготовки

040400.02 стоматология детская

040400.03 стоматология терапевтическая

040400.04 стоматология ортопедическая

040400.05 стоматология хирургическая

040126.08 челюстно-лицевая хирургия

Наименование врачебных (провизорских) должностей и соответствующие им врачебные специальности по приложению 2 приказа №337:

102 Врач-ортодонт – ортодонтия

103 Врач-стоматолог – стоматология

104 Врач-стоматолог детский – стоматология детская

105 Врач-стоматолог терапевт – стоматология терапевтическая

106 Врач-стоматолог ортопед – стоматология ортопедическая

107 Врач-стоматолог хирург – стоматологическая хирургическая

108 Врач-челюстно-лицевой хирург – челюстно-лицевая хирургия

Все специальности стоматологии требуют углубленной подготовки. Поэтому необходимо исключить должность врач-стоматолог, конкретизировав его специализацию.

В соответствии с приказом № 249 МЗ РФ от 19.08.1997 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала», специальности, требующие среднего специального медицинского образования:

Стоматология профилактическая (приложение 1 приказа 33 Министерства здравоохранения РФ)

Медицинская сестра – сестринское дело

Зубной техник – стоматология ортопедическая

Приказом № 160 список дополнен должностями «зубной врач», «гигиенист стоматологический».

В практическом здравоохранении более тридцати лет для приема пациентов с болезнями пародонта и слизистой оболочки полости рта в поликлиниках выделены отдельные кабинеты, прием в которых ведет врач, прошедший специализацию по соответствующему циклу усовершенствования. По сути, врачебная должность «врач-пародонтолог» давно существует, но специальность «болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта» в Приказе Минздрава РФ № 337 от 27.08.1999 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» отсутствует. Необходимость ее введения усугубляется внедрением в практику многообразия новейших методов лечения болезней пародонта, заключающихся в широком применении хирургических методик на основе аутотрансплантации, использовании биологических мембран, остеоинтеграторов, компонентов крови больного, полученных центрифугированием непосредственно перед вмешательством.

Учитывая профилактическую направленность современной медицины, обоснованную гуманистическим началом и экономической целесообразностью, необходимо ввести должность, подготовленную по специальности «гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний». Это введение согласуется с рекомендациями, принятыми совещанием ректоров медицинских образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию с участием экспертов ВОЗ, проводимого в рамках сотрудничества между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (2006). Решения направлены на совершенствование кадров для «службы здоровья» с учетом практики зарубежных стран и перспектив развития медико-профилактического образования в России.

Введение должности «врач-стоматолог-гигиенист» разгрузит прием врачам других должностей, что позволит им:

Согласно приложению 3 приказа №160, в номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения введена должность «гигиенист стоматологический». Но перечисленные функциональные обязанности требуют подготовки специалиста с высшим стоматологическим образованием.

Таким, образом, в дополнение к существующим специальностям, требующим углубленной подготовки, необходимо ввести специальности: болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта; гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний. Соответственно им, дополнить наименование врачебных (провизорских) должностей и соответствующие им врачебные специальности: врач-пародонтолог – болезни пародонта и слизистой оболочки полости рта; врач-стоматолог-гигиенист – гигиеническое воспитание и профилактика стоматологических заболеваний.

Уровень современной стоматологии исключает наличие «зубного врача» со средним медицинским образованием. Это относится и к должности «гигиенист стоматологический», что обосновано выше.

В настоящее время качественное стоматологическое лечение возможно только при проведении приема «в четыре руки». Это обусловлено современными технологиями в области реставрационной терапевтической стоматологии, эндодонтического лечения, фиксирования несъемной ортодонтической аппаратуры, получения силиконовых слепков по методу двойной и «сэндвич»-техники, использование адгезивных, шинирующих, фиксирующих систем, препарирование твердых тканей зубов с эвакуацией опилок и аэрозоля слюноотсосами и пылесосами, работа на «вторых руках» с врачом-стоматологом хирургом и др. Специальность «ассистент врача-стоматолога» законодательно не введена, но существуют многочисленные частные курсы для их обучения. Их количество и цена за обучение (около 18-20 тыс. рублей за четыре недели) свидетельствуют об востребованности практическим здравоохранением. Но качество обучения на этих курсах очень низкая: не более 5% выпускников оставляют после испытательного срока на работе. За четыре недели они не успевают запомнить даже названия инструментов, материалов, этапов обработки и стерилизации, а особенностям работы с врачами-стоматологами ортопедами, ортодонтами, хирургами их вообще не учат. Отсутствуют и практические занятия с отработкой мануальных навыков.

Должность «зубной техник» предопределяет получение специальности «стоматология ортопедическая». Современное развитие ортодонтии в этой специальности не учитывается. Уровень подготовки зубного техника не соответствует уровню двухгодичного последипломного образования врачей-ортодонтов: поступающего на работу техника приходится обучать на рабочем месте. Учитывая, что в практическом здравоохранении его работа – это изготовление съемных и несъемных протезов дефектов зубов и зубных рядов у детей и подростков, протезов дефектов зубных рядов с ретенционной функцией у взрослых после ортодонтического лечения, съемных и несъемных, механических и функциональных ортодонтических аппаратов, изготовление шинирующих послеоперационных конструкций, протезов-аппаратов у пациентов с врожденными несращениями лица, деформациями зубных рядов и челюстей, целесообразно назвать должность «техник стоматологический». Следовательно, необходимо добавить: ассистент (помощник) врача-стоматолога – сестринское дело в стоматологии; техник стоматологический – стоматология ортодонтическая

Таким образом, предлагаемая номенклатура специальностей в сфере «стоматология» представлена ниже:

Проект номенклатуры стоматологических специальностей.

Высшее медицинское образование.

Основная специальность.

Специальности, требующие углубленной подготовки.

Источник

Утвержден
приказом Министерства науки
и высшего образования
Российской Федерации
от 12 августа 2020 г. N 984

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

1.3 Обучение по программе специалитета в Организации осуществляется в очной форме.

1.6. При реализации программы специалитета Организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

1.7. Реализация программы специалитета осуществляется Организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий):

включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 5 лет;

при обучении по индивидуальному учебному плану инвалидов и лиц с ОВЗ может быть увеличен по их заявлению не более чем на 1 год.

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 75 з.е.

1.11. Организация самостоятельно определяет в пределах сроков и объемов, установленных пунктами 1.9 и 1.10 ФГОС ВО:

срок получения образования по программе специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении;

объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год.

01 Образование и наука (в сфере научных исследований);

02 Здравоохранение (в сфере оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях);

07 Административно-управленческая и офисная деятельность (в сфере деятельности организаций здравоохранения).

Выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность в других областях профессиональной деятельности и (или) сферах профессиональной деятельности при условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций требованиям к квалификации работника.

1.13. В рамках освоения программы специалитета выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности следующих типов:

1.14. При разработке программы специалитета Организация устанавливает направленность (профиль) программы специалитета, которая соответствует специальности в целом или конкретизирует содержание программы специалитета в рамках специальности путем ориентации ее на:

область (области) профессиональной деятельности и сферу (сферы) профессиональной деятельности выпускников;

тип (типы) задач и задачи профессиональной деятельности выпускников;

1.15. Программа специалитета, содержащая сведения, составляющие государственную тайну, разрабатывается и реализуется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

II. Требования к структуре программы специалитета

2.1. Структура программы специалитета включает следующие блоки:

Блок 1 «Дисциплины (модули)»;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация».

Структура и объем программы специалитета

Структура программы специалитета

специалитета и ее блоков в з.е.

Государственная итоговая аттестация

Объем программы специалитета

2.2. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по философии, истории (истории России, всеобщей истории), иностранному языку, безопасности жизнедеятельности в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.

2.3. Программа специалитета должна обеспечивать реализацию дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту:

в объеме не менее 2 з.е. в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)»;

в объеме не менее 328 академических часов, которые являются обязательными для освоения, не переводятся в з.е. и не включаются в объем программы специалитета, в рамках элективных дисциплин (модулей).

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном Организацией. Для инвалидов и лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, вместо дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется дисциплина (модуль) «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 з.е.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков на должностях среднего медицинского персонала;

научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы).

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (по профилактической стоматологии, по терапевтической стоматологии, по хирургической стоматологии, по ортопедической стоматологии, по детской стоматологии);

клиническая практика по стоматологии общей практики;

2.5. В дополнение к типам практик, указанным в пункте 2.4 ФГОС ВО, ПООП может также содержать рекомендуемые типы практик.

выбирает один или несколько типов учебной практики и один или несколько типов производственной практики из перечня, указанного в пункте 2.4 ФГОС ВО;

вправе выбрать один или несколько типов учебной практики и (или) производственной практики из рекомендуемых ПООП (при наличии);

вправе установить дополнительный тип (типы) учебной и (или) производственной практик;

устанавливает объемы практик каждого типа.

2.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.

2.8. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных дисциплин (модулей).

Факультативные дисциплины (модули) не включаются в объем программы специалитета.

2.11. В рамках программы специалитета выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

К обязательной части программы специалитета относятся дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование общепрофессиональных компетенций, определяемых ФГОС ВО.

В обязательную часть программы специалитета включаются, в том числе:

дисциплины (модули), указанные в пункте 2.2 ФГОС ВО;

дисциплины (модули) по физической культуре и спорту (дисциплина (модуль) «Физическая подготовка»), реализуемые в рамках Блока 1 «Дисциплины (модули)».

Дисциплины (модули) и практики, обеспечивающие формирование универсальных компетенций, определяемых ФГОС ВО, а также профессиональных компетенций, определяемых Организацией самостоятельно, могут включаться в обязательную часть программы специалитета и (или) в часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части без учета объема государственной итоговой аттестации должен составлять не менее 80 процентов общего объема программы специалитета.

2.12. Организация должна предоставлять инвалидам и лицам с ОВЗ (по их заявлению) возможность обучения по программе специалитета, учитывающей особенности их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

III. Требования к результатам освоения программы специалитета

3.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные программой специалитета.

3.2. Программа специалитета должна устанавливать следующие универсальные компетенции:

Наименование категории (группы) универсальных компетенций

Код и наименование универсальной компетенции выпускника

Системное и критическое мышление

УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

Разработка и реализация проектов

УК-2. Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

Командная работа и лидерство

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

УК-4. Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия

УК-5. Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)

УК-6. Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

УК-8. Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов

УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность

УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

УК-11. Способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению

Информация об изменениях:

3.3. Программа специалитета должна устанавливать следующие общепрофессиональные компетенции:

Наименование категории (группы) общепрофессиональных компетенций

Код и наименование общепрофессиональной компетенции выпускника

Этические и правовые основы

ОПК-1. Способен реализовывать моральные и правовые нормы, этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности

ОПК-2. Способен анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок

ОПК-3. Способен к противодействию применения допинга в спорте и борьбе с ним

Формирование здорового образа жизни

ОПК-4. Способен проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения

Диагностика и лечение заболеваний

ОПК-5. Способен проводить обследование пациента с целью установления диагноза при решении профессиональных задач

ОПК-6. Способен назначать, осуществлять контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения при решении профессиональных задач

ОПК-7. Способен организовывать работу и принимать профессиональные решения при неотложных состояниях, в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий и в очагах массового поражения

ОПК-8. Способен использовать основные физико-химические, математические и естественно-научные понятия и методы при решении профессиональных задач

ОПК-9. Способен оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач

Организация и управление

ОПК-10. Способен организовывать работу младшего и среднего медицинского персонала по уходу за больными

ОПК-11. Способен реализовывать принципы менеджмента качества в профессиональной деятельности

ОПК-12. Способен реализовывать и осуществлять контроль эффективности медицинской реабилитации стоматологического пациента

ОПК-13. Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

3.4. Профессиональные компетенции определяются Организацией самостоятельно на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии) (за исключением профессиональных компетенций, формируемых в рамках программ специалитета, указанных в пункте 1.5 ФГОС ВО).

При определении профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов Организация осуществляет выбор профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО и (или) иных профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, из реестра профессиональных стандартов (перечня видов профессиональной деятельности), размещённого на специализированном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) 8 (при наличии соответствующих профессиональных стандартов).

3.5. При отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, профессиональные компетенции определяются Организацией на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников.

3.6. Совокупность компетенций, установленных программой специалитета, должна обеспечивать выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность не менее чем в одной области профессиональной деятельности и сфере профессиональной деятельности, установленных в соответствии с пунктом 1.12 ФГОС ВО, и решать задачи профессиональной деятельности не менее чем одного типа, установленного в соответствии с пунктом 1.13 ФГОС ВО.

3.7. Организация устанавливает в программе специалитета индикаторы достижения компетенций самостоятельно.

3.8. Организация самостоятельно планирует результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам, которые должны быть соотнесены с установленными в программе специалитета индикаторами достижения компетенций.

Совокупность запланированных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам должна обеспечивать формирование у выпускника всех компетенций, установленных программой специалитета.

IV. Требования к условиям реализации программы специалитета

4.1. Требования к условиям реализации программы специалитета включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, требования к кадровым и финансовым условиям реализации программы специалитета, а также требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.2. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

4.2.1. Организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы специалитета по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» и Блоку 3 «Государственная итоговая аттестация» в соответствии с учебным планом.

Электронная информационно-образовательная среда Организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ и оценок за эти работы.

В случае реализации программы специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий электронная информационно-образовательная среда Организации должна дополнительно обеспечивать:

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы специалитета;

проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, формирование, использование и эксплуатация электронной информационно-образовательной среды, доступ обучающихся к электронной информационно-образовательной среде, а также к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, к компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети «Интернет», организуются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

4.2.3. При реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

4.3.1. Помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения учебных занятий, предусмотренных программой специалитета, оснащенные оборудованием и техническими средствами обучения, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде Организации.

Допускается замена оборудования его виртуальными аналогами.

4.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению при необходимости).

4.3.3. При использовании в образовательном процессе печатных изданий библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 0,25 экземпляра каждого из изданий, указанных в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик, на одного обучающегося из числа лиц, одновременно осваивающих соответствующую дисциплину (модуль), проходящих соответствующую практику.

4.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению (при необходимости).

Доступ обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, организуется федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

4.3.5. Обучающиеся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

4.4.1. Реализация программы специалитета обеспечивается педагогическими работниками Организации, а также лицами, привлекаемыми Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях.

4.4.2. Квалификация педагогических работников Организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.4.3. Не менее 70 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны вести научную, учебно-методическую и (или) практическую работу, соответствующую профилю преподаваемой дисциплины (модуля).

4.4.4. Не менее 5 процентов численности педагогических работников Организации, участвующих в реализации программы специалитета, и лиц, привлекаемых Организацией к реализации программы специалитета на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны являться руководителями и (или) работниками иных организаций, осуществляющими трудовую деятельность в профессиональной сфере, соответствующей профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники (иметь стаж работы в данной профессиональной сфере не менее 3 лет).

4.4.5. Не менее 60 процентов численности педагогических работников Организации и лиц, привлекаемых к образовательной деятельности Организации на иных условиях (исходя из количества замещаемых ставок, приведенного к целочисленным значениям), должны иметь ученую степень (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное в иностранном государстве и признаваемое в Российской Федерации).

В числе педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

В Организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится указанная Организация.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета.

4.6.1. Качество образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки, в которой Организация принимает участие на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования программы специалитета Организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета привлекает работодателей и (или) их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников Организации.

В рамках внутренней системы оценки качества образовательной деятельности по программе специалитета обучающимся предоставляется возможность оценивания условий, содержания, организации и качества образовательного процесса в целом и отдельных дисциплин (модулей) и практик.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной деятельности по программе специалитета в рамках процедуры государственной аккредитации осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности по программе специалитета требованиям ФГОС ВО.

4.6.4. Внешняя оценка качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся по программе специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе иностранными организациями, либо авторизованными национальными профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

В федеральных государственных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, внешняя оценка качества программы специалитета может осуществляться в рамках профессионально-общественной аккредитации, проводимой работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, с целью признания качества и уровня подготовки выпускников отвечающими требованиям профессиональных стандартов (при наличии) и (или) требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

1 Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 27, ст. 4238).

2 Часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).

3 Статья 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2018, N 32, ст. 5110).

4 Таблица приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

5 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 сентября 2013 г. N 620н «Об утверждении Порядка организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный N 30304).

6 Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 27, ст. 4238).

7 Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2016, N 27, ст. 4238).

8 Пункт 1 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный N 34779) с изменением, внесенным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2017 г. N 254н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 марта 2017 г., регистрационный N 46168).

9 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2013 г., регистрационный N 28534).

10 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2020, N 14, ст. 2035), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2020, N 17, ст. 2701).

11 Пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 28, ст. 4226; 2017, N 38, ст. 5636).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *