код станции порт восточный
Портовики и железнодорожники расширяют возможности Дальнего Востока
Находка-Восточная запустила современный парк «Новый»
История станции Находка-Восточная и крупнейшего в России специализированного терминала по высокотехнологичной перевалке угля АО «Восточный Порт» тесно переплетена уже около полусотни лет: партнёры вместе росли, вместе становились на ноги, увеличивая поэтапно мощности железнодорожной и морской составляющей. Ещё в 1998 году впервые собственными силами Восточный Порт построил дополнительный приёмо-отправочный парк (так называемый четвёртый пучок) и безвозмездно передал его на баланс железнодорожникам.
Последние годы в этом отношении стали особенно показательными. Экспорт угля в стране развернулся на восток. Станция, построенная под нужды порта, стала важнейшим центром всего Находкинского транспортного узла. И произошло это опять благодаря совместным усилиям железнодорожников и портовиков. Чтобы расширить перевалочные возможности порта и железной дороги, компания «Восточный Порт» в рамках государственно-частного партнёрства построила дополнительно пять электрифицированных железнодорожных путей в парке отправления «Б» общей протяжённостью 7,3 км, в 2019 году безвозмездно передала их на баланс ОАО «РЖД» для общего пользования. В сентябре 2019 года в рамках V ВЭФ в присутствии глав государств России и Индии была запущена новая, третья очередь углепогрузочного комплекса в порту Восточный, которая увеличила пропускную способность угольного порта до 55 млн тонн. Вчера с участием премьер-министра РФ Михаила Мишустина в прямом эфире телемоста состоялось торжественное открытие железнодорожного парка «Новый», который предназначен для обеспечения стивидорных мощностей углем Кузбасса, Хакасии и Якутии. Всего в железнодорожную инфраструктуру РЖД частным инвестором вложено 5 млрд руб. Новые парки увеличивают пропускные способности станции Находка-Восточная на 25 млн тонн.
На въезде в парк «Новый» в полной готовности стоит электровоз с вагонами, гружёнными углем.
«Уважаемые коллеги, на связи Восточный Порт. Сейчас АО «Восточный Порт» готово принять в парке приёма вагонов «Новый» первый состав с гружёными вагонами», – сообщила по видеосвязи Ирина Ольховская, директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» управляющей компании «Восточный Порт».
«АО «Восточный Порт» к приёму первого железнодорожного состава готово. Все системы протестированы и находятся в полной готовности. Разрешите приступить», – запросил разрешения на пропуск состава управляющий директор АО «Восточный Порт» Вадим Байбак.
После распоряжения по рации передаётся команда на начало движения машинисту. Раздаётся громкий продолжительный гудок, и тяжёлый состав заходит на новую станцию.
«Уважаемые коллеги, запуск в эксплуатацию парка приёма вагонов «Новый» станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги произведён успешно!» – докладывает Вадим Байбак.
Железнодорожный парк «Новый» является самым современным на Дальнем Востоке и построен с использованием всех последних технических решений. Вся поездная и маневровая работа проводится на 12 электрифицированных железнодорожных путях приёма длиной 1100–1685 м, тупиковом пути длиной 110 м для отстоя поездных локомотивов после отцепки их от угольных составов и подъездном пути от парка «Новый» до фронтов выгрузки углепогрузочного комплекса АО «Восточный Порт». Общая протяжённость всех железнодорожных путей парка «Новый» составляет 19 км.
Стрелочные переводы и сигналы парка оборудованы микропроцессорной централизацией и управляются с единого поста. Все они оборудованы электрообогревом для бесперебойной работы в период отрицательных температур зимой.
Маневровую работу выполняют маневровые локомотивы серии ТЭМ2. Их количество меняется в зависимости от ситуации и объёма прибывающих вагонов.
На железнодорожных путях парка предусмотрены приёмосдаточные операции: осмотр вагонов осмотрщиками, приёмосдатчиками груза и багажа. По готовности гружёного состава в парке «Новый» осуществляется его подача на выставочные пути специализированного угольного комплекса АО «Восточный Порт».
Уникальной особенностью проектов является внедрение на станции новой технологии АСКИН (автоматизированной системы контроля инвентарных номеров вагонов). Получая видеоизображение с телекамер, АСКИН автоматически распознаёт инвентарные номера всех типов грузовых вагонов при скорости до 60 км/ч, предельно точно запоминает их и формирует электронные данные о проследовавшем составе.
По словам Вадима Байбака, станция Находка-Восточная и АО «Восточный Порт» являются настоящим полигоном для внедрения новых решений. Этому способствует конструктивное взаимодействие с ОАО «РЖД».
«Многолетние отношения связывают нас с главным смежником – ОАО «РЖД». Мы не просто партнёры, мы – единое целое, – говорит Вадим Байбак. – Создавая в Приморье мощнейший высокотехнологичный терминал, мы ориентируемся и на дальнейшее развитие железных дорог в регионе. Во многом благодаря этому сегодня Восточный Порт уверенно сохраняет лидерство по грузообороту, а Находка-Восточная бьёт рекорды по выгрузке, пополняя копилку достижений Дальневосточной магистрали».
К примеру, 11 мая 2020 года станция в связке с портом за сутки впервые за всю историю своего развития переработала 2019 вагонов. И это далеко не предел.
Выстраивать работу с высокой экономической эффективностью портовики намерены и в дальнейшем. Но эта экономическая эффективность достигается в том числе и за счёт развития современных экологических технологий и высоких стандартов социальной политики.
В проектах новых железнодорожных парков использованы современные решения, минимизирующие воздействие на окружающую среду. Для примыкания станции к третьей очереди терминала над железнодорожными путями построен современный автомобильный путепровод, благодаря которому нет скопления машин и составов в ожидании очерёдности проезда, а значит, сведены к нулю вредные выбросы транспорта. На границах железнодорожных парков по всей длине установлен защитный экран высотой три метра, который снижает уровень шума для жителей ближних домов и изолирует соседние экосистемы от промышленной нагрузки станции Находка-Восточная. В дополнение к железнодорожным мощностям стивидор построил новые водоотводные системы и очистные сооружения для сбора поверхностных стоков.
Большой вклад вносит АО «Восточный Порт» с его проектами развития и в социальное развитие Приморского края и Находки. Третья очередь углепогрузочного комплекса – это порядка 25 млрд руб. налоговых отчислений в бюджет в ближайшие пять лет.
Здесь для грузов начинается Транссиб: как работает крупнейшая припортовая станция Находка–Восточная в Приморье (ФОТО)
Десятки грузовых вагонов в день, миллионы тонн груза в год – стандартные показатели крупнейшей припортовой железнодорожной станции на Дальнем Востоке. Станция Находка–Восточная уже больше сорока лет наращивает мощности и обслуживает основные порты Приморья.
Станцию построили в 1974 году для обслуживания порта Восточный. С нескольких железнодорожных веток Находка–Восточная сегодня разрослась до огромного автоматизированного комплекса по приемке и отправке различных грузов. Именно здесь для грузовых перевозок начинается Транссиб.
«Здесь происходят большие вещи, – улыбается начальник станции Евгений Моисеев. – Станция Находка–Восточная является самой крупной железнодорожной припортовой станцией на Дальнем Востоке. Входит в тройку крупнейших сетевых припортовых станций по России. Мы занимаем третье место по грузообороту и каждый год прирастаем новыми объемами. В прошлом году мы переработали рекордную цифру – 36,5 миллионов тонн. В этом году идем на увеличение. За первые два месяца уже прибавили два миллиона по сравнению с прошлым годом и ожидаем, что к концу года выйдем на объем в 40 миллионов тонн».
Основные грузополучатели станции – практически все крупные портовые организации: Восточный порт, Восточная стивидорная компания, Малый порт, Восточно-Уральский терминал и другие.
«В силу того, что Восточный порт специализируется в основном на перевалке угля, это позволяет и нам устанавливать рекорды по перевозке. С нашей помощью российский большой бизнес работает с Азией. Работа у нас заточена на экспорт угля. Наш основной поставщик – Кузбасс. Также работаем и в импортном направлении, на обратной загрузке. Но в связи с увеличением курса доллара и уменьшением покупательской способности населения контейнерные перевозки проседают уже в течение трех лет. Транзитные перевозки еще остаются на докризисном уровне. Свои потери мы возмещаем экспортом», – объясняет Евгений Моисеев.
Непосредственно станционных работников в обслуживании комплекса – 400 человек, несмотря на то, что большинство путей давно автоматизировано. В оперативных службах, то есть в основных «сервисных» отделениях, трудится еще около тысячи человек. Гигантские средства на строительство подходов к станции, на реконструкцию существующих мощностей, на организацию новых станций на пути следования выделяются основным оператором российской сети железных дорог. Также инфраструктура развивается и при помощи государственно-частного партнерства. Через полтора года на станции Находка–Восточная будут введены портовские мощности по перевалке 20 миллионов тонн угля, обновлен парк отправления и завершится строительство еще нескольких приемо-отправочных путей.
«У нас много портов, – рассказывает о работе станции главный инженер Семен Хренов. – Все зависит от того, как подошел груз. Если равномерно, то мы его «распылили» в порты, те хорошо сработали, мы его убрали. Все. В общем-то, дело несложное, станция тупиковая – она простая. У нас всегда что-нибудь новое. На железной дороге постоянно внедряются какие-то новшества, хотя бы мачты освещения. Сейчас у нас идет реконструкция – отсыпается площадка под строительство еще пяти путей».
Вся работа станции контролируется с двух огромных пультов. Здесь, как говорят специалисты, без профильного образования не разберешься: тумблеры, разноцветные лампочки, кнопки, световые «нитки». Каждая фигура на этих пультах имеет свое значение, каждая ежеминутно подсвечивается своим цветом, а диспетчеры следят за работой.
С видом на всю станцию с высоты работают диспетчеры так называемой сортировочной горки – аппаратной автоматической горочной централизации. Грузовые вагоны подаются на основной путь, который расположен на три метра выше остальных. Затем их отцепляют и тепловозом запускают по ветке с горки. Под действием силы тяжести они скатываются и при помощи автоматизированных стрелочных переводов направляются на нужные пути. Пара десятков метров – и многотонный вагон набирает скорость до 25 км/ч. Чтобы он не сошел с рельсов, на путях установлены замедлители.
«У нас две тормозные позиции. Разделительная состоит из четырех замедлителей. Дальше на каждую ветку стоят прицельные тормозные позиции, каждая из которых состоит из двух замедлителей. Всего их на автоматизированной горке двенадцать. Они работают при помощи сжатого воздуха. Нажатием кнопки на пульте дежурного диспетчера замедлитель поднимается и хватает за колеса вагоны. Таким образом гасится кинетическая энергия вагона, который катится», – объясняет главный инженер.
В аппаратной электрической централизации стрелок и сигналов управление станцией проходит без обозрения окрестностей. Специалисты ориентируются по мнемосхеме, проще говоря – по лампочкам. Дежурный по станции следит за сигналами на пульте.
«Красный – путь занят, – рассказывает Семен Хренов. – Не горит лампа – путь свободен. Желтый свет – путь приготовлен для движения состава. Каждая кнопка и лампочка здесь что-то значит. Ничего сложного, если знать, куда и что нажимать. Работа в аппаратной требует от дежурного концентрации, внимания, памяти, чтобы нигде ничего не случилось. У диспетчеров высшее железнодорожное образование. Без этого в кресло диспетчера тяжело сесть».
Мозг станции – маневровый диспетчер. Он принимает все решения, взаимодействует со всеми станциями по приему и отправлению поездов. Его работа для неподготовленного глаза выглядит как нагромождение разноцветных кривых на мониторе, а на самом деле – схема движения поездов со всей служебной информацией, позволяющей отследить любой путь и вагон.
Сложную систему сигналов дублирует громкая связь. Такие пульты стоят на протяжении всех путей через каждый 100-150 метров. Можно уточнить информацию у дежурного, можно сообщить о происшествии или поломке. Машинистам их дальнейшие действия подсказывают сигналы светофоров: маршрутные указатели показывают, по какому пути идти и можно ли производить маневр. Белый свет обозначает разрешение движения и маневрирования, красный – запрет.
Часть путей лежит на деревянных шпалах. Но те рельсы, по которым ежедневно проходит большая часть груза, уже получили железобетонные «подложки» – более дорогие, но и более долговечные. Постепенно происходит замена дерева бетоном – процесс этот не быстрый, да и не на всех станциях это нужно.
Сегодня станция Находка–Восточная состоит из пяти парков: А, Б, сортировочный, сортировочно-отправочный и третий районный парк. Парк А предназначен для отправки поездов, парк Б – для приема поездов и подачи их на угольный комплекс, третий парк – для обработки лесного и щепового груза и контейнеров. Комплекс перерабатывает около 10% всех российских экспортных грузов.
Работа на важном узле железнодорожной артерии страны не прекращается ни на секунду. Застрянет где-нибудь вагон – за ним встанет и весь Транссиб. Годовые планы тоже приходится выполнять и перевыполнять. Начальник станции замечает: конкурентов по перевозкам много – вот и приходится соответствовать.
Алена Степанова (текст), Антон Балашов (фото)
Угольный терминал АО «Восточный Порт» — морские ворота в Азию (37 фото)
Согласно статистике Международного энергетического агентства (IEA), Россия занимает третье место в мире по объемам экспорта угля, уступая первенство Индонезии и Австралии. При этом больше всего угля Россия поставляет в Китай, Южную Корею, Германию и Японию.
Главными воротами для отправки российского угля в азиатские страны является АО «Восточный порт», расположенный в бухте Врангеля около Находки. На сегодняшний день это один из самых крупных и высокотехнологичных перевалочных узлов не только в России, но и во всём мире.
Фотографии и текст Славы Степанова
1. Решение о создании порта на Дальнем Востоке было принято в 1970 году. Для этого была выбрана незамерзающая глубокая бухта на востоке залива Находка Японского моря.
2. Ставший Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, порт Восточный был возведен всего за три года. Еще спустя почти пять лет в Восточном вступил в строй крупнейший углепогрузочный терминал в СССР.
3. После завершения строительства в 1978 году угольный терминал был рассчитан на ежегодную перевалку 6 млн тонн угля. С запуском Третьей очереди специализированного угольного терминала в 2019 году общий грузооборот АО «Восточный Порт» (25,51 млн т за 2019 г) планируется увеличить более чем в 2 раза до 55 млн т.
4. Поводом для строительства порта Восточный стало укрепление экономических связей между СССР и Японией в начале 1970-х. С этим событием связано открытие угольного месторождения в Нерюнгри (Якутия) и возведение северной ветки БАМа, по которой уголь стали транспортировать до Транссиба и дальше к берегам Японского моря.
5. Уголь в Восточный доставляют преимущественно из Кузбасса, Якутии и Хакасии.
6. Морской порт Восточный связан с магистральными железнодорожными и автомобильными трассами страны. Припортовая Ж/д станция Находка-Восточная – конечная на пути Транссибирской магистрали и начало международного транспортного коридора «Восток – Запад».
Кроме строительства Третьей очереди АО «Восточный Порт» за свои деньги расширил станцию Находка-Восточная – построил два железнодорожных парка. Один из них – парк «Б» с 5 путями — отправляет порожние вагоны после разгрузки. Этот парк АО «Восточный Порт» безвозмездно отдал ОАО «РЖД», чтобы им пользовались все компании порта Восточный. Второй парк – «Новый» — запустили недавно, 18 ноября. Он состоит из 12 путей будет принимать все составы, идущие на специализированный терминал. Оба парка оборудованы цифровыми технологиями и считаются самыми современными в России.
7. После прибытия на станцию Находка-Восточная вагоны отправляются в специальные галереи для разогрева угля – вагоноразмораживатели. Их необходимость объясняется тем, что в зимний период уголь, доставляемый за 6000 км из Кузбасса в порт Восточный через всю Сибирь с ее низкими температурами, смерзается в одну большую глыбу.
8. Следующий этап – выгрузка угля из вагонов. Она происходит в закрытом здании вагоноопрокидывателей, которые высыпают уголь на подземные галереи на 28 метров в глубину. Здесь работают сразу нескольких систем обеспыливания. Система сухого тумана состоит из 180 распрыскивателей в каждой линии вагоноопрокидывателя. Создается купол из мелких частиц воды, которые не дают подняться угольной пыли. Воздух в здании вагоноопрокидывателей очищается с помощью аспирационной системы: сначала специальные «зонты» забирают воздух, потом по системе трубопроводов он прогоняется через специальные фильтры.
9. После выгрузки уголь направляется на склад по закрытой конвейерной ленте. Для формирования угольных штабелей используются стакеры с роторным колесом.
10. Реклаймеры производят дальнейшую транспортировку угля со склада на ленты, которые выходят на пирсы.
11. Для сбора угля на реклаймере установлена стрела с зачерпывающим механизмом.
12. Ротор с ковшами собирает уголь в реклаймер.
13. Ковш ротора реклаймера.
14. Реклаймер двигается горизонтально (по рельсам), вертикально (поднимая стрелу) и вращательно (поворачивая стрелу).
15. Уголь с реклаймеров идёт по лентам на погрузку.
16. Ленты для транспортировки угля закрыты, чтобы предотвратить попадание угольной пыли в атмосферу. Закрытая перевалка угля — основа наилучших доступных технологий, которые работают на терминале и на которые стремятся перейти остальные угольные порты России.
17. Выгрузка с конвейнейрной ленты на судно происходит через специальные судопогрузочные машины. Выдвижная стрела погрузчика, который выгружает уголь с конвейерной ленты в угольный трюм на судне.
18. Оператор погрузчика.
20. Выдвижная стрела погрузчика, который выгружает уголь с конвейерной ленты в угольный трюм на судне.
21. Параллельно с высыпанием угля работает система пылеподавления, которая обеспечивает герметичную погрузку в трюм.
22. Производительность судопогрузочных машин составляет 3 тысячи тонн угля в час.
24. Процесс погрузки угля контролируется из диспетчерской при помощи специального программного обеспечения.
25. Как только ватерлиния судна скрывается, погрузка судна завершается. К работе приступают швартовщики и бускиры.
26. Портовый флот состоит из двух новых мощных буксиров-кантовщиков, двух азимутальных буксиров и рейдового катера.
27. Капитан буксира.
28. Буксир-кантовщик «Тайфун» выполняет отшвартовку судна.
29. Буксиры работают на низкосернистом топливе, которое отличается низкими выбросами продуктов сгорания серы в атмосферу.
31. В структуре Восточного порта есть экологическое подразделение с собственными лабораториями. Здесь следят за чистотой воздуха и воды на территории терминалов и за их пределами.
32. Для пылеподавления специализированный терминал использует современное оборудование, в том числе самоходные автоматизированные машины с водяными пушками и снегогенераторами.
33. Стационарная система орошения на угольном складе состоит из 304 форсунок. Струя достигает 40 метров. Благодаря системе орошения угольный склад площадью в 300 квадратных метров надежно накрывается плотным водяным куполом.
34. Пылеуборочная техника DISAB производит как сухую, так и влажную уборку на причалах, складах, технологических и пожарных проездах, железнодорожных путях и дорогах.
35. Стена для ветрозащиты – пример ответственной экологической политики предприятия. Благодаря стене с маленькими ячейками особой формы, расположенными под разными углами, энергия ветра на территории терминала погашается до минимума, и, как следствие, угольная пыль не разлетается.
36. Стены пылеветрозащиты высотой от 20 до 23 метров и общей длиной 3 километра построены по всему периметру угольного терминала.
37. Глубина бухты на фарватере достигает 22 метров. Это позволяет заходить в порт крупнотоннажным судам дедвейтом до 180 тыс. тонн.
38. Гребешки, трепанги выращиваются по заказу АО «Восточный Порт» и отпускаются в прибрежные воды. Это еще один пример осознанного подхода предприятия к вопросам экологии.