код таможенной процедуры беспошлинной торговли
Классификатор видов (кодов) таможенных процедур для графы 1 таможенной декларации
Обозначение в декларации | Наименование процедуры |
ИМ40 | Выпуск для внутреннего потребления |
ИМ51 | Переработка на таможенной территории |
ИМ53 | Временный ввоз (допуск) |
ИМ60 | Реимпорт |
ИМ70 | Таможенный склад |
ИМ77 | Свободный склад |
ИМ78 | Свободная таможенная зона |
ИМ80 | Таможенный транзит |
ИМ90 | Специальная таможенная процедура |
ИМ91 | Переработка для внутреннего потребления |
ИМ93 | Уничтожение |
ИМ94 | Отказ в пользу государства |
ИМ96 | Беспошлинная торговля |
ЭК10 | Экспорт |
ЭК21 | Переработка вне таможенной территории |
ЭК23 | Временный вывоз |
ЭК31 | Реэкспорт |
ЭК70 | Таможенный склад |
ЭК77 | Свободный склад |
ЭК78 | Свободная таможенная зона |
ЭК80 | Таможенный транзит |
ЭК96 | Беспошлинная торговля |
ТТ ИМ | Таможенный транзит- перевозка иностранных товаров от там. органа в месте прибытия до внутреннего там. органа. |
ТТ ЭК | Таможенный транзит- перевозка иностранных товаров, а также товаров ЕЭС от внуреннего там. органа до там. органа в месте убытия. |
ТТ ТР | Таможенный транзит- перевозка иностранных товаров от там. органа в месте прибытия до там. органа в месте убытия. |
ТТ ТС | Таможенный транзит- перевозка товаров ЕЭС от там. органа в месте убытия до там. органа в месте прибытия через территорию государства, не являющегося членом ЕЭС. |
ТТ ВТ | Таможенный транзит- перевозка иностранных товаров от одного внутренного там. органа до другого внутреннего там. органа. |
Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.
Возможно Вас заинтересует следующее:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Классификатор таможенных режимов
Наименование таможенного режима
Примечание
Режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов.
Временный ввоз (вывоз):
Режим, при котором товар ввозится (вывозится) с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии.
Выпуск товаров для свободного обращения
Товары остаются на территории РФ без обязательства об их вывозе.
Режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Переработка товаров на таможенной территории
Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории РФ. При условии вывоза продуктов переработки за пределы РФ возвращаются суммы ввозных таможенных пошлин и налогов.
Переработка товаров под таможенным контролем
Таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки под таможенным контролем, с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
Переработка товаров вне таможенной территории
Режим, при котором Российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на территории РФ.
Свободная таможенная зона
Режим, при котором иностранные товары размещаются и используются на определенной территории без взимания таможенных пошлин и налогов, а российские товары размещаются и используются в соответствии с режимом экспорта
Магазин беспошлинной торговли
Режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории РФ без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики
Режим, при котором иностранные товары размещаются и используются на определенной территории без взимания таможенных пошлин и налогов, а российские товары размещаются и используются в соответствии с режимом экспорта
Режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем. По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим.
Отказ от товара в пользу государства
Режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин и налогов.
Режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов.
* Перечень дается согласно Приложению 1 к Приказу ГТК России от 23.08.2002 N 900.
Таможенная процедура беспошлинная торговля (ИМ 96 или ЭК 96)
Беспошлинная торговля – это таможенная процедура (ранее применялся термин «таможенный режим беспошлинная торговля»), которая регламентирует деятельность специализированных магазинов – магазинов беспошлинной торговли duty free (МБТ). Это не совсем обычные магазины, они имеют пять существенных признаков, отличающих их от обычных супермаркетов, бутиков, продуктовых лавок.
Во-первых, магазины duty free располагаются в международных аэропортах, на железнодорожных и автомобильных пунктах пропуска, морских и речных портах, но не везде, а в так называемой «стерильной зоне», то есть в местах, оборудованных пунктами таможенного, санитарного, пограничного, иммиграционного контроля. Такие зоны еще называют транзитными. Пассажиры, следующие транзитом из одной страны в другую, не могут выйти наружу, так как не имеют визу для пребывания в стране, а транзитная зона, она же «стерильная», позволяет им переждать время до прибытия своего рейса. Это ожидание может растянуться на несколько часов. Все, что может потребоваться пассажирам, могут приобрести в магазине duty free. Здесь можно купить бутилированную воду, сигареты, косметику, одежду, алкоголь и другие необходимые товары – ассортимент широк.
Во-вторых, зарубежные товары, продающиеся в магазинах дьюти-фри, не облагаются ввозными таможенными пошлинами и НДС. Единственные выплаты на таможне – это сбор за таможенное оформление. Считается, что поскольку товары не вывозятся вглубь таможенной территории, а продаются физлицам, убывающим за рубеж, либо следующим через страну транзитом, то они могут не облагаться пошлинами. Специально для таможенного оформления таких товаров и используется таможенная процедура магазин беспошлинной торговли.
В-третьих, открыть магазин беспошлинной торговли может только юридическое лицо, зарегистрированное в соответствующем реестре ФТС РФ.
В-четвертых, помещение, занимаемое duty free, должно строго отвечать перечню законодательно утвержденных требований, так как МБТ является зоной беспошлинной торговли.
В-пятых, товары беспошлинной торговли реализуются только физлицам и только в розницу. Продажа оптовых товарных партий недопустима.
Магазины беспошлинной торговли пришли к нам с Запада. Здесь они успешно функционируют с середины ХХ века. У нас первый магазин duty free открыл свои двери в 1988 г., это произошло в Шереметьево. Магазин в Пулково (Ленинград) открылся год спустя. Сегодня, реестр владельцев МБТ, который ведет ФТС РФ, содержит данные о более чем 200 зарегистрированных юридических лицах, осуществляющих коммерческую деятельность – беспошлинная торговля. Среди них ООО «Регстаэр-М», АО «АРИАЛ», ООО «Кенигсберг Трейдинг» и др. МБТ размещаются в международных аэропортах (Домодедово, Пулково, Толмачево, др.), на автомобильных, железнодорожных п/п (МАПП, ДАПП, ЖДПП).
Магазины дьюти-фри располагаются в международных аэропортах, в местах пунктов пропуска (п/п), расположенных недалеко от государственной границы – на приграничных ж/д станциях, на автомобильных п/п – МАПП и ДАПП. От столь широкой географии присутствия магазинов duty free, конечно, выигрывает туристическая отрасль. Недалеко от Забайкальска уже действует похожая площадка. Ее услуги доступны многочисленным пассажирам, следующим железнодорожным транспортом по маршрутам Чита – Маньчжурия, Москва – Пекин. Если опыт окажется успешным, то уже в самое ближайшее время еще 30 подобных площадок появятся на путях следования различных видов транспорта.
БЕСПОШЛИННАЯ ТОРГОВЛЯ КОЛИЧЕСТВО МБТ ПО ТИПУ ПУНКТОВ ПРОПУСКА (П/П) | ||
---|---|---|
Тип | Количество п/п с МБТ | Число МБТ по типу п/п |
Воздушный | 41 | 146 |
Авто | 38 | 50 |
Морской (речной) | 4 (1) | 6 (2) |
Железнодорожный | З | З |
Итого | 87 | 207 |
Согласно исследованиям Всемирной ассоциации беспошлинной торговли – TFWA за 2014 г. объем продаж российских МБТ составил 1,016 млрд. долл. США, или 1,6% от общемирового показателя (более 60 млрд. долл. США). По сравнению с 2013 годом отмечается рост на 8%. По данному показателю мы приближаемся к Бразилии и Испании. Самые высокие показатели принадлежат магазинам стран Дальнего Востока, а также США, Канады, Мексики. Их совокупный показатель равен 40% от общей суммы мировых продаж. Среди российских аэропортов, лидером является Шереметьево. Согласно мировому рейтингу, разработанному консалтинговой компанией Generation Research, магазины Шереметьево по объемам продаж занимают 38 строчку, Домодедово – 40, Пулково – 49.
Особенности таможенной процедуры беспошлинной торговли в России
Суть беспошлинной торговли в России: каждый раз, покупая товары в МБТ, пассажиры, тем самым, завершают таможенную процедуру беспошлинная торговля. Приобретенные товары становятся товарами для личного пользования, а не проданные, на усмотрение владельца МБТ, декларируются под другими таможенными режимами (реэкспортируются, уничтожаются, растамаживаются). Таможенную очистку товаров под таможенной процедурой беспошлинная торговля, выполняет владелец МБТ, либо таможенный представитель по его поручению.
Таможенный режим беспошлинной торговли регламентируется положениями Гл. ЗЗ (ст. 243-247), Гл. 60 ТК ЕАЭС (ст. 425-429). Владелец МБТ заполняет таможенные декларации (ДТ) и подает их в электронном виде.
В ДТ указывается код 96, обозначающий, что декларируемые товары помещаются под таможенную процедуру беспошлинная торговля. Возможно, потребуется предоставить на таможню товаросопроводительные документы.
До 2018 года действовавшее на тот момент законодательство позволяло МБТ продавать товары только физлицам, убывающим с территории Таможенного союза (ТС). Однако в новом кодексе ЕАЭС это жесткое правило было отменено и права убывающих с территории ТС, и права прибывающих на территорию ТС физлиц были уравнены. Отныне физлица, перемещающиеся через границу вправе приобретать товары в МБТ независимо от направления своего движения.
Имеется ряд условий, без соблюдения которых невозможно задекларировать товары под таможенной процедурой беспошлинная торговля:
Вам необходима процедура беспошлинной торговли? – Мы поможем Вам!
Услуги по таможенному оформлению товаров магазина беспошлинной торговли в России
Наша компания «Универсальные Грузовые Решения» состоит в официальном реестре таможенных представителей ФТС РФ и производит профессиональное таможенное оформление товаров, в том числе по процедуре “беспошлинная торговля”. Наши декларанты обладают богатым многолетним опытом, который позволяет им выполнять таможенное оформление товаров под любыми таможенными процедурами. Вы можете доверить нам декларирование товаров любой сложности и объема. Все необходимые операции будут выполнены качественно, в сжатые сроки!
Доверившись нам, вы сможете рассчитывать на:
Мы производим таможенное оформление товаров в:
Мы с радостью поможем Вам оперативно “растаможить” или “затаможить” товары на любой таможне России!
Сроки и стоимость оформления процедуры беспошлинной торговли
Срок оформления товаров составляет несколько часов!
Цена или стоимость таможенного оформления товаров в нашей компании одна из самых минимальных по рынку и колеблется от 7000 до 15000 рублей. Окончательная цена на услуги таможенного представителя – таможенного брокера зависит от поставленных клиентом задач и наличия включенных услуг.
Мы готовы стать для Вас надежным партнером в таможне!
Таможенные режимы: виды и особенности
Таможенные режимы регулируют способы торговых отношений. Существуют несколько видов таможенных режимов, каждый из которых направлен на определение условий таможенного оформления.
Что такое таможенный режим
Таможенный режим (ТР) — это процедура, которая определяет требования к проведению таможенного оформления импорта или экспорта. С его помощью определяются величина торговых пошлин, размер налогов и порядок их начисления. А также различного рода ограничения, которые накладываются на определенные виды товаров.
В зависимости от целей ввоза или вывоза товара из Российской Федерации определяется статус товаров. Исходя из этого устанавливается необходимый вид таможенного режима, согласно которому и проводится дальнейшие процедуры.
Каждый из таможенных режимов предлагает соблюдение определенных требований для, обусловленных следующими требованиями:
Также каждый из таможенных режимов попадает под определенные условия применения, которые должны соблюдаться вне зависимости от того какой именно из них будет выбран.
Виды режимов
Законодательство выделяет несколько таможенных режимов и процедур.
Основные режимы
Основные таможенные режимы, исходя из названия, регулируют основные способы торговых отношений РФ с другими государствами.
Выпуск для внутреннего потребления (код 40)
Это процедура, при которой ввезенный в Россию груз остаются на ее территории и используется без ограничений, если обратное не установлено законодательством.
Применение данного таможенного режима предусматривает несколько вариантов выпуска товаров:
Также можно выделить ряд особенностей, которые присущи выпуску товаров для внутреннего потребления:
Экспорт (код 10)
В этом случае товары, находящиеся в свободном обращении на территории России продаются или вывозятся за рубеж без обязательных условиях о возврате в страну. Статус товара изменятся на иностранный и подлежит реализации на зарубежной территории. При экспорте товары, в обязательном порядке, если обратное не обусловлено льготами и преференциями, подлежат таможенным сборам и экспортным пошлинам.
Международный таможенный транзит (код 80)
Главным отличаем от предыдущих двух является тот факт, что нахождение товаров на территории Российской Федерации для таких товаров временное. В таком случае уплата таможенных пошлин и налогов не производится, а также к грузу не применяется запреты и ограничения экономического характера, установленные законодательством.
МТТ начинается с выдачи разрешения на транзит товаров и заканчивается в тот момент, когда происходит фактический вывоз товара за территорию РФ. Если транзит осуществляется несколькими партиями, то МТТ завершается при убытии финальной части груза. Также возможен такой вариант при котором, товар может быть помещен по другой таможенный режим. Среди них:
Экономические режимы
Экономические таможенные режимы имеют более узкую направленность и созданы для того, чтобы регулировать особого рода экономические задачи, связанные с таможенным оформлением.
Переработка на таможенной территории (код 51)
Это процедура во время которой производится переработка ввозимых товаров на таможенную территорию Российской Федерации в течении определенного срока. Важной особенностью такого режима является полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, но только при условии, что все продукты переработки будут вывезены за пределы РФ. В отдельных случаях, если продукты переработки представляют ценность, они могут быть реализованы, как на территории России, так и за границей.
Переработка для внутреннего потребления (код 52)
Переработка для внутреннего потребления как раз и сделана для того, чтобы переработанные товары в дальнейшем прошли процедуру выпуска для внутреннего потребления. Это главное условие, которое служит гарантом предоставления беспошлинного ввоза такой продукции на территорию РФ.
Переработка вне таможенной территории (код 61)
В данном случае, напротив, уже российская продукция вывозится за рубеж в целях переработки, однако, переработанный товар должен быть возвращен в РФ в рамках установленных сроков. Здесь также действует освобождение от налогов и пошлин, если все необходимые требования режима были соблюдены.
Временный ввоз (код 32)
Он подразумевает под собой нахождение импортных товаров на территории Российской Федерации на ограниченный временной срок, по истечении которого должна быть проведена процедура рекэспорта. При соблюдении требований данной таможенной процедуры возможно освобождение от уплаты пошлин и налогов, однако это возможно не для всех видов товаров.
Таможенный склад (код 74)
Данный таможенный режим рассчитан на ввоз иностранной продукции, которая должна храниться под контролем таможенных органов на специальных складах, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения нетарифного регулирования. Однако, стоит учитывать, что некоторые виды товаров нельзя размещать на подобных складах, и соответственно для них прохождение подобной процедуры невозможно.
Иностранные товары также могут находиться на таможенном складе с целью их продажи за границей, но уже после похождений реэкспорта.
Свободная таможенная зона (код 71)
Этот режим по своей сути схожа с СВХ или ТС, однако владельцами свободных складов являются, как правило, крупные предприятия, которые организуют их работу на некомерческой основе и для собственных нужд и не имеют определенных сроков по продолжительности нахождения на них товаров.
Завершающие режимы
Некоторые завершающие таможенные режимы служат финальным этапом экономических режимов. Другие, в свою очередь, созданы для того чтобы окончательно закончить определенные таможенные операции.
Реимпорт (код 41)
Подразумевает возврат, ранее вывезенных за границу товаров обратно на территорию РФ. При соблюдении указанных сроков, за подобную процедуру не взимаются пошлины и налоги.
Реэкпорт (код 11)
Это обратная процедура, когда идет возврат ввезенных товаров за рубеж. В рамках данного режима происходит также возврат и уплаченных на таможне сборов обратно декларанту.
Уничтожение (код 76)
Название этого режима говорит само за себя. Процедура включает в себя ликвидацию импортируемого товара, без уплаты пошлин и налогов на него. Из-за специфики процедуры ей не могут быть подвергнуты следующие виды иностранных товаров:
Также, если отходы, которые образовались в результате уничтожения не были вывезены декларантом, то они уже рассматриваются в качестве товара, на которые распространяется налоги и пошлины.
Отказ в пользу государства (код 75)
Отказ подразумевает под собой безвозмездную передачу груза в федеральную собственность, и он приобретает статус российского товара. Далее государство либо начинает реализацию товара, либо также на безвозмездной основе передает его третьим лицам.
Специальные режимы
Специальные таможенные режимы регулируют особые процедуры таможенного оформления. Среди них:
Временный вывоз (код 32)
Это процедура по своей специфике схожа с временным ввозом. Только в данном случае, уже товары, которые находятся в свободном обращении на территории России временно экспортируется за границу и возвращается обратно в установленный срок.
Беспошлинная торговля (код 72)
Данный режим подразумевает ввоз иностранных товаров на территорию РФ без начисления таможенных пошлин, налогов и не тарифного регулирования. Важное условия этого режима состоит в том, что реализация товаров, прошедших эту процедуру возможна лишь в специальных магазинах беспошлинной торговли. Его владелец несет непосредственную ответственность за исполнение всех требований предъявленных законодательством в данном случае.
Перемещение припасов
Под припасами понимаются товары предназначенные для использования пассажирами и членами экипажа международного транспорта. Груз попадающий под это определение освобождается от уплаты соответствующих таможенных сборов и налогов.
Иные специальные таможенные режимы
Таможенный кодекс не дает общего определения данной категории. Под этим понятием понимаются частные случаи перемещения товаров через границу РФ.
Беспошлинная торговля: таможенная процедура и налогообложение
Таможенная процедура беспошлинной торговли
Беспошлинная торговля означает буквально совершение внешнеторговых операций, необлагаемых таможенными пошлинами. В этом смысле беспошлинная торговля представляет собой одну из разновидностей торгово-политического режима, который устанавливается многосторонними или двусторонними международными соглашениями и предусматривает осуществление внешнеторговых операций без обложения таможенными пошлинами. Во внешнеторговой политике беспошлинный режим торговли может распространяться как на весь товарный спектр внешнеторговых отношений, так и на какие-то отдельные товары или группы товаров.
Отличие между этими двумя инструментами современной международной торговли проявляется, прежде всего, в их правовой природе. Если торгово-политический режим беспошлинной торговли имеет конвенциональную природу и устанавливается путем заключения соответствующего многостороннего или двустороннего международного договора, то таможенная процедура беспошлинной торговли имеет автономную природу, она применяется в соответствии с предписаниями таможенного законодательства конкретного государства или Таможенного союза.
Таможенная процедура беспошлинной торговли предполагает локализованное осуществление внешнеторговых операций без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.
Локализация беспошлинной торговли как таможенной процедуры проявляется в том, что такая торговля, как правило, территориально ограничена (локализована) и распространяется на ограниченные (установленные законом) группы лиц.
В Таможенном кодексе ТС в первоначальной редакции таможенная процедура также понималась исключительно как розничная торговля, осуществляемая в магазинах беспошлинной торговли. И только спустя некоторое время Протоколом от 16 апреля 2010 года «О внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» норма, определяющая содержание таможенной процедуры, была дополнена положениями, в соответствии с которой под данную таможенную процедуру могут помещаться товары, реализуемые иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними.
Примечание. Протокол был ратифицирован Федеральным законом от 2 июня 2010 г. N 113-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года».
Условия помещения товаров под таможенную процедуру
В соответствии со ст. 303 Таможенного кодекса ТС под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, кроме:
Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли, установлен решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур». В нем к товарам, которые нельзя поместить под таможенную процедуру беспошлинной торговли, отнесены:
В отношении последней категории товаров, запрещенных к помещению под таможенный режим беспошлинной торговли, необходимо сделать два уточнения.
Условиями помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли в соответствии с таможенным законодательством ТС (ст. 304 Таможенного кодекса ТС) являются следующие особенности порядка декларирования:
Магазин беспошлинной торговли по законодательству Российской Федерации о таможенном деле
В Российской Федерации требования к обустройству, оборудованию и месту расположения магазина беспошлинной торговли установлены в ст. 84 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Помещения магазина беспошлинной торговли состоят из торговых залов, подсобных помещений, складов, которые должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров и возможность проведения в отношении их таможенного контроля. Ко всем помещениям магазина беспошлинной торговли устанавливается общее требование, в соответствии с которым они должны располагаться таким образом, чтобы исключить всякую возможность поступления или изъятия товаров помимо таможенного контроля.
Территория магазина беспошлинной торговли не должна включать объекты, не связанные с его функционированием и обеспечением его работы.
Использование помещений магазина беспошлинной торговли для хранения и реализации товаров, не заявленных к таможенной процедуре беспошлинной торговли, не допускается.
Торговые залы. Продажа товаров может осуществляться исключительно в торговых залах магазина беспошлинной торговли, которые должны быть расположены таким образом, чтобы была исключена возможность оставления товаров, приобретенных в магазине беспошлинной торговли, на таможенной территории ТС, в том числе путем передачи их физическим лицам, остающимся на этой территории.
Торговые залы должны находиться за пределами места, определенного для проведения таможенного контроля товаров, вывозимых физическими лицами при следовании этих лиц через таможенную границу ТС. Кроме того, они должны располагаться таким образом, чтобы была исключена возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию ТС.
Подсобные помещения и склад магазина беспошлинной торговли должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы исключить доступ к находящимся в этих помещениях товарам посторонних лиц, а также обеспечить возможность наложения на указанные помещения средств таможенной идентификации.
Примечание. Под посторонними лицами понимаются лица, не являющиеся работниками магазина беспошлинной торговли, не обладающие полномочиями в отношении товаров либо не являющиеся представителями лиц, обладающих полномочиями.
Складом магазина беспошлинной торговли может являться только помещение; использование в этом качестве открытых площадок не допускается. Склад может располагаться вне мест перемещения товаров через таможенную границу ТС, но в пределах региона деятельности таможенного органа, в котором функционирует магазин беспошлинной торговли.
На складе должно быть весовое оборудование с различными пределами взвешивания, обеспечивающее возможность взвешивания реализуемых товаров.
Не могут располагаться на таком складе коридоры для прохода лиц, тамбуры, вестибюли, административно-бытовые и технические помещения, а также места для хранения упаковочных и обвязочных материалов, технологического оборудования, инвентаря, тары, уборочных машин, отходов упаковки.
В соответствии со ст. 81 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.
Юридическое лицо признается владельцем магазина беспошлинной торговли после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Таможенные органы ведут реестры владельцев магазинов беспошлинной торговли и обеспечивают их периодическую публикацию не реже одного раза в квартал, в том числе с использованием информационных технологий.
На владельца магазина беспошлинной торговли возложен ряд обязанностей (ст. 36 Таможенного кодекса ТС), невыполнение которых влечет за собой привлечение к юридической ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также исключение его из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. Такими обязанностями являются обязанности:
Завершение таможенной процедуры
Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли завершается одним из двух способов.
Особо следует остановиться на особенностях завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли в связи с прекращением деятельности магазина беспошлинной торговли. В этом случае товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, подлежат помещению под иную таможенную процедуру в течение одного месяца со дня, следующего за днем прекращения деятельности магазина. Если в течение установленного срока товары не были помещены под иную таможенную процедуру, то они подлежат задержанию таможенными органами в соответствии с предписаниями Таможенного кодекса ТС (гл. 21 «Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля»).
Налоговая составляющая таможенной процедуры беспошлинной торговли
Суть таможенной процедуры беспошлинной торговли, как уже отмечалось, состоит в реализации товаров в розницу в магазинах беспошлинной торговли определенным категориям покупателей без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов возникает в связи с помещением под таможенный режим беспошлинной торговли иностранных товаров. Возникает такая обязанность у декларанта (в этом качестве, как уже отмечалось, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли) с момента регистрации таможенной декларации.
При установлении факта пользования и распоряжения иностранными товарами в нарушение требований и условий таможенной процедуры беспошлинной торговли, а также в случае утраты иностранных товаров (например, при их хищении) ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных платежей, исчисленных на день регистрации таможенной декларации, по которой товары помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
Примечание. За исключением уничтожения товаров или их безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли. В перечисленных случаях обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов прекращается в силу предписаний п. 2 ст. 80 Таможенного кодекса ТС.
В указанных ситуациях сроком уплаты таможенных пошлин и налогов считается день совершения действий, нарушающих установленные требования и условия, или день утраты товаров. Если этот день не может быть установлен, то сроком уплаты будет считаться день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.
Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов в указанных ситуациях, является владелец магазина беспошлинной торговли. Материальной гарантией такой ответственности становится предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов в размере не менее 2,5 млн. руб. в соответствии со ст. 82 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При этом ФТС России разъяснила, что обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в размере 2,5 млн. руб. должно предоставляться в отношении магазина беспошлинной торговли независимо от количества помещений такого магазина. Законодательство не предусматривает необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов на каждый торговый зал, подсобное помещение и склад магазина беспошлинной торговли (письмо ФТС России от 1 ноября 2011 г. N 01-11/52686 «О предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли»).
Дальнейшее развитие правового регулирования таможенной процедуры напрямую связано с созданием нормативной базы, которая устанавливала бы порядок применения таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.
Российский законодатель наделяет Правительство РФ правом устанавливать порядок организации беспошлинной торговли для таких категорий лиц. Однако до сих пор соответствующее постановление Правительства РФ не принято, а, следовательно, данная таможенная процедура не может быть применена к иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, работающим в них должностным лицам и проживающим вместе с ними членами их семей.
Автор: Козырин Александр Николаевич, заведующий кафедрой финансового, налогового и таможенного права Высшей школы экономики, доктор юридических наук, профессор.