код типа учреждения бюджетное учреждение

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ (ОКОПФ)

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ)
в увязке с кодами КОПФ
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)

Russian classification of organisational and legal forms

ГАРАНТ:

См. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-99, утвержденный постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97

Дата введения 1 января 2000 г.

Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

ОКОПФ разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами с учетом практического использования Классификатора организационно-правовых форм (КОПФ), утвержденного постановлением Госкомстата России от 20 апреля 1993 г. N 47.

ОКОПФ предназначен для:

— формирования информационных ресурсов регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о хозяйствующих субъектах;

— решения аналитических задач в области статистики, в системе налогообложения и других сферах экономики, связанных с управлением и распоряжением имуществом;

— обеспечения совместимости информационных систем, проведения автоматизированной обработки технико-экономической и социальной информации;

— анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, разработки рекомендаций по регулированию экономики.

Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные Гражданским Кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами и нормативными актами:

«Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 27 декабря 1990 г.;

Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации» от 25 июля 1995 г. N 765;

К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.

Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и т.д.).

К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющими право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся финансово-промышленные группы Российской Федерации, паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества. К неюридическим лицам относятся также индивидуальные предприниматели, прошедшие государственную регистрацию в этом качестве.

В классификаторе принята следующая форма записи позиций:

КодНаименованиеАлгоритм
сбора

Каждая позиция в классификаторе содержит:

— двухразрядный цифровой код;

— наименование организационно-правовой формы;

В целях сохранения преемственности с кодами широко внедренного в сфере экономики КОПФ, отменяемого после введения в действие настоящего классификатора, в ОКОПФ сохранены кодовые обозначения организационно-правовых форм, ранее использованные в КОПФ.

Для раскрытия содержания понятий отдельных организационно-правовых форм (группировочных позиций) в классификаторе приведены алгоритмы сбора, каждый из которых представляет собой сумму кодов позиций, входящих в данную организационно-правовую форму.

Пример построения позиции ОКОПФ:

60 Акционерные общества 47+67,

В ОКОПФ введена позиция «иные неюридические лица», не установленная законодательством, но необходимая для обработки статистической информации.

К позициям ОКОПФ в приложении А даны соответствующие пояснения.

Ведение ОКОПФ осуществляет ГМЦ Госкомстата России во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России.

1. Организационно-правовые формы ОКОПФ в увязке с кодами КОПФ

Код КОПФКодНаименование

2. Организационно-правовые формы КОПФ в увязке кодами ОКОПФ

Код ОКОПФКодНаименование

* Данная организационно-правовая форма не включена в состав ОКОПФ, ввиду ее упразднения с 1 июля 1999 г. согласно Федеральному закону от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ

Пояснения к позициям ОКОПФ

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью (ГК РФ, ст.66).

Полными признаются товарищества, участники которых (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (ГК РФ, ст.69).

Обществами с ограниченной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов (ГК РФ, ст.87).

Обществами с дополнительной ответственностью признаются учрежденные одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (ГК РФ, ст.95).

Акционерными обществами признаются общества, уставной капитал которых разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (ГК РФ, ст.96).

Открытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (ГК РФ, ст.97).

Закрытыми акционерными обществами признаются акционерные общества, акции которых распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц (ГК РФ, ст.97).

Производственными кооперативами (артелями) признаются добровольные объединения граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении их членами (участниками) имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.107).

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами являются самостоятельные хозяйствующие субъекты с правами юридического лица, представленные отдельными гражданами, семьями или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков (Закон РСФСР «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР», ст.1).

Унитарными предприятиями признаются коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество государственных или муниципальных унитарных предприятий находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ГК РФ, ст.113).

Унитарными предприятиями, основанными на праве оперативного управления (федеральными казенными предприятиями) признаются унитарные предприятия, образованные по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и основанные на праве оперативного управления.

Дочерними унитарными предприятиями признаются унитарные предприятия, созданные в качестве юридических лиц другими основанными на праве хозяйственного ведения унитарными предприятиями путем передачи им в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение.

Потребительскими кооперативами признаются добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов (ГК РФ, ст.116).

К данной позиции ОКОПФ относятся также потребительские общества.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (ГК РФ, ст.117).

Общественными движениями являются состоящие из участников и не имеющие членства массовые общественные объединения, преследующие социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.9).

Фондами признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ГК РФ, ст.118).

Учреждениями признаются организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые ими полностью или частично (ГК РФ, ст.120).

Органами общественной самодеятельности являются не имеющие членства общественные объединения, целью которых является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (ФЗ «Об общественных объединениях», ст.12).

Некоммерческими партнерствами признаются основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.2, ст.8).

Автономными некоммерческими организациями признаются не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.10).

Объединениями юридических лиц (ассоциациями и союзами) являются некоммерческие организации, создаваемые путем объединения по договору между собой коммерческих организаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. К объединениям юридических лиц (ассоциациям и союзам) относятся также добровольные объединения общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе учреждений.

Ассоциациями крестьянских (фермерских) хозяйств являются ассоциации, созданные путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов (Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ст.28).

Под территориальными общественными самоуправлениями понимаются самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.27).

Товариществами собственников жилья являются некоммерческие организации, в форме объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом (ФЗ «О товариществах собственников жилья», ст.1).

Садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими товариществами являются некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ст.1).

Организациями без прав юридического лица, индивидуальными предпринимателями являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Финансово-промышленными группами признаются совокупности юридических лиц, действующих как основные и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договоров о создании финансово-промышленных групп в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентноспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест (ФЗ «О финансово-промышленных группах», ст.2).

Паевыми инвестиционными фондами признаются имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых, осуществляют управляющие компании паевых инвестиционных фондов в целях прироста имущества соответствующих паевых инвестиционных фондов (Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации», п.1).

Под простыми товариществами понимаются хозяйствующие субъекты без образования юридического лица, созданные на основе заключаемых по договору о совместной деятельности соглашений двух или нескольких лиц (товарищей), обязующихся соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации (ГК РФ, ст.1041).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ГК РФ, ст.55).

К данной позиции ОКОПФ относятся также иные обособленные подразделения юридических лиц.

Под индивидуальными предпринимателями понимаются граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и прошедшие государственную регистрации в этом качестве (ГК РФ, ст.23).

К данной позиции ОКОПФ относятся также граждане, занимающиеся частной практикой и имеющие лицензию на ее осуществление, доверенные лица иностранных юридических лиц, представляющие их интересы на территории Российской Федерации и не занимающиеся предпринимательской деятельностью.

Иными неюридическими лицами признаются прочие хозяйствующие субъекты, созданные в соответствии с действующим законодательством и осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Источник

Код ОКОПФ по ИНН

Также вы можете определить код

Чтобы узнать коды статистики, введите ИНН

Предприятия, зарегистрированные на территории России, включаются в сложную систему государственных кодов и классификаторов. Коды статистики представляют собой индикаторы, содержащие информацию об организации, их включают в документы в качестве реквизитов. Код ОКОПФ — один из них, но не все предприниматели знают, для чего нужны коды ОКОПФ и как их можно узнать.

Что такое ОКОПФ

ОКОПФ — это общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОПФ) собственности. Организации и предприниматели получают код ОКОПФ при регистрации. Они присваиваются Росстатом всем хозяйствующим субъектам, независимо от сферы деятельности, размера и местоположения. Код ОКОПФ устанавливается на основании формы собственности, заявленной при регистрации. Код ОКОПФ не уникален, организации, ведущие деятельность в одной ОПФ имеют одинаковые коды. При регистрации, код ОКОПФ получают:

Структура кода ОКОПФ

код типа учреждения бюджетное учреждение. 443. код типа учреждения бюджетное учреждение фото. код типа учреждения бюджетное учреждение-443. картинка код типа учреждения бюджетное учреждение. картинка 443. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) в увязке с кодами КОПФ (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)Для классификации организационно-правовых форм созданы пятизначные коды, каждый знак имеет определенное значение: оно помогает налоговым органам контролировать правильностью предоставленной информации. Код имеет структуру А АА АА и включает в себя три разряда. Имейте в виду, что использование укрупненного кода ОКОПФ запрещено. Нельзя указать только первый и второй разряд, в реквизитах нужно писать полный код.

Первый разряд означает раздел к которому относится объект классификации. ОКОПФ включает семь разделов, и в код включается соответствующая цифра.

Второй разряд обозначает тип организационно-правовой формы. Он свой для каждого раздела. Для раздела 3 и 4 тип ОПФ имеет вид 00. Для пятого выделили два типа — 01 и 02. Остальные разделы включают множество типов ОПФ.

Третий разряд характеризует вид организационно-правовой формы. Каждому типу ОПФ соответствуют свои виды. Например среди хозяйственных товариществ выделяют полные и коммандитные, они имеют коды 1 10 51 и 1 10 64 соответственно.

Для чего нужен код ОКОПФ

Код ОКОПФ помогает определить, к какой форме собственности относится организация. С его помощью государство собирает информацию о компаниях, ведет учет, делает прогнозы и дает рекомендации.

ОКОПФ нужен не только государству, он применяется и в практике обладающих им компаний. Его нужно указывать при регистрации и перерегистрации компании. Код является обязательным реквизитом в статистической и бухгалтерской отчетности, включается в банковские реквизиты и единый государственный реестр.

Как можно заметить, никакой пользы для организаций код ОКОПФ не несет. Но его нужно знать, чтобы избежать проблем с контролирующими органами. Подходите к заполнению документации ответственно и используйте только официальную и актуальную информацию.

Как узнать код ОКОПФ

После регистрации ОКОПФ присваивается Росстатом. При этом не выдается никакого заверенного печатями документа. Коды статистики сообщаются по почте простым письмом. Организации получают коды в течение 7 рабочих дней после регистрации, а предпринимателям их даже не отправляют. Вы можете не знать свой код, но это не наказуемо.

Чтобы узнать код ОКОПФ, вы можете подать письменный запрос в отделение статистики. Это можно сделать лично или направить заявление по почте. В течение 5 рабочих дней вы получите ответ. Однако такой способ потребует затрат времени и сил.

Как узнать код ОКОПФ по ИНН

Есть возможность узнать ОКОПФ онлайн по ИНН и другим реквизитам на официальном сайте Росстата. Вы получите код в течение нескольких секунд бесплатно, информация будет абсолютно достоверной.

Кроме кода ОКОПФ по ИНН можно найти и другие коды статистики. Введите данные об организации (ИНН, ОКПО или ОГРН) в соответствующее поле и запустите поиск. В результате вы получите уведомление для печати, подобное тому, что Росстат высылает при регистрации. В списке представленных кодов есть ОКОПФ.

Автор статьи: Елизавета Кобрина

Отправляйте статистические отчеты, не отходя от ноутбука. Облачный сервис Контур.Бухгалтерия помогает вести учет и формировать отчетность, работать с сотрудниками и контрагентами. Поля реквизитов автоматически заполняются кодами статистики. В течение 14 дней новые пользователи могут бесплатно работать в программе.

Источник

Ответ недели: выбираем тип контрагента для последующей детализации КОСГУ

код типа учреждения бюджетное учреждение. business 3152586 960 720. код типа учреждения бюджетное учреждение фото. код типа учреждения бюджетное учреждение-business 3152586 960 720. картинка код типа учреждения бюджетное учреждение. картинка business 3152586 960 720. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (ОКОПФ) в увязке с кодами КОПФ (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 марта 1999 г. N 97)

Вопрос:
Необходимо выбрать тип контрагента для последующей детализации КОСГУ, верно, что их отнести к Типу «6», если не верно, подскажите какой выбрать:
1) Автономная некоммерческая организация «Уфалейский рабочий» — (информационные услуги в газете)
2) Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт контрактного управления».

ФГУП «Почта России» с 01.10.2019 реорганизовано в Акционерное общество «Почта России», тогда Тип контрагента будет относится к Типу «4», если не верно, подскажите, какой правильно выбрать.

Сообщаю Вам следующее:

Вы все верно указали:

Автономная некоммерческая организация «Уфалейский рабочий» — (информационные услуги в газете) – 6

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт контрактного управления» — 6

ФГУП «Почта России» – 3 с 01.10.2019 реорганизовано в Акционерное общество «Почта России» — 4 (с любым негосударственным юрлицом, например, ООО, ОАО, ЗАО)

— 540, 550, 560, 640, 650, 660, 730, 830 КОСГУ детализация осуществляется в зависимости от типа контрагента, с которым производятся расчеты:

«2» — с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями;

«3» — с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора;

«4» — с иными нефинансовыми организациями. Считаем, что к ним не относятся нефинансовые организации государственного сектора;

«5» — с иными финансовыми организациями. Считаем, что к ним не относятся финансовые организации государственного сектора;

«6» — с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг. Сюда же относятся и расчеты с индивидуальными предпринимателями (Письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-08-10/31392);

«7» — с физическими лицами;

Важно: при расчетах следует правильно относить контрагентов к институциональным единицам по секторам экономики. Минфин России рекомендует использовать для этого общероссийские классификаторы, в частности (Письмо от 08.05.2019 N 02-08-10/33580):

— ОКОПФ — ОК 028-2012. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм, утвержденный Приказом Росстандарта от 16.10.2012 N 505-ст;

— ОКФС — Общероссийский классификатор форм собственности (вместе с ОК 027-99. Общероссийский классификатор форм собственности), утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.03.1999 N 97;

Детализация статей 560, 660, 730 и 830 КОСГУ подстатьями произведена с 1 января 2019 года (вступил в силу Порядок N 209н ). Выбор той или иной подстатьи КОСГУ при отражении операций с контрагентами зависит от типа контрагента, выступающего в расчетах, и часто вызывает сложности. Например, если расчеты ведутся с индивидуальным предпринимателем, то какой код применять: 734, 834 или 736 и 836? А если расчеты ведутся со страховой организацией — 733 и 833 или 734 и 834? В рамках статьи рассмотрим, в каких случаях применяется та или иная подстатья КОСГУ.

Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 N 209н.

Для удобства предлагаем изложить рекомендации по применению статей 560, 660, 730 и 830 в таблице.

Тип контрагентаПодстатья КОСГУ, применяемая при отражении расчетов с контрагентомПеречень лиц, относимых к данному контрагенту
Участники бюджетного процесса561, 661, 731, 831Перечень участников бюджетного процесса установлен ст. 152 БК РФ. В нем, в частности, названы:

— исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

— органы государственного (муниципального) финансового контроля;

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

— главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

— главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

— главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

— получатели бюджетных средств

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения562, 662, 732, 832Данные подстатьи применяются, если контрагентом совершаемой операции выступает бюджетное или автономное учреждение. Обычно применение этих подстатей не вызывает затруднений, поскольку информация о типе учреждения доступна
Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора563, 663, 733, 833К организациям государственного сектора относятся (п. 9.5 Порядка N 209н, Письмо Минфина РФ от 29.06.2018 N 02-05-10/45153):

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;

— корпоративные юридические лица, владельцем более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения

Иные нефинансовые организации564, 664, 734, 834Нефинансовые организации — организации, основной функцией которых является производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке по экономически значимым ценам и получения прибыли (п. 10.4 Порядка N 209н). Сюда можно отнести расчеты:

— с контрагентом — производителем товаров, работ, услуг (когда организация сама производит и реализует);

— с контрагентом — продавцом товаров, работ, услуг (когда организация сама не производит товары, работ, услуги, а выступает посредником между производителем и покупателем)

Иные финансовые организации565, 665, 735, 835К финансовым организациям относится хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»), а именно:

— профессиональный участник рынка ценных бумаг;

— кредитный потребительский кооператив;

страховая организация;

— общество взаимного страхования;

— негосударственный пенсионный фонд;

— управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов;

— ломбард (финансовая организация, поднадзорная ЦБ РФ);

лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная ЦБ РФ).

Пункт 10.4 Порядка N 209н к финансовым организациям относит банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации

Некоммерческие организации и физические лица — производители товаров, работ, услуг566, 666, 736, 836Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, приведены в п. 3 ст. 50 ГК РФ, в частности:

— общественные организации, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

— товарищества собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;

— фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

— учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения. Обратите внимание, что, хотя согласно ст. 50 ГК РФ государственные (муниципальные) учреждения относятся к некоммерческим организациям (что совершенно справедливо), если ваш контрагент является бюджетным или автономным учреждением, то при отражении расчетов с ним, по нашему мнению, применяются подстатьи 562, 662, 732, 832, а не подстатьи 566, 666, 736, 836;

— автономные некоммерческие организации. Данные подстатьи применяются и при отражении расчетов с индивидуальными предпринимателями (см. Письмо Минфина РФ от 26.04.2019 N 02-08-10/31392)

Физические лица567, 667, 737, 837Физические лица — граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (ч. I НК РФ). Физическое лицо может быть как резидентом, так и нерезидентом. Физические лица, фактически находящиеся в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, являются нерезидентами (см. п. 2 ст. 207 НК РФ). Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. Таким образом, если учреждением расчеты ведутся с физическим лицом — резидентом (это может быть как работник учреждения, так и физическое лицо, с которым учреждение не связывают трудовые отношения), то применяются подстатьи 567, 667, 737, 838 КОСГУ. Например, расчеты с физическим лицом, с которым заключен гражданско-правовой договор, отражаются посредством применения подстатей 567, 667, 737, 837. В случае если физическое лицо является нерезидентом, для отражения расчетов с ним, по нашему мнению, применяются подстатьи 569, 669, 739, 839 КОСГУ
Наднациональные организации и правительства иностранных государств568, 668, 738, 838Наднациональные организации — это организации, учрежденные и контролируемые акционерами — суверенными правительствами соответствующих стран. Примерами таких организаций являются Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО), Организация Объединенных Наций (ООН)
Нерезиденты569, 669, 739, 839Нерезидентами могут быть как физические, так и юридические лица. В отношении физических лиц понятие «нерезидент» установлено ст. 207 НК РФ и рассмотрено нами выше, при анализе особенностей применения подстатей 567, 667, 737, 837 КОСГУ.

Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено, что нерезиденты, в частности, — это:

— физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ст. 1 данного Закона;

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

— организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

— аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

— межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ

В заключение отметим, что при возникновении сложности с определением статуса лица, участвующего в расчетах, можно воспользоваться информацией:

— из контракта (договора) (в документе указывается организационно-правовая форма лица, заключившего сделку);

— из информационно-правовой базы и с помощью нормативно-правовых актов определить, к какой группе относится контрагент;

— из официального сайта контрагента;

— из иных источников.

Ответ подготовил Консультант Регионального информационного центра сети КонсультантПлюс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *