код типажа ввст что это такое
Код типажа ввст что это такое
Библиографическая ссылка на статью:
Волков Ю.И., Пархоменко А.В., Гумелёв В.Ю., Постников А.А. Классификация, типаж, направления и перспективы развития военной автомобильной техники // Современная техника и технологии. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://technology.snauka.ru/2016/03/9668 (дата обращения: 14.09.2021).
Военная автомобильная техника (ВАТ) – это армейские автомобили, автомобильное имущество, изделия и их составные части, созданные или оборудованные по тактико-техническим заданиям Министерства обороны и принятые на вооружение армии Российской Федерации.
В первую очередь по назначению, а также с учетом особенностей конструкции, ВАТ целесообразно разделить на следующие группы согласно рисунку 1.
Рисунок 1 – Военная автомобильная техника ВС РФ
Задачи ВАТ на современном этапе военного строительства российских ВС представлены в соответствии с рисунком 2 [1, 2].
Рисунок 2 – Задачи военной автомобильной техники на современном этапе военного строительства российских Вооруженных Сил
АМН и ВГМ (рисунок 1) транспортно-тягового класса предназначены для:
— монтажа вооружения и военной техники всех видов Вооруженных Сил, родов войск и служб;
— буксировки прицепных артиллерийских систем, специальных и транспортных прицепов и полуприцепов;
— перевозки личного состава и военно-технического имущества.
Следует отметить, что ВГМ предназначены, главным образом, для использования в особо сложных дорожных условиях или вне дорог. Это их свойство, высокая проходимость, является крайне актуальным при ведении войн на самых различных театрах боевых действий.
СКШ предназначены для:
— монтажа, транспортировки и обеспечения боевого применения и живучести ракетных комплексов и других приоритетных образцов вооружения;
— буксировки штатных и специальных прицепов и полуприцепов большой грузоподъемности.
Прицепы и полуприцепы многоцелевого назначения предназначены для перевозки различных грузов и (или) монтажа вооружения и военной техники.
В соответствии с существующим Типажом военной автомобильной техники различают 6 классов АМН по грузоподъёмности.
Класс грузоподъемности 1,0т.
Базовый образец УАЗ-3151 грузопассажирский автомобиль с колесной формулой 4×4, особо малой грузоподъемности (до 0,8 т). В перспективе ему на замену поступит УАЗ-3172, грузоподъемностью 1,0т. Предназначен для перевозки личного состава в количестве 10 человек, на нем планируется монтаж до 40 образцов ВВТ.
Класс грузоподъемности 1,5т. Базовый образец ГАЗ-3308, ГАЗ-33097 автомобиль малой грузоподъемности (до 2,0т), колесная формула 4×4.
Класс грузоподъемности 2,5т. Базовый образец ЗИЛ-433420 – автомобиль с колесной формулой 6×6, промежуточной грузоподъемности (3,75 т) с дизельным двигателем мощностью 170л.с. (125кВт), оригинальной системой предпускового подогревателя двигателя, современной комфортабельной кабиной, в том числе и с бронированной.
Классы грузоподъемности 4,0т, 6,0т и 10т представлены двух, трех и четырёхосными автомобилями семейств «Мустанг» и «Мотовоз».
Для обеспечения подвижности ракетного вооружения предусмотрено три класса грузоподъёмности.
К классу грузоподъёмности 14,0 т относятся шасси производства АО «Брянский автозавод», шасси и тягачи Минского и Курганского заводов колесных тягачей (МЗКТ, КЗКТ). В настоящее время на АО «БАЗ» создано семейство машин «Вощина».
Класс грузоподъемности 22,0-25,0 т. Минским заводом колесных тягачей разработано шасси МЗКТ-7930.
Класс грузоподъемности 70 т. На Минском заводе колесных тягачей (Республика Беларусь) выпускается 7-осное шасси МАЗ-7917 с колесной формулой 14×12 и 8-осное шасси МЗКТ-79221 с колесной формулой 16×16, предназначенное под монтаж современных ракетных комплексов стратегического назначения.
ВГМ делятся на 4 категории в зависимости от полной массы: особо легкую (до 8 т), легкую (до 18 т), промежуточную (до 34 т), среднюю (до 45 т).
Особо легкая категория ВГМ в войсках представлена транспортерами-тягачами ГТ-СМ (не бронированной) и ГТ-МУ (бронированной). К настоящему времени закончена разработка нового поколения малогабаритных многоцелевых транспортеров-тягачей МТ-М и МТ-МБ в небронированном и бронированном исполнении.
Типажи ВАТ представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Типажи военной автомобильной техники
Транспортеры-тягачи легкой категории по массе. В войсках в настоящее время находятся транспортеры-тягачи МТ-ЛБ, МТ-ЛБВ, шасси МТ-ЛБу на которых размещаются более 60 объектов вооружения и техники.
К промежуточной категории по массе относится унифицированное семейство гусеничных машин ГМ-569 под монтаж вооружения зенитно-ракетных комплексов Сухопутных войск «Бук М1», «Тор М1». На замену ГМ-352 комплекса «Тунгуска» разработано шасси ГМ-5975.
В среднюю категорию входят двухзвенные гусеничные транспортеры, разработанные в семействе плавающих (ДТ-10П, ДТ-20П, ДТ-30П) и не плавающих (ДТ-10, ДТ-20, ДТ-30) машин грузоподъемностью, соответственно, 10 т, 20т, 30т.
Широкое применение во всех структурных звеньях Вооруженных Сил нашли АМН со смонтированными на них кузовами-фургонами. Перспективным направлением является внедрение в производство кузовов модульной конструкции из 3-слойных панелей. Кузова-контейнеры представляют собой мобильные обитаемые рабочие объемы, приспособленные к автономному использованию без автотранспортных средств и перевозке всеми видами транспорта.
Подвижные средства технического обслуживания ВАТ подразделяются на подвижные мастерские технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники, машины технической помощи и эвакуационные машины.
С учётом современных тенденций боевого использования ВАТ предполагается иметь в Вооруженных Силах РФ перспективный типаж машин в количестве не менее 70% к 2020 году. При этом предусматривается:
— переход на комплектование Вооруженных Сил исключительно
семействами ВАТ с сокращением вдвое их общего количества и расширением возможностей семейств по грузоподъемности;
— введение двух новых классов автомобильной техники: «Тактические автомобили» и «Автомобили повышенной грузоподъемности»;
— создание в каждом классе семейств ВАТ на унифицированных платформах.
При этом задачи автомобилей многоцелевого назначения по монтажу вооружения и военной техники предполагается перераспределить главным образом на тактические автомобили, оставив многоцелевым автомобилям в качестве основных – транспортные.
В результате реализации типажа ВАТ в 2015 г. приняты на снабжение более 30 образцов ВАТ (рисунок 4).
Рисунок 4 – Результаты реализации типажа военной автомобильной техники
В соответствии со структурой перспективного типажа ВАТ предлагаются следующие основные направления ее развития [1]:
1) автомобили многоцелевого назначения (АМН):
— разработка семейства малой грузоподъемности до 1 т (для обеспечения повседневной деятельности войск – командирский автомобиль, санитарный и др.) и семейства средней и большой грузоподъемности (от 3 до 15т) на базе новой унифицированной автомобильной платформы упрощенной конструкции;
2) тактические автомобили:
— разработка семейства тактических автомобилей средней и большой грузоподъемности на базе новой унифицированной автомобильной платформы;
— разработка специальных тактических автомобилей типа «багги»;
— повышение противоминной и противопульной стойкости защищенных автомобилей малой грузоподъемности. Образцы ВАТ для ВДВ и перспективы развития представлены на рисунках 5 и 6;
Рисунок 5 – Образцы ВАТ для ВДВ и перспективы развития
Рисунок 6 – Специальная и снегоболотоходная техника
3) военные гусеничные машины:
— модернизация легких гусеничных транспортеров МТ-ЛБ и МТ-ЛБУ в части совершенствования трансмиссии и установки необитаемых боевых отделений;
— разработка единой с бронетанковой техникой унифицированной средней гусеничной платформы для военных гусеничных машин транспортно-тягового класса;
— завершение разработки двухзвенной ГМ легкого класса ДТ-3ПБ (рисунок 7);
Рисунок 7 – Специальная снегоболотоходная техника и военные гусеничные машины
4) специальные колесные шасси:
— в диапазоне грузоподъемности от 14 до 40т расширение и модернизация семейства «Вощина-1» Брянского автомобильного завода;
— в диапазоне грузоподъемности от 50 до 80т создание семейства высокомобильных модульных платформ на основе гибридной силовой установки, электротрансмиссии, опорно-ходовых модулей;
5) автомобили повышенной грузоподъемности (рисунки 8 и 9):
— создание семейств автомобилей повышенной грузоподъемности.
Рисунок 8 – Автомобильные базовые шасси грузоподъемностью
Рисунок 9 – Семейство базовых шасси «Торнадо»
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современная техника и технологии».
ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Военное ведомство России максимально стандартизирует вооружение и технику |
Минобороны РФ максимально унифицирует вооружение и технику, которые использует российская армия. Такие изменения запланированы в рамках новой госпрограммы вооружения на 2016-2025 годы. Об этом 17 сентября сообщил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.
По его словам, сокращение количества типов вооружения и военной техники должно снизить расходы на ее ремонт и обслуживание, а также удешевить обучение военных.
Конкретные показатели госпрограммы определят в течение полутора лет на основе возможностей промышленности и науки. Замглавы Минобороны отметил, что военные хотят «сориентировать промышленность на проблеме унификации различных решений».
К слову, замминистра обороны также заметил, что второй вертолетоносец типа «Мистраль», строящийся во Франции для России, будет спущен на воду уже в 2014-ом. Сейчас корабль находится примерно на той же стадии строительства, на какой первый находился год назад. Относительно дальнейшего сотрудничества с Францией по поставкам «Мистралей» Борисов отметил, что французская сторона официально не информировала Россию о разрыве контракта по вертолетоносцам.
Бывший командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Виктор Соболев считает, что к вопросу оптимизации типажа надо отнестись очень внимательно, так как не всю военную технику и вооружение можно унифицировать.
— Я не знаю, что конкретно в планах у военного ведомства, но, к примеру, я категорически против того, чтобы с введением в войска того же ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, имеется в виду истребитель пятого поколения Т-50 – «СП») сократить другие типажи самолетов.
То же касается и унификации артиллерии: не может быть гаубица, пушка и противотанковая пушка единым комплексом: к ним разные требования.
Военный эксперт Виктор Мясников замечает: начиная с 2000-х годов количество типов, модификаций в России постоянно снижается.
— Это произошло тогда, когда стало понятно, что склады забиты огромным количеством различных материалов, запчастей для ремонта и обслуживания разных типов техники. То есть, когда только для одного бронетанкового подразделения требуется несколько десятков типов машинных масел, несколько видов горючего, огромное количество инструментов и запасных частей.
Честно, я не знаю, насколько это оптимально, поскольку техника для Арктики – это совсем не то, что техника для степных, лесостепных регионов. Унификация у нас, прежде всего, нужна в разделе радиоэлектроники, систем управления, поскольку так повелось, что в разных родах войск различные диапазоны радиосвязи, протоколы проводной связи. В итоге возникают нестыковки, когда одно подразделение не может поддерживать нормальную связь с другим, поскольку оно относится к другим видам Вооруженных сил.
— Нет, Т-50 все самолеты не заменит, и, думаю, в Минобороны это прекрасно понимают. Ведь каждая машина выполняет свои определенные задачи. Да, Т-50 – это универсальный самолет, который может быть истребителем, истребителем-бомбардировщиком, сопровождать группы авиации, однако без специализированных машин все равно не обойтись.
В перспективе единый основной танк останется, возможны какие-то разделения по специфике, но в основе будет один тип, чтобы к нему был также один комплект инструмента, одинаковые для всех запчасти, масла, аккумуляторы, горючее, вплоть до лампочек.
Типажи Минобороны
Военное ведомство России максимально стандартизирует вооружение и технику
Минобороны РФ максимально унифицирует вооружение и технику, которые использует российская армия. Такие изменения запланированы в рамках новой госпрограммы вооружения на 2016−2025 годы. Об этом 17 сентября сообщил замминистра обороны РФ Юрий Борисов.
— Основные направления будут заключаться в достаточно резком снижении типажа вооружений и военной техники. Мы оптимизируем типаж. Типоряд (вооружений и военной техники) уже определен, — сказал военачальник.
По его словам, сокращение количества типов вооружения и военной техники должно снизить расходы на ее ремонт и обслуживание, а также удешевить обучение военных.
Конкретные показатели госпрограммы определят в течение полутора лет на основе возможностей промышленности и науки. Замглавы Минобороны отметил, что военные хотят «сориентировать промышленность на проблеме унификации различных решений».
— Это магистрально-модульный принцип построения с максимальной унификацией и снижением номенклатуры применяемых изделий, — добавил замминистра.
К слову, замминистра обороны также заметил, что второй вертолетоносец типа «Мистраль», строящийся во Франции для России, будет спущен на воду уже в 2014-ом. Сейчас корабль находится примерно на той же стадии строительства, на какой первый находился год назад. Относительно дальнейшего сотрудничества с Францией по поставкам «Мистралей» Борисов отметил, что французская сторона официально не информировала Россию о разрыве контракта по вертолетоносцам.
Бывший командующий 58-й армией, генерал-лейтенант Виктор Соболев считает, что к вопросу оптимизации типажа надо отнестись очень внимательно, так как не всю военную технику и вооружение можно унифицировать.
— Я не знаю, что конкретно в планах у военного ведомства, но, к примеру, я категорически против того, чтобы с введением в войска того же ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, имеется в виду истребитель пятого поколения Т-50 — «СП») сократить другие типажи самолетов.
Т-50 вроде как сочетает в себе свойства и истребителя, и бомбардировщика, и штурмовика, но я представить себе не могу, как это будет выглядеть в небе над полем боя. Скажем, для поддержки танков и пехоты нужен штурмовик, который в свою очередь хорошо защищен, имеет тесное взаимодействие с «землей», командирами, которых он поддерживает, поэтому ему не нужна огромная скорость. Но как в таком случае такой самолет может иметь свойства истребителя — маневренного и скоростного? Я уж не говорю, что специально был создан Миг-31 — истребитель-перехватчик, дальнего радиуса действия, с иной системой управления для того, чтобы осуществлять перехват крылатой ракеты на северном стратегическом направлении, где в принципе нет войск.
То же касается и унификации артиллерии: не может быть гаубица, пушка и противотанковая пушка единым комплексом: к ним разные требования.
Военный эксперт Виктор Мясников замечает: начиная с 2000-х годов количество типов, модификаций в России постоянно снижается.
— Это произошло тогда, когда стало понятно, что склады забиты огромным количеством различных материалов, запчастей для ремонта и обслуживания разных типов техники. То есть, когда только для одного бронетанкового подразделения требуется несколько десятков типов машинных масел, несколько видов горючего, огромное количество инструментов и запасных частей.
Сокращение различных типов военной техники идет по всем направлениям: и в авиации, и в бронетанковых войсках, и применительно к армейским авто. Хоть, в конечном счете, главным автомобилем для ВС РФ был выбран КамАЗ, тем не менее, требуются и «Уралы», и другие грузовики, повышенной грузоподъемности. Однако все равно — за основу взяты определенные типы машин. В принципе, сегодня такого разнообразия моделей, какое было 10−15 лет назад, уже нет, однако в Минобороны считают, что надо еще сильнее сократить типы разного рода машин, как транспортных, так и боевых.
Честно, я не знаю, насколько это оптимально, поскольку техника для Арктики — это совсем не то, что техника для степных, лесостепных регионов. Унификация у нас, прежде всего, нужна в разделе радиоэлектроники, систем управления, поскольку так повелось, что в разных родах войск различные диапазоны радиосвязи, протоколы проводной связи. В итоге возникают нестыковки, когда одно подразделение не может поддерживать нормальную связь с другим, поскольку оно относится к другим видам Вооруженных сил.
«СП»: — Но у того же АК много модификаций…
«СП»: — Не только в гражданской, но и в военной среде много разговоров по поводу ПАК ФА, какой именно самолет заменит Т-50…
— Нет, Т-50 все самолеты не заменит, и, думаю, в Минобороны это прекрасно понимают. Ведь каждая машина выполняет свои определенные задачи. Да, Т-50 — это универсальный самолет, который может быть истребителем, истребителем-бомбардировщиком, сопровождать группы авиации, однако без специализированных машин все равно не обойтись.
Скажем, самолет фронтовой авиации никак не сможет заменить МиГ-31 — дальний высотный перехватчик. В авиации за основу у нас взят Су-27, на базе которого развилась целая группа специализированных самолетов: истребитель-бомбардировщик Су-34, истребители Су-35, Су-30. Они также имеют определенную специализацию, и одним Т-50 их тоже не заменишь. Когда ПАК ФА доведут до ума, когда его обкатают в Липецком авиацентре, разработают тактику его применения на учениях, в общем, выявят все его боевые возможности, тогда станет понятно, какой самолет он заменит — Су-35 или еще какой-то.
Что касается вертолетов, то в войсках у нас сейчас, по сути, два типа вертолетов — Ми и Ка: транспортные, которые могут и защищать себя, и воевать, и боевые, которые занимаются разведкой, поддерживают огнем атакующие подразделения, сопровождают колонны. Боевые ударные — Ми-24, Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник», а транспортно-боевой — Миль Ми-8. Они значительно различаются конструктивно, обладают различными свойствами, и вряд ли из них выберут какой один тип: что-то делают лучше Ми-28, а что-то — Ка-52, тем более, последние будут изготавливаться для базирования на вертолетоносцах «Мистраль» со складывающими лопастями.
«СП»: — Уже было объявлено, что в параде Победы 2015 года примет участие новейший российский «Армата», и, наверное, он станет основным танком нашей армии…
— Что касается «брони», то действительно — раньше ее у нас было большое разнообразие: Т-64, Т-80, Т-72, Т-62, Т-55, Т-54, соответственно, для их содержания требовались огромные ремонтные мощности.
Был большой спор: какой танк взять за основу — Т-80 или Т-72? В конечном счете, победил Т-72, хотя и Т-80 никто на свалку не отправил — они кое-где у нас еще стоят на вооружении.
В перспективе единый основной танк останется, возможны какие-то разделения по специфике, но в основе будет один тип, чтобы к нему был также один комплект инструмента, одинаковые для всех запчасти, масла, аккумуляторы, горючее, вплоть до лампочек.
Правда, сейчас в разработке находятся две платформы: Курганец-25 и «Бумеранг». Возможно, Минобороны планирует все бронемашины поставить на эти две платформы. Плюс активно идут работы в области развития боевых секций. К примеру, башня с комплексом вооружения Бахча-У, которые могут переставляться на любую базу — БМП-2, БМП-3, БТР-90, БМД-4, БМД-4М, а также на катера. Было бы, конечно, идеально, если по модульной схеме удалось укомплектовать различные машины.