код заболевания по поводу
Унификация требований к формулировке диагноза
Однако, как справедливо указывается в рекомендациях Минздрава России, подмена рубрики «Основное заболевание» понятием «комбинированное основное заболевание» при коморбидности в настоящее время нарушает требования действующего федерального законодательства и МКБ-10, а при летальных исходах излишне усложняет выбор так называемой первоначальной причины смерти – основы статистики причин смерти населения.
В основу совершенствования правил формулировки диагноза и, при летальных исходах, оформления медицинского свидетельства о смерти должны быть положены современные дефиниции и требования действующего законодательства РФ (Федеральный закон № 323-ФЗ) и экспертов ВОЗ, отраженные в МКБ-10.
Диагноз
Диагноз (греч. διάγνωσις – распознавание) – медицинское заключение о состоянии здоровья, об имеющемся заболевании (травме, состоянии), выраженное в терминах, предусмотренных принятыми классификациями и номенклатурой болезней, обозначающих название болезней (состояний), их форм, вариантов течения и основанное на всестороннем систематическом изучении пациента. Содержанием диагноза также могут быть особые физиологические состояния организма (беременность, климакс, состояние после разрешения патологического процесса и др.), заключение об эпидемическом очаге.
Заболевание
Заболевание определяется как нарушение деятельности организма, работоспособности, способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, возникающее в связи с воздействием патогенных факторов при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных реакций и механизмов организма.
Состояние определяется как изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи. Ведущий принцип формулирования диагноза в медицине – нозологический.
Приведем некоторые термины и определения в соответствии с отраслевым стандартом ОСТ ТО № 91500.01.0005-2001 [10]:
1) нозологическая форма (единица) определяется как совокупность клинических, лабораторных и инструментальных диагностических признаков, позволяющих идентифицировать заболевание (отравление, травму, физиологическое состояние) и отнести его к группе состояний с общей этиологией и патогенезом, клиническими проявлениями, общими подходами к лечению и коррекции состояния;
2) синдром – это состояние, развивающееся вследствие заболевания и определяющееся совокупностью клинических, лабораторных, инструментальных диагностических признаков, позволяющих идентифицировать его и отнести к группе состояний с различной этиологией, но общим патогенезом, клиническими проявлениями, общими подходами к лечению, зависящих вместе с тем и от заболеваний, лежащих в основе синдрома.
Диагноз является интегральным выражением представления врача-специалиста о состоянии здоровья пациента и об имеющемся заболевании (травме, состоянии) на основании данных, полученных в результате диагностики, представляющей собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля осуществления этих мероприятий.
Исходя из вышеизложенных положений федерального законодательства диагноз наделен разнообразными функциями:
1) медицинской: диагноз является обоснованием к выбору методов лечения и профилактических мероприятий, а также служит для оценки прогноза развития заболевания;
2) социальной: диагноз является обоснованием для медицинской экспертизы (экспертиза временной нетрудоспособности, медикосоциальная экспертиза, военно-врачебная экспертиза, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, а также экспертиза качества оказания медицинской помощи);
3) экономической: диагноз является основой для нормативного регулирования здравоохранения в рамках порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения).
4) статистической: диагноз является источником государственной статистики заболеваемости и причин смерти населения. Принимая во внимание законодательно установленный приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, ни одна функция диагноза не может быть реализована за счет создания условий, которые могут обеспечить снижение качества оказания медицинской помощи. И потому диагноз всегда должен представлять собой полноценное, насколько это возможно в конкретных условиях, медицинское заключение о состоянии здоровья и об имеющемся заболевании (состоянии).
Медицинская и социальная функции диагноза приоритетны по отношению к экономической и статистической. В связи с этим подчеркиваем, что недопустимо любое выхолащивание или упрощение диагноза, мотивируемое необходимостью подогнать его под стандартизованные формулировки, схемы или правила.
В российском здравоохранении традиционно принята общая структура диагноза, строго отвечающая требованиям ВОЗ и включающая следующие составные части, или рубрики:
1. основное заболевание – заболевание, которое само по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной смерти;
2. сопутствующее заболевание – заболевание, которое не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной смерти.
Следует обратить внимание на то, что понятия «основное заболевание» и «сопутствующее заболевание» определены законодательно и не подлежат модификациям при дальнейшем обсуждении этих терминов. Из законодательно установленного определения основного заболевания следует обяза- тельность наличия в структуре диагноза рубрики «Осложнения основного заболевания», которые определяют первоочередную необходимость оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности, жизни и здоровью, либо приводят к инвалидности, либо становятся причиной смерти.
Исходя из этого положения общая структура диагноза должна быть представлена следующими рубриками:
1. Основное заболевание.
2. Осложнения основного заболевания.
3. Сопутствующие заболевания.
Такая рубрификация диагноза впервые была утверждена приказом Минздрава СССР от 03.01.1952 № 4 и без изменений сохранилась до наших дней в бланках медицинских карт.
Но даже при этой простейшей конструкции диагноза могут возникнуть трудности при выборе основного и сопутствующих заболеваний (состояний), поэтому эксперты ВОЗ приняли ряд правил выбора заболеваний (состояний), которые используются при анализе заболеваемости и смертности.
Так, за состояние (заболевание), которое следует использовать для анализа заболеваемости по единичной причине, рекомендовано принимать такое, по поводу которого проводилось лечение или обследование во время соответствующего эпизода обращения за медицинской помощью. При этом как основное определяется состояние (заболевание, травма), диагностированное в конце эпизода оказания медицинской помощи, по поводу которого главным образом проводились обследование и лечение пациента. При наличии более одного такого состояния (заболевания) в качестве основного выбирают то, на долю которого пришлась наибольшая часть использованных ресурсов.
Для анализа причин смерти эксперты ВОЗ ввели понятие «первоначальная причина смерти», которое определяется как болезнь (травма), вызвавшая цепь болезненных процессов, непосредственно приведших к смерти, или обстоятельства несчастного случая либо акта насилия, которые вызвали смертельную травму.
Смертельное осложнение, определяющее развитие терминального состояния и механизма смерти (но не элемент самого механизма смерти), определяется как непосредственная причина смерти.
Таким образом, понятие первоначальной причины смерти аналогично понятию основного заболевания, а понятие непосредственной причины смерти – смертельному осложнению основного заболевания. Сопутствующие заболевания, поскольку они не способствуют смерти и не имеют причинно- следственной связи с основным заболеванием, не могут быть ассоциированы с причиной смерти, в статистике причин смерти не используются и потому в медицинское свидетельство о смерти не выносятся.
В МКБ-10 коморбидные заболевания (состояния) определяются как прочие важные заболевания (состояния), способствовавшие смерти. В конструкции диагноза такие коморбидные заболевания (состояния) целесообразно указывать как конкурирующие, сочетанные и/или фоновые заболевания (состояния) в дополнительной рубрике после рубрики «Основное заболевание». Они должны иметь общие осложнения с основным заболеванием, так как они совместно вызывают цепь болезненных процессов, непосредственно приведших к смерти.
Исходя из этих положений структура диагноза при коморбидности должна быть представлена следующими рубриками:
1. Основное заболевание.
2. Конкурирующие, сочетанные, фоновые заболевания (коморбидные заболевания, при наличии).
3. Осложнения основного (и коморбидных, при наличии) заболеваний.
4. Сопутствующие заболевания.
Конкурирующее заболевание
Определяется как нозологическая единица (заболевание или травма), которой одновременно с основным заболеванием страдал умерший, и каждая из них по отдельности, несомненно, могла привести к смерти.
Сочетанное заболевание
Определяется как нозологическая единица (заболевание или травма), которой одновременно с основным заболеванием страдал умерший, и которые, находясь в различных патогенетических взаимоотношениях и отягощая друг друга, привели к смерти, причем каждое из них по отдельности не вызвало бы летального исхода.
Фоновое заболевание
Определяется как нозологическая единица (заболевание или травма), которая стала одной из причин развития другого самостоятельного заболевания (состояния), отягощающего его течение и способствующего возникновению общих смертельных осложнений, приведших к летальному исходу.
В соответствии с правилами ВОЗ, в качестве первоначальной причины смерти должно учитываться только одно из этих состояний, выбранное в соответствии с таблицами рангов, рекомендованными ВОЗ. В диагнозе это заболевание (состояние) указывается в рубрике «Основное заболевание» и вписывается в часть I медицинского свидетельства о смерти. Все прочие заболевания (состояния), связанные с причиной смерти (конкурирующие, сочетанные и фоновые), в соответствии с рекомендациями о необходимости анализа по множественным причинам, должны быть отражены в части II медицинского свидетельства о смерти как прочие важные состояния, способствовавшие смерти.
Таким образом, структура диагноза должна включать следующие рубрики: основное заболевание, осложнения основного заболевания и сопутствующие заболевания. В рубрике «Основное заболевание» указывается только то заболевание (состояние), которое стало поводом для проведения лечебно-диагностических мероприятий во время последнего эпизода оказания медицинской помощи, а при летальном исходе само по себе или через свои осложнения могло привести к смерти. Это заболевание (состояние) указывается и кодируется в части I медицинского свидетельства о смерти в ка- честве первоначальной причины смерти.
В соответствующих пунктах части I свидетельства о смерти записываются непосредственная причина смерти (смертельное осложнение) и так называемые промежуточные состояния, которые выбираются из раздела «Осложнения основного заболевания», но не кодируются. При коморбидности прочие важные заболевания (состояния), ставшие поводом для оказания медицинской помощи, а при летальном исходе способствовавшие смерти, определенные как конкурирующие, сочетанные и/или фоновые заболевания, указываются в диагнозе в дополнительной рубрике после рубрики «Основное заболевание» и вносятся, соответственно, в часть II медицинского свидетельства о смерти с соответствующими кодами по МКБ-10.
Сопутствующие заболевания (состояния) в медицинское свидетельство о смерти не выносятся и не кодируются как не имевшие причинно-следственной связи с основным заболеванием, а при летальном исходе не повлиявшие на наступление летального исхода.
Сведения об авторах:
Зайратьянц Олег Вадимович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пато-
логической анатомии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический универ-
ситет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, вице-президент Российского и председатель Мос-
ковского обществ патологоанатомов
Мальков Павел Георгиевич – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры патологиче-
ской анатомии ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Мин-
здрава России, руководитель курса патологической анатомии кафедры физиологии и общей пато-
логии факультета фундаментальной медицины ФГБОУ ВО «Московский государственный университет
им. М.В. Ломоносова»
Кактурский Лев Владимирович – член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор,
научный руководитель ФГБНУ «НИИ морфологии человека», президент Российского общества пато-
логоанатомов (Москва)
Стадии рака: классификация онкологических заболеваний
Стадия онкологического заболевания дает информацию о том, насколько велика опухоль и распространилась ли она по организму. Это помогает врачам определять прогноз пациента и план лечения.
С помощью врача-онколога, резидента Высшей школы онкологии Сергея Югая разбираемся, как врачи устанавливают стадии рака и что каждая из них означает.
На что влияет стадия онкологического заболевания?
Стадирование нужно, чтобы спрогнозировать, какие у пациента шансы на выздоровление, а также чтобы определить, какой метод лечения будет наиболее эффективен в конкретном случае, — поясняет Сергей Югай.
Все начинается с медицинского осмотра и обследований — УЗИ, КТ, МРТ, ПЭТ-КТ и других методов в зависимости от вида рака. Затем врач берет кусочек опухоли — биопсию или удаляет опухоль целиком во время операции, а после отправляет материал на гистологический анализ, чтобы поставить диагноз.
Стадии рака по TNM-классификации
Стадии онкологического процесса описывают разными способами — это зависит от вида опухоли. Один из самых распространенных способов — стадирование с помощью TNM-классификации.
Т характеризует первичную опухоль, ее размеры и вовлечение окружающих структур в опухолевый рост, например, прорастание в стенку кишки или желудка. N говорит о наличии в лимфоузлах метастазов и количестве пораженных лимфоузлов, а М — о наличии отдаленных метастазов (во внутренних органах, костях, ЦНС или лимфоузлах, которые расположены далеко от первичной опухоли), — объясняет Сергей Югай.
Индекс Т принимает значения от 0 до 4. 0 означает, что первичная опухоль не обнаружена, 1 — опухоль маленькая, а 4 — опухоль проросла в прилегающие ткани. Таким образом, чем больше цифра рядом с Т, тем ситуация сложнее. При некоторых видах рака N принимает значение 0 или 1, при других — 0, 1 или 2, а иногда — 0, 1, 2 и 3. 0 означает, что опухоль не проникла в ближайшие лимфоузлы, а 3 — что поражено множество лимфоузлов. M0 показывает, что метастазов нет, а 1 — что метастазы есть.
Онкологи выставляют стадию по TNM клинически — до операции или когда операция не планируется и патоморфологически — при изучении удаленной во время операции опухоли, — объясняет Сергей.
Клиническая стадия обозначается буквой «c», например, cT2. Патоморфологическая — буквой «p», например, pN1.
От правильной стадии зависит тактика лечения. Например, пациент — мужчина с раком желудка и стадией cT1N0M0. Это значит, что опухоль прорастает в слизистую и подслизистый слой стенки желудка. В этом случае пациенту показана операция. Если же стадия выше (cT2N1M0, например), то есть опухоль пациента прорастает в мышечный слой, и есть метастазы в лимфоузлах, то может понадобиться химиотерапия перед операцией, которая позволит улучшить результаты лечения, — добавляет Сергей.
Стадию рака могут обозначать с помощью цифр — 0, I, II, III, IV. Что это значит?
Клинические стадии (0, I, II, III, IV) тесно связаны с системой TNM. Как правило, одна клиническая стадия включает в себя несколько вариантов стадирования по TNM. Эти варианты характеризуются схожими прогнозом и подходом к лечению. Например, стадии T1N3M0, T2N3M0, T3N2M0 рака легкого объединяются в IIIВ стадию, так как при любой из этих ситуаций пациент будет иметь примерно одинаковый прогноз и тактику лечения. В этом конкретном примере необходима химиолучевая терапия, а не операция, — комментирует Сергей Югай.
Меняется ли стадия после лечения, при прогрессировании заболевания?
Нет, стадия выставляется один раз. Но есть нюансы:
Например, мы хотим посмотреть, как опухоль ответила на лечение, чтобы понять, можно ли делать операцию. После лечения опухоль уменьшилась, и мы добавляем к стадии новые данные. При прогрессировании опухолевого процесса первоначальная стадия также остается прежней, но, к сожалению, прогноз будет менее благоприятный. Например, у человека II стадия рака желудка. Он прооперирован, и прогноз у него хороший. Через 2 года врачи обнаруживают у пациента метастазы в легких. Стадия остается II, но рак у пациента уже метастатический, что очень усложняет положение, — говорит Сергей.
Бывает, что люди сравнивают свою ситуацию с историями других пациентов. Если речь идет о разных онкологических заболеваниях, то такие сравнения некорректны — это заболевания с разными прогнозами и схемами лечения:
Например, с нейроэндокринным раком поджелудочной железы люди могут жить десятилетиями, а при метастатической стадии рака поджелудочной железы — полгода или год, — объясняет врач-онколог.
Что может повлиять на прогноз людей с одинаковой стадией и одним видом рака?
Сергей Югай выделяет три фактора:
Проблемы диагностики и учета заболеваемости COVID-19
Что такое заболеваемость и распространенность?
Термины «распространенность» и «заболеваемость» могут иметь неодинаковое значение в разных странах. Подходы популяционного выявления случаев болезни (с целью оценки заболеваемости и распространенности) и подходы, применяемые для установления диагноза у конкретного человека (с целью определения дальнейшей тактики ведения), часто отличаются. В России используют такие понятия, как:
Эти термины не идентичны терминам «распространенность» (prevalence) и «заболеваемость» (incidence). Рrevalence – доля лиц, имеющих изучаемое заболевание (осложнение, симптом) в данный момент времени (период времени, например в течение 1 года) в изучаемой популяции. Теоретически рассчитывается при наличии информации об изучаемом явлении среди всего населения. Однако в медицине такой информации, как правило, нет. Incidence определяется как частота новых случаев заболевания, которые возникают в популяции в течение заданного периода, и отражает темп прироста выявленных случаев заболевания за определенный период времени.
Во всех терминах ключевыми являются слова «за определенный период времени», и в обычных условиях (вне эпидемии) показатели рассчитываются обычно за год. Таким образом, эти показатели не полностью подходят для оценки текущей эпидемиологической ситуации. Сейчас темпы и показатели роста числа заболевших являются более важными, поскольку именно они отражают потребности в медицинских ресурсах.
При оценке заболеваемости важно, каким образом определяется случай болезни: существуют ли четко определенные критерии и все ли врачи в разных странах пользуются едиными критериями и методами для определения случая болезни. До появления COVID-19 было известно, что только для очень небольшого числа заболеваний существуют такие четкие критерии и надежные методы диагностики, а точных скрининговых методов практически не существует. Часто встречаются ситуации, когда специалисты ставят разные диагнозы, по-разному интерпретируют симптомы и методы диагностики. И пандемия COVID-19 ярко высветила эту проблему. Критерии определения понятия «случай COVID-19» с момента выявления в Китае нового типа вируса менялись несколько раз [1–5].
Что такое болезнь COVID-19?
В соответствии с рекомендациями ВОЗ от 24 марта 2020 года [4] для определения случая болезни COVID-19 следует использовать следующий подход:
подтвержденный случай COVID-19 – это наличие у человека лабораторного подтверждения заболевания, независимо от наличия/отсутствия клинических признаков и симптомов;
подозреваемый случай:
вероятный случай – это предполагаемый случай COVID-19, если лабораторные исследования не дали окончательных результатов.
25 марта 2020 года ВОЗ [4] рекомендовала применять следующий подход для учета случаев COVID-19 по МКБ-10 (см. табл.). Критерии диагностики и коды COVID-19 по МКБ-10
Подтвержденные случаи COVID-19
Код заболевания по поводу
Четвертый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:
F7х.0 с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;
F7х.1 значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения;
F7х.8 другие нарушения поведения;
F7х.9 без указаний на нарушение поведения;
Если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак:
F7х.х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальные инфекции, такие как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальные инфекции, такие как
абсцесс мозга, энцефалит; интоксикации, такие как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление);
F7х.х2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения);
F7х.х3 обусловленная фенилкетонурией;
F7х.х4 связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни);
F7х.х5 обусловленная гипертиреозом;
F7х.х6 обусловленная гипотиреозом;
F7х.х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии);
F7х.х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушения обмена веществ, роста или питания, такие как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.);
F7х.х9 обусловленная неуточненными причинами.
Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, кодирующихся в других разделах классификации.
Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.
Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный.
/F70/ Умственная отсталость легкой степени
Люди с легкой умственной отсталостью приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, но большинство из них приобретают способности использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в клиническом расспросе. Большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой (прием пищи, умывание, одевание,контроль за функциями кишечника и мочевого пузыря) и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначен-
ное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности, включая неквалифицированный и полуквалифицированный ручной труд. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы. Тем не менее, если наряду с этим отмечается заметная эмоциональная и социальная незрелость, то проявятся и последствия ограничения социальной роли, например, неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднения в адаптации к культуральным традициям и нормам.
В целом, у лиц с легкой степенью умственной отсталости поведенческие, эмоциональные и социальные нарушения и возникающая в связи с ними потребность в терапии и поддержке гораздо больше напоминают проблемы у людей с нормальным уровнем интеллектуальности, нежели специфические проблемы у лиц с умеренной и тяжелой степенями умственной отсталости. У все большей части больных, хотя еще и не у большинства, выявляется органическая этиология умственной отсталости.
При использовании надлежащих стандартизованных тестов по определению коэффициента умственного развития на легкую умственную отсталость указывают показатели в диапазоне 50-69. Имеется тенденция к задержке понимания и речи в разной степени, причем препятствующие развитию независимости нарушения экспрессивной речи могут сохраняться и в зрелом возрасте. Органическая этиология выявляется у меньшинства пациентов. С разной частотой встречаются сопутствующие состояния, такие как аутизм, другие расстройства развития, эпилепсия, расстройства поведения и физическая инвалидность. При наличии этих расстройств они должны кодироваться независимо от умственной отсталости.
/F70.0/ Умственная отсталость легкой степени
с указанием на отсутствие или слабую выраженность
F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F70.03 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F70.04 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F70.05 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F70.06 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F70.07 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с недоношенностью
F70.08 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F70.1/ Умственная отсталость легкой степени
со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения
F70.11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F70.12 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F70.13 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией
F70.14 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения, связанная с хромосомными нарушениями
F70.15 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения,
F70.16 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения,
F70.17 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения,
связанная с недоношенностью
F70.18 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения, обусловленная другими уточненными причинами
F70.19 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами
/F70.8/ Умственная отсталость легкой степени
с другими нарушениями поведения
F70.81 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F70.82 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F70.83 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
F70.84 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F70.85 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
F70.86 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
F70.87 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
связанная с недоношенностью
F70.88 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F70.89 Умственная отсталость легкой степени с другими нарушениями поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F70.9/ Умственная отсталость легкой степени
без указаний на нарушение поведения
F70.91 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F70.92 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F70.93 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
F70.94 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F70.95 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
F70.96 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
F70.97 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
связанная с недоношенностью
F70.98 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F70.99 Умственная отсталость легкой степени без указаний на нарушение поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F71/ Умственная отсталость умеренная
У лиц этой категории медленно развиваются понимание и использование речи, а окончательное развитие в этой области ограничено. Отстает и развитие навыков самообслуживания и моторики, некоторые пациенты нуждаются в надзоре на протяжении всей жизни. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного надзора. Совер-
шенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие
люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из
них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в
способности к установлению контактов, общению с другими людьми и
участию в элементарных социальных занятиях.
Коэффициент умственного развития обычно находится в диапазоне от 35 до 49. Для этой группы характерны расхождения в профилях тестирования способностей, когда у некоторых лиц достигаются высокие уровни по тестам на оценку зрительно-пространственных навыков по сравнению с результатами заданий, зависящих от развития речи, а в других случаях значительная неуклюжесть сочетается с радостью от социального взаимодействия и простой беседы. Уровни развития речи варьируют: одни пациенты могут принимать участие в простых беседах, а другие обладают речевым запасом, достаточным лишь для сообщения о своих основных потребностях. Некоторые пациенты никогда не овладевают использованием речи, хотя и могут понимать простые инструкции и обучаться мануальным знакам, позволяющим в некоторой степени компенсировать недостаточность их речи. У большинства больных с умеренной умственной отсталостью может быть выявлена органическая этиология. В явном меньшинстве случаев имеют место детский аутизм и другие общие расстройства развития, оказывающие большое влияние на клиническую картину и необходимые реабилитационные мероприятия. Часты эпилепсия, а также неврологические и соматические нарушения, хотя большинство пациентов с умеренной умственной отсталостью способны ходить без посторонней помощи. Иногда возможно установить другие психиатрические диагнозы, но ограниченность речевого развития делает диагностику затруднительной и зависимой от информации, получаемой от тех, кто знаком с пациентом. Любое из подобных сопутствующих расстройств должно регистрироваться под самостоятельным кодом.
— нерезко выраженная имбецильность;
/F71.0/ Умственная отсталость умеренная
с указанием на отсутствие или слабую выраженность
F71.01 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F71.02 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F71.03 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F71.04 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F71.05 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F71.06 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F71.07 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с недоношенностью
F71.08 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F71.09 Умственная отсталость умеренная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F71.1/ Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения
F71.11 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F71.12 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F71.13 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F71.14 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с хромосомными нарушениями
F71.15 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F71.16 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F71.17 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с недоношенностью
F71.18 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная другими уточненными причинами
F71.19 Умственная отсталость умеренная
со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная неуточненными причинами
/F71.8/ Умственная отсталость умеренная
с другими нарушениями поведения
F71.81 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F71.82 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F71.83 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
F71.84 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F71.85 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
F71.86 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
F71.87 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
связанная с недоношенностью
F71.88 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F71.89 Умственная отсталость умеренная с другими нарушениями поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F71.9/ Умственная отсталость умеренная
без указаний на нарушение поведения
F71.91 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F71.92 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F71.93 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
F71.94 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями
F71.95 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
F71.96 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
F71.97 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
связанная с недоношенностью
F71.98 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F71.99 Умственная отсталость умеренная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F72/ Умственная отсталость тяжелая
По клинической картине, наличию органической этиологии и сопутствующих расстройств эта категория во многом сходна с категорией умеренной умственной отсталости. Нижние уровни функционирования, отмеченные в F71.-, наиболее характерны и для этой группы пациентов. У большинства больных здесь наблюдается выраженная степень моторного нарушения или другие сопутствующие дефекты, указывающие на наличие клинически значимого повреждения или аномального развития центральной нервной системы.
Коэффициент умственного развития обычно находится в пределах от 20 до 34.
— резко выраженная имбецильность;
/F72.0/ Умственная отсталость тяжелая
с указанием на отсутствие или слабую выраженность
F72.01 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F72.02 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F72.03 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F72.04 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F72.05 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F72.06 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F72.07 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с недоношенностью
F72.08 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F72.09 Умственная отсталость тяжелая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F72.1/ Умственная отсталость тяжелая
со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения
F72.11 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F72.12 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F72.13 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F72.14 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с хромосомными нарушениями
F72.15 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F72.16 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F72.17 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с недоношенностью
F72.18 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная другими уточненными причинами
F72.19 Умственная отсталость тяжелая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная неуточненными причинами
/F72.8/ Умственная отсталость тяжелая
с другими нарушениями поведения
F72.81 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F72.82 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F72.83 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
F72.84 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F72.85 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
F72.86 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
F72.87 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
связанная с недоношенностью
F72.88 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F72.89 Умственная отсталость тяжелая с другими нарушениями поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F72.9/ Умственная отсталость тяжелая
без указаний на нарушение поведения
F72.91 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F72.92 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F72.93 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
F72.94 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями
F72.95 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
F72.96 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
F72.97 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
связанная с недоношенностью
F72.98 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F72.99 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F73/ Умственная отсталость глубокая
У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.
Коэффициент умственного развития ниже 20. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных ко-
манд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее
базисные и простые зрительно-пространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах. В большинстве случаев устанавливается органическая этиология. Часты оказывающие влияние на подвижность тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм. Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.
/F73.0/ Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
F73.01 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F73.02 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F73.03 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F73.04 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F73.05 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F73.06 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F73.07 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с недоношенностью
F73.08 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F73.09 Умственная отсталость глубокая с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F73.1/ Умственная отсталость глубокая
со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения
F73.11 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F73.12 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F73.13 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F73.14 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с хромосомными нарушениями
F73.15 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F73.16 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F73.17 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с недоношенностью
F73.18 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная другими уточненными причинами
F73.19 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная неуточненными причинами
/F73.8/ Умственная отсталость глубокая
с другими нарушениями поведения
F73.81 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F73.82 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F73.83 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
F73.84 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F73.85 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
F73.86 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
F73.87 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
связанная с недоношенностью
F73.88 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F73.89 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F73.9/ Умственная отсталость глубокая
без указаний на нарушение поведения
F73.91 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F73.92 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F73.93 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
F73.94 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями
F73.95 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
F73.96 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
F73.97 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
связанная с недоношенностью
F73.98 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F73.99 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F78/ Другие формы умственной отсталости
Эта категория должна использоваться только в тех случаях, когда оценка степени интеллектуального снижения посредством обычных процедур затруднена или невозможна из-за сопутствующих сенсорных или соматических нарушений, например, слепоты, глухо-немоты и при тяжелых поведенческих расстройствах или соматической инвалидизации.
/F78.0/ Другие формы умственной отсталости
с указанием на отсутствие или слабую выраженность
F78.01 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией
F78.02 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом
F78.03 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F78.04 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанные с хромосомными нарушениями
F78.05 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F78.06 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F78.07 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанные с недоношенностью
F78.08 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленные другими уточненными причинами
F78.09 Другие формы умственной отсталости с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленные неуточненными причинами
/F78.1/ Другие формы умственной отсталости
со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения
F78.11 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией
F78.12 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом
F78.13 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F78.14 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанные с хромосомными нарушениями
F78.15 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F78.16 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F78.17 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанные с недоношенностью
F78.18 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленные другими уточненными причинами
F78.19 Другие формы умственной отсталости со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленные неуточненными причинами
/F78.8/ Другие формы умственной отсталости
с другими нарушениями поведения
F78.81 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией
F78.82 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом
F78.83 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
F78.84 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
связанные с хромосомными нарушениями
F78.85 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
F78.86 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
F78.87 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
связанные с недоношенностью
F78.88 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
обусловленные другими уточненными причинами
F78.89 Другие формы умственной отсталости с другими нарушениями поведения,
обусловленные неуточненными причинами
/F78.9/ Другие формы умственной отсталости
без указаний на нарушение поведения
F78.91 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
обусловленные предшествующей инфекцией или интоксикацией
F78.92 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
обусловленные предшествующей травмой или физическим агентом
F78.93 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
F78.94 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения, связанные с хромосомными нарушениями
F78.95 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
F78.96 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
F78.97 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
связанные с недоношенностью
F78.98 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
обусловленные другими уточненными причинами
F78.99 Другие формы умственной отсталости без указаний на нарушение поведения,
обусловленные неуточненными причинами
/F79/ Умственная отсталость неуточненная
Умственная отсталость устанавливается при отсутствии достаточной информации по отнесению больного к одной из вышеназванных категорий.
Эта рубрика используется также и в том случае, если возраст ребенка не позволяет точно установить степень умственной отсталости.
— умственная недостаточность БДУ;
— умственная дефицитарность БДУ;
/F79.0/ Умственная отсталость неуточненная
с указанием на отсутствие или слабую выраженность
F79.01 Умственная отсталость неуточненная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F79.02 Умственная отсталость неуточненная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F79.03 Умственная отсталость неуточненная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F79.04 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F79.05 Умственная отсталость неуточненная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F79.06 Умственная отсталость неуточненная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
F79.07 Умственная отсталость неуточненная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
связанная с недоношенностью
F79.08 Умственная отсталость неуточненная с указанием
на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F79.09 Умственная отсталость неуточненная с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F79.1/ Умственная отсталость неуточненная
со значительными нарушениями поведения,
требующими ухода и лечения
F79.11 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F79.12 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F79.13 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F79.14 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с хромосомными нарушениями
F79.15 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F79.16 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
F79.17 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
связанная с недоношенностью
F79.18 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная другими уточненными причинами
F79.19 Умственная отсталость неуточненная со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения,
обусловленная неуточненными причинами
/F79.8/ Умственная отсталость неуточненная
с другими нарушениями поведения
F79.81 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F79.82 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F79.83 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
F79.84 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
связанная с хромосомными нарушениями
F79.85 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
F79.86 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
F79.87 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
связанная с недоношенностью
F79.88 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F79.89 Умственная отсталость неуточненная с другими нарушениями поведения,
обусловленная неуточненными причинами
/F79.9/ Умственная отсталость неуточненная
без указаний на нарушение поведения
F79.91 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
F79.92 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом
F79.93 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
F79.94 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения, связанная с хромосомными нарушениями
F79.95 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
F79.96 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
F79.97 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
связанная с недоношенностью
F79.98 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная другими уточненными причинами
F79.99 Умственная отсталость неуточненная без указаний на нарушение поведения,
обусловленная неуточненными причинами