Кодекс бусидо что это
Семь принципов кодекса самураев Бусидо
В сегодняшней статье мы рассмотрим основные положения философии Бусидо, которой более 400 лет, но которая работает и сегодня. Мы считаем кодекс самураев еще одним полезным источником мудрости и жизненной философии заслуживающей внимания. Если подвести некий итог духовного смысла учения Бусидо, то он заключается в том, что воин (мужчина, человек) должен жить, осознавая, что он может умереть в любой момент и что нужно ценить каждую минуту жизни, которая может оказаться последней. Только тогда человек будет жить в «полноцветном» мире, будет ощущать себя частью чего-то большего, будет посвящать весь свой досуг саморазвитию и помощи ближним, обретет смысл жизни.
«Только тот, кто понимает, что, быть может, видит это в последний раз, может смотреть на мир с такой любовью и замечать то, на что обычные люди в суете жизни не обращают внимания. Он чувствует, как солнце греет его своими лучами, как красиво поют птицы и шелестят листья деревьев, как листок, сорвавшись с ветки, кружась, попадая в ручей, стремительно плывет по течению» – цитата из Википедии.
Бусидо (в некоторых источниках «Бушидо») – в дословном переводе с японского «путь воина», — это своеобразный кодекс чести, свод правил и рекомендаций, а также жизненная философия для самурая. Ниже приведены основные семь принципов кодекса самураев «Бусидо».
Благородство
Самурай не должен без причин вести себя жестоко, ему это не нужно, чтобы показать свою силу. Самурай вежливый, даже с врагами. Без уважения к людям ты становишься не лучше животного. Самурая уважают не только за его силу в бою, но и за то, как он ведет себя с другими людьми.
Долг и верность
Самурай отвечает за свои действия, которые добровольно принимает на себя, отвечает за содеянное. Он абсолютно преданный и верный своему начальнику и является образцом для своих подчиненных. Слово мужчины – это его следы, по ним ты можешь идти за ним, куда бы он ни шел. Следи лишь за тем, куда идешь ты сам!
Искренность и правдивость
Если самурай говорит, что он что-то сделает, он это выполнит. Ничто в этом мире не может помешать ему. Он не должен «давать слово» – обещать или присягать. Одно то, что он это сказал, уже является гарантией выполнения. Сказать и сделать – одно и то же.
Сочувствие
Интенсивные тренировки делают самураев быстрыми и сильными. Они отличаются от других, они приобретают силу, которая должна использоваться на благо всем. У самурая есть сочувствие, поэтому он использует любую возможность, чтобы быть полезным для других. Если судьба не дает ему такой возможности, он находит ее сам. Сочувствие самурая, в первую очередь, должно быть направлено на женщин и детей.
Храбрость и героизм
Подними себя над толпой. Прятаться в свой панцирь, как черепаха – значит вообще не жить. Самурай должен иметь дух героя. Это очень опасно и рискованно, но только при этом жизнь полноценна. Героизм не слепой, но умный и сильный. Замени свой страх уважением и осторожностью.
Честность и справедливость
Будь всегда в своих действиях честным. Верь в справедливость – не иных людей, а в ту, которая в тебе. Для самурая нет полутонов, когда речь идет о чести и справедливости, есть только черное или белое, правда или ложь. Любой честный человек, имеющий чистую душу, не должен бояться правды.
Честь и слава
Существует только один судья чести самурая: он сам. Принимаемые решения и совершенные действия – отражение того, кто ты есть на самом деле.
Еще несколько важных правил и положений Бусидо
Вы согласны с принципами Бусидо? Расскажите о своем мнении в комментариях ниже.
Кодекс самурая бусидо. Читать основные постулаты, положения.
Бусидо (в переводе «путь воина») — самурайский кодекс, набор законов, требований и правил поведения настоящего самурая в обществе, в сражении и в одиночестве.
Это философия и этика японского воина, которая произошла из далекого прошлого. Бусидо, которое первоначально объединяло общие воинские законы, благодаря введенному в него нравственному смыслу и почитанию искусств в 12-13 веках, а также развитию сословия самураев, соединилось с ним и полностью сформировалось в 16-17 столетии как кодекс чести самурая.
Основные положения и постулаты кодекса Бусидо
Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.
Точно и вполне конкретно постулаты кодекса оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:
— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
Слово «Бусидо», высеченное на камне.
Видео о бусидо
В видео показан отрывок из фильма «Последний самурай», передающий смысл кодекса самурая.
Другие интересные статьи по теме: Обучение и воспитание самураев.
Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!
Бусидо — кодекс самурая
Итак, черты настоящего самурая. Они были сформулированы в труде Дайдодзи Юдзана под названием «Начальные основы воинских искусств».
1. Справедливость
Бусидо касается не только правил ведения боя, но и черт характера: справедливость является самой главной чертой самурая. Справедливость — это способность без колебаний принимать решение о линии поведения в соответствии с разумом; умирать, когда это правомерно, и драться, когда это правомерно. Справедливость — это скелет, который придает организму твердость и обеспечивает его рост. Без костей голова не будет находиться наверху, руки не будут двигаться, а ноги — стоять. Так и без справедливости — ни один талант, ни одно умение не позволят человеку стать самураем.
2. Мужество
Бусидо разделяет отвагу и мужество: «Мужество стоит считать благом, лишь когда его применяют в деле справедливости, в правом деле». Конфуций писал: «Понимание того, что правильно, и исполнение этого свидетельствуют о мужестве». Короче говоря, мужество — это делать то, что правильно.
3. Доброта и милосердие
Человек, наделенный властью отдавать приказы и убивать, должен был вместе с тем быть необыкновенно добрым и милосердным: «Любовь, великодушие, внимание к другим, сострадание и жалость суть черты доброты, самого высокого качества человеческой души». И Конфуций, и Мао-Цзы часто говорили, что самое высокое требование к людям власти — доброта.
4. Вежливость
Важно знать разницу между подобострастием и вежливостью, это будет трудно для тех, кто посетит Японию впервые. Но для истинного самурая всё ясно: вежливость вырастает из доброжелательности. Ты наверняка слышал что вежливость и хорошие манеры являются отличительными чертами японцев. Однако вежливость должна быть выражением благожелательного отношения к чувствам других людей. Это никакое не благо, если человек вежлив лишь ради соблюдения приличий. В своей высшей форме вежливость приближается к любви.
5. Нестяжательство
Настоящие самураи презирали деньги, полагая, что люди должны сторониться денег, потому что «богатство мешает мудрости». Дети высокопоставленных самураев воспитывались в понимании того, что говорить о деньгах — плохой вкус, что неведение о достоинстве различных монет является признаком хорошего воспитания. Бусидо призывал к бережливости — не столько по экономическим причинам, сколько ради воздержания. Роскошь считалась величайшей угрозой для мужественности, от воинов требовали простоты в быту. Счетные машины и счеты вызывали отвращение.
6. Честь
Бусидо имеет отношение, в первую очередь, к военным людям, но он также касается и моральных аспектов. Самураев характеризуют чувство чести, яркое осознание собственного достоинства и значимости. Они рождаются и вырастают, чтобы оценить обязанности и привилегии своей профессии. Страх позора висел, как меч, над головой каждого самурая. Обиды на малейшие провокации высмеивались, и человека называли «вспыльчивым». В Японии даже есть такая пословица: «Терпение значит выносить невыносимое».
7. Верность
Самураи навсегда оставались преданными тем, перед кем они в долгу. Верность тем, кто выше тебя, была отличительной чертой феодальной эпохи. Верность вообще распространена среди разных людей: банда карманников тоже клянется в верности своему предводителю Но только в кодексе рыцарской чести верности имеет первостепенное значение.
8. Характер и самоконтроль
Бусидо учит, что самураи должны вести себя в соответствии с абсолютными моральными стандартами. То, что верно, верно. То, что неверно, неверно. Разница между хорошим и плохим и между правильным и неправильным — данность. Об этом не спорят, это не обсуждают, этому не дают оценку. Просто самурай должен это знать. В конце концов, мужчина сам должен научить своих детей моральным стандартам, исходя из которых они будут строить свои модели поведения: «Перво-наперво в самурае воспитывался характер. Тонкости вроде благоразумия и образованности были менее важны. Интеллектуальное превосходство высоко оценивалось, но самурай по сути был человеком дела».
Кодекс Бушидо — настольная книга каждого сёгуна, ронина и самурая
Ты наверняка не раз слышал в фильмах или современных треках о таком понятии как Бушидо, ну или Бусидо, кому как больше нравится. Так вот это своеобразный кодекс чести японских самураев, эдакий сборник правил и заветов, в котором было написано, что можно делать настоящему воину, а что нельзя. В современной Европе и Америке азиатская культура по-прежнему остаётся своего рода диковинкой, несмотря на активную популяризацию местной культуры посредством аниме и фильмов с Джеки Чаном.
В сознании большинства людей самурай — это японский воин, никогда не снимающий свои трёхэтажные доспехи, который рубит всех направо и налево, а в экстренном случае рубит и себя, чтобы врагам не досталось. По большей части — так и есть, японских самураев можно примерно сравнить с европейскими рыцарями, которые в сверкающих латах грациозно скакали по полю боя, прикрываемые пехотой в кожаной броне и с тупыми мечами.
Сказания и легенды о самураях как о поборниках чести и достоинства пошли во многом благодаря соблюдению японскими воинами кодекса Бушидо, который учил их не только сражаться, но и вести себя в обществе, подчиняться сюзерену и даже умирать.
У самурая нет цели, есть только путь
Самурайский кодекс стал постепенно формироваться ещё начиная с 12-13 века в виде общих воинских законов. Окончательно всё это соединилось в Бушидо в конце эпохи воюющих провинций Сэнгоку Дзидай (1467—1568 гг.) В нём описывалось, по большей части надлежащее поведение самурая во время битвы, в общении со своим господином и, конечно, японцы немалое значение уделили и гайду по достойному уходу из жизни.
Так как Бушидо по факту является неписаным кодексом, то и собрать все основные постулаты воедино удалось не сразу. Наиболее близкими по духу и значению с оригинальным самурайским кодексом считаются правила, описанные Дайдодзи Юдзаном в книге «Начальные основы воинских искусств».
Среди основных качеств самурая японцы выделили три: верность, доблесть и мужество, что характеризует его, в первую очередь, как бойца и защитника, и только потом как члена общества. Помимо этого самурай должен быть сведущим в науках, а в свободное время упражняться в поэзии и проведении чайных церемоний.
Им было разрешено строить возле своего жилья небольшой чайный домик, при этом свойства чайника и чашек также были строго регламентированы: нелакированный чайник должен был быть сделан из керамики, чашки — скромными и современными, а стены кодекс настоятельно рекомендует украсить картинами какэмоно.
Бушидо гласит, что самурай должен взвешивать каждое своё слово и каждый раз спрашивать себя, правду ли он собирается сказать, потому что ложь недопустима. На войне верный кодексу должен был смело бросаться вперёд на копья и стрелы, рискуя своей жизнью, если того требует долг. При этом самурай обязан оставаться верным своему сюзерену, даже если число вассалов господина сократится до одного. Он не должен допускать распущенности в еде, сохраняя себя в форме, а также обязан делать вид, что сыт, даже если ничего не ел, потому что «сокол не подбирает брошенные зёрна, даже если умирает с голоду».
В конце концов, если самурай, лёжа в постели, услышал, что кто-то говорит о его сюзерене, или он захотел сказать что-либо сам, то верный кодексу обязательно встанет и оденется перед тем как начать свою речь.
Другой постулат гласит, что истинная храбрость заключается в том, чтобы умереть, когда это будет действительно необходимо, а до того момента — жить. К смерти нужно идти с сознанием того, какие действия самурая могут опозорить его честь, и как ему надо отдать жизнь, чтобы не умалить своего достоинства.
Если самурай погибает в ходе военных действий, то, согласно кодексу, он должен гордо произнести своё имя и со спокойной улыбкой умереть без «унизительной поспешности». Если воин погибает от неизлечимого смертельного ранения и у него есть какое-то время перед уходом в иной мир, он должен произнести слова уважения к старшим по званию, и, подчинившись неизбежному, испустить дух. При этом во всём кодексе неоднократно звучит идея о том, что умереть с честью — главное дело самурая.
От сёгуна до ронина и самурая
Как традиционно принято называть любых средневековых солдат рыцарями, так и японских военных все без разбора крестят самураями. На деле же, японская милитаристская система была несколько сложнее, и помимо дефолтных самураев, включала в себя и ронинов, и сёгунов, и ниндзя, и сохэев, а позже и камикадзе. В общем японская армия достаточно вариативна, так что давай разбираться, как всё-таки правильно классифицировать азиатских «рыцарей» по рангу и назначению.
Первый сёгун появился в Японии в 794 году: по сути дела, звание сэйи-тайсёгуна (сокращённо сёгун), или же верховного главнокомандующего армией, имело свойство плавно переходить от одного военного к другому. Как раз в 8 веке звание сёгуна официально утвердили, носитель этого титула считался военным советником императора и командующим японской армией.
Впервые до такой чести дослужился японский полководец Отомо но Отомару, который начал путь наверх по военной карьерной лестнице аж в 43 года, когда получил младшую военную степень пятого класса. Дослужился до сёгуна он только спустя 20 лет, когда император назначил его главнокомандующим в походе на земли северных племён варваров.
С тех пор сёгунат так или иначе влиял на государственные дела в Японии до тех пор, пока в 1868 году император Мэйдзи не выиграл войну против крупных феодалов и не расформировал всю военную систему, упразднив как сёгунов, так и самураев.
Самураями назывались светские феодалы, мелкие дворяне, в общем среднее военное сословие, которое могло купить себе экипировку, обучиться военному искусству и быть полезным своему сюзерену. Изначально японская армия, по азиатским традициям, предпочитала не стереотипные катаны, а лук и стрелы, передвигаясь преимущественно на лошадях. Только потом появились красивые трёхэтажные доспехи, похожие на разукрашенную пагоду, а «Путь лука и скакуна» превратился в кодекс «Бушидо».
Среди самураев выделялась элитная каста войнов — даймё. Эти люди отличались интеллектом, лучше сражались, знали военные стратегии и активно метили в сёгуны, потому что плох тот солдат, что не мечтает стать генералом. Сами же самураи не всегда представляли собой благородных японцев, в свободное время упражняющихся в поэзии на танто с чашечкой зелёного чая. Были и такие, но было немало и тех, кто предпочитал более низменные удовольствия: например, напиться сакэ и пойти к гейшам.
Тут важно понимать, что в отличие от распространённого мнения о том, что самураи — это чуть ли не личная охрана императора, на самом деле они стояли немногим выше крестьянской пехоты. Действительно элитные войска — это даймё и сёгуны. Так что ничего удивительного в том, что многим самураям были присущи человеческие черты: желание напиться, предать, избежать смерти и всё такое прочее.
Тем более что в Японии обедневший или проигравший сражение феодал нередко был обязан распустить своих самураев, которые ввиду отсутствия хозяина становились ронинами: достаточно позорной кастой в японской армии. Им приходилось терпеть насмешки от самураев и самостоятельно продолжать свой жизненный путь, в то время как выбора у них было не так много: уйти в монастырь и стать воинами-монахами сохэями, совершить сэппуку или продолжать своё существование в качестве ронина, воина-странника.
Стать ронином можно было при гибели сюзерена, при разжаловании за проступки или ненадлежащее поведение, а также по собственной воле. С одной стороны, у ронинов была свобода, о которой самураи могли только мечтать, а с другой — приходилось самим искать способ добыть себе пропитание.
Вот на этом моменте пути многих ронинов расходились. Редко кто соглашался после достойной военной службы работать в поле или заниматься ремеслом. Как правило, все оставались верны своей профессии и разбредались кто куда.
Некоторые становились частными наёмниками, защищали купцов, знатных лиц или просто деревню с крестьянами по доброй воле, некоторые, наоборот, показывали свою тёмную сторону и занимались разбоем, приравнивая себя к якудза. Сотни тысяч самураев превратились в «бесхозных» ронинов, когда верховный сёгун Токугава лишил земель многих влиятельных крупных феодалов, принуждая даймё распустить свою армию. Тогда-то Японию и заполонили воины-странники, которые за неимением работы не знали куда приложить силу.
Подобная система сохранялась до 1868 года, когда император Мейдзи постепенно начал упразднять традиционные японские звания и перекраивать воинскую систему под более современный лад. Можно сказать, что вторая половина 19-го века это и есть конец «пути самурая» — Бушидо.
Бусидо-кодекс чести самурая
Полностью сформировавшись в конце периода воюющих регионов Сэнгоку Дзидай (1467—1568 г.), кодекс самурая бусидо предписывал самураям: быть безоговорочно преданным феодалу; признать военное искусство единственной деятельностью, которой должен заниматься самурай; совершать самоубийство если честь самурая запачкана; запрещал ложь в любых проявлениях и жажду денег.
Точно и вполне конкретно постулаты кодекса Бусидо оформлены в «Начальных основах воинского мастерства» Дайдодзи Юдзана:
— Настоящая смелость заключается в том, чтобы жить, когда нужно жить, и умереть, когда нужно умереть.
— Жить нужно с четким осознанием того, что необходимо делать самураю и что позорит его честь.
— Необходимо взвешивать любое слово и всегда спрашивать у себя, является ли правдой то, что хочешь произнести.
— Нужно умеренно питаться и не допускать распущенности.
— Самурай обязан быть не только безупречным сыном, но и преданным своему господину. Он не предаст сюзерена даже если количество его подданных уменьшится со ста до десяти и с десяти до одного.
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
— Преданность, честнось и храбрость — три главных качества самурая.
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
— Когда самурай, находясь в постели, слышит беседу о своём сюзерене или хочет произнести что-то сам, он обязан встать и надеть одежду.
— Сокол не клюет брошенные зёрна, даже если давно ничего не ел. Подобно ему и самурай обязан показывать, что сыт, даже если умирает от голода.
— Если рана самурая смертельна, самураю нужно с почтением попрощаться со старшим по положению и безмятежно умереть.
— Имеющий только физическую силу не заслуживает титула самурая. Кроме потребности в освоении наук, самурай должен расходовать свободное время на поэзию и изучение чайной церемонии.
— Около своего жилища воин может построить небольшой чайный павильон, в котором следует поставить новые картины-какэмоно, новые бесхитростные чашки и нелакированный чайник из керамики.
умный почерпнет новое знание, а тупой всегда найдет до чего доебаться.
Дайдодзи Юдзан родился сильно после периода Сэнгоку и не мог застать тех самураев, для которых писал эти постулаты. Это как сейчас писать наставления для солдат армии Кутузова.
Помню самую первую книгу про кодекс самурая. Издательство такое было, «София», по-моему. Там в предисловии умный интеллигент стебался, вот если он в троллейбусе на ногу кому-то наступит, то зачем ему голову срубать за это. До сих пор не знаю, зачем в троллейбусе на ногу кому-то наступать
Лови анимешника))) *шутк*
Ну фиг его знает, изучал я и историю Японии- самураи еще те наебщики оказались.
очередная лицемерная херня, для прикрытия желания грабежа и личной наживы, как, в прочем, и большинство подобных «кодексов»
Всю эту вашу японскую честь и бусидо я буду готов обсуждать, когда Япония исключит из своей страны военные и гражданские объекты оккупационных стран (военные базы, склады и прочие объекты военной и гражданской инфраструктуры), не подконтрольные юрисдикции Японии :))
— Когда самурай спит, он не должен ложиться ногами в направлении дома господина. В сторону сюзерена запрещено целиться ни во время стрельбы из лука, ни во время тренировки с копьём.
я за них жизнь понимаешь отдаю, а эти твари мне со своей кровати еще и указывают как мне спать?
— В битве преданность самурая выражается в том, чтобы без испуга идти на копья и стрелы врага, навстречу смерти, если таков зов долга.
Как самураи страну начали делить
Вступление и пару слов от себя
Погружение в историю Японии я начал с того, что одним майским вечером «двухтыщвосемнадцатого» поиграл в Total war: Shogun 2 и задался двумя простыми вопросами: «С чего всё началось?» и «Неужели самураи — не обычные вояки?» Естественно, игра поясняла, что в Японии идёт какой-то там Сэнгоку дзидай — Период воюющих провинций и, что нам надо стать сёгуном, будучи даймё. Короче говоря, толпа непонятных слов. Гуглёж привел к статьям на Вики (да-да-да, я знаю, что правдивость Википедии — вопрос сложный, но и я не доктор исторических наук)))) пока что). Чуть позже я сел писать и начал с передирания оттуда прям целыми абзацами. Ну и пояснений там вообще никаких не было, кто кому сват и брат тоже было непонятно. И, честно говоря, удивился, что в самом начале меня никто не жучил ни в ВК, ни на Пикабу. Опять же, на проект, если можно так сказать относительно первой работы, вообще не рассчитывал, тем более на какую-то аудиторию читателей. Копипастничество продолжалось вплоть до, если мне не изменяет память, «Ниндзя, как специальный класс солдат», дальше уже старался внести некоторую самобытность. Ещё я надеюсь, что все попавшие сюда граждане понимают, что это всё — нечто среднее между научной лабудой и, э-э-э… фольклором (кстати, если время будет, то перепишу весь старый позор). Ладно, довольно лирики, надо перейти к делу!
Рассказ о середине периода Муромати (1336-1573), который мы знаем как Сэнгоку Дзидай (Эпоха воюющих провинций) почему-то начинают с прям сочной части, где умирает господин Ода Нобухидэ, а его сын Нобунага начинает резаться со своими родственниками за провинцию Овари. Но я думаю, стоит начать даже не с событий, запустивших бардак в стране, а с того, что вообще представляла из себя Япония XV-XVI веков. В очередной раз напомню, почему она была раздроблена. Начиная с VII-VIII веков острова были разделены, согласно «Тайхо рицурё:»* на куни (провинции), гун (уезды) и го (волости). Ну и рулили ими соответственно кокуси или, как его ещё называют куни-но-цукаса (глава провинции), гундзи (глава уезда) и дзито (земельный глава или завхоз). Про последнего я уже писал, что он был похож на градоначальника. А за всеми ними следили сюго, то есть «своеобразный полицмейстер и комиссар провинции, потому что собирал крестьян на войну и следил за порядком в провинции». Назначались они из гокэнинов, лучших личных военачальников сёгуна.
*Периодически страна могла делиться на ещё более крупные регионы, как Китай. Такая система называлась Гокиситидо (букв. с яп. «Пять провинций, семь дорог»)
Карта крупнейших провинций Японии к 1600 году
Гокиситидо. Весь остров Кюсю и часть прилегающих к нему мелких островов (белый цвет) — Сайкайдо (букв. «Регион Западного моря»). Остров Сикоку и провинция Кии (бледно-зелёный) — Нанкайдо (букв. «Регион Южного моря»). Светло-зелёным обозначен Санъёдо (букв. «Регион светлых гор»). Синим обозначен Санъиндо (букв. «Регион тёмных гор). Оранжевым обозначен Кинай (букв. «Столичный регион»). Светло-серым — Хокуридо (букв. «Северный путь»). Бежевым — Тосандо (букв. «Регион восточных гор»). Розовым — Токайдо («Восточный Морской Путь»).
Вообще, что касается контроля сёгуната за кланами, то здесь была абсолютно сопливая система службы в столице. По идее, провинциальный командир должен был несколько раз ездить в Киото с дарами и отчётами к сёгуну и императору, тем самым подтверждая свою преданность и обеспечивая бакуфу порядок в стране, но всё больше военачальников одолевала банальная лень и какому-нибудь, скажем, посланнику клана Симадзу ехать несколько недель прямиком с Кюсю, чтобы потусовать в столичном районе пару дней, а потом ехать столько же времени обратно, было явно невыгодно, так что бакуфу это учитывало и… нифига с этим не делало.
Кроме службы в Киото существовала ещё система мирных и военных походов в центр, которые поднимали «респектушки» самураев. Мирный поход совершался в ритуальных целях, с небольшими дружинами и обходными путями, то есть войско шло из домашней провинции таким образом, чтобы не вступать в военные конфликты со всеми подряд. Придя в столицу, самураи должны были посетить сёгуна, а затем — императора, одарив деньгами, рисом или, например, утварью, которая в Японии до сих пор является одним из самых ценных подарков. Это было нужно не только для того, чтобы соблюсти какие-то традиции, но и для того, чтобы дворы сёгуна и императора могли вообще существовать (да, им было мало обычных налогов. Подарки им подавай!). Военные же походы обычно устраивались либо ради получения титула покровителя императорского дома с «захватом» столицы, либо ради изменений в правительстве сёгуна, ну или по-нашему «госпереворота».
Теперь, собственно, о том, как страна потихоньку двигалась в сторону большой беды.
После смерти 3-его сёгуна, Асикаги Ёсимицу, в 1408 году, полноправным правителем стал один из его сыновей, Ёсимоти. В отличие от своего отца он вообще не интересовался политикой, предпочитал рисование и литературу, в то время когда в государстве начал назревать кризис.
Ближайшему, поскольку он владел провинциями Тикудзэн
Привлекли они, скорее всего, и «немношко» пиратов вако, но это им не помогло, так как сил у этого альянса оказалось в районе 600 человек, в то время, как Чосон послали на Цусиму около 17 тысяч воинов. Я думаю, что говорить о том, что какой-то грандиозной битвы там не произошло и обе стороны потеряли порядка 180 человек, не надо. Хотя всё же посмею сказать о том, что в ходе вторжения корейцы сожгли 2000 хозяйств и 124 корабля, а также обезглавили 123 вако.
Клан Со и Чосон заключили договор, по которому Цусима становилась корейской землёй, Со присягали на верность вану Кореи, а пиратские базы должны были быть ликвидированы.
Это я всё к вопросу о децентрализации страны и нежелании сёгуната что-либо делать. Просто вспомните, как активно бакуфу занялось обороной во времена вторжения монголов двести лет назад.
В 1420 году в Японии разразился страшный голод, с которым правительство тоже не справилось. А, и ещё оно разорвало всякие отношения с Империей Мин, что усугубило экономический кризис, поскольку прекратились поставки различных товаров, главным образом, риса и шёлка.
Дед пьёт таблетки и наводит порядок
После победы Асикага Ёсинори был вынужден подождать ещё год, пока правительство разбиралось с бумажками и готовило его к церемонии совершеннолетия (да, будучи монахом он её не проходил). Наконец, в 1429 году, когда ему было 35 лет, он сначала получил несколько чиновничьих рангов и пару мелких титулов, а затем был провозглашён сэйи-тайсёгуном.
В 1430-м году Асикага планировал завоевание Канто, но военачальники отговорили его и сказали, что лучше сначала устроить поход на Кюсю. Для этой ответственной миссии начальником сёгунских войск был назначен Оути Морими, который управлял западными провинциями Хонсю. Правда, буквально в следующем году тот героически погиб, поэтому трёхлетнюю кампанию закончил уже его сын Мотиё, за что получил в награду титул «главы Кюсю».
После всего этого сёгун чё-то как-то резко вспомнил про своё давнее монашество и председательство в Тэндай, решив поменять всё руководство секты на своих людей, дабы снизить давление религиозных деятелей. Монахам из самого главного храма секты, Энряку, это не понравилось и в 1433 году они отправились устраивать стачки в Киото. Правительство такой расклад не оценило и решило напасть на монастырь, успешно заставив их капитулировать. Чуть позже выяснилось, что разжигателем всей движухи оказался «Владыка Канто», Асикага Мотиудзи, поэтому на его счёт записали ещё один пунктик. Спустя два года, бакуфу вновь устроило против Энрякудзи экспедицию, но в этот раз решило сопроводить всё натуральным геноцидом и раскатать реально ВЕСЬ комплекс (порядка 3000 маленьких и больших зданий).
Так выглядит одно из зданий сегодня
Что касается Канто кубо, то для похода на него нужно было придумать стопицот причин. Две из них я уже назвал: непризнание сёгуната и бунт монахов. В 1438 году Асикага Мотиудзи провёл обряд совершеннолетия для своего сына без разрешения сверху (да, представителям сёгунского клана надо было получать от действующего сёгуна разрешение). Столичные круги расценили это как крайне дерзкий поступок. Но Ёсинори и этого было мало, поэтому он решил дождаться ещё более удобного момента для начала операции.
Таким поводом стал бунт Уэсуги Норидзанэ, очередного канрэя Канто. Он, как и его предшественник, Уэсуги Удзинори, был не согласен с политикой своего господина и призывал одуматься, восстановив единство дома Асикага. В итоге до него дошёл слух, будто Мотиудзи планировал его убийство, поэтому он решил сбежать в одну из родных провинций. Лидер Канто организовал против своего советника карательный поход. Этим воспользовался Ёсинори, заключив договор с кланом Уэсуги, и в 1439 году начал Войну годов Эйке. Формально она закончилась менее чем за год, после взятия Камакуры, но после сэппуку Асикаги Мотиудзи ещё продолжались отдельные мятежи его сторонников. Всё это тоже сопровождалось огромным количеством безостановочных репрессий после победы сёгуна. В итоге регион Канто был захвачен зимой 1441 года и сёгунат на короткое время восстановил своё влияние в стране.
Кстати, помимо войн, Ёсинори ещё занимался влезанием в дела наследования различных кланов, так что вокруг него очень быстро собрались недоброжелатели и летом всё того же 1441 года осуществили заговор против него. Против заговорщиков, коими были Акамацу Мицусукэ и его сын, Нориясу (оба были самыми преданными вассалами бакуфу), был отправлен Ямана Содзэн, который их успешно уничтожил, когда те пытались сбежать из Киото с небольшой армией. Надо также сказать, что сёгун был злобен не только по политической части, но и характером. Был параноиком и человеконенавистником. Если кто-то начинал ему советовать или поправлять, то он сразу же приказывал казнить того подчинённого. За это, а ещё за непомерные репрессии его прозвали «Лихим сёгуном».
После смерти Ёсинори к власти пришёл его 9-летний сын, Ёсикацу. Проправил он не очень долго (1442-1443), поскольку уже буквально через год после воцарения бездарно погиб, свалившись с лошади.
Конец сёгуната и война, о которой никто не говорит
Портрет Сигэудзи и провинция Симоса
Клан Уэсуги решил запросить у сёгуна помощи в борьбе, и тот отправил им своего брата Масатомо. Масатомо не смог полностью захватить земли Канто и осел в провинции Идзу, точно также образовав новое правительство. Все эти события были названы Инцидентом годов Кётоку.
Тем не менее, в 1464 году ему всё таки пришлось немножечко пошевелить мозгами, так как у него не было детей, а власть надо было кому-то передать. Он додумался вытащить из монастыря своего брата Ёсими и сначала сделать его одним из своих советников, а затем объявить преемником. Причём уверял его в том, что следующим сёгуном будет он. Прям однозначно, стопроцентно, стопудово, мамой клянусь (нужное подчеркнуть)! Только вот буквально через пару лет жена сёгуна, Хино Томико, родила наследника! Перед этим, видимо, сказав, нечто вроде: «Вам нужна маленькая победоносная война? Их есть у меня.»
Собственно говоря, рождение наследника означало развал всех планов Ёсимасы, который так долго готовил своего брата к светлому (нет) политическому будущему. Томико активно настаивала на том, чтобы новым главой всех самураев стал её сын, а не брат мужа. На помощь ей пришёл Ямана Мотитоё, у которого была парочка вопросов к тогдашнему киотскому канрэю Хосокаве Кацумото по части провинций и полномочий. Последний решил поддержать Ёсимасу и Ёсими, потому что, во-первых, был преданным вассалом, а во-вторых, у него тоже были проблемы с соседом Яманой. В этот конфликт влезли крупные кланы Сиба и Хатакэяма, в которых были точно такие же проблемы с наследованием и землями, поэтому они надеялись разрешить их во время войны. А, и ещё нельзя забывать про то, что Мотитоё был тестем Кацумото.
В мае 1467 года у Киото собрались две мощных армии: Западная во главе с Яманой Мотитоё и Восточная во главе с Хосокавой Кацумото. Обе они насчитывали порядка восьмидесяти тысяч человек с каждой стороны.
Ямана Мотитоё (сверху) и Хосокава Кацумото (снизу)
Бои начались после того, как люди Яманы подожгли столичную усадьбу канрэя Хосокавы, а канрэй приказал уничтожить пункт снабжения своих противников. Войска сторон вошли в Киото и стали потихоньку раскатывать город в ходе уличных стычек. В 1469 году сёгун наконец-то признал своим наследником сына Ёсихису и Асикага Ёсими был вынужден в срочном порядке сменить сторону. Тогдашний император Го-Цутимикадо объявил его мятежником и война теперь считалась не борьбой за трон, а кампанией по усмирению бунтовщиков. Дальше мы ничего особо не знаем, кроме того, что в 1473 году оба полководца Западной и Восточной армий умерли, а резня продолжалась ещё 4 года. И, честно говоря, это было уже бессмысленно, поскольку все уже 100500 раз забыли, зачем воюют, поэтому вместо изначальных целей преследовалась новая — истребить клан противника полностью. Что собственно и случилось с кланами Ямана и Хосокава — их основные ветки угасли и раскололись на кучу маленьких родов, хотя клану Хосокава всё же удалось на не очень большой срок удержать столицу.
Все эти события были названы войной годов Онин-Буммэй.
Казалось бы, достаточно небольшой, по масштабам, конфликт, вяло шедший 10 лет (с 1467 по 1477 годы), связанный с наследованием в рамках одного-двух кланов и проходивший только в районе Киото и провинции Ямасиро, что тут такого? Но результаты довольно печальны: фактическая гибель двух крупных землевладельческих домов, чудовищные потери, уничтоженная до фундамента столица. Однако главным последствием войны стала утрата доверия к центральному правительству в лице сёгунов и императоров, сначала среди сюго, а затем и простого народа, который просто устал от системы, неспособной решить накопившиеся проблемы.