Кодекс что это такое определение
Значение слова кодекс
Словарь Ушакова
к о декс, кодекса, муж. (лат. codex).
1. Систематизированный свод законов (офиц., юр.). Кодекс законов о труде.
2. перен. Общая совокупность правил, привычек, убеждений (книж.). Это не укладывается в его моральный кодекс. Условный кодекс приличий.
3. Старинная рукопись в переплете (филол.). Пергаментный кодекс.
Политическая наука: Словарь-справочник
систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс, семейный кодекс). Кодекс являются результатом кодификационной деятельности законодателя. Кодекс обычно содержит только основу правовых норм; остальные нормы включаются в другие законы и подзаконные акты. Понятие кодекса в разных странах отличается спецификой. В США кодексы составляют путем консолидации отдельных законов и норм общего права. Во Франции получила распространение практика издания консолидированных законодательных актов, также называемых кодексами, по отдельным отраслям правового регулирования. В такие кодексы входят как законодательные, так и регламентарные нормы.
Современный экономический словарь. 1999
единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права. Например, кодекс законов о труде, налоговый кодекс.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Писали гусиными, лебяжьими и павлиньими перьями по линейкам, намеченным пункторием и проведенным острой палочкой, дававшей бесцветный след. С сер. XI в. иногда проводили цветные линейки (след от свинцовой пластинки), а в XIII в. подчас делали их чернилами. Чернила изготавливали из сока дубовых орешков, и они отличались большой стойкостью — смыть их практически было невозможно. Часто (из-за дороговизны пергамена) текст в к. счищался и записывался заново (см. Палимпсест). При переписке употреблялись и цветные чернила. Так, красными чернилами выписывали вводные или заключительные слова главы. Для инициалов предпочитали краски, в XII в. — красную, зеленую и голубую (Средневековье любило сверкающие, яркие цвета, это был «варварский» вкус).
Текст писали различными (в зависимости от времени) типами письма (см. Каролингский минускул; Унциальное письмо), затем иллюминировали (см. Иллюминирование). Тетради (см. Кватернион) сшивали, обрезали, выравнивали страницы, заключали в переплет из досок, обтянутых кожей, и переплетали. Именно с к. связано появление переплета, страниц. Он вытеснил ант. формы книги — свитки и восковые таблички. С XIII в. появились застежки или кожаные завязки для стягивания досок переплета. Доски переплета украшали металлич. пластинками по углам и посередине. Металлич. наугольники придавали переплету прочность, а выпуклые шишечки на поверхности переплета оберегали кожу от царапин при соприкосновении с поверхностью стола. Затем к. обычно передавали в библиотеку монастыря на хранение. Библиотекарь вел учет книг, составлял их список — каталог, ведал книжным обменом, охранял библиотеку от пожаров и крыс. Вплоть до XIII в. собраниями книг владели только монастыри. В дальнейшем книги хранились также во дворцах королей, крупных сеньоров. Так, большим собранием (1000 книг) располагал королев, замок Лувр. Для большинства населения (неграмотного и малоимущего) рукописная книга была недоступной роскошью, драгоценностью, к ней (особенно в эпоху расцвета Средневековья) испытывали страх и почтение, ее видели только во время богослужения (Библию, Евангелие).
Словарь финансовых терминов
законодательный акт, в котором объединены и систематизированны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. КОДЕКС чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права. Расположение правовых норм в КОДЕКСЕ производится в порядке, отражающем систему данной отрасли права.
Значение слова «кодекс»
1. Юр. Систематизированный свод законов, относящихся к какой-л. области права. Гражданский кодекс.
2. перен.; чего или какой. Совокупность правил поведения, привычек, убеждений и т. п. [Этот рабочий], выросший в крестьянской среде, знал хорошо ее обычаи и кодекс деревенских приличий. Морозов, Повести моей жизни. Антон Чехов был, вполне вероятно, самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Залыгин, Литературные заботы.
3. Спец. Старинная рукопись в переплете. Пергаментный кодекс.
[От лат. codex — книга]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сама же кодификация — процесс, направленный на сбор разрозненных, фрагментированных норм в единый нормативный комплекс.
КО’ДЕКС, а, м. [латин. codex]. 1. Систематизированный свод законов (офиц., право). К. законов о труде. 2. перен. Общая совокупность правил, привычек, убеждений (книжн.). Это не укладывается в его моральный к. Условный к. приличий. 3. Старинная рукопись в переплете (филол.). Пергаментный к.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ко́декс
1. истор. древнеаккадийский строительный термин, означавший укладку камней (или слоёв камней) один на другого. В частности, кирпичная кладка — одна из разновидностей кодекса
2. истор. в античной и средневековой культуре: рукописная книга из разрезанных и сброшюрованных листов ◆ Около I в. свитки были вытеснены кодексами.
3. юр. единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права в какой-либо стране ◆ Текст Трудового кодекса дается в редакции Федеральных законов.
4. перен. совокупность правил ◆ Кодекс поведения на сайте.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова чувал (существительное):
Кодекс
Кодексы Российской Федерации, классификация кодексов РФ, система и доктрина кодекса
Уголовный кодекс РФ, кодексы народов майя, трудовой кодекс, гражданский кодекс, налоговый кодекс, жилищный кодекс, административный кодекс, семейный кодекс
Содержание
Содержание
Раздел 1. Возникновение слова «кодекс».
Раздел 2. Кодексы России.
Раздел 3. Гражданский кодекс Наполеона 1804 года.
— Подраздел 1. Система и доктрина кодекса.
— Подраздел 2. Гражданство и правоспособность.
— Подраздел 3. Вещные права.
— Подраздел 4. Обязательственное право.
— Подраздел 5. Семейное право.
Раздел 4. Месоамериканские кодексы.
— Подраздел 1. Технология изготовления.
— Подраздел 2. История.
Раздел 5. Кодексы Майя.
— Подраздел 1. Изготовление.
— Подраздел 2. История.
— Подраздел 3. Сохранившиеся кодексы.
— Подраздел 4. Другие кодексы Майя.
Раздел 6. Дуэльный кодекс.
Раздел 7. Уголовный кодекс России.
Кодекс (лат. codex — книга) — это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Считается, что родиной кодекса является Древний Рим. Кодекс пришел на смену неудобным в обращении свиткам. Появление переплета для книг также связывают с усовершенствованием кодекса.
Возникновение слова «кодекс»
Издание Грегорианом императорских конституций под названием К. (см. Грегориан), имевшее огромный успех, укрепило за словом значение законодательного сборника. За Грегориановым К. последовали К. Гермогениана, Феодосия и Юстиниана. В средних веках выражение кодекс затерялось (собрания законов в это время называют просто leges) и восстановляется только с XVI в., впервые в издании так называемого К. Генриха III, составленного Бриссонием и содержащего ордонансы французских королей. С этого времени оно становится очень употребительным.
Кодексы России
Как в Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP), так и в Российской Федерации кодексы использовались и используются весьма широко.
В современном законодательстве Российской Федерации кодексы, несмотря на своё название, являются обычными Федеральными законами (Конституция РФ не предусматривает разделение федеральных законов на «обычные законы» и кодексы). Данная позиция (о равенстве кодексов и «обычных» Федеральных законов) была подтверждена в Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.1999 №182-О.
Кодекс (лат. codex — книга) — законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли, нескольких отраслей или части отрасли права. Структура кодекса часто отражает систему отрасли.
Гражданский кодекс Наполеона 1804 года
Система и доктрина кодекса
Гражданский кодекс 1804 г. был разработан в традиции французской цивилистики ХУП-ХУШ вв. Главной особенностью этой традиции было взаимное переплетение кутюмного и римского права. Такую задачу и сознательно поставили себе составители:
“Мы совершали полюбовную сделку между писаным правом и кутюмами всякий раз, когда нам, возможно, было согласовать их право положения или видоизменить одни посредством других, не прерывая единства системы и не покушаясь на общий их дух”. Такая традиция позволила сделать новые институты права действительно едиными для всей страны.
Содержание первых титулов кодекса, а также принципиальных право положений, касавшихся гражданских прав и прав собственности, было сформулировано самими составителями, опираясь на принципы революционного законодательства и “Декларации прав человека и гражданина”. Текст этих разделов во многом воспроизводил соответствующие нормы из проектов 1793-1796 гг. Хотя в главном революционное законодательство повлияло на то, что н е включалось в кодекс из старого права.
В целом, главными источниками доктрины и текста нового ГК стали предреволюционная догматика, которая, в свою очередь, представляла сплав римского и кутюмного права, и революционное законодательство.
Кодекс был построен по институционной системе. Эта система, восходящая к “Институциям” Юстиниана, была классической для распространенной во Франции школы реципированного римского права.
ГК был разделен на 3 книги:
1) О лицах, куда были включены разделы о гражданских правах вообще, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве;
2) Об имуществах и о различных видоизменениях собственности, где были собраны институты вещного права;
3) О различных способах, которыми приобретают собственность, включившая наследственное право, обращение имуществ в семье, договоры и иные обязательства. Институционная схема была существенно переработана: третья книга внутренне строилась с учетом уже пандектов систематизации обязательств. Но главное заключалось в том, что составители придавали традиционной систематизации новый естественно-правовой и рациональный смысл:
В большей степени институционной была система изложения правовых норм. Многие статьи не были собственно регулирующими правовые ситуации, а научающими: что такое движимое и недвижимое, что такое договор, те или другие виды обязательств и т. п. Это сделало кодекс в значительной степени дидактическим сочинением по праву, за что его впоследствии упрекали. Но такая дидактика одновременно сделала кодекс весьма понятным даже для не очень ведущих в праве.
Составители ГК ориентировались на старую французскую традицию цивилистики. Исходя из этого, они абсолютизировали частное право. Право по закону (т. е. вытекающее из предписаний закона) в кодексе было уравнено с правом, вытекающим из частной договора. Закон не мог вторгаться в содержание частных соглашений, в сферу частных прав.
Многие нормы кодекса имели излишне общий характер. Это привело к тому, что многое отдавалось составителями на усмотрение судьи. В частности, судья сохранил право истолковывать правовые споры, основываясь на “обычаях мест”, “обыкновениях употребления” и т. п.
Гражданство и правоспособность
В кодексе устанавливалось единое понятие французского гражданства и связанного с ним единства прав на основе полного равенства. В этом заключалось главное антифеодальное качество нового правопорядка. (Равенство правоспособности не было абсолютным, оно было соответственно своему времени: правоспособность женщин была ограничена семейным правом и преимущественными возможностями мужчин быть участниками оборота.) гражданство в смысле пользования политическими правами отграничивалось от гражданства в частноправовом смысле.
Гражданскими правами (т. е. правоспособностью) наделялся каждый, имевший или приобретший особое “свойство Француза”, которое сообщал конституционный закон. Гражданство можно было не только приобрести, но и утратить. Хотя, в отличие от принципов конституций 1791-1793 гг., ГК установил только частноправовые (не политические) основания к утрате гражданства; не допускалась потеря гражданства через проговаривание к наказаниям.
Гражданская дееспособность наступала в 21 год. После этого ограничения дееспособности были возможны только в рамках брачно-семейных отношений или вследствие опеки. Предусматривалась и возможность полного лишения дееспособности, названная по традиции римского права интердиктом. Широкие полномочия в этой инициативе были предоставлены суду и родственникам, что вделало такую опеку институтом архаичным и даже реакционным в правовом смысле.
Вещные права
В сравнении с правом эпохи “старого режима” круг вещных прав (т. е. форм обладания, пользования и распоряжения имуществами) был сокращен. Признавались только права собственности, правомерного использования и пользования в порядке сервитута.
Центральным институтом вещного права было право собственности. Его понимание в ГК было важным инновацией: “Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее неограниченным порядком, лишь бы только это не производило такого использования, которое запрещено законами и уставами” (ст. 544). Согласно доктрине кодекса, собственность имела абсолютный характер: права владельца практически ничем не ограничивались и допускались только изначально предписанные законом ограничения. Основываясь на положении Декларации 1789 г. и почти в тех же выражениях, кодекс закрепил неприкосновенность и не отчуждаемость собственности. Еще одной важнейшей чертой собственности было предельно широкое понимание режима собственности, исходя из почти абсолютного права акцессии (присоединения). Этот последний элемент собственности имел выраженно архаичный характер, заранее предполагая преимущество земельной собственности. Отдельные права не могли быть предметом коммерческого оборота (права пользования недрами, пространстпреимуществоазрывны с собственностью на участок земли).
Кодекс выделял три вида собственности в зависимости от субъекта права: 1) индивидуальная, 2) государственная, или общественное обладание, 3) общинно-коммунальная. Преобладающее внимание уделялось частной собственности. Однако оговаривалось, что некоторые объекты могут быть только в государственной (порты, крепости и т. п.) или только в коммунальной собственности.
Вторым по важности видом вещных прав стал узуфрукт.
Институт этот был разработан еще в римском праве. Однако в ГК он означал, по сути, особое право, примерно равнозначное наследственной ренте дореволюционной эпохи.
Узуфрукту арий не был собственником, его права ограничивались использованием земли или вещи (например, сада, дома). Но он мог продать свой узуфрукт, заключать с ним другие договоренности, передавать его по наследству, завещать. Права узуфрукту ария охранялись даже перед собственником, который не мог произвольно лишить пользователя его права; если собственник продавал весь объект в целом, то право-пользование сохранялось и при новом собственнике. Такая замаскированная аренда также была архаичным институтом (особенно, когда под узуфруктом понималось право пользования гражданскими доходами, т. е. по сути земельной ренты).
Третьим видом вещных прав было пользование вещью. Конкретное число случаев было невелико; сельскохозяйственная аренда и проживание в доме. В отличие от узуфрукта это право не могло быть ни переуступлено, ни сдано в поднаем. Пользователь имел право использовать свое право только в личных интересах или для семьи, но не для коммерческого оборота и обогащения.
Хотя владение не фигурировало в качестве самостоятельного права, во многих случаях оно охранялось отдельно. Такое охраняемое законами владение могло быть только добросовестным и только в случае, если обладатель добросовестно заблуждался относительно своих прав на вещь. Обладание вещами первой и второй группы при наличии добросовестности могло стать способом приобретения собственности на эти вещи (если проходили установленные ГК сроки исковой давности). Обладание движимыми вещами приравнивалось к праву собственности, если только вещь не была украдена.
Обязательственное право
Одним из краеугольных принципов договорного права закреплялась свобода сделки. Под этим подразумевалось, что никто не может быть принужден к заключению договора, не соответствующего его намерениям, и что содержание договоренности определяется только по воле заключивших его сторон. Ничто не могло быть основанием для одностороннего отказа от концессии: ни допущенные при ее заключении обман, ошибки (если только все это не превосходило определенную меру выгодности и нормальности и не грозило вообще уничтожить коммерческий оборот). Никакое вмешательство в сделку частных лиц не допускалось, если только она не противоречила закону, добрым нравам и общественному порядку. В истолковании последствий сделок и их выполнимости признавалась большая роль судьи.
Вторым краеугольным принципом договорного права было положение об обязательной силе соглашений. Это означало, что законно заключенные сделки не могут быть расторгнуты односторонними действиями и что договора обязывают и ко всем последствиям, которые могут вытекать из обычая или обыкновений коммерции. Принцип обязательной силы договоров был заново сформулирован в ГК (это сделал Порталис). В нем как нельзя более отражалось представление составителей о всемогуществе частной воли, индивидуализм кодекса.
Семейное право
Самым важным новацией в области брачно-семейного права было закрепление института только гражданского брака, заключавшегося государственными административными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Брак был чисто светским, хотя потом не запрещалось проводить желаемые религиозные церемонии. Брачный возраст устанавливался в 18 лет для мужчины и в 15 лет для женщины. До достижения этого возраста браки могли заключаться только по особому разрешению главы государства. Однако до 25 лет мужчины и до 21 года женщины могли вступать в брак только при согласии родителей или семейного совета.
Предпочтение интересов семьи (причем законной) оказало влияние и на наследственное право. Признавая традиционное деление на наследование по закону и по завещанию, кодекс значительно ограничил права завещателя распорядиться своими имуществами. В зависимости от состава семьи завещатель мог распорядиться лишь от 1/2 до 3/4 принадлежавшей ему собственности. Незаконнорожденные и не признанные при жизни дети практически устранялись от прав наследования, и, даже будучи признанными, имели право на меньшую долю, чем законные.
Высокие квалификационные достоинства кодекса все же не сделали его вполне совершенным. В кодексе осталось немало противоречий, особенно между разными книгами. Ряд статей получил практическое значение только посредством богатой судебной практики. Довольно скоро, к концу XIX в., был поставлен вопрос о переработке ГК.
Для своего времени ГК 1804 г. имел выдающееся значение. Это была поистине вторая гражданская Конституция нового правопорядка. По оценке видного русского правоведа Е. В. Спекторского, кодекс “переводил на язык права вызванный революцией социальный переворот”, тесно связанный с идеей частной и экономической свободы. Это была “золотая книга” французской буржуазии той поры.
Наполеоновские завоевания открыли дорогу широкому распространению ГК по Европе, а затем и по всему миру. Он стал как бы одной из двух основных линий европейского права в целом.
Месоамериканские кодексы
Месоамериканские кодексы — рукописные документы коренных народов Центральной Америки доиспанского и раннего колониального периода, где в основном в пиктографической форме освещаются исторические и мифологические события, религиозные ритуалы, хозяйственные темы (например, сбор податей), содержатся астрономические и гадательные таблицы и другие сведения.
Будучи каждый уникальным документом, эти своеобразные книги являются ценнейшим памятником месоамериканской культуры и истории. Их принято называть по именам их исследователей или владельцев либо по месту хранения (например, кодекс Ботурини или Ватиканский кодекс 3773). В настоящее время кодексы и их факсимиле находятся в библиотеках и музейных собраниях разных стран мира.
Технология изготовления
Слово «кодекс» происходит от латинского codex, что означало «кусок дерева», так как первоначально кодексы составлялись на деревянных табличках. Также и бумага для индейских кодексов изготавливалась из коры разных видов фикусов и на языке ацтеков называлась аматль (аст. āmatl), что в испанском превратилось в амате (исп. papel amate). В юкатанском языке эквивалентом является слово kopo (или устаревший вариант написания copo), а в языке Майя классического периода — huun (или hun), что также означало «книга», «кора» или «одежда из коры».
Для того, чтобы изготовить бумагу, длинные полосы коры сдирали с деревьев и очищали волокно от толстого слоя внешней коры. Затем полосы несколько раз отмачивали в воде и высушивали, после чего отбивали на камнях или деревянных досках. Полученные листы, достигавшие в длину нескольких метров, шлифовали камнями до гладкости.
Кроме того, некоторые кодексы написаны на выделанной оленьей шкуре.
Затем листы грунтовали гипсом и наносили рисунки с одной или обеих сторон. Для кистей различного размера использовался кроличий мех, краски изготавливались из разведённых в воде минералов.
Сложенные гармошкой книги помещали в «обложки» из дерева или шкуры, которые часто украшались золотом и драгоценными камнями. Их можно было читать, переворачивая лист за листом либо развернув во всю длину.
История
Точно неизвестно, когда впервые появились бумажные рукописи. В Теотиуакане археологами были найдены камни, датирующиеся VI веком н. э., которые напоминают камни, использовавшиеся при изготовлении бумаги. У племён Майя бумажные книги получили широкое распространение примерно в конце IX века, также есть данные, что Майя и другие народы, например, сап отеки и тольтеки, изготавливали бумажные рукописи уже в III в н. э., а книги — около 660 года.
У ацтеков изготовление бумаги было развитой индустрией, поставлявшей большое количество аматля для различных целей, в том числе для создания книг и документов. Кроме того, в Тешкоко находилась библиотека с обширной коллекцией майяских, сапотекских и тольтекских рукописей.
После начала колонизации Америки испанцами кодексы, как и другие памятники истории и культуры коренных народов, без счёта уничтожались в ходе порабощения и насильственной христианизации. Множество рукописей погибли в ходе битв, например, при осаде Теночтитлана в 1521 году. Вследствие этого до нашего времени сохранилось лишь небольшое число индейских рукописных книг доколумбовой эпохи. Из них большинство отсылались в Испанию в качестве трофеев и древностей.
Однако некоторые кодексы создавались и в колониальный период, так как европейские миссионеры полагали с их помощью более эффективно обращать индейцев в христианство. Для этого местные художники делали рисунки, к которым затем добавлялись подписи и объяснения на местных языках, записанных латинским алфавитом, а иногда на латыни. Помимо того, монахи, особенно францисканцы, стремились зафиксировать местные обычаи и верования. Так появилось множество своеобразных «иллюстрированных энциклопедий» местной жизни.
Историк Дамиан Бака считает, что «колониальные кодексы предназначались для того, чтобы перестроить умы и память коренных месоамериканцев. Эти кодексы, даже созданные самими ацтеками, представляли собой нарратив с господствующей испанской точки зрения». Однако это позволило сохранить пиктографическую традицию. Следует ещё отметить, что многие поздние рукописи были основаны в более ранних, доиспанских, или целиком скопированы с них.
В настоящее время известно около пятисот колониальных кодексов, и, вероятно, по мере научных изысканий их число будет увеличиваться.
Кодексы Майя
кодексы Майя — идеографические рукописи народа Майя. В настоящий момент несколько уцелевших кодексов принято обозначать по названиям городов, в библиотеках которых они находятся.
Темами кодексов были религия, астрономия и астрология, история, пророчества и гадательные практики, сельскохозяйственные и календарные циклы и т. п. С их помощью жрецы интерпретировали явления природы и действия божественных сил и проводили религиозные обряды.
Изготовление
кодексы писались на особой бумаге хун (hun или huun) из коры фикуса (в настоящее время такую бумагу принято называть ацтекским словом аматль). Впервые такая бумага появилась у народа Майя около V века н. э., примерно в то же время, что и у римлян. Большинство исследователей согласны в том, что Майя полуострова Юкатан первыми на американском континенте начали изготавливать бумагу. Первоначально она использовалась в качестве материала для одежды и лишь затем для передачи информации посредством письма.
Сама бумага считалась у Майя священной. Историк и антрополог Алан Сэндтстром полагает, что бумага пользовалась самым большим спросом наряду с драгоценными камнями и металлами, перьями и декоративными тканями.
Судя по сохранившимся кодексам, они имели в длину несколько метров и около 20 сантиметров в ширину и состояли из нескольких более коротких листов, склеенных вместе, так как бумагу изготавливали и перевозили стандартными связками, а затем при необходимости доклеивали столько листов, сколько требовалось, чтобы закончить книгу.
Изготовление рукописей представляло собой реализованный процесс, требовавший специалистов, которые в свою очередь должны были соблюдать ритуалы до и после работы над кодексом. Прежде чем приступить к рисованию, писец должен был обратиться к богам с просьбой, указать ему благоприятное время для каждого этапа работы. Также и жрецы, читавшие кодексы во время религиозных церемоний и праздников, должны были проходить ритуалы очищения.
На написание одного кодекса уходило несколько дней. Сначала черной тушью на основе угля с помощью своеобразного «пера» — острого кончика магея (агава американская) или осколка кости мелкого животного, например птицы, — рисовался контур, после чего детали раскрашивались меховой кисточкой. Каждый цвет имел своё значение, связанное с богами, природой и космосом.
Создатели рукописей именовались ah ts’ib (писцы) и ah woh (художники). В подавляющем большинстве это были мужчины. Юноша, обнаруживший способности к рисованию, проходил тщательную подготовку в течение нескольких лет, изучая такие предметы, как математика, астрономия, астрология, космология и история. Писцы относились к образованной элите общества. Покровителями писцов были
боги-братья Хун-Бац и Хун-Чоуэн, часто изображавшиеся в виде пишущих обезьян.
История
Ко времени прибытия конкистадоров на полуостров Юкатан в начале XVI века Майя уже покинули свои главные церемониальные центры, однако производство бумаги и традиция создания кодексов были по-прежнему широко распространены.
Сначала испанские миссионеры заинтересовались загадочными индейскими значками, но, расшифровав их с помощью местных жителей, увидели в них сатанинские измышления и стали их систематически уничтожать. Епископ Юкатана Диего де Ланда в июле 1562 года приказал сжигать все кодексы, которые попадут в руки христиан. Впоследствии он сказал: «Мы нашли множество книг, записанных этими значками, и поскольку в них не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи, все сожгли, что причинило им [Майя] большое горе».
Алонсо де Сорита писал, что в 1540 году он видел в горах Гватемалы множество таких рукописей, описывавших историю местных индейцев за более чем восемьсот лет, которые переводили для него самые древние старики. Бартоломе де Лас Касас сетовал на то, что рукописные книги уничтожались монахами, опасавшимися, что они могут помешать обращению местных жителей в христианство. Последними были уничтожены кодексы в гватемальском городе Тайясале, завоеванном в 1697 году. Тем не менее несколько кодексов попали в Европу.
Чтобы сохранить свои книги, Майя стали зарывать их и прятать в пещерах, где их погубила высокая влажность. До наших дней дошли лишь три достоверно майяских кодекса и фрагмент четвёртого, которые неизвестным путём добрались до Европы и много лет пролежали в забвении, пока не были вновь открыты учёными.
При таких скудных данных историки месоамериканских кодексов вынуждены прибегать к реконструкции и косвенным источникам, как то: этноботаническому анализу, историческим свидетельствам из вторых и третьих рук, малонадёжным переводам идеограмм Майя, анализу изображений на каменных стелах и керамике и т. д.
Сохранившиеся кодексы
До нашего времени дошли лишь четыре кодекса, находящиеся в европейских библиотеках. Это:
Первые два посвящены астрономии и прорицанию, третий — ритуалам, богам и астрологии. Четвертый кодекс сохранился частично.
Другие кодексы Майя
При раскопках археологи находили прямоугольные куски слипшейся массы с чешуйками краски, в основном в аристократических гробницах. Это всё, что осталось от кодексов, когда сгнили входившие в их состав органические вещества. Несколько подобных остатков, где прослеживаются рисунки, были сохранены в надежде, что когда-нибудь появится технология, которая позволит их изучить.
Старейшие майяские кодексы были найдены при раскопках захоронений в Уашактуне, Гуайтане, Сан-Агустин-Акасагуастлане и Небахе разных департаментов Гватемалы, в Алтун-Ха в Белизе и Копане в Гондурасе. Книги из Уашактуна и Алтун Ха относятся к раннему классическому периоду, в Небахе и Копане — позднему классическому, в Гуайтане — раннему пост классическому. Все это комки извести с остатками краски, которые невозможно открыть.
Дуэльный кодекс
Дуэльный кодекс — неформальный свод правил проведения дуэли. В эпоху, когда дуэли были широко распространены, дуэльных кодексов не существовало, так как само понятие дуэли входило в противоречие с существующим правом, хотя, с другой стороны, было неразрывно связано с понятием дворянской чести.
участников дуэли только двое, т. е. оскорбленный и его обидчик;
для дуэли необходимо наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Об оскорблении и праве оскорбленного человека.
Условное деление достаточных для дуэли оскорблений на категории:
Существует три рода дуэлей:
до тяжелого ранения
до смерти одного из противников.
Неправоспособными к дуэли (чей вызов можно не принимать и кого не принято вызывать) считаются:
лица, опозоренные в общественном мнении;
несовершеннолетние, т. е. не достигшие 21 года (кроме женатых людей);
лица, стоявшие на низких ступенях общественной культуры (простолюдины);
должники по отношению к своим заемщикам;
близкие родственники, например, дядя и племянник или дед и внук.
Кузены к дуэли уже допускаются;
За одно и то же оскорбление можно вызывать на дуэль только один раз.
2. Не допускается замена одного дуэлянта другим, его поверенным, если сам дуэлянт был в состоянии драться.
Порядок проведения дуэли
1. В заранее условленное время противники, секунданты и врач прибывают в назначенное место. Опоздание допускается не свыше 15 минут; в противном случае опоздавший человек, считается уклонившимся от дуэли.
2. Поединок начинается обычно через 5 минут после прибытия всех.
3. Противники и секунданты приветствуют друг друга поклоном.
4. Избранный секундантами из своей среды распорядитель предлагает дуэлянтам в последний раз помириться.
5. В случае их отказа распорядитель излагает им условия поединка.
7. Все действия противники совершают по команде распорядителя.
11. Если в ходе дуэли один из противников, несмотря на предупреждения, трижды отступает за границу поля боя, такое поведение засчитывается как уклонение или отказ от честного поединка.
12. По окончании боя противники подают друг другу руки.
Уголовный кодекс России
Уголовный кодекс России (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории России.
Действующий Уголовный кодекс России был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, подписан президентом 13 июня 1996 года и вступил в силу с 1 января 1997 года, сменив Уголовный кодекс РСФСР 1960 года, применявшийся до тех пор.
работа над проектами нового кодифицированного уголовного законодательства началась сразу после распада СССР. Первый проект Уголовного кодекса был внесён президентом РФ в Верховный Совет 19 октября 1992 года, он уже предусматривал многие изменения, определившие облик нового уголовного законодательства Российской Федерации: приоритет охраны жизни и здоровья человека, верховенство норм международного права ответственности за преступления небольшой тяжести; тем не менее, этот проект так и не был рассмотрен Верховным Советом, поскольку был отвергнут Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе.
Полезное
Смотреть что такое «Кодекс» в других словарях:
Кодекс — единый, свободный, внутренне согласованный кодифицированный акт (закон, иной нормативный акт), обеспечивающий полное и системное регулирование данной группы общественных отношений. Это наиболее распространенный вид кодификационных актов. Его… … Элементарные начала общей теории права
Кодекс — Кодекс. [. ] на основе расширения фразеологических связей у слова может сложиться новое значение. Такова, например, картина развития значений слова кодекс в русском литературном языке XIX в. В 20 40 е годы, когда перед русской передовой… … История слов
Кодекс — (лат. codex) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс, семейный кодекс). Кодекс являются результатом кодификационной деятельности законодателя.… … Политология. Словарь.
КОДЕКС — КОДЕКС, кодекса, муж. (лат. codex). 1. Систематизированный свод законов (офиц., юр.). Кодекс законов о труде. 2. перен. Общая совокупность правил, привычек, убеждений (книжн.). Это не укладывается в его моральный кодекс. Условный кодекс приличий … Толковый словарь Ушакова
КОДЕКС — (латинское codex), 1) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.п.). 2) В Древнем Риме форма книги из скрепленных вместе вощеных… … Современная энциклопедия
КОДЕКС — (лат. codex) 1) систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую либо однородную область общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т. п.). Наиболее часто в большинстве государств действуют кодексы: трудовой … Большой Энциклопедический словарь
КОДЕКС — (от лат. codex книга) единый систематизированный законодательный акт, объединяющий правовые нормы, относящиеся к единой отрасли права. Например, кодекс законов о труде, налоговый кодекс. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь
КОДЕКС — законодательный акт, в котором объединены и систематизирован ны нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. КОДЕКС чаще всего относится к какой либо одной отрасли права. Рас положение правовых норм в КОДЕКСЕ… … Финансовый словарь
кодекс — См … Словарь синонимов
КОДЕКС — (от лат. codex книга, собрание постановлений). Подобно тому, как для гос. регулирования различных областей народного хозяйства и соц. отношений различных групп населения существуют специальные К. законов, объдиняющие весь соответствующий… … Большая медицинская энциклопедия