Кодекса добросовестных практик что это
Кодекс добросовестных практик
В августе 2013 года Межотраслевым экспертным советом создана Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик, в состав которой вошли по три представителя от ассоциаций производителей и розничных торговых сетей, а также три независимых члена. Ответственным секретарем Комиссии по применению Кодекса единогласным решением Межотраслевого экспертного совета избран управляющий партнер компании «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров, в 2012 году возглавлявший рабочую группу по разработке Кодекса добросовестных практик.
По мнению первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Ивановича Шувалова, «возможность совмещения государственного надзора и саморегулирования бизнеса позволяет создать эффективный механизм, направленный на цивилизованное развитие сектора розничной торговли в России. Это подтверждает многолетний опыт существования Кодекса добросовестных практик и Комиссии по его применению, деятельность которой базируется на принципах взаимного уважения и добросовестного поведения участников рынка. Очень важно, чтобы положения Кодекса соблюдались всеми присоединившимися к нему отраслями и игроками на рынке нашей страны».
Цели Кодекса добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров :
Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров
Кодекса добросовестных практик что это
Кодекс добросовестных практик
Кодекс этической деятельности (работы) в сети Интернет
Мировой и российский опыт показывают, что сегодня современные информационно-телекоммуникационные технологии, кроме прогрессивного и инновационного направления, связанного с предоставлением новых услуг и расширением возможностей для социально-экономического развития, могут нести реальные угрозы нарушения фундаментальных прав и свобод гражданина, безопасности общества и государства.
Мы, нижеподписавшиеся, заинтересованы в максимально эффективном и безопасном использовании возможностей сети Интернет, выражаем уверенность в том, что данные условия возможны исключительно при условии совместных усилий органов государственной власти, профессиональных, общественных и образовательных объединений и организаций, бизнес-сообщества.
Цели принятия Кодекса:
формирование и обеспечение реализации условий для взаимодействия граждан, государства, общества и бизнеса;
снижение рисков, связанных с неосведомленностью всех заинтересованных лиц об угрозах вмешательства в частную жизнь, о требованиях законодательства Российской Федерации, о рекомендациях и стандартах профессиональных объединений и лучших практиках по защите прав и свобод гражданина как субъекта персональных данных, в том числе путем медиаобразования;
выявление, снижение и предупреждение рисков, связанных с возможным опасным и потенциально опасным контентом, а также относительно к действиям лиц, использующих возможности сети Интернет в противоправных целях;
установить основы для диалога с целью достижения и поддержания баланса интересов граждан, государства, общества и бизнеса в вопросах надлежащего поведения в сети Интернет;
привлечь органы государственной власти, профессиональные, общественные, образовательные объединения и организации, а также бизнес-сообщество к проблемам защиты прав субъектов персональных данных в сети Интернет, как первоочередного вопроса в формировании безопасного информационного пространства в сети Интернет путем создания надлежащих условий для его формирования и определения основных направлений, решений его развития.
Достичь:
повышения внимания граждан, органов государственной власти, общества и бизнес-сообщества на необходимость построения безопасного информационного пространства в сети Интернет, обеспечивающее надежную защиту прав субъектов персональных данных, повышения информированности общества и частных пользователей относительно существующих угроз неприкосновенности частной жизни в связи с использованием информационных технологий;
организации и стимулирования новых исследований по вопросам функционирования сети Интернет и цифрового суверенитета, использование полученных данных для обеспечения и внедрения практических решений;
освещения положительного опыта деятельности в сети Интернет применительно к соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Основные подходы (механизмы)
Подписывая Кодекс, заинтересованные стороны заявляют о своей готовности в содействии в обеспечении безопасного информационного пространства в сети Интернета руководствуясь следующими подходами:
соблюдение требований законодательства Российской Федерации, положений международных договоров Российской Федерации и рекомендаций уполномоченных органов государственной власти;
информированность пользователей и открытость содержания правоотношений при оказании услуг в сети Интернет;
формирование условий для обеспечения безопасного и правомерного обмена информацией в сети Интернет;
создание, развитие и внедрение мероприятий по формированию культуры безопасного поведения в сети Интернет.
Заключительные положения
Кодекс открыт для присоединения к нему любой заинтересованной стороны.
Сторона, которая присоединяется к Кодексу, предварительно направляет заявление о присоединении к Кодексу, подписанное его уполномоченным представителем, в адрес уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Положения Кодекса могут применяться Сторонами на территории Российской Федерации в качестве делового поведения и практик, и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории иностранных государств.
Датой вступления в силу настоящего Кодекса считать 8 ноября 2016 года.
Кодекс открыт для присоединения к нему любой заинтересованной стороны. Организация, выразившая намерение присоединиться к Кодексу, может направить в Управление Роскомнадзора по Центральному федеральному округу на адрес rsockanc77@rkn.gov.ru подписанный экземпляр документа, заверенный печатью организации
Время публикации: 27.11.2020 14:50
Последнее изменение: 16.03.2021 11:29
© 2009-2021, Версия 2.15.18
Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Кодекса добросовестных практик что это
Кодекс добросовестных практик
Кодекс этической деятельности (работы) в сети Интернет
Введение
Мировой и российский опыт показывают, что сегодня современные информационно-телекоммуникационные технологии, кроме прогрессивного и инновационного направления, связанного с предоставлением новых услуг и расширением возможностей для социально-экономического развития, могут нести реальные угрозы нарушения фундаментальных прав и свобод гражданина, безопасности общества и государства.
Мы, нижеподписавшиеся, заинтересованы в максимально эффективном и безопасном использовании возможностей сети Интернет, выражаем уверенность в том, что данные условия возможны исключительно при условии совместных усилий органов государственной власти, профессиональных, общественных и образовательных объединений и организаций, бизнес-сообщества.
Цели принятия Кодекса:
формирование и обеспечение реализации условий для взаимодействия граждан, государства, общества и бизнеса;
снижение рисков, связанных с неосведомленностью всех заинтересованных лиц об угрозах вмешательства в частную жизнь, о требованиях законодательства Российской Федерации, о рекомендациях и стандартах профессиональных объединений и лучших практиках по защите прав и свобод гражданина как субъекта персональных данных, в том числе путем медиаобразования;
выявление, снижение и предупреждение рисков, связанных с возможным опасным и потенциально опасным контентом, а также относительно к действиям лиц, использующих возможности сети Интернет в противоправных целях;
установить основы для диалога с целью достижения и поддержания баланса интересов граждан, государства, общества и бизнеса в вопросах надлежащего поведения в сети Интернет;
привлечь органы государственной власти, профессиональные, общественные, образовательные объединения и организации, а также бизнес-сообщество к проблемам защиты прав субъектов персональных данных в сети Интернет, как первоочередного вопроса в формировании безопасного информационного пространства в сети Интернет путем создания надлежащих условий для его формирования и определения основных направлений, решений его развития.
Достичь:
повышения внимания граждан, органов государственной власти, общества и бизнес-сообщества на необходимость построения безопасного информационного пространства в сети Интернет, обеспечивающее надежную защиту прав субъектов персональных данных, повышения информированности общества и частных пользователей относительно существующих угроз неприкосновенности частной жизни в связи с использованием информационных технологий;
организации и стимулирования новых исследований по вопросам функционирования сети Интернет и цифрового суверенитета, использование полученных данных для обеспечения и внедрения практических решений;
освещение положительного опыта деятельности в сети Интернет применительно к соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Основные подходы (механизмы)
Подписывая Кодекс, заинтересованные стороны заявляют о своей готовности в содействии в обеспечении безопасного информационного пространства в сети Интернета руководствуясь следующими подходами:
соблюдение требований законодательства Российской Федерации, положений международных договоров Российской Федерации и рекомендаций уполномоченных органов государственной власти;
информированность пользователей и открытость содержания правоотношений при оказании услуг в сети Интернет;
формирование условий для обеспечения безопасного и правомерного обмена информацией в сети Интернет;
создание, развитие и внедрение мероприятий по формированию культуры безопасного поведения в сети Интернет.
Заключительные положения
Кодекс открыт для присоединения к нему любой заинтересованной стороны.
Сторона, которая присоединяется к Кодексу, предварительно направляет заявление о присоединении к Кодексу, подписанное его уполномоченным представителем, в адрес уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Положения Кодекса могут применяться Сторонами на территории Российской Федерации в качестве делового поведения и практик, и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории иностранных государств.
Датой вступления в силу настоящего Кодекса считать 8 ноября 2016 года.
Время публикации: 14.12.2016 18:51
Последнее изменение: 15.12.2016 12:29
Кодекса добросовестных практик что это
Кодекс добросовестных практик
Кодекс добросовестных практик
Кодекс этической деятельности (работы) в сети Интернет
Введение
Мировой и российский опыт показывают, что сегодня современные информационно-телекоммуникационные технологии, кроме прогрессивного и инновационного направления, связанного с предоставлением новых услуг и расширением возможностей для социально-экономического развития, могут нести реальные угрозы нарушения фундаментальных прав и свобод гражданина, безопасности общества и государства.
Мы, нижеподписавшиеся, заинтересованы в максимально эффективном и безопасном использовании возможностей сети Интернет, выражаем уверенность в том, что данные условия возможны исключительно при условии совместных усилий органов государственной власти, профессиональных, общественных и образовательных объединений и организаций, бизнес-сообщества.
Цели принятия Кодекса:
формирование и обеспечение реализации условий для взаимодействия граждан, государства, общества и бизнеса;
снижение рисков, связанных с неосведомленностью всех заинтересованных лиц об угрозах вмешательства в частную жизнь, о требованиях законодательства Российской Федерации, о рекомендациях и стандартах профессиональных объединений и лучших практиках по защите прав и свобод гражданина как субъекта персональных данных, в том числе путем медиаобразования;
выявление, снижение и предупреждение рисков, связанных с возможным опасным и потенциально опасным контентом, а также относительно к действиям лиц, использующих возможности сети Интернет в противоправных целях;
установить основы для диалога с целью достижения и поддержания баланса интересов граждан, государства, общества и бизнеса в вопросах надлежащего поведения в сети Интернет;
привлечь органы государственной власти, профессиональные, общественные, образовательные объединения и организации, а также бизнес-сообщество к проблемам защиты прав субъектов персональных данных в сети Интернет, как первоочередного вопроса в формировании безопасного информационного пространства в сети Интернет путем создания надлежащих условий для его формирования и определения основных направлений, решений его развития.
Достичь:
повышения внимания граждан, органов государственной власти, общества и бизнес-сообщества на необходимость построения безопасного информационного пространства в сети Интернет, обеспечивающее надежную защиту прав субъектов персональных данных, повышения информированности общества и частных пользователей относительно существующих угроз неприкосновенности частной жизни в связи с использованием информационных технологий;
организации и стимулирования новых исследований по вопросам функционирования сети Интернет и цифрового суверенитета, использование полученных данных для обеспечения и внедрения практических решений;
освещение положительного опыта деятельности в сети Интернет применительно к соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Основные подходы (механизмы)
Подписывая Кодекс, заинтересованные стороны заявляют о своей готовности в содействии в обеспечении безопасного информационного пространства в сети Интернета руководствуясь следующими подходами:
соблюдение требований законодательства Российской Федерации, положений международных договоров Российской Федерации и рекомендаций уполномоченных органов государственной власти;
информированность пользователей и открытость содержания правоотношений при оказании услуг в сети Интернет;
формирование условий для обеспечения безопасного и правомерного обмена информацией в сети Интернет;
создание, развитие и внедрение мероприятий по формированию культуры безопасного поведения в сети Интернет.
Заключительные положения
Кодекс открыт для присоединения к нему любой заинтересованной стороны.
Сторона, которая присоединяется к Кодексу, предварительно направляет заявление о присоединении к Кодексу, подписанное его уполномоченным представителем, в адрес уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Положения Кодекса могут применяться Сторонами на территории Российской Федерации в качестве делового поведения и практик, и не распространяются на их взаимоотношения, складывающиеся на территории иностранных государств.
Датой вступления в силу настоящего Кодекса считать 8 ноября 2016 года.
Время публикации: 23.10.2019 15:02
Последнее изменение: 30.11.2020 10:26
© 2009-2021, Версия 2.15.18
Официальный интернет-ресурс Федеральной службы по надзору
в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Кодекс добросовестных практик — помощник или дополнительная нагрузка?
Длительное время работы юристом в разных компаниях – региональных производителях пищевых продуктов способствовало моему детальному изучению особенностей согласования различных документов (договоров, приложений, дополнительных соглашений) с торговыми сетями.
В моей практике, процесс согласования протоколов разногласий всегда для поставщиков являлся не простым. Торговые сети редко когда соглашаются подписывать изменения к договору, а те которые подписывают, не улучшают ситуацию производителей, поскольку корректировке подвергаются незначительные пункты договора, мало влияющие на финансовые взаимоотношения сторон. На практике, поставщики вынуждены присоединяться к сетевым контрактам и потом лавировать в сложных ситуациях.
Улучшило ситуацию принятие Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и последующее изменения в указанный закон. Однако согласование и внесение таких изменений – это долгая и не простая процедура. К тому же, многие юристы высказывают отрицательное значение действия антимонопольного закона, так как полагают, что таким образом государство оказывает воздействие на гражданско-правовые отношения, которые должны регулироваться исключительно нормами гражданского, а не административного права.
Мне сложно согласиться с таким подходом, поскольку как показывает практика, баланс интересов сторон без государственного регулирования, не соблюдается. Вместе с тем, принятие антимонопольных изменений вынудило сетевой ритейл пойти навстречу поставщикам и начать создавать механизм внегосударственного отраслевого регулирования торговой деятельности.
Как отмечается в научной литературе, идея отраслевого регулирования отношений обладает большим потенциалом, поскольку участники рынка совместно с независимым субъектом вырабатывают правила, отвечающие интересам государства, бизнеса и общества в целом[1].
Кодекс добросовестных практик представляет собой свод рекомендуемых правил взаимодействия между торговыми сетями и поставщиками. В настоящий момент торговые сети вносят изменения в договоры поставки, руководствуясь правилами Кодекса.
Разработка Кодекса осуществляется в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и антимонопольного законодательства Российской Федерации[2].
Вместе с тем, указанный документ не является нормативно-правовым актом обязательным для исполнения и распространяется на очень узкий круг хозяйствующих субъектов, которые своим волеизъявлением предусмотрели обязательную силу Кодекса. К тому же в законодательстве нет четкого определения местоположения такого документа в системе законодательных актов. Что такое Кодекс добросовестных практик – это закон или соглашение (договор) между торговыми сетями и поставщиками? Если это соглашение, имеет ли оно большую силу, чем закон.
Суды также редко при вынесении решений или в мотивировочной части используют ссылки на данный документ. При анализе несколько десятков дел между торговыми сетями и поставщиками, только в нескольких из них можно найти ссылки судов на Кодекс добросовестных практик.
Одним из таких примеров является дело № А41-68668/18, рассмотренное Арбитражным судом Московской области 12.10.2018. Суть спора заключалась в том, что поставщик взыскивал с ООО «АШАН» денежные средства за невостребованный запас упаковки. При этом товар производился поставщиком исключительно для поставки покупателю. Однако договором не была установлена обязанность по приобретению покупателем запаса всей упаковки. Покупатель был вправе выкупить нереализованный запас упаковки, но только по своей инициативе. При вынесении решения, ввиду отсутствия прямой нормы закона, регулирующей поставку товара под частной торговой маркой, судом были применены нормы кодекса добросовестных практик. В данном случае ст. 11 Кодекса, предусматривающая, что при выводе товара из матрицы под собственным товарным знаком, торговая сеть обязуется выкупить у поставщика сырье, приобретенное последним для производства такой продукции[3].
Еще одним примером использования Кодекса является дело № А45-23143/2014, рассмотренное Арбитражным судом Новосибирской области от 02.03.2015[4]. Согласно решению суда, поставщик требовал во встречном исковом заявлении от покупателя оплаты стоимости поставленного товара, а также неустойки за несвоевременную оплату, а покупатель требовал оплаты штрафа за нарушение поставщиком объема поставленного товара. Как было установлено судом, покупатель, руководствуясь положениями Кодекса добросовестных практик, вынес в отношении поставщика штраф, размер, которого практически составил задолженность покупателя по поставленному товару.
В обоснование своей позиции покупатель указал, что размер штрафных санкций, заявленных им, соответствует требованиям Кодекса. Согласно решению Комиссии, установление совокупной величины штрафных санкций за недопоставку или несвоевременную поставку товара в процентах от общей стоимости недопоставленного (недопринятого) товара и не выше 15 % этой общей стоимости.
Суд с данной позицией не согласился, и указал, что ссылки покупателя на решение комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, в данном случае не обоснованы, поскольку добросовестной следует считать такую практику установления штрафных санкций за нарушение условий договора поставки, при которой обеспечивается обоюдность ответственности со стороны поставщика и со стороны торговой сети. А в данном деле, штраф покупателя за недопоставку товара значительно превышал неустойку поставщика за просрочку оплаты. В связи с чем, судом были применены нормы о неустойке, установленные ст. 330, ст. 333 ГК РФ, которые снизили размер штрафа.
Незначительное количество дел, рассмотренных с учетом Кодекса добросовестных практик, и пока еще осторожное отношение судов к положениям Кодекса, говорят о том, что для применения Кодекса на практике необходимо дальнейшее развитие его норм, которые бы учитывали баланс интересов поставщиков и покупателей и качественно лучше, чем действующие нормы гражданского либо антимонопольного законодательства, регулировали бы данную сферу торговых отношений. В настоящий момент, к сожалению, положения Кодекса добросовестных практик не регулирует данный круг торговых отношений и скорее провоцирует дополнительные вопросы по применению, чем решает их.
Если у кого-то из коллег есть положительная судебная или антимонопольная практика применения Кодекса добросовестных практик, буду рада обмену мнениями по этому вопросу.
[1] Статья: Принцип взаимодействия антимонопольных органов и бизнес-сообщества в обеспечении добросовестной конкуренции в Российской Федерации (Спиридонова А.В.) («Конкурентное право», 2019, N 4).
[2] «Кодекс добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров» (утв. ФАС России)
[3] Решение от 12 октября 2018 г. по делу № А41-68668/18 Арбитражный суд Московской области // СПС Консультант плюс.
[4] Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.03.2015 по делу №А45-23143/2014 // СПС Консультант плюс.