Кодинг что это такое простыми словами
Зачем изучать программирование?
6 способов освоить кодинг дома
Интерес к программированию растет день ото дня. В марафоне по овладению навыками кодинга участвуют как взрослые, так и дети.Появляются языки программирования для различных категорий ИТ-специалистов — новичков, профессионалов, экспертов.
Что же побуждает массу людей становиться разработчиками? Частично увлечение программированием связано с насущной потребностью в развитии аналитического мышления, позволяющего эффективно решать проблемные задачи. Но не только это. С помощью кодинга можно создавать или осваивать системы, служащие для автоматизации и оптимизации рабочих процессов. А такие навыки особенно ценятся в современной бизнес-среде, где всем заправляют высокие технологии.
Вот почему в школах стали уделять особое внимание программированию. Ученикам младших классов эту задачу упрощают специальные приложения. В сети появилось множество сайтов, которые предлагают пройти образовательные курсы бесплатно или по доступной цене. Польза таких ресурсов очевидна как для кодеров-новичков, так и для опытных программистов, желающих пополнить багаж профессиональных навыков.
В процессе самостоятельного ИТ-образования вы сможете выбрать любую интересующую вас область:
Зачем изучать программирование?
Став программистом, вы сможете:
Способы освоения кодинга в домашних условиях
Для овладения искусством программирования вы можете воспользоваться одним из 6 вариантов обучения.
#1. Летняя школа / кампус
Чтобы отточить свои навыки программирования, новички и профессионалы могут посетить летнюю школу для программистов. В этих заведениях проводят курсы по теории анализа и обработки данных, машинному обучению, веб-разработке и многим другим сферам программирования. Некоторые летние школы позволяют проходить обучение в удобном для вас темпе с помощью заранее записанных лекций или плановых занятий.
#2. Книги по программированию
Вы можете постигать кодинг методом проб и ошибок. Но почему бы вместо этого не воспользоваться дельными учебниками по программированию?
#3. Обучающие видео
Видеоуроки позволяют получить полное представление о ключевых концепциях программирования. А с помощью графических иллюстраций вы сможете лучше понять все этапы.
#4. Игрушки STEM (для детей)
Точные науки сейчас в зените популярности. Игрушки STEM раздвигают привычные границы и бросают вызов многим стереотипам (таким, например, как “девочкам нечего делать в науке” или “нельзя смешивать математику и креативность”).
#5. Обучающие игры
В основном речь идет о детских играх для развития навыков работы с переменными и циклами. Но есть компьютерные развлечения и для взрослых, которые учат овладевать SQL, C++ и JavaScript.
#6. Развитие вычислительного мышления
Совершенствуйте свои навыки в таких сферах, как распознавание образов, алгоритмы и абстрактные представления. Помните, что в программировании есть свой жаргон. Например, вам придется сталкиваться с таким понятием, как циклы, независимо от того, каким языком вы будете пользоваться.
Обучение программированию в домашних условиях теперь более доступно благодаря образовательным технологиям, предлагающим широкий спектр курсов и программ. Во время пандемии, когда у людей появилось больше свободного времени, эти ресурсы помогут как новичкам, так и опытным программистам. Первые познакомятся с основами кодинга, вторые смогут отточить свое профессиональное мастерство.
Обострившаяся конкуренция на рынке труда требует от претендентов на ответственные должности постоянного обогащения набора ИТ-навыков. Неудивительно, что не только государственные мужи, но и многие родители ратуют за то, чтобы кодинг стал частью школьного обучения.
Кодинг — это просто, а вот программирование — совсем другое дело
В моей жизни был период когда я только начинал заниматься программированием. Я тогда думал: «Программировать так просто… Зачем люди специально ходят учиться этому?», но с опытом и образованием пришло понимание, что программирование — дело трудное.
То ли программирование — это легко, то ли я просто ничего не понимаю. MemeGenerator.net
Оценка своих успехов всегда была важна для меня, поскольку в конечном счете неважно, что думают остальные, важно что думаешь о себе ты. Анализируя свой опыт, я размышлял о сильных и слабых сторонах, образовании, практике и личностном росте. Этот процесс позволял мне учиться новому и размышлять о том, что значит быть программистом.
Кодинг, программирование и стучание по клавишам
«Опыт научил меня, что все это время я на самом деле лишь неистово стучал и бил по клавишам, а не программировал»
Программирование требует вдумчивого подхода и понимания различных типов данных, структур, а также технологий, ради обслуживания которых были придуманы языки программирования. Разница заключается преимущественно в выборе процесса, который используется в работе над конкретными задачами. Я уделял основное внимание не типам данных или алгоритмов, паттернам проектирования, производительности или чему-либо еще, связанному с качеством кода и приложений. Вместо этого, акцент делался на рабочем механизме и его эстетической составляющей, что часто приводило к появлению на свет огромных неукротимых чудовищ. Это сопровождалось лихорадочным тестированием выходных данных до тех пор, пока результат не начинал хотя бы немного походить на фичу. Все это давало мне некоторое ощущение того, что я занимаюсь программированием, однако мой подход нельзя было назвать прагматичным или продуманным.
Размышляя о данных
Структуры данных — область, благодаря которой я понял, насколько мне не хватает образования. Основная идея заключается в том, что у Вас есть различные способы хранения, вызова, сортировки и поиска по данным. Когда я только начинал программировать, я никогда не задумывался о различных задачах по работе с данными и производительности при работе с теми или иными типами данных. Очень часто я по умолчанию пользовался массивами (в том числе хэшами, json, словарями и другими терминами для наборов данных с доступом по именам полей) всякий раз, когда требовалось сохранить набор, отсортировать его или обработать в цикле.
Наборы, стэки и очереди казались мне очень интересными с точки зрения информатики, но когда дело доходило до их применения на практике в Ruby, мой энтузиазм уменьшался. В моем понимании стэки и очереди — одно и то же. Они позволяют вам получить информацию с разных концов набора данных. Единственное отличие очередей в том, что в них вы можете получить только объект, добавленный первым. Познакомившись с этими понятиями, я представлял их себе как помещение объектов в список обработки, в теории позволяющий снизить нагрузку и отправить несрочные задачи для фонового выполнения. Однако практическое применение на высокоуровневом языке программирования, таком, как Ruby выглядит практически бессмысленно, поскольку весь процесс, по сути, представляет собой заталкивание элементов в массив или изменение положения в нем.
К примеру, реализовать стек на Ruby можно с помощью вот такого простого кода:
С очередями все примерно также в плане типов создаваемых данных. Вдобавок к этому в Ruby есть свой класс для очередей:
Несмотря на свою простоту, по сути, перед нами обычный массив. В этом безусловно есть своя красота. В общем я могу представить себе их потенциальную пользу в скриптах командной строки, однако в остальном мне трудно навскидку придумать, где еще им можно найти применение.
Двоичные деревья поиска вызывают у меня неподдельный интерес из-за оптимизации времени поиска, которой они позволяют добиться и скорости получения выборки. На практике я часто с легкостью извлекал данные из массивов, но по мере увеличения размера массива поиск по нему начинает занимать много времени. Вот где в игру вступают бинарные деревья поиска, описанные в этом классном видео Гарварда. И хотя мне еще не довелось воспользоваться ими на практике, я очень хочу попробовать сделать это в реальном проекте чтобы сравнить этот алгоритм с нативными методами работы с массивами в Ruby и посмотреть, насколько быстро бинарные деревья будут работать в сравнении с обычными массивами или хэшами. В ходе их изучения и попытках найти способы и сценарии их применения, я нашел вот эти интересные статьи:
Удобство сопровождения
Мое первое веб-приложение было написано просто из рук вон плохо с точки зрения удобства сопровождения. Я совершенно не пользовался какими-либо требования к оформлению, паттернами проектирования, порядками определения методов, пространствами имен, объектами или моделями. Если бы мне пришлось вернуться к коду, чтобы пофиксить баги (которые, я уверен, там есть), вероятно проще было бы переписать все с нуля, нежели пытаться определить метод, вызывающий баг.
Плохой дизайн порождает спагетти-код. Спагетти код порождает страдания
Одной из проблем, решение которой давалось мне с трудом, были вложенные условные операторы и циклы. В таких циклах зачастую есть целый вагон if-утверждений и проверок, однако эта проблема на самом деле вытекает из другой — непонимания того, как следует правильно организовывать и разделять различные части программы. Я пытался выполнить все в больших методах и не обращал внимание на отдельные составные части, которые можно было использовать повторно или создавать в качестве модулей, расширяющих функциональность всех объектов или методов. Ниже реальный фрагмент программы, сокращенный и измененный чтобы сэкономить место.
Я конечно не собираюсь перекладывать вину на кого-то другого. Это код был написан мной, и отвечаю за него я, но все могло быть лучше, будь у меня наставник, возможность отправить код на обзор или pull-реквесты. Сегодня мне стыдно смотреть на это код, но есть и положительный момент, поскольку это говорит о том, насколько я вырос как разработчик. Следует также упомянуть о свободе и ограничениях, с которыми я столкнулся. Для этого проекта я был вынужден работать на LAMP-стеке, и вопрос этот обсуждению не подлежал. В то же время это было единственным ограничением. Мне не нужно было пользоваться паттернами проектирования или статистическими анализаторами и следовать каким-либо стилевым гайдам или политикам по формату кода. Это создает систему, в которой разработчик волен делать все, что посчитает нужным, но незнание о продолжительности жизни приложений и баг-фиксах может серьезно отразиться на конечном результате.
Со временем я стал по-настоящему ценить текстовые редакторы и экономию времени, которую они обеспечивают, анализируя потенциальные ошибки в коде по мере его написания. Но, кроме того, я также начал ценить и другие более мелкие, связанные с программирование подробности. Хорошо написанная кодовая база, следующая стандартам документации, четким требованиям и руководству по стилевому оформлению читается также бегло и просто как электронное письмо или интернет-статья (при условии, что иногда используемый язык программирования сам по себе этому способствует). В целом я также понял, что мне очень нравятся многие принципы, описанные в книге Clean Code A Handbook of Agile Software Craftsmanship Роберта Мартина и других авторов.
Разработка посредством тестирования
Преимущества разработки через тестирование, на мой взгляд, говорят сами за себя, но я понимаю, что не все согласны с тем, что тестирование несет какую-либо ценность для кодовой базы. Не буду спорить про обоснованность тестирования, но хочу поделиться с вами тем, как она помогла мне. Написание интеграционных и модульных тестов для кода еще до его фактического создания оказало мне немалую помощь. Этот подход позволил мне писать более чистый код, делать это эффективнее, и справляться с задачами, решение которых вызывает у меня затруднения.
Написание более чистого и эффективного кода находится на пересечении многих других хороших практик программирования. Разработка через тестирование, в частности, помогла мне улучшить читабельность, производительность и скорость написания. Я обнаружил, что научился писать код, который не нуждается в перепроектировании (или нуждается в нем гораздо меньше) перед отправкой в продакшн или систему контроля версий. Тестирование помогло мне не только снизить количество багов, но и количество времени, которое я затрачиваю на их отслеживание и исправление. Я обнаружил, что во время исправления бага я могу взять ожидаемый ввод или вывод, написать соответствующий тест, и поработать над тем, чтобы этот и все остальные тесты начали давать корректный результат. Это позволяет устранить баг, а код при этом продолжает делать то, что ему положено.
Разработка через тестирование помогает мне упорядочить мысли до начала написания методов или объектов. В случаях написания более комплексных фич, она помогает мне разбить ее на минимальный набор элементов, который необходим для ее корректной работы. Часто она напоминает мне о полезности написания псевдо-кода, поскольку текущие тесты рано или поздно теряют свою полезность и нуждаются в изменениях по мере развития самого кода. Однако в целом пограничные случаи есть пограничные случаи: продумывать их заранее во время создания кода гораздо сложнее. В сухом остатке я считаю, что разработка посредством тестирования помогает мне как программисту расти.
Кодинг стал частью поп-культуры (а программирование – нет)
Автор (издание РБ.РУ).
Атилла Ваго (Attila Vágó), веб-разработчик, инженер по материалам и контенту eLearning, рассказал Hackernoon, чем отличается кодинг от программирования и почему он становится все более популярным.
Кодинг стал частью поп-культуры. А программирование — нет.
И я объясню, почему.
Пятнадцать лет назад мне советовали стать программистом из-за того, что я был интровертом и стеснительным человеком, а также имел аналитический склад ума и полное отсутствие социальной жизни, но я лишь посмеялся и отмахнулся от таких советчиков. Тогда я был подростком, и в моем подростковом представлении программист вечно жил в подвале родительского дома, был прыщавым и носил уродские очки, у него никогда не было девушки, но это окупали фантазии о принцессе Лее (и довольно частые). Такой образ жизни был мне не по душе. Вдобавок, тогда у меня уже была девушка, и довольно красивая.
Кем я не хотел стать.
Перенесемся на шесть лет вперед: я сижу в аэропорту Будапешта и читаю книгу о HTML…
Спустя еще шесть лет меня взяли в североирландскую стартап-компанию в качестве широкопрофильщика. Да, похоже, на это ушло определенное время. Но сколько именно? Не могу сказать точно. Но много. Мифические 10 тысяч часов? Нет. Если бы меня попросили назвать приблизительную цифру, то я бы сказал, что к тому дню я «накодировал» около 8 тысяч часов. Технически говоря, если верить правилу 10 тысяч часов, то через 2 тысячи я стал бы экспертом в этой области.
Но стану ли?
Вот, чего мне удалось достичь за 8 тысяч часов. Усаживайтесь поудобнее, так как мой рассказ будет долгим. Я кодил на следующих языках: C, HTML, CSS, JavaScript, Java (Android), Swift, PHP, Ruby, Python, Chuck, SQL, работал со следующими фреймворками: Node, Angular, Bootstrap, Foundation, React, Rails, CodeIgniter, Ionic и создавал целевые страницы, сайты вордпресс, решения по электронной коммерции, контент электронной среды обучения (eLearning), сайты Moodle и Totara, сайты Mahara, пакеты Common Cartridge и SCORM, программы для Android и iOS, гибридные программы, внутренние веб-приложения, электронные книги, журналы, игры, а также дополнительные приложения для настольных игр. Итак, к чему я веду?
Я хочу сказать, что области как таковой нет, поэтому задача стать в ней экспертом является недостижимой. Кодинг — не область. Информатика — да, но это совершенно другое.
Кодинг — это то, к чему толкают молодое поколение президенты, учителя и родители, словно ведут овец на золотые поля возможностей.
Это обещание — мечта, пропаганда настолько хорошо созданная и выраженная (сейчас ее даже не выражают словами), что ее до абсурда упростили до картинок, чтобы милые ползающие карапузы уяснили, что логическое мышление важнее, чем стремление прокормить себя (прошу обратить внимание на сарказм).
Спустя 15 лет кодинг стал поп-культурной версией программирования, и сейчас население возлагает большие надежды на будущую армию кодеров, благодаря которой у нас появятся управляемые искусственным интеллектом дома, дорожное движение, розничная торговля, развлечения, а также революция в медицине, индустрии и сексе — просто дурдом, другого слова не найти. И все из-за того, что программирование выставляют за кодинг, а его, в теории, легко освоить. Но это так далеко от правды…
Давайте разберемся. Принятый за «факт» миф о том, что любой может освоить один из языков программирования всего за несколько часов, лишь верен до определенного момента, и этот момент настает на ранней стадии обучения. Действительно, язык программирования можно выучить за один день. Вообще, если вы поставили себе цель стать полиглотом в программировании за месяц, при этом имея работу, можно освоить 8-10 языков, если учиться по выходным. Но вот где загвоздка. Каждый язык программирования имеет свои библиотеки, а также синтаксические особенности, и все это нельзя выучить легко или быстро или за выходные. Собственно, в реальном мире язык программирования будет далеко не главной проблемой.
Только то, что вы владеете английским, не означает, что вы сможете писать романы или даже рассказы. Это же можно сказать и про кодинг.
То, что вы выучили язык, вовсе не означает, что вы знаете, как написать программу. Добавим к этому мириады фреймворков, плагинов, библиотек, препроцессоров, постпроцессоров, стандарты кодирования, отраслевые стандарты, разработку через тестирование (TDD), разработку через реализацию поведения (BDD), системы управления контентом, версификацию файлов, непрерывную интеграцию (CI), управление релизами и развёртыванием, отладку, тикетинг, каскадные модели, agile- и scrum-методы, а также их комбинации, и я не уверен, что еще все назвал. Суть в том, что понятие «кодер» охватывает примерно все упомянутое выше. Программирование же затрагивает лишь небольшую часть. Важную, но все же небольшую.
Тем не менее, программирование продолжают упрощать.
Apple запустила Playgrounds, MIT — Scratch, а Lego готовит Boost, и все пытаются продать кодинг молодому и подрастающему поколению, будто хотят заполнить рабочие места новых программистов в 2020-х.
Я это вижу следующим образом: «Не беспокойтесь о коде, возьмите эти виртуальные части пазла и все, вы можете программировать». Если бы такое было правдой. Вот, что нужно знать о программировании: оно основано на тексте. Всегда было и будет на много лет вперед. Дети, играющие в Lego Boost, Playgrounds или Scratch, не станут более опытными программистами к 22 годам, чем те, которые начали изучать программирование с 16 и работали с настоящим языком программирования. Собственно, откуда вообще такие ожидания? Я не думаю, что мой ребенок научится сам зарабатывать на хлеб до 22 лет. А вот если он будет изучать кодинг в течение 6 лет, то я гарантирую, что он быстро найдет работу.
Playgrounds от Apple. Источник: DigitalTrends
Графический интерфейс также не имеет никакого отношения к реальному программированию, а логическому мышлению можно научить ребенка и другими способами. Когда вы в последний раз видели, чтобы ребенок собирал пазл из 1000 частей на столе? Вот именно.
Дети по умолчанию имеют склонность к логике. Собственно, благодаря ей они познают мир.
Они узнают ценность фразы «что-если» с первого дня рождения. «Если я заплачу, то мама все исправит, иначе я продолжу плакать, пока не придет отец (а он, скорее всего, сделает только хуже, но я все равно рискну)». Дети очень логичны, отсюда их нередко жестокая прямота. Вы называете это невинностью, а они — миром, поделенным на черное и белое. У них пока нет множественного выбора. Нет оттенков серого. Все это появится позже в буквальном и литературном смысле (как минимум, в трех томах). В общем, они более чем способны думать логично, но посадите их перед телевизором или позвольте им пользоваться планшетом по 6 часов в день, и все это превратится в кучу искаженных ценностей, так как такие активности обычно не требуют напряженных размышлений.
Кодинг — не музыкальный талант, не пианино и не скрипка, которые потребуются ребенку для развития мышечной памяти. Это инженерное искусство.
Для программирования необходимы аналитическое мышление, стремление к решению проблем, устойчивость к ошибкам, появившихся в попытках найти верное решение, интерес к технологиям, чувство гордости за написанный код и признание замечаний и улучшений другого человека, а также чувство ответственности за свой код.
Поправьте меня, если я ошибаюсь, но все эти качества не так уж легко развить. И уж точно не в возрасте 5 лет! Тем не менее никто не продает кодинг как продукт, которым он является — увлекательный, но сложный путь к открытию, успехи и неудачи и возвращение к началу весь год напролет.
Только то, что кодинг звучит круто, вовсе не означает, что он не является старым добрым «хардкорным» программированием. Если уж на то пошло, то сейчас это более правдиво, чем 15 лет назад. Только сейчас мы носим обтягивающие джинсы, тонкие ноутбуки, вылезли из подвалов и даже можем найти красивых девушек.
Что такое зерокодинг простыми словами
Объясняем термин таким же новичкам, какими были и мы несколько месяцев назад.
Когда впервые услышишь слово «зерокодинг», то сложно понять, что это такое с определением «способ самостоятельно, быстро и с минимальными затратами реализовать то, для чего нужны разработчики и бюджеты в сотни тысяч рублей». Мы тоже с этим столкнулись 3 месяца назад, а теперь объясняем простыми словами.
Легко объяснить зерокодинг, разобрав это слово по частям.
Начнём с «кода». Что это такое
Представьте себе дом. Каждый построен из строительных материалов: дерева, кирпичей, цемента и других. Образно приложения и сайты — это такие же дома, которые нужно из чего-то строить. Только цифровые.
Так вот, код и есть строительный материал для приложений и сайтов. 99,9% того, чем мы пользуемся в интернете, на телефоне, в компьютере, построено из множества кирпичиков этого самого кода.
Но код мы не видим, а видим сайт — например, поисковой системы:
Или приложение, например, календаря:
А вот что внутри этих сайтов, приложений и операционных систем:
Это и есть код — специальный набор команд, операторов, условий, алгоритмов и остального строительного материала. Для непосвящённого человека выглядит как набор непонятного и несвязного текста. Код выступает в роли кирпичика, из которого делают приложения.
С кодом вроде разобрались. А что тогда «кодинг»?
Тут просто: кодинг — это программирование с кодом, создание сайтов, приложений и операционных систем с использованием этого самого кода. Этим и занимаются привычные нам программисты. Иногда их называют «кодерами», а их работу — «кодингом».
Так, а «зеро» это тогда что?
Зеро — значит ноль. Зерокод — ноль кода. Всё вместе зерокодинг — программирование без кода. А зерокодеры — это люди, которые этим занимаются. Но как строится «дом» приложения, если кода нет?
Код есть, просто он спрятан в виде готовых элементов дома, таких как стены, окна, двери. Собирать дом из кирпичей уже не нужно, можно строить сразу из готовых блоков, когда в качестве строительного материала для приложений выступает не сам код, а набор деталей и элементов.
Это можно сравнить с индустриальным массовым жилищным строительством. Раньше почти у каждого жилого дома в нашей стране был индивидуальный проект, а с середины 50-х дома стали массово возводить из готовых блоков и панелей — как «хрущёвки»:
А как это стало возможным?
Раньше создавать приложения и сайты можно было только с помощью кода, которым занимаются классические программисты. Но появились специальные программы, с которыми можно собирать приложения и сайты как конструктор LEGO.
Теперь многое из того, что делают классические программисты на коде, зерокодеры делают без него. Просто работают не с кодом, а готовыми элементами и блоками, из которых собирают программы и сайты:
Из этих блоков построен один из сценариев для платформы поиска работы Vitrina 22|52. Это сделано в программе Directual
С зерокодингом создавать цифровые продукты проще, быстрее и дешевле: когда работаешь с готовыми блоками, а не кодом, то многое делается за несколько дней или недель с минимальными затратами вместо месяцев с шестизначными бюджетами. О таких проектах мы рассказываем в кейсах.
Так, а я вот ещё слышал про «ноу-код», «лоу-код». Это что?
Зная, что такое зерокодинг, легко ответить на этот вопрос.
«Ноу-код» (no-code, nocode) — то же самое, что «зерокод», но вместо «ноля» (зеро) используется слово «нет». «Ноу-код» — нет кода, без кода.
«Лоу-код» (low-code, lowcode) — это когда приложение или сайт в основном делают без кода, но иногда всё-таки прибегают к использованию кода. Low по-английски означает «низкий, небольшой».
Вроде всё понятно. А как научиться и начать зерокодить?
Для этого наш университет «Зерокодер». Учим людей без опыта в IT и традиционном программировании создавать приложения и сайты без кода с помощью курсов по зерокодинговым инструментам — программам, на которых зерокодеры и делают всё, что нужно, без кода.
Приходите учиться: можете начать с курса по мобильной разработке или освоить программы Bubble и Directual для создания приложений для компьютеров. А чтобы освоить всё, возьмите клубный абонемент.