коды компетенций в образовании
Коды и наименования общих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Коды и наименования профессиональных компетенций
ПМ 01. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем.
ПК 1.1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 1.6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.
ПМ 02. Разработка и администрирование баз данных.
ПК 2.1. Разрабатывать объекты базы данных.
ПК 2.2. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (СУБД).
ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 2.4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.
ПМ 03. Участие в интеграции программных модулей.
ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.
ПК 3.4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
ПК 3.5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.
ПК 3.6. Разрабатывать технологическую документацию.
ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
Приложение 2.
График
выполнения выпускной квалификационной работы
на 2014-2015 учебный год
Специальность 230115 «Программирование в компьютерных системах»
Общие компетенции в составе ФГОС четвертого поколения
Общие компетенции в составе ФГОС четвертого поколения
Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), как и ФГОС третьего поколения, определяют требования к двум видам конечных образовательных результатов – общим и профессиональным компетенциям. Общие компетенции представляют собой «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
Модернизация ФГОС была обусловлена целым рядом факторов и нацелена на сближение требований рынка труда и системы образования к результатам реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – ПОП СПО). ФГОС четвертого поколения отражают новый взгляд на образованность и квалификацию выпускника ПОП. Квалификация рассматривается в первую очередь как соответствие подготовки выпускника требованиям профессиональных стандартов; образованность – как функциональная готовность и потребность в постоянном обновлении знаний и умений, составляющих внутренние ресурсы работника, в соответствии с общей ситуацией и конкретной профессиональной задачей. ПОП, построенные на основе ФГОС четвертого поколения, должны характеризоваться большей адаптивностью, позволяющей включать в учебные планы вновь появляющиеся на рынке профессии и специальности, увеличением практикоориентированной составляющей, а также вариативной составляющей. Такие характеристики программы свидетельствуют о повышении роли общих компетенций, назначение которых как раз и состоит в обеспечении функциональной готовности человека к наращиванию и переструктурированию своих внутренних ресурсов в соответствии с новыми для него задачами.
Список общих компетенций в составе обновленных ФГОС содержит некоторые изменения в сравнении со списком в составе предыдущей версии стандартов (см. табл. 1). Не претерпели изменения общие компетенции в сфере работы с информацией. Общие компетенции в сфере коммуникации были разделены по ситуациям общения. Компетенции в сфере самоорганизации и самоуправления претерпели существенное сокращение – были изъяты требования к деятельности по планированию и реализации текущего контроля и оценке продукта \ результата деятельности. Анализ ситуации также не представляет собой отдельную общую компетенцию, а может быть отнесен к ОК 1 как предварительная операция при выборе способа решения задач.
Изменился состав общих компетенций, представляющих собой декларацию ценностей, разделяемых обучающимся и определяющих его поведение. Ценностное отношение к выбранной профессии (ОК 1) выведено из списка результатов. При этом введены ОК 05 и ОК 06, указывающие на разделяемые гражданско-патриотические и общечеловеческие ценности, ценности сохранения окружающей среды.
Значительно расширился список конечных результатов, представляющих собой общую содержательную рамку, в пределах которого должны быть заявлены конкретные для каждой профессии \ специальности профессиональные умения. Если ФГОС третьего поколения фиксировал такую рамку только в отношении применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности (ОК 5), то ФГОС следующего поколения выдвигает требования к работе с документацией в рамках профессии (ОК 10) и к умениям в сфере физической культуры, позволяющими работать над нейтрализацией негативного воздействия профессии на состояние организма (ОК 08). Наряду с профессиональными умениями, обеспечивающими адекватное поведение в чрезвычайных ситуациях на производстве, заданы рамочные требования к знаниям и умениям, составляющим функциональную грамотность в чрезвычайных ситуациях общего характера (ОК 07).
Наконец, в составе общих компетенций названа профессиональная компетенция, требующая уточнения объекта воздействия и контекста деятельности в области планирования предпринимательской деятельности (ОК 11).
Сопоставление требований к общим компетенциям в составе ФГОС
третьего и четвертого поколений
Общие компетенции в составе ФГОС
четвертого поколения
Общие компетенции в составе ФГОС
третьего поколения
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем (ППКРС).
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ППССЗ)
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ППКРС)
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность \ Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ППСЗ)
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ППКРС).
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ППССЗ)
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами \ потребителями
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке
ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий \ Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Планирование и оценка общих компетенций в процессе разработки
ПОП профессиональной образовательной организации
Планирование общих компетенций в составе ПОП должно осуществляться в соответствии с типом и видом образовательных результатов, к которым выдвинуты требования ФГОС СПО.
Формулировки ОК 01-05 описывают универсальные способы деятельности. По типу это компетентностные образовательные результаты. По виду – общие компетенции. Следовательно, их планирование должно осуществляться посредством описания требований к деятельности обучающихся. Для конкретизации требований общие компетенции следует разбить на аспекты, отражающие ту или иную сторону деятельности. В целях планирования прогресса обучающихся требования к их деятельности должны быть выстроены в иерархии, которая определяется возрастанием от нижних уровней иерархии к верхним следующих признаков деятельности обучающихся:
- субъектность, повышающаяся от ситуативно верного воспроизведения культурно признанной нормы, образца до конструирования деятельности в ситуации неопределенности; усложнение деятельности по составу за счет интеграции отдельных операций и ресурсов: от отдельных завершенных действий через сложносоставную деятельность к соорганизации ресурсов различных типов для успешной деятельности в конкретной ситуации, т. е. интеграции различных общих компетенций.
Для планирования промежуточных этапов формирования общих компетенций и конечных результатов в ПОП профессиональной образовательной организации рекомендуется использовать требования к деятельности обучающихся, представленные в
таблице 2. Следует учитывать, что в таблицу включены только требования к деятельности обучающихся, соответствие которым может быть подтверждено средствами суммирующего оценивания.
В ситуации внешней оценки конечных образовательных результатов ПОП СПО, а также в процессе регионального мониторинга будут использованы следующие ориентиры:
Требования уровня IV приведены в таблице 2 в качестве ориентира для обучающихся, планирующих продолжение образования, а также для планирования внеучебной работы с обучающимися, демонстрирующими особы успехи в освоении профессии.
Возвращаясь к общим компетенциям, оценивание которых технически невозможно в формате суммирующего оценивания, можно рекомендовать оценивание ОК 03 в части планирования собственного профессионального развития в формате формирующего оценивания на основе следующих требований к деятельности обучающегося:
— оценивает внутренние ресурсы (знания, умения, опыт, свойства психики и т. п.) в соответствии с поставленной задачей деятельности, называет недостающие ресурсы;
— описывает ситуации, в которых может быть востребован полученный опыт произвольной деятельности;
— называет предпочтительные направления профессионального развития, обосновывая свое предложения ссылками на внешнюю ситуацию (тенденции развития профессии и смежных профессий, ситуация на рынке труда) и внутренние мотивы.
Формулировки ОК 07 – ОК 10 задают рамку, внутри которой при планировании образовательных результатов ПОП должны быть сформулированы профессиональные умения и, в качестве промежуточных результатов для их формирования, соответствующие знания. Рекомендуется использовать формулировки этих профессиональных умений для определения требований к сформированности указанных результатов.
Так, при определении требований в рамках ОК 10 «Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке» необходимо перечислить конкретные виды документов, из которых обучающийся должен корректно и за требуемый промежуток времени извлекать информацию. Например, обучающийся:
— читает строительные чертежи;
— получает информацию об анамнезе в процессе анализа карточки пациента;
— сверяет полученные материальные ценности по накладной и т. п.
При определении требований в рамках ОК 09 «Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности» необходимо перечислить конкретные операции, которые обучающийся должен уметь выполнять с помощью конкретных программных продуктов и информационных сред. Например:
— моделирует заполнение литейных форм и формирование усадочных дефектов в пакете LVMFlow,
— составляет диаграмму Гантта в MS Project,
— приводит ответ на вопрос, связанный с законодательным и нормативным регулированием, пользуясь «Консультант плюс» и «Гарант»;
— анализирует данные о посещаемости и успеваемости с помощью электронного журнала в системе Netschool и т. п.
При определении требований в рамках ОК 08 «Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности» и ОК 07 «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» могут быть использованы как умения, составляющие функциональную грамотность российского гражданина на современном этапе, так и профессиональные умения.
Примером таких требований для ОК 8 в части функциональной грамотности могут стать:
— планирует физические нагрузки в заданных ситуациях,
— дает оценку допустимости физической нагрузки в заданной ситуации,
в части профессиональных умений:
— демонстрирует выполнение упражнение на выносливость (бег, плавание, ходьба или бег на лыжах, велосипед или велотренажер) в течение 1 часа в заданном темпе;
— демонстрирует освобождение от захватов и обхватов;
— демонстрирует применение дыхательных упражнений на мобилизацию, упражнений на расслабление различных групп мышц…
— демонстрирует здоровьесберегающие приемы поднятия и перемещения тяжестей и т. п.
Примером таких требований для ОК 7 в части функциональной грамотности могут стать:
— оценивает действия субъекта с точки зрения последствий для окружающей среды,
— оценивает действия и решения участников модельных ситуаций на основе правил поведения на воде, в лесу, в горах \ холмах, на болоте…
в части профессиональных умений:
— дает оценку корректности хранения реагентов по результатам самостоятельно проведенного наблюдения;
— демонстрирует действия оперативного дежурного при пожаре и т. п.
Ценности и установки
Ожидания общества от образовательных институтов не ограничиваются образовательными результатами. Образовательным результатом мы можем считать такое новообразование, в отношении которого имеется принципиальная возможность целенаправленного формирования в рамках образовательного процесса и оценивания средствами педагогической диагностики. Формулировка ОК 06 «Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей» указывает на ожидаемый эффект реализации ПОП СПО. Для обеспечения процессов планирования, формирования и формирующей оценки ОК 06 следует сформировать список непосредственных результатов образовательного процесса, которые являются необходимым средством, условием, получения требуемых ФГОС СПО эффектов. Образовательными результатами, необходимыми для достижения указанного в формулировке ОК 06 эффекта являются знания (информированность) и опыт практической деятельности. Первые задают контекст и ориентиры, второй обеспечивает становление субъектной позиции обучающегося.
В процессе разработки ПОП и планирования внеучебной работы профессиональная образовательная организация может опираться на следующие требования к промежуточным в отношении формулировки ОК 06 образовательным результатам:
Требования к результатам вида «знать \ уметь»:
— подтверждает \ опровергает тезисы, характеризующие российское государство и его население, ссылками на произвольно избранные исторические примеры (исторические факты и их интерпретации);
— дает толкование понятий «гражданин», «гражданство», патриотизм», «социальная ответственность», «социальный конфликт»;
— перечисляет органы государственной власти РФ, их функции и полномочия, функции и полномочия местного самоуправления, описывает порядок формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления; структуру исполнительной власти РФ и их полномочия органов исполнительной власти;
— перечисляет партии, представленные в органах законодательной власти РФ, и приводит их краткую характеристику;
— разъясняет содержание конституционных прав и свобод гражданина России, конституционных обязанностей гражданина России;
— перечисляет государственные праздники и памятные даты, объясняет, какие события и почему были положены в основу государственных праздников, описывает события, которым посвящены памятные даты;
— приводит толкование понятий, составляющих базовые национальные ценности1,;
— объясняет содержание ценностей, традиций, отраженных в культуре народов России, описывает их формирование, приводит примеры достижений русской культуры и культур титульных наций национальных республик;
— объясняет понятия закона и законности, приводит произвольные примеры;
— обосновывает ценность права как принципиального регулятивного механизма общества, иллюстрируя обоснование ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения;
— иллюстрирует свое понимание конвенционального характера морали на основе ситуаций ближнего и дальнего социального окружения;
— приводит интерпретацию понятия «общечеловеческие ценности», прослеживает его эволюцию, приводит примеры положений, являющихся базовыми ценностями в различные периоды исторического развития человечества и \ или у разных народов,
— приводит и разъясняет произвольные примеры актуальных моральных норм;
— высказывает мнение относительно заданной ситуации, содержащей ту или иную нравственную коллизию, вставая на позиции не менее чем двух вовлеченных в нее субъектов;
— объясняет значение семьи в современном обществе, приводя произвольные примеры;
— объясняет ценность служения (в широком смысле) Отечеству, иллюстрирует объяснение ситуациями из ближнего и дальнего социального окружения.
Требования к результатам вида «получил и проанализировал опыт деятельности»:
получил и проанализировал опыт:
— обоснования социальной (в том числе этнической) самоидентификации;
— выявления и обсуждения «автостереотипов» различных социальных (в том числе этнических) групп;
— участия в праздниках / праздничных церемониях, посвященным государственным праздникам и памятным датам;
— наблюдения проявлений национальных традиций и ценностей в повседневной жизни;
— посещения культурных и исторических памятников;
— анализа программных документов различных партий и общественных объединений по заданным критериям;
— анализа причин возникновения заданного общественного / политического события;
— участия в дискуссиях, посвященных обсуждению базовых национальных ценностей;
— участия в социально-ориентированных акциях.
ОК 11 «Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере» предоставляет собой формулировку профессиональной компетенции с открытым для выбора в рамках конкретной ПОП объектом воздействия и контекстом деятельности. Другими словами, для приведения формулировки результата в соответствие с требованиями к формулировке профессиональной компетенции необходимо указать сферу, в которой обучающийся должен заниматься бизнес-планированием.
Внешнюю оценку ОК 11 рекомендуется осуществляет на основе оценивания продукта практической деятельности (бизнес-плана) посредством стандартизированного проектного задания.
1 Перечень см. в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России