коды на imperium romanum
Коды на imperium romanum
Коды вводятся прямо во время игры.
chfreebuild — бесплатное строительство;
chnofire — отключает пожары;
chnoplague — отключает эпидемии;
chnoriots — отключает восстания;
chgivemeall — дает 1000 единиц каждого ресурса;
chstartfire — начинает пожар;
chstopfire — тушит пожар;
chstartplague — начинает эпидемию;
chcureall — прекращает эпидемию;
chnofood — отключает производство еды;
chnomaterials — то же для материалов;
chwin — победа в сценарии;
challhistory — разблокирует историческую линейку;
chnobarbarian — отключает варварские нападения;
chstartbarbarian — начинает атаку варваров;
chstopbarbarian — прекращает ее;
chnocrime — отключает преступность;
chstartriot — начинает восстание;
chstopriot — прекращает его;
chnomorale — отключает мораль.
ЖУРНАЛ «ИГРОМАНИЯ» И ПОРТАЛ «ИГРОМАНИЯ.РУ»
Редакции печатного журнала «Игромания» и портала «Игромания.ру» тесно взаимосвязаны, но работаем мы совершенно независимо друг от друга.
Поэтому в журнале и на сайте в обзорах могут стоять разные оценки по одной и той же игре. Еще случается, что в журнал идет развернутая статья, а на сайт — самые свежие и горячие впечатления. Или наоборот. И так далее. Пересечений у нас много, но работаем мы параллельно.
СТАТЬИ ЖУРНАЛА «ИГРОМАНИЯ» НА САЙТЕ
Спустя месяц статьи из «Игромании» размещаются на сайте и становятся доступны всем желающим. Смотрите через архив номеров. Случается, что статья публикуется на сайте до выхода журнала или вскорости после, об этом мы всегда сообщаем в начале статьи.
Ключевые видеоматериалы с диска на сайте, для всеобщего доступа, не размещаются. Но некоторые видеоматериалы в разных версиях поступают и на сайт, и в журнал. Например, на сайте может быть краткая версия репортажа, а в журнале полная, и наоборот. Не со всеми видео так происходит, конечно.
Кроме того, новые номера «Игромании» анонсируются на сайте и могут быть куплены через «Игроманию Digital» примерно через три дня после поступления печатной версии в продажу.
Сайт «Игромания.ру» стоит на трех китах. О них — далее.
ПЕРВЫЙ КИТ: НОВОСТИ И БЛОГИ
На сайте — три информационных потока. Это игровые новости, железные новости и единый редакционный блог «Прямым текстом».
Блог «Прямым текстом» появился сравнительно недавно и позволяет редакции напрямую делиться с вами мыслями и впечатлениями.
Отдельно отметим ленту обновлений на сайте. Здесь можно сразу увидеть, какие на сайте появились свежие новости, статьи, видео, скриншоты, обои и, в скором будущем, блоговые посты.
ВТОРОЙ КИТ: СТАТЬИ
Preview (игры в разработке) и review (обзоры, рецензии) — хребет «Игромании.ру». Мы пишем и про РС, и про Xbox, PS3, Nintendo и другие консоли. В дополнение к ним публикуются особые материалы на любые игровые и околоигровые темы — это рубрика «Спец».
В поле внимания — киберспорт (выделен в отдельную рубрику), мобильные игры (Android, iPAD, iPhone) и софтверные подборки. А еще дважды в месяц мы отвечаем на вопросы читателей в рубрике «Трибуна».
Особняком, как водится, стоит «Железный цех», посвященный не только компьютерному железу, но и любым девайсам, интересным для игроков (это не только компьютерные мышки, рули да джойстики, но и ноутбуки, планшеты, читалки и прочее).
Руководства и прохождения по играм на сайте обновляются сейчас редко, но рубрика остается, и, надеемся, в будущем мы займемся ею плотнее.
ТРЕТИЙ КИТ: ВИДЕО
Сейчас на сайте происходит обновление всего видеораздела, так что в подробности вдаваться бессмысленно. Скажем лишь, что планируются и постоянные передачи, и разовые интересные материалы, как камерные (сели в редакции и записали), так и репортажные (с мест событий и с пойманными врасплох живыми очевидцами).
Кроме того, мы сами переводим игровые трейлеры и создаем к ним русские субтитры. Субтитры отключаются, можно смотреть и с ними, и без. Не трейлерами едиными: видеодневники разработчиков и другие интересные материалы тоже частенько попадают на «Игроманию.ру». Да, тоже с субтитрами!
Сначала публикуем ролик. Потом переводим и прикручиваем русский текст. Это занимает от одного-двух дней до недели. Вообще, снять со слуха и перевести текст одного видеодневника минут на двадцать — это до шести-восьми часов работы и свыше. Да-да, со стороны кажется, что оно легко, а на самом деле — адский труд. Кто не верит — попробуйте сами!
НА ТРЕХ КИТАХ: ДРУГИЕ РУБРИКИ
Гигантская игровая база: свыше пятнадцати тысяч игр. Данные постоянно обновляются и пополняются. В базу мы включаем все игры, кроме откровенного трэша. Недавно стали добавлять и серьезные мобильные игры. Можно смотреть по сериям игр и по компаниям.
Календарь игровых новинок: даты выходы компьютерных и консольных игр.
Скриншоты и обои: название говорит само за себя. Обновления обоев и скриншотов смотрите через ленту обновлений на сайте. Там можно настроить себе только обои и скриншоты.
Сохранения, трейнеры и коды: раз в неделю база пополняется и достигла уже внушительных размеров. Читерский закоулок на сайте.
Игра месяца: голосование за лучшие игры последних лет. Обновляется раз в месяц. У каждого посетителя есть пять баллов, которые он может как угодно распределить по самым существенным для него проектам.
ВНЕШНИЕ СЕТИ
Официальная группа «Игромании» действует на просторах социальной сети «ВКонтакте». Это ультимативное наше представительство в соцсетях.
Еще есть группы на Facebook и в Twitter, но там мы публикуем только анонсы материалов. Сгодится, чтобы следить за главными публикациями, но наши RSS-ленты пригодятся больше — их несколько штук, на все вкусы. Ну и группа на ВК поможет, конечно же.
Видеоканал на youtube.com тоже доступен всем желающим и с небольшой задержкой размещает те же видео, что и на сайте. Где удобнее, там и смотрите! На видеоканале бывают и собственные активности.
КАК СТАТЬ АВТОРОМ И ГДЕ КУПИТЬ
Свежие номера журнала «Игромания» можно приобрести на бумаге (кто бы сомневался!), в цифровой библиотечке «Игромания Digital», на iPAD и iPhone. Для бумажной версии, кроме розницы, есть много вариантов доставки, от курьерской до почтовой.
Вот вам ссылки: электронные версии журналов — раз, заказ журнала по почте или курьером + подписка — два, и еще один наш магазин для заказа журналов по почте — три.
Новым авторам мы всегда рады. Берем только лучших из лучших. Желающие влиться в наши ряды — вам сюда.
Imperium Romanum – капризная Римская Империя
За последние два года жанр градостроительных стратегий претерпел множество болезненных изменений. Тотально упростили игровой процесс, с грехом пополам подтянули картинку, центр внимания игрока вообще сместили с микро- и макроменеджмента на социальную жизнь и экологию. К римским городам и колониям казуальная чума пока только подбирается, но признаки заражения уже отчетливо видны.
Не важно, в какой период жизни империи претор приступил к своим обязанностям, так как суть его забот не меняется. Из заброшенного угла или рыбацкой деревни необходимо построить процветающий город, жители которого гордятся своим положением и стабильным доходом. Хлеб и зрелища оставьте для словаря крылатых фраз и выражений. Местным подавай сначала персональное жилье без всякой ипотеки, затем обеспечь работой, экологически чистым питанием и доступом в Интернет к алтарю или храму, для молитв. Образование, гигиена, безопасность и развлечения заботят только очень преуспевающих граждан. Есть деньги и ресурсы – строим бани, префектуры, школы, проводим бои гладиаторов или устраиваем гонки колесниц. Нет средств – дорогие жители довольствуются убогим бытом.
Строительством и перетаскиванием грузов занимаются рабы-гастарбайтеры, которым для полного счастья не хватает только дополнительных бараков. Перенаселение грозит бунтом, сиречь саботажем работ на стратегических объектах. Промедление же порой стоит дорого. Особенно в преддверии набега варваров. Остальные рабочие места заняты только полноправными жителями, распределившими рабочие места согласно половой принадлежности. В сельском хозяйстве большей частью заняты женщины. Пошивом одежды, сбором лечебных трав и торговлей ведают тоже они. Война, борьба с огнем, ловля рыбы, добыча ресурсов, обработка металла и мрамора, приготовление колбас и выпечка хлебов, обучение детей, театральное лицедейство, обслуживание клиентов таверны и присмотр за говорливыми товарками на торжище – дела преимущественно мужские.
Все игровые события вертятся вокруг колоды заданий. Претор тащит одну или три карты подряд, а дальше необходимо выполнить полученные поручения: поставить Риму вина и продовольствия, отбить энное количество варварских набегов, построить акведук и стены определенной длины, возвести пару храмов, Колизей или цирк для гонок колесниц, вооружить гарнизон, справиться с последствиями пожара или землетрясения. В случае успеха игрока ждет денежная награда, наплыв внеочередных поселенцев или единовременная поставка дефицитных ресурсов. За вытянутой карточкой может и не быть никакого задания, а только приятный сюрприз для игрока. Но чаще выпадает что-то неожиданное, к чему ни город, ни правитель совершенно не готовы. Собственно, управление городским хозяйством только такие форс-мажорные вбрасывания и спасают от летаргического сна.
За своим жильем горожане присматривают сами, своевременно гоняя рабов на склады за глиной, деревом, камнями и мрамором. В улучшенные домики перевозят престарелых родственников и обзаводятся детьми. Нет ресурсов – здания постепенно ветшают, квадратные метры сокращаются, трудоспособное население бежит, а обедневшие кварталы охватывает зарево пожара. Другое дело, если кормильцам не везет с работой, которую сложно найти поблизости. Такая семья постепенно теряет весь свой капитал, а взрослые отправляются грабить прохожих. Правитель может временно выровнять ситуацию и подарить небольшой денежный подарок, величина которого равна среднемесячному доходу горожан. Точно также без всякой беготни за налогоплательщиками одним движением руки претор забирает 10% всех наличных средств в городе.
Diagnosis
Как и первенец Glory of the Roman Empire, Imperium Romanum балансирует на тонкой проволоке между простым и сложным, удивляя скорее скоростью происходящего, чем глубиной и разнообразием. Лишь меняющиеся форс-мажорные обстоятельства, капризные жители и агрессивные варвары не дают заскучать игроку, тщательно оберегающего от напастей свой маленький игрушечный городок.
Обзор игры Imperium Romanum
После того как великолепные Cleopatra и Zeus: Master of Olympus подняли жанр на небывалую высоту, пыл разработчиков немного поутих. Но прошло время, и вдруг как будто плотину прорвало: за какой-то год мы получили целую серию городских симуляторов – и Caesar IV, и CivCity: Rome, и Glory of the Roman Empire, предшественницу героини нашего обзора от той же студии.
Правда, все они по какой-то необъяснимой причине с упорством обреченного строили города на землях Римской империи, как будто в истории Древнего мира было мало других государств! А ведь когда-то после «Цезаря» нас не только порадовали оригинальными играми, но еще и познакомили со своеобразием Греции и Египта в тех же «Клеопатре» с «Зевсом».
Жаль, что разработчики не пошли по этому пути, ведь кроме колонизации в античности, существует множество выигрышных тем: образование варварских королевств на месте римских городов, например, или, скажем, колонии европейских государств XVII-XVIII веков, соседствовавшие с абсолютно непохожими культурами и развивавшиеся совершенно по-разному – в соответствии с традициями и возможностями стран, из которых прибыли колонисты, и мест, куда они попали. Представляете, как было бы здорово под знаменем португальского короля основать торговое представительство на маленьком островке у берегов Японии и договариваться с могучими сегунами, причем подробно, на уровне городского симулятора? А выращивать хлопок или сахарный тростник руками французских или испанских поселенцев с посильной помощью… ммм… необходимого ресурса из Африки?
Но тут уж ничего не поделаешь, Рим так Рим. Где моя парадная тога?
В игре очень симпатичная вода, да и вообще пейзажи радуют глаз.Деревня варваров. Пока спокойная и, кстати, довольно чистенькая для варваров…
Краткое содержание предыдущих серий
Итак, в нашем распоряжении обычный, хотя и качественный градостроительный симулятор. Люди здесь, как и положено, предпочитают селиться рядом с магазинами, банями да лавками и терпеть не могут, когда грязные и вонючие предприятия оказываются неподалеку от их домов. Ну а владельцы таких производств просто обожают располагать свои цеха поближе к народу. Поиском золотой середины между желаниями тех и других дело не ограничивается, нельзя упускать из виду и необходимые для жителей товары: если всего в городе вдоволь, то качество домиков растет, а значит, и налогов можно собрать гораздо больше. Для всеобщего благоденствия необходимо создавать цепочки из добывающих и обрабатывающих предприятий.
Обычно в подобных играх главная цель миссии – довести город до определенного экономического уровня; в нашем случае нужно выполнить более конкретные задачи.
Как ни крути, Imperium Romanum очень похожа на предшественницу – Glory of the Roman Empire. Да и странно было бы, окажись игра того же жанра и тех же авторов совершенно иной.
Как все мы помним, одним из главных плюсов Glory of the Roman Empire стала свобода строительства: игрок не должен прокладывать дорогу для того, чтобы здание нормально работало. Авторы облегчили нам жизнь, связав правильное функционирование зданий с расстоянием между ними, поскольку старая схема «Цезаря» – к дому должна вести дорога, по которой шастают все, от жреца и пожарного до банщика и школьного учителя – никуда не годилась. Господа эти частенько двигались довольно хаотично: отправился гладиатор в Колизей немного другой дорогой – и прекрасные здания на его старом пути мигом утратили свое великолепие.
Схема эта была неправдоподобной и громоздкой, в Imperium Romanum все намного удобнее: стоит щелкнуть мышью по зданию, и сразу видна зона его действия. Но зависимость от дорог действительно казалась, да и кажется, немного надуманной, жаль, что их все-таки приходится строить в городе, – пусть бы жители сами протаптывали тропинки, а мы как градостроители лишь улучшали бы престиж районов, мостя дороги за счет казны.
Нестройной толпой, бессвязно вопя, дисциплинированные римские легионеры бросились на орущих варваров. А ведь еще в «Цезаре» римляне аккуратным строем шли на врага! Все-таки подобное невнимание к деталям очень расстраивает.Красивая картинка… пока не задумаешься о том, что же поля делают внутри городских стен? Неужто настали «темные века» и Вечный город был несколько раз разграблен?
Квесты и случайные события
Еще одна замечательная особенность игры – система случайных заданий, которые, пока суд да дело, выполняет игрок. Конечно, система эта в целом заимствована из глобальных стратегий от Paradox, но имеет и свои довольно занятные «плюшки». Во-первых, кроме обычных «хороших» и «плохих» событий попадаются квесты, выполняя которые, игрок обязательно заработает вкусные бонусы. Во-вторых, можно самому выбрать – браться ли за то или иное дело, или нет, хотя есть и обязательные задания.
Подобные штучки придают игре динамизм. Выпало вам, например, воспользоваться услугами архитектора, уменьшающего цену построек, – и надо пожарным порядком нагородить как можно больше зданий, ведь время его работы ограничено. Такие вещи происходят сплошь и рядом, добавляя вашим «римским каникулам» остроты и заставляя нервничать.
Единственная неприятность – в каждом сценарии они выпадают в определенном порядке, так что, единожды продув, во второй раз можно с легкостью подогнать свои действия под уже известные «неожиданности». Странный ход. Случайные события – они же потому так и называются, что случаются ни с того ни с сего!
Есть одна вещь
Есть одна вещь, которая почти всегда огорчает в играх этого жанра, – экономическая система. Ведь и в сверхсложном «Цезаре» мы на самом деле управляем не нормальной экономикой и даже не ее упрощенной моделью, а странным колхозом, напрочь лишенным обычного частного предпринимательства и политической борьбы сословий. Разве простой римский претор интересуется тем, куда поставить лесопилку? Это же бред какой-то! Если он пожелает развить лесное хозяйство, то произведет совершенно другие действия.
А в древнем Риме? Неужто никто не слышал, что там граждане вообще до периода Империи не платили налогов? Что в те времена экономическая система была принципиально иной, нежели сейчас, хотя все-таки очень интересной?
Не говоря уж об экстремальном градостроительстве вольного города в Средние века, связанного с цехами, соседями-рыцарями, королями и епископами?
В истории человечества сплошь и рядом встречаются совсем не похожие друг на друга города, причем речь, в первую очередь, идет о своеобразии в экономике и управлении. И показать их замечательные отличия – значит сделать игры особенно интересными и совершенно разными.
Почему же мы по-прежнему не управляем городами, а строим странные колхозы?
Камеру в игре можно вращать и так и сяк, и удобно и красиво. В цветных одеждах – счастливые горожане, а одинаковые гастарбайтеры занимаются переноской тяжестей.Великолепный закат. Прекрасный отдых для уставшего правителя – полюбоваться видами счастливого города и природы.
Феодализм – наше светлое будущее!
Кроме этих особенностей, здорово меняющих геймплей, есть еще несколько моментов, о которых стоит рассказать поподробнее. Здешние обитатели делятся на собственно граждан, занимающихся производством, и рабов, на попечении которых вся здешняя логистика. Рабы движутся точно туда, куда надо доставить груз, и зараз перетаскивают только одну его единицу. Очень удобная разница: игрок может по своей воле ускорять перемещение тяжестей, просто строя дополнительные бараки.
Это же самое разделение труда позволяет создавать за городскими стенами необходимые для добычи ресурсов «рабочие поселки», с минимальной инфраструктурой. Благодаря этому город, окруженный ремесленными слободами, выглядит более естественным и, извините за выражение, историчным.
Кстати, есть еще одна группа здешних обитателей! Поскольку работы есть мужские и женские, в городе возможна безработица исключительно среди женщин, если игрок занимался в основном производством, требующим большой физической силы. Обратная ситуация бывает куда реже.
Главное здание в городе – форум. Истратив определенную сумму, можно поднять его уровень, а это дает доступ к новым постройкам и позволяет единовременно собрать налог – постоянных поборов или зарплаты здесь нет. Зато игрок вправе выбрать богатое семейство, отнять у его все деньги и отправить в изгнание. Как ни странно, но эта своеобразная мера очень напоминает социальные отношения в античности и, в частности, пополнение городского бюджета за счет олигархов.
Вот рыбак идет на работу. Хотите знать об этом парне побольше – нажмите на его хижину и выясните, как зовут его жену и где она работает, и хорошо ли дети учатся в школе (последнее – шутка, конечно).Величие и покой – вот он, благостный, процветающий город. Сейчас из сената придет задание подготовить 50 переселенцев. Ожидая отправки, эти гады начнут бузить и все испортят.
Военное дело
В лучших традициях жанра, «боевка» здесь простенькая, да и выглядит она неубедительно. Обычно неподалеку от города располагаются одна или несколько варварских деревень. Построив бараки и настругав в них солдатиков, можно пойти на войну. Солдатики бодро порубят варваров на куски, а потом сожгут и деревню. Даже в «Цезаре» это выглядело получше: человечки хотя бы строились в «стену щитов». А, например, в «Зевсе» война была вообще великолепной – снарядив пару триер, оставалось лишь грустно смотреть на разрушение любовно выстроенной экономики – все и правда ушли на войну!
К сожалению, тут нет ничего подобного. Не умеющие держать строй легионеры толпой, словно атакующие хоккеисты, мчатся на варваров, которые так же бегут им навстречу… Уааа… (подавленный зевок)
В защиту игры можно сказать вот что: нормально, когда в RTS экономическая модель примитивна… и нормально, когда в градостроительном симуляторе примитивна война. В конце концов, она там не главное, а лишь один из вызовов, требующих своевременного ответа.
Общие впечатления
На самом деле, игра великолепна! Подкупает она двумя чрезвычайно важными вещами: здесь все происходит очень быстро (особенно если включить скорость на полную), а поставленные задачи и исход любого выбора очевидны благодаря четким описаниям квестов и очень удобному управлению. Игрок все время чем-то занят, и каждое его действие имеет большое значение.