когда появились штрих коды на виниловых пластинках
От Агузаровой до Лед Зеппелин: как определить год выпуска виниловой пластинки
«Нет ничего проще!»— скажете выиошибетесь. Это для новых изданий справедливо верить датам, что написаны наконверте пластинки, или вслучае редкого старого винила, который печатался один-два раза. Акак быть спереизданиями, ведь там конверт илейбл напластинке повторяют оригинал посодержанию, втом числе игод выпуска? Нужно разбираться, иэтим займемся всегодняшней публикации.
Начните поиск сизучения внешнего конверта
Источник: 1000sovetov.ru
Проанализировать информацию наконверте— первый шаг впоисках. Если конверт еще невыцвел окончательно ипластинка новая, вышедшая наизвестном лейбле, например, Warner Music или Universal— дата издания должна быть указана наобратной стороне внешнего конверта.
Вкаком именно месте нескажем— никакого советского ГОСТа для зарубежных изданий нет инебыло, поэтому иособенные требования коформлению технической информации отсутствуют. Атак как раньше вАмерике иЕвропе было множество самостоятельных студий звукозаписи, вотличие отСоветского Союза содной-единственной «Мелодией» сжесткими стандартами вовсем— тоивариантов такого оформления множество. Ноэто отвлечение ради небольшого экскурса ипополнения теоретического читательского багажа.
Что касается расположения даты выпуска наобратной стороне: это касается как оригиналов, так ипереизданий, причем первой идет дата изначального релиза— апотом уже дата перевыпуска, покрайней мере вновых переизданиях. Иногда вместо даты выпуска альбома может стоять дата написания текста рецензии, которая также размещалась наобороной стороне внешнего конверта, вслучае издания содним носителем. Эта дата относится, как правило, ксамому первому изданию иможет ввести взаблуждение, потому что вслучае переиздания никак небудет связана сгодом выпуска именно вашего экземпляра.
Узнайте дату пономеру пластинки
Источник: 1000sovetov.ru
Вэтом случае, или если пластинка издана ненезависимом лейбле, кпримеру, RoughTrade, или неможете поиным причинам найти заветные цифры— поищите номер пластинки. Нумерация издания очень редко размещается наэтикетке— чаще наобратной стороне конверта или корешке. Только неперепутайте соштрих-кодом, хотя ионпоможет разыскать ценную информацию овиниле, нодобавит дополнительные шаги. Впрочем, вслучае редкого издания, которое стоит неодин десяток тысяч рублей, время, затраченное напоиск любой информации опластинке окупится слихвой.
Приготовьтесь ктому, что номер винила нескажет вам огоде нислова, ведь это очередной ключ внашем квесте. Вовремя, когда небыло интернета, следующим шагом сталбы поиск каталога винила той студии звукозаписи, накоторой вышла пластинка, носейчас напомощь придет сайт Discogs. Именно там можно вбить впоисковую строку полученный номер пластинки инайти, наконец-то искомый год издания или переиздания. Атакже завести свою собственную коллекцию пластинок наэтом сайте, поделиться еюсдрузьями ипрозрачно намекнуть имнажелаемую вподарок пластинку, скинув ссылку насвой виш-лист.
Если увас нет доступа ксети, апоиск года навнешнем конверте неувенчался успехом— приступайте кпроверке этикетки самой пластинки. Виздании альбома «The Serpent’s Egg» отколлектива Dead Can Dance, изданного компанией Rough Trade в1988году, именно там нашлись заветные цифры сгодом выпуска пластинки, анаконверте, сзади инакорешке, были указаны только номера пластинки, которые без интернета все равно ниочем нескажут.
Проанализируйте матричный номер
Источник: 1000sovetov.ru
И, наконец, если увас вруках какая-то совсем редкая вещь, состершейся этикеткой иконвертом без опознавательных знаков— неповод отчаиваться. Остался последний способ— это информация сматрицы, которую можно найти в«глухой зоне» или по-другому «зоне вылета иглы». Это может быть пропечатанный набор цифр, илиже напоминающий нацарапанный отруки цифро-буквенный код, который иявляется номером вашей пластинки. Помимо него, там может стоять даже автограф мастера, который делал матрицу, информация опервоисточнике для записи имногое другое, что приводить врамках этой статьи неимеет смысла, ноесли интересно— можете поискать здесь (ссылка).
Находим год выпуска усоветской пластинки
Источник: 1000sovetov.ru
Досих пор все написанное касалось только виниловых пластинок зарубежных изданий, старых или новых, аведь учитывая распространенность винила всоветское время иего доступность для жителей стран бывшего СССР, былобы знаком неуважения умолчать оботечественных изданиях.
Как определить ихдату выпуска? Здесь полагаться стоит только наинформацию, указанную наконверте пластинки. Еще наэтикетке пластинки есть маркировка ГОСТ— ноона относительная иопределить дату выпуска можно только приблизительно: зачастую там указывается год самого первого пресса или год производства эталонной записи, матрицы. Ипечататься пластинки содной матрицы могли годами, если недесятилетиями. Например, для имеющейся враспоряжении редакции пластинки «Джаз вдвоем» год выпуска навнешнем конверте указан как 1986, апри этом маркировка ГОСТа говорит о1980годе. Получается, что имеющаяся запись была отпечатана сматрицы 1980года.
Что делать, если неполучилось распознать год выпуска вашего раритета? Остается только посоветовать найти форум коллекционеров, сделать фотографии пластинки иждать, что кто-то сможет помочь разгадать столь важный ребус. Наэтом изакончим. Если возникли вопросы— оставляйте ихвкомментариях иредакция постарается найти время наответы.
Главное фото: 1000sovetov.ru
Читайте все самое интересное на нашем канале в Google Новостях
Как правильно выбирать винил 3
Часть 3. Выбираем старые пластинки
В данной статье мы поговорим о главной проблеме, волнующей меломанов, трепетно относящихся к винилу, а именно о выборе оригинальных изданий 1960-1990-х годов. Несмотря на значительный рост стоимости первых прессов популярных в народе альбомов, сегодня все еще можно купить великолепно звучащие пластинки аналоговой эпохи за разумные деньги. И мы постараемся вам в это помочь.
Надо сказать, что само определение «оригинальной» пластинки достаточно расплывчато. Считать ли оригиналом только первый пресс с самыми первыми матрицами? А если дополнительный тираж был напечатан через полгода с тех же матриц? Или же первый тираж получился неудачным? То же самое касается и последующих прессингов, которые выходили в ближайшие за датой релиза годы. Даже при печати со вторых-третьих поколений матриц, при условии высокого качества исходной записи, получались пластинки, по качеству звука значительно превосходящие большинство «аудиофильских» переизданий. Здесь сказывается и возраст пленки, и более высокая квалификация звукоинженеров того времени при работе с аналоговым сигналом, и другие факторы. Поэтому для целей настоящей статьи мы будем рассматривать пластинки, выпущенные первым и двумя-тремя последующими тиражами. Чаще всего под это определение будут попадать первый и второй прессы того или иного альбома. Также мы затронем и тему региональных изданий.
Итак, как выбирать? Сразу оговоримся, что наша статья предназначена тем из читателей, которые покупают винил ради высокого качества звука, поэтому в наших рекомендациях мы будем следовать именно этому критерию, а не «коллекционности» какого-либо пресса. Кроме того мы дадим несколько простых советов, как с достаточно высокой степенью точности определить состояние пластинки, если вы не имеете возможности ее прослушать перед покупкой.
Выбираем хороший звук
Предостережем также от необдуманной скупки японских прессов европейских и американских исполнителей. Да, среди них попадаются шедевры, однако очень часто японские компании делали абсолютно свой мастеринг для того, чтобы потрафить специфическому восприятию музыки жителями Японии. И результат иногда сильно отличается от оригинального звучания пластинки. К подобным же сюрпризам следует быть готовым любителям The Rolling Stones, The Beatles и многих других английских групп, которые привыкли покупать пластинки американского издания. Где-то до середины 1970-х годов многие издаваемые за океаном альбомы английских звезд поп-музыки и прогрессив-рока подвергались «переосмыслению», причем не только с точки зрения трек-листа или названия и оформления пластинки, но также и мастеринга. Любимым занятием американских издателей было понижение уровня баса на записях, дескать, портативные проигрыватели винила не справлялись с шириной дорожки. От их умелых рук пострадали первые альбомы Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, The Beatles и многие другие. Поэтому прежде чем выложить кровно заработанные деньги за американские пластинки любимых английских групп, постарайтесь найти информацию о том, насколько они пострадали от «оптимизации». Кстати, с этой точки зрения немецкие или французские издания значительно более надежны.
Здесь мы уже вступаем на территорию коллекционеров, для которых разница в одной цифре в номере матрицы, букве стэмпера или точке в надписи на лейбле меняет стоимость пластинки в несколько раз. Однако нас интересует только звук, и поэтому мы приведем лишь несколько основных признаков хорошо звучащих пластинок.
Очевидно, что даже роскошный «первопресс» с широченными дорожками и правильными номерами матриц будет невозможно слушать, если на нем, помимо музыки, также записана песня «Мама жарит яичницу», целиком состоящая из треска и щелчков. Понятно, что если вы имеете возможность поставить пластинку под иглу перед покупкой, то практически все вопросы отпадут сами собой. Существуют, правда, хитрые продавцы, которые выкручивают в минус уровень высоких частот на усилителе с тем, чтобы треск не был слышен, но таких совсем мало. А вот если состояние пластинки придется оценивать «на глаз», то у нас есть несколько простых и полезных советов.
а) Царапины и потертости. Здесь все зависит от того, чем были нанесены эти повреждения. Если они происходят от того, что пластинку часто доставали и вновь убирали в бумажный конверт, то есть шанс, что при проигрывании хорошей иглой со сложным профилем они вообще не будут слышны. Если же повреждения более глубокие, но их совсем мало, то можно подумать о том, чтобы восстановить поврежденные стенки канавки при помощи, например, зубочистки. Конечно, если пластинка сильно поцарапана по всей площади, восстановить ее уже не удастся.
б) Паук на шпинделе. Нужно внимательно посмотреть на область вокруг центрального отверстия пластинки. Если стенки отверстия повреждены, а поверхность пятака вокруг него испещрена следами от неумелой укладки пласта на опорный диск, то, скорее всего, перед вами сильно запиленный винил, даже если на нем нет царапин.
в) Цвет пластинки. Новая или же хорошо сохранившаяся пластинка должна иметь черную глянцевую поверхность. Даже если внешне на пласте и лейбле нет царапин и повреждений, но сама поверхность выглядит серой, то перед вами аккуратно запиленная пластинка с уже разрушенными стенками канавок. От звука там ничего не осталось.
Бывают, к сожалению, ситуации, когда визуально практически невозможно определить повреждения. Так бывает, когда пластинка долго проигрывалась неправильно настроенной или сколотой иглой, что приводит к разрушению канавок, особенно на последних треках. Или же, например, она подверглась длительному воздействию повышенной температуры, отчего мельчайшие частицы пыли и бумажного конверта намертво вклеились в дорожки. Также не всегда можно уверенно определить наличие эксцентриситета, хотя это и меньшее из зол.
Надеемся, что данный цикл статей о виниле будет вам полезен при пополнении фонотеки. Мы же будем продолжать регулярно знакомить вас с новинками рынка грампластинок и аппаратуры для их проигрывания.
Секретная служба виниловых маньяков, статья. Журнал «АудиоМагазин»
Сохранить и прочитать потом —
Юрий Гришин — это научно-исследовательский институт винила в единственном лице, вызвавший изумление западных коллекционеров и раздражение российских продавцов, автор пяти книг, превративших существование коллекционеров винила в ад. Если раньше все мы были уверены, что обладаем коллекцией самых первых и самых уникальных изданий, то сегодня рука с дрожью тянется к книге, чтобы проверить — так ли это? И часто вынуждены признать: мы многого еще не знаем и поиски настоящего оригинала еще не закончены. А он знает?
Юрий Гришин родился в Москве в 1959 году, закончил военно-музыкальное училище и Институт стран Азии и Африки при МГУ Первую западную пластинку услышал дома у своего товарища в восемь лет, и не удивительно, что это были The Beatles. Играл на бас-гитаре в ансамбле училища песни B0lack Sabbath и даже King Crimson, в армии купил первую свою пластинку, которой оказался альбом группы Grand Funk Railroad «Born То Die». Уже в институте впервые попал на виниловую толкучку, в середине 90-х стал одним из первых, кто начал возить пластинки из Швеции и Великобритании, открыл свой магазин на Ленинском проспекте. Но главное, он, возможно первым в нашей стране, понял, что ничего про эти самые пластинки не знает, и занялся историческими исследованиями, результатом которых стали пять книг по изданиям лейблов Island, Harvest, Charisma, Vertigo плюс сайт collectable-records.ru. И похоже, это еще далеко не все.
AM Каков тираж одной книги?
— Тысяча штук, хотя на руки отдают 927 экземпляров.
AM Куда больше уходит книг, за границу или на внутренний рынок?
— Я специально не считал, но, думаю, примерно поровну.
AM В каких странах покупают?
— Один из крупных дистрибуторов — голландская компания Clear Spot. А так еще берут магазины из Германии, Норвегии, Финляндии и Японии.
AM А просто коллекционеры заказывают?
— Конечно. Куда я только не отсылал посылки — Польша, Чехия, Швейцария, Франция, Испания. Практически вся Европа, ну и, разумеется, США. Последнее время активизировались заказчики в Южной Америке. Из Австралии несколько книг заказали.
Знаменитый «спиральный» лейбл Vertigo,
на котором выходили Juicy Lucy,
Black Sabbath, Cressida, May Blitz,
Uriah Heep, Patto, Catapilla.
AM Как тебя вдруг заинтересовали такие вещи, как первый пресс, оригинал, страна издания, лейбл? Ведь тогда это никого не волновало, главное, чтобы пластинка была фирменная и новая.
— Это было уже в 1996 году. Я поехал в Швецию с товарищем за пластинками. Продал машину, и мы поехали. И там в магазинах я обратил внимание на то, что некоторые пластинки лежат в коробках по доллару, а некоторые висят на стене и стоят намного дороже. Я понял, что есть еще какие-то вещи, связанные с пластинками, кроме названия группы и альбома. Кроме того, я увидел у продавца толстую книгу «Record Collector, в которую он иногда заглядывал и что-то там смотрел. В следующий свой приезд в Швецию я сразу отправился в книжный магазин и купил точно такую же, хотя стоила она недешево. По вечерам, вернувшись с покупками в гостиницу, я сверял пластинки со справочником. И тогда я увидел, что вот это, например, первый пресс и выходил он на таком лейбле, а вот это — третье издание, и цены у них разные. Еще я понял, что в этом надо научиться разбираться — всякие обозначения Pink Island, Black Block Logo, Palm Tree Logo мне ничего не говорили, но я понимал, что они здесь не просто так. Меня в тот момент мало интересовала классификация и история лейбла или какого-нибудь издания, я хотел научиться правильно выбирать из кучи пластинок именно первое издание.
MА Зачем это было нужно? Первые издания уже тогда в России стоили дороже?
— Знаешь, да. Некоторые продавцы и коллекционеры начали у нас обращать на это внимание, в обиход быстро вошли слова «первопресс» и «оригинал», цены на них заметно поднялись. Хотя, как я сейчас понимаю, эти вещи трактовались очень вольно, и прежде всего от незнания. Потом я первый раз попал в Лондон и, когда продавец в магазине «Daddy Cool» начал мне по списку носить стопки пластинок, я уже отбирал, как мне казалось, оригиналы. Продавец еще удивился, мол, они же все оригинальные английские? Я ему говорю, что нет, мне нужны оригиналы, то есть то, что было издано в тот самый год, который указан на пластинке. Он улыбнулся: ну давай, выбирай.
AM А когда ты стал обращать внимание на матричные номера?
— Сначала это выглядело как некая глупость, и до сих пор в этом мало кто понимает. Ведь чтобы с уверенностью отличить по матричному номеру первые прессы от переиздания, нужно знать историю изготовления конкретной пластинки. Например, матрица с первым номером была забракована на стадии подготовки и для тиража была взята со вторым номером. В таком случае можно до посинения искать вариант с первым номером, хотя его просто не существует. Потом, некоторые пластинки перенарезались и им опять присваивали первый номер, и так далее. Но в 1999 году все вдруг начали смотреть с умным видом на штампы на сбеге пластинки и искать первый номер. У меня был магазин на Ленинском проспекте. Приходит покупатель, долго разглядывает пластинку Ринго Старра, а потом заявляет: тут второй номер, это не оригинал. И что ему ответить? Прихожу на Горбушку, а там все ходят и матрицы рассматривают. И тут мне мой приятель Леша Гладышев говорит: «Дернул меня черт как-то одному малому на матрицу указать, там единички стояли, значит, типа первый пресс. А теперь пластинки никто не покупает, если там двойка или больше. Все уверены, что обязательно должна быть цифра один». Вот он сам, ничего в этом не понимая, запустил такую легенду, за что расплачиваться стали все. Я к тому времени вел базу данных по различным изданиям и понял, что тоже нужно фиксировать номера, хотя никакой системы из этого по конкретной пластинке сделать нельзя. Для начала надо знать ее историю, но где же ее взять?
Первая пластинка в дискографии компании
Island издана с черной этикеткой,
допечатана на белой, после чего началась
первая серия легендарного «белого» Island
AM Но на сбеге ведь не только номер матрицы, там указаны все этапы изготовления пластинки. Тогда надо и в этом разбираться, а многие до сих пор плохо представляют, как тогда делали пластинки и что это за цифры, просто выучили слово «матрица». Ты когда заинтересовался технологией изготовления?
— Это было уже в 2005 году. Я стал читать зарубежные форумы, где люди спорили о разных инженерах, которые выполняли мастеринг. Тут я узнал, что существует крайне важная для процесса изготовления пластинки профессия — cutting-инженер, то есть человек, который нарезает лаковый диск. От его уникального мастерства зависит звучание пластинки, и оказалось, что существует целый ряд культовых инженеров, к которым очереди стояли. Их инициалы мы часто можем встретить на том же сбеге. Мне повезло списаться с одним из них — Дэнисом Блэкемом. Он мне объяснил многие вещи. А когда знаешь процесс изготовления пластинки из первых рук, прочитать тайнопись из цифр и букв на сбеге становится намного легче.
AM Это было разовое общение?
— Нет, мы с ним переписываемся до сих пор. Вопросы возникают постоянно, и он любезно на них отвечает, все объясняет, если, конечно, знает ответ. Я его спросил, всегда ли должна быть первая матрица? Он ответил, что нет, далеко не всегда, диски перенарезались по разным причинам. Например, продюсеру в последнюю минуту не понравилась последовательность песен. То же самое мне рассказал Джон Дент.
AM И это всего лишь одна составляющая истории издания пластинки, так?
— Конечно. Любому коллекционеру, если он пытается собирать винил серьезно, нужно понимать процесс изготовления. Но кроме этого, обязательно знать историю самого лейбла — как основан, кому принадлежал, кому был перепродан, кто распространял в разные периоды его продукцию в конкретной стране. Все это отражено на лейбле и конверте, и на основании этих данных с большой вероятностью можно определить первый пресс, который сейчас все так хотят иметь на полке.
AM Когда у тебя появился сайт collectable-records.ru?
«Розовый с глазом» Island,
особенно любимый коллекционерами,
которые ищут первые издания Jethro Tull, Traffic,
Art, Free, Tramline и другие культовые пластинки этого периода
— В 2001 году. Я хотел сделать доступный ресурс, на котором можно увидеть, как выглядит та или иная пластинка. Мне самому это тоже было нужно. Через руки проходило много пластинок, держать все в памяти было нереально, а тут всегда можно было посмотреть, как и что. Мне стали помогать другие энтузиасты, присылали сканы лейблов из своих коллекций. Но главное, к 2004 году я понял, что всю эту информацию надо как-то классифицировать. Когда это стало похоже на системную информацию, я попытался сделать сайт платным. Оказалось, что моим сайтом пользуются очень многие, но они тут же обвинили меня в стяжательстве. Западные пользователи сразу подписались без лишних вопросов, а от наших я еще долго получал письма и комментарии, мол, что это такое, информация должна быть бесплатной и вообще сайт твой полная чушь. Но если чушь, что ж ты так волнуешься?
AM Когда ты решил делать первую книгу и почему остановился именно на Island?
— Решение пришло как-то само собой. Люди, коллекционирующие пластинки, нормально относятся ко всяким справочникам и каталогам в печатной форме. Почему Island? Ну ты же сам купил пластинку на «белом» Island, и я впервые увидел ее у тебя. Мне было очень интересно, что это за период. Даже в журналах «Record Collector история этого лейбла начиналась с «розового с глазом» периода. Потом появились сведения о первых номерах, но ничего определенного никто нигде не писал. Я решил разобраться, тем более что к 2005 году необходимого материала набралось много. Ведь таких книг еще не было, хотя пластинки Island, Harvest, Vertigo, Charisma всегда входили в списки самых желаемых у многих коллекционеров.
AM Но как можно описать огромную дискографию лейбла, не подержав в руках сами пластинки?
— Вот это и есть главная проблема. Почти все пластинки, о которых я пишу, куплены мною, проданы, чтобы опять купить другие, и так далее, бесконечный процесс. Хотя многое покупали мои товарищи для себя и без проблем отдавали мне для описания. Таким образом, через мои руки прошли практически все пластинки, которые описаны в книгах. Дорогостоящее, утомительное, но очень увлекательное занятие. Скажу честно, в первой книге про Island многих пластинок не хватает, на тот момент я не мог их найти. Но во втором дополненном издании, которое вышло в 2011 году, вся история Island уже закрыта. Мне не хватало пяти пластинок, но тут помог мой норвежский приятель, у которого эти пластинки были, и он прислал мне фотографии.
Первая пластинка в дискографии компании
Island издана с черной этикеткой,
допечатана на белой, после чего началась
первая серия легендарного «белого» Island
AM Помнишь, как я совершенно случайно купил самый первый номер из дискографии Island на черном лейбле, хотя до этого мы уже видели такую же на белом? Ничего подобного мы больше не встречали. Думаешь, на черном самая первая?
— Вероятно, так, хотя прямых доказательств нет. Но первый сингл Island тоже был издан с другим цветом лейбла — золотистым, а потом пошли белые. Видимо Крис Блэкуэлл еще не определился в самом начале с дизайном лейбла, вот и были такие варианты.
AM Как первую книгу приняли коллекционеры?
— Иностранные коллекционеры, честно говоря, ахнули от удивления: какой-то русский рассказывает им об их же пластинках. Покупали сначала настороженно, но когда увидели, то стали заказывать. Приходили восторженные отзывы. Наши поначалу покупали неохотно, мол, ну что там такого может быть? Наш человек всегда считает, что знает все и никто другой ничего нового ему не расскажет. Очень осторожно отнеслись к книге продавцы и владельцы магазинов, боялись, что теперь все будут ссылаться на нее и им сложно будет продавать. Но потом все встало на свои места. Думаю, книга никому не навредила. В тех же магазинах, которые остерегались книги, ее можно запросто купить. Но главное, никто не оспаривал предложенную мной классификацию. Единственной вещью, где я тогда ошибся, была пластинка группы Art. Но в новой версии это исправлено.
AM Когда ты понял, что издания пластинок отличаются по заводам, на которых их делали, и какой из них должен быть первым?
«Розовый» лейбл The Famous Charisma —
такие этикетки на первых изданиях
Van Der Graaf Generator, Rare Bird, Genesis,
Atacama и даже Monty Python
— Смотри, вот есть книга Яна Петерсона, тоже про Island, серьезный труд. Но у нее есть большой недостаток — Ян ориентировался только на дизайн лейбла. Я же, когда исследовал пластинки, понял, что они изготовлены на разных заводах, хотя дизайн у всех был один и тот же. Этикетки печатались впрок в больших количествах и могли использоваться для второго тиража и дальше. У тебя же есть пластинка Майкла Чепмена на Harvest, где на одной стороне этикетка без логотипа EMI, а на другой с логотипом. И как тут определять?
AM Как ты определяешь?
— Я начал обращать внимание на рельеф винила под лейблом. У каждого завода есть свое так называемое лицо — шероховатость или гладкая поверхность, количество и размер ободков. Это даже не обязательно щупать пальцами, все видно на хорошей фотографии. И теперь я знаю, какая пластинка печаталась на заводе компании Philips, а какая, например, на British Gramophone или Ariola. У всех заводов свой уникальный рельеф под этикеткой. Если знать, какие заводы когда открывались и какие компании в какие годы размещали там заказы, можно выстроить логичную цепочку. Мне это почти удалось, самый сложный момент — переход с одного завода на другой.
AM Есть еще какие-то тонкости?
— Например, налоговые коды, которые тоже штамповались на виниловой поверхности под этикеткой. Тут просто знать, когда они появились и когда их отменили. Но единого рецепта нет, оригинальность пластинки можно определить только по совокупности особенностей — дизайн лейбла, надписи на сбеге, структура под этикеткой, конверт. Кроме того, у некоторых пластинок есть еще свои истории, как, скажем, со вторым альбомом Led Zeppelin — вся эта чехарда с названием песни «The Lemon 5ong», с ошибкой в названии песни «Living Loving Maid», которая на самом первом прессе значилась как «Living Loving Wreck», но эти вещи уже описаны во многих изданиях, стоит лишь поинтересоваться.
AM А теперь главный вопрос: имеет ли вся эта возня с определением первого пресса отношение к звуку? Звучит ли оригинал лучше переиздания, не миф ли это?
на котором издавались альбомы Deep Purple,
Pink Floyd, Сида Барретта, Bakerloo,
The Edgar Broughton Band и многих других
— Тут я не самый большой специалист, но могу сказать, что, конечно, чаще всего первый пресс звучит так, как задумали его создатели. Звучит так, как его услышали первые покупатели, то есть это оригинальный звук пластинки. При переизданиях он менялся в зависимости от технических возможностей и требований времени. Появлялись новые звуковые приборы, старое звучание пытались осовременить, улучшить и так далее, иногда переиздания других стран звучат лучше, как, например, Deep Purple «ln Rock». Но тут кому что нравится, хотя многие все же предпочитают оригинальное звучание.
AM Но ты сравнением звука не занимаешься?
— Нет, у меня другая задача.
AM Ты уже выпустил пять книг, выстроил стройные системы по четырем лейблам. Не надоело копаться в этом дальше?
— Нет. Я еще очень многого не знаю, и узнавать новое мне очень интересно.
AM Тогда что дальше?
— Хочу сделать серию книг по самым редким и коллекционным пластинкам, вне зависимости от лейбла. Мечтаю разобраться с компанией Decca, хотя до сих пор это очень сложная тема. Интересно сделать книгу об истории индустрии производства пластинок в Великобритании с 1960-х по 1980-е годы. В общем, есть чем заниматься.
AM Как думаешь, многим это интересно?