культурно генетический код как основа нации

Ушинский считал, что именно язык является главным хранителем культурного кода народа, его уникального менталитета. Исчезнет язык – исчезнет и народ.

Но что если язык не исчезнет, а изменится до неузнаваемости? Можно ли будет в этом случае сказать, что народ жив? Или перед нами будет уже совершенно другой народ, с другим менталитетом и культурой?

Мы сейчас говорим на русском языке, и значит, являемся носителями русской культуры. Но если мы могли бы переместиться во времени на 300-400 лет назад, то вряд ли мы могли бы понять тот язык, на котором говорили на территории России.

Русский язык – один из самых изменчивых языков мира. Меняется всё: и произношение, и грамматика, появляются заимствования из разных языков. Можно ли при этом утверждать, что остается неизменным менталитет? Что жив еще «русский дух»?

Как связан культурный код с генетическим? Определяет ли генетика наш менталитет, или наоборот? Если некий народ научит все другие народы говорить на своём языке, а затем исчезнет с лица Земли, можно ли сказать, что он остался жив?

Я думаю, что менталитет – это не столько язык, сколько СИСТЕМА ПРИОРИТЕТОВ, система ценностей того или иного народа. Понимание того, что для него является самым важным в жизни, что – второстепенным. Именно эти приоритеты определяют смысл и образ жизни народа, его цели и ценности, его характер и отношение к миру, к другим народам. И именно их защищает народ, в первую очередь.

Всё может меняться: язык, быт, одежда и т.д. Но если все эти изменения вплетены в систему приоритетов, не противоречат ей, то народ жив, самосознание народа живо, память его жива.

Если же нарушены сами приоритеты, то начинается деградация народа: нравственная, социально-экономическая, физическая. Всё это постепенно приводит к политическому бессилию, к бесплодию и вырождению народа.

Я не считаю, что этот процесс закономерный и неотвратимый. Народ может жить вечно, если каждый человек будет руководствоваться правильной системой приоритетов, будет осознавать свою роль в мире, ценить культурное достояние человечества, его генетическое разнообразие, его связь с природой.

Источник

.Неслучайно, что в Стратегии «Казахстан-2050», которая определила основные направления модернизации нашего государства, в качестве одного из десяти глобальных вызовов ХХI века выделен кризис ценностей современной цивилизации. Сегодня мы видим, что все больше государств мира, даже самые развитые стали заложниками внутренних межэтнических конфликтов, и столкновений на религиозной почве. Из-за религиозной и национальной нетерпимости страдают невинные люди, рушатся государства. За конкретными примерами не нужно идти далеко, достаточно взглянуть на ситуацию в Украине. Сегодня экономика Украины, которая на момент развала СССР обладала вторым по величине промышленным потенциалом, находится в плачевном состоянии из-за непрекращающихся внутренних конфликтов, связанных с агрессивной политикой по «украинизации» страны.

История показывает, что судьбоносные прорывы наиболее успешных стран мира были достигнуты во многом благодаря широкой и искренней поддержке народа. Осуществление всесторонней модернизации страны во многом будет зависеть от активной поддержки и участия всех слоев населения Казахстана. В этой связи актуализируется задача идеологической мобилизации населения нашей страны, где первостепенную роль играет система духовных ценностей общества. Ценности нашего общества всем известны. Они легли в основу идеи «Мәңгілік ел».

На сегодняшний день задача по созданию основ государственности нашей страны решена, и назрела необходимость в ее дальнейшем укреплении посредством воспитания патриотического чувства у молодого поколения. На данный момент вопросы духовного воспитания молодого поколения имеют не меньшее значение, чем вопросы экономического, материального развития.

Молодежь является наиболее энергичным, креативным и созидательным слоем населения, и от их активного участия будет зависит успешная реализация инициативы Елбасы.

Елбасы не раз говорил о том, что он традиционно опирается на молодежь, доверяя ее представителям ответственные государственные посты и важные задачи.

«В эпоху глобализации успешным может быть только тот народ, который ценит свою историю, культуру и язык».

Источник

3. 10. Культурно-генетический код российской цивилизации.

Сказанного выше позволяет конкретизировать данное ранее определение российской цивилизации.

Российская цивилизация – самостоятельная цивилизация в составе мирового сообщества. Истоки российской цивилизации связаны с принятием православного (греческого) христианства из Византии. Ее основные особенности определились природно-климатическими и географическими условиями России: равнинностью территории, континенальностью, суровым и неустойчивым климатом.

Существенное влияние на характер российской цивилизации оказали православная вера и нравственное учение православия. Трансформации российской цивилизации связаны с реформаторской деятельностью Петра I, с масштабной модернизацией 18-го века, с советским и постсоветским периодами. Однако сохранилось главное – этно-конфессиональное ядро и культурно-генетический код.

Культурно-генетический код определяет спектр возможностей данной цивилизации, набор вариантов, полный перечень которых неизвестен, но признаки которых можно обнаружить при анализе пройденного исторического пути. В культурно-генетическом коде присутствует ряд полярностей и ряд линий, промежуточных по отношению к полюсам. Вопрос о том, какая из них главная, как и вопрос о полном перечне тенденций, может быть окончательно решен только при условии, если история России окончательно завершена, — тогда бы она стала обозримой в целом.

В культурно-генетическом коде выражаются общественный идеал, приоритетные ценности, свойства духа цивилизации. Основным носителем культурно-генетического кода является этно-конфессинальное ядро цивилизации. Этно-конфессиональным ядром российской цивилизации являются русский народ и русское православие, при ярко выраженных многоэтничности и многоконфессиональности.

Ее ОБЩЕСТВЕННЫМ ИДЕАЛОМ стала и остается до сих пор идея «Великой России». Общественный идеал Великой России, в связи со значительным территориальным расширением и включением в состав России множества народов различного вероисповедания, пришел на смену идеалу «Святой Руси», характерному для Руси Московской. Последний не утратил своего значения, но уже не мог иметь универсального смысла, в силу ярко выраженной многоконфессиональности новой России.

Истоки общественного идеала «Великая Россия», вероятно, лежат в ХV – ХVI и связаны со значительным территориальным расширением Московского царства во время правления Ивана III Великого и Ивана IV Грозного. Однако он не закрепился, поскольку в последующем при Алексее Михайловиче с возникновением идеологии «Москва – Третий Рим». Россия вернулась к традиционной для себя роли – роли наследницы Византии и продолжательницы ее дела. Идеал же «Великая Россия» предполагает самостоятельность роли России, известный отказ от того, чтобы считать себя чьей-то наследницей. Поэтому этот идеал постепенно закрепляется с эпохи Петра I.

В дальнейшем восприятие собственной страны как одной из великих держав, как важного фактора международной жизни, становится некой естественной нормой. Тем более, острой была боль от поражения в русско-японской войне 1905 г. Тем не менее, объявление войны со стороны Германии в 1914 было встречено уверенностью в победе.

Таким образом, опыт развития цивилизации свидетельствует, что уповать на то, что с изменением общественно-экономической системы автоматически произойдут изменения глубинных структур цивилизации, в частности, изменится устоявшийся менталитет, не приходится. Ломать же его насильственно, не только нравственно недопустимо (что крайне важно), но еще и чрезвычайно опасно. Дело в том, что негативная сторона той или иной черты накрепко связана («спаяна») с позитивной. Так, невнимание к деталям, как отмечалось, есть оборотная сторона стороны широты мысли и духа. Поэтому бороться с негативной стороной следует так, чтобы «не выплеснуть вместе с водой ребенка». А это значит, уделять воспитанию тщательности, аккуратности и ответственности особое внимание. Но при этом, следует всемерно поддерживать и бережно сохранять то, что всегда было великим достоянием российского духа. К счастью, тип личности, подобный чеховскому «человеку в футляре» остается в российском сознании отрицательным персонажем.

Российскому мышлению присущ интерес к проблемам глобального масштаба, его интересует положение человека не только в обществе, но и во Вселенной, в космосе. Его широта мысли находит отражение в том, что Достоевский назвал «всемирной отзывчивостью», а также в произведениях великой русской классической литературы, в искусстве, философии, в достижениях науки и технологии.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Генетический код нации единого будущего

культурно генетический код как основа нации. 5470abaece530. культурно генетический код как основа нации фото. культурно генетический код как основа нации-5470abaece530. картинка культурно генетический код как основа нации. картинка 5470abaece530. Ушинский считал, что именно язык является главным хранителем культурного кода народа, его уникального менталитета. Исчезнет язык – исчезнет и народ.Генетический код нации представляет собой биологическую метафору, используемую для обозначения национальной культуры в аспекте ее преемственности, сохранения культурной самобытности народа. В Стратегии «Казахстан-2050» Президент РК Н. А. Назарбаев определил генетический код нации как «ее традиции и культуру». В другом месте Стратегии, раскрывая содержание понятия культуры, он определил генетический код нации как ее «язык, духовность, традиции, ценности». Без генетического кода невозможно построение нации единого будущего, которая является одной из главных целей предвыборной платформы Нурсултана Назарбаева «Современное государство для всех: пять институциональных реформ» на президентских выборах 2015 года.
Концепция и практика развития генетического кода нации призваны, по мысли Елбасы, стать одним их главных инструментов разрешения противоречий национально-культурного строительства Казахстана. Важную роль здесь играет также концепция объединяющего ядра нации, которым являются в строительстве нации в Казахстане казахский народ и государственный язык. В соответствии с этой концепцией, формирование нации в многоэтническом, многокультурном и многоязыковом обществе осуществляется вокруг ведущего, или титульного (по постсоветской традиции), этноса и его языка. В силу объективных исторических причин национальное строительство Казахстана по схеме генетического кода нации оказалось до сегодняшнего дня затруднительно. Однако, сегодня, на этапе состоявшегося государства, национальное строительство вокруг казахского народа и государственного языка становится более реальным ввиду демографического роста казахов и их преобладания в населении Казахстана и прогрессе казахского языка в его распространении на различные сферы жизни общества, а также перспектив дальнейшего расширения его использования и овладения им некоренным населением страны.
Интеграция других этносов Казахстана вокруг казахского народа и государственного языка станет гармоничным, а не насильственным процессом в том случае, если сами казахи и их генетический код нации будут развиваться и совершенствоваться. «Мы должны совершенствоваться, – указывает в Стратегии «Казахстан-2050» Нурсултан Назарбаев, – мы должны быть достойными людьми, и только тогда нас будут уважать, будут уважать наши историю, культуру, традиции, язык». Иначе говоря, одного только численного превосходства казахов, их политического и административного доминирования для того чтобы стать объединяющим ядром нации недостаточно. Их ценности, символы, язык, вообще генетический код должны вызывать уважение других народов Казахстана, чтобы они добровольно разделили их с казахами, восприняли их как свои. Вокруг этих ценностей и символов произойдет в соответствии со схемой объединяющего ядра нации консолидация единой нации. Таким образом, совершенствование и развитие генетического кода нации казахов должны сыграть ведущую роль в национальном строительстве Казахстана.

Доктор философских наук, профессор Рустем Кадыржанов

Что происходит в Казахстане и мире? Объясняем на нашем YouTube-канале и в наших сообществах на Facebook. Подпишись, чтобы узнавать обо всём самым первым!

Источник

Культурный КОД— обязательно к прочтению

Экология жизни. Люди: Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.

Борьба сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством.

Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.

Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.

Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
культурно генетический код как основа нации. content horovod econet ru. культурно генетический код как основа нации фото. культурно генетический код как основа нации-content horovod econet ru. картинка культурно генетический код как основа нации. картинка content horovod econet ru. Ушинский считал, что именно язык является главным хранителем культурного кода народа, его уникального менталитета. Исчезнет язык – исчезнет и народ.

«Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских. Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.».
Рут Бенедикт. Хризантема и меч.

Начну с того, что большинство даже образованных людей не очень хорошо понимают смысл словосочетания «русский культурный код».

Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код — это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках. Смысл образов в разных культурах не совпадает».

Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. И данная свыше особенность этой страны в наибольшей степени проявляется в их психологических реакциях.

Культура страны влияет (на эмоциональном уровне) на наши переживания, в результате жизненный опыт с эмоцией создает у нас осязаемый образ. Появление осязаемого образа обуславливает мыслительный процесс и формирует наши (те или другие) действия. Осязаемый образ делает нас теми, что мы на самом деле есть. То есть, люди разных стран, имея общую человеческую природу, обладают отдельным ото всех «коллективным подсознательным», «культурным бессознательным», Культурным Кодом.

культурно генетический код как основа нации. content kuultura econet ru. культурно генетический код как основа нации фото. культурно генетический код как основа нации-content kuultura econet ru. картинка культурно генетический код как основа нации. картинка content kuultura econet ru. Ушинский считал, что именно язык является главным хранителем культурного кода народа, его уникального менталитета. Исчезнет язык – исчезнет и народ.
Клотер Рапай установил связь между поведением людей в социуме (в том числе потребительском) и национальной культурой. Он сам показал это на практике как, например, японцев с традиционной культурой чаепития можно заставить покупать кофе «Nestle», увеличив тем самым её продажу? И он их заставил, в результате чего из обычного детского доктора превратился в миллиардера.

Отсюда видно, что существует возможность вмешаться в культурное бессознательное нации, внести коррективы, а то и перекодировать культурный код? Разумеется, он меняется и не только «под давлением», но и под влиянием других культур.

Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.

Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.

Н. Добролюбов о народности: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить лёгкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но чтобы стать поэтом истинно народным надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ».

А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.

Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.

Философ Александр Дугин по этому поводу пишет: «В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенна была идея ассимиляции приезжих. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это meltingpot (плавильный котёл), что это разные культуры, но Хантингон, говоря об Америке, указал, что существует некий Культурный Код – WaspWhiteAnglo-SaxonProtestants – белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот Код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот Код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то своих национальных особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной Код внедряется в США очень жестко».

Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР

Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.

И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.

Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.

По мнению В. Путина, образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.

Спокойствие, сосредоточенность, сила, простор – то, что притягивало к русским во все века. Здесь ключевое слово «простор» для понимания Русского Кода. Потому, что именно мистические просторы России, с её природными стихиями, сформировали в едином духовном потоке русскую натуру, русскую ментальную ауру, русский противоречивый характер, который не поддается ни какой логике здравого смысла, русскую таинственную душу, которую по сей день пытаются разгадать, в очередной раз убеждаясь, что постичь невозможно. «Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной рожденный русской жизнью». Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.

Притягивало к русским во все века – не спокойствие и сосредоточенность русских, а образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва Александр Невский заложил традиции союза (ХIII век союз с Золотой Ордой) с народами Азии «основанные на национальной и религиозной терпимости, которые привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».

В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г. обрели свою национальную культуру. Таких явлений как «резервация» в России не существовало.

В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики.

Россия исторически формируется как культурная держава, и в динамике ее развития и системной целостности стержневую роль играет культура, культура как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия. Таково русское, российское понимание культуры, что даже когда другие народы и страны искали порядок и благополучие, русские люди старались вникать в духовные смыслы своей жизни. Исторически в российском «государстве–цивилизации» основополагающую роль играют духовные факторы с базисным значением «русской культурной доминанты».

Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов констатирует что главное противоречие современной России — это противостояние культуры и невежества. «Мы — все народы России — объединены вокруг русского народа, его культуры, традиций и государственности. Обсуждая «Основы государственной культурной политики», мы должны понимать, что речь при этом идет не только о русских, но и о более чем ста народах страны и ближайшего зарубежья, для которых русский язык и русская культура стали родными. Это русское культурное пространство, в котором налажено вековое сотворчество многих народов.

В новых исторических условиях закономерно стала формироваться новая гражданская и культурная идентичность, в которой в соответствии с законами преемственности взаимодействуют традиционные советские и современные ценности и смыслы бытия.

Но этот процесс во многом оказался охвачен стихией, что привело к деформации человеческих и межнациональных отношений в лабиринтах «смутных времен». Наметился кризис культуры и нравственных устоев индивидов и общества. Национальный, религиозный и другие вопросы обострились из-за ослабления в них культурно-нравственных факторов достоинства и долга.

Обсуждение на Государственном совете «Основ государственной культурной политики» — это свидетельство осознания властью, обществом того, что нам, россиянам, в новых исторических условиях вновь предстоит бороться за свою культурную идентичность как гражданам единого Отечества.

Сегодня речь идет о необходимости мобилизации нашего общего патриотического духа, духовного потенциала русской, российской культуры, без чего невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность государства и общества.

Занимаясь проблемами культуры, образования, я часто ссылаюсь на положение Устава ООН по вопросам ЮНЕСКО, где записаны важные, на мой взгляд, слова о том, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей». Отсюда понимание того, что фронт борьбы сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством, где культура — это истина, добро, красота, любовь, свобода, то есть достоинство, а невежество — это ложь, зло, безобразие, ненависть, то есть рабство и унижение человеческого и национального достоинства.

Именно Культура — то, что возвышает достоинство человека и социума, собирает людей в государство и в нации — способна налаживать достойные отношения между людьми и народами. А невежество разобщает людей и народы, разрушает государство, уничтожает нации.

Деформированность культурной среды обуславливает те процессы, которые происходят в молодежной среде всего постсоветского пространства. Кроме того, эта чрезмерная увлеченность власти и общества экономическими критериями в ущерб культурно-нравственным. Важно понимать, что в конечном итоге культура важнее.

Это означает, что государство, власть, общество, люди даже в самые смутные времена призваны оставаться на стороне культуры, действовать во имя культуры, а не впадать в «модное» невежество, в том числе навязываемое экономическими интересами и политической целесообразностью.

В стране существенно ослаблена работа по культурной интеграции регионов и народов страны. Это очень важная работа, ибо главное противоречие современной России — это противоречия не между национальностями и религиями, а между культурой и невежеством. А это означает, что благополучие, устойчивость и созидательные перспективы России связаны с победой культурного проекта в стране. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *