культурный код что это значит
Культурный код что это значит
Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.
Философ Александр Дугин по этому поводу пишет: «В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенна была идея ассимиляции приезжих. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это meltingpot (плавильный котёл), что это разные культуры, но Хантингон, говоря об Америке, указал, что существует некий Культурный Код – WaspWhiteAnglo-SaxonProtestants – белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот Код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот Код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то своих национальных особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной Код внедряется в США очень жестко».
Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.
Культурный код — понятие, принципы, история
Понятие «код» зародилось в сугубо научно-технической среде (код Морзе, генетический код).
Суть его – в дешифровке искусственных языков. Физически же он – система знаков и свод правил, по которым производится шифровка, расшифровка, перенос и хранение информации.
Код в культуре — черты и примеры
В культурологии понятие культурного кода используется в качестве ключа к пониманию культурной картины мира.
Сам код может также трансформироваться в процессе развития (упрощаться, усложняться, менять знаковую систему и т.д.).
Черты культурного кода
При этом код культуры непременно должен характеризоваться:
Примеры культурного кода
Важнейшим культурным кодом в древних культурах являлась система имен. Имена носили сакральный смысл, часто предмет носил два имени – одно «истинное», другое – «общеизвестное», поскольку имя было неотделимо от предмета и с ним можно было совершать магически ритуалы.
Временные отрезки и моменты времени также могли выступать в качестве кода, увязывая в себе смыслы культуры. Например, в христианстве центром времени считается пришествие искупителя – Иисуса Христа. Исходя из этого, строится вся культурная картина мира христианина.
Культурные коды присущи всем языкам культуры. Найти их сложно, но именно культурные коды помогают перевести глубинные смыслы культуры на уровень выражения.
Понятие и понимание культурного кода
Понятие кода — одна из основных, наряду со знаком и символом, терминологических и понятийных «единиц» семиотики, которая используется для раскрытия механизма порождения смысла любого сообщения. Теория информации определяет его как «репертуар» (совокупность) сигналов. Философия склонна видеть в нем несколько определений:
В качестве наиболее близкого примера кода по смыслу ученые чаще всего приводят понятие «языка», т.к. язык являет собой определенный способ правильной и закономерной организации высказывания (Ф. Соссюр).
Современные исследователи склонны:
Так, например, советский ученый-семиолог Ю.М.Лотман считал, что понятие кода уже психологически настраивает нас на автоматическую, «машинную» модель общения (коммуникации) и искусственный язык, в отличие от реального языка, существующего и имеющего протяженность в истории.
Культурный код в семиотике
Известный итальянский ученый У.Эко для сугубо семиотического обозначения и понимания кода в отличие от иных подходов предлагает специфический термин S-код, для сущности которого характерно:
Р.Якобсон в середине прошлого века дополняет понятием код понятием «субкода», которое используется для описания информационных систем с несколькими кодами, существующих в строгой иерархичности.
Признаки культурного кода
Таким образом, для любого культурного кода характерны принципы:
Она демонстрирует упорядоченность субкодов — выделяя главенство одного и подчиненность остальных.
Она связана с общей информативностью высказывания, так как он сам по себе уже ограничивает поле выбранной информации.
Наша презентация:
По мнению У.Эко, чем большее количество символов использует высказывание, тем больше вырастает число их комбинаций — сообщение становится «высокоинформативным», но в то же время и непередаваемым, так как для его передачи требуется большее число операций. Вывод — легче шифруется и расшифровывается, а, следовательно, эффективно передается (без потери смысла) высказывание из числа элементов, для которых комбинаторные варианты ограничены.
Культурный код
Культу́рный код — ключ к пониманию данного типа культуры [1] ; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.
Содержание
Типы культурных кодов
Культурный код в литературе
См. также
Ссылки
Примечания
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Культурный код» в других словарях:
Культурный код — (code) 1) ключ к пониманию данного типа культуры (дописьменный, письменный, экранный периоды). К. к. позволяет понять преобразование значения в смысл 2) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете … Энциклопедия культурологии
Культурный детерминизм — научная концепция об определяющей роли культуры народа в развитии общества, о культуре как автономном образовании, независимом ни от каких факторов развития. В данной концепции «культурный код» (архетип культуры) народа рассматривается как его… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — концепция, согласно к рой (1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии об ва; (2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ. жизни. Д.к. характеризуется, как правило,… … Российская социологическая энциклопедия
двойной код — Англ., франц. double code. Понятие постмодернизма, должное объяснить специфическую природу художественных постмодернистских «текстов» (под «текстом» с семиотической точки зрения подразумевается семантический и формальный аспект любого… … Постмодернизм. Словарь терминов.
ЛЕМ — (Lem) Станислав (р. 1921) польский фантаст, футуролог, философ, культуролог. Окончив гимназию в 1939, Л. поступил на мед. ф т Львов, ун та. В годы оккупации Л. вынужден прервать учебу и работает автомехаником, а после войны продолжает… … Энциклопедия культурологии
текстовой анализ — Франц. analyse textuelle. Первый вариант деконструктивистского анализа в собственном смысле этого слова, предложенным Р. Бартом. В нем исследователь переносит акцент своих научных интересов с проблемы «произведения» как некоего целого,… … Постмодернизм. Словарь терминов.
ИСКУССТВО — 1. Профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов произведений И. Антропологические предпосылки такой деятельности составляют определенные свойства человека, проявляющиеся в… … Российская социологическая энциклопедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
ЗНАК — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… … Энциклопедия культурологии
ШПЕТ — Густав Густавович (1879 1937) – философ, феноменолог, основатель герменевтики в России, один из создателей философии языка. Круг интересов: философия, эстетика, лингвистика, логика, история, психология, этнология, лит ведение. Наиболее… … Энциклопедия культурологии
КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Сергей Сергеевич Аверинцев в эссе под выразительным названием «Ностальгия» с грустью отметил, что принадлежит к последнему из поколений, которые считали для себя обязательным читать Ибсена. Не знаю, был ли в этом абсолютно прав наш выдающийся соотечественник. Могу лишь сказать, что лично я взялся за Ибсена только после того, как узнал про эти слова. Не уверен, что современных студиозусов фраза Сергея Сергеевича легко сподвигнет на то, чтобы приняться за чтение книг великого норвежского драматурга. Для этого надо хотя бы знать, кто такой Ибсен, и как минимум с уважением относиться к мнению Аверинцева.
Утверждение мое, увы, отнюдь не голословно: нынешние выпускники школ не знают имен академиков Лихачева, Сахарова или Аверинцева. Они вообще многого не знают…
Да что там Ибсен, Сахаров или Лихачев! Недавно ко мне пришел юноша-выпускник школы с целью «взять интервью». Когда я спросил, какое издание заинтересовала моя скромная персона, в ответ услышал что-то вроде: главное — интервью взять, а текст потом куда-нибудь пристрою. Для поддержания, так сказать, разговора, я выдал полуободряющее книжное: «Вы, значит, будете как Мартин Иден: рассылать по журналам и ждать?» По реакции было понятно: кто такой Мартин Иден и чего он ждал, юный журналист понятия не имеет. Но удивило меня не это — мало ли кто не читал Джека Лондона. Используя пример с героем Лондона, я попытался объяснить молодому коллеге, что культура и есть слова о жизни, знание которых позволяет людям общаться на одном языке, понимать друга друга. Его ответ оказался для меня совершенно неожиданным: «Ага, значит Вы предпочитаете общаться шифровками? (Это Мартин Иден-то! — В. Л. ) Но зачем? Вот, например, в Евангелии все просто и понятно!». Заинтересованный, я тут же попросил юношу объяснить мне смысл притчи о неправедном управителе. Ответ последовал незамедлительно: «Я такой притчи не помню, но если Вы мне расскажете ее содержание, я Вам ее объясню».
Наверное, эта ситуация относится к числу «без комментариев», хотя можно было бы вспомнить мимоходом упоминаемого Диккенсом молодого человека, сказавшего, что он, несомненно, умеет играть на скрипке, хотя никогда не пробовал. Но внутренний комментарий, так сказать, «для себя», был все же сделан. К сожалению, описанный случай не является единичным, а мой гость не был бездельником-двоечником, не желающим учиться. Скорее, напротив. Мы потом разговорились, и оказалось, что мой собеседник — человек очень интересный и искренний. Православный верующий, в конце концов. В общем, такой, каких сегодня немало, в том числе и среди моих студентов. Но почему же тогда, думал я, нам все сложнее становится общаться на одном языке, почему мы — люди одной веры, одной культуры и почти одного возраста (между нами — всего десяток-полтора лет разницы) не всегда понимаем друг друга? И почему то, что когда-то относилось к области общих знаний, сегодня все больше становится уделом «ботаников»–отличников, да и то не всех?
Конечно, я понимаю, что знание Ибсена или Лондона не является необходимым для того, чтобы стать хорошим специалистом. В тех же США, где мне в свое время довелось учиться, среднестатистический студент легко даст сто очков вперед любому нашему «незнайке» в вопросах культурной безграмотности, однако получит-таки диплом о высшем образовании и преспокойно сможет работать на каком-нибудь денежном месте. Да и у нас сегодня отсутствие бывших когда-то базовыми культурных знаний (так называемого культурного фона) совершенно не обязательно станет препятствием на пути к овладению узкой специальностью даже для гуманитариев.
Дело здесь в другом. Ведь в чем безусловно был прав мой знакомый юный журналист? Именно в том, что культура и есть своеобразное зашифрованное послание. Послание, в котором содержатся не только имена героев или названия книг, музыкальные ноты или архитектурные стили… Этот код несет в себе представления поколений о жизни и смерти, любви и ненависти, дружбе и предательстве. Он содержит смыслы, которые позволяют нам чувствовать себя не просто живущими на одном пространстве и чужими друг другу индивидуумами, но быть друзьями, быть одной семьей, быть народом. Быть людьми одной веры. И евангельский текст, который, конечно же, открывается прежде всего чистоте и простоте сердца, требует тем не менее и ясности разума, и определенных знаний.
К счастью, в результате нашей «культурологической» дискуссии мой собеседник все же взялся за Джека Лондона. Причем тем же вечером, о чем не преминул сообщить мне в письме по электронной почте. И это вселяет надежду.
Русский культурный код
Культурный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Борьба сегодня проходит не только между классами, национальностями или религиями, а также между культурой и невежеством.
Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
«Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских. Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.».
Рут Бенедикт. Хризантема и меч.
Начнем с того, что большинство даже образованных людей не очень хорошо понимают смысл словосочетания «русский культурный код».
Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код — это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках. Смысл образов в разных культурах не совпадает».
Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. И данная свыше особенность этой страны в наибольшей степени проявляется в их психологических реакциях.
Культура страны влияет (на эмоциональном уровне) на наши переживания, в результате жизненный опыт с эмоцией создает у нас осязаемый образ. Появление осязаемого образа обуславливает мыслительный процесс и формирует наши (те или другие) действия. Осязаемый образ делает нас теми, что мы на самом деле есть. То есть, люди разных стран, имея общую человеческую природу, обладают отдельным ото всех «коллективным подсознательным», «культурным бессознательным», Культурным Кодом.
Клотер Рапай установил связь между поведением людей в социуме (в том числе потребительском) и национальной культурой. Он сам показал это на практике как, например, японцев с традиционной культурой чаепития можно заставить покупать кофе «Nestle», увеличив тем самым её продажу? И он их заставил, в результате чего из обычного детского доктора превратился в миллиардера.
Отсюда видно, что существует возможность вмешаться в культурное бессознательное нации, внести коррективы, а то и перекодировать культурный код? Разумеется, он меняется и не только «под давлением», но и под влиянием других культур.
Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
Н. Добролюбов о народности: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить лёгкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но чтобы стать поэтом истинно народным надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ».
А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.
Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.
Философ Александр Дугин по этому поводу пишет: «В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенна была идея ассимиляции приезжих. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это meltingpot (плавильный котёл), что это разные культуры, но Хантингон, говоря об Америке, указал, что существует некий Культурный Код – WaspWhiteAnglo-SaxonProtestants – белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот Код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот Код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то своих национальных особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной Код внедряется в США очень жестко».
Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.
И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.
Вспомним, как американцы с помощью Голливуда сформировали сознание нескольких поколений. Причем внедряя не худшие – и с точки зрения национальных интересов, и с точки зрения общественной морали – ценности.
Образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.
Спокойствие, сосредоточенность, сила, простор – то, что притягивало к русским во все века. Здесь ключевое слово «простор» для понимания Русского Кода. Потому, что именно мистические просторы России, с её природными стихиями, сформировали в едином духовном потоке русскую натуру, русскую ментальную ауру, русский противоречивый характер, который не поддается ни какой логике здравого смысла, русскую таинственную душу, которую по сей день пытаются разгадать, в очередной раз убеждаясь, что постичь невозможно.
«Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной рожденный русской жизнью». Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.
Притягивало к русским во все века – не спокойствие и сосредоточенность русских, а образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва Александр Невский заложил традиции союза (ХIII век союз с Золотой Ордой) с народами Азии «основанные на национальной и религиозной терпимости, которые привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».
В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г. обрели свою национальную культуру. Таких явлений как «резервация» в России не существовало.
В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики.
Россия исторически формируется как культурная держава, и в динамике ее развития и системной целостности стержневую роль играет культура, культура как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия. Таково русское, российское понимание культуры, что даже когда другие народы и страны искали порядок и благополучие, русские люди старались вникать в духовные смыслы своей жизни. Исторически в российском «государстве–цивилизации» основополагающую роль играют духовные факторы с базисным значением «русской культурной доминанты».
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов констатирует что главное противоречие современной России — это противостояние культуры и невежества. «Мы — все народы России — объединены вокруг русского народа, его культуры, традиций и государственности. Обсуждая «Основы государственной культурной политики», мы должны понимать, что речь при этом идет не только о русских, но и о более чем ста народах страны и ближайшего зарубежья, для которых русский язык и русская культура стали родными. Это русское культурное пространство, в котором налажено вековое сотворчество многих народов.
Наша «цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой являются не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности»
В новых исторических условиях закономерно стала формироваться новая гражданская и культурная идентичность, в которой в соответствии с законами преемственности взаимодействуют традиционные советские и современные ценности и смыслы бытия.
Но этот процесс во многом оказался охвачен стихией, что привело к деформации человеческих и межнациональных отношений в лабиринтах «смутных времен». Наметился кризис культуры и нравственных устоев индивидов и общества. Национальный, религиозный и другие вопросы обострились из-за ослабления в них культурно-нравственных факторов достоинства и долга.
Обсуждение на так называемом Государственном совете «Основ государственной культурной политики» — это свидетельство навязывания нам путинской властью, мультикультурным обществом того, что нам, так называемым россиянам, в новых исторических условиях вновь предстоит бороться за свою культурную Русскую идентичность как гражданам Великой России.
Сегодня речь идет о необходимости мобилизации нашего общего патриотического духа, духовного потенциала русской культуры, без чего невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность русского общества.
Занимаясь проблемами культуры, образования, надо вспомнить положение Устава ООН по вопросам ЮНЕСКО, где записаны важные слова о том, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей».
Отсюда понимание того, что фронт борьбы сегодня проходит не только между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством, где культура — это истина, добро, красота, любовь, свобода, то есть достоинство, а невежество — это ложь, зло, безобразие, ненависть, то есть рабство и унижение человеческого и национального достоинства.
Именно Культура — то, что возвышает достоинство человека и социума, собирает людей в государство и в нации — способна налаживать достойные отношения между людьми и народами. А невежество разобщает людей и народы, разрушает государство, уничтожает нации.
Деформированность культурной среды обуславливает те процессы, которые происходят в молодежной среде всего постсоветского пространства. Кроме того, эта чрезмерная увлеченность власти и общества экономическими критериями в ущерб культурно-нравственным. Важно понимать, что в конечном итоге культура важнее.
Это означает, что государство, власть, общество, люди даже в самые смутные времена призваны оставаться на стороне культуры, действовать во имя культуры, а не впадать в «модное» невежество, в том числе навязываемое экономическими интересами и политической целесообразностью.
В стране существенно ослаблена работа по культурной интеграции регионов и народов страны. Это очень важная работа, ибо главное противоречие современной России — это противоречия не между национальностями и религиями, а между культурой и невежеством. А это означает, что благополучие, устойчивость и созидательные перспективы России связаны с победой Русского культурного проекта в стране.