культурный код это в философии
Культурный код
Культу́рный код — ключ к пониманию данного типа культуры [1] ; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.
Содержание
Типы культурных кодов
Культурный код в литературе
См. также
Ссылки
Примечания
Это заготовка статьи о культуре. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Полезное
Смотреть что такое «Культурный код» в других словарях:
Культурный код — (code) 1) ключ к пониманию данного типа культуры (дописьменный, письменный, экранный периоды). К. к. позволяет понять преобразование значения в смысл 2) совокупность знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), которые заключены в любом предмете … Энциклопедия культурологии
Культурный детерминизм — научная концепция об определяющей роли культуры народа в развитии общества, о культуре как автономном образовании, независимом ни от каких факторов развития. В данной концепции «культурный код» (архетип культуры) народа рассматривается как его… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ — концепция, согласно к рой (1) явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии об ва; (2) культура рассматривается как относительно автономное образование, независимое от др. сфер обществ. жизни. Д.к. характеризуется, как правило,… … Российская социологическая энциклопедия
двойной код — Англ., франц. double code. Понятие постмодернизма, должное объяснить специфическую природу художественных постмодернистских «текстов» (под «текстом» с семиотической точки зрения подразумевается семантический и формальный аспект любого… … Постмодернизм. Словарь терминов.
ЛЕМ — (Lem) Станислав (р. 1921) польский фантаст, футуролог, философ, культуролог. Окончив гимназию в 1939, Л. поступил на мед. ф т Львов, ун та. В годы оккупации Л. вынужден прервать учебу и работает автомехаником, а после войны продолжает… … Энциклопедия культурологии
текстовой анализ — Франц. analyse textuelle. Первый вариант деконструктивистского анализа в собственном смысле этого слова, предложенным Р. Бартом. В нем исследователь переносит акцент своих научных интересов с проблемы «произведения» как некоего целого,… … Постмодернизм. Словарь терминов.
ИСКУССТВО — 1. Профессиональная деятельность, направленная на построение образных форм, представленных в виде особых артефактов произведений И. Антропологические предпосылки такой деятельности составляют определенные свойства человека, проявляющиеся в… … Российская социологическая энциклопедия
КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
ЗНАК — материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… … Энциклопедия культурологии
ШПЕТ — Густав Густавович (1879 1937) – философ, феноменолог, основатель герменевтики в России, один из создателей философии языка. Круг интересов: философия, эстетика, лингвистика, логика, история, психология, этнология, лит ведение. Наиболее… … Энциклопедия культурологии
Культурный код — понятие, принципы, история
Понятие «код» зародилось в сугубо научно-технической среде (код Морзе, генетический код).
Суть его – в дешифровке искусственных языков. Физически же он – система знаков и свод правил, по которым производится шифровка, расшифровка, перенос и хранение информации.
Код в культуре — черты и примеры
В культурологии понятие культурного кода используется в качестве ключа к пониманию культурной картины мира.
Сам код может также трансформироваться в процессе развития (упрощаться, усложняться, менять знаковую систему и т.д.).
Черты культурного кода
При этом код культуры непременно должен характеризоваться:
Примеры культурного кода
Важнейшим культурным кодом в древних культурах являлась система имен. Имена носили сакральный смысл, часто предмет носил два имени – одно «истинное», другое – «общеизвестное», поскольку имя было неотделимо от предмета и с ним можно было совершать магически ритуалы.
Временные отрезки и моменты времени также могли выступать в качестве кода, увязывая в себе смыслы культуры. Например, в христианстве центром времени считается пришествие искупителя – Иисуса Христа. Исходя из этого, строится вся культурная картина мира христианина.
Культурные коды присущи всем языкам культуры. Найти их сложно, но именно культурные коды помогают перевести глубинные смыслы культуры на уровень выражения.
Понятие и понимание культурного кода
Понятие кода — одна из основных, наряду со знаком и символом, терминологических и понятийных «единиц» семиотики, которая используется для раскрытия механизма порождения смысла любого сообщения. Теория информации определяет его как «репертуар» (совокупность) сигналов. Философия склонна видеть в нем несколько определений:
В качестве наиболее близкого примера кода по смыслу ученые чаще всего приводят понятие «языка», т.к. язык являет собой определенный способ правильной и закономерной организации высказывания (Ф. Соссюр).
Современные исследователи склонны:
Так, например, советский ученый-семиолог Ю.М.Лотман считал, что понятие кода уже психологически настраивает нас на автоматическую, «машинную» модель общения (коммуникации) и искусственный язык, в отличие от реального языка, существующего и имеющего протяженность в истории.
Культурный код в семиотике
Известный итальянский ученый У.Эко для сугубо семиотического обозначения и понимания кода в отличие от иных подходов предлагает специфический термин S-код, для сущности которого характерно:
Р.Якобсон в середине прошлого века дополняет понятием код понятием «субкода», которое используется для описания информационных систем с несколькими кодами, существующих в строгой иерархичности.
Признаки культурного кода
Таким образом, для любого культурного кода характерны принципы:
Она демонстрирует упорядоченность субкодов — выделяя главенство одного и подчиненность остальных.
Она связана с общей информативностью высказывания, так как он сам по себе уже ограничивает поле выбранной информации.
Наша презентация:
По мнению У.Эко, чем большее количество символов использует высказывание, тем больше вырастает число их комбинаций — сообщение становится «высокоинформативным», но в то же время и непередаваемым, так как для его передачи требуется большее число операций. Вывод — легче шифруется и расшифровывается, а, следовательно, эффективно передается (без потери смысла) высказывание из числа элементов, для которых комбинаторные варианты ограничены.
Национальное бессознательное или Что такое культурный код?
Александра Иваницкая
Хотя бы раз вы слышали словосочетание «культурный код». Обычно его используют, когда говорят о произведениях искусства или культурных практиках, которые человек не может понять — для этого нужно изучать чужие традиции, нормы, чужой культурный код. Но что такое культурный код на самом деле — ключ к чужой культуре или сейфовый замок? Мы разобрались и делимся с вами.
Что такое культурный код и из чего он складывается?
Определения культурного кода разнятся в зависимости от трактовки учеными.
По мнению культурологов же культурный код — это набор характеристик, которые помогают идентифицировать культуру. Например, именно элементами национального культурного кода пользуются режиссеры, чтобы показать, что место действия в фильме — условно — Париж. Вам покажут столик на двоих с вином и багетом, на небе будет играть красками закат, а за кадром — музыка Мориса Ларканджа, вам даже не нужно видеть Эйфелеву башню, чтоб понять, что герои сейчас либо пойдут гулять по Елисейским Полям, либо будут грабить Лувр.
Обе трактовки культурного кода спокойно сосуществуют и дополняют друг друга. Так что можно говорить, что культурный код состоит из речевой характеристики, символов, ассоциаций, стереотипов и поведенческих норм.
Культурный код как молекула ДНК
Культурологи считают, что культурный код — не конечная величина. Он складывается из прошлого культурного опыта общества, информация собирается, скручивается и упаковывается в конечный культурный продукт, как в молекуле ДНК — вроде нам представлен самостоятельный продукт, будь то книга, фильм или даже рекламный ролик, но он будет пронизан отсылками к тому, что уже когда-то было воспроизведено. Это не обязательно будут прямые отсылки к книгам, фильмам или речам политиков, но они могут неявно присутствовать.
Так примером и компактным носителем культурного кода для разных территориальных, профессиональных и гендерных обществ могут быть сериалы, такие как «Клиника», «Секс в большом городе», «Офис», «Симпсоны» или российский сериал «Универ». В них вы найдете и ключевые ситуации, которые будут характерны для того или иного типа сообщества (студентов, врачей, одиноких женщин за 30). А также основные реакции, которые также являются частью культурного кода, и контент, который герои при этом употребляют — какие новости их беспокоят, какие премьеры они ждут вместе с реальными зрителями.
Как читать культурный код?
Понимать культурный код нужно хотя бы ради того, чтобы при коммуникации с людьми из другой группы (или при просмотре фильма на языке оригинала) не чувствовать, что вы чего-то недопонимаете. Порой для лучшего понимания произведений и людей нужно совершать полноценные историко-культурные исследования, но в большинстве случаев вы можете использовать несколько простых приемов.
Культурный код зашит в слова, фразеологизмы и идиомы. Поэтому, чтобы коммуникация не прерывалась уже на этапе первых фраз, вам нужно изучать язык другой культуры. Это может быть как иностранный язык и чужой диалект, так и профессиональный лексикон, который используется узким кругом людей.
Обращайте внимание на контекст
Если вы решите посмотреть в оригинале какой-нибудь ситком вроде «Симпсонов», то вам придется открыть сводку новостей США примерно за период создания сезона. В таких произведениях многие сюжетные ходы и реплики строятся на новостях, актуальных медиа-трендах и даже президентских твитах.
Про культурный код, или С чего начинается возрождение?
Одно из самых важных условий продуктивного сотрудничества — взаимопонимание, а для его достижения необходим общий язык общения. Причем не просто общность языка как чисто лингвистической конструкции, а близость в определении базовых понятий и их толковании, иными словами, общая культурная среда.
Если она есть, то люди идут «на одной волне», а если нет, то наступает «сдвиг по фазе», выражаясь на профессиональном сленге электротехников. И тогда переменные токи будут отличаться друг от друга не только по амплитуде, но и по этой самой фазе. На бытовом, неспециальном языке это означает, что одинаковым словам люди будут придавать разный смысл, а если два человека будут в «противофазе», то и прямо противоположный. А значит, с большой долей вероятности можно предположить, что они не достигнут взаимопонимания, а тем более не смогут объединиться.
Я не просто так заговорил на «инженерном» языке. Курьезы с пониманием технических терминов возникают регулярно. Специализированные тексты — это постоянная головная боль переводчиков. Классический пример такого недопонимания описан в книге «Экипаж “Меконга”» советских фантастов Е. Войскунского и И. Лукодьянова:
— “Голый кондуктор бежит под вагоном. ” Неприлично и глупо!
Инженеры так и покатились со смеху.
— Послушай, как нужно правильно, — сказал Юра, отсмеявшись. — “Неизолированный провод проходит под тележкой крана”. Американский технический язык — это тебе, Валечка, не английский литературный. Здесь навык нужен. ©
Но если кто думает, что подобные нестыковки могут возникнуть исключительно при «столкновении» различных профессиональных миров, то он ошибается. Это общее правило.
При этом сам язык, как часть национальной (этнической) идентичности, является обязательной, но не достаточной опцией для установления взаимопонимания. Хотя обычное незнание языков, конечно, может привести к конфликтам, подобно описанному Джалаладдином Руми в стихотворении «Изюм»:
О, если б повстречать им знатока,
Что знал бы все четыре языка.
Сказал бы он, что можно за дирхем,
То приобресть, что им желанно всем.
Поскольку каждый думал об одном,
Что выражал на языке своём.
Слова “ангур”, “эйнаб”, “узум”, “стафил”
Суть виноград, что им желанен был.
Быть может, тот знаток в одно мгновенье
Их озарил бы светом разуменья,
Чтоб четверо, что дрались и бранились,
В единомышленников превратились.©
Но, например, два математика, формально говорящие на разных языках, зачастую могут лучше понять друг друга, чем программист и музыкант одной национальности. Поэтому понимание того, из какой культурной среды вышел ваш контрагент, его «культурного кода», совершенно обязательно для правильного общения или восприятия его мыслей и пожеланий.
Здесь необходимо отметить, что же такое культурный код. Это совокупность принципов (базовых понятий), определяющая минимальный набор образов, связанных с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. При этом, очень упрощенно, можно классифицировать культурные коды как глобальные, локальные и специализированные.
Самые важные среди них — глобальные коды. Причем любой глобальный код — это обязательно религия либо производное от неё. Даже формально атеистические идеологии, такие как марксизм, по сути являются переложением какой-либо религии на модернистские рельсы. Потому что только религия обладает потенциалом к объединению на общей платформе самых разных людей на самых разных территориях, вне зависимости от их уровня образования и общественного положения. Религиозный культурный код одинаков для бедного и богатого, чёрного и белого, мужчин и женщин. Когда религиозный человек использует в своей речи или деятельности какой-либо символ, его единоверцы понимают его примерно одинаково. В результате посыл, в нем заложенный, находит своего адресата и вызывает искомую реакцию.
На сегодняшний день самый распространённый культурный код, без сомнения, библейский. Именно он лежит в основе современной западной цивилизации. То есть с определенными разночтениями и натяжками, но мировоззрение западного человека до определенного времени было основано на Библии. Потому, когда христианин заводит речь о «золотом тельце», всем христианам и практически всем людям западной цивилизации понятно, что это аллюзия на библейскую историю об отпадении евреев от религии Моисея. Между тем индуист может подумать, что речь идет о статуе коровы. То есть он поймёт это выражение в чисто языковом плане, но смысловое значение может быть совершенно иное.
Так же и у мусульман есть свой культурный код — коранический. Мусульмане оперируют общими базовыми понятиями, вне зависимости от пола, национальности или места рождения. Например, упоминание «достоверного хадиса» подразумевает не просто констатацию того, что это изречение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но и утверждение законодательной сути данного изречения, что может быть совершенно непонятно христианину или атеисту.
В современном мире так же массово распространен гуманистический (научный) культурный код. Внедрен он относительно недавно, и его отличает тщательно проработанная историческая легитимация и ярко выраженный символизм, о чем я уже писал ранее.
По большому счету, список глобальных кодов можно на этом завершить и перейти к локальным кодам, отличительной особенностью которых является привязка к национальным, территориальным или государственным образованиям. Чаще всего это производное от одного из глобальных кодов, который каким-то образом трансформируется, подгоняется под интересы некоей группы и подаётся как новый культурный код. Однако это может быть и полноценная религия, ограниченная в своем прозелитизме какими-либо жесткими рамками, как, например, иудаизм или езидизм.
С третьей, специализированной, группой кодов все несколько проще. Это признак сообщества людей, связанных между собой профессиональной деятельностью, как упомянутые выше электрики или математики. В ходе своего развития подобные сообщества могут приобретать самые причудливые формы. Например, масоны сохранили профессиональный язык каменщиков, наполнив соответствующие термины новым, мистическим смыслом. Российская криминальная среда пользуется «воровской феней», жаргоном, который берет свое начало в символическом языке «офеней», своеобразной секте странствующих по просторам Российской империи торговцев. К этой же категории относятся различные субкультуры: готы, геймеры и прочие байкеры.
Можно приводить еще много примеров как разных кодов, так и их взаимного влияния. Но сказанного вполне достаточно, чтобы понять всю важность как верной идентификации собеседника, так и самоопределения. Причем отнесение себя к какому-либо культурному пространству — одна из самых сложных задач в жизни человека, потому что обычно люди оказываются в сфере влияния той или иной культуры (идеологии) не по своей воле. А это в корне неправильно. В этом вопросе необходима полная осознанность.
Например, культурный код является одним из четырех столпов нации первого уровня. Без культурной общности нет нации в современном смысле этого слова. Поэтому англичане появились со времен реализации проекта «Шекспир», а русские — после Пушкина. Но нациестроительство — вопрос очень деликатный, и его мы будем разбирать отдельно.
Здесь же для нас важно уяснить, что любой культурный код не является статичным и постоянным. Это динамичная, развивающаяся конструкция. Иначе он постепенно глохнет и исчезает, изменяясь под напором иных, более привлекательных и агрессивных систем. Примеры из недавнего прошлого показывают нам это во всей красе. Так, советский “новояз“ с его чудовищными аббревиатурами и жуткими словосочетаниями типа «эргично фукцировать» и «лимит времени прошу соблюдать» серьезно повлиял на формирование «советского человека». Нечто подобное мы наблюдали и в «лихие 90-е», когда людям на постсоветском пространстве навязали уважительно-романтичное отношение к ряду прежде отрицательных понятий. Убийцы и душегубы стали крутыми «киллерами», а про «путан» снимались фильмы и пелись песни.
Но подобные катаклизмы происходят не только с локальными кодами. Глобальные тоже не застрахованы от изменений. Можно привести в пример внедрение философии в исламское цивилизационное пространство в «эпоху переводов», что внесло существенные изменения в коранический культурный код. Еще более серьезные изменения произошли с библейским кодом в эпоху великих археологических открытий, которая началась с завоевания Египта Наполеоном и его легендарной фразы: «Солдаты, сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид!» Разрушение традиционной библейской хронологии вкупе с внедрением гелиоцентрической системы мира и ньютоновской механики привело к созданию нового, научного культурного кода.
Такого рода процессы продолжаются на всем цивилизационном пространстве. Потому что одной из важнейших задач любой цивилизации (общественной структуры, сплоченной глобальным культурным кодом) является либо реформирование, либо уничтожение культурного кода противоборствующей цивилизации. Без этого полноценной победы не будет. Будет лишь временный успех, передышка между сражениями.
Но почему культурный код столь важен? Потому что сила, вес и мощь цивилизации состоит из мощи военной, экономической и дипломатической. И эти составляющие полностью зависят друг от друга: слабость одной вынужденно компенсируется за счёт других, ослабляя всю систему в целом, и наоборот. Реализовать же это триединство на практике возможно лишь при наличии единого, эффективного и дееспособного понятийного аппарата, который можно построить исключительно на базе общего культурного кода. Разрушите его — и рухнет вся структура. Улучшите его — получите цивилизационный рывок.
Рост или деградация любого сообщества всегда начинаются с принятия нового или изменения старого культурного кода. Поэтому любая общественная структура, заинтересованная в своем неуклонном развитии, обязана прикладывать максимум усилий для постоянной адаптации своего культурного кода к изменяющимся внешним условиям.
Культурный КОД— обязательно к прочтению
Экология жизни. Люди: Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Борьба сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством.
Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
«Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских. Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.».
Рут Бенедикт. Хризантема и меч.
Начну с того, что большинство даже образованных людей не очень хорошо понимают смысл словосочетания «русский культурный код».
Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код — это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках. Смысл образов в разных культурах не совпадает».
Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. И данная свыше особенность этой страны в наибольшей степени проявляется в их психологических реакциях.
Культура страны влияет (на эмоциональном уровне) на наши переживания, в результате жизненный опыт с эмоцией создает у нас осязаемый образ. Появление осязаемого образа обуславливает мыслительный процесс и формирует наши (те или другие) действия. Осязаемый образ делает нас теми, что мы на самом деле есть. То есть, люди разных стран, имея общую человеческую природу, обладают отдельным ото всех «коллективным подсознательным», «культурным бессознательным», Культурным Кодом.
Клотер Рапай установил связь между поведением людей в социуме (в том числе потребительском) и национальной культурой. Он сам показал это на практике как, например, японцев с традиционной культурой чаепития можно заставить покупать кофе «Nestle», увеличив тем самым её продажу? И он их заставил, в результате чего из обычного детского доктора превратился в миллиардера.
Отсюда видно, что существует возможность вмешаться в культурное бессознательное нации, внести коррективы, а то и перекодировать культурный код? Разумеется, он меняется и не только «под давлением», но и под влиянием других культур.
Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
Н. Добролюбов о народности: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить лёгкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но чтобы стать поэтом истинно народным надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ».
А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.
Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.
Философ Александр Дугин по этому поводу пишет: «В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенна была идея ассимиляции приезжих. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это meltingpot (плавильный котёл), что это разные культуры, но Хантингон, говоря об Америке, указал, что существует некий Культурный Код – WaspWhiteAnglo-SaxonProtestants – белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот Код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот Код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то своих национальных особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной Код внедряется в США очень жестко».
Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.
И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.
По мнению В. Путина, образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.
Спокойствие, сосредоточенность, сила, простор – то, что притягивало к русским во все века. Здесь ключевое слово «простор» для понимания Русского Кода. Потому, что именно мистические просторы России, с её природными стихиями, сформировали в едином духовном потоке русскую натуру, русскую ментальную ауру, русский противоречивый характер, который не поддается ни какой логике здравого смысла, русскую таинственную душу, которую по сей день пытаются разгадать, в очередной раз убеждаясь, что постичь невозможно. «Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной рожденный русской жизнью». Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.
Притягивало к русским во все века – не спокойствие и сосредоточенность русских, а образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва Александр Невский заложил традиции союза (ХIII век союз с Золотой Ордой) с народами Азии «основанные на национальной и религиозной терпимости, которые привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».
В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г. обрели свою национальную культуру. Таких явлений как «резервация» в России не существовало.
В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики.
Россия исторически формируется как культурная держава, и в динамике ее развития и системной целостности стержневую роль играет культура, культура как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия. Таково русское, российское понимание культуры, что даже когда другие народы и страны искали порядок и благополучие, русские люди старались вникать в духовные смыслы своей жизни. Исторически в российском «государстве–цивилизации» основополагающую роль играют духовные факторы с базисным значением «русской культурной доминанты».
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов констатирует что главное противоречие современной России — это противостояние культуры и невежества. «Мы — все народы России — объединены вокруг русского народа, его культуры, традиций и государственности. Обсуждая «Основы государственной культурной политики», мы должны понимать, что речь при этом идет не только о русских, но и о более чем ста народах страны и ближайшего зарубежья, для которых русский язык и русская культура стали родными. Это русское культурное пространство, в котором налажено вековое сотворчество многих народов.
В новых исторических условиях закономерно стала формироваться новая гражданская и культурная идентичность, в которой в соответствии с законами преемственности взаимодействуют традиционные советские и современные ценности и смыслы бытия.
Но этот процесс во многом оказался охвачен стихией, что привело к деформации человеческих и межнациональных отношений в лабиринтах «смутных времен». Наметился кризис культуры и нравственных устоев индивидов и общества. Национальный, религиозный и другие вопросы обострились из-за ослабления в них культурно-нравственных факторов достоинства и долга.
Обсуждение на Государственном совете «Основ государственной культурной политики» — это свидетельство осознания властью, обществом того, что нам, россиянам, в новых исторических условиях вновь предстоит бороться за свою культурную идентичность как гражданам единого Отечества.
Сегодня речь идет о необходимости мобилизации нашего общего патриотического духа, духовного потенциала русской, российской культуры, без чего невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность государства и общества.
Занимаясь проблемами культуры, образования, я часто ссылаюсь на положение Устава ООН по вопросам ЮНЕСКО, где записаны важные, на мой взгляд, слова о том, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей». Отсюда понимание того, что фронт борьбы сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством, где культура — это истина, добро, красота, любовь, свобода, то есть достоинство, а невежество — это ложь, зло, безобразие, ненависть, то есть рабство и унижение человеческого и национального достоинства.
Именно Культура — то, что возвышает достоинство человека и социума, собирает людей в государство и в нации — способна налаживать достойные отношения между людьми и народами. А невежество разобщает людей и народы, разрушает государство, уничтожает нации.
Деформированность культурной среды обуславливает те процессы, которые происходят в молодежной среде всего постсоветского пространства. Кроме того, эта чрезмерная увлеченность власти и общества экономическими критериями в ущерб культурно-нравственным. Важно понимать, что в конечном итоге культура важнее.
Это означает, что государство, власть, общество, люди даже в самые смутные времена призваны оставаться на стороне культуры, действовать во имя культуры, а не впадать в «модное» невежество, в том числе навязываемое экономическими интересами и политической целесообразностью.
В стране существенно ослаблена работа по культурной интеграции регионов и народов страны. Это очень важная работа, ибо главное противоречие современной России — это противоречия не между национальностями и религиями, а между культурой и невежеством. А это означает, что благополучие, устойчивость и созидательные перспективы России связаны с победой культурного проекта в стране. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: