культурный код города в контексте городских историй
Культурный код города в контексте городских историй
НКО | Некоммерческие организации | Северодвинск запись закреплена
Проект «Культурный код города в контексте городских историй» АНО «Центр социальных инноваций «Открытая идея» стал одним из победителей второго конкурса президентских грантов 2021 года
Совместный проект общественной организации, Северодвинского музея и творческой молодежи города направлен на создание новых культурных практик и формирование культурного кода Северодвинска.
Не случайно центром реализации творческих инициатив выбран городской музей – информационно-аналитический центр краеведческих знаний и материалов, культурного наследия города и региона.
Реализация проекта начнется в июле и продлится полгода.
Туристическую привлекательность города будут развивать художники под руководством Ильи Кузубова. Один из центральных исторических кварталов города с помощью художников и научных сотрудников музея станет объектом туристического показа: на фасадах зданий появятся художественные образы, напоминающие о ярких моментах истории этого места. Тем временем Анастасия Цветкова – сотрудник музея подготовит познавательные экскурсии «Городские легенды» для жителей города и туристов.
Дизайнер Анна Злотко возглавит лабораторию креативных индустрий «Поморская арт-резиденция». Богатый краеведческий материал музея и его филиала в Нёноксе станет основой для создания творческого пространства для художников, которые смогут погрузиться в мир поморских деревень и создать новые шедевры.
Лаборатория городских праздников «Музейный дворик» под руководством Любови Ильиной создаст новый формат городских праздников. Факты городской истории, важные юбилейные даты станут основой велосипедного путешествия, летнего кинозала, творческой мастерской и даже квеста «Тайные знаки на улицах города».
Партнерами проекта выступит ТИЦ Архангельской области, арт-резиденция «Марьин дом», культурные учреждения Северодвинска: ДХШ №2, Парк культуры и отдыха.
______________________________________
Контактная информация: МБУК «Северодвинский городской краеведческий музей».
Светлана Пачина, Любовь Карпова телефон +79115620601
Культурный код города
Новые проекты для Северодвинска
Городской краеведческий музей ежегодно радует нас новыми выставками и проектами. На днях сотрудники музея сообщили и о новых победах — выигранных грантах, а также о новых идеях.
Президентский грант
Проект «Культурный код города в контексте городских историй» некоммерческой организации «Центр социальных инноваций «Открытая идея» стал одним из победителей второго конкурса президентских грантов 2021 года.
Всего на конкурс поступило 12 255 заявок. А в перечень победителей вошли 2144 некоммерческие организации из 81 региона, среди них 19 НКО из Архангельской области, в том числе четыре — из Северодвинска.
Совместный проект общественной организации, Северодвинского музея и творческой молодёжи города направлен на создание новых культурных практик и формирование культурного кода города корабелов. На реализацию проекта будет направлено более 2,5 миллиона рублей, а с учётом софинансирования бюджет составит свыше 3,5 миллиона рублей.
Площадкой для реализации проекта станет Северодвинский городской краеведческий музей и его филиал в селе Нёнокса. Проект направлен на повышение роли музея в активизации современных культурных практик и формирование культурного кода моногорода. Три направления продемонстрируют способы использования возможностей музея и средств дизайна в решении актуальных задач культурного развития города.
Возможности для музея
Первое направление — «Дизайн в повышении туристической привлекательности городской среды». Оно объединит НКО, творческие объединения и учреждения, администрацию Северодвинска и активных жителей одного из кварталов центра города. Художники подготовят дизайн-проект оформления территории и совместно с жителями города и волонтёрами — учащимися детской художественной школы реализуют его на практике.
Направление «Дизайн в развитии креативных индустрий» послужит объединению усилий дома-музея в деревне Чаколе Пинежского района и филиала Северодвинского музея в Нёноксе, художников и дизайнеров Поморья, Москвы и Санкт-Петербурга. На основании результатов научных изысканий сотрудников музея, археологов, историков создаются условия для погружения дизайнеров и художников в мир древних сёл. Результатом работы станут запуск новой арт-резиденции на базе филиала музея в Нёноксе и выставка современного искусства.
В направлении «Дизайн в развитии культурно-образовательного пространства города» будут работать коллективы краеведческого музея, Парка культуры и отдыха и event-агентства. Изучение исторических событий, фактов, городских традиций позволит модернизировать дизайн городских праздников. Это позволит создать новый образ мероприятий, придать им индивидуальный стиль.
Воплощение идей
Неслучайно центром реализации творческих инициатив выбран городской музей — информационно-аналитический центр краеведческих знаний и материалов, культурного наследия города и региона. Именно музей является огромным потенциалом и стимулом для изучения истории города и страны, ценностным ресурсом, который нарастает и обогащается в процессе его использования.
Реализация проекта начнётся в июле и продлится полгода. Старт проекту даст круглый стол в стенах музея, на котором будут презентованы все три направления деятельности в рамках проекта. Актуальные задачи развития Северодвинска предполагается решать креативно и творчески.
Туристическую привлекательность города будут развивать художники под руководством Ильи Кузубова. Один из центральных исторических кварталов города с помощью художников и научных сотрудников музея станет объектом туристического показа: на фасадах зданий появятся художественные образы, напоминающие о ярких моментах истории этого места. А сотрудники музея подготовят познавательные экскурсии «Городские легенды» для жителей города и туристов.
Дизайнер Анна Злотко возглавит лабораторию креативных индустрий «Поморская арт-резиденция». Богатый краеведческий материал музея и его филиала в Нёноксе станет основой для создания творческого пространства для художников, которые смогут погрузиться в мир поморских деревень и создать новые шедевры.
Лаборатория городских праздников «Музейный дворик» создаст новый формат городских праздников. Факты городской истории, важные юбилейные даты станут основой велосипедного путешествия, летнего кинозала, творческой мастерской и даже квеста «Тайные знаки на улицах города».
Проект «Культурный код города в контексте городских историй» должен быть реализован в течение полугода:
с 30 июня по 30 декабря.
«Музей 4.0»
Ещё одно из важных достижений Северодвинского музея — это приз размером 2 миллиона рублей за победу в престижном конкурсе «Музей 4.0» Фонда Владимира Потанина с проектом «Ой, смотрите, это я!».
Полученные денежные средства выделены на оцифровку, распознавание и публикацию архива фотокорреспондента «Северного рабочего» Валентина Павловича Капустина. В этой газете он проработал 45 лет и являлся бессменным автором трёх фотоальбомов, выпущенных к юбилеям Северодвинска (70, 75 и 80 лет).
Валентина Капустина не стало в декабре прошлого года. Он был хранителем драгоценного архива, где хранятся снимки героев и орденоносцев, глав государства и членов правительства, именитых горожан и знаменитых артистов. Но бесконечно дороги другие кадры, с которых гладят простые горожане, запечатлённые мастером и в горе, и в радости. Архив фотографа, состоящий из более чем 53 тысяч снимков и негативов, его семья передала в музей.
В поисках средств на обработку ценнейшего источника истории города сотрудники музея написали проектную заявку в Фонд Владимира Потанина. Из 475 участников в финал вышли 80 лучших музеев страны. В первых числах июня состоялось онлайн-интервью, где экспертная комиссия вела диалог с финалистами, задавала каверзные вопросы по смыслу, содержанию и бюджету проекта. Северодвинский проект одобрили на федеральном уровне!
Уже осенью начнутся работы по созданию рабочего пространства для хранения и оцифровки архива Валентина Капустина. Вслед за этим стартует глобальная работа по распознаванию фотографий. Музей и его партнёры: Совет ветеранов, Союз журналистов, газета «Северный рабочий», а, главное, сами горожане — должны будут узнать героев большинства снимков фотокора. Результатом станет сайт — настоящее электронное поле истории Северодвинска последней четверти ХХ века.
В Северодвинске формируют культурный код города при поддержке президентского гранта
Площадкой реализации проекта станут Северодвинский городской краеведческий музей и его филиал в селе Нёнокса
На реализацию будет направлено более 2,5 миллиона рублей, а с учетом софинансирования бюджет проекта составил более 3,5 миллиона. Площадкой реализации проекта станут Северодвинский городской краеведческий музей и его филиал в селе Нёнокса.
Проект направлен на повышение роли музея в активизации современных культурных практик и формирование культурного кода моногорода.
Три направления продемонстрируют, как использовать возможности музея и средств дизайна в решении актуальных задач культурного развития города.
Направление «Дизайн в повышении туристической привлекательности городской среды» объединит НКО, творческие коллективы и учреждения, администрацию Северодвинска и активных жителей одного из кварталов центра города. Художники подготовят дизайн-проект оформления территории и совместно с жителями города и волонтерами-учащимися детской художественной школы реализуют его на практике.
В направлении «Дизайн в развитии культурно-образовательного пространства города» будут работать коллективы краеведческого музея, городского парка культуры и отдыха и event-агентства. Изучение исторических событий, фактов, городских традиций позволит модернизировать дизайн городских праздников и событий. Это позволит создать новый образ мероприятий, придать им индивидуальный стиль.
Проект «Культурный код города в контексте городских историй» должен быть реализован в течение полугода: с 30 июня по 30 декабря.
Культурный код или Как город разговаривает с нами
Сегодня часто можно услышать словосочетание «культурный код города». Это обширное понятие, для которого существует точное научное определение, но без живых примеров оно трудно поддаётся пониманию. Давайте проанализируем его и попытаемся в нём разобраться.
Что такое культурный код?
Каждый день мы разговариваем и используем для этого свой родной язык. Что будет, если представить, как город говорит с нами? Какие слова он скажет нам, да и что для города значит «слово»?
Для города «слово» — это место, которое у нескольких людей вызывает одинаковые эмоции и воспоминания.
Иногда небольшое место или уголок могут вызвать определенные воспоминания. Что уж говорить о местах, где вы провели большую часть своей жизни. (Источник: http://images.china.cn)
Здание или сооружение, которое видно с большого расстояния и с разных точек — тоже «слово».
Ахун как метка территории
«Словом» может быть анекдот, сразу понятный жителям, а для приезжих — только со временем.
Городской мем. Сообщества о городе, начинающиеся со слова «Типичный…», могут многое рассказать о нем
Это может быть история или легенда.
Дача Якобсона. Здесь Маяковский впервые публично прочитал «Стихи о советском паспорте».
Сегодня единицей общения в интернете являются картинки, которые называют мемами. Мем (из Википедии) — единица культурной информации. Мем города — это культурный код. Это что-то устойчивое в сознании людей, ведь именно для нас пальма — это ассоциация с определённым местом.
Город-утопия или город-парадокс как категории для культурных кодов Сочи (источник: http://foto-sochi.livejournal.com/89707.html)
Любое «слово» можно разбить на «буквы». И если взять здание за пример «слова» — то «буквами» будут являться местные или привезённые строительные материалы.
Отделка участка Курортного проспекта из характерного для дореволюционного Сочи тёмного, необработанного песчаника. Название участка — «Пролетарский подъем» (а до идеологического переименования — «Мамонтовский спуск») — также городская история, на которую повлияла уже история страны.
А если взять за пример окружающий ландшафт — то «буквами» будут растения, или тянущиеся ввысь холмы и горы. Или это будет река, название которой часто совпадает с названием города.
Рельеф как код, задающий ограничивающие условия и непосредственно влияющий на все происходящее в городе. (Модель рельефа Центрального района г. Сочи. Источник: http://3dsochi.ucoz.ru)
Такое дробление на более глубокие смыслы можно продолжать ещё долго, но для города важен уровень «слово». Из слов мы строим предложения и разговариваем друг с другом. И чем больше слов в языке — тем он богаче. Следовательно, чем больше кодов в городе — тем богаче его окружение и культурная жизнь. В нём есть смыслы и он привлекает жителей.
Некоторые «слова» забываются — важно не дать им исчезнуть. Когда пропадает язык — пропадает культура и нация. То же самое можно сказать и о городе.
Кинотеатр «Спутник» — стертое место, на котором не появилось новой значимости. Но нельзя удалить воспоминания и ассоциации людей об этом месте.
Появляются и новые «слова».
Олимпийский парк (Источник: http://photos.wikimapia.org)
Другие — переосмысливаются и у них появляются новые значения.
Улица Навагинская, ставшая пешеходной.
Поэтому коды города нуждаются в бережном отношении — это наш капитал и наше богатство.
Культурная среда города как часть общественного пространства
Захарова Елена Евгеньевна |
соискатель, кафедры ЮНЕСКО, Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы
105005, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Радио, 22
Zakharova Elena Evgen’evna
External Doctoral Candidate, the department of UNESCO, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
105005, Russia, Moskovskaya oblast’, g. Moscow, ul. Radio, 22
Просмотров статьи: 3668 c 5.5.2015
Дата направления статьи в редакцию:
Аннотация: На современном этапе общественного развития человеческая жизнь все теснее связывается с городами. Города занимают важное место в истории, особенно в истории культуры. Города и культуры являются неотделимыми друг от друга понятиями, и они настолько тесно связаны, что составляют весь объект познания. Именно эти измерения придают городской среде индивидуальность и адаптируемость. Без пространства у людей не будет больше возможности для коммуникации, обмена опытом и проведения социальных акций. То есть условия существования новой культурной среды связаны не только с изменениями в художественных дизайнерских решениях и / или эстетических тенденциях. На основе метода сравнительного анализа автор статьи проводит исследование понятия «культурная среда города» и ее влияния на организацию общественного пространства. Новизна проводимого исследования заключается в том, что от организации городской культурной среды, от того, насколько эффективно решаются вопросы ее устройства, зависят перспективы развития городов в их социальном и экономическом единстве, где центральное место отводится степени удовлетворенности населения качеством жизни. Культурная среда влияет на потребительскую культуру и интересы сообщества и способствует развитию городского пространства.
Ключевые слова: культурная среда, общественное пространство, городская культурная среда, городская культура, культурное пространство, местное сообщество, культурное сообщество, идеальный город, культурный объект, городская среда
Abstract: At the current stage of social development, human life becomes increasingly interlinked with the cities. Cities play a significant role in history, especially in the history of culture, Cities and culture are inseparable concepts, having such close relation that comprise an entire object of cognition. Namely these factors bestow individuality and adaptiveness upon urban environment. Space opens more opportunities for communication, exchange of experience and running social campaigns. Therefore, the conditions for existence of a new cultural environment are associated not only with changes in the created design solutions and/or aesthetic trends. Based on the method of comparative analysis, the author examines the concept of “cultural environment of a city” and its impact upon arrangement of public space. The novelty of this study consists in the thesis that the efficiency of organization of the urban cultural environment affects development potential of the cities in their social and economic unity, with focus on the degree of population content with the quality of life. Cultural environment also impacts consumer culture and interests of the community, as well as contribute to the development of urban space.
cultural community, local community, cultural spase, urban culture, urban cultural environment, public space, cultural environment, perfect city, cultural object, urban area
Город как место культурных трансформаций.
Категория понятия «среда» в культурном пространстве города
Различны и пространственные мнения о среде. Чаще всего основой идеи окружающей среды является территориальный атрибут, т.е. среда представляет собой некое ограниченное пространство, которое характеризуется отдельными функциональными особенностями. В то же время окружающая среда включает пространство, в котором люди находятся и взаимодействуют. С точки зрения социально-антропологического подхода, речь идет об окружающей среде жизни как о культурной среде, в которой взаимодействие людей друг с другом в обществе является неотъемлемой частью окружающей среды.
Именно поэтому современные города – это сверхсложная культурная среда, управление которой предполагает учет этой тенденции к полицентричности, что отвечает стратегическим задачам культурной политики. В результате наносится ущерб инфраструктуре города, изменяет направленность процессов, связанных с поддержкой креативного потенциала проживающих в нем людей.
Основные элементы городской культурной среды
Таким образом, культурная среда города функционирует не только как продуктивная платформа для представления культурных проектов, но и для культурного производства, которое определяет образ жизни граждан, ценности, ритуалы, современные формы общения, отдыха и т. д. Все это определяется тем, как само пространство организовано, как в нем протекает социокультурная жизнедеятельность людей. Культурное пространство также влияет на потребительскую культуру и интересы сообщества, способствуя развитию и продвижению бизнеса в городскую среду, делая привлекательным и современным образ города.
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования – культурная среда города как часть общественного пространства, её структура и функции.
Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, обобщения, сравнения, синтеза.
Актуальность исследования определяется важностью проектирования комфортной городской среды для современного социума и, соответственно, необходимостью изучения и создания соответствующих условий, включая культурную среду как часть общественного пространства.
Научная новизна автором в явном виде не выделена и связана, по-видимому, с полученными автором выводами о том, что культурная среда города функционирует не только как продуктивная платформа для представления культурных проектов, но и для культурного производства, которое определяет образ жизни граждан, ценности, ритуалы, современные формы общения, отдыха и т. д. Культурное пространство изменяет потребительскую культуру и способствует развитию и продвижению бизнеса и культуры. В целом данный вывод представляется известным.
Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный.
Структура рукописи включает следующие разделы (в виде отдельный пунктов не выделены, не озаглавлены): Введение (глобальные изменения в современном мире, в социальной и культурной среде, город как особая пространственная организация, особое общество, центр политической, административной и экономической жизни), Феномен города (идеальный город как концепция, модель, макет, проект, когнитивная модель, городские структуры и системы, функции города, влияние на дизайн и планировку), Городская среда (основа городской культуры и продукт, изучение эмпирического материала, примеры организации культурных пространств Тюмени или Омска, набережная реки Туры, восстановление Омской крепости, исторические культурные памятники, среда – что освоено и используется человеком, окружение, совокупность природных условий и культурные объекты, пространственные мнения о среде, территориальный признак, функциональные признаки, пространство, в котором находятся и взаимодействуют люди, социально-антропологический подход, окружение жизнедеятельности как культурная среда, структура среды, населённый пункт, функционально зонированное пространство), Городская культурная среда (работы Л. Б. Когана, Э. А. Орловой и др., совокупность культурных объектов, вещей, идей, образцов деятельности, норм поведения и оценок, классификации состава городской культурной среды, культурная жизнеспособность территории, количество, масштабы и статус соответствующих мероприятий, Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», Дни культуры обскоугорских народов, привлекательность города, гармоничный образ, пространство как «естественный источник метафор для социального конструирования реальности», Культура города (город как модель общества, сгусток культурных процессов, «живая, пульсирующая, развивающаяся целостность», взаимные переходы человека, деятельности и субъекта, географические, природные особенности, социальный статус, направленность деятельности жителей, архитектурный облик, художественная жизнь, подход М. В. Роскош, город как система, включающая множество подсистем, культурные практики, активная культурная жизнь, современные общественные пространства), Заключение (выводы), Библиография.
Содержание в целом соответствует названию. Вместе с тем название в большей степени подходит для монографии, нежели для отдельной статьи. Желательно в формулировке заголовка конкретизировать объект и предмет исследования (например, что речь идёт о российских городах, культурная среда рассматривается в аспекте модернизации общественного пространства, её структура и функции. Текст желательно структурировать, выделить и озаглавить разделы. Нужно также пояснить, что означает фраза: «Она развивается во взаимных переходах трех проявлений – человека, деятельности и субъекта…» – о проявлениях чего идёт речь (поскольку человек, деятельность и субъект – категории взаимосвязанные, но не рядоположенные)?
Библиография включает 14 источников отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников нуждаются в корректировке в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например:
1. Барышников, С. В. Культурная среда современного города: семиотический аспект [Текст] / С. В. Барышников, А. Г. Барышникова // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук: сборник статей / Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий»; [С. Т. Антипов, Г. А. Быковская, Л. И. Первова (отв. редакторы) и др.]. – Воронеж : Научая книга, 2015. – Вып. 1 (5). – С. 9–14.
2. Витюк, Е. Ю. Современные представления об идеальном городском пространстве [Текст] / Е. Ю. Витюк // Культура городского пространства: власть, бизнес и гражданское общество в сохранении и приумножении культурных традиций России : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 12–13 ноября 2013 года) / отв. ред. Д. А. Алисов. – Омск : Издательский дом «Наука», 2013. – С. 104–108.
8. Мастеница, Е. Н. Культурное пространство города как предмет исследования и объект познания: междисциплинарный подход [Текст] / Е. Н. Мастеница // Петербургские исследования : сборник научных статей. – СПб. : Изд. СПбГУ, 2011. – Вып. 3. – С. 128–147.
10. Морозова, Т. А. Управление городским развитием как часть культурной политики [Текст] / Т. А. Морозова, И. Г. Селиверстова // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018. – №2. – С. 59–62.
Апелляция к оппонентам (Барышников С. В., Барышникова А. Г., Витюк Е. Ю., Каган М. С., Коган Л. Б., Линч К., Лихачев Д. С., Мастеница Е. Н., Мокроусова А. К., Морозова Т. А., Селиверстова И. Г., Орлова Э. А., Роскош М. В., Скульмовская Л. Г., Сорокина А. В.) имеет место. Обращает внимание (особенно при обсуждение результатов анкетирования, проведённого в Тюменской области) ссылок на работы отечественных авторов, в том числе проводивших аналогичные исследования.
Замечен ряд опечаток: Феномен города сложен и разнообразен и, соответственно, дает определение ТРЕБУЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ?, которое может отражать все характеристики процессов и явлений; есть «естественный источник метафор для социального конструирования реальности – есть «естественный источник метафор для социального конструирования реальности»; поскольку культура по мнению Д.С. Лихачева – поскольку культура, по мнению Д.С. Лихачева; Так возникают современные общественные пространства в которых протекает жизнь горожан – Так возникают современные общественные пространства, в которых протекает жизнь горожан.
В целом рукопись соответствует основным требованиям, предъявляемым к научным статьям. Материал представляет интерес для читательской аудитории и после доработки (в основном, в части научной новизны) может быть рассмотрен на предмет опубликования в журнале «Человек и культура».
Замечания главного редактора от 29.02.2020: статья была доработана автором в соответствии с требованиями рецензии
Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи