культурный код казахской нации
Культурный код казахской нации
Культура и духовность- жизнь народа, его разум и сердце, наше прошлое, настоящее и будущее.
Президент страны Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» ставит перед нами масштабные задачи по модернизации общественного сознания, которая станет сердцевиной происходящих политических, экономических преобразований.
Великая степь пережила и времена великого благоденствия, и тяжесть лихих времен. Жившие в разные эпохи аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Баласагуни, аль-Хорезми, ибн-Сина, Ясави, Улыебек внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Труды гениев степи дали толчок Ренессансу в Европе. Сегодня имена Навои, Низами, Махтумкули, Абая, Назыма Хикмета, Габдуллы Тукая, Чингиза Айтматова, Абдижамиля Нурпеисова и многих других поэтов и писателей стали символами тюркской литературы.
Говоря о сохранении национальной идентичности, Президент подчеркнул: «Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды- одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха- это только часть нашей духовной культуры».
Культурный код нации выступает ключом к пониманию данного типа культуры, так как вбирает в себя уникальные культурные особенности, передающиеся от предков. Культурный код определяет народную психологию, сознание. В мировой истории в соответствии с эпохой, политикой государства и уровнем культуры роль социокультурных кодов трансформируется, но сохраняются их самобытность и национальные черты.
Культурный код народа Казахстана оригинален и своеобразен, как самобытны культура и литература населяющих нашу республику этносов.
Фактор успеха нации Президент видит в конкурентоспособности человека, владеющего компьютерной грамотностью, иностранными языками.
Духовное возрождение нашего общества, единство народа Казахстана будут способствовать осуществлению тех глобальных задач, которые наметил Глава нашего государства.
Б. МУКАНОВА,
руководитель отдела Управления по делам религий
акимата Северо-Казахстанской области
Культурный код казахской нации
В мировой истории в соответствии с эпохой, политикой государства и уровня культуры роль социокультурных кодов трансформируется, но сохраняются их самобытность и национальные черты. Культурный код нации выступает ключом к пониманию данного типа культуры, так как вбирает в себя культурные особенности, доставшиеся народам от предков. Это закодированная информация, позволяющая идентифицировать культуру.
Культура – жизнь народа, его разум и сердце, прошлое, настоящее и будущее. У народа Казахстана, внесшего огромный вклад в духовные ценности народов мира и общечеловеческую цивилизацию, а также в историю культуры и литературы, немало достойного культурного наследия. Благодаря Государственной программе «Культурное наследие» возвращено веками хранившееся на полках рукописных фондов литературное наследие, среди которого изданное в ХIX-ХХ веках на арабском, латинском и древнетюркском алфавите и неизвестные ранее широкому читателю и не издававшиеся тексты фольклора.
Только ученые понимают, сколько труда стоило изучение текстов, восстановление имен религиозных и исторических личностей, имен сказителей, переписчиков и собирателей фольклора, уточнение географических названий, результатов экспедиций, выяснение и составление различных вариантов текстов, разъяснение непонятных слов, написание научных заключений и пояснений к уникальному Своду казахского фольклора «Бабалар сөзі» в 100 томах. Я был свидетелем и участником подготовки последних 20-ти томов этого проекта, пропустил каждый из них через свое сердце. Это издание станет полезным в возрождении национального духа и культуры не только филологам, но и историкам, языковедам, философам. Завершенный многотомный проект стал, по моему мнению, возвращением памяти народа для укрепления национального сознания.
Культурный код народа Казахстана оригинален и своеобразен, как самобытны культура и литература населяющих нашу республику этносов. Литературный процесс Казахстана на современном этапе, несомненно, имеет общее объединяющее начало, часто проявляющееся в тщетной попытке художника проникнуть в тайну сегодняшних реалий. В первой половине 90-х годов Казахстан испытывает литературный бум, который оказывает значительное воздействие на поэтов и писателей. Издаются газеты на казахском, русском и на 15-ти языках, в том числе на украинском, польском, английском, немецком, корейском, узбекском, уйгурском, турецком и других. Осуществляются театральные и музыкальные постановки на сценах 6-ти национальных театров, в том числе – корейском, уйгурском, немецком, узбекском. О развитии межэтнического согласия свидетельствует тот факт, что в местах компактного проживания этнических меньшинств функционируют национальные школы на 22-х языках.
Лауреатами Президентской премии мира и духовного согласия стали Дмитрий Снегин, Герольд Бельгер, Морис Симашко, Носир Фозилов. Золотой медалью АНК «Бiрлiк» за большие заслуги в укреплении мира, межнационального и межконфессионального согласия и повышение духовно-нравственной культуры народа Казахстана награжден главный редактор газеты «Жийана курд», поэт, переводчик, публицист Гасанэ Хаджисулейман.
Отмена политической цензуры привела к появлению множества литературных изданий, в том числе самиздату, возврату запрещенных ранее произведений, увеличению переводов, усилению творческих контактов этносов, проживающих в Казахстане, с исторической родиной. В литературном пространстве наблюдается невероятная активность книгоиздания. Читатели не успевают знакомиться со всеми литературными новинками. Общественные организации проводят различные литературные ярмарки. Некоторые из них становятся настоящим литературным событием. Встречи с писателями и поэтами, круглые столы и дискуссии способствуют активизации современного литературного процесса.
Культурный код народа Казахстана, находящий свое художественное отображение в литературе и искусстве населяющих республику этносов, усиливает этническую идентичность, включая набор художественных образов и раскрывая их своеобразие. В творчестве мастеров художественного слова рецепция Казахстана, как образа целостной страны, обретает особое литературно-эстетическое значение. Казахстан – общая Родина для всех, кто живет на этой земле. Для поэтов, писателей, публицистов характерно очень личное и открытое (в словесном плане) эмоциональное отношение к родине – Казахстану, как к святому отечеству. Художественный концепт «Мой Казахстан» в русской, корейской, немецкой, татарской, уйгурской, узбекской и курдской литературах отражается как евразийская культурно-эстетическая ментальность, организующая интеллектуальное и эмоциональное пространство личности творца.
У братских тюркских народов общая историческая судьба. На протяжении многих веков мы жили в близкой духовной связи, нас связывали общие обычаи, нравы и истоки единого тюркского языка. По мнению наших ученых первая печатная казахская книга под названием «Киссаи Сефуль-Мулюк» вышла в Казанской «Азиатской типографии» в 1807 году. Именно в ней была налажена работа по регулярному выпуску казахских книг. Достаточно сказать, что в Казани было издано более двух третей всех казахских книг, выпущенных до революции.
Близость наших литератур проявляется не только в родстве и созвучии народного фольклора, но и в творчестве поэтов, писателей и просветителей. Своими людьми в казахских степях были М. Акмулла, Г. Тукай, М. Гафури, Г. Ибрагимов. Акмулла Мухамедьяров является классиком казахской, татарской и башкирской литературы. А поэт Габдулла Тукай долгое время жил и сформировался как поэт в Уральске, а казахские песни для него были своеобразной поэтической школой. В Казанском университете в XIX–ХХ веках училось много казахов, которые впоследствии стали писателями, учеными, государственными деятелями. И если отличительной чертой казахского дореволюционного книгоиздания являлось то, что оно развивалось преимущественно за пределами Казахстана, а казахские книги издавались в Казани, Оренбурге, Уфе, Ташкенте, Троицке, Петербурге, Москве, Астрахани, Омске, то сегодня республика имеет развитую книгоиздательскую базу, а многонациональная казахстанская литература вышла на мировой простор.
Расцвет казахской литературы связан с периодом Независимости, открывшем новые горизонты и создавшем наиболее благоприятные условия для развития литературного процесса и выявления роли и значения литературы в развитии современного национального самосознания. По историческим меркам это срок невеликий, но в истории нашего Независимого Казахстана занимает исключительное место. Издание лучших, классических трудов казахских ученых прошлых лет обогатило нашу науку и реально воплотилось в новом проекте «Ғылыми қазына». Очень важно было в условиях суверенитета реально показать, как идеи независимости закладывались в трудах отечественных ученых, преодолевали препоны цензуры, идеологический диктат. Через слово, художественные образы казахская литература давала пищу для осмысления важнейших, глубинных идей. Переизданные труды известных деятелей науки, литературы и культуры обретут новую жизнь. Так выдающееся наследие казахских классиков возвращается в современность.
Новейшая казахская литература отличается разнообразием художественно разрабатываемых тем, раскованной манерой письма, богатством поэтики и стиля. Художественный мир мастерами национальных литератур анализируется как динамическая целостность. Непростые жизненные ситуации, многообразие духовных и нравственных исканий, сопротивление личности политическому и идеологическому насилию, проблемы казахского аула – в центре внимания крупнейших художников слова Казахстана. Современность как категориальное явление служит импульсом смены парадигм во всей структуре художественного произведения, понимаемой как единство содержания и формы.
Все ощутимее в литературе Казахстана тенденции модернизма и постмодернизма: поэтика компромисса, психологизм и драматизм повествования, преодоление пространственных и временных границ, поиск идеала и т.д. Углубление психологизма современной русской, немецкой, уйгурской прозы приводит к расширению границ поэтики и стиля. Обогащается и трансформируется повествовательная система романа. Портрет персонажа как составная часть психологической характеристики героя и пейзаж как одна из форм психологического анализа занимают в структуре произведения все большее место.
В Казахстане успешно развивается целый ряд национальных литератур. Это достижение и результат взвешенной политики Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Современный казахстанский литературный процесс невозможно представить без этого многообразия. Национальные литературы республики вступили в новый этап эволюционного развития. Русская, уйгурская, курдская, немецкая, корейская, татарская, узбекская литературы за последние 20 лет обогатились значительными произведениями И. Щеголихина, В. Михайлова, З. Самади, Х. Абдулина, Д. Ясенова, С. Маматкулова, М. Обылкасымова, Г. Бельгера, Г. Хаджисулеймана, Б. Бала, С. Саяди, Н. Веревочкина, Л. Шашковой, Н. Черновой, Л. Сона, С. Ли, А. Кана, Г. Хайруллина, Н. Усмановой, Р. Гузаирова, Р. Абдусалямова, Ф. Байгельдинова, Э. Рузиматова, И. Жуманова, А. Пратова, М. Мирхолдарова и многих других.
Эпохальный характер событий новой истории придал национальным литературам новый облик, что ярко проявилось в интенсивности развития литературы на современном этапе. Раскованная художественная мысль, открытие широких возможностей для проявления творческой инициативы позволяют изображать действительность во всей ее объективной сложности. В художественной литературе Казахстана сильно автобиографическое начало и роль документа.
Русскоязычные писатели – это широкое литературное течение, возникшее на границе и стыке двух культур и литератур. Национальное, духовное начало в их прозе и поэзии берет верх. Все они – «мост между двумя культурами и проводники взаимовлияния» (О. Сулейменов). Важнейшая составляющая их творчества: принципиальный выход за рамки одной национальной культуры и литературы, что характерно и для литератур этносов Казахстана.
Впервые исследование национальных литератур Казахстана, в том числе татарской, было представлено в коллективной монографии «Литература народов Казахстана» (Алматы, 2004) под редакцией академика НАН РК С.А. Каскабасова. Авторы главы о татарской литературе проанализировали творчество членов Союза писателей Казахстана Сабира Шарипова (1882-1942), Гайши Шариповой (1901-1969), Ибрагима Салахова (1911-1999), Асхадуллы Хамидуллина (1923-2001).
На современном этапе в татарской литературе республики динамично развиваются поэзия, проза и публицистика. Большую роль в развитии татарской поэзии и публицистики Казахстана играет Гриф Тимурзагитович Хайруллин – президент Ассоциации татар и башкир Казахстана, главный редактор газеты «Фикер». Он пишет стихи на татарском языке под литературным псевдонимом – Тимер Заһит. В последние два десятилетия им опубликован десяток поэтических сборников. А в 2011 году под редакцией Г. Хайруллина в Алматы вышел в свет Энциклопедический словарь «Татары в Казахстане».
Большой популярностью в республике пользуются татарские поэты Абдусалямов Рустам, Равиль Гузаиров, Назиля Усманова – авторы поэтических сборников на татарском языке. А среди пишущих на русском языке большую известность приобрел казахстанский поэт, прозаик, эссеист Фарид Байгельдинов.
Положительные отклики в литературной среде Казахстана вызвал поэтический дебют Фархата Тамендарова. Членом Союза писателей Казахстана является писатель, поэт, публицист Тауфик Акрамович Каримов. Им издан ряд литературно-художественных книг. Т. Каримов активно занимается общественной деятельностью в республике, он дважды избирался президентом Ассоциации татарских и башкирских этнокультурных центров Республики Казахстан.
Казахстан — это не только богатые залежи нефти, газа и других полезных ископаемых, Казахстан — это духовно богатые люди, и именно духовность помогает ужиться в границах одного государства 140 различным этносам. Президент страны Нурсултан Назарбаев, понимая это, поставил задачу изучения и развития творчества всех народов, проживающих в республике. Каждый из них — часть субкультуры, но у каждого есть свой оригинальный «след» — русский, татарский, украинский, дунганский, чеченский и так далее.
Благодаря выверенной политике межнационального согласия, толерантности, уважения культур в Казахстане казахская литература и национальные литературы республики развиваются в русле общечеловеческих ценностей. Они являются равноправной и органичной частью мировой культуры и литературы и отражают все актуальные темы современности.
С древних времен глубоким истоком всех тюркских народов была Великая Степь. Наши героические предки хранили единство и согласие, создавали могучие империи, ставшие хозяевами на огромных просторах Евразии от Байкала до Балкан. Великая степь на гигантских качелях истории пережила и времена великого благоденствия, и тяжесть лихих времен, когда из-за распрей и внутренней вражды потеряли свободу и впали в зависимость от других. Жившие в разные эпохи аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Баласагуни, аль-Хорезми, ибн-Сина, Иссауи, Улыкбек внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Труды гениев Степи стали основой и дали толчок Ренессансу в Европе. А сегодня имена Навои, Низами, Махмуткули, Абая, Назыма Хикмета, Габдуллы Тукая, Анар, Чингиса Айтматова, Абдижамиля Нурпеисова и многих других поэтов и писателей стали символами тюркской литературы.
В наши дни, с обретением независимости становится особенно важным сохранение культурно-исторического наследия великих предков и исследование современного литературного процесса. За годы независимости литературы Казахстана представляют собой единый и целостный эстетико-культурный феномен, в котором важно раскрыть эстетику взаимодействия русской, уйгурской, курдской, немецкой, корейской, татарской, узбекской литератур. Актуальность поступательного изучения национальных литератур суверенного Казахстана очевидна, так как они отражают культурный код в художественных образах.
В литературе Казахстана начала нового века происходят знаковые процессы. Особое внимание уделяется исторической, мемуарной прозе, исследуются поэтика и типология в контексте развития литературного процесса республики и основных тенденций мировой литературы. Тема Казахстана стала лейтмотивом в произведениях Б. Бала, С. Саяди, Г. Хаджисулеймана, Ст. Ли, А. Весалоглу, И. Турки, С. Камоловой, У. Каримовой, Э. Султоновой и других, характерной особенностью творчества которых является сохранение национальной идентичности, важность исторической преемственности и этнической памяти, усиление этнических мотивов.
Изучение культурного кода народа Казахстана остается одним из ключей к пониманию сущности конкретного человека и нации в целом.
директор Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова МОН РК,
член-корреспондент НАН РК,
доктор филологических наук, аслуженный деятель РК
Культурный код казахской нации
Президент страны Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» ставит перед нами масштабные задачи по модернизации общественного сознания, которая станет сердцевиной происходящих политических, экономических преобразований.
Великая степь пережила и времена великого благоденствия, и тяжесть лихих времен. Жившие в разные эпохи аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Баласагуни, аль-Хорезми, Авиценна, Ясави внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Труды гениев степи дали толчок ренессансу в Европе. Сегодня имена Навои, Низами, Махтумкули, Абая, Назыма Хикмета, Габдуллы Тукая, Чингиза Айтматова, Абдижамиля Нурпеисова и многих других поэтов и писателей стали символами тюркской литературы.
Культурный код нации выступает ключом к пониманию данного типа культуры, так как вбирает в себя уникальные культурные особенности, передающиеся от предков. Он определяет народную психологию, сознание. В мировой истории в соответствии с эпохой, политикой государства и уровнем культуры роль социокультурных кодов трансформируется, но сохраняются их самобытность и национальные черты.
Культурный код народа Казахстана оригинален и своеобразен, как самобытны культура и литература населяющих нашу республику этносов.
Фактор успеха нации Президент видит в конкурентоспособности человека, владеющего компьютерной грамотностью, иностранными языками.
Духовное возрождение нашего общества, единство народа Казахстана будут способствовать осуществлению тех глобальных задач, которые наметил Глава нашего государства.
Багдат МУКАНОВА,
руководитель отдела управления по делам религий
акимата Северо-Казахстанской области
Рубрики
Наша газета
Курс валют
Партнеры
RSS-лента новостей
Главная
Разрешение сообщений об уголовных правонарушениях
Призвание. Когда танец – жизнь
В искусство хореографии он пришёл, когда начинались новые художественные поиски, стремление к высокой идейности, драматургической глубине и стройности, интерес к созданию сюжетно-действенных программ, обращение к литературным темам, выбор верности неожиданных исканий, экспериментов и проб. Новатор, педагог и любимый балетмейстер Валерия Ивановича Хренова Касьян Голейзовский говорил: «Только ассоциативно мыслящий человек может быть художником». Эти слова в полной мере подходят ко всему его творчеству. Он был человеком яркой индивидуальности, своеобразного таланта, большой изобретательности и не меньшей противоречивости. Валерий Иванович всегда стремился к совершенству танца, но одновременно к его простоте и непосредственности. Доскональное знание грамматики танца делало его творения профессиональными и в то же время создавалось ощущение сиюминутной интерпретации. Он стал родоначальником развития танцев в Северо-Казахстанской области. От него пошло развитие классического танца, народных сюжетных танцев, эстрадных, бальных. 15 сентября исполнилось 25 лет со дня его смерти. 28 сентября этого года ему исполнилось бы 80 лет. И эта встреча посвящена балетмейстеру Валерию Хренову, кавалеру ордена «Знак Почета», заслуженному работнику культуры Казахстана, лауреату премии ВЦСПС, бессменному руководителю (35 лет) народного ансамбля танца «Арай». Корреспондент газеты «Проспект СК» встретилась с ветераном труда, заместителем председателя общественного этнокультурного объединения «Турецкая культура» Северо-Казахстанской Ассамблеи народа Казахстана, бывшей солисткой ансамбля народного танца «Арай» Дилярой Хасановой.
Консультант по ГВ Юлия МАРТЫНОВА: «МАМЫ, ВЫ СУПЕРГЕРОИНИ!»
Культурный код казахской нации
Президент страны Н.А. Назарбаев в своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» ставит перед нами масштабные задачи по модернизации общественного сознания, которая станет сердцевиной происходящих политических, экономических преобразований.
Великая степь пережила и времена великого благоденствия, и тяжесть лихих времен. Жившие в разные эпохи аль-Фараби, Махмуд Кашгари, Баласагуни, аль-Хорезми, Авиценна, Ясави внесли неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Труды гениев степи дали толчок ренессансу в Европе. Сегодня имена Навои, Низами, Махтумкули, Абая, Назыма Хикмета, Габдуллы Тукая, Чингиза Айтматова, Абдижамиля Нурпеисова и многих других поэтов и писателей стали символами тюркской литературы.
Культурный код нации выступает ключом к пониманию данного типа культуры, так как вбирает в себя уникальные культурные особенности, передающиеся от предков. Он определяет народную психологию, сознание. В мировой истории в соответствии с эпохой, политикой государства и уровнем культуры роль социокультурных кодов трансформируется, но сохраняются их самобытность и национальные черты.
Культурный код народа Казахстана оригинален и своеобразен, как самобытны культура и литература населяющих нашу республику этносов.
Фактор успеха нации Президент видит в конкурентоспособности человека, владеющего компьютерной грамотностью, иностранными языками.
Духовное возрождение нашего общества, единство народа Казахстана будут способствовать осуществлению тех глобальных задач, которые наметил Глава нашего государства.
Багдат МУКАНОВА,
руководитель отдела управления по делам религий
акимата Северо-Казахстанской области
Рубрики
Наша газета
Курс валют
Партнеры
RSS-лента новостей
Главная
Разрешение сообщений об уголовных правонарушениях
Призвание. Когда танец – жизнь
В искусство хореографии он пришёл, когда начинались новые художественные поиски, стремление к высокой идейности, драматургической глубине и стройности, интерес к созданию сюжетно-действенных программ, обращение к литературным темам, выбор верности неожиданных исканий, экспериментов и проб. Новатор, педагог и любимый балетмейстер Валерия Ивановича Хренова Касьян Голейзовский говорил: «Только ассоциативно мыслящий человек может быть художником». Эти слова в полной мере подходят ко всему его творчеству. Он был человеком яркой индивидуальности, своеобразного таланта, большой изобретательности и не меньшей противоречивости. Валерий Иванович всегда стремился к совершенству танца, но одновременно к его простоте и непосредственности. Доскональное знание грамматики танца делало его творения профессиональными и в то же время создавалось ощущение сиюминутной интерпретации. Он стал родоначальником развития танцев в Северо-Казахстанской области. От него пошло развитие классического танца, народных сюжетных танцев, эстрадных, бальных. 15 сентября исполнилось 25 лет со дня его смерти. 28 сентября этого года ему исполнилось бы 80 лет. И эта встреча посвящена балетмейстеру Валерию Хренову, кавалеру ордена «Знак Почета», заслуженному работнику культуры Казахстана, лауреату премии ВЦСПС, бессменному руководителю (35 лет) народного ансамбля танца «Арай». Корреспондент газеты «Проспект СК» встретилась с ветераном труда, заместителем председателя общественного этнокультурного объединения «Турецкая культура» Северо-Казахстанской Ассамблеи народа Казахстана, бывшей солисткой ансамбля народного танца «Арай» Дилярой Хасановой.
Консультант по ГВ Юлия МАРТЫНОВА: «МАМЫ, ВЫ СУПЕРГЕРОИНИ!»
Аналитическая группа «Кипр»
За 25 лет существования новой истории Казахстана технократическое развитие страны, принцип «сначала – экономика», смещение важности культурного фактора в жизни общества на второй план серьезно актуализировали угрозу обрыва в цепи культурных поколений. Как в нынешних условиях модернизировать сознание населения? Каким содержанием наполнять работу с культурным кодом, за которую возьмутся госорганы вслед за выступлением главы государства? Что понимать под культурным кодом нации? Об этом 25 апреля размышляли эксперты за круглым столом аналитической группы «Кипр» и Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан» «Национальное сознание в XXI веке. Модернизация сознания: культурный код нации».
Модернизация технического уклада, общественных систем взаимодействия, сознания и т.д. – не только политический мейнстрим, но в корне – действительная необходимость для развития страны, желающей сохранить свое место в условиях глобализации.
Президент Назарбаев условием модернизации называет сохранение культурного кода: «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук». Дает он и расшифровку, что понимать под кодом: «Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».
Очевидно, программная статья президента станет основой для оперативной работы государственных органов, их стратегий и планов по реализации. Вместе с тем работа с культурным кодом нации – понятием сложным, междисциплинарным, культурно-философским – шире бюрократических рамок и подходов и востребует такого же комплексного подхода. То есть возвращает к вопросам необходимости повышения качества национального образования, престижа и реальных условий работы для людей науки, развития философии, культурологии и в целом гуманитарного знания.
Земфира ЕРЖАН, искусствовед, главный редактор сайта kieli7su.kz: технократический принцип развития привел к забвению культурного фактора в жизни общества, произошел обрыв в цепи культурных поколений. Рассмотрение задач культурного развития проходит в качестве рядовой чиновничье-бюрократической программы, не обладающей своей спецификой. Отсутствуют инновационные культурные проекты и идеи, адекватные задачам строительства независимого государства.
На этом фоне, по словам Земфиры Ержан, «модернизация общественного сознания» – практически одна из первых масштабных инициатив периода независимости, которая формулирует основные стратегические направления культурной политики государства; обозначает роль гуманитарного знания. Искусствовед предлагает начать практическую реализацию целей новой культурной политики с принципа трех шагов: признать культуру основой социального прогресса, признать важную социальную роль гуманитариев, довериться их профессионализму и опыту, т.е. расширить представления о культурном процессе как исключительной области компетенций чиновничье-бюрократического аппарата. Восстановление, наполнение и использование «национального кода» – залог объединения многонационального народа Казахстана на основе приоритета развития конкурентоспособной личности, следования руслу многовековой национальной традиции, создания оригинального национального бренда, ноу-хау, открытости сознания.
Дулат САГНАЕВ, главный эксперт отдела стратегических исследований Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан», уверен: «Программная статья президента – это прежде всего призыв к действию. Работа в этом направлении потребует не только реанимации гуманитарных отраслей казахстанской науки, но и роста взаимопонимания между государственными институтами, научными кадрами и обществом.
Согласно президенту, модернизация общественного сознания – «это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего». Однако осуществление этой задачи невозможно без профессиональных гуманитариев. При этом главную угрозу представляет даже не столь проблема кадрового дефицита, сколько проблема кадровой и профессиональной дезинтеграции.
Одна из серьезных социально-политических проблем Казахстана – разобщенность трудовых ресурсов, а именно отсутствие взаимопонимания между государственными и научными кадрами. То есть помимо собственно проблемы самоидентификации казахстанского общества существует проблема дезинтеграции по признаку профессиональной идентичности (чиновники – ученые), которая препятствует полноценной практической реализации интеллектуального потенциала страны и повышению эффективности государственных институтов».