культурный код современной молодежи
Культурный код России
14-16 ноября в Санкт-Петербурге проходил VIII Международный культурный форум. В этом году он был посвящён проблеме «Культурные коды в условиях глобализации».
Что такое «культурный код», мало кто знает. И вообще, неизвестно, возможно ли выразить цифровым кодом культуру той или иной страны или нации.
Раньше русская культура ассоциировались с великой русской литературой, русской музыкой и живописью. У иностранных туристов до сих пор пользуются спросом матрёшки, водка и балет.
Ещё в начале 1980-х годов, когда стал очевиден кризис советской цивилизации, возникла концепция «транскультуры». Транскультура освобождает культурного человека от символических зависимостей и предрасположений его исходной, «врождённой» культуры.
Россия – северная страна, здесь трудно жить и работать. Многие уезжают в тёплые страны. Поэтому требуются, как в Норвегии, особые усилия государства по повышению жизненного уровня.
Мы критикуем «загнивающий» Запад, потому что знаем, что там никогда не сможем жить так, как на благополучном Западе, и завидуем ему. По сути это ресантимент.
Человеком управляют не только внешние экономические причины, но и внутренние, относящиеся к его культуре и духовной жизни.
Франция предложила миру идею свободы, равенства, братства. Англия – идею прав человека. Америка – «американскую мечту».
А что может Россия предложить миру?
Первый заместитель Всемирного русского народного собора Константин Малофеев разрабатывает программу с многообещающим название «Русская мечта – 2050». «Это не прогноз и форсайт, а стратегия и доктрина», – утверждает автор и разработчик проекта Константин Малофеев. (газета Культура» №36 от 2019). – «Это главный политический проект страны во время, в котором мы живём».
«Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту», – пели мы на заре перестройки.
Сегодня вместо мечты о коммунизме нам предлагают «русскую мечту».
Вице-спикер Госдумы Пётр Толстой признаёт: «Людей может сподвигнуть на действие только общая идея. Вот эта идея – она должна быть. Над ней надо думать. Это задача политиков сегодня. У нас нет образа будущего».
Сейчас в мире есть четыре основных проекта будущего. Запад во главе с США это киборгизация и виртуализация. Китай создаёт свой проект «социальный кредит». Исламский мир продвигает проект «мировой халифат».
А какой проект есть у России? Каково наше видение будущего? Какова «русская мечта»?
Когда-то мечтой был коммунизм. Тогда пели: «наш паровоз вперёд летит – в коммуне остановка; иного нет у нас пути…» Куда же летит «паровоз Россия», или, как говорил Гоголь, «птица тройка Русь»? Раньше это был «Светлый путь», а ныне «Русский путь» – это, возможно, путь в тупик.
К 2050 году в России останется примерно 100 миллионов человек, причём русских будет меньше половины. Какое будущее ждёт Россию?
Я уже давно предлагаю сделать ребрейдинг имиджа России. Сейчас Россия ассоциируется с агрессивным медведем-шатуном. Тогда как на самом деле Россия – это любящая мать-медведица. Такой имидж больше соответствует характеру нашей многонациональной страны.
Предлагаю идею, которая могла бы стать новым культурным кодом России. Я выстрадал её и проверил опытом своей жизни. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
Кому-то эти слова кажутся лишёнными смысла. На самом деле это метафизическая формула!
Разумеется, говорить о «русском культурном коде» или «коде русской цивилизации» можно лишь условно, поскольку это идеологемы, в реальности они не существуют.
Полагаю, что культурным кодом России могут служить имена наших деятелей культуры, которые известны во всём мире. Культурным кодом России может и должен быть Фёдор Михайлович Достоевский.
Как социолог я задал участникам Форума вопрос, что же входит в понятие «культурный код России». Мне удалось задать этот вопрос министру культуры Владимиру Мединскому, бывшему министру культуры Михаилу Швыдкому, писателю Михаилу Веллеру и Дмитрию Быкову, а также мэтру отечественной кинематографии Никите Михалкову.
Приглашаю посмотреть мой видеоролик по ссылке.
Что определяет культурный код подростков: исследование UM
Наибольшее влияние на формирование круга интересов и увлечений наших молодых соотечественников оказывают США
Наибольшие расхождения были обнаружены в отношении значимости этнической принадлежности. В среднем по миру ее отметили как важный фактор, влияющий на ощущение своей индивидуальности, 43% респондентов и лишь 6% россиян. Заметим, что разногласий в отношении важности политических убеждений не обнаружено: по 18% для обеих групп.
Факторы, формирующие идентичность молодых людей 16−19 лет
Влияние национальной и зарубежной культуры всегда было важным фактором, формирующим идентичность именно молодых людей. Вспомним выражение «низкопоклонство перед Западом», ставшее в нашей стране более полувека назад устойчивым словосочетанием. Теперь наблюдается своего рода реакция: российские респонденты определяют влияние США как превалирующее. Нельзя сказать, что они в этом одиноки: молодые люди в Германии и Великобритании также поставили США на первое место в тройке «лидеров мнений». Однако в остальных изученных странах наиболее значимой была все же культура собственной страны.
Отметим, что тройка стран-лидеров, названная респондентами 20−54 лет, несколько отличается от «молодежной», хотя эти различия нельзя назвать радикальными.
Страны, оказывающие наибольшее влияние на формирование культурной идентичности
В поисках инсайтов рекламисты часто обращаются к теме ностальгии. Какие же периоды истории собственной страны оказали наибольшее влияние на людей разного возраста? Исследование дает ответ на этот вопрос.
Как видно из приведенных ниже графиков, события 80-х и 90-х годов прошлого века оставили сильный след в жизни всех поколений, но особенно нынешних сорокалетних (35−44 года). Молодые люди к ним гораздо менее восприимчивы. Правда, юные россияне все же демонстрируют некоторое отличие в этом отношении от своих зарубежных сверстников. Сказалось то, что эти годы в истории нашей страны были весьма бурными.
«Какое из следующих десятилетий формирует ваше мнение, поведение и убеждения в настоящее время?»
Влияние описанных выше факторов привело к формированию нескольких основных групп. Вот как их определяют исследователи UM:
Бунтари. Человек верит, что его голос важен. Жизнь по стандартам, не соответствующим его ценностям, недопустима и неприемлема.
Традиционалисты. Привязанность к своим корням и истории. Самобытность как ценность для человека.
Реконструкторы. Человек постоянно выбирает элементы из различных культур, разных эпох, которые ему нравятся. Микс культур как образ жизни и запрос на продукты, комбинирующие разные культуры.
Глокалисты. Обмен между локальной и глобальной культурой создаёт интерес у людей к локальным продуктам, выходящим на глобальный рынок — Uniqlo, Natura Siberica Многие уезжают за границу в поисках работы, а затем возвращаются, принося с собой влияние других стран.
Ожидаемо, что среди молодых людей и в России, и в мире превалируют «бунтари». Однако, рассматривая региональные особенности, исследователи отмечают, что в странах Восточной Европы наиболее заметны не только «бунтари», но и «глокалисты». Именно эти две группы определяют вектор революционного или эволюционного развития общества. Влияют они и на поведение людей здесь и сейчас, включая, конечно, отношения к брендам и тем или иным видам маркетинговой активности.
Так, например, по данным исследования, «бунтарские» настроения выражаются в том, что в среднем по миру 46% молодых людей «участвовали в мероприятиях, направленных против чего-то, что противоречит их ценностям». Заметим, что в России эта доля заметно меньше — 33%.
Половина респондентов (50%) по миру верят, что «хэштег-движения» (например, #MeToo) способны привести к переменам в мире. И здесь молодые россияне оказались более инертными, — 36%.
А вот в отношении веры в то, что они «могут изменить положение вещей в реальном мире, если будут достаточно активны в интернете» мнения примерно совпали: 51% и 49%, соответственно. «Онлайн каналы дают подросткам веру в то, что они могут изменить действительность. В этом убеждении россияне наиболее близки к мировому тренду», — констатируют авторы проекта.
Борис Карасев, генеральный директор агентства UM:
На смену миллениумам приходит принципиально новое «цифровое» поколение, отличающееся от всех предыдущих. Его рождение и взросление происходило в условиях цифровизации, а жизнь неразрывно связана с гаджетами. Высокий уровень технологической грамотности тинейджеров позволяет им не только использовать все возможности интернета и его ключевые сервисы, считать его главным источником информации и платформой для взаимодействия, но и задавать тренды медиапотребления и формулировать новые информационные потребности. В отношении с брендами на первый план у подростков выходят социальная позиция и социальная ответственность бренда, инновационность, персонализация, доверие к бренду. Чтобы не просто привлечь, но и удержать внимание тинейджеров, компании и бренды должны разделять их ценности, понимать их культурный код и культурный контекст, в котором они живут, соответствовать их приоритетам, предвосхищать их потребности, создавая с ними доверительные отношения.
Культурный код позволяет формировать глубокие, наиболее действенные инсайты. Этим обусловлено внимание рекламистов к этой теме. Подростки же — агенты перемен.
В ходе исследования UM Wave X — Remix Culture методом онлайн-анкетирования в 2019 году было опрошено 56,3 тысячи респондентов из 81 страны. В России было опрошено 1000 человек в возрасте 16−54 лет, проживающих в городах с населением 100 тыс. и более.
Русский культурный код
Культурный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Борьба сегодня проходит не только между классами, национальностями или религиями, а также между культурой и невежеством.
Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
«Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских. Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.».
Рут Бенедикт. Хризантема и меч.
Начнем с того, что большинство даже образованных людей не очень хорошо понимают смысл словосочетания «русский культурный код».
Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код — это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках. Смысл образов в разных культурах не совпадает».
Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. И данная свыше особенность этой страны в наибольшей степени проявляется в их психологических реакциях.
Культура страны влияет (на эмоциональном уровне) на наши переживания, в результате жизненный опыт с эмоцией создает у нас осязаемый образ. Появление осязаемого образа обуславливает мыслительный процесс и формирует наши (те или другие) действия. Осязаемый образ делает нас теми, что мы на самом деле есть. То есть, люди разных стран, имея общую человеческую природу, обладают отдельным ото всех «коллективным подсознательным», «культурным бессознательным», Культурным Кодом.
Клотер Рапай установил связь между поведением людей в социуме (в том числе потребительском) и национальной культурой. Он сам показал это на практике как, например, японцев с традиционной культурой чаепития можно заставить покупать кофе «Nestle», увеличив тем самым её продажу? И он их заставил, в результате чего из обычного детского доктора превратился в миллиардера.
Отсюда видно, что существует возможность вмешаться в культурное бессознательное нации, внести коррективы, а то и перекодировать культурный код? Разумеется, он меняется и не только «под давлением», но и под влиянием других культур.
Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
Н. Добролюбов о народности: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить лёгкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но чтобы стать поэтом истинно народным надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ».
А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.
Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.
Философ Александр Дугин по этому поводу пишет: «В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенна была идея ассимиляции приезжих. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это meltingpot (плавильный котёл), что это разные культуры, но Хантингон, говоря об Америке, указал, что существует некий Культурный Код – WaspWhiteAnglo-SaxonProtestants – белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот Код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот Код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то своих национальных особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной Код внедряется в США очень жестко».
Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.
И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.
Вспомним, как американцы с помощью Голливуда сформировали сознание нескольких поколений. Причем внедряя не худшие – и с точки зрения национальных интересов, и с точки зрения общественной морали – ценности.
Образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.
Спокойствие, сосредоточенность, сила, простор – то, что притягивало к русским во все века. Здесь ключевое слово «простор» для понимания Русского Кода. Потому, что именно мистические просторы России, с её природными стихиями, сформировали в едином духовном потоке русскую натуру, русскую ментальную ауру, русский противоречивый характер, который не поддается ни какой логике здравого смысла, русскую таинственную душу, которую по сей день пытаются разгадать, в очередной раз убеждаясь, что постичь невозможно.
«Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной рожденный русской жизнью». Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.
Притягивало к русским во все века – не спокойствие и сосредоточенность русских, а образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва Александр Невский заложил традиции союза (ХIII век союз с Золотой Ордой) с народами Азии «основанные на национальной и религиозной терпимости, которые привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».
В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г. обрели свою национальную культуру. Таких явлений как «резервация» в России не существовало.
В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики.
Россия исторически формируется как культурная держава, и в динамике ее развития и системной целостности стержневую роль играет культура, культура как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия. Таково русское, российское понимание культуры, что даже когда другие народы и страны искали порядок и благополучие, русские люди старались вникать в духовные смыслы своей жизни. Исторически в российском «государстве–цивилизации» основополагающую роль играют духовные факторы с базисным значением «русской культурной доминанты».
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов констатирует что главное противоречие современной России — это противостояние культуры и невежества. «Мы — все народы России — объединены вокруг русского народа, его культуры, традиций и государственности. Обсуждая «Основы государственной культурной политики», мы должны понимать, что речь при этом идет не только о русских, но и о более чем ста народах страны и ближайшего зарубежья, для которых русский язык и русская культура стали родными. Это русское культурное пространство, в котором налажено вековое сотворчество многих народов.
Наша «цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой являются не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности»
В новых исторических условиях закономерно стала формироваться новая гражданская и культурная идентичность, в которой в соответствии с законами преемственности взаимодействуют традиционные советские и современные ценности и смыслы бытия.
Но этот процесс во многом оказался охвачен стихией, что привело к деформации человеческих и межнациональных отношений в лабиринтах «смутных времен». Наметился кризис культуры и нравственных устоев индивидов и общества. Национальный, религиозный и другие вопросы обострились из-за ослабления в них культурно-нравственных факторов достоинства и долга.
Обсуждение на так называемом Государственном совете «Основ государственной культурной политики» — это свидетельство навязывания нам путинской властью, мультикультурным обществом того, что нам, так называемым россиянам, в новых исторических условиях вновь предстоит бороться за свою культурную Русскую идентичность как гражданам Великой России.
Сегодня речь идет о необходимости мобилизации нашего общего патриотического духа, духовного потенциала русской культуры, без чего невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность русского общества.
Занимаясь проблемами культуры, образования, надо вспомнить положение Устава ООН по вопросам ЮНЕСКО, где записаны важные слова о том, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей».
Отсюда понимание того, что фронт борьбы сегодня проходит не только между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством, где культура — это истина, добро, красота, любовь, свобода, то есть достоинство, а невежество — это ложь, зло, безобразие, ненависть, то есть рабство и унижение человеческого и национального достоинства.
Именно Культура — то, что возвышает достоинство человека и социума, собирает людей в государство и в нации — способна налаживать достойные отношения между людьми и народами. А невежество разобщает людей и народы, разрушает государство, уничтожает нации.
Деформированность культурной среды обуславливает те процессы, которые происходят в молодежной среде всего постсоветского пространства. Кроме того, эта чрезмерная увлеченность власти и общества экономическими критериями в ущерб культурно-нравственным. Важно понимать, что в конечном итоге культура важнее.
Это означает, что государство, власть, общество, люди даже в самые смутные времена призваны оставаться на стороне культуры, действовать во имя культуры, а не впадать в «модное» невежество, в том числе навязываемое экономическими интересами и политической целесообразностью.
В стране существенно ослаблена работа по культурной интеграции регионов и народов страны. Это очень важная работа, ибо главное противоречие современной России — это противоречия не между национальностями и религиями, а между культурой и невежеством. А это означает, что благополучие, устойчивость и созидательные перспективы России связаны с победой Русского культурного проекта в стране.
Культурный КОД— обязательно к прочтению
Экология жизни. Люди: Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Борьба сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством.
Культу́рный код — уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру. Это не то, что говорится или чётко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках.
Культурный код нации помогает понимать её поведенческие реакции, определяет народную психологию.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
«Одна из нерешенных проблем двадцатого столетия заключается в том, что мы до сих пор имеем смутное и предвзятое представление о том, что именно делает Японию страной японцев, США страной американцев, Францию страной французов, а Россию страной русских. Недостаток этих знаний мешает странам понимать друг друга.».
Рут Бенедикт. Хризантема и меч.
Начну с того, что большинство даже образованных людей не очень хорошо понимают смысл словосочетания «русский культурный код».
Словарь В.И. Даля говорит, что «код – тайна, тайнопись, загадка, секрет, шифр». Американский психоаналитик Клотер Рапай в своей книге «Культурный код» писал: «Культурный код — это культурное бессознательное. Он определяет набор образов, которые связаны с каким-либо понятием в нашем сознании. Это не то, что мы говорим или четко осознаем, а то, что скрыто даже от нашего собственного понимания, но проявляется в наших поступках. Смысл образов в разных культурах не совпадает».
Любой народ планеты, – прежде всего житель своей страны и мысли и эмоции у него окрашены историей культуры той страны, в которой он проживает. И данная свыше особенность этой страны в наибольшей степени проявляется в их психологических реакциях.
Культура страны влияет (на эмоциональном уровне) на наши переживания, в результате жизненный опыт с эмоцией создает у нас осязаемый образ. Появление осязаемого образа обуславливает мыслительный процесс и формирует наши (те или другие) действия. Осязаемый образ делает нас теми, что мы на самом деле есть. То есть, люди разных стран, имея общую человеческую природу, обладают отдельным ото всех «коллективным подсознательным», «культурным бессознательным», Культурным Кодом.
Клотер Рапай установил связь между поведением людей в социуме (в том числе потребительском) и национальной культурой. Он сам показал это на практике как, например, японцев с традиционной культурой чаепития можно заставить покупать кофе «Nestle», увеличив тем самым её продажу? И он их заставил, в результате чего из обычного детского доктора превратился в миллиардера.
Отсюда видно, что существует возможность вмешаться в культурное бессознательное нации, внести коррективы, а то и перекодировать культурный код? Разумеется, он меняется и не только «под давлением», но и под влиянием других культур.
Изучение культурного кода остается одним из основных ключей к пониманию сущности, как отдельного человека, так и нации в целом через культурное наследие наших предков, как единой национальной системы, которая оказывает большое влияние на формирование человека и создающей ориентиры деятельности любого сообщества.
Культура – жизнь народа, его душа, его разум и сердце, его прошлое настоящее и будущее. В основе любой национальной культуры лежит принцип народности.
Н. Добролюбов о народности: «Народность мы понимаем не только как умение изобразить красоту природы, употребить лёгкое выражение, подслушанное у народа, верно представить обряды, обычаи, но чтобы стать поэтом истинно народным надо проникнуться народным духом, прожить его жизнью, стать вровень с ним, прочувствовать всем тем простым чувством, каким обладает народ».
А вне своей культуры ни один народ не существует. И национальная культура должна противостоять перерождению любого народа. Уничтожение культуры – уничтожение нации.
Традиции не могут передаваться по воздуху, как грипп, для их передачи нужны институты, выступающие носителями, хранителями и контролёрами соблюдения традиций. Примером могут служить еврейские традиции. Евреи, рассеянные по всему миру, благодаря синагоге сохранили свою самобытность, свое этническое самосознание и культурные особенности.
Философ Александр Дугин по этому поводу пишет: «В Европе существовало несколько версий интеграции приезжих. Наиболее действенна была идея ассимиляции приезжих. Кстати, и в Америке тоже. И хотя говорят, что в Америке это meltingpot (плавильный котёл), что это разные культуры, но Хантингон, говоря об Америке, указал, что существует некий Культурный Код – WaspWhiteAnglo-SaxonProtestants – белые англосаксонские протестанты. Они выработали этот Код настолько жестко, что и желтые, и китайцы, и латиноамериканцы, и негры, и русские, и евреи, и европейцы, которые попадали в США, принимали его. Этот Код означал культурную ассимиляцию с сохранением каких-то своих национальных особенностей, но только некоторых. По сути дела, основной Код внедряется в США очень жестко».
Как видите, в США давно поняли, что нацию, государство духовно сплачивает именно культурный код, потому там очень жестко его внедряют и внимательно контролируют, чтоб не было подмены. У нас, к сожалению, почти двадцать лет размывали его и только совсем недавно наши власти стали понимать, что, уничтожив национальный культурный код, мы потеряем Россию, как потеряли великую державу СССР
Огромная роль здесь принадлежит образованию. Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.
И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур.
Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы.
По мнению В. Путина, образованию принадлежит «огромная роль» в деле укрепления национального «культурного кода». Государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию.
Спокойствие, сосредоточенность, сила, простор – то, что притягивало к русским во все века. Здесь ключевое слово «простор» для понимания Русского Кода. Потому, что именно мистические просторы России, с её природными стихиями, сформировали в едином духовном потоке русскую натуру, русскую ментальную ауру, русский противоречивый характер, который не поддается ни какой логике здравого смысла, русскую таинственную душу, которую по сей день пытаются разгадать, в очередной раз убеждаясь, что постичь невозможно. «Иностранцу никогда не понять, его уму всегда будет не постижим и чужд культ личной души и культ души народной рожденный русской жизнью». Из письма Сергея Есенина Ан. Мариенгофу.
Притягивало к русским во все века – не спокойствие и сосредоточенность русских, а образцы высоких идеалов красоты, правды и справедливости. По убеждению Льва Гумилёва Александр Невский заложил традиции союза (ХIII век союз с Золотой Ордой) с народами Азии «основанные на национальной и религиозной терпимости, которые привлекали к России народы, жившие на сопредельных территориях».
В русской цивилизации уживались сотни народов, никто не потерял свой язык и культуру. В советское время около 100 народов, не имевших своей письменности, получили ее от русских вместе с учебниками, школами и русскими учителями. Финляндия, где 80% населения составляли финны, только войдя в состав России в 1809 г. обрели свою национальную культуру. Таких явлений как «резервация» в России не существовало.
В России самобытность наций и народностей, населяющих страну, тщательно оберегалась, ни в одной другой стране мира не существовало такой политики.
Россия исторически формируется как культурная держава, и в динамике ее развития и системной целостности стержневую роль играет культура, культура как опыт, память, поиск жизненных смыслов бытия. Таково русское, российское понимание культуры, что даже когда другие народы и страны искали порядок и благополучие, русские люди старались вникать в духовные смыслы своей жизни. Исторически в российском «государстве–цивилизации» основополагающую роль играют духовные факторы с базисным значением «русской культурной доминанты».
Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов констатирует что главное противоречие современной России — это противостояние культуры и невежества. «Мы — все народы России — объединены вокруг русского народа, его культуры, традиций и государственности. Обсуждая «Основы государственной культурной политики», мы должны понимать, что речь при этом идет не только о русских, но и о более чем ста народах страны и ближайшего зарубежья, для которых русский язык и русская культура стали родными. Это русское культурное пространство, в котором налажено вековое сотворчество многих народов.
В новых исторических условиях закономерно стала формироваться новая гражданская и культурная идентичность, в которой в соответствии с законами преемственности взаимодействуют традиционные советские и современные ценности и смыслы бытия.
Но этот процесс во многом оказался охвачен стихией, что привело к деформации человеческих и межнациональных отношений в лабиринтах «смутных времен». Наметился кризис культуры и нравственных устоев индивидов и общества. Национальный, религиозный и другие вопросы обострились из-за ослабления в них культурно-нравственных факторов достоинства и долга.
Обсуждение на Государственном совете «Основ государственной культурной политики» — это свидетельство осознания властью, обществом того, что нам, россиянам, в новых исторических условиях вновь предстоит бороться за свою культурную идентичность как гражданам единого Отечества.
Сегодня речь идет о необходимости мобилизации нашего общего патриотического духа, духовного потенциала русской, российской культуры, без чего невозможно обеспечить стабильность, устойчивость и жизнеспособность государства и общества.
Занимаясь проблемами культуры, образования, я часто ссылаюсь на положение Устава ООН по вопросам ЮНЕСКО, где записаны важные, на мой взгляд, слова о том, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей». Отсюда понимание того, что фронт борьбы сегодня проходит не между классами, национальностями или религиями, а между культурой и невежеством, где культура — это истина, добро, красота, любовь, свобода, то есть достоинство, а невежество — это ложь, зло, безобразие, ненависть, то есть рабство и унижение человеческого и национального достоинства.
Именно Культура — то, что возвышает достоинство человека и социума, собирает людей в государство и в нации — способна налаживать достойные отношения между людьми и народами. А невежество разобщает людей и народы, разрушает государство, уничтожает нации.
Деформированность культурной среды обуславливает те процессы, которые происходят в молодежной среде всего постсоветского пространства. Кроме того, эта чрезмерная увлеченность власти и общества экономическими критериями в ущерб культурно-нравственным. Важно понимать, что в конечном итоге культура важнее.
Это означает, что государство, власть, общество, люди даже в самые смутные времена призваны оставаться на стороне культуры, действовать во имя культуры, а не впадать в «модное» невежество, в том числе навязываемое экономическими интересами и политической целесообразностью.
В стране существенно ослаблена работа по культурной интеграции регионов и народов страны. Это очень важная работа, ибо главное противоречие современной России — это противоречия не между национальностями и религиями, а между культурой и невежеством. А это означает, что благополучие, устойчивость и созидательные перспективы России связаны с победой культурного проекта в стране. опубликовано econet.ru
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: