махалля что это в узбекистане
Drunky Horse
Автопутешествия и приключения Копытного или пение бороды в скитании праздника
Махалля. Очаг добрососедства в культуре Востока
Узбекистан. Восточное общежитие
Махалля– традиции Средней Азии
Путешествуя по Узбекистану и Средней Азии – вы непременно окунётесь в колорит восточных кварталов и районов старинных жилых застроек. Тем более, если будете гулять возле туристических достопримечательностей. Во многих местах известных своим историческим прошлым – вы окажетесь в существующих и ныне так называемых «махалля». Но и находясь в Ташкенте, в столице Узбекистана, в городе, который не так богат архитектурными артефактами как Самарканд, Бухара или Хива, в районах современной застройки – вы всё равно не раз услышите это слово. Так что оно значит?
Махалля или гузар – как образ жизни
Одно из арабских значений слова «махалля» — городской стан или городской квартал. А к первым упоминаниям махаллей (в Каире) относятся строки из «Записок путешественника» («Сафар-наме») персидского философа и поэта Насира Хосрова. И датируются началом 40-50-ых годов прошлого тысячелетия. Сам Хосров был родом из нынешнего Таджикистана — территории Персии. В силу арабского влияния — понятие «махалля» распространилось по всему Среднему, Ближнему Востоку и Азии. И ныне махалли существуют практически во всех городах стран, где преобладает мусульманское население.
Изначально махалли обособлялись по ремесленному принципу. Как некие цеховые кварталы – гузары.
Квартал гончаров, квартал чеканщиков и т.д. и проч. Но со временем небольшие ремесленные «слободы» приобрели более широкое начало. Объединённое не только по профессиональному принципу, а ещё и по родственным связям и личным знакомствам. Махалля (для Таджикистана более характерное «гузар») — это община. В которой обязательно есть самоуправление. Община, в которой есть определённые правила и своя внутренняя культурная среда.
Обычаи и быт махалля
Гап —
обычай каждого жителя махалли, чередуясь с другими, устраивать членам общины посиделки за чашечкой чая в чайхане. Или в своём дворе.
Хашар-
этакая коллективная помощь всего квартала тому, кто не мог своими силами отремонтировать или отстроить свой дом. В махаллях совместно ведут общее хозяйство и следят за порядком и благоустройством квартала. Роют арыки. Каждый житель у своего дома должен подметать свою часть улицы. В махаллях совместно следят за чистотой и ухоженностью водоёмов (хаузов) в квартале.
Шафат-
семья махалли покидающая квартал, не может продать свой дом чужаку, не предложив его сначала своим родственникам. А в случае их отказа от покупки, выезжающие должны предлагать своё жильё ближайшим соседям.
Шафат препятствует попаданию «чужаков» в свою общину.
На территории каждой махалли, как правило, находится и «своя» мечеть. Являющаяся духовным и общественно культурным её центром. Считается, что границы одной махалля простираются на расстояние слышимости молитвы читаемой муэдзином с минарета мечети.
Подобная община в Средней Азии существует не только по территориальному принципу.
Это своеобразный институт сосуществования людей. И прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение к старшим, забота о пожилых, детях и больных. Это определённые сложившиеся традиции взаимопомощи. Община совместно организует праздники, похороны или свадьбы.
Интересный факт. При Советской власти, в бытность среднеазиатских республик в составе СССР – институт махалля также существовал. Официальные власти признали, что выгоднее его держать под контролем. Чем разрушить.
Махалля в настоящее время
В настоящее время именно в Узбекистане подобная жизнь общин имеет и официальную часть. Старейшины и выбранные жители каждой махалли – являются представителями жилых кварталов в городах и кишлаках в сфере местного самоуправления и жилой инфраструктуры. И деление на махалля существует не только в исторических местах проживания населения. Но и в современных кварталах.
На Главную страницу Дранкисайта: Перейти
Оставить комментарий и подписаться на обновления темы можно в самом низу страницы
Подписаться на новые статьи на сайте:
Махалля
Из Википедии — свободной энциклопедии
Махалля́, Махалла́, Маалла, также Гуза́р (азерб. Məhəllə ; араб. محلة ; бенг. মহল্লা ; дари محله ; перс. محله ; тур. Mahalle ; тат. Мәхаллә ; туркм. Mahalla ; узб. Mahalla ; уйг. مەھەللە ; урду محله ; хинди मोहल्ला ) — название части города в некоторых странах с преимущественно мусульманским населением. Обычно махалля — размером с квартал, жители которого в некоторых странах осуществляют местное самоуправление.
Слово махалля или махалла дословно переводится с арабского языка как «смежный лагерь» / «привал», или «городской стан».
Махалли как часть города существует почти во всех городах стран с преимущественно мусульманским населением, но собственно название махалля существует не во всех мусульманских странах. Махаллями называют кварталы своего города жители всех стран арабского мира, жители Турции, Азербайджана, Ирана, Узбекистана, (а в соседнем Таджикистане в тех районах где большинство населения узбеки также называется махалла, а среди таджиков вместо слова махалла распространено название гуза́р) многие народы, живущие в Афганистане (кроме пуштунов и некоторых других малых народов), большинство жителей Пакистана, Бангладеш и некоторых штатов Индии с преимущественно мусульманским населением. В Казахстане и Кыргызстане слово «махалля / маалла» чаще используют в проживающие в этих странах узбеки, а в Китае используется уйгурами и тюркскими народами Синьцзян-Уйгурского автономного района, также слово встречается в разговорной речи среди коренных жителей Молдавии.
Махалля как институт, осуществляющий на мусульманском Востоке местное самоуправление, имеет глубокие корни. Например, о существовании в XI веке махалля в Каире сообщает поэт, писатель Насир Хосров. В своём произведении «Сафар-наме» («Записки путешественника»), которые были составлены в 1043—1052 годах во время путешествия по странам Ближнего Востока, он сообщает, что «город Каир состоит из 10 махалля».
В современном понимании в мусульманских республиках Поволжья махалля — это локальная община, объединяющая вокруг мечети не всех жителей определенного района, а только религиозную её часть, которая посещает мечеть. В Средней Азии, в том числе в Узбекистане, а также в Восточном Туркестане у уйгуров [1] под махалля, как правило, понимается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организации общественной жизни. То есть это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора комитета махалля [2] и его председателя, решающих вопросы организации быта и досуга жителей своего махалля, а также несущих ответственность перед вышестоящими органами городского управления за обеспечение правопорядка в своём махалля. [3]
Узбекская махалля – пережиток прошлого или действенный институт гражданского общества?
Махалля – это социальный институт, основанный на восточном менталитете и традициях. Это целая система отношений между жителями одного квартала, которая существовала в Узбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на развитие национальных традиций. В некотором роде это форма общины, объединенной на небольшой территории.Исторические источники говорят, что махалля возникла во II веке до нашей эры и первоначально представляла собой крепости, охватывающие большие холмы. Жилые поселения в виде небольших махаллей позже стали крупными городами.
Махалля и социальный капитал
О роли махалли в развитии социального капитала в узбекском обществе мы можем судить по нескольким факторам. Например, тот факт, что дома и дворы в традиционных махаллях никогда не запирались на замок, указывает на высокий уровень социального доверия в обществе. В каждой махалле граждане несут ответственность за всех членов общины, это выражается в совместной ответственности за присмотр и воспитание детей соседей по махалле.
Такие нормативные акты, как Указ Президента Республики Узбекистан «О поддержке органов самоуправления граждан» (23 апреля 1998 г.), Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» от 14 апреля 1999 года (в новой редакции от 22 апреля 2013 г.), а также Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» (3 февраля 2017 г.), служат правовой основой для дальнейшего укрепления роли института махалли в государственной и общественной жизни.
В настоящее время число сходов граждан и органов самоуправления – махаллинских комитетов – в Узбекистане превысило 10 тысяч.
Сегодня в контексте общественно-политических реформ крайне важно, чтобы система самоуправления граждан отвечала современным требованиям, решала актуальные для жителей махалли проблемы, предпринимала конкретные и эффективные меры, осуществляла систему «обратной связи» между гражданами и государством. На наш взгляд, сегодня в работе института махалли есть некоторые недостатки и проблемы:
Исходя из проведенного анализа можно отметить, что махалля является неотъемлемой частью общественной жизни в Узбекистане. Последнее время усиливается тенденция перепоручения части традиционно государственных полномочий (в основном социально ориентированных или функций с характером общественного контроля) институтам махалли при сохранении за государственными ведомствами руководящей роли. Этот вопрос заслуживает более тщательного изучения, а также поддержки со стороны активной и неравнодушной части общества и соответствующих структур.
В социалистической Кубе в каждой местности функционируют так называемые Комитеты по защите революции (Comite de la Defensa de la Revolucion). Если провести параллели, махаллинские комитеты также пока остаются своеобразными точками опоры по защите государственной идеологии в Узбекистане.
[2] Муминов А. Некоторые особенности развития институтов гражданского общества в Узбекистане (на примере махалли). Журнальный клуб Интелрос « Credo New », №3., 2017
Махалля
Махалля́ или Махалла, также Гузар (араб. محلة maHálla — «перевалочная станция», «привал»; «лагерь»; «городской квартал», от حل Hálla «развязывать», «распутывать»; турецк. mahalle, узб. mahalla ; уйг. مەھەللە / мәһәллә ) — в исламских странах часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли́ — является мечеть, служащая своего рода культурным центром, в котором проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.
Поэт, писатель XI века Насир Хосров в своём произведении «Сафар-наме» (Записки путешественника), путешествуя с 1043 по 1052 года по странам Ближнего Востока и совершая Хадж в Мекку, писал — «город Каир состоит из 10 махаллей», что свидетельствует о том, что такое понятие как махалля на Востоке существует уже много веков.
Содержание
Обычаи
На территории махалли, как правило, находится мечеть — своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась и альтернатива мечети — чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стала также чайхана.
До Октябрьской революции в мечетях пять раз в день жители махалли (мужчины) совершали намаз. Между молитвами проводились занятия для мальчиков. Таким образом, махалля не являлось религиозной организацией, тем не менее содействовала распространению традиционных исламских идей, а в еврейских махаллях идею иудаизма, что, в свою очередь, способствовало объединению жителей махаллей в плане быта, традиции, морали и т.д.
Территорию махалли определяли по голосу муэдзина приглашавшего на молитву, до дома куда доходил его голос. Но махалля была не только территориальной единицей, её жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством и объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, когда организовывают хашар для постройки дома той или иной семье, помогают при стихийных бедствиях и т.д.
История возникновения и функционирования института махалли на примере Самарканда
Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие.
Названия махаллей — ценный материал для исследователей истории возникновения и развития древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждой махалле средней величины проживало от 450 до 800 человек.
Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определёнными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.
В период Советской власти институт махалли сохранялся, но их деятельность жёстко контролировалась властями, а некоторые функции махалли были упразднены или сведены к минимуму. В этот период своей истории культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие махалли были переименованы, была произведена реорганизация в структуре их управления. В результате всего этого старые названия этих махаллёй в настоящее время почти не упоминаются. Так например, махалля под названием «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, была в ХХ веке переименована в квартал «Иттифок −60», и теперь старое название почти никто не знает.
Об истории института махалля в Ташкенте
Позднее в Ташкенте в названиях махалли стали появляться названия той или иной местности, например махалля Джангоп, что переводится как Место битвы. Это свое название махалля получила потому, что на месте, где она возникла, в XVIII веке произошло сражение между сторонниками Юнус-ходжи [9] и тремя другими правителями остальных частей города (даха).
Количество как самих махалля, так и количество домовладений в них менялось со временем. К примеру в середине XIX века в Шейхантаурской части Ташкента было 48 махалля, в Сибзарской — 38 в Бешагачской — 32, а в Кукчинской — 31 махалля. В махалле Акмечеть в Шейхантаурской части (даха) Ташкента было свыше 400 домовладений, в маххале Караташ в Бешагачской части города (даха) — 200 домов, а в маххале Самарканд-Дарбаза в Сибзарской части — 50 домов.
Махалля как основа местного самоуправления
Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля могут привести к непоправимым ошибкам. На базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.
Махаля
Махалля́ (араб. — часть города) — в исламских странах означает часть города размером с квартал, жители которого осуществляют местное самоуправление. Как правило, центром такого квартала — махалли́ является мечеть, являющаяся своего рода культурным центром махалли, в которой проходят пятничные собрания населения махалли и совершается торжественная пятничная молитва — намаз.
Поэт, писатель XI века Носир Хисрав в своем произведение «Сафарнома» (Записки путешественника) путешествия с 1043 по 1052 года по странам Ближнего Востока и совершая Хадж, в Мекку писал, — «город Каир состоит из 10 махаллей», что свидетельствует о том, что такое понятие как махалля на Востоке существует уже много веков.
Содержание
Обычаи
На территории махалли, как правило, находилась мечеть — своеобразный общественный, культурный и духовный центр. А с начала XIX века впервые в Бухаре, а затем повсеместно распространилась альтернатива к мечети — чайхана. С тех пор во всех махаллях культурным и общественным центром стал чайхана.
До Октябрьской революции в мечетях пять раз в день жители махалли (мужчины) совершали намаз. Между молитвами проводились занятия для мальчиков. Таким образом, махалля не являлось религиозной организацией, тем не менее содействовала распространению традиционных исламских идей, а в еврейских махаллях идею иудаизма, что, в свою очередь, способствовало объединению жителей махаллей в плане быта, традиции, морали и т. д.
Территорию махалли определяли по голосу муаззина приглашавшего на молитву, до дома куда доходил его голос. Но махалля была не только территориальной единицей, ее жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством и объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей, прежде всего соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и, конечно же традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, когда организовывают Хашар для постройки дома той или иной семье, помогают при стихийных бедствиях и т. д.
История возникновения и функционирования института махалли на примере Самарканда
Письменные источники свидетельствуют о том, что в Самарканде были такие махалли как «Сангтарошон», «Сабунпазон», «Мирсаид ошик», «Бустонихон», «Дегрезон», «Кемухгарон», «Дари Арк», «Работ» и другие. К сожалению, об этих махаллях в настоящее время ничего неизвестно.
Названия махаллей — ценный материал для исследователей истории возникновения и развития древнего городского хозяйства. В конце XIX века в городе Самарканде насчитывалось 96 гузаров (махаллей), в которых проживало около 55 тысяч человек. Как правило, в каждой махалле средней величины проживало от 450 до 800 человек.
Структура и функции махалли менялись с течением времени или в связи с определенными обстоятельствами, но махалля сохраняла принцип самоуправления на своей территории, координировала социально-экономические взаимоотношения жителей.
В период Советской власти институт махалли сохранялся, но их деятельность жестко контролировалась властями, а некоторые функции махалли были упразднены или сведены к минимуму. В этот период своей истории культурным центром махалли стала чайхана с красным уголком. Многие махалли были переименованы, была произведена реорганизация в структуре их управления. В результате всего этого старые названия этих махаллей в настоящее время почти не упоминаются. Так например, махалля под названием «Хон Саид имом», где в XVII веке жил поэт Мулло Монеъ, была в ХХ веке переименована в квартал «Иттифок −60», и теперь старое название этой махалли почти никто не знает.
Махалля как основа местного самоуправления
Следует отметить, что махалля в силу того, что в ней заложены демократические принципы местного самоуправления, представляет собой важную историческую ценность, требующую крайне бережного к себе отношения. Любые непродуманные эксперименты с таким социальным институтом как махалля может привести к непоправимым ошибкам. Именно на базе махалли, её самобытной структуры можно успешно развивать новые принципы местного самоуправлении — это более практическое и открытое ведение дел, большая доброжелательность к людям, изживание различных проявлений бюрократизма и т. д.