махр в исламе что это

Махр (калым)

махр в исламе что это. kalim. махр в исламе что это фото. махр в исламе что это-kalim. картинка махр в исламе что это. картинка kalim. Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определён. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определён. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.

Абу Хурайра передаёт, что к Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) пришёл человек и сказал: «Я женюсь на девушке из ансаров (жители Медины), помогите мне с махром». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) спросил: «Ты посмотрел на неё? Поистине в глазах ансаров что-то бывает». «Да, я посмотрел на неё». «За сколько ты на ней женишься?». «За четыре окийя (мера веса, равная 12 драхмам или 37, 44г)». «За четыре окия?»,- с удивлением спросил Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) и сказал: «Вы как будто вытёсываете серебро из середины этой горы. У нас нет столько, чтобы тебе дать, но мы близки к тому, чтоб отправить тебя туда, где ты смог бы это взять». Затем отправили людей к Бану Абс и того человека вместе с ними» (Муслим).

В проповеди Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не преувеличивайте в назначении приданого. Если бы это восхвалялось в мирской жизни и означало богобоязненность, то Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сам так делал бы» (Асхабу Сунан).

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Поистине благоденствием женщины является облегчение её сватовства, приданого и родства» (Ахмад).

Махр является обязанностью мужчин, поскольку они сильнее и у них больше дохода.

Всевышний в Коране говорит: «Даруйте женщинам приданое от чистой души» (сура «ан-Ниса», аят 4).

В другом аяте Всевышний говорит: «Давайте им вознаграждение (приданое)» (сура «ан-Ниса», аят 25).

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Просите даже кольцо из железа» (Бухари, Муслим). Имеется в виду: требуй что-нибудь и сделай это приданым, если даже это кольцо из железа.

Во время заключения никяха (брака) желательно упомянуть о размере махра, потому что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) об этом также упоминал. Ибо это отстраняет ссоры между мужем и женой, а также для того, чтобы не показалось, что жена дарит мужу себя. Также желательно, чтоб супруг не вступал в половую близость с женой, не выплатив приданого, дабы не противоречить некоторым учёным, считающим выплату махра обязательной до вступления в половую близость. Можно и без упоминания махра заключать брак, но это уже будет карахат (нежелательно).

То, что оценивается, что можно продать и купить, может быть махром, а то, что не оценивается, что нельзя купить и продать, махром быть не может. Если брак заключён и махром стало то, что не оценивается, то тогда нужно выплатить махр мислий (махр, соответствующий её уровню и статусу) вместо оговорённого при заключении брака.

Уровень определяется по родственницам жены со стороны отца: сестра, племянница, тётя, двоюродная сестра. Рассматривается возраст, разум, состоятельность, девственница или нет, и в зависимости от этого определяют махр мислий.

Желательно, чтоб размер махра был не меньше десяти дирхамов, потому что Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) сказал, что не разрешается, чтоб махр был меньше 10 дирхамов и превышал сумму в 500 дирхамов, подобно махру Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) его жёнам (Муслим). (См. в книге «Канзу рагибин»).

Что касается махра жене Умму Хабиб, то он составлял 400 динаров, поскольку она была из Наджаши, возвеличивая их.

В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Первое, за что спросят верующего в Судный день, это махр, выплачиваемый жене». В другом хадисе Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) говорит: «Тот, кто не выплатил жене махр в Судный день, будет считаться прелюбодеем» (Имам Ахмад, Байхаки, Табарани). (См. в книге «Сиражу вахаж»).

Также Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Никях того, кто дозволил дирхам в качестве махра, считается дозволенным» (Байхаки, №45662).

Анас ибн Малик передаёт: «Абу Талха женился на Умму Салиме, махром в их браке было принятие Ислама».

Учёные посчитали желательным не увеличивать калым, хоть увеличение и не считается макрухом (нежелательным).

махр в исламе что это. zen. махр в исламе что это фото. махр в исламе что это-zen. картинка махр в исламе что это. картинка zen. Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определён. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Махр и калым: что полагается выплатить невесте?

Очень часто народные традиции и обычаи тесно сплетаются с религией, из-за чего возникает недопонимание тех или иных постулатов ислама.

Не стал исключением и вопрос калыма, который зачастую путают и принимают за часть мусульманского обряда заключения брака – никаха.

Что такое калым

Калым – это своеобразная плата жениха семье невесты, её выкуп в виде определённой суммы денег или имущества. Калым является традицией у народов Сибири, Средней Азии и Кавказа. Корни этого обычая, по мнению исследователей, связаны с переходом от древнего матриархата к патриархальному обществу, а также вызваны идеей компенсации за воспитание дочери, лишение семьи рабочей силы.

У каждого народа есть свои особенности этой традиции. Объединяющим моментом является то, что по истечению времени он везде стал лишь символическим моментом, частью свадебного обряда. Размер калыма обсуждается между двумя семьями. На увеличение его размера влияют многие факторы: состоятельность семьи невесты, её красота, образованность, умения. Среди бедных семей, которым выплачивать калым тяжело, существует практика обмена. Иначе говоря, двойное родство – девушки из каждой семьи идут в другую, из-за этого необходимость выплаты калыма отпадает.

Учитывая, что практически большинство народов, где в той или инфой форме практикуется выкуп за невесту, являются мусульманскими, эта традиция в сознании общественности стала ассоциироваться с шариатским условием заключения брачного союза – махром.

Однако махр и калым различаются по многим параметрам.

Особенности махра

Махр – это обязательная выплата женихом своей будущей невесте (только ей, а не семье). Он является одним из условий никаха. Условно говоря, калым – это плата ЗА невесту, а махр – выплата НЕВЕСТЕ. Поэтому стоимость махра определяет будущая супруга, а не её семья, как в случае с калымом.

Махром может служить всё то, что подлежит купле-продаже. Если же в момент заключения брака махром оказалось то, что нельзя ни купить, ни продать, то, по мнению учёных, в этом случае следует выплатить махр мислий (махр, соответствующий уровню и статусу первоначальному, или принятый в этом регионе).

Выплата махра преследует иные цели, нежели калым. Во-первых, это повеление Всевышнего не является компенсацией для семьи, денежной оценкой невесты. Махр символизирует решительность мужчины вступить в брак и его серьёзное отношение к браку, умение выполнить требования и обеспечить семью. Во-вторых, махр направлен для защиты женщины в случае, если она останется без мужа. Поэтому распоряжаться имуществом или деньгами может только она, а не её семья. Жена может отдать часть своего махра мужу, чтобы помочь ему в бизнесе или потратить на семейные нужды, когда супруг не может обеспечивать семью по объективным причинам.

Размер выплаты при никахе

О величине калыма всегда договариваются две семьи, и, придя к обоюдному согласию, брак может состояться. В отношении махра обоюдного согласия семей не предусматривается. Невеста выдвигает свои требования. По Шариату нежелательно, чтобы стоимость махра был чересчур малой или великой. Порицаемым считается назначение большого махра, из-за которого мужчины не могут жениться, испытывая материальные трудности для его выплаты.

Если минимальный размер калыма нигде не обозначен, то минимальная цена махра в ханафитском мазхабе составляет 10 дирхамов. В пересчёте на серебро – это 30,61 грамма серебра или его эквивалентная стоимость. В маликитском мазхабе планка снижена до трёх дирхамов (9,183 г серебра) или ¼ золотого динара.

В Священном Коране есть прямое указание на то, что махр должен обязательно иметь материальную ценность:

«И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (т.е. если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (брачный дар). На вас не будет греха, если вы придёте к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (брачный дар). Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (4:24)

Имамы Шафии и Ахмад ибн Ханбал не устанавливали наименьшую величину махра. Согласно этим мазхабам, мужчина может жениться, пообещав будущей супруге научить её Корану или, например, его части. Это и будет считаться махром. Данная точка зрения исходит из хадиса Милости миров Мухаммажа (с.г.в.). Как-то раз к нему подошёл человек, который хотел жениться. Но у мужчины ничего не было, даже кольца из железа. Тогда Пророк (с.г.в.) подозвал его и обратился с вопросом: «Что ты знаешь (наизусть) из Корана?» Тот перечислил, что знает из Корана, а в ответ услышал: «Мы выдаём её за тебя замуж за то, что ты знаешь из Корана» (хадис передал Хаким).

Когда платится махр и калым?

Калым выплачивают до вступления молодых в брак или в день свадьбы. Махр обычно передают во время совершения никаха, когда имам спрашивает жениха и невесту о махре и её согласии на такой махр. Этот вид махра называется «махр муаджаль», то есть даруемый сразу.

С позиции всех мазхабов, кроме ханафитского, никах без махра не является действительным. По мнению Абу Ханифы, такой брак нежелателен. Махр можно выплатить позже, но не сильно затягивая, если стороны договорились об этом. Такой вид получил название «махр муаххар».

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Махр – это обязанность мужа перед женой

махр в исламе что это. mahr01. махр в исламе что это фото. махр в исламе что это-mahr01. картинка махр в исламе что это. картинка mahr01. Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определён. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.

Махр – это то, что муж отдаёт (дарит) невесте при заключении акта бракосочетания (никаха). Это обязанность мужа перед женой. Максимальный размер махра не ограничен. Чаще всего в качестве махра назначают что-то материальное, но это может быть и выполнение какой-нибудь работы (услуги), например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.).

Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или по согласию обеих сторон (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и чересчур велик.

Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые люди часто лишаются возможности вступить в брак.

Во избежание дальнейших разногласий желательно упомянуть о махре и о его размере во время заключения никаха. Более того, не указывать при этом на махр является нежелательным.

То, что имеет цену, что можно продать и купить, может быть махром, следовательно, то, что не оценивается, что нельзя купить и продать, махром быть не может. Если никах был заключён без оговоривания условий махра, либо если в качестве махра назначили то, что не пригодно для махра, нужно выплатить махр аль-мисли (махр, соответствующий уровню и статусу жены) вместо оговорённого при заключении брака.

Этот уровень определяется по её родственницам со стороны отца: сестре, племяннице, тёте, двоюродной сестре. Рассматривается возраст, разум, состоятельность, наличие девственности, и в зависимости от этого определяют махр аль-мисли.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Каким должен быть махр при заключении никях?

Господь миров говорит в Кур’ане:

وَءَاتُوا۟ ٱلنِّسَآءَ صَدُقَٰتِهِنَّ نِحْلَةً

«Давайте женщинам их махр от чистой души» (4:4)

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَن تَنكِحُوهُنَّ إِذَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ

«Не будет на вас греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (махр)» (60:10)

وَٱلْمُحْصَنَٰتُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ إِلَّا مَا مَلَكَتْ أَيْمَٰنُكُمْ ۖ كِتَٰبَ ٱللَّـهِ عَلَيْكُمْ ۚ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَآءَ ذَٰلِكُمْ أَن تَبْتَغُوا۟ بِأَمْوَٰلِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَٰفِحِينَ ۚ فَمَا ٱسْتَمْتَعْتُم بِهِۦ مِنْهُنَّ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً

«И замужние женщины (запретны для вас), кроме (рабынь), что достанутся вам. Так предписал вам Аллах. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, дайте им обязательное вознаграждение (махр)» (4:24)

В этих благородных аятах Аллах приказывает мусульманам обязательно выплачивать махр своим женам при заключении никях.

Что касается пророческой Сунны, то на тему махра есть широко известный хадис, который передает Сахль Ибн Саид, да будет доволен им Аллах:

جاءت امرأة إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالت يا رسول الله جئت أهب لك نفسي. فنظر إليها رسول الله صلى الله عليه وسلم فصعد النظر فيها وصوبه ثم طأطأ رسول الله صلى الله عليه وسلم رأسه فلما رأت المرأة أنه لم يقض فيها شيئا جلست فقام رجل من أصحابه فقال يا رسول الله إن لم يكن لك بها حاجة فزوجنيها. فقال: ((فهل عندك من شيء)). فقال لا والله يا رسول الله.

فقال: ((اذهب إلى أهلك فانظر هل تجد شيئا)). فذهب ثم رجع فقال لا والله ما وجدت شيئا. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((انظر ولو خاتما من حديد)). فذهب ثم رجع. فقال لا والله يا رسول الله ولا خاتما من حديد. ولكن هذا إزاري- قال سهل ما له رداء- فلها نصفه. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما تصنع بإزارك إن لبسته لم يكن عليها منه شيء وإن لبسته لم يكن عليك منه شيء)). فجلس الرجل حتى إذا طال مجلسه قام فرآه رسول الله صلى الله عليه وسلم موليا فأمر به فدعي فلما جاء قال: ((ماذا معك من القرآن)). قال معي سورة كذا وسورة كذا- عددها. فقال: ((تقرؤهن عن ظهر قلبك)). قال نعم. قال: اذهب فقد ملكتكها بما معك من القرآن

Пришла (одна) женщина к посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить тебе себя (в качестве жены)». Посланник Аллаха ﷺ поднял на нее свой взор, осмотрел с головы до ног, (а затем) опустил голову.

Когда женщина увидела, что он не принял относительно нее никакого решения, то села (неподалеку). Тогда поднялся один мужчина из числа сподвижников (пророка) и сказал: «О посланник Аллаха, если у тебя нет потребности в ней, то выдай её замуж за меня!»

Тогда (пророк) сказал: «А есть ли у тебя что-нибудь (в качестве махра)?» (Мужчина) ответил: «(У меня ничего) нет, клянусь Аллахом!»

Тогда (пророк) сказал: «Иди к своей семье и посмотри, сможешь ли ты что-то найти». (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мне ничего не удалось найти!»

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поищи хотя бы кольцо из железа!» (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, (мне не удалось найти даже) железное кольцо! Однако вот мой изар, и пусть половина его будет для неё (махром)»

И сказал Сахль: «И не было у него даже накидки».

Тогда сказал посланник Аллаха ﷺ: «Что она будет делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, то ей ничего из него не достанется. А если его будет носить она, то тогда ничего не достанется тебе».

Тогда мужчина сел (и сидел), пока собрание не затянулось. (Затем) он встал, (что) увидел посланник Аллаха ﷺ, приказав подозвать его.

Когда (мужчина) подошел, (пророк) сказал: «Что ты знаешь из Кур’ана?». Он ответил: «Я знаю суру такую-то и такую-то», — перечислив их.

Тогда (пророк) спросил: «Ты знаешь их (суры) наизусть?». (Мужчина) ответил: «Да».

(Пророк) сказал: «Иди, ты уже владеешь ей (мы выдаем её замуж за тебя) за то, что ты знаешь из Кур’ана» (Муслим 3553, Бухари 5135).

Из этого хадиса относительно махра можно сделать ряд полезных выводов:

Что касается того, насколько большим может быть махр, то представление об этом нам даёт аят:

وَإِنْ أَرَدتُّمُ ٱسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَىٰهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا۟ مِنْهُ شَيْـًٔا ۚ أَتَأْخُذُونَهُۥ بُهْتَٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا

«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы дали [целый] кинтар (имущества в качестве махра), то не отбирайте ничего из этого. Неужели вы отберёте это лживо и совершив явный грех?» (4:20)

Под выражением кинтар (имущества) в аяте имеется ввиду большая сумма денег.

А какой махр давал сам посланник Аллаха ﷺ?

حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ عَبْدِ، اللَّهِ بْنِ أُسَامَةَ بْنِ الْهَادِ ح وَحَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عُمَرَ الْمَكِّيُّ، — وَاللَّفْظُ لَهُ — حَدَّثَنَا عَبْدُ، الْعَزِيزِ عَنْ يَزِيدَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ قَالَ سَأَلْتُ عَائِشَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَمْ كَانَ صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَتْ كَانَ صَدَاقُهُ لأَزْوَاجِهِ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً وَنَشًّا ‏.‏ قَالَتْ أَتَدْرِي مَا النَّشُّ قَالَ قُلْتُ لاَ ‏.‏ قَالَتْ نِصْفُ أُوقِيَّةٍ ‏.‏ فَتِلْكَ خَمْسُمِائَةِ دِرْهَمٍ فَهَذَا صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لأَزْوَاجِهِ‏.‏

Абу Саляма ибн Абдуррахман рассказал: Я спросил Аишу, жену пророка ﷺ, о махре, который она получила. Она ответила: «Махр пророка ﷺ был равен 12 окий и нашш». А затем спросила: «Знаешь ли ты, что такое нашш?»

(Абу Саляма) ответил: «Нет». (Тогда она) сказала: «Нашш равен половине одной окии, а это 500 дирхамов. Такой махр пророк ﷺ давал своим женам» (Муслим 1426).

مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي الْعَجْفَاءِ السُّلَمِيِّ، قَالَ خَطَبَنَا عُمَرُ رَحِمَهُ اللَّهُ فَقَالَ أَلاَ لاَ تُغَالُوا بِصُدُقِ النِّسَاءِ فَإِنَّهَا لَوْ كَانَتْ مَكْرُمَةً فِي الدُّنْيَا أَوْ تَقْوَى عِنْدَ اللَّهِ لَكَانَ أَوْلاَكُمْ بِهَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم مَا أَصْدَقَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم امْرَأَةً مِنْ نِسَائِهِ وَلاَ أُصْدِقَتِ امْرَأَةٌ مِنْ بَنَاتِهِ أَكْثَرَ مِنْ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً ‏.‏

Передается от Абу-ль-Аджфа’ ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, что он рассказал:

«Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха ﷺ, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей — более двенадцати окий (серебра)»» (Абу Дауд 2106, Тирмизи 1114).

И хотя, как мы видим, сам посланник Аллаха ﷺ обычно давал в качестве махра при женитьбе (а также брал за своих дочерей) денежную сумму, эквивалентную 1 487,5 граммам серебра, что на момент написания статьи составляет около 708$, Аллах указал в Своей Книге на то, что махр может быть и значительно более крупным (кинтар).

Вместе с этим, из предыдущего хадиса мы поняли, что махром может быть железное кольцо или какая-либо одежда — то есть вещи гораздо менее ценные в пересчете на денежный эквивалент.

Резюмируя можно сказать, что давать махр — является обязательным при заключении никях, а его размер не ограничен какими то строгими рамками, но должен быть разумным: не настолько маленьким, чтобы молодые люди относились к вопросу женитьбы легковесно, но и не настолько большим, чтобы препятствовать созданию семьи мужчинам со средним или низким материальным достатком.

Наиболее оптимальным видится индивидуальный подход при определении махра, который выражается в том, что если невесту устраивает внешность жениха, его нрав и религиозность, то нужно установить ему махр, исходя из его возможностей: если жених небогат, то не нужно слишком завышать махр, а если он относится к числу состоятельных людей, то нет ничего зазорного в том, чтобы попросить в качестве махра что-то более существенное.

Главное что нужно запомнить: нельзя допускать такой ситуации, когда завышенный махр становится неподъемным для жениха и препятствует тем самым заключению никях, ведь посланник Аллаха ﷺ говорил:

خَيْرُ الصَّدَاقِ أَيْسَرَهُ

«Лучший махр — это самый простой (или самый доступный)» (Байхаки 14721).

«Лучший никях — тот, который наиболее легко заключается» (Абу Дауд 2117, шейх Альбани назвал хадис достоверным).

إِنَّ مِنْ يُمْنِ الْمَرْأَةِ : تَيْسِيرَ خِطْبَتِهَا ، وَتَيْسِيرَ صَدَاقِهَا ، وَتَيْسِيرَ رَحِمِهَا

«Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет» (Ахмад 23957, Ибн Маджа 4095, шейх Альбани назвал хадис хорошим).

Уместно будет упомянуть известные аяты и хадисы с широким смыслом, которые указывают на цель Ислама — облегчать людям жизнь, а не усложнять её, что в полной мере относится как к вопросу никях в целом, так и к вопросу махра в частности. Так, Аллах сказал в Кур’ане:

يُرِيدُ ٱللَّـهُ بِكُمُ ٱلْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلْعُسْرَ

«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)

مَا يُرِيدُ ٱللَّـهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ

А пророк ﷺ говорил:

يسروا ولا تعسروا، وبشروا ولا تنفرو

«Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (Бухари 69, Муслим 1734).

إِنَّمَا بُعِثْتُمْ مُيَسِّرِينَ وَلَمْ تُبْعَثُوا مُعَسِّرِينَ

«Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (Тирмизи 147).

Необходимо отметить, что махр необязательно отдавать непосредственно во время никях. По договоренности с будущей женой или её опекуном, это можно сделать также и позже, уже после никях (единоразово или частями).

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّآ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَا۟ ٱلَّذِى بِيَدِهِۦ عُقْدَةُ ٱلنِّكَاحِ ۚ وَأَن تَعْفُوٓا۟ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۚ وَلَا تَنسَوُا۟ ٱلْفَضْلَ بَيْنَكُمْ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ

«Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но уже определив для них обязательный (махр), то отдайте им половину его, если только они не простят (его вам) или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, так будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу! Поистине, Аллах видит то, что вы совершаете» (2:237)

Из этого аята становится ясно, что допускается выдача махра жене уже после заключения никях и после вступления в половую близость.

При этом, в случае развода, если имела место быть половая близость, то махр в полном объеме остается у жены. Если же решение о разводе было принято до того, как супруги сблизились, то полагается оставить жене половину махра.

В случае, если произошло расторжение брака по инициативе жены с компенсацией мужу (хуль), то жена должна возвратить махр мужу.

Также важно отметить, что супруга может отказаться по своей инициативе от махра или его части после того, как его размер уже был определен. На это указывает аят:

وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَٰضَيْتُم بِهِۦ مِنۢ بَعْدِ ٱلْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«На вас не будет греха, если вы договоритесь по поводу обязательного вознаграждения после того, как определили его. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:24)

Источник

махр в исламе что это. 159879 INNERRESIZED600 600 eb4ab4853b4a. махр в исламе что это фото. махр в исламе что это-159879 INNERRESIZED600 600 eb4ab4853b4a. картинка махр в исламе что это. картинка 159879 INNERRESIZED600 600 eb4ab4853b4a. Выплачивать махр (приданое) муж жене в Исламе должен обязательно, но его размер не определён. Чаще всего махром бывает что-то материальное, но может быть и выполнение какого-нибудь условия, например, обучение супруги чему-либо (чтению Корана, ремеслу и т.п.). Размер махра может устанавливаться в зависимости от материального положения мужа или согласовываться обеими сторонами (мужем и женой). Но Ислам призывает к тому, чтобы махр не был слишком мал и слишком велик. Порицается назначать большой махр, из-за чего молодые лишаются возможности вступить в брак, так как не имеют возможности выплатить его из своего дохода.

Это материальные ценности, которые необходимо дать девушке или женщине, изъявившей желание стать супругой. Вне зависимости от количества махр нужно выплатить в обязательном порядке. Здесь главное – определить количество, вид и затем отдать женщине.

Махр не является условием никаха, но он так же необходим, как и содержание семьи. Поэтому никах, произведенный без определения махра, считается действительным, но женщина при этом получает право на такое количество махра, какое принято выплачивать в той местности, где совершен никах. Это называется «махру мисли».

Ханафиты считают, что никах без махра хотя и действителен, но нежелателен. Кроме того, после заключения брака выплата махра становится ваджибом (должным). Однако согласно предписаниям остальных трех мазхабов, без определения махра никах считается недействительным. Поэтому нужно серьезно отнестись к нему и во время никаха обговорить сумму или вид махра.

В наши дни многие семьи и молодые люди ничего не знают о махре, и поэтому акт бракосочетания совершают, не обговаривая количество и вид махра. Выплата махра является фардом, ибо Аллах повелевает:

«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье». (Сура Ан-Ниса, 4/4)

В качестве махра разрешено подарить любую незапрещенную вещь, которую можно использовать или продать: имущество, наличные деньги, которые женщина может потратить на свои нужды, дом, земельный участок, автомашину и т.п.

Махр можно выплачивать в неограниченном количестве. Но наименьшее количество махра равно 10 дирхамам или их эквиваленту. В наши дни это 30 граммов серебра. Во времена Пророка (с.а.в.) за 10 дирхамов можно было купить двух овец. Поэтому лучше всего при расчета махра исходить из этого.

Как упоминалось выше, вид и количество махра обговаривается мужчиной и женщиной.

В зависимости от выплаты или выдачи махр делится на два вида:

1. Махру мугаджаль. Это махр, который выплачивают сразу после заключения брака.

2. Махру муаджаль. Это махр, который выплачивают в последующее время. Конечно, согласно положениям Сунны, махр желательно выплатить сразу после никаха, но если нет возможности, это можно отложить на более позднее время.

Если назначено время выплаты, то махр необходимо выплатить в этот срок, если же время не определено – то после развода или смерти.

Махру мисли (махр, количество которого определено местными обычаями)

Если при заключении брака ничего не сказали о махре, женщине назначают такой размер махра, который обычно выплачивают в этой местности. Такой махр называют «махру мисли».

Близкие родственники девушки берут во внимание количество и вид махра, который получили ее родственницы, и на этой основе назначают махр ей. Если же таким образом невозможно определить подходящее для невесты количество махра, то учитываются традиции и обычаи других стран.

В следующих случаях женщина обретает право на получение махра:

1) после совершения полового акта;

2) после внезапной смерти супруга;

3) если супруги останутся наедине друг с другом. В книгах по фикху это называется «халвату сахиха».

Махр принадлежит лично девушке или женщине, заключившей брак с мужчиной. Если родители или близкие родственники девушки получили денежные средства со стороны жениха и тратят их на покупки для нее, эти средства относят к махру.

Категорически запрещается родителям или родственникам девушки забирать эти средства для собственных нужд. В таком случае эти средства, аналогично процентам, будут считаться харамом.

Здравомыслящая и совершеннолетняя женщина может по своему желанию подарить махр своему мужу или в случае его смерти его родственникам. В этом вопросе никто не имеет права препятствовать ей. Если женщина пожелает, она имеет право подарить махр своим родителям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *