машина боливар что за машина
Машина боливар что за машина
Нажмите «Нравится»,
чтобы читать 360carmuseum в Facebook
1983 Москвич-2140 Боливар
Боливар был создан на заводе с целью эвакуации испытуемой заводом продукции. Тягач должен был увозить разбитые автомобили с подготовленной испытательной площадки для проведения краш-тестов на территорию УКЭР, расположенной на территории старых корпусов завода. Эвакуатор создавался по инициативе руководителя группы дорожных испытаний Александра Яковлева.
В начале 1980х годов тягач создали на базе выпускаемой на заводе модели АЗЛК-2140. Кузов москвича был полностью переделан. Специальные кузовные детали изготовлялись самостоятельно при помощи работников экспериментального цеха. Из особенностей конструкции следует отметить задние двухскатные колеса с переделанными дисками от гоночного автомобиля Г-1, платформу с практически полным отсутствием заднего свеса и подъемник с краном, позволявший буксировать подвешенный за переднюю или заднюю часть неисправный автомобиль. Лебедку для подъемника пришлось доставать у авиаторов. Главная пара заднего моста была специально изготовлена по заказу с передаточным отношением 5,125 вместо стандартных 4,22. На Боливар была установлена экспериментальная коробка передач КП-10, сцепление Borg&Beck. Передний бампер и газовые амортизаторы были от Volvo-164. После сборки кузова, его покрасили в заводском цехе окраски по заводским технологиям в желтый цвет. Собрав автомобиль, его даже поставили на учет в ГАИ, где ему был выдан гос. регистрационный номер 36-36 мнт.
Для Боливара был изготовлен специальный двухосный прицеп для перевозки легковых автомобилей. Эвакуатор успешно трудился на благо завода, доставляя на территорию УКЭР разбитые во благо модели «Москвичей». На его славную рабочую спину ложились и трупы новейшего по тем временам Москвича-2141, семейство которого должно было коренным образом изменить отечественное легковое автомобилестроение.
В 90е годы потребности в Боливаре на заводе уменьшились и он остался без работы, заняв место в калашном ряду, где лишался своих запчастей. С эвакуатора был демонтирован даже задний мост. Боливар скорее всего был бы распилен осенью 1995 года при массовой уборки территории, если бы его не спас известный гонщик, бывший участник ралли-марафонов, Александр Сафонов. Он его обменял Михаилу Красинцу, который в те годы активно собирал коллекцию ретро-автомобилей, преимущественно делая ставки на «Москвичи». При участии Егора Карпунина и Сергея Ионеса, эксклюзивный Москвич был приобретен у Александра Сафонова.
Боливар некоторое время простоял у дома Красинца на улице Просторной, д.8, где под открытом небом хранилось множество экземпляров коллекции. В дальнейшем Москвич перекочевал в гараж Михаила Красинца. Как это происходило, лучше стоит процитировать из воспоминаний Сергея Ионеса:
«Потом Боливар валялся во дворе на Просторной, потом Красинец сунул его в свой гараж. Он запихивал Боливара так: повесил на его плоскую заднюю панель старую покрышку, разгонялся на Волге ГАЗ-22 и несколькими ударами в зад впихнул Боливара в гараж. Он там застревал, так как пол у гаража был земляной, по весне превратившийся в сплошное болото. В этом болоте Боливар провалялся, пока гаражи не начали ломать. Это, к счастью, случилось летом, и Красинцу пришлось чесаться — волочь Боливара на погост.»
Уникальный спецавтомобиль-эвакуатор «Боливар» на базе Москвича-2140
На заводских территориях автопредприятий трудится очень много специализированного транспорта, которые выполняли и выполняют по сей день узконаправленные технологические задачи или всего несколько однотипных операций. Так появились экстремально удлиненные грузовики-платформы для перевозки нескольких кузовов из одного цеха в другой. Или, наоборот, экстремально укороченные и утяжеленные самодельные тягачи для буксировки по застроенной территории завода еще не умеющих самих передвигаться новых автомобилей.
А вот герой нашей сегодняшней статьи является очень уникальным специальным аппаратом! Называется «Боливар» и сделан он на базе Москвича-2140. Его рождения состоялось в 1983 году по инициативе руководителя группы дорожных испытаний Александра Яковлева завода АЗЛК.
Специализация тягача состояла в буксировке разбитых после краш-тестов новых прототипов, предсерийных и серийных автомобилей с испытательной площадки на территорию УКЭР, расположенной на месте старых корпусов завода.
Особенностью таких заводских спецавтомобилей было то, что создатели не особенно заботились о красоте, дорожных качествах и соответствием нормам дорожной безопасности. Главное, чтобы машина была максимально функциональна и как можно дольше прослужила.
Поэтому специальные кузовные детали изготовлялись самостоятельно при помощи работников экспериментального цеха почти в ручном «наколенном» варианте. Кузов донора при создании был очень изрядно обрезан и выпотрошен. Технологических чертежей для создания автомобиля явно никто не делал.
Одной из основных функциональных особенностей тягача было наличие задних двухскатных колес с переделанными дисками от гоночного автомобиля Г-1. Кроме того автомобиль имел платформу с практически полным отсутствием заднего свеса и подъемник с краном, позволявший буксировать подвешенный за переднюю или заднюю часть неисправный автомобиль.
Лебедку для подъемника позаимствовали у авиаторов. Главную пару у заднего моста изготовили также на спец.заказ с передаточным числом 5,125 вместо стандартных 4,22 у серийных автомобилей.
Из агрегатных доработок следует также обратить внимание на установленную экспериментальную коробку передач КП-10 и надежное сцепление Borg&Beck. Действительно, для длительной и эффективной работы автомобиля по своей прямой специальности, эти элементы должны быть особенно надежными, так как должны были работать с максимальной нагрузкой при проведении транспортных операций.
Хотя мы вначале и сказали, что для такого рода спец.транспорта внешний вид не особенно важен, но в данном случае все-таки была проделана некоторая «стайлинговая» работа. Так был установлен передний бампер и газовые амортизаторы от Volvo-164, а также произведена заводская покраска по существующим стандартным технологиям в желтый цвет, который характерен для всей спец.техники во всем мире.
Еще одной особенностью, отличающей «Боливар» от другой внутризаводской техники было то, что его удалось поставить на учет в ГАИ с выданным на его имя регистрационным номером «36-36 мнт». А вдруг придется транспортировать какой-нибудь разбившийся или сломанный тестовый автомобиль при проведении внешнезаводских испытаний на дорогах общего пользования.
Но в 90-х годах «Боливар» лишился своей работы из-за застойных тенденций на заводе и в стране целом. Новых разработок становилось все меньше и меньше, и потребности в испытаниях тоже сокращались. И уникальный эвакуатор-тягач остался стоять невостребованным на заводском дворе.
С него начали снимать агрегаты и запчасти. Так в этот период он лишился своего боевого уникального заднего моста. И если бы так дальше пошло автомобиль просто-напросто распилили бы и сдали на металлолом. Но его спас известный гонщик, бывший участник ралли-марафонов, Александр Сафонов, который потом передал уникальный экземпляр Михаилу Красинцу, активно собиравшему в те времена свою коллекцию ретро-автомобилей.
Некоторое время «Боливар» располагался в Московском дворе, затем в гараже Красинца. А когда тот переехал со своей коллекцией в деревню Черноусово Тульской области, знаменитый «Боливар» последовал за своим новым владельцем.
Но Михаилу Красинцу так и не удалось создать что-то достойное закрытое для своей коллекции и пришлось разместить автомобили непосредственно на открытом поле, под дождем и снегом. Погода безжалостна к уникальным раритетам и «Боливар» тому не исключение, он со всеми соседствующими с ним «экспонатами-по-несчастью» разрушается и ржавеет.
Страницы истории. «Боливар» из АЗЛК 2140 SL
За фото спасибо ALvovich
Ну вот и свершилось. Я всё же решил вам показать Боливар. Долго думал, как же написать хорошую статью о той машине, о которой нет информации, которая была создана в единственном экземпляре. Больше всего не хотелось сделать глупых ошибок (за что меня иногда упрекают, мол недостоверность информации и т.д.). По этому я решил взять единственную статью из журнала ГрузовикПресс №7 2011 года. В ней написана статья об этом прекрасном автомобиле со слов Яковлева Александра Борисовича. «Я был сотрудником Бюро Исследования и Доводки Безопасности Автомобилей УКЭР АЗЛК и отвечал за разметку автомобилей для испытаний (они записывались на скоростную кинокамеру).» — написал мне Евгений Коротич. Он дал мне понять, что информацию по этому авто найти не получится, и существует всего пару фото (тех времён). Значит я правильно сделал взяв уже готовую статью. Единственное, что кое что я всё же добавлю от себя в конце.
«Боливар» выдержит всё!
Александр Яковлев, фото из архива автора и Максима Шелепенкова.
В начале семидесятых на АЗЛК в Отделе главного конструктора (ОГК, впоследствии переименованный в УКЭР — Управление конструкторских и экспериментальных работ) было создано новое подразделение — Бюро исследования и доводки пассивной безопасности автомобилей, в обязанности которого кроме всего прочего входило и проведение различных краш-тестов «Москвичей».
В связи с ужесточением европейских норм по безопасности автомобилей отечественным автозаводам, чтобы поддерживать экспортный потенциал своей продукции, пришлось много заниматься вопросами пассивной безопасности. Не остался в стороне от этой проблемы и Автозавод имени Ленинского комсомола в Москве, который в то время уже размещался на двух территориях — «старой» и «новой». Здание УКЭР, как и лаборатория бюро безопасности, размещалась на «старой» территории, а подготовленная испытательная площадка для проведения краш-тестов — на «новой». Между ними примерно три километра обычных городских улиц, по которым приходилось перевозить на новую территорию подготовленный в лаборатории автомобиль для испытаний и возвращать всё, что от него осталось после краш-теста, обратно в лабораторию для изучения
и анализа. С целым автомобилем особых проблем не было — зацепили и поехали, а вот доставить обратно разбитый автомобиль после фронтального столкновения доставляло много хлопот. Коли-чество испытаний стремительно росло, и вопрос с транспортиров-кой становился с каждым разом всё острее и острее. К тому же возникала необходимость доставки «Москвичей» для аналогичных испытаний на Автополигон НАМИ, который находится в Московской области, недалеко от города Дмитрова. А это уже без малого 100 километров в один конец. Именно тогда у меня (в то время руководителя группы дорожных испытаний) родилась идея построить на базе обычного легкового «Москвича» автомобильный эвакуатор и специальный прицеп к нему, которые были бы способны решить возникшую проблему малыми средствами. Сказано — сделано. Заручившись поддержкой начальника бюро Волкова Сергея Андреевича и заместителя главного конструктора Никифорова Геннадия Сергеевича, мы начали работать. Мы — это сам автор идеи, конструктор и сборщик Александр Яковлев, техник-исследователь, основной добытчик и первый помощник Владимир Максимов и, конечно, весь коллектив бюро безопасности. Вспоминая то время, а это начало восьмидесятых годов, стоит отметить, что ни специальных эвакуаторов, ни прицепов для перевозки легковых автомобилей в то время в нашей стране серийно не выпускали. Различные автохозяйства тогда выходили из положения таким же путём — создавали собственные конструкции автоэвакуаторов из подручных средств.
Выбор шасси на АЗЛК был небогатый — в то время на заводе массово выпускали только одну базовую модель «Москвич-2140». Зато возможности для творчества в УКЭР были практически безграничны. «Чёрный» (сваренный и неокрашенный) кузов привезли с производства в лабораторию бюро, где его подвергли полной переделке. Специальные кузовные детали изготавливались как собственными силами, так и с помощью работников экспериментального цеха. Первоначальный проект пришлось много дорабатывать в процессе изготовления, приспосабливая агрегаты и детали, что называется «по месту». Усиленная задняя часть, кран-стрела для подъёма буксируемого автомобиля, прицепное устройство для прицепа — всё это было изготовлено в кратчайшие сроки примерно за два месяца. Практически весь коллектив УКЭР был в курсе нашей работы и с большим энтузиазмом оказывал нам посильную помощь. Так, главную пару заднего моста «агрегатчики» специально нарезали по нашему заказу с передаточным отношением 5,125 вместо стандартных 4,22. Машину собирали по принципу «с миру по нитке». Коробку передач на автомобиль установили особенную — экспериментальную КП-10, не убиваемую даже спорт-сменами. Сцепление Borg&Beck с максимально возможным диаметром ведомого диска. Задние колеса спаренные, с дисками, переделанными от гоночного автомобиля Г-1. Электрическую лебёдку для крана подарили знакомые авиаторы. Обшивку для салона сшили по индивидуальному за-казу в экспериментальном цехе. Передний бампер с газовыми амортизаторами позаимствовали от Volvo 164. Полностью готовый кузов отвезли на производство в цех окраски и полностью покрасили по заводской технологии. В процессе изготовления кто-то назвал наш автомобиль «Боливаром» (видимо, подразумевая известное изречение «Боливар не выдержит двоих») — это название приклеилось к машине навсегда, а мы и не возражали.
И вот сборка завершена, осталось только зарегистрировать в ГАИ. Вы не поверите, но в центральном ГАИ без всяких проблем оформили все необходимые документы и даже выдали на машину «красивые номера» — 36-36 МНТ. Видима, автоинспекторы тоже прониклись вниманием к необычной машине. Вторым этапом работы над машиной стало изготовление специального двухосного прицепа для перевозки легковых автомобилей, после чего «Боливар» окончательно включился в рабочий процесс.
С тех пор прошло около тридцати лет. Давно уже нет АЗЛК, нет коллектива УКЭР, создававшего «Боливара», а единственный по строенный в нашей стране эвакуатор на базе отечественного легкового автомобиля сохранился! Правда, его состояние уже не рабочее… Находится он в собрании автомобилей Михаила Красинца, расположенном в деревне Черноусово (Чернский р-н, Тульская область), и при большом желании каждый может его увидеть.
«Хочу немного рассказать об экстерьере Боливара.
Сначала на автомобиле установили наружные зеркала 2140, но в процессе эксплуатации выяснилось, что они малы. Очень скоро наши друзья из музея АЗЛК подарили 2 импортных «лопуха» от какого-то грузовика. Изготовив кронштейны из трубок, мы установили их. Практически всю свою жизнь Боливар был с ними.
Еще на этапе разработки Боливара было много дискуссий по будущей надписи на нем. т.к. цель этого эвакуатора представлялась в транспортировке объектов испытаний (автомобилей), то придумали надпись «Техническая помощь». Я лично вырезал трафарет и наносил эту надпись на кузов (кстати, она не была красного цвета, чтобы не возникало ассоциации с Газовой службой).
Буквы АЗЛК ( которые я вырезал из тонкой белой резины и наклеил на задний борт, покрытый транспортерной лентой) были с самого начала эксплуатации Боливара ( на фото с разбитым 2141 они или загрязнились или очень плохо видны).
В конце 80х годов завод дышал на ладан и краш-тесты практически не проводились и работы для Боливара не было. В 1987г на заводе снимали фильм «Испытатели» и киношникам очень понравился оригинальный вид Боливара и они захотели использовать его в съемках. Т.к. им был нужен автомобиль более яркий, договорились нанесении эмблемы на дверь и изменили надпись (надо сказать, что к этому времени Боливар имел очень «боевой» вид и требовал обновления краски.
Можно сказать, трудовая деятельность Боливара как эвакуатора закончилась примерно в конце 80гг, после чего он был передан в музей АЗЛК.
Состояние, в котором он находится у Красинца — это после чьих то переделок и имеющий очень мало общего с тем Боливаром, который оставил свой след в истории АЗЛК.» — написал Евгений Коротич на одном из форумов.
Сейчас автомобиль, который был сделан в единственном экземпляре с множественными переделками находится в музее под открытым небом в Черноусово у Михаила Красинца. Вот так он выглядит сейчас:
Эта машина может разгоняться до 532 км/ч, а вы даже не слышали о ней
Когда дело доходит до того, чтобы поставить рекорд скорости, недостаточно просто поставить двигатель помощнее, резину пониже и приклеить наклейку ”Street Racing” на заднее стекло. Для этого нужны годы работы и миллионы долларов вложенных денег. Так уж повелось, что такие неформальные соревнования являются уделом энтузиастов и это слабо вписывается в политику крупных компаний. Отсюда мы и получаем, что самым быстрым автомобилем на земле является не BMW, Mercedes, Toyota и даже не Ferrari. Более того, даже Bugatti уже не является обладателем мирового рекорда скорости для серийных автомобилей. Теперь это гордое звание носит автомобиль с мало кому известным названием Tuatara, который производится не намного более массовой компанией Shelby Super Cars. Отметка в 500 километров в час пала, когда этот автомобиль выехал на трек для фиксации рекорда. Но что это за машина и почему она так быстра?
Такой автомобиль мало кто узнает без подготовки.
Самая быстрая машина
Продолжая тему малоизвестных автомобилей, хочется привести еще несколько имен, которые считаются основными конкурентами SSC Tuatara. Bugatti Veyron, наверное, известна всем, а вот такие модели, как Hennessey Venom GT, Vector WX-8, Dagger GT и Koenigsegg Agena R, знакомы только что самым интересующимся автомобилями людям.
Все эти машины с легкостью перешагивают мистическую отметку 300 км/ч. Некоторые с не меньшей легкостью переходят за 400 км/ч. Но теперь у мира есть творение Shelby Super Cars, которое перевалило за 500 км/ч — скорость, на которой можно без труда обогнать многие турбовинтовые самолеты.
Какие автомобили вы не сможете купить, даже если у вас есть на них деньги.
Конечно, абсолютные рекорды скорости легко переваливают за существенно большие значения. Вот только сейчас мы говорим не о тележке с реактивным двигателем, которая создавалась только для того, чтобы на ней попал в аварию Ричард Хэманд, а о машине, на которой каждый день можно ездить на работу. Ну, или куда там надо будет ее владельцу.
Внутри такой автомобиль тоже выглядит довольно экстравагантно.
Shelby Super Cars Tuatara
SSC Tuatara является автомобилем компании Shelby Super Cars. Ее основал Джерод Шелби в 1999 году, заработав первые серьезные деньги на продаже медицинского оборудования.
Первым автомобилем компании стал SSC Ultimate Aero, первые прототипы которого вышли в 2004 году. Он тоже показал очень высокую скорость, но когда в 2010 году Bugatti побила этот рекорд, было решено сделать новый автомобиль, чтобы он опять принес компании звание самого быстрого конструктора.
Это первый автомобиль SSC.
Впервые SSC Tuatara представили в 2011 году в Китайском городе Шанхай во время открытия первого в Азии официального дилера SSС. Позже автомобиль был официально представлен в США. Произошло это на конкурсе Пеблл Бич в городе Монтерей. Первый прототип автомобиля покинул ворота завода в 2014 году, после этого шел долгий процесс доработки, но автомобиль производится и по сей день. Партию нельзя назвать большой, ведь она состоит всего из 100 автомобилей.
Porsche Taycan положит конец Tesla? Сомневаюсь
Что означает Tuatara
SSC Ultimate Aero TT 2 — это название было рабочим и позже его изменили на Tuatara. Так называется рептилия, которая обитает в Новой Зеландии. Возможно, это название было выбрано из-за того, как это слово переводится с языка маори. Оно означает ”пики на спине” и отлично подходит внешнему виду автомобиля. Автором такого дизайна стал шеф-дизайнер шведской компании SAAB Джейсон Кастриота. Как говорится, кто бы мог подумать, что рисуя такие спокойные автомобили, как SAAB, дизайнер сможет столь смело самовыразиться в дизайне Tuatara. Впрочем, он также отметился работой в Pininfarina и Bertone.
Во многом благодаря этим крылышкам машина и получила свое название.
Еще одним поводом назвать автомобиль в честь этой малораспространенной рептилии стало то, что она может очень быстро менять свою ДНК. Это тоже очень хорошо отражает философию компании, которая развивается довольно быстро по автомобильным меркам. А заодно намекает на сильные отличия от первого автомобиля SSC.
Рекорд скорости на серийном автомобиле
Рекорд скорости SSC Tuatara был поставлен на одном из шоссе американского штата Невада. Произошло это 10 октября 2020 года. Для фиксации рекорда использовался специальный 11-километровый участок отличного асфальта.
Разогнать такой аппарат до 500 км/ч это действительно достижение.
Как это обычно бывает, в зачет шла средняя скорость. Для ее вычисления фиксировалась скорость автомобиля сначала в одном направлении, а потом в обратном. После этого оставалось только взять среднее арифметическое значение. Полученное значение составило 508,73 км/ч.
При этом на пути в одну сторону скорость SSC Tuatara составила 484,53 км/ч, а на обратном пути было уже 532,93 км/ч. В обоих заездах за рулем автомобиля был Оливер Уэбб. Такая разница многим показалась странной, но ”пересдачи” пока не было. Впрочем и без этого понятно, что Tuatara является самым быстрым автомобилем в мире.
Технические характеристики SSC Tuatara
При выборе двигателя компания остановила свой выбор на компоновке V8 с двойным турбонаддувом. В итоге мощность силовой установки достигла 1750 лошадиных сил, а крутящий момент 1818 Нм. При этом двигатель весит всего 194 килограмма, а весь автомобиль 1247 килограмм.
Под капотом у Tuatara все нормально.
Нельзя не отметить, что просто так довести мощность двигателя до таких экстремальных значений было бы невозможно. Температура, давление и нагрузка вырастают до запредельных значений. Поэтому в качестве деталей двигателя использовались различные литые детали, а выпускные клапаны и турбинное колесо и вовсе изготовлены из аустенитного суперсплава на основе никеля и хрома. Чтобы было понятнее, скажу, что такие материалы используются в камерах сгорания двигателей Merlin, которые приводят в движение самую известную ракету SpaceX — Falcon 9.
Двигатель SSC Tuatara агрегатируется либо 7-ступенчатой механической коробкой передач H-Pattern, либо 7-ступенчатой секвентальной роботизированной коробкой передач SMG с многодисковым сцеплением.
Автомобиль Tesla с автопилотом протаранил полицейский автомобиль. Как это произошло?
Можно привести еще некоторые интересные цифры. Например, колесные диски Tuatara сделаны из карбона и весят всего 5,8 кг, а шатуны выполнены из особого титанового сплава и стоят больше 10 000 долларов за комплект из 8 штук.
1 900 000 долларов (примерно 140 000 000 рублей) и она ваша.
Сколько стоит самая быстрая машина в мире
Ну, и конечно, в конце стоит рассказать о цене. Я уже сказал, сколько стоят шатуны двигателя и можно было бы предположить, что весь автомобиль стоит просто космических денег. На самом деле, так оно и есть, и за машину просят 1,9 миллиона долларов, но сумма не такая уж запредельная на фоне того, сколько просят за некоторые другие суперкары. Об этом я уже рассказывал в отдельной статье.
Расскажите в нашем Telegram-чате, что вы думаете о такой машине.
Все бы ничего, но если вам не надо никому ничего доказывать и гордо говорить, что у вас самая быстрая машина в мире, покупать такой автомобиль не стоит. Большой упор в нем сделан именно на скорость, а не на общие ходовые характеристики. Понятно, что простой человек не почувствует разницы. Но в качестве машины для трека и просто удовольствия от сочетания мощности и управляемости можно выбрать многие другие автомобили, которые будут стоить в разы дешевле, и при этом не прогадать.