машина пескоструйная что это
Пескоструйный аппарат: принцип работы, области применения
Способ пескоструйной обработки поверхностей изобретен уже давно и широко применяется как в промышленности, так и в домашнем хозяйстве.
Принцип работы пескоструя простой, пользоваться им сможет даже новичок. Опытные мастера, разобравшись в тонкостях работы пескоструйной установки, собирают аппарат самостоятельно.
Области применения пескоструев
Наиболее часто пескоструйное оборудование используют в автомастерских при обработке металлических поверхностей, очистке их от остатков старой краски или грунтовки, следов ржавчины. Подготовленная с помощью пескоструя поверхность становится гладкой, чистой, на ней дольше держится краска.
Ни один инструмент не может очистить поверхность так качественно, как пескоструй, после пескоструйной обработки очищаются самые мелкие поры и трещины. Преимуществом этого вида обработки является отсутствие после чистки царапин, которые могут оставаться после применения щеток и наждачной бумаги. С металлической поверхностью, обработанной пескоструем, намного лучше сцепляется грунтовка, что улучшает качество окрашивания.
А также пескоструйные установки имеют широкое применение в других сферах, кроме кузовного ремонта: это и очистка металлических деталей на кораблестроительных заводах, других производствах с использованием металлических изделий; это может быть очистка деревянных или бетонных поверхностей во время проведения строительных или ремонтных работ.
Еще одна область применения пескоструйных машин — художественная обработка стекла и дерева. При помощи обработки пескоструем можно получать на поверхности всевозможные узоры, которые невозможно воспроизвести другими способами.
Принцип работы
Основные элементы пескоструйной установки:
Виды пескоструйных машин
Существует две основных разновидности пескоструйных установок по методу подачи абразива:
По условиям использования аппаратов различают два вида пескоструйного оборудования:
Советы по выбору
На качество работы будет влиять мощность удара воздушно-абразивной смеси о поверхность; производительность повышается с увеличением диаметра сопла инструмента. При покупке обращают внимание на параметры рабочего давления аппарата и объем резервуара для абразива, которые указаны в инструкции к пескоструйной установке. Кроме этого, в инструкции можно найти данные о производительности, которые выражаются в количестве метров квадратных, обработанных за час (м 2 /ч).
Немаловажным фактором является финансовая сторона, поэтому при выборе аппарата нужно учитывать все факторы. Если нет опыта, лучше пригласить специалиста, проконсультироваться со знакомыми, которые работают с пескоструйными установками.
Обзор популярных моделей
Если нет возможности купить устройство, можно попробовать сделать его самостоятельно.
Самостоятельное изготовление пескоструев
Собрать собственноручно пескоструйный аппарат довольно непросто, но если есть необходимые знания и детали, вполне возможно. Для этого нужно приобрести:
Чтобы собрать аппарат, необходимо найти подробное описание этого процесса, еще лучше, если это будет видеоматериал. Плюсом самодельного пескоструйного аппарата является экономия денег, но по производительности покупные модели, конечно же, превосходят «домашнюю» конструкцию.
Техника безопасности
Работа на пескоструйном аппарате требует соблюдения техники безопасности, потому что пескоструй представляет серьезную угрозу здоровью. При работе нужно соблюдать несколько правил:
При правильном использовании пескоструйного аппарата и соблюдении техники безопасности приобретенное пескоструйное оборудование будет служить долгие годы. Если аппарат был приобретен для мини-мастерской, то он поможет развить бизнес и принесет немалые доходы хозяину.
Песком по ржавчине: что такое пескоструйная обработка и как её проводить
К сожалению, большинство автомобилей имеют один общий недостаток: почти все они неизбежно ржавеют. Какие-то быстрее, какие-то медленнее, но практически поголовно все они в один прекрасный день могут стать решетом, дуршлагом, ситом. И автолюбители, особенно владельцы янгтаймеров, готовы вывернуться наизнанку (или хотя бы вывернуть наизнанку карманы), лишь бы их ненаглядный автомобиль не рассыпался в труху. И вот тут многие из них на определённом этапе работы над кузовом вспоминают про пескоструйную обработку. Кто-то, конечно же, слышал про этот метод очистки металлических изделий. Но мы пошли дальше: вооружились теоретическими знаниями, мешками песка, запасом нездорового оптимизма, старым Саабом и отправились пескоструить арки.
«Песчинка обретает силу пули…»
В чём принцип пескоструйной обработки? Если коротко, то из специального аппарата песок выдувается сжатым воздухом и, попадая на поверхность, очищает её от краски, ржавчины, шпатлёвки и всего прочего, что может закрывать чистый металл от нашего взгляда. Поэтому для работы просто необходим пескоструйный аппарат.
Вообще, название «пескоструйный» не совсем корректное. В качестве абразивного материала не всегда используется песок. Но об этом мы ещё поговорим, а сейчас – пару слов об аппаратах.
Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. Вторые, как правило, используют для выполнения большого объёма работ – например, зачистки корпуса корабля. Поэтому более пристально изучим только первый тип, с которым нам и предстоит работать.
Сжатый воздух выполняет тут сразу две задачи. Первая вполне очевидна: с огромной скоростью поливать песком обрабатываемую поверхность. Вторая задача – поднимать песок из контейнера. По похожему принципу (он называется эффект Вентури) работают пульверизаторы. К недостаткам эжекторного аппарата относится не слишком большая мощность: в час можно обработать не более трёх квадратных метров. Но для зачистки кузовных элементов её вполне хватает, тем более что у этих аппаратов есть и два несомненных преимущества. Во-первых, им не требуется много сжатого воздуха, он расходуется весьма экономно. А во-вторых, аппараты эжекторного типа позволяют работать очень точно, обрабатывая лишь те участки, которые этого требуют. Разумеется, и абразивного материала им нужно немного – хотя тут всё зависит от площади обрабатываемой поверхности.
Ну, и последнее: сравнительно лёгкую установку гораздо проще таскать с собой в случае, если вдруг у владельца чудесного аппарата появляется «халтура на стороне». Поэтому чаще всего в гаражах встречаются именно такие эжекторные аппараты – не слишком мощные, но лёгкие и компактные. И при этом всё же способные разогнать частицы абразивного материала до минимальной скорости в 300 км/ч.
Кстати, пришло время разбираться в абразиве: почему настоящим песком почти никто не пользуется, но все равно называют его песком?
Пошёл и накопал
Ещё лет 60 назад основным абразивом был обычный кварцевый песок. Чаще всего применяли речной или карьерный, который необходимо как минимум просеять, а лучше – ещё и промыть. Впрочем, некоторые любители попескоструить у себя в гараже не сильно заморачиваются с поиском и подготовкой песка. Некоторые счастливчики, живущие недалеко от песчаных карьеров или морских побережий, просто тащат этот природный материал к себе вёдрами, после чего употребляют его в дело. Правда, обычно всё же просеивают. Некоторые вопросы возникают именно к морскому песку с пляжей: он содержит соль, что не слишком-то хорошо для кузова автомобиля. Но, как говорят адепты бесплатного пляжного песка, ничего плохого такой абразив не делает, и больше ржавчины на машинах от него не появляется.
Долгое время именно кварцевый песок и оставался единственным абразивом. Несмотря на одну особенность – очень низкую стоимость – песок имеет и серьёзные недостатки. Во-первых, он всё же не очень твёрдый. При встрече с металлом на высокой скорости он просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии. А во-вторых, песок может стать причиной силикоза – смертельно опасной болезни лёгких. Именно по этой причине в некоторых странах он запрещён для использования в качестве абразивного материала. К сожалению, наши люди не боятся ничего, поэтому и по сей день песок используют достаточно часто.
Материалы значительно дороже песка, но гораздо безопаснее и эффективнее – это никельшлак и купершлак: отходы, образующиеся при производстве никеля и меди соответственно. На данный момент это самый распространённый материал – мы сегодня будем работать как раз с купершлаком. Менее популярные материалы – электрокорунд, стальная и чугунная дроби.
Опытные мастера знают, что неправильный выбор абразива может либо испортить обрабатываемую поверхность, либо не удалить с неё всё, что задумывалось.
Поэтому неопытные пескоструйщики вполне могут, например, загубить литой диск слишком твёрдым или крупным абразивом – такое, к сожалению, бывает. Некоторые умельцы для тонкой очистки используют обычную соду: расход получается большим, но что-то повредить ей сложно.
В любом случае, одним из главных требований к абразивному материалу остаётся одно: он должен быть сухим. Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?
Бывает, что клиент после пескоструйной обработки высказывает претензии: отдавал я вам машину, а забрал решето. Тут ситуация обычно классическая, описанная фразеологизмом «поздно пить «Боржоми»»: скорее всего, деталь попала на пескоструйку слишком поздно. Или её уже окончательно сожрала ржавчина, или ржавчина сожрала её ещё раньше, но деталь покрывала тонна шпатлёвки и краски.
Мы же как раз и не хотим ждать этой «терминальной стадии», поэтому едем обрабатывать арки Сааба вовремя. Во всяком случае, думаем, что вовремя. Надеемся на это.
Во все стороны
Так как нам нужно работать в районе колёс, их придётся снять: пескоструить покрышки мы не собираемся. Поднимаем сразу всю сторону и закрепляем ее: надолго оставлять машину на домкратах будет слишком беспечно, для надёжной фиксации нужно использовать подставки. Поэтому на них мы и устраиваем отдыхать наш Сааб. А вот теперь придётся немного отвлечься от основной темы повествования в сторону автомобиля.
Внимательный читатель уже заметил, что на арках нет ржавчины – вместо неё мы видим грунтовку. Да, всё так и есть: над машиной уже поработал не слишком рукастый специалист. Теперь нам надо открыть швы (в крыльях есть вваренные фрагменты) и те места, которые вообще не были затронуты предыдущими мастерами, но в которых есть дефекты. Для этого надо будет снять слой краски, шпатлёвки, грунтовки – в общем, всего, что успели нанести на металл. Судьба этого Сааба слишком сложна, чтобы рассказывать здесь о непрерывном процессе его восстановления, поэтому ограничусь лишь той информацией, которую привёл выше: чистим то, что уже и варили, и пытались чистить.
Сначала берём маркер и наносим разметку. Наш аппарат позволяет работать аккуратно, не удаляя ЛКП там, где оно нам ещё пригодится.
Теперь можно… отойти подальше в сторону. Работать будет мастер, а мы станем наблюдать.
Почему мы ушли подальше от машины? Просто потому, что наш купершлак летит во все стороны, а попадать под его очищающие воздействия желания нет никакого. Поэтому специалист, работающий с аппаратом, обязательно пользуется защитной одеждой. Но какой бы она ни была, полностью закрыться от песка не получится, поэтому вытряхивать его из всевозможных полостей приходится потом ещё долго.
Сантиметр за сантиметром обнажается крыло Сааба. Становятся видны и металл, и сварочные швы. Вылетевший из пескоструя купершлак тем временем медленно покрывает всё, что не укрыто. Но это не страшно – можно потом сдуть тем же компрессором. Гораздо внимательнее стоит следить за тем, чтобы абразив не слишком щедро засыпал салон: как и в случае с одеждой, выгребать его из всех складок обивки и сидений – очень малорадостное и скучное занятие.
Наконец, запланированная зона очищена. Теперь дело за малым: покрыть её грунтовкой. Тут каждый «предохраняется от ржи» по-своему: кто-то использует обычную грунтовку из аэрозольного баллончика, кто-то предпочитает эпоксидную грунтовку, кто-то делает целые химические «бутерброды». Ведь по большому счёту, пескоструйка – лишь первый шаг на длинном тернистом пути ремонта кузова, поэтому о том, что происходит после этого процесса, нужно говорить отдельно. Мы же пока отряхиваемся от абразива и радуемся, что этот первый шаг сделан.
Для комментирования вам необходимо авторизоваться
«Их классифицируют по-разному. Чаще всего «пескоструйки» делят на эжекторные и пневматические. » Миша Баландин в очередной раз затупил. В пескоструйных аппаратах которые по своей некомпетентности Миша назвал «пневматические» воздух в ёмкость с песком подаётся отнюдь не для выдувания песка из оной, а для того чтоб песок МЕНЬШЕ СЛЁЖИВАЛСЯ, т.е. подавался равномерно. А вообще пескоструйные аппараты НЕ ДЕЛЯТСЯ на пневматические и эжекторные, пескоструйнве аппараты делятся только по классу производительности, сиречь по расходу воздуха и абразива. Если для маленького аппарата достаточно давления воздуха 4-6 кг/см2 и ресивера объёмом 30-50 литров, то для мощного давление уже нужно 7-8 кг/см2 и ресивер минимум на 200 литров.
Опять же Мишин прокол в том что фото аппарата приведено не полностью и показана на фото только ВОЗДУШНАЯ часть т.е. показана исключительно часть аппарата где исключительно ПОДАЧА воздуха в аппарат. А вот выход смеси абразива с воздухом Миша показать почему-то «забыл». «При встрече с металлом на высокой скорости он (песок) просто рассыпается в пыль, а удалить твёрдые образования просто не в состоянии.» Да вот прям, на кораблях ржавчина и по богаче и потвёрже однако самым обычным речным песком металл зачищается добела. «Но, допустим, что мастер смог правильно подобрать и абразив, и скорость, с которой он вылетает из сопла аппарата. Что ещё может пойти не так?» Про скорость вылетающего из сопла абразива это вообще нечто. Мише следовало бы знать что скорость потока определяется ДИАМЕТРОМ сопла, а расход абразива как раз определяется давлением воздуха, подаваемого в аппарат. Что же касаемо порчи имущества неопытным мастером, то тут всё зависит от времени обработки конкретной точки, чем дольше тем больше шансов испортить. А чтоб не портить имущество, нужно для очистки от ржавчины использовать водоструйные установки типа VOMA которые на выходе из форсунки дают давление в от 2-х до 6-ти тыс кг/см2. Вода смывает ржавчину до чистого металла и при это не повреждает послдений.
Как работает пескоструйный аппарат?
Пескоструйная обработка поверхностей специальным аппаратом – популярный способ качественной очистки от старой краски, ржавчины, окалины. Дополнительное преимущество этой технологии – более гладкая поверхность, по сравнению с получаемой путем очищения щетками или крупнозернистой наждачной бумагой. Пескоструй востребован в автомастерских, на производственных предприятиях, в бытовых условиях. С его помощью, помимо очистки металлической поверхности, можно матировать стекло, создавать на нем узоры, а также – декоративные эффекты на древесине. Некоторые аппараты предназначены для изготовления отверстий в стеклянных элементах.
Устройство пескоструйного аппарата
Принцип работы пескоструйных аппаратов разных конструкций
В зависимости от инженерного решения, различают несколько схем построения пескоструйного аппарата.
Это оборудование функционирует по принципу создания области низкого давления в заборной области.
Как работает инжекторный пескоструйный аппарат?
Этот тип пескоструйных аппаратов отличается меньшей производительностью чистки, по сравнению с напорными установками. Преимущества – это компактность, возможность использования для проведения точных работ. Такое оборудование используется для матирования стекла, изготовления узоров, очистки тонких металлических листов.
Как работает пескоструйный аппарат
Пескоструйный аппарат незаменим в строительстве: с его помощью можно быстро очистить поверхность от старой выцветшей краски, ржавчины, коррозии, побелки и окалины. В статье рассказываем, как устроен пескоструй, как правильно его использовать и какие модели зарекомендовали себя лучше всего.
Как устроен пескоструйный аппарат (пескоструй)
Пескоструйный аппарат состоит из:
Конструкция пескоструйного аппарата напорного типа
Принцип работы пескоструйного аппарата
Работа пескоструйного аппарата проходит в несколько этапов:
1. Засыпается песок /абразив.
2. Компрессор обеспечивает нагнетание потока воздуха (в некоторых случаях – воды, тогда вместо компрессора используется мойка высокого давления).
3. Воздух смешивается с песком или другим абразивом и поступает в абразивоструйное сопло.
4. Сопло выбрасывает абразив в сторону поверхности, которую нужно очистить.
5. Абразив сбивает краску, ржавчину или другое загрязнение с поверхности.
Общая схема работы пескоструйного аппарата
Пескоструйная установка подойдёт для промышленных целей (например, реставрации исторических зданий), когда очистить нужно большую площадь. Заниматься этим необходимо в специальном прочном комбинезоне, шлеме (в него подаётся чистый воздух), кожаных перчатках и защитной обуви. Схема работы установки выглядит так:
Схема работы пескоструйной установки
Очистка поверхности пескоструйным аппаратом
Пескоструй позволяет очистить поверхности из металла, бетона, камня, дерева и даже стекла. Он широко используется для очистки и обработки:
Пескоструйный аппарат: характеристики
Оптимальным для большинства работ считается давление 7–8 атм. Расход кварцевого песка – от 50 до 100 кг на 1 кв. м.
Компрессор подбирается в зависимости от необходимого давления воздуха, как правило, его выбирают по таблице, где приводится соотношение параметров.
Таблица соотношения параметров, которую строители используют при выборе компрессора пескоструйного аппарата
Производительность компрессора пескоструя можно рассчитать, опираясь на таблицы ниже:
Расчёт требуемого количества сжатого воздуха при давлении 8 бар (м^3/мин)
Диаметр сопла | Расход воздуха | Плюс шлем | Плюс 50% резерв | Минимально требуемая производительность компрессора, м^3 |
6,5 мм | 2,3 | 0,5 | 1,4 | 4,2 |
8,0 мм | 3,9 | 0,5 | 2,2 | 6,6 |
9,5 мм | 5,5 | 0,5 | 3,0 | 9,0 |
11,0 мм | 7,2 | 0,5 | 3,9 | 11,6 |
12,5 мм | 9,6 | 0,5 | 5,0 | 16,1 |
Диаметр сопла (мм) | 6,5 | 8,0 | 9,5 | 11,0 | 12,5 |
Расход воздуха м^3/мин при давлении 8 бар | 4,2 | 6,6 | 9,0 | 11,6 | 16,1 |
Средняя производительность (м^2/ч) SA2 | 10 | 15 | 21 | 28 | 37 |
Средняя производительность (м^2/ч) SA2,5 | 5 | 9 | 14 | 21 | 28 |
Средняя производительность (м^2/ч) SA3 | 4 | 6 | 9 | 13 | 17 |
Средний расход абразива (кг/м) SA2 | 40 | 35 | 32 | 29 | 28 |
Средний расход абразива (кг/м) SA2,5 | 58 | 51 | 46 | 42 | 40 |
Средний расход абразива (кг/м) SA3 | 78 | 68 | 62 | 56 | 54 |
Для большинства моделей напорных пескоструйных аппаратов подходят воздушные компрессоры, способные обеспечить производительность от 4,2 до 17 куб. м/мин.
Типы пескоструйных аппаратов
Пескоструйные аппараты различаются:
1. По применяемому материалу
Обычный пескоструйный аппарат работает с песком (для наружной очистки), абразивоструйный – без песка. В нём используется:
2. По методам обработки
Как выбрать пескоструйный аппарат
При выборе пескоструйного аппарата обратите внимание на:
Как пользоваться пескоструйным аппаратом напорного типа
Проводить работы нужно с напарником.
1. Засыпьте абразив в бак (бункер).
2. Наденьте защитный костюм, перчатки, обувь, шлем.
3. Возьмите в руки абразивный рукав с соплом.
4. Направьте рукав в сторону поверхности, которую будете обрабатывать.
5. Напарник должен открыть верхний кран подачи воздуха. Так, сжатый воздух начнёт нагнетаться в верхнюю часть бака.
6. Напарник должен открыть нижний кран. Так, воздух и абразив из бака направятся в абразивоструйный рукав, смешаются, образуют абразивовоздушную смесь и направятся в сопло.
7. Вы должны посмотреть, нужно ли менять состав смеси (дозу абразива), и дадите напарнику сигнал.
8. Очистите поверхность.
9. Если абразив остался, переработайте его до конца – так вы избежите отсыревания смеси и порчи оборудования.
Работа с пескоструйной установкой может нанести серьёзный ущерб здоровью, вашему и окружающих. Чтобы этого не произошло, строго соблюдайте технику безопасности и не экономьте на защитном костюме, шлеме и др.
Важно! Выбирайте надёжное оборудование и комплектующие: разгерметизация бака или некачественного рукава может привести к трагичным последствиям. Острая смесь абразива с воздухом под большим давлением ни в коем случае не должна попасть на человека. Сконцентрируйтесь перед тем, как начать работу.
При сухой очистке запрещено использовать кварцевый песок: ударяясь о поверхность, его крупицы превращаются в пыль, которая надолго остаётся в воздухе и при вдыхании уже никогда не выводится из организма. Она остаётся в лёгких и приводит к силикозу.
Опасен кристаллический диоксид кремния. Соединение повышает риск рака лёгких, оно призвано канцерогенным. Ни респиратор, ни противогаз не способен уберечь человека от вредного воздействия вещества. Защитный шлем – способен. Позаботьтесь, чтобы он у вас был.
Рейтинг пескоструйных аппаратов
Лучшие пескоструйные аппараты для дома
Модель | Описание | Фото |
1. Установка инжекторного типа Zitrek ИМ-30 | |
Лучшие профессиональные пескоструйные аппараты
Модель | Описание | Фото |
1. Аппарат пескоструйный Contracor BlastRazor Z-200RCS (DBS-200RCS) |