машинист рельсового автобуса что это
Вслед за помощниками из РЖД уйдут машинисты. Технологии, а не реформы меняют суть профессии
Дискуссия о будущем профессии во многом опирается на наши сегодняшние представления о ней, а не на наши (и не только наши) фантазии, как эта профессия будет выглядеть через 40–50 лет. Ведь образ машиниста паровоза начала ХХ века сильно отличается от современного. Паровоз покинул рельсы всего каких-то 60–70 лет назад. А кое-где и продолжает работать, и на них все те же закопчённые и чумазые лица бригады.
Беспилотные поезда грузовые и пассажирские, в отличие от беспилотных пассажирских самолётов, уже реальность. Мало кто решится полететь на самолёте, контролируемом с земли. В кабину локомотива никто не заглядывает. Понятно, что количество машинистов и их помощников будет сокращаться с развитием технологий. Важно только, чтобы «хотелки» менеджеров и планы «консультантов» совпадали с реалиями сети. И чтобы в стратегии было написано: внедрить беспилотное движение на дальних маршрутах и кольцевых линиях, а не сократить 50 процентов машинистов ради «оптимизации».
Уже сейчас на сети РЖД одновременно сосуществуют несколько эпох.
Ведь как отличаются условия труда машиниста «Сапсана» от машиниста «Ермака»! Старая электричка ближе к «Ласточке» или «Иволге», но вполне условно. Водитель мотодрезины и машинист рельсового автобуса — это две разных профессии.
Машинист в будущем должен иметь возможность работать 8 часов и возвращаться домой каждый день. И позволить это могут только те же самые беспилотники. Мы видим, как сейчас европейские профсоюзы борются за сохранение трудовых привилегий работников железных дорог и сталкиваются со всеобщим непониманием.
«Какие привилегии?» — спрашивает пролетарий. Ведь теперь машинист сидит в комфортабельном кресле кабины в белой рубашке и, возможно, курит. Потому что поездом управляет автоматика. И спрашивается, зачем два человека должны контролировать её работу? От этого и получаются забавные конфликты старых инструкций с новой реальностью, когда японский машинист не имеет права отойти в туалет, если рядом с ним нет помощника. Но помощника ему не полагается. И в результате при выборе наложить в штаны или оставить автоматику без контроля машинист выбирает последнее.
Возмущение машинистов сокращением помощников связано не с их консерватизмом или закоснелостью. Потому что их работа зависит не только от комфортабельности кабины локомотива и наличия в этой кабине туалета. Она зависит от готовности всей инфраструктуры обеспечить безопасность и регулярность движения. От качества путей, от наличия надёжной связи, от возможности быстрого ремонта. От протяжённостей перегона, наконец.
Что сделает немец, если у него не работает двигатель локомотива? Вызовет ремонтную бригаду. А что сделает русский, у которого до ближайшего депо 300 км? С помощью подручных средств, напарника и какой-то матери будет чиниться сам, пока не приедет ремонтная бригада. И сегодня реалии профессии в том, что машинисты по уровню компетентности у нас как инженеры, а по уровню ответственности — как капитаны кораблей.
Судно никто не выпустит в море без капитана, который на борту царь и Бог.
Так и в России поезд можно будет выпустить без помощника тогда, когда выход на маршрут станет абсолютной рутиной в подготовленной к этому сети, а не отправкой в плавание в море со своими рифами, течениями и штормами.
Зная объём технологических обновлений, можно не сомневаться, что машинисты уйдут с сети не при нашей с вами жизни. И помощники, скорее всего, тоже. Переход будет происходить постепенно, на отдельных маршрутах. Но процесс этот необратим.
Что лишний раз подтверждает вот эта новость. Первым городом в России, где появится беспилотное метро, может стать Казань. Соответствующие работы уже ведутся под контролем руководства республики. А значит, у татарстанских машинистов есть повод переживать. Как и у всех остальных.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok
Должностная инструкция машиниста рельсового автобуса
«______» _______________ 20___ г.
Машиниста рельсового автобуса
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста рельсового автобуса [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Машинист рельсового автобуса назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Машинист рельсового автобуса относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность машиниста рельсового автобуса назначается лицо, имеющее профессиональную подготовку, свидетельство на право управления рельсовым автобусом и стаж работы не менее 1 года.
1.5. В практической деятельности машинист рельсового автобуса должен руководствоваться:
1.6. Машинист рельсового автобуса должен знать:
1.7. В период временного отсутствия машиниста рельсового автобуса его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Машинист рельсового автобуса осуществляет следующие трудовые функции:
2.1. Управление и ведение рельсового автобуса с установленной скоростью в зависимости от профиля железнодорожного пути с соблюдением графика движения.
2.2. Обеспечение безопасности перевозки и культуры обслуживания пассажиров, сохранности рельсового автобуса.
2.3. Обеспечение рациональных режимов ведения рельсового автобуса при минимальном расходовании дизельного топлива.
2.4. Приемка и сдача рельсового автобуса: осмотр и проверка действия основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного и вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары.
2.5. Подготовка рельсового автобуса к работе и его экипировка.
2.6. Проверка работоспособности и правильности регулировки тормозного оборудования рельсового автобуса.
2.7. Наблюдение за свободностью железнодорожного пути, состоянием контактной сети, встречных поездов, правильностью приготовления маршрута, показаниями сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения рельсового автобуса, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта, повторение их с помощником машиниста и выполнение их.
2.8. Подача установленных сигналов, выполнение оперативных распоряжений лиц, ответственных за организацию движения поездов, согласно нормативным актам.
2.9. Ведение переговоров по переговорному устройству в соответствии с установленным регламентом.
2.10. Техническое обслуживание рельсового автобуса в соответствии с перечнем работ, установленным нормативным актом для машиниста рельсового автобуса.
2.11. Контроль визуальный и по приборам за техническим состоянием и работой в пути следования электрического, механического, тормозного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары.
2.12. Обеспечение плавности хода рельсового автобуса, безопасности при посадке, высадке, перевозке пассажиров.
2.13. Принятие экстренных мер по предотвращению аварийных ситуаций при получении сведений от пассажиров о фактах, угрожающих безопасности движения рельсового автобуса.
2.14. Устранение неисправностей на рельсовом автобусе, возникших в пути следования, в объеме, установленном регламентом работы локомотивной бригады, а в случае невозможности устранения – принятие необходимых мер по освобождению участка железнодорожного пути, занимаемого рельсовым автобусом, обеспечивая его безопасное передвижение.
2.15. Применение экстренного торможения для остановки рельсового автобуса при внезапном возникновении препятствия для движения или внезапном принятии сигнала остановки.
2.16. При работе без помощника машиниста рельсового автобуса выполнение его функций, согласно инструкции.
2.17. Руководство работой рабочих, обслуживающих рельсовый автобус при его эксплуатации, контроль за их действиями.
2.18. Обучение помощника машиниста рельсового автобуса, а также лиц, проходящих стажировку по профессии “помощник машиниста рельсового автобуса”, рациональным методам и приемам технического обслуживания и управления рельсовым автобусом.
В случае служебной необходимости машинист рельсового автобуса может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Машинист рельсового автобуса имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности предприятия (его структурных подразделений) и вносить предложения по их устранению.
3.4. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений Компании к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – с разрешения руководителя Компании).
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Машинист рельсового автобуса несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, – и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы машиниста рельсового автобуса осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы машиниста рельсового автобуса является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы машиниста рельсового автобуса определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью машинист рельсового автобуса обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.
Что такое «рельсовый автобус», и как на нём прокатиться
Много раз ездил на поездах дальнего следования, изредка катался на обычных и скоростных электричках, а на минувших выходных посчастливилось поюывать на рельсовом автобусе! Подробности под катом.
Вообще говоря, они бывают разные. Мы прокатились на автомотрисе (одна из разновидностей), произведённой в 80-ых годах прошлого века на чехословацком заводе с прикольным названием «Вагонка-Студенка». 🙂
Входные двери с обеих сторон расположены примерно посередине вагона:
Внутри уместились аж несколько салонов. В одном из них обнаружились мягкие диванчики:
Из кабины машиниста можно понаблюдать за движением такого «автобуса»:
И это очень увлекательное занятие, я вам скажу:
Следить за перездами с одного пути на другой:
За стрелками и семафорами:
За встречными поездами:
Слушать гудки и видеть, как они производятся. Оказывается, есть целая азбука звуковых сигналов на железной дороге.
Изучать схемы железнодорожных путей:
Ощущать скорость! Автомотриса может разогнаться до 120 км/ч.
И правда здорово! Рельсы, природа, романтика. Даже для взрослых. 🙂
На станциях тоже можно найти кое-что любопытное. От интересной архитекутры:
. до артефактов в «полный рост»:
*
Пожалуй, единственным недостатком такого рельсового автобуса в нашем случае был туалет. Я даже не стал его фотографировать, чтобы не пугать вас. 🙂
Впрочем, есть разные модели таких рельсовых автобусов, и, надеюсь, в более современных образцах с этим дела обстоят получше.
Мы проехали порядка 100 километров от Тулы до станции Кимовск. \
P.S. Благодарю АО «ЦППК» и сообщество travel_russia за предоставленную возможность знакомства с рельсовым автобусом.
Рельсовый автобус
Ре́льсовый авто́бус, реже и сокращённо рельсо́бус — синоним или наименование автомотрис и дизель-поездов малой составности (один-четыре вагона). Рельсовые автобусы относятся к дизельному моторвагонному подвижному составу и предназначены для обеспечения пригородных пассажирских перевозок, как правило, на неэлектрифицированных участках железных дорог в виде автономного одиночно следующего пассажирского транспортного средства с двумя кабинами.
Рельсобус не является самостоятельным видом (классом) транспортного средства (как, например, паровоз или электропоезд) и, тем более, — видом транспорта. Использование термина «рельсовый автобус» не одобряется большинством специалистов. Более корректный термин — «автомотриса». Однако, в документах Пассажирской дирекции ОАО «РЖД» РА-1 и РА-2 классифицируются именно как «рельсовые автобусы». На конец 2008 г. в Дирекции было 142 рельсовых автобуса, в том числе в эксплуатации 100.
Существовали также рельсовые гиробусы.
Другие значения
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Рельсовый автобус» в других словарях:
рельсовый автобус — (РА) гибрид автобуса и железнодорожного вагона … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
рельсовый автобус — 67 рельсовый автобус: Моторвагонный железнодорожный подвижной состав с одной или несколькими дизельными силовыми установками, состоящий из одного, двух или трех вагонов. Источник: ГОСТ Р 55057 2012: Транспорт железнодорожный. Состав подвижной.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Рельсовый автобус РА1 — РА1 рельсовый автобус, тип 1. Выпускается заводом «Метровагонмаш». Является автомотрисой, то есть самостоятельной подвижной единицей для перевозки пассажиров. Термин «автомотриса» большинством специалистов считается более корректным, однако … Википедия
Рельсовый автобус РА2 — Рельсовый автобус модели 750, он же РА2 РА2 рельсовый автобус, тип 2. Также обозначается, как модель 750. Выпускается заводом «Метровагонмаш». В отличие от РА1, больше попадает под определение «дизель поезд», так как используется уже в… … Википедия
Рельсовый автобус серии 810 — Серия 810 … Википедия
Рельсовый автобус 620М — AS620M … Википедия
Львовский городской рельсовый автобус — Поезд № 852 «Львовский городской рельсовый автобус» … Википедия
Тамбовский рельсовый автобус — Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия
Автобус — У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус (значения). Автобус Сочленённый городской автобус Ikarus 280 … Википедия
miha_top
С миру по нитке
А вы знаете, что по железной дороге ездят автобусы? Самые настоящие автобусы. Вот так они выглядят:
Заходим в салон автобуса. Вот такие сиденья нас встречают. Не очень мягкие, но и не жесткие. Сидеть вполне комфортно.
В Саратовских депо на данный момент числится 3 модели 2009 года производства и одна – ноября 2014 года. Все они приписаны к депо Анисовка.
Сиденья расположены лицом друг к другу. Тут и столик небольшой есть.
РА-2 создан для пассажирских перевозок на участках неэлектрифицированных железнодорожных путей с интенсивным пассажиропотоком, а также для пригородного и межрегионального сообщения. Представляет собой состав постоянного формирования.
А вот так выглядит салон автобуса полностью.
Переходим из вагона в вагон. Переходы сделаны удобно, д ля перехода пассажиров из вагона в вагон на торцевых стенах вагона установлены межвагонные переходы и двери.
А вот так межвагонный переход выглядит «с улицы».
Кроме базового варианта рельсовые автобусы РА-2 выпускались в вариантах комплектации «Бизнес», «Люкс» и «Представительский».
На выставке был представлен РА-2 пригородного класса. От экспрессного класса вагон отличается салоном.
Кстати, о том, что вагон сделан «Метровагонмашем», сообщает специальная табличка.
Выпуск рельсовых автобусов был начат в 2005 году и прекращен 1 января 2016 года.
Основная составность — два головных моторных вагона и один прицепной безмоторный (ГМ+ПБ+ГМ). Также допускаются составности ГМ+ГМ и ГМ+ПБ+ПБ+ГМ.
Переходим в кабину машиниста. И вот такой прекрасный вид открывается нам.
Кузов рельсового автобуса цельнометаллический, выполненный из нержавеющей стали, с теплоизоляцией.
В головных вагонах имеется по одному выходу посередине. В прицепных вагонах имеется по два выхода по краям вагона.
Составы рассчитаны на 222 сидячих места, из них 68 в головном вагоне и 88 – в прицепном.
Оборудование головного вагона расположено в кабине машиниста, служебном помещении, в шкафах в служебном тамбуре и под вагоном, а также на торцах вагонов и на крыше. В кабине машиниста находятся аппараты управления, сигнализации, контроля, радиооповещения, межкабинной связи.
Каждый головной вагон рельсового автобуса оборудован кабиной машиниста, расположенной в лобовой части вагона и имеющей дверь, которая открывается в сторону служебного тамбура.
Рычажки, рычажки.
Каждая кабина оборудована пультом управления, креслами машиниста и помощника, системой вентиляции и отопления, шкафом управления с дополнительными органами управления и индикации с левой стороны кабины машиниста, сзади кресла помощника машиниста.
Вентиляция
В лобовой части кабины установлены прожектор для освещения пути в темное время суток, сигнальные огни (два белых и два красных буферных огня, два верхних красных огня), информационное табло (маршрутный указатель) бегущая строка.
Вид рельсового автобуса снаружи. Симпатичный вид.
Предыдущие посты, посвященные выставки железнодорожной техники: