матриарх что это такое
Матриархат
Матриархат – это система, в которой доминирующая роль в социально-политическом укладе, экономической сфере, социальной жизни, государственном управлении, семье отведена женщине. Именно женщина в этой системе обладает властью в социуме, наделена правами и основополагающими социальными привилегиями. Данное понятие означает дословно власть матери. При этом матриархат или гинекократия не подразумевает, что мужчина берёт на себя выполнение исконно женских обязанностей (заботу об отпрысках, бытовые дела). Женщина занимается всеми хозяйственными хлопотами и одновременно выполняет обязанности, связанные с её главенствующим положением в брачном союзе, доме, социально-политической жизни социума.
Что это такое
Рассматриваемая модель уклада социума существовала с древности. Ряд исследователей первобытного устройства общества утверждают, что свидетельства о существовании матриархата можно найти в античной мифологии, повествующей об амазонках.
В истории рода человеческого описываемый социальный строй подразумевал главенство мужественных женщин, которые жили обособленно. Мужчин такие женщины использовали исключительно с целью получения потомства. При этом мальчиков они отдавали другим племенам, а девочек воспитывали сами.
Проще говоря, в те времена матриархат означал полное и безраздельное доминирование женского рода над мужчинами.
Матриархат характерен для эпохи развития организованного первобытнообщинного строя. Считается, что все народности в историческом прошлом прошли через гинекократию.
В первобытном матриархальном социуме люди обоготворяли женское начало. Считалось, что человека породила Мать-Земля, поэтому ей поклонялись и устраивали в её честь празднества. Вследствие этого подобное почитание переходило и на обычную женщину, поскольку именно женщина даёт жизнь, благодаря чему род продолжается. Женский авторитет в первобытном социуме был неоспоримым.
Сущность матриархата заключается в передаче прав наследования по линии матери – матрилинейность. В период перехода от собирательства к возделыванию земли практика матрилинейности существовала у большинства народов мира. Именно женщины по преимуществу занимались земледелием.
Также и на уровне бытовой гинекократии женский авторитет в семье непреложен, а супруг должен безоговорочно ей подчиняться.
Если при патриархальном укладе главенствующая позиция в социуме безраздельно принадлежит мужчинам, то при матриархальном устройстве, наоборот, женщина первична над мужчиной. Женские интересы превалируют над мужскими. Прекрасная половина здесь авторитет, а сильная половина должна подчиняться лидеру.
Что такое матриархат простыми словами в семье? Брачные узы, скрепляющие мужчину и женщину, в которых главенствующая роль отведена супруге, именуется матриархатом. К особенностям такого семейного уклада относят следующие моменты:
– главой «ячейки» выступает супруга;
– ответственность за семью лежит на жене;
– принятие значимых решений, относящихся к жизнедеятельности семьи, также прерогатива супруги;
– отпрыски от матери получают значительно меньше внимания.
Почему в современных брачных союзах женщины занимают главенствующую позицию? Современный матриархат, как правило, обусловлен материальным положением невесты, её возрастом, умственными способностями или социальным статусом. Другими словами, если барышня богаче будущего супруга, либо занимает в социальной иерархии ступеньку выше, либо старше, то в таких взаимоотношениях вполне возможен матриархат.
Также такой семейный уклад возможен в брачных союзах, где супруг – творческая личность (музыкант, актёр, художник). У него времени на семью просто не остаётся, поэтому главенствующую роль приходится примерять на себя супруге.
Итак, отвечая на вопрос, что значит матриархат, можно заключить, что это форма социального уклада, при которой доминирующая роль в хозяйственных и общественных отношениях, отводится женщине-матери.
Признаки матриархата
Прежде чем перейти к признакам гинекократии, необходимо немного остановиться на антиподе данного уклада – патриархате. В частности на ценностях этих двух формах социального устройства. Их ценности завязаны на функции воспроизводства. При этом патриархат силится подчинить себе опцию воспроизводства свойственную женскому роду, тогда как матриархат желает подчинить все функции воспроизводства.
Проще говоря, патриархат представляет собой чистую, ничем неприправленную, мужскую власть, которая для этой формы уклада является самоцелью. Изначально власть заключает в себе благие намерения. Однако в дальнейшем власть ради власти приводит своих приверженцев к тоталитаризму, узурпации, отсутствию рационального управления и разделения ресурсов.
Ключевая ценность матриархата заключается в продолжение рода, что включает рождение потомства и заботу о его выживании.
Женские социальные роли в матриархальном обществе от мужских при патриархате не отличаются. Мужчина является снабженцем и защитником, тогда как основополагающая женская функция – это воспроизведение потомства и воспитание. При этом власть, наследство, ценности передаются по линии матери. Нуклеарной семьи в общем понимании ни при патриархальном социуме, ни при матриархальном укладе не существует. При матриархальном социуме дочери Евы получают материальные блага не от супругов. Они имеют собственный доход, имущество и другие ресурсы.
Социумом управляют женщины – матриархи. Они вырабатывают стратегию, намечают цели, распоряжаются ресурсами, награждают и наказывают. Для девушек престижно иметь большое потомство. Вероисповедания связаны с женским естеством, началом. Все важные управленческие посты и религиозные должности принадлежат женщинам.
В матриархальных сообществах блага всех членов ставятся выше желаний одного индивида. Отпрыски женского рода являются ценностью, а особи мужского – считаются расходным материалом, который служит для обслуживания нужд матерей.
Считается, что первобытные общины изначально были матриархальными. А формой половых взаимоотношений был промискуитет. Родственные узы определялись по матери. Об отпрысках заботилось всё сообщество. При этом функции прекрасного пола не ограничивались деторождением. Женщины занимались земледелием, собирательством.
Матриархату свойственен гуманизм, рабство и деспотизм больше присущ патриархальным сообществам. Общество совершило переход от матриархата к патриархату вследствие механизации земледелия, неготовности людей мирно сосуществовать и развиваться.
Однако сегодня превалирует воззрение, отрицающее существование матриархальных общин в чистом виде. При этом всё же признаётся факт, что в эпоху воцарения земледелия матрицентрированные сообщества существовали.
В каких странах матриархат
Считается, что в современных обществах главенствующая роль отдана сильной половине. И даже, невзирая на влияние эмансипации и усилий феминистского движения, мужчины не сдают собственных лидирующих позиций. Практически во всех государствах большая часть государственных постов занята мужчинами. Но всё же и по сей день на планете можно найти уголки, где сохранился «режим» гинекократии в различных вариантах его проявления.
Сегодня матриархат, а также его составляющие матрилокальность (новосозданная ячейка общества переходит жить в семью супруги и на её территорию) и матрилинейность (наследование совершается по линии матери), наблюдается в отдельных районах Азии, Тибета, Африки и у народов Микронезии. Кроме того, на этих территориях наряду с гинекократией наблюдается полиандрия и промискуитет.
Так, например, народность мосо, проживающая вблизи границы Тибета (провинции Юньнань и Сычуань) часто описывается в литературных источниках в качестве сообществ, сохранивших матриархальное устройство. Института брака как такого у них не существует. Женщины этой народности имеют право выбирать себе партнёра, который не живёт с ними в качестве законного супруга. Само сообщество характеризуется матрилинейностью и матрилокальностью. Большую часть значимых решений принимают женщины. Также они занимаются изготовлением одежды и производством тканей для продажи. К мужским функциям относится ловля рыбы, скотоводство, забой скота.
Матрилинейные супружества также встречаются у:
– индейских народов, проживающих в резервации Хопи, и у группы племён (ирокезы), обитающих в Канаде (провинциях Квебек и Онтарио) и Северной Америке (в штатах Нью-Йорк и Оклахома);
– туарегов – народа, относящегося к группе берберов и проживающих в Мали, Нигере, Ливии, Алжире, Буркина-Фасо;
– сереров, обитающих в Республике Сенегал;
– минангкабау – народности, населяющей остров Суматра и иные территории Индонезии.
При этом сереры и народности восточной Шри-Ланки имеют, как матрилинейные сообщества, так и патрилинейные кланы.
Кроме того, отдельно следует выделить матрилинейность в иудаизме – принадлежность к семитскому народу определяется не по отцу, а по линии матери.
Матриархат в современном мире можно наблюдать при расторжении брака. Как правило, в превалирующем большинстве случаев, при разводе суд передает опеку над детьми именно матери. Даже если у бывшего супруга лучше жилищные и материальные условия, все равно суд оставит детей женщине. Таковы современные реалии.
Кроме того, зачастую именно женщины решают, сколько в браке будет детей. Супруг влияет на это весьма слабо. В руках супруги сосредоточены все рычаги управления. Ведь, если женщина решит оставить малыша или, наоборот, сделать аборт, то она это совершит независимо от мнения биологического отца.
Также в соответствии с общепринятыми нормами именно сильной половине необходимо уступать женщинам места в транспорте, открывать двери перед прекрасной половиной, пропускать вперед. Хотя современные феминистки неистово пытаются изменить традиционный уклад, постсоветский социум не склонен принимать подобные перемены.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
5 заблуждений о матриархате
По просьбе Arzamas Андрей Туторский, преподаватель истории первобытного общества на кафедре этнологии истфака МГУ, объясняет, почему у идеи, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований и что за ней стоит в действительности
1. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть мифы о том, как некогда женщины властвовали над мужчинами
Согласно так называемым матриархальным мифам, которые широко распространены в Меланезии, давным-давно женщины правили мужчинами. У женщин были бороды, а у мужчин — женская грудь. Мужчины кормили и воспитывали детей, а женщины ходили на охоту и управляли обществом. Однажды мужчины договорились, напали на женщин, отняли у них бороды и отдали им груди. С этих пор власть принадлежит мужчинам.
В этой истории некоторые исследователи видели доказательство изначального матриархата. Этот сюжет действительно делится на две части: до передачи бороды и после. Но это следует воспринимать не как деление на два исторических периода, а как два сущностных состояния: правильное и неправильное. У многих народов есть истории, близкие по структуре к сказке Киплинга «Почему у слоненка длинный нос?». Слоненок без хобота и слоненок с хоботом — это не два периода в жизни конкретного слона или в эволюции слона как вида. Это объяснение, почему дела обстоят так, как они обстоят сейчас. Именно так надо смотреть и на так называемые матриархальные мифы: это объяснение, почему в обществе мужчины занимают более высокое положение. К историческим реалиям они не имеют никакого отношения.
2. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть институт полиандрии (многомужества)
По аналогии с многоженством, в рамках которого количество жен соответствует силе и статусности мужчины, многие предполагают, что в полиандрическом браке статус женщины повышается от количества мужей. Такая логика рассуждений неправильна. Во-первых, полиандрические браки очень мало распространены: Джордж Питер Мердок, проводивший статистические исследования племен с полиандрическим браком, насчитал их всего четыре на три тысячи народов земли. Во-вторых, полиандрический брак — это форма выживания в тяжелых культурных и экологических условиях. В качестве примера можно привести народ тода из Центральной Индии, который занимается отгонным скотоводством на крайне неудобных территориях. Выживание людей зависит от благоденствия скота, который отгоняется на дальние высокогорные пастбища и находится там на протяжении всего лета. В этих условиях каждой семье нужно много мужских рук и мало женских. Экологические трудности усугубляются культурным фактором: скот является сакральным достоянием рода, поэтому жена (как представительница другого рода) не имеет права к нему прикасаться. Более того, она даже не имеет права пересекать дорогу, которую перешли коровы, — ее должен перенести муж. Таким образом, положение женщины в этом обществе, несмотря на многочисленность мужей, не самое высокое.
3. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов сохранилась матрилинейность
Практика передачи титулов и материальных богатств по женской линии широко распространена у многих народов. Ее называют матрилинейностью (от лат. mater — «мать» и linea — «линия»). Матрилинейность распространена у многих ранних земледельческих обществ или обществ, переходящих к земледелию. Наиболее известные в науке примеры матрилинейных обществ — это ирокезы, тробрианцы, а также минангкабау.
Ученые, впрочем, отмечают, что матрилинейность, хотя она и связана с ростом авторитета женщин, не ведет к установлению их власти. И у ирокезов, и у тробрианцев, и у минангкабау вождями являются мужчины. Более того, например, у тробрианцев наследство передается хоть и по женской линии, но от мужчины к мужчине, например от брата матери к ее сыну. Советский ученый Марк Косвен даже предложил считать авункулат — особые отношения между братом матери и племянником — обязательным периодом развития всех обществ на земле, своеобразным переходом от матриархата к патриархату.
4. Матриархат существовал, потому что у некоторых народов есть традиции ньюмба-нтобу (свадьбы женщин с женщинами)
Обряд ньюмба-нтобу (свадьба женщин) относится к числу тех обрядов, которые на первый взгляд подтверждают возможность матриархата. Этот обряд распространен у ряда народов Танзании и заключается в том, что пожилая женщина, у которой нет детей, зато есть собственное хозяйство, может взять в жены молодую женщину. Молодой женщине предоставляется полная свобода во взаимоотношениях с мужчинами, а пожилая женщина получает наследника, который станет владельцем хозяйства. Получается, что женщина выступает в роли мужчины, и это существенно повышает ее социальный статус.
Это не совсем так. Во-первых, пожилая женщина, которая вступает в брак в качестве «мужчины», делает это вынужденно — к этому ее подталкивает только невозможность иметь детей (по объективным причинам или по стечению обстоятельств). Во-вторых, пожилая женщина, вступая в брак, приобретает большое количество обязанностей: она вынуждена содержать молодую жену и ее детей, защищать ее от ревнивых молодых людей и так далее. В-третьих, мужчины деревни всегда смотрят на ньюмба-нтобу очень настороженно. Единственная причина, заставляющая их примириться с таким браком, — это понятная им необходимость сохранить хозяйство. Таким образом, вступление в брак в качестве «мужчины» не дает женщине мужского социального положения, то есть матриархальность данного обычая является иллюзией.
Амазонка, падающая с лошади. Гравюра Людовико Просседы, выполненная с барельефа Джона Гибсона. Около 1823 года © The Trustees of the British Museum
5. Ученые начали говорить о матриархате, потому что в их распоряжении оказались этнографические данные, доказывающие его существование
Впервые матриархат в 1861 году описал исследователь античной драмы Иоганн Якоб Бахофен в книге «Материнское право. Исследование религиозной и правовой природы гинекократии в древнем мире». Основываясь на материалах ранней античной литературы, Бахофен доказывал, что влияние женщины в обществе от античности к современной ему Европе XIX века постоянно падало. Развивая эту мысль, он пришел к идее, что в «первейшей древности» (первобытности) влияние женщины было максимальным. Ученый доказывал этот тезис исключительно умозрительно, основываясь не на эмпирических данных, а на собственном логическом построении: 1) в условиях нерегулируемых сексуальных отношений дети знали только матерей, определить отцов было невозможно; 2) следовательно, длительные межпоколенные связи могли существовать только у матерей и дочерей; 3) поэтому богатства и титулы должны были передаваться по женской линии; 4) кто передает богатства — тот имеет власть. Таким образом, в первобытной древности власть могла находиться только в руках женщин.
Эти идеи легли на благоприятную почву. В конце XIX — начале XX века среди передовых мыслителей широко распространились идеи о необходимости выровнять социальное положение мужчины и женщины: дать женщинам избирательные права, разрешить им самостоятельно решать свою судьбу. Концепция существования в глубокой древности матриархата (изначально называвшегося гинекократией) воспринималась как историческое обоснование этих идей: если в первобытности статус женщин был высоким — значит, это естественное положение дел, и к нему необходимо вернуться.
Поскольку на рубеже веков многие мыслители выступали сторонниками масштабной трансформации общества и поддерживали разные связанные с этим идеи — от марксизма до феминизма, от научного атеизма до анархизма, — идея матриархата легко переходила со страниц одной книги на страницы другой: от «Материнского права» Бахофена в «Древнее общество» Льюиса Генри Моргана, оттуда — в «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса, и затем — в учебники по истории первобытного общества. Не случайно последними от концепции матриархата в мировой науке отказались именно советские ученые: если научный мейнстрим перестал заниматься проблемой матриархата примерно в 1920-е годы, когда начавшиеся серьезные полевые исследования не дали никаких признаков его существования ни в настоящем, ни в прошлом разных народов мира, то в Советском Союзе от этой идеи отказались только в 1980-е годы.
Значение слова «матриархат»
[От лат. mater, matris — мать и греч. ’αρχή — власть]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
МАТРИАРХА’Т, а, м. [от латин. mater — мать и греч. archē — власть] (этнол.). Форма родового первобытного общества, при к-рой родовые группы создавались на основе родства по женской линии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
матриарха́т
1. форма общества, в котором лидирующая роль принадлежит женщинам ◆ Лебедев был женат на сестре Георгия Александровича Натэлле, и в доме у них царил матриархат. Сати Спивакова, «Не всё», 2002 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Оказывается, во время раннего палеолита, когда царствовал матриархат, стояла теплая погода, и стада человекообразных обезьян кормились за счет особей женского пола. Артем Тарасов, «Миллионер», 2004 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова игуанодон (существительное):
Матриархат
Матриархатом иногда также называют форму правительства, сформированного исключительно из женщин или в котором доминируют женщины.
Содержание
Теория матриархата
Появление гипотезы об эпохе власти женщин связано с именами таких исследователей позапрошлого века, как Ж.-Ф. Лафито, И. Я. Бахофена и Л. Г. Моргана. В советской исторической науке, археологии, этнографии и антропологии существование матриархата долгое время не ставилось под сомнение, однако поздние исследования не подтвердили версию о существовании матрицентрированного общества на ранних этапах эры земледелия.
Все западные специалисты согласны в том, что существуют общества, в которых женщины достигли огромного социального признания и власти, превосходящие властные полномочия и авторитет мужчин, так как структура матриархального общества подразумевает строгую иерархию подчинения. Мужчины находятся под властью женщин.
Матрицентрические общества
Современной науке известны общества, содержащие в себе многие признаки матрицентричного [11] порядка.
Общества могут быть признаны матрицентричными по некоторым признакам, таким как: матрилинейность, матрилокальность и авункулизм (такое устройство семейной иерархии, при котором роль главы семейства берет на себя дядя по материнской линии); иногда в качестве признаков матрилинейных обществ рассматриваются групповой брак, гостевой брак и даже полиандрия. Неоспоримым признаком матриархата также является материнское право (неоспоримое право матери на детей, которое вступает в силу после распада брака — дети остаются в семье матери), и порядок распределения и наследования собственности, передается по женской линии. Мужчина не имеет никакой собственности и никаких прав. Таким образом данное общество отличается жеской иерархией, где все женщины имеют полную власть над всеми мужчинами, выражается дискриминацией и частичной тиранией.
Основой типичного матриархального общества обычно являлась матрилокальная община численностью иногда приблизительно в 200—300 человек близких родственников по женской линии. Её возглавляет старшая женщина, иногда её брат. Внутри семейно-родовой группы существуют много мелких семей, состоящих из женщины-матери и её детей и внуков. Из этих семей и складывался материнский род, который коллективно владеет общинной землей. Прочее же имущество является собственностью женщин, и передается от матери дочерям. Обычно в своем роду запрещалось заключать браки, во избежание кровосмешения. И потому обычно такой материнский род состоял в тесных связях с другим родом, с кем обменивался женихами и невестами (так называемая дуальная экзогамия). Иногда дуальная экзогамия перерастает в фратриальный порядок (родовой общности нескольких племен).
Есть и другой вариант матриархального порядка: племя делится на две половины, в одной живут мужчины, а в другой женщины, каждая половина существует автономно и относительно далеко друг от друга и имеет своего лидера. В матриархальных обществах, где религиозную картину мира формирует язычество, отмечается наличие развитого пантеона женских божеств, а также наличие во главе пантеона богов верховного женского божества, олицетворяющего великую Богиню-мать. Примером может служить одно из древнейших направлений индуизма шактизм, или культ богини Астарты в древней Месопотамии. По мере вытеснения матриархата патриархатом, женский пантеон богов заменяется на мужской пантеон. Богини утрачивают свою культово-религиозное значение, они становятся второстепенными персонажами религиозной мифологии. А трон верховного божества вместо Богини-матери занимает Бог-отец. Матриархальные социумы повсеместно встречались в разное время в разных частях света, у различных народов, населяющих Азию, Африку, Европу, Северную и Южную Америку [12]
В настоящее время матриархические общества с относительным доминированием женщин в некоторых сферах общественной жизни сохранились лишь в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии (например, народ ранатхари, проживающий в Индии и Непале, Минангкабау, Кхаси и Гаро) и Африки (Ашанти, Йоруба и другие), где наряду с относительно высоким женским статусом типична также и полиандрия, а также матриархальный уклад сохранился у некоторых народов Микронезии.
Некоторые черты матриархата сохранились в обычаях североафриканской народности туареги, где по-прежнему присутствует матрилинейность и часто матрилокальность, а также наличествует высокая роль женщины в социальной жизни племени. У туарегов в настоящее время также существует различие между мужским и женским письмом. Если мужчины пользуются арабским шрифтом, то среди женщин преимущественно распространено письмо тифинаг. Консонантное письмо тифинаг очень древнего происхождения и восходит ещё к домусульманскому периоду. [13] Так же существует у туарегов понятие «Асри» — это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин туарегов, граничаший с распушенностью, независимо оттого, являются ли они девушками, разведенными или вдовами. Чем больше у неё любовников, тем выше её репутация. Больше того, у туарегов существует обычай, который обязывает мужа не принуждать свою жену силой. Если она отказывает ему во взаимности, он отправляет её к родителям. [14]
Мария Гимбутас, американский археолог, описывает матрицентрированное общество, тесно связанное с культом Богини-Матери, в неолитической Европе, используя термин матристическое, объясняя этот термин как «абсолютная власть женщины в семье»(над мужчиной и детьми).
Согласно же трудам Гиты Готнер-Абендорт (Heide Göttner-Abendroth) понятие матриархата имеет более широкое значение: Готнер-Абендорт даже представила свою книгу «Modern Matriarchal Studies» как «исследование обществ, существующих вне принципов патриархата», определяя «матриархальные» общества как общества где доминирование мужчин по половому признаку является минимальным или же отсутствует вовсе. [12]
Эти исследования подтверждают археологические раскопки на острове Суматра (Индонезия), изучение истории народа Минангкабау. Минангкабау — народ, сохранивший традиции материнско-родового строя. Матриархат отражает низкий уровень развития обшества. Вто время как патриархат является более прогрессивной формой устройства общественной жизни.
Известно, что в XIII веке в западной части Суматры существовало феодальное матриархальное государство Минангкабау. Материнско-родовая структура у минангкабау очень сложна и многоступенчата. Важнейшая социальная единица — это большая материнская семья «сапаруи», что означает «плоды одного чрева». Её ядро составляют родственники по женской линии, которые происходят от одной прабабки, живут в одном доме и имеют все права на имущество. Пришлая часть — это мужья женщин большой семьи; они принимают определённое участие в жизни сапаруи, где живут, но не имеют права на имущество этой большой семьи. [15] При разводе всё имущество, а также дети остаются в клане жены, а мужчина возвращается в клан матери. Фактически абсолютной собственностью на землю и имущество у Минангкабу обладают только женщины.
Также интересные открытия преподнесло изучение жизни народности Мосо (Mosuo), входящую в группу народа Наси (все имеют сходные обычаи), в провинции Сычуань (Китай), которые живут в типичном матриархальном укладе, не изменившимся с самых древних времен. Изучение матриархального уклада народности Мосо опровергает распространенное заблуждение о бесправии мужчин в матрицентрированном обществе. У мужчин в племени Мосо — своя важная функция: они отвечают за ритуалы, защиту, молятся о благополучии семьи. В принятие важных решений касающихся жизни и благополучия племени их голос так же далеко не последний. При этом в племени наличествуют все основные признаки матриархата, мужчина никогда не покидает семью матери, не занимается воспитанием своего ребёнка, да и имя отца ребёнку зачастую неизвестно. Воспитанием детей активно занимаются мужчины семьи — братья матери. Привычное сызмальства всем народам слово «отец» в лексиконе Мосо отсутствует. Однако матриархальные семьи Мосо — часто многодетные, даже несмотря на ограничение рождаемости Китае в последнее время.
Система свойства и родства свидетельствует о господстве у далеких предков карачаевцев/балкарцев материнского рода, основанного на материнском праве, и матриархальных порядков в древности. Родственников по линии матери они считают более близкими, чем по линии отца.
Матриархат в истории и мифологии
Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена весьма именитая персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль — были царицами или полководцами.
Исторические документы свидетельствуют о сильных матриархальных обычиях в управлении массагетских племен и их родов, о значительной роли женщин даже в военном деле массагетов. [16] Убедительным подтверждением сообщений историков об особой роли женщины в жизни племени является эпическая поэма каракалпаков «Кырк кыз» — «Сорок девушек», повествующая о подвигах дружины девушек-воительниц. Главной героиней поэмы является их предводительница — прекрасная и отважная пятнадцатилетняя Гулаим. Мотив девицы-богатыря известен в эпосе многих народов, но сюжет о дружине амазонок зафиксирован в Средней Азии только у каракалпаков. Гулаим и её подруги-сверстницы живут на острове в неприступной крепости, где большую часть времени проводят, упражняясь в воинском искусстве. В тяжелый для родной земли час, когда на неё напал враг, девушки вступают в битву за свободу своего народа и торжествуют победу.
Матриархат в культуре и искусстве
Тема общества, построенного по матрицентристскому принципу, давно занимала умы писателей, художников и поэтов. В античности образ амазонки отразился в различных произведениях литературы и изобразительного искусства. Излюбленный сюжет древнегреческой скульптуры — раненая амазонка.
С приходом эры феминизма все больший интерес стала представлять мысль об «идеальном матрицентрированном обществе» — золотом веке человечества. Появились новые религиозно-культовые практики, являющиеся отголоском древних матриархальных религий. Одним из таких направлений является Викка, последователи которой отрицают «мужской» монотеизм с образом Бога-отца и признают «двуполый» монотеизм, в котором верховное божество является супружеской парой или соединением Богини-матери и её супруга.
Среди поклонников жанра Фэнтези хорошо известна раса темных эльфов — Дроу, общество которых можно охарактеризовать матриархальной тиранией.