матросская тишина спектакль о чем
Шварцы из Тульчина. История самого долгожданного спектакля Олега Табакова
Путь пьесы Александра Галича «Матросская Тишина» к зрителю был непростым: в советское время она была под запретом. В 1990 году поставленный по ней спектакль прославил «Табакерку» — Театр-студию под руководством Олега Табакова, располагавшийся в небольшом подвале, — на всю страну. Главные роли сыграли молодые ученики Олега Табакова. На следующий день после премьеры они буквально проснулись звездами.
Смелое решение
Осень 1990 года, подвал на улице Чаплыгина, с которого начиналась «Табакерка». Олег Табаков — режиссер, актер, педагог — волнуется как никогда. Идет премьера спектакля «Матросская Тишина» по пьесе Александра Галича. Основания для переживаний действительно были — это была постановка с непростой историей и этой премьеры лично он, Табаков, ждал не одно десятилетие.
Впервые за пьесу в конце 1950-х взялась Студия молодых актеров, которая через какое-то время станет «Современником». Одним из главных принципов студии была актуальность: ставить стремились только современных авторов. Пьесой Александра Галича заинтересовался один из основателей студии Олег Ефремов. Галич начал работать над ней еще во время войны, в 1945 году, но потом отложил в стол. Пьесу он предлагал многим режиссерам, но потенциал в ней разглядели только в Студии молодых актеров.
Спектакль, который должен был называться «Моя большая земля», поставили на сцене МХАТа. Но зрители его так и не увидели. После первого худсовета постановку запретили — пьеса касалась остро в то время стоявшего еврейского вопроса.
В главных ролях в запрещенном спектакле были заняты Игорь Кваша и Евгений Евстигнеев. Небольшая роль была отведена и молодому Олегу Табакову. Он очень расстроился, когда стало понятно, что спектакля не будет, но повлиять на решение никто не мог. Даже автор пьесы, которого студийцы просили переубедить членов комиссии.
Забыть историю о еврейском юноше Давиде Шварце и обожающем его отце Абраме Олег Табаков не мог и спустя почти 30 лет. Он снова и снова возвращался мыслями к характеру одаренного скрипача Давида, отправившегося на фронт, и Абрама, который оказался в оккупации в своем родном городе Тульчине, и в конце концов решил поставить пьесу. В конце 1980-х — на учебной сцене Школы-студии МХАТ как выпускную работу студентов своего курса, а вскоре в «Табакерке». После этого пьеса начала свое триумфальное шествие по другим театрам страны.
Критика и зрители назвали «Матросскую Тишину» одной из лучших работ Табакова, она надолго заняла свое место в репертуаре театра. В спектакле завораживало все: и сюжет, и самые простые, незамысловатые деревянные декорации Александра Боровского, и игра талантливых молодых артистов.
«Наша “Матросская тишина” явно заслуживает жизни, а не забвения», — так писал Табаков в своей книге «Моя настоящая жизнь».
Машков, Марин и другие
Роль Абрама Шварца досталась Владимиру Машкову, который в то время только что окончил Школу-студию МХАТ. Олег Павлович был очень доволен своим учеником и не сомневался, что он справится с ролью пожилого человека, хотя Машкову было всего 24 года. Сам Табаков, которому исполнилось уже 55 лет, не стал браться за эту роль, хотя многие говорили, что он лучшая кандидатура.
Этой работой Машков заявил о себе как о большом артисте. Позже он рассказывал — к этой роли он готовился в синагоге, где наблюдал за молящимися, искал глазами мужчин, похожих по возрасту на Абрама, на рынках, а еще думал о своем отце, которого потерял незадолго до этого.
Давида сыграл Александр Марин. Потом эту роль подхватили Евгений Миронов, Сергей Безруков. Женские роли играли Марина Зудина, Анастасия Заворотнюк, Ольга Блок-Миримская — ученицы Табакова, а также Александра Табакова. Дочь Олега Павловича, с которой, кстати, он спрашивал чуть ли не больше, чем с остальных, играла Людмилу, влюбленную в Давида.
Иногда появлялся на сцене и Олег Павлович — он играл коммерсанта Вольфа Меера, который вернулся в Тульчин, город, где разворачивался сюжет.
Все началось с уборки
В 1990 году «Табакерке» было всего 12 лет. Молодой театр был главным детищем Олега Табакова, его обожали как актера, уважали как педагога Школы-студии МХАТ, заслушивались его голосом, который он подарил коту Матроскину в мультфильмах про Простоквашино.
Когда под театр ему выдали подвальчик на улице Чаплыгина, он, засучив рукава, самолично приступил к уборке в компании верных учеников. Привести в порядок бывший угольный склад — дело нешуточное, но они с этим справились. А 29 октября 1978 года в чистое и очень уютное помещение с деревянными лавками со спинками позвали первых гостей — на спектакль «…И с весной я вернусь к тебе…». Театралы были впечатлены. За Театром-студией под руководством Олега Табакова закрепилось прозвище «Табакерка».
Деятельность коллектива некоторое время была под запретом — немилость заслужила одна из постановок, но артисты продолжали держаться вместе, репетировали в свободное время. В 1986 году ситуация улучшилась, и замминистра культуры подписал приказ о создании Театра-студии под руководством Олега Табакова. Официальный статус он получил в первый день весны 1987 года. Событие отпраздновали премьерой спектакля «Кресло» по повести Юрия Полякова. Получение званий народных артистов, премий «Золотая маска», появление одной сцены на Сухаревской — все это было еще впереди.
Новая старая «Матросская Тишина»
В 2019 году в театре, который сегодня называется Московский театр Олега Табакова, показали возобновленную «Матросскую Тишину». К роли Абрама Шварца спустя почти 30 лет вернулся Владимир Машков — теперь уже художественный руководитель театра. Мысли о пьесе Галича все это время не оставляли и его — в 2004 году он экранизировал ее. В фильме «Папа» он также сыграл Абрама.
Режиссеров новой версии «Матросской Тишины» двое — Владимир Машков и Александр Марин, в 1990-м сыгравший в премьерном спектакле роль Давида. Создатели спектакля подчеркивают важность этой постановки для театра: в «Матросской Тишине» были сосредоточены мысли и чувства Олега Табакова, которые он пронес через половину своей жизни.
«Матросская Тишина» — спектакль про бесконечную жизнь
Московский театр Олега Табакова возвращает на сцену спектакль «Матросская Тишина» с обновлённым актёрским составом.
Пьеса Александра Галича «Матросская Тишина» состоит из трёх актов, спектакль идёт всего полтора часа, в которых уместилась вся жизнь Давида Шварца, молодого человека из еврейского местечка. В этом многослойном пироге есть и первая любовь, и конфликт поколений, и война, и Холокост. Не случайно премьера обновлённой постановки назначена на 27 января — день освобождения Освенцима, провозглашённый ООН Международным днём памяти жертв Холокоста. А в советские годы «Матросская Тишина» была запрещена по идеологическим мотивам.
Некоторые современные исполнители ролей в этом спектакле ещё не родились, когда «Матросская Тишина» впервые была показана студентами в Театре-Студии Олега Табакова. Пьеса Александра Галича оказалась актуальной и в девяностые годы, и остаётся таковой в наши дни. В возрождённом спектакле заняты актёры разных поколений: Владимир Машков, Сергей Беляев, Сергей Угрюмов, Андрей Смоляков, Владислав Миллер, Яна Сексте, Арина Автушенко, Ангелина Пахомова, Никита Уфимцев и совсем юные Ростислав Бакланов и Алина Петрова. По признанию актёров, играть в таком искреннем и честном спектакле — это счастье. И дань памяти, и поклон учителю — Олегу Павловичу Табакову.
Владимиру Машкову было 23 года, когда он начал репетировать с Табаковым роль Абрама Шварца:
«Когда-то некоторые вещи были для меня непостижимы, но я стал на тридцать лет старше, приближаюсь к возрасту любимого мною Абрама Ильича Шварца и жизненный опыт даёт о себе знать. Некоторые знания мои умножили печали, но осталось самое главное — радость и счастье жизни. Я очень хочу, чтобы спектакль продолжал жить, мы планируем подготовить ещё один состав актёров. Мы очень плотно работали, чтобы добиться правды жизни человеческого духа. В театре каждый спектакль, каждая встреча со зрителями уникальна и в этой пьесе мы сделали немало открытий.
Тема любви и прощения, история блудного сына мучает людей с момента осознания, что они люди. Всегда будет большая битва поколений и большое открытие, что есть люди, любящие нас ни за что, просто любящие. Несмотря на всю тяжесть этой истории и желание драматурга Александра Галича вызвать сострадание, мы хотели бы рассказать о светлом, о непобедимости человеческого духа ни при каких обстоятельствах. Человек смертен и смертен внезапно, но это не останавливает нашу жизнь, только память и любовь к близким людям будет двигать нас вперёд. «Матросская Тишина» это очень оптимистическая история, это родник свободы.
Театр — это место, требующее от тебя полной реализации здесь и сейчас, в эту минуту, в эту секунду. Я не могу ничего поправить, не могу вмешаться, я должен жить. Жить вместе с вами, со зрителями. Это школа переживаний — секрет, который открыл Константин Станиславский. Наш театр строится вокруг актёра, мы идём по пути открытия собственных талантов и дарований. У нас самое раннее профессиональное театральное образование — набираем курс в нашу школу, поедем проводить отбор девятиклассников сначала в Тулу, потом в Кемерово, Новокузнецк, Владивосток, Санкт-Петербург, Севастополь.
Олег Табаков был невероятно требовательным, он мечтал чтобы наш, как он говорил, Маленький театр, был живым. И всегда надо ставить высокие амбициозные задачи и даже если что-то не удастся, во всяком случае будем движение. Помимо премьеры спектакля «Матросская Тишина», готовим ещё несколько премьер и с нетерпением их жду. Хочу, чтобы на нашу сцену вернулся уникальный спектакль «Ревизор» по классической и невероятно современной пьесе».
Спектакль идёт в новом здании Московского театра Олега Табакова на Сухаревской площади. С афишей можно ознакомиться на сайте.
Текст и фото: Евгений Чесноков