маяковский облако в штанах о чем говорится
Краткое содержание «Облако в штанах»
Всего получено оценок: 1830.
О произведении
Поэма «Облако в штанах» Маяковского, написанная в 1915 году, стала первым крупным произведением поэта-революционера. Первоначальное название – «Тринадцатый апостол» – было изменено в результате царской цензуры. Поэма написана под влиянием неразделенной любви к красавице Марии Денисовой.
Предлагаем читать онлайн краткое содержание «Облако в штанах» по главам, которое будет полезным для читательского дневника.
Место и время действия
События поэмы происходят в 1910-х годах в России, точное место действия указано в первой части — Одесса.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Вступление
Глава 1
Лирический герой предается воспоминаниям о том, как в Одессе он страдал, нетерпеливо ожидая девушку по имени Мария. Она обещала прийти ровно в четыре часа, однако время шло, незаметно подкрался вечер, а девушки все нет.
Наступление полночи поэт сравнивает с головой казненного, упавшей с плахи. И дурное предчувствие не обманывает его: приходит Мария, и с порога объявляет о том, что выходит замуж. Это известие оглушает поэта, однако он морально готов к нему и сравнивает свое состояние с пульсом покойника: надежда на взаимность и сладкие мечты разрушены, навсегда погребены признанием Марии.
Глава 2
Вместе с тем поэт понимает, что «мельчайшая пылинка живого» представляет гораздо большую ценность, нежели все его литературные труды. Но он не останавливается на своем пути, продолжая выжигать и растаптывать людские души правдивым словом.
Глава 3
Поэт пускается в рассуждения о жизни, о царящем режиме, не скрывая свои истинные мысли и чувства. Он хулит поэта Северянина, в лице которого видит многих современных рифмоплетов, обеспокоенных лишь тем, чтобы их строки вышли поизящнее. Лирический герой уверен, что свои мысли нужно выражать максимально четко и даже грубо, ведь правда не нуждается в приукрашивании.
Между строк он призывает простой народ к революции, побуждая разрушить существующий строй – «Понедельники и вторники окрасим кровью в праздники!». Себя же поэт называет тринадцатым апостолом.
Глава 4
Однако Мария не отвечает взаимностью, тогда лирический герой обращается к Богу с просьбой дать ответы на все его вопросы. Но небеса отвечают ему равнодушным молчанием.
Заключение
Революционная по своему содержанию, поэма «Облако в штанах» стала образцом удивительного сочетания романтики и грубых аспектов жизни. Центральная тема любви в произведении перекликается с темами одиночества, морали, протеста, атеизма.
Пересказ «Облака в штанах» позволит расставить необходимые акценты и лучше подготовиться к уроку литературы.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Облако в штанах» (В. Маяковский)
Цитата: «Крик последний, — / ты хоть / о том, что горю, в столетия выстони!».
История создания
Поводом к созданию поэмы послужило знакомство Владимира Владимировича с Марией Денисовой и неразделённая любовь к ней.
Сам Маяковский характеризовал поэму как «четыре крика из четырёх частей»: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
Проблематика:
Смысл названия: изначально Маяковский планировал назвать эту поэму «Тринадцатый апостол». Но цензура запретила такое название как оскорбляющее религиозные чувства. И поэт иронично назвал свою поэму «Облако в штанах», используя цитату из текста: «хотите — / буду безукоризненно нежный, / не мужчина, а — облако в штанах!» (подразумевая, что именно этого от него и хочет цензура).
Литературное направление: модернизм (футуризм).
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: особенности «Облака в штанах» как поэмы связаны в первую очередь с композицией. В поэме есть вступление и четыре части, в каждой из которых Маяковский освещает одну из проблем отрицания — «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
Время и место действия: место действия указано только в первой части — это город Одесса. Время действия — современность Маяковского.
Действующие лица
Краткое содержание
Вступление
Лирический герой описывает себя: он — красивый двадцатидвухлетний мужчина, который может быть предельно искренним и настоящим, может быть яростным до безумия, а может быть нежным, как «облако в штанах».
Долой вашу любовь!
Лирический герой вспоминает, как в Одессе девушка Мария обещала прийти к четырём часам, и он её ждал. После десяти лирический герой уже начал метаться и беситься. Но тут пришла Мария и сообщила ему, что выходит замуж, чем вызвала очень бурную реакцию. Лирический герой на грани безумия, даже покончить с собой — и то слишком мало, слишком просто. Лирический герой обращается к маме, к сёстрам. Он сравнивает мучающее его чувство с пожаром парохода, при котором израненные и обгорелые люди бросаются в воду, чтобы спастись, но тонут. Он не может не кричать во весь голос.
Долой ваш строй!
Лирический герой отказывается читать. Он делится откровением стихосложения: оказывается, стихи не несутся легко, как песни, а долго зреют внутри поэта, мучают его и мало-помалу, по капельке выходят в свет. Современный герою мир требует другой поэзии — поэзии переполненных улиц, нищеты, разрухи, проституции и болезни. Он, настоящий поэт, который может озвучить все эти голоса, тем и ценен, что понимает: всякая «пылинка живого» бесценна — важней, чем сам лирический герой. Да, рабочие в грязи и пыли — таких людей прежде не воспевали. Но их души достойны самой высокой поэзии. Лирический герой сравнивает себя с Христом, которого хотели распять толпы людей. Свой подвиг он характеризует как выжигание нежности из душ людей — для борьбы. А свою душу он обещает вырвать, растоптать, чтобы была большая, а потом вручить всем людям, как знамя.
Долой ваше искусство!
Лирический герой противопоставляет два мира поэтов. В одном поэты разрывают своё сердце, горло, глаза, чтобы из их мук родилась истина (как пример такого поэта приводится Давид Бурлюк, футурист). В другом поэты продолжают чирикать и сюсюкать (здесь речь идёт об Игоре Северянине). Но как можно наслаждаться сладенькими песнями, когда людей расстреливают, когда земля уже наполнилась мятежами и залилась кровью?
В этой части Маяковский называет себя тринадцатым апостолом, воспевающим машину (имеется в виду механизация труда) и Англию (как символ прогрессивного мира).
Долой вашу религию!
Но ответа нет. «Глухо. / Вселенная спит, / положив на лапу / с клещами звёзд огромное ухо».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Перечислите все части, из которых состоит поэма «Облако в штанах».
Ответ. Вступление, «Долой вашу любовь!», «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!».
Охарактеризуйте художественные приёмы, использованные в приведённом фрагменте стихотворения: «тихо барахтается в тине сердца / глупая вобла воображения»?
Ответ. В приведённом фрагменте используется метафора, выступающая как скрытое сравнение. Воображение автор сравнивает с рыбой (воблой). Эта рыба, в соответствии с метафорой Маяковского, живёт в сердце, по всей видимости — на самом его дне (тина оседает на дно водоёма). Воображение «тихо барахтается», и поэт должен уловить эти слабые движения, чтобы выразить их в своём творчестве.
Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»
Автор: Guru · Опубликовано 29.07.2017 · Обновлено 08.10.2017
«Облако в штанах» — яркая, эпатажная и очень откровенная поэма Владимира Владимировича Маяковского. Это самое первое крупное произведение автора, над которым он работал в течение целого года. Произведение носит острый революционный характер и может заинтересовать читателя одним лишь неоднозначным названием. Поэт вложил всю душу в его создание и наделил лирического героя чертами, которые также присущи ему самому.
Суть поэмы
В начале произведения Маяковский описывает, как мучительно ожидает герой свою возлюбленную, он так предвкушает эту встречу, что даже, « у нервов подкашиваются ноги!». Его не слушаются мысли, и он не в силах совладать с собой, ему начинает казаться, что даже дождинки гримасничают, будто издеваются. Внутри него бушует неудержимый накал эмоций, время течет немыслимо долго, настолько долго, что он перестает его чувствовать, и хочется просто кричать.
Упал двенадцатый час,
как с плахи голова казненного
Долгожданная встреча с возлюбленной мимолетно опустошает его сердце, ведь герой узнает, что Мария в скором времени выходит замуж. В один момент девушка смогла потушить величественный пожар эмоций в его груди. Внешне кажется, что он ничего не чувствует, но в его душе образовалась дыра, он называет это «пульсом покойника»
Влюбленный юноша не хочет забывать Марию, говорит, что боится забыть её имя, так же, как поэт боится забыть слово, равное величием Богу. Так он разочаровывается в любви и переходит к политике.
Далее высмеиваются исторические личности, государственный строй и бездарная ведомая толпа, герой убежден, что все эти жалкие людишки не умеют по-настоящему любить, они путают любовь с грязью и похотью. Он хочет забыться в гневе обличения, но все равно наступает на больное.
В конце концов, лирический герой разочаровывается в Боге, Творец является для него бессильным, даже он не может его понять, увидеть, как кровоточит его сердце, как его настигают отчаяние, разочарование и одиночество.
Я думал, ты всесильный божище, а ты недоучка, крохотный божик
Но мысли о Марии все еще продолжают отравлять его сознание, он кричит о своей любви, хотя уже понимает, что это напрасно, так как вместе с чувствами в нем рухнули все сдерживающие его основы мировоззрения. Герой грезит о революции во всех сферах жизни и готов посвятить всего себя перестройке всего живого.
Смысл названия
Название «Облако в штанах» Маяковский дал поэме после того, как изначальное не пропустила цензура. Сперва произведение имело название «Тринадцатый апостол», но, не захотев оказаться на каторге, автор его изменил. «Облако в штанах» — это сочетание легкости и романтики с грубостью и бытовыми аспектами жизни, поэт гениально совместил несовместимые характеры и образы.
Хотите —
буду от мяса бешеный
— и, как небо, меняя тона —
хотите —
буду безукоризненно нежный,
не мужчина, а — облако в штанах!
Сильный и уверенный в себе мужчина под действием мучительных эмоций и горячего чувства любви в один миг становится мягким и невесомым, легким и бесформенным. Внешне он все так же суров и спокоен, эти качества присущие мужскому полу, Маяковский приводит в сравнении с грубыми штанами. Облако, которое в них одето, является отражением внутреннего мира лирического героя, который находится в подвешенном состоянии. Он нежен и чуток, у него нет сил на то, чтобы изменять то, что происходит вокруг.
Композиция и жанр
Жанр произведения «Облако в штанах» мы уже давно определили и убедились, что это поэма. Но также важным будет узнать, что она имеет форму тетраптиха.
Тетраптих — это произведение искусства, которое вмещает в себя 4 части, объединённых одним сюжетом и смысловой линией.
Поэма состоит из предисловия, в которое автор закладывает основную идейную мысль произведения, и четырёх частей. Каждая из частей обозначает главные темы, о которых и пойдёт речь. Основной мыслью являются, так называемые, четыре крика героя: «Долой вашу любовь, искусство, строй, религию!» — именно этот лозунг автор помещает в предисловие. Начало поэмы очень лирично, оно повествует нам о душевных переживаниях героя, именно оттуда мы узнаем о его настоящих чувствах к Марии.
Во второй части поэмы речь пойдёт о поэзии и творчестве, которое гибнет в буржуазном обществе, но автор верит, что после революции поэты смогут спасти искусство.
В третьей и четвёртой частях Маяковский выражает протест уже всему старому строю, он находит именно его причиной всех человеческих бед.
Образ лирического героя
Герой в поэме «Облако в штанах» насыщен настоящими чувствами и переживаниями самого автора. Маяковский позволяет ему перенять многие его черты, получается, что, поэт таким способом пытается выразить собственное «Я». Рассказчик представлен нам романтичным и чутким, нежным и ранимым, но в то же время он сильный мужчина, который имеет свою личную и уверенную позицию. Образ построен на неком контрасте, который характеризует его, как яркого и эмоционального человека, который не собирается терпеть людскую ничтожность, он будет упорно кричать и бороться за счастье и лучшее будущее не только для себя, но и для других. Он намеревается повести их за собой, обагрив сердца кровью своего сердца, которое болит за судьбу отечества.
Характеристика главных героев
В поэме «Облако в штанах» не так много действующих героев, они уникальны, образы некоторых из них даже можно назвать двойственными. Маяковский неспроста называет лирическую героиню Марией. В четвёртой главе происходит ненавязчивое сравнение её образа с библейскими образами Девы Марии и Марии Магдалины, то есть имя возлюбленной рассказчика олицетворяет божественную, неземную любовь. Но девушка отвергает героя, она заставляет страдать его душу, кричать и молить о любви, и, по сути, предает его, продает, как Иуда. Для нее деньги играют важную роль, она понимает, что герой не сможет одарить её богатством, поэтому, она меняет настоящие чувства на материальные блага.
Ничего, если пока
тебя вместо шика парижских платьев
одену в дым табака
Такая особенность представления образа также касается образа Бога в поэме. В самом начале герой просит у него помощи, он считает его величественным, способным подарить ему право на взаимную любовь. Но выходит так, что небеса предают его, к герою приходит разочарование в их силах. Творец уже не так могуч и всевластен, как раньше.
Религиозные аллюзии
Вероятно, иронизируя над библейскими именами и героями, автор выражает свой антиклерикальный протест, что было ему свойственно. В свои любовные переживания он искусно вносит политические веяния нового времени, показывая тщетность надежд на небесные силы. Увы, говорит поэт, будем реалистами: в сердечных делах, да и в каких бы то ни было еще, Бог нам не помощник, а все истории про него – сказки. Например, Маяковский использует библейское имя Мария, но говорит не о подвиге матери и возлюбленной Христа, не о преданности, не о скорби, а переворачивает вверх дном наши устоявшиеся ассоциации. Теперь Мария – продажная девка, которая готова продать возлюбленного за французское платье. Такова сущность роковой и порочной женщины в жизни, а в исправление Магдалины на страницах книги автор не верит.
Тематика
В чем смысл произведения?
Владимир Владимирович Маяковский призывает обездоленных и бедных людей упорно и настойчиво требовать и добиваться своего счастья прямо здесь и сейчас. Он же готов воспевать и поддерживать протест, отрекаясь от буржуазной классической поэзии. Автор полностью отвергает старые устои, которые не могут позволить человеку жить достойно и свободно, он выступает против бюрократии и буржуазии, предчувствует наступление революции и готов нести ее идеи в массы. Чувства и переживания лирического героя сопоставимы с переживаниями народа, и все они обобщены в одном образе. Любовь, искусство, политический строй и религия должны быть абсолютно другими, поэт не принимает то, что происходит сейчас (происходило тогда), он уверен, что пролетарии деградируют и унижаются перед жизнью по вине неправильного искусства, лживой религии и несправедливого государственного режима. Однако Маяковский не теряет веру и надежду на светлое будущее, он является сторонником переворота во всех сферах и направлениях. Автор убеждён, что если беспощадно разрушить убогое старое, можно создать яркое и совершенное новое.
Своеобразие поэмы
Оригинальность и своеобразие поэмы «Облако в штанах» нам удаётся проследить уже в самом начале, когда мы узнаем, как она называется. Мало кто сразу и абсолютно точно сможет догадаться, о чем пойдёт речь, не прочитав текст, а просто взглянув на его название. Безусловно, это предаёт произведению некую элегантность и выделяет его среди прочих, можно сказать, что оно само заставляет обратить на себя внимание.
Размер и композиция поэмы были не типичны для русской литературы. Знаменитая «лесенка» была придумана в Италии основателем футуризма Филиппо Маринетти. Он же разработал идейно-тематическое содержание нового течения, его манифест и эстетические принципы. Известно, что Маяковский был ярым поклонником его таланта, поэтому перенял его литературный стиль. Однако Маринетти был, скорее, теоретиком, а не практиком, и именно русскому поэту удалось довести его идеи до совершенства. Таким образом, в поэме «Облако в штанах» автор воплотил революционный дух модернизма и открыл новую страницу в отечественном искусстве, употребив новый размер, инновационный ритм, множество окказионализмов. У нас есть целая статья о новаторстве Маяковского.
Также, необычным и неожиданным для современников Маяковского и для нас, становится то, как автор отзывается о Боге и религии. Мало кто смог бы осмелиться в то время так отзываться об этом, называя Творца «недоучкой» и «крохотным божиком».
Изначально поэма вышла с потерями, цензор из неё изъял несколько страниц. Только в Москве в начале 1918 года «Облако в штанах» было полностью восстановлено и выпущено под собственным издательством Маяковского, а в самом начале он указал, что первое название «Тринадцатый апостол» было перечеркнуто цензурой, но возвращать его он не станет. Такая авантюрная история создания тоже придает произведению революционной романтики.
Облако в штанах
Поэт — красивый, двадцатидвухлетний — дразнит обывательскую, размягчённую мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но он может вывернуть себя наизнанку — так, чтобы были одни сплошные губы. И будет он безукоризненно нежный, не мужчина, а — облако в штанах!
Он вспоминает, как однажды в Одессе его любимая, Мария, обещала прийти к нему. Ожидая её, поэт плавит лбом стекло окошечное, душа его стонет и корчится, нервы мечутся отчаянной чечёткой. Уже двенадцатый час падает, как с плахи голова казнённого. Наконец появляется Мария — резкая, как «нате!», — и сообщает, что выходит замуж. Пытаясь выглядеть абсолютно спокойным, поэт чувствует, что его «я» для него мало и кто-то из него вырывается упрямо. Но невозможно выскочить из собственного сердца, в котором полыхает пожар. Можно только выстонать в столетия последний крик об этом пожаре.
Увидев глаза богоматери на иконе, поэт спрашивает ее: зачем одаривать сиянием трактирную ораву, которая опять предпочитает Варавву оплёванному голгофнику? Может быть, самый красивый из сыновей богоматери — это он, поэт и тринадцатый апостол Евангелия, а именами его стихов когда-нибудь будут крестить детей.
Он снова и снова вспоминает неисцветшую прелесть губ своей Марии и просит её тела, как просят христиане — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Ее имя величием равно для него Богу, он будет беречь её тело, как инвалид бережёт свою единственную ногу. Но если Мария отвергнет поэта, он уйдёт, поливая дорогу кровью сердца, к дому своего отца. И тогда он предложит Богу устроить карусель на дереве изучения добра и зла и спросит у него, отчего тот не выдумал поцелуи без мук, и назовёт его недоучкой, крохотным божиком.
Поэт ждёт, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звёзд огромное ухо.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Кратко «Облако в штанах» В. В. Маяковский
В поэме «Облако в штанах» Маяковский показывает поэта, ранимого влюбленного молодого человека, который был отвергнут девушкой. После такого разочарования поэт перестает верить в бога и направляет свой гнев и ненависть на разрушение государственного строя, высмеивая реалии.
Очень краткий пересказ поэмы «Облако в штанах»
Молодой и красивый поэт, окрыленный любовью, ждет возлюбленную, Марию, ради которой он готов из глыбы превратится в нежное «облако в штанах». Девушка пообещала прийти к нему, но указанный час прошел и наступает глубокая ночь, а поэт все мучается в ожидании, переживая, что она не появится. Среди ночи Мария все-таки приходит, и заявляет, что выходит замуж за другого. Поэт пытается показывать максимальное спокойствие, «как пульс покойника». Но он понимает, что эту боль можно только выстрадать с годами.
Поэт перестает читать книги, отрицает все, что было до него создано. Если раньше он думал, что каждый может быть писателем, на самом деле это не так, а большинство людей и два слова связать не могут, не говоря уже о поэмах: «Только два слова живут, жирея, — «сволочь» и «борщ». Он также понимает, что даже мелочь, но реальная, для людей важнее написанного поэтом.
Затем герой начинает размышлять об истории мира, которая еще больше его угнетает, так как состоит из одних ошибок и угнетения. Он вспоминает ярких личностей, которые своими достойными или недостойными поступками прославились на весь мир (Наполеон, Бисмарк, Ротшильд и т. д.). У поэта появляется четкое желание свергнуть существующий строй, где любят только красиво говорить, но последствия всего этого ужасны.
Разочаровавшись в жизни, человек начинает искать спасение в религии, но так как у поэта критическое мышление, он не может спастись, и продолжает заниматься самоедством. Герой поэмы в конце концов разочаровывается и в творце: «К черту вашу религию». Он надеялся на бога, но тот ему не помог избавиться от сердечных переживаний, поэтому автор уничижительно называет Творца «крохотным божиком».
Главные герои и их характеристика:
Второстепенные герои и их характеристика:
Краткое содержание поэмы «Облако в штанах» подробно
Поэма начинается со вступления, где поэт сразу описывает, что своим произведением «дразнит» обывателей об «окровавленный лоскут» своей раненой души. Они привыкли к своей комфортной «засаленной» жизни, и не хотят замечать того, что происходит вокруг. Лирический герой еще не испорчен временем, у него молодая душа, и в ней еще нет «старческой нежности».
Юноша начинает сравнивать себя с обывателями, ведь для них любовные чувства – это лишь лирика, они не способны любить так как он. Герой говорит, что им бы не мешало научиться любить, вместо равнодушного существования в этом мире.
Поэт рассказывает о своей разносторонней личности: для кого-то «от мяса бешенный», а для других — «безукоризненно нежный», словно облако в штанах.
События происходят в одесской гостинице, где лирический герой ждет возлюбленную Марию. Она пообещала прибыть в 4 часа дня, но в указанный час не появилась. Поэт мучается в ожидании. Наступает ночь. Надежда постепенно угасает, что девушка вообще появится. Лирический герой стоит у окна и рассуждает, что даже такая «громадина с железным сердцем» хочет порой женской ласки и теплоты. Он думает о том, будет ли любовь, какой она будет, если случится – большой или крошечной. Затем поэт рассуждает, что вряд ли он заслуживает большой любви, что может рассчитывать лишь на «маленького любеночка».
С наступлением полночи поэт уже на взводе от неизвестности и ожидания, и тут входит Мария, резкая, как «нате!», и вдруг заявляет: «Знаете – я выхожу замуж». Лирический герой не показывает своей боли, он старается быть холодным и сдержанным, как «пульс покойника». Он лишь сравнивает возлюбленную с украденной Джокондой, а себя с домом после пожара, где кто-то все равно живет, проводя аналогию с Помпеями, которые погубил Везувий.
Переживший потерю возлюбленной, поэт начинает отрицать прошлое, обнуляя все, что было создано до него. Он перестает читать книги. Ранее он думал, что книги делаются так: каждый смог бы стихи писать, стоит лишь обычному человеку чем-то вдохновиться и «разжать уста». Но когда сам начинает сочинять, то понимает, как тяжело дается каждое слово. Лирические поэты рождают рифму про любовь, а простым людям, улице, голосить нечем. Поэт решает стать этим гласом народа, но его никто не желает выслушать. В реальности народ-улица может сказать: «Идемте жрать!», – и жиреет только эта пара слов «сволочь» и «борщ».
Лирический герой разочаровывается в мире и не желает жить в этом. Он понимает, все «уличные тыщи» в лирике от поэтиков не нуждаются, творчество коих молодой поэт презирает. Он просит их очнуться и понять, что люди сами «творцы в горящем гимне — шуме фабрики и лаборатории». Поэт отвергает даже классику в лице Гете или Фауста, ведь людей больше заботит их реальность, нежели то, что сотворил поэт.
Себя лирический герой прозвал Заратустрой», а свою литературную карьеру сравнивает с Голгофой, ведь его не понимают и не принимают. Поэт предвкушает наступление революционных движений и определяет себе роль предтечи, он готов предоставить свою душу, как окровавленное знамя. Хотя сам и не уверен, что революционные движения сильно поменяет положение, так как жизнь очень сложно изменить.
Реальность кажется лирическому герою очень жестокой, что он вспоминает о домах для душевнобольных. Творчество запирают цензурной «клеткой», через которую невозможно прорваться. Он не желает, чтобы цензура вмешивалась в его произведения. Поэт осуждающе относится к Игорю Северянину, называя его творчество «чириканьем перепела». Он уверен, что на этой ступени к революции, надо не «чирикать», а «кастетом кроиться миру в черепе». Лирический герой не понимает тех, кто больше переживает о благозвучии своих творений, чем об их посыле. Своему творчеству он предвещает величие.
Ему остается искать спасения у Творца, но и тому лирический герой не угоден. В трактире он увидел икону Богоматери, и невольно начинает проводить параллель своей жизни с Иисусом. Поэт рассуждает, что он возможно является «в евангелии тринадцатым апостолом», который никому не нужен, но называет себя верным учеником, потому что когда слышен голос поэта, то душа его приближается к сыну божьему.
Поэт вновь вспоминает свою возлюбленную Марию, спрашивая «ждешь». Он попробованный всеми вновь придет к ней, но девушка его не принимает. Над лирическим героем смеются, из-за того, что он все еще страдает по прошлому: «Опять в зубах… чёрствая булка вчерашней ласки».
Затем в поэме в мрачных тонах описывается дождь и улицы, по которым передвигаются экипажи с лоснящимися жирными буржуями. Поэту очень неприятны люди из этого общества, он не понимает, как донести до них свое слово, ведь он просто человек. Лирический герой снова просится к Марии, возвышая ее имя, наделяя величием равное богу. Наконец, она соглашается его впустить.
Поэт рассказывает, что не страдает от нехватки женского внимания, даже появилась целая армия поклонниц, но такой настоящей любви какую он испытывает к ней, больше ни к ному не чувствовал. Лирический герой не требует от возлюбленной любви, а лишь ее тело, как православные, просящие у Творца хлеба. Он не желает петь любовные сонеты, ведь «весь из мяса, человек весь». Марии поэт пообещал бережно любить ее тело, которое он долго желал, как солдат после войны бережет единственную ногу. Но девушка не соглашается на это, и лирический герой вновь чувствует боль, потому что его отвергла возлюбленная.
Представляя себя сыном божьим, поэт отказывается от веры, ведь он представлял Бога чем-то великим, а религию движущей силой, которая не давала народу впасть в уныние. Но на деле, Бог не помог ему даже справиться с душевной болью, которой он страдает уже столько времени, и называет Творца «крохотным божиком». Никто не способен понять, что является истинной любовью, кроме него. Лирический герой окончательно разочаровывается во всем и готов идти на бойню, приказывая, чтобы небо преклонилось перед ним, но вселенная молчит, равнодушно не замечая поэта.
Кратко об истории создания произведения
Маяковский начинает работать над поэмой в начале 1914 года. В это время, футуристы Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский отправляются в турне по стране. В Одессе Владимир Владимирович знакомится с художницей Марией Денисовой, которая до глубины души ранила поэта в самое сердце. Она не считала их мимолетное знакомство в поездке чем-то серьезным. Этот отказ и послужил толчком к написанию «Облако в штанах».
Маяковский закончил поэму в июле 1915-го года и она носила «рабочее» название «Тринадцатый апостол», ведь именно в этом образе себя представлял автор. Цензура не пропустила произведение с таким названием и Маяковскому пришлось изменить на «Облако в штанах» также перед публикацией цензура сильно урезала произведение. Отрывки из поэмы вышли в начале 1915 года в альманахе «Стрелец. Первый сборник», а в полном формате поэма была опубликована лишь в 1918-ом году.