мбт что это в торговле
Вебинар
Реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли
Магазины беспошлинной торговли (МБТ), так же известные как дьюти-фри — это магазины, продающие товары по цене, не включающей НДС а так же некоторые виды акцизов и пошлин, при условии, что эти товары будут вывезены из страны.
1) физическим лицам, убывающим с таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
2) физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию (ЕАЭС);
3) физическим лицам, выезжающим из одного государства-члена (ЕАЭС) в другое государство-член (ЕАЭС), и физическим лицам, въезжающим в одно государство-член (ЕАЭС) из другого государства-члена (ЕАЭС).
Дополнительно установлены ограничения при реализации товаров в МБТ физическим лицам. Так согласно подпункту 5 пункта 4 статьи 172 Налогового кодекса РК действуют следующие количественные нормы:
— алкогольная продукция не более 3-х литров;
— табак и табачные изделия не более 200 сигарет (10 пачек) либо общим весом не более 250 грамм.
В ЕАЭС так же была установлена возможность применения двойных ценников. Эта система повсеместно используется в странах Европейского союза, при которой беспошлинная торговля не применяется в отношении граждан перемещающимися между странами-членами союза, а только в отношении граждан выезжающих за их пределы.
На примере это выглядит следующим образом:
Стоимость плитки шоколада для лиц, убывающих с таможенной територрии ЕАЭС и прибывающих в нее составляет 8,50 Евро, а для лиц, прибывающих из стран ЕАЭС – 10,00 Евро. В зоне локации прилета должна быть размещена информация с требованием предъявления паспорта и посадочного талона.
Магазин беспошлинной торговли: организация деятельности
МАГАЗИН БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ:
Магазин беспошлинной торговли, или Duty Free, в основном ассоциируется у нас с отпуском и положительными эмоциями. При вылете на отдых за границу наши люди стараются купить в магазине каких-нибудь алкогольных напитков и сладостей в дорогу и на время отдыха. После окончания отдыха перед вылетом домой мы обязательно заходим в магазин беспошлинной торговли за подарками родным, большой популярностью пользуются духи, косметика и все те же алкогольные напитки. Но данная статья посвящена не столь приятным моментам в жизни, как отпуск, а более прозаичным — принципам и требованиям по организации работы магазина беспошлинной торговли в условиях действия нового Таможенного кодекса Украины, вступившего в силу с 1 июня 2012 года. В одном из следующих номеров «БН» мы рассмотрим вопросы учета и налогообложения операций по поставке товаров в такие магазины и их дальнейшей продажи.
Галина ПРОЦЕНКО, консультант газеты «Бухгалтерская неделя»
Порядок организации и ведения деятельности МБТ на данный момент урегулирован такими основными документами:
1) главой 22 ТКУ, где приведены требования к таможенному режиму «беспошлинная торговля»;
2) главами 58 и 60 ТКУ, Порядком № 692, регулирующими порядок открытия и эксплуатации МБТ. Ранее эти вопросы были урегулированы Порядком № 1089, который на данный момент отменен;
3) Порядком № 287, разъясняющим правила применения таможенного режима «магазин беспошлинной торговли»*;
4) Правилами продажи товаров МБТ с учетом изменений, внесенных недавно постановлением КМУ от 21.05.12 г. № 445;
5) Порядком № 414, которым определены правила продажи товаров МБТ на борту воздушных судов*.
* Несмотря на то что данный документ был разработан во исполнение требований старого ТКУ, он является действующим на данный момент в части, не противоречащей ТКУ (п. 3 раздела XXI ТКУ).
В нормативных документах украинского законодательства, в том числе вступившего в силу с 01.06.12 г. в основной своей части ТКУ, приведены следующие определения МБТ, которые дополняют друг друга (см. «Что такое МБТ» на с. 22).
«14.1.102. магазин беспошлинной торговли — заведение торговли товарами, находящимися в таможенном режиме магазина беспошлинной торговли в соответствии с главами 22 и 60 Таможенного кодекса Украины;»
«Статья 140. Таможенный режим беспошлинной торговли
1. Беспошлинная торговля — это таможенный режим, в соответствии с которым товары, не предназначенные для свободного обращения на таможенной территории Украины, находятся и реализуются для вывоза за пределы таможенной территории Украины под таможенным контролем в пунктах пропуска через государственную границу Украины, открытых для международного сообщения, и на воздушных и водных транспортных средствах коммерческого назначения, выполняющих международные рейсы, с условным освобождением от обложения таможенными платежами, установленными на импорт и экспорт таких товаров, и без применения к ним мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе видов контроля, указанных в части первой статьи 319 этого Кодекса.
Статья 420. Магазин беспошлинной торговли
1. Магазин беспошлинной торговли — это специализированное торговое заведение, расположенное в пункте пропуска через государственную границу Украины, открытом для международного сообщения, а также на воздушном или водном транспортном средстве коммерческого назначения, выполняющем международные рейсы, и предназначенное для реализации товаров, помещенных в таможенный режим беспошлинной торговли.
2. Магазины беспошлинной торговли осуществляют продажу товаров гражданам, выезжающим за пределы таможенной территории Украины, а также пассажирам международных рейсов, выполняемых воздушными и водными транспортными средствами коммерческого назначения, эксплуатируемых резидентами. Реализация магазинами беспошлинной торговли товаров, помещенных в таможенный режим беспошлинной торговли, предприятиям запрещается».
Извлечение из Порядка № 287
«1.2. Термины в этом Порядке употребляются в следующем значении:
магазин беспошлинной торговли — специальное торговое заведение, расположенное в открытых для международного сообщения пунктах пропуска на таможенной границе Украины, в других зонах таможенного контроля, определенных таможенными органами.
1.4. Территория магазина беспошлинной торговли является зоной таможенного контроля и неотъемлемой частью территории Украины, на которой действует законодательство Украины, в том числе нормативно-правовые акты, которыми регулируется деятельность в сфере торговли и устанавливаются требования к товарам, реализуемым в розницу».
В ТКУ появилось разделение на МБТ, как специальное торговое заведение (ст. 420 ТКУ), и определение таможенного режима «беспошлинная торговля» (ст. 140 ТКУ). В старом ТКУ данный режим назывался «магазин беспошлинной торговли», но его основные принципы сохранены.
Из приведенных определений сделаем важные заключения, которые нам пригодятся далее. Итак, МБТ — это торговое заведение:
1) находящееся на территории Украины и действующее по законодательству Украины. Работа МБТ, поступление, хранение и продажа товаров должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечить соблюдение законодательства Украины, в том числе по вопросам таможенного дела, налогообложения и розничной торговли (п. 1.5 Порядка № 287);
2) находящееся в зоне таможенного контроля, т. е. магазин подконтролен и подотчетен ГТСУ (ст. 404 ТКУ). Поступление товара в магазин и его продажа осуществляются под контролем таможни;
3) поставка товара в которое осуществляется без взимания пошлины, налогов и без применения методов нетарифного регулирования;
4) в котором приобретать товар имеют право только пассажиры, прошедшие таможенный контроль и выезжающие за пределы Украины. Согласно ч. 2 ст. 421 ТКУ и п. 1.6 Порядка № 287 расположение МБТ и условия реализации в них товаров должны исключать возможность непосредственного ввоза этих товаров для потребления на таможенной территории Украины и реализации таких товаров гражданам, которые не пересекают таможенную границу Украины в направлении выезда за пределы территории Украины.
Немаловажный факт: ранее собственником МБТ могло быть исключительно предприятие-резидент Украины (п. 1.2 Порядка № 287). Это требование прямо было предусмотрено ст. 227 старого ТКУ. В действующем ныне ТКУ такого ограничения нет. Более того, согласно Порядку № 692, разработанному во исполнение требований ТКУ, подать заявление на открытие МБТ может как юридическое лицо, так и физическое лицо — предприниматель.
Следует обратить внимание, что если по старому ТКУ существовали только требования к собственникам МБТ (ст. 227 старого ТКУ), то в ТКУ, вступившем в силу с 01.06.12 г., собственник МБТ несет ответственность, в частности, за следующие нарушения (ст. 422 ТКУ):
1) непредоставление собственником МБТ таможенному органу отчета о движении товаров, а также нарушение порядка ведения учета таких товаров — штраф в размере пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан — 850 грн. (ст. 475 ТКУ). Забегая вперед, скажем, что форма такого отчета утверждена приказом № 512;
2) нарушение установленных ТКУ порядков или сроков распоряжения товарами, размещенными в МБТ, в случае ликвидации магазина или остановки действия или аннулирования разрешения на его открытие и эксплуатацию — штраф в размере одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан — 17000 грн. (ст. 479 ТКУ).
Как мы уже выяснили, МБТ является частью зоны таможенного контроля и располагается в пунктах пропуска либо на воздушном или водном транспортном средстве коммерческого назначения, выполняющем международные рейсы. Соответственно, для открытия магазина необходимо получить разрешение в ГТСУ и в Государственном комитете по делам охраны государственной границы. Новые правила получения актов разрешения урегулированы гл. 60 ТКУ и Порядком № 692.
Так, с целью получения разрешения на открытие и эксплуатацию МБТ субъект хозяйствования подает заявление по форме, утвержденной Порядком № 692, в таможенный орган, в зоне деятельности которого планируется открыть МБТ. Если МБТ планируется открыть в пункте пропуска через государственную границу Украины, то такое заявление также подается соответствующему органу охраны государственной границы.
Вместе с заявлением, предоставляются документы, перечисленные в п. 4 Порядка № 692, среди которых справка органа ГНС об отсутствии у субъекта хозяйствования задолженности по уплате налогов и сборов в государственный и местный бюджеты.
Предоставленные документы рассматриваются в течение 5 рабочих дней и затем вместе с мотивированным заключением о возможности или невозможности открытия МБТ передаются в ГТСУ и Администрацию Госпогранслужбы Украины. Там документы рассматриваются еще в течение 15 рабочих дней, после чего субъекту хозяйствования либо выдается разрешение на открытие МБТ, либо предоставляется мотивированный отказ.
Заметим, что в пору действия старого ТКУ разрешение выдавалось сроком на 3 года. Сейчас разрешение выдается бессрочно (ч. 1 ст. 411 ТКУ). Однако оно может быть аннулировано или его действие может быть приостановлено в случаях, перечисленных в ст. 412 ТКУ.
Требования к расположению МБТ
Согласно ч. 3 ст. 421 ТКУ в помещении МБТ создается зона таможенного контроля. В Порядке № 287 дополнительно отмечено, что территория МБТ является зоной таможенного контроля и неотъемлемой частью территории Украины, на которой действует законодательство Украины, в том числе нормативно-правовые акты, которыми регулируется деятельность в сфере торговли и устанавливаются требования к товарам, реализуемым в розницу.
Согласно ст. 421 ТКУ помещение МБТ может включать в себя:
— торговый зал, в том числе бары и пункты общественного питания;
— склад магазина. Причем ТКУ предусмотрено следующее: склады МБТ могут находиться в разных пунктах пропуска, с возможностью перемещения товаров между ними, но только под таможенным контролем.
Кроме того, собственники МБТ могут в порядке, предусмотренном ТКУ, получить разрешение на открытие и эксплуатацию таможенного склада и склада временного хранения закрытого типа для хранения и последующей поставки в эти магазины всех видов товаров, в том числе подакцизных, кроме товаров, ввоз которых на таможенную территорию Украины, вывоз за пределы таможенной территории Украины и/или перемещение по таможенной территории Украины транзитом запрещены (ч. 2 ст. 422 ТКУ).
Помещение МБТ должно отвечать всем законодательно установленным требованиям, а также оборудовано так, чтобы была возможность обеспечить (п. 16 Правил продажи товаров МБТ):
— наложение таможенного обеспечения на все места доступа к помещению магазина. Если склад магазина находится в смежном помещении с торговым залом и имеет непосредственный выход исключительно в этот зал, наложение таможенного обеспечения таможенного органа и пломбы владельца МБТ является не обязательным в рабочее время МБТ (абз. 2 п.п. 3.7 Порядка № 287);
— невозможность поступления или продажи товара вне таможенного контроля;
— надежное функционирование охранной и пожарной сигнализации;
— телефонную связь должностного лица таможни, которое осуществляет таможенный контроль в магазине.
В МБТ могут храниться и реализовываться только те товары, которые помещены в таможенный режим «беспошлинной торговли», за исключением оборудования, необходимого для функционирования самого магазина.
На складе МБТ разрешается проводить предпродажную подготовку товара, а также операции по обеспечению надлежащего хранения товаров.
Если в обычном магазине или супермаркете режим работы устанавливает руководство магазина, то режим работы МБТ устанавливается с учетом требований Порядка № 287:
— режим работы магазина организовывается с учетом расписания движения транспортных средств, которые выезжают за пределы таможенной границы Украины;
— режим работы магазина организовывается с учетом режима работы пункта пропуска через границу Украины, на территории которого расположен МБТ.
Неоднократно в законодательных актах, касающихся деятельности МБТ, отмечается, что работа магазина должна быть организована так, чтобы поступление, продажа и хранение товаров осуществлялись в соответствии с требованиями законодательства, и исключалась возможность поступления или изъятия товаров вне таможенного контроля.
Во внерабочее время помещение магазина и склада МБТ в обязательном порядке должно быть опломбировано двумя пломбами, одна из которых принадлежит собственнику магазина, вторая — инспектору таможенного органа, в зоне деятельности которого расположен магазин. Открытие и закрытие магазина проводятся тоже только в присутствии должностного лица таможенного органа.
Требования к товару
МБТ может осуществлять торговлю всеми видами продовольственных и непродовольственных товаров отечественного и иностранного происхождения, кроме (ст. 420 ТКУ):
— товаров, запрещенных законодательством к ввозу, вывозу и транзиту через территорию Украины;
— товаров по кодам согласно УКТВЭД 2701 — 2716 (Топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные).
ТКУ введено понятие «таможенный статус товаров» — принадлежность товаров к украинским или иностранным. При этом ст. 145 ТКУ определен порядок отнесения товаров к украинским или иностранным при помещении их в режим «беспошлинной торговли»:
1) иностранные товары, помещенные в режим беспошлинной торговли, сохраняют статус иностранных товаров;
2) украинские товары, помещенные в режим беспошлинной торговли, получают статус иностранных товаров;
3) украинские товары, которые не предназначены для реализации и необходимы для функционирования МБТ, допускаются в помещение такого магазина с письменным уведомлением таможенного органа без изменения их статуса и размещения в таможенные режимы;
4) украинские и иностранные товары, которые используются МБТ в рекламных целях и не предназначены для реализации, помещаются в МБТ в том же порядке и на тех же условиях, что и товары, предназначенные для реализации.
Товары, которые реализуются МБТ, должны иметь соответствующую маркировку, которая дает возможность их легко идентифицировать. Вид и метод маркировки товаров утверждаются руководителем таможенного органа, в зоне деятельности которого открыт магазин (п. 11 Правил продажи товаров МБТ). Маркировка товаров проводится на складе МБТ в 3-дневный срок после их поступления и таможенного оформления. На складе МБТ разрешается осуществлять распаковку, упаковку, переупаковку и проводить операции, связанные с обеспечением хранения товаров и подготовкой их к продаже.
Прекращение таможенного режима беспошлинной торговли
Срок пребывания товаров в режиме МБТ, в соответствии с законодательством Украины, соответствует сроку годности для употребления и использования данных товаров (ст. 142 ТКУ). В соответствии со старым ТКУ срок пребывания товаров в МТ был ограничен 3 годами, сейчас такого ограничения нет.
После окончания срока годности товаров или в связи с закрытием магазина не реализованные товары должны быть помещены в один из таможенных режимов, разрешенных ТКУ (импорт, реэкспорт, уничтожение и т. п.). К этим товарам должны быть применены все тарифные и нетарифные методы регулирования, соответствующие выбранному режиму, установленные законодательством Украины. После этого режим «беспошлинной торговли» относительно таких товаров прекращается.
Товары, которые утратили свои качества и вследствие повреждения пребывают в состоянии, исключающем их реализацию, могут быть помещены в режим уничтожения (ст. 146 ТКУ). Причем товары, помещаемые в таможенный режим «уничтожения», уничтожаются под таможенным контролем, без уплаты налогов, установленных на импорт, а также без применения методов нетарифного регулирования. Собственнику МБТ придется оплатить только услуги по непосредственному уничтожению таких товаров субъекту хозяйствования, с которым был заключен договор на предоставление таких услуг.
Кроме того, в отличие от старого ТКУ, в ч. 4 ст. 146 ТКУ предусмотрено, что таможенный режим беспошлинной торговли прекращается также в случаях:
— полной потери товаров вследствие аварии или действия обстоятельств непреодолимой силы, при условии подтверждения факта аварии или действия соответствующих обстоятельств в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере финансов (т. е. Минфином).
Разрешение на открытие МБТ, как уже было сказано выше, может быть аннулировано или его действие может быть приостановлено сроком до 30 дней органами, уполномоченными выдавать эти разрешения. Причины, по которым это может случиться, приведены в ст. 412 ТКУ.
Решение об аннулировании или приостановлении действия разрешения оформляется приказом, заверенная копия которого направляется владельцу МБТ заказным письмом в течение пяти рабочих дней с даты издания приказа.
В случае прекращения действия разрешения, его аннулирования или ликвидации МБТ запрещена продажа товаров этим магазином, поступление новых партий товаров, а товары, которые находятся в магазине, подлежат декларированию в течение 30 дней их владельцем (руководителем) в другой таможенный режим с соответствующими налоговыми последствиями. Кроме того, данные товары можно передать в другой МБТ (ст. 423 ТКУ).
В завершение скажем, что в этой публикации мы рассмотрели основные моменты регулирования деятельности МБТ со стороны таможенных органов в свете вступившего в силу с 01.06.12 г. ТКУ. В одной из следующих статей мы подробно рассмотрим учет и декларирование товаров владельцем МБТ, а также порядок оформления и налогообложения поставок в данные специфические магазины украинскими поставщиками.
Документы и сокращения статьи
Старый ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 11.07.02 г. № 92-IV (утратил силу с 01.06.12 г. — даты вступления в силу ТКУ).
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI.
ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.12 г. № 4495-VI (в основной части вступил в силу с 01.06.12 г.).
Порядок № 287 — Порядок применения таможенного режима магазина беспошлинной торговли, утвержденный приказом ГТСУ от 07.04.11 г. № 287.
Порядок № 1089 — Порядок открытия и ликвидации магазинов беспошлинной торговли, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1089 (утратил силу с 01.06.12 г.).
Правила продажи товаров МБТ — Правила продажи товаров магазинами беспошлинной торговли, утвержденные постановлением КМУ от 17.07.03 г. № 1089.
Порядок № 692 — Порядок подачи и рассмотрения заявлений, предоставления, остановки действия, аннулирования разрешений на открытие и эксплуатацию магазина беспошлинной торговли, утвержденный приказом МФУ от 08.06.12 г. № 692.
Порядок № 414 — Порядок осуществления таможенного контроля за реализацией товаров магазинами беспошлинной торговли физическим лицам на воздушных транспортных средствах, которые выполняют международные рейсы, утвержденный приказом ГТСУ от 22.04.08 г. № 414.
Приказ № 512 — приказ ГТСУ «Об утверждении формы отчета о движении товаров в магазине беспошлинной торговли» от 31.07.03 г. № 512.
МБТ — магазин беспошлинной торговли.
О некоторых вопросах организации беспошлинной торговли в Таможенном союзе ЕАЭС: юридический аспект
Рубрика: 8. Предпринимательское право
Дата публикации: 01.11.2015
Статья просмотрена: 1855 раз
Библиографическое описание:
Кирин, А. А. О некоторых вопросах организации беспошлинной торговли в Таможенном союзе ЕАЭС: юридический аспект / А. А. Кирин. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 93-98. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/179/9095/ (дата обращения: 20.12.2021).
Вступивший после образования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее — ТС) и действующий в настоящий момент Таможенный кодекс (далее — ТК ТС) занимает ведущее место в системе источников таможенного права ТС. Принятие ТК ТС было обусловлено необходимостью унифицировать правила, регулирующие общественные отношения, связанные главным образом с перемещением товаров через таможенную границу ТС и их перевозкой по единой таможенной территории. С формально-юридической позиции кодекс разработан во исполнение Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, достижение целей которого — обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле, создание благоприятных условий торговли ТС с третьими странами, развитие экономической интеграции — невозможно при сохранении партикулярного таможенного законодательства. Тем не менее, концепция ТК ТС не предполагает полного перехода к единому наднациональному регулированию. Об этом свидетельствует внушительное число правовых норм, допускающих за счёт вторичного делегирования отдельных полномочий органов ЕврАзЭС — ЕАЭС национальным правительствам осуществление таможенного регулирования внутригосударственными правовыми актами. Дуализм таможенно-правового регулирования легитимирован посредством закрепления в п. 2 ст. 1 ТК ТС нормы, в соответствии с которой таможенное регулирование по остаточному принципу и до установления соответствующих отношений на наднациональном уровне осуществляется законодательством государств — членов ТС [1]. Однако при детальном ознакомлении с ТК ТС становится очевидным, что за внутригосударственным регулированием закреплена отнюдь не субсидиарная роль.
В правопорядках государств, входящих в состав ТС, для предпринимателей предусмотрены различные условия приобретения статусов, позволяющих им выходить на внешний рынок, закреплены различные права и обязанности, установлены различные меры ответственности за нарушение таможенных правил. В связи с этим участники внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) — те, кого устранение внутренних границ между государствами — членами ТС и сопряжённое с ним снятие таможенных барьеров призваны простимулировать вступать во внешнеторговый оборот — оказываются в юридически неравном положении. А чрезмерное администрирование деятельности предпринимателей, связанное с закреплением в правовых актах государств — членов ТС зачастую обременительных требований имеет не стимулирующий, а прямо противоположный эффект. По этой причине на практике нередки ситуации, когда организации, первоначально пройдя обязательные административные процедуры и благодаря этому обретя заветный правовой статус, впоследствии по объективным причинам не могут отвечать предъявляемым повышенным требованиям. Дальнейший сценарий в подобных ситуациях схожий: столкнуться с несоразмерными с получаемой прибылью административными штрафами (либо подвергнуться иным административным взысканиям) и покинуть рынок. Таким образом, в качестве участников ВЭД по общему правилу могут выступать крупные «игроки». Таковые, к примеру, представляют рынок беспошлинной торговли, где оборот товарами концентрируется в руках упрочивших своё экономическое положение ритейлеров, каждый из которых, как правило, является собственником нескольких магазинов (далее — МБТ), причём находящихся в разных регионах. Остановимся подробнее на владельцах МБТ и на их примере проанализируем некоторые проблемы, обусловленные комплексным (двухуровневым) таможенно-правовым регулированием.
Согласно ст. 33 ТК ТС в качестве владельцев МБТ могут выступать только юридические лица, отвечающие условиям, определённым таможенным законодательством, и включённые таможенным органом в соответствующий реестр. Имеет значение и организационно-правовая форма юридического лица, претендующего на статус владельца МБТ. В соответствии с ч. 4 ст. 82 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») в качестве владельца МБТ могут выступать любые организации, за исключением (1) казённых предприятий; (2) государственных унитарных предприятий, деятельность которых способствуют решению задач, возложенных на таможенные органы; (3) организаций, участниками (членами) которых прямо или косвенно являются такие государственные унитарные предприятия; (4) научных, образовательных, медицинских и других организаций, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы РФ (далее — ФТС РФ); (5) организаций, участниками (членами) которых прямо или косвенно являются находящиеся в ведении ФТС РФ организации. В Республике Беларусь круг лиц, имеющих право на создание МБТ, и вовсе ограничен перечнем конкретных организаций, обозначенных в Приложении № 1 к Указу Президента от 17 января 2012 года № 38. Подобное государственное вмешательство вряд ли соотносится с принципами рыночной (переходной) экономики. Получается, право Государственного таможенного комитета Республики Беларусь принимать решение о включении юридических лиц в реестр владельцев МБТ является фикцией.
Всю совокупность предъявляемых к владельцу МБТ требований можно разделить на две группы: (1) требования, вытекающие из условий включения в реестр владельцев МБТ; (2) обязанности владельца МБТ. Приведённая классификация основана на системе охранительных норм, содержащихся в п. 1 и п. 2 ст. 35 ТК ТС и предусматривающих таможенно-правовую ответственность в виде исключения юридического лица из реестра владельцев МБТ за несоответствие условиям включения в реестр и неисполнение обязанностей.
Непременным требованием получения статуса владельца МБТ является законопослушность претендента. Должностные лица таможенных органов должны удостовериться, что обратившаяся с целью включения в реестр владельцев МБТ организация не имеет неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней, а также не привлекалась в течение одного года со дня обращения за получением статуса владельца МБТ к административной ответственности (п. 3 и п. 4 ст. 34 ТК ТС). Развивает указанное положение ФЗ «О таможенном регулировании», в ч. 3 ст. 82 которого перечислены конкретные составы правонарушений, привлечение к ответственности за которые служит преградой для допуска на рынок беспошлинной торговли. Это, в частности, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров, несоблюдение таможенной процедуры, несообщение либо нарушение срока сообщения в таможенный орган об изменении сведений, указанных в заявлении о включение в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Положение п. 2 ст. 34 ТК ТС об обязательном подтверждении юридическим лицом права на занятие розничной торговлей является диспозитивным и применяется только в случае, если соответствующая обязанность предусмотрена законодательством государств — членов ТС. Так, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» юридическое лицо — претендент на включение в реестр владельцев МБТ должно представить должностным лицам таможни регистрационные или разрешительные документы на розничную торговлю. При этом розничная торговля отдельными видами товаров, например такими, как алкогольная продукция, возможна лишь после получения соответствующей лицензии. В Российской Федерации процедуры лицензирования розничной продажи алкогольной продукции регламентированы Федеральным законом от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»). Из буквального толкования п. 2 ст. 18 указанного закона следует, что, поскольку наличие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не подразумевает возможность хранения данной продукции, а даёт право только на приобретение и продажу, владельцы МБТ как лица, осуществляющие согласно п. 2 ст. 33 ТК ТС и хранение, и реализацию в розницу товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, вынуждены получать сразу две разные лицензии. Данный вывод опирается также на ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», которая определяет розничную торговлю как «вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.». Подобное двойное лицензирование [2] следовало бы рассматривать не иначе, как чрезмерное обременение хозяйствующих субъектов. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ не обошёл вниманием этот вопрос и в п. 1 Постановления от 11 июля 2014 года № 47 высказал защищающую интересы предпринимателей позицию, согласно которой «неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах». Получается, что хранение алкогольной продукции подлежит лицензированию лишь тогда, когда оно осуществляется как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, не связанный с реализацией алкогольной продукции в розницу. Субъектами такой деятельности выступают, например, владельцы складов временного хранения. Таким образом, с учётом предложенной правовой позиции лицензия на розничную продажу алкогольной продукции покрывает весь объём деятельности, осуществляемой согласно ТК ТС владельцами МБТ.
В соответствии с п. 1 ст. 34 ТК ТС и п. 2 ст. 33 ТК ТС юридическое лицо, претендующее на статус владельца МБТ, должно быть законным пользовладельцем помещения, пригодного для осуществления коммерческой деятельности, связанной с хранением и реализацией в розницу товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Требования к расположению, обустройству и оборудованию МБТ определяются законодательством государств — членов ТС (п. 1 ст. 304 ТК ТС). Данные требования в национальных законодательствах дифференцированы в зависимости от типов МБТ. Согласно п. 2 ст. 33 ТК ТС и ст. 302 ТК ТС все магазины беспошлинной торговли исходя из категорий покупателей, имеющих право на приобретение товаров в МБТ, можно подразделить на (1) МБТ для физических лиц, выезжающих с таможенной территории ТС, и (2) МБТ для официальных лиц иностранных государств (международных организаций) [3].
Практический интерес имеет изучение требований именно к МБТ первого типа, что объясняется их большей в сравнении с МБТ второго типа распространённостью. Во исполнение п. 1 ст. 36 ТК ТС к числу общих обязательных требований к МБТ рассматриваемого типа законодательства всех государств — членов ТС относят, в частности, требования об оборудовании помещения МБТ, которое бы обеспечило сохранность реализуемых товаров и возможность проведения в отношении них таможенного контроля; о расположении торговых залов таким образом, чтобы исключалась возможность оставления приобретённых в МБТ товаров на таможенной территории ТС, а также возможность доступа в эти залы физических лиц, въезжающих на таможенную территорию ТС. Заметим, что приведённые требования определяются сущностью и предназначением таможенной процедуры беспошлинной торговли. Поскольку в основании владения и пользования помещениями, используемыми в качестве МБТ, лежат преимущественно договоры аренды, соблюдение перечисленных требований зависит не только от владельца МБТ, но, как показывает практика, и от собственников помещений (арендодателей).
ООО «Авиатерминал», являющееся единственным собственником всех помещений, расположенных в международном терминале аэропорта Хабаровска, ущемило права и законные интересы ООО «СДФ», которому сдавало помещение под МБТ в аренду, совершив действия по сносу стены (перегородки), отделяющей склад МБТ и зону регистрации на международные рейсы. Это привело к тому, что помещение, используемое как склад МБТ, перестало отвечать требованию таможенного законодательства об отсутствии доступа в это помещение посторонних лиц, требованию обеспечения сохранности товаров. И, как следствие, — представление Дальневосточной транспортной прокуратуры в адрес ООО «СДФ» об устранении нарушений. В Постановлении от 11 ноября 2013 года Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа признал действия ООО «Авиатерминал», приведшие к ущемлению интересов арендатора, недопустимыми, противоречащими антимонопольному законодательству, а также п. 1 ст. 10 ГК РФ в части злоупотребления доминирующим положением на рынке [7].
Дополнительные требования к обустройству, оборудованию и месту расположения МБТ для физических лиц, выезжающих с таможенной территории ТС, в Российской Федерации установлены в ст. 84 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Так, территория МБТ не должна включать объекты, не связанные с его функционированием или обеспечением его работы; помещения МБТ могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. МБТ, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, также обязаны соблюдать требования к помещениям, предъявляемые ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». В соответствии с п. 6 ст. 16 указанного закона МБТ для целей продажи алкогольной продукции должны иметь стационарные торговые объекты и складские помещения. На практике владельцы МБТ сталкиваются с отказами органов исполнительной власти включить в действующую лицензию дополнительное складское помещение в связи с тем, что адрес его расположения не совпадает с адресом стационарного торгового объекта, хотя формально прямого запрета на расположение складского помещения по адресу, отличному от адреса стационарного объекта, нет. Административные органы в этой ситуации опираются на разъяснение Росалкогольрегулирования, данное в Письме от 30 апреля 2013 года № 8977/03–04. В п. 10 Письма указано, что организация вправе осуществлять реализацию алкогольной продукции только в тех обособленных подразделениях, которые идентифицированы в соответствующей лицензии, и каждое такое обособленное подразделение организации должно иметь стационарный торговый объект и складское помещение. Следовательно, реализация потребности хозяйствующего субъекта в использовании дополнительных складских помещений, связанной, прежде всего, с развитием (расширением) бизнеса, ограничена.
К особенностям оборудования МБТ, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, следует отнести требование о наличии системы видеонаблюдения с выводом информации на таможенные органы и органы пограничной службы (Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2012 года № 38 «О функционировании магазинов беспошлинной торговли»). Торговые залы МБТ, зарегистрированных в Республике Казахстан, должны находиться за пределами мест, определённых для производства таможенного декларирования товаров, вывозимых физическими лицами при их следовании через таможенную границу ТС. Другим требованием, как следует из п. 1 ст. 54 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» является оборудование на территории МБТ мест, предназначенных для осуществления торговых операций, а также отдельных огороженных мест, предназначенных для осуществления операций по обеспечению сохранности товаров и подготовке товаров к продаже (вскрытие упаковки, освобождение от тары и другие).
Отметим, что перечисленные условия включения юридических лиц в реестр владельцев МБТ не являются исчерпывающими, на что указывает п. 5 ст. 34 ТК ТС. Так, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает ряд дополнительных условий. В частности, юридическое лицо должно согласовать открытие МБТ в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе (ч. 5 ст. 82). Кроме того, обязательным является предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере не менее 2,5 млн. рублей (п. 1 ч. 4 ст. 82).
Юридическое лицо, изначально отвечающее всем предусмотренным условиям — закреплённым как в ТК ТС, так и в национальных правовых актах — и, соответственно, включённое таможенным органом в реестр владельцев МБТ, несёт обязанность и впоследствии соответствовать этим условиям под страхом исключения из реестра (п. 2 ст. 36 ТК ТС, п. 1 и п. 2 ст. 35 ТК ТС). Помимо обязанностей по обеспечению сохранности товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, и соблюдению установленных условий и требований владельцы МБТ обязаны обеспечивать возможность проведения должностными лицами таможенного контроля (п. 3 ст. 36 ТК ТС).
Согласно п. 1 ст. 303 ТК ТС под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться как иностранные товары, так и товары ТС. Эти товары — вне зависимости от их происхождения — находятся под таможенным контролем, проведение которого основано на общих принципах, как-то: выборочность, обязательность таможенного контроля, использование системы управления рисками, международное сотрудничество в процессе проведения таможенного контроля и др. Среди форм таможенного контроля, проводимого в отношении МБТ, превалирующими являются таможенный осмотр помещений и территорий; проверка документов и сведений; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенная проверка; проверка системы учёта товаров и отчётности. Праву должностных лиц таможни применять последнюю из обозначенных форм таможенного контроля корреспондирует обязанность владельца МБТ вести учёт поступления товаров в МБТ и их реализации в магазине, а также представлять таможенным органам отчётность о таких товарах (п. 4 ст. 36 ТК ТС). Подробная информация о товарах, своевременно предоставленная таможенному органу, позволяет проверить владельца МБТ на предмет правонарушений.
Наконец, немаловажным пунктом во взаимоотношениях таможенных органов с владельцами МБТ является обязанность последних информировать должностных лиц таможен, включивших их в реестр владельцев МБТ, об изменении изначально заявленных сведений в течение пяти рабочих дней со дня изменения таких сведений (п. 5 ст. 36 ТК ТС). Соблюдение указанного срока принципиально, ведь отступление от него считается противоправным деянием, которое влечёт административную ответственность. Известно дело об административном правонарушении, когда по факту несвоевременного предоставления информации к административной ответственности должностными лицами Пулковской таможни было привлечено ООО «Авиалайн». В Постановлении от 16 декабря 2013 года Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга, отменив решение суда первой инстанции, признал вину общества доказанной, а данную таможенным органом квалификацию допущенного правонарушения по ч. 3 ст. 16.23 КоАП РФ правомерной [10].
Как следует из представленного анализа, хозяйствующие субъекты, ориентированные на внешний рынок, должны действовать в публично-правовых рамках, заданных наднациональным таможенным правом — с одной стороны — и национальным административным правом — с другой [4]. При этом внутригосударственные правовые акты, принимаемые в развитие положений ТК ТС и предусматривающие дополнительные правила для приобретения предпринимателями специальной правосубъектности, обусловленной получением правового статуса участников ВЭД, закрепляющие дополнительные права и обязанности, устанавливающие меры ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей, отличаются в ряде случаев и в определённой части недоработанностью, несогласованностью с нормами других национальных правовых актов и наднациональным законодательством. Рациональным решением данной ситуации можно считать урегулирование большего числа общественных отношений на наднациональном уровне, то есть проведение дальнейшей унификации уже в Таможенной кодексе ЕАЭС. Вместе с тем в условиях сохранения двухуровневого таможенно-правового регулирования сближению правовых статусов участников ВЭД в ТС, выработке единообразной правоприменительной практики будет способствовать гармонизация правил и норм, установленных государствами — членами ТС [5].
[1] В п. 8 Решения от 10 июля 2013 года, вынесенного по запросу Кассационной коллегии Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь, Суд ЕврАзЭС подтвердил возможность двухуровневого таможенно-правового регулирования – нормами наднационального и национального права.
[2] Напомню, что на факт двойного лицензирования применительно к ввозу алкогольных напитков и этилового спирта на территорию России указывали члены Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Члены группы заметили, что возможность получения лицензии на производство и распространение алкогольной продукции в России ставится в зависимость от наличия лицензии на импорт. Это не только приводит к запутанной ситуации двойного лицензирования, но и ставит иностранных операторов в невыгодное положение по сравнению с отечественными производителями.
[3] Имеются в виду иностранные дипломатические представительства, приравненные к ним представительства международных организаций, консульские учреждения, дипломатические агенты, консульские должностные лица и члены их семей, которые проживают вместе с ними.
[4] Учитываем, что регулирование транснациональных торгово-экономических отношений с участием хозяйствующих субъектов государств – членов ТС осуществляется также нормами права ЕАЭС, права ВТО, международного частного права.
[5] Например, см. Дмитрикова Е.А.Вопросы административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела: гармонизация в условиях интеграции // http://credo-new.ru/
Похожие статьи
Пути гармонизации российского законодательства и практики его.
алкогольная продукция, беспошлинная торговля, таможенная процедура, таможенный контроль, реестр владельцев, юридическое лицо, таможенное регулирование, лицо, РФ, Российская Федерация.
Исследование особенностей деятельности таможенных органов.
таможенный контроль, товар, Российская Федерация, выпуск товаров, пошлина, таможенный орган, таможенная процедура, таможенная территория, внутреннее потребление, заявленная таможенная процедура.
Правовая основа института таможенных процедур как элемента.
таможенный контроль, товар, Российская Федерация, выпуск товаров, пошлина, таможенный орган, таможенная процедура, таможенная территория, внутреннее потребление, заявленная таможенная процедура.
Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на.
таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля.
Теоретические аспекты проведения таможенного контроля.
таможенный контроль, учет товаров, товар, Российская Федерация, таможенное дело, условный выпуск, Евразийский экономический союз, таможенная процедура, таможенное регулирование, таможенный склад.
Характеристика и практика применения таможенной процедуры.
таможенная территория, таможенная процедура реэкспорта, внутреннее потребление, товар, таможенная процедура, Российская Федерация, реэкспорт, Таможенный союз, таможенная процедура выпуска, документ. Совершенствование таможенного контроля товаров при.
Организация таможенного контроля за ввозом и вывозом.
Министерство торговли Российской Федерации реализовывает выдачу лицензий через своих
О некоторых вопросах организации беспошлинной торговли.
таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория.
Содержание и сущность административно-правового.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор. Деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы
Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров.
Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых.
Похожие статьи
Пути гармонизации российского законодательства и практики его.
алкогольная продукция, беспошлинная торговля, таможенная процедура, таможенный контроль, реестр владельцев, юридическое лицо, таможенное регулирование, лицо, РФ, Российская Федерация.
Исследование особенностей деятельности таможенных органов.
таможенный контроль, товар, Российская Федерация, выпуск товаров, пошлина, таможенный орган, таможенная процедура, таможенная территория, внутреннее потребление, заявленная таможенная процедура.
Правовая основа института таможенных процедур как элемента.
таможенный контроль, товар, Российская Федерация, выпуск товаров, пошлина, таможенный орган, таможенная процедура, таможенная территория, внутреннее потребление, заявленная таможенная процедура.
Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на.
таможенный контроль, выпуск товаров, таможенное законодательство, Российская Федерация, Россия, межведомственное взаимодействие, Евразийский экономический союз, внешняя торговля.
Теоретические аспекты проведения таможенного контроля.
таможенный контроль, учет товаров, товар, Российская Федерация, таможенное дело, условный выпуск, Евразийский экономический союз, таможенная процедура, таможенное регулирование, таможенный склад.
Характеристика и практика применения таможенной процедуры.
таможенная территория, таможенная процедура реэкспорта, внутреннее потребление, товар, таможенная процедура, Российская Федерация, реэкспорт, Таможенный союз, таможенная процедура выпуска, документ. Совершенствование таможенного контроля товаров при.
Организация таможенного контроля за ввозом и вывозом.
Министерство торговли Российской Федерации реализовывает выдачу лицензий через своих
О некоторых вопросах организации беспошлинной торговли.
таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория.
Содержание и сущность административно-правового.
Ключевые слова: административно-правовое регулирование, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченный экономический оператор. Деятельность в сфере таможенного дела.
Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы
Ключевые слова: таможня, таможенный контроль, таможенный контроль после выпуска товаров.
Таможенный контроль — это одно из средств реализации таможенной политики Российской Федерации, которое представляет собой совокупность мер, осуществляемых.