мегрел национальность это что
Мегрелы
Всего: 400 000 Грузия :
около 400 000 чел. (оценка) [1]
Россия :
600 чел. (пер. 2010) [2] [3] ; 433 чел. (пер. 2002) [4]
Абхазия [7] :
от 3201 [8] до 40—70 тыс. чел. (оценка) [9]
Содержание
Расселение
Мегрелы являются коренным народом исторического региона Мегрелия [19] в Западной Грузии.
В Мегрелии характерны поселения усадебного типа, поэтому такие сёла растягиваются на несколько километров.
Проживают в крае Самегрело и Земо-Сванети на северо-западе Грузии, а также на востоке Абхазии [7]
(Гальский и Ткварчельский районы) и в столице Грузии — Тбилиси.
Живут также в составе грузинских диаспор в США, странах Европы и России.
На юге от мегрелов живут гурийцы, на востоке имеретинцы, на севере сваны, а на северо-западе — абхазы.
Быт и уклад жизни
Мегрелы — все прирожденные всадники — носили бурку и головной убор башлык — кабалахи, завязывая его по разному. Мужская одежда состояла из чохи, пояса с кинжалом, сапоги мягкие черкески.
В бою они отличались невиданной смелостью и доблестью. В основном мегрельские войска состояли из кавалерии мегрелов одетых в панцири. Сверху чёрная чоха с закатанными рукавами, под панцирем чёрная шёлковая рубаха (ахалохи). Ниже широкие шаровары и облегающие ногу высокие чёрные сапоги. На голове башлык или папаха. Под ним видна кольчатая бармица от шлема. …Пришли до трёх тысяч свирепых мегрельских горцев, полностью снаряжённых и вооружённых, закованных в стальные панцири и с обнажёнными руками, верхом на своих скакунах.- Так описывает Эвлия Челеби вооружение грузинских войск (там были войска со всей Грузии) подошедших крепости Гонио в 1647 году. Вооружены саблями и пистолетами.
Женщины надевали длинные платья, расширяющиеся к низу, с глубоким вырезом на груди, под ним специальный парчовый или вышитый нагрудник, пояс домотканый, широкий и длинный, рукава платья длинные с разрезом, свободно свисающие от спины. Внизу одета рубаха с гладкими узкими рукавами. Манжеты вышиты национальным узором. На голове косынка — «тавсапари» — завязывается особо.
Традиции и культура
Мужская национальная одежда представляет собой длинную чёрную чоху (черкеска), к поясу прикреплен ханджали (кинжал), головной убор — кабалахи. Иногда, в опасных и конфликтных ситуациях либо в очень жаркую погоду, лицо (до глаз) укрыто повязкой. Традиционно хорошее владение навыками верховой езды. Характерен острый ум. Как многие кавказцы, мегрелы уважают и стараются придерживаться законов предков, передавая их в устной форме из поколения в поколение. Среди мегрелов широко распространена любовь к пению, а многие из напевов очень мелодичны (записаны с приложением нот X. Гроздовым в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», XVIII, 1894); песни исполняются под аккомпанемент грузинского народного инструмента чонгури или общего для Передней Азии инструмента — кеманча, называемого здесь понтийской лирой. Реже играют на дудуки, гануне или на зурне. Мегрелы являются народом Востока, поэтому в культуре и быту мегрелов также проявляются восточные элементы такие, как ковроделие. Известные песни: «Асе чонгури», «Ашо чела», «Дидоунана», «Цира», «Мапшалия», «Кириалеса», «Джансульо» и др. Помимо песен на мегрельском языке, мегрелы издавна исполняют песни и на грузинском языке. Это такие песни, как «Джейран», «Дибиди (Ар минда мэ ром)», «Чеми танджули цховреба» и др. Мегрельская музыка переняла традиции соседей и покорявших стран, но сохранила и свои. Кроме песен, народное творчество мегрелов нашло выражение в сказках; некоторые из них в переводе на русский записаны Ш.Ломинадзе.
Кухня
Наиболее известные блюда мегрелов — аджика, гоми,сациви, кукурузные лепешки (мчади), сулгуни и хачапури.
Государственность и религия
Религия — православие; верующие мегрелы относятся к Грузинской православной церкви. Впервые христианство в землях Мегрелии появилось в I веке н. э., в качестве государственной религии — IV век, однако до VI века мегрелы сочетали православие с языческими (зороастрийскими или митраическими) элементами верований. Древние мегрелы относились к этносу колхов и, согласно Геродоту, совершали обрезание.
Мегре́льский язы́к (самоназвание მარგალურ ნინა, margalur nina) — язык мегрелов, один из картвельских языков северо-западной Грузии. Примерное число говорящих — 550 тысяч человек. Из других картвельских языков ближе всего к распространённому в Турции лазскому, вместе с которым они образуют занскую группу. Время разделения этих языков можно определить лексикостатистически: они имеют 57 % совпадений в 100-словном базовом списке, что по формуле Сводеша-Старостина соответствует VIII веку до н. э.. Мегрельский язык использует письменность на основе грузинского алфавита, попытки ввести кириллицу предпринимались в 1860х годах. Составителем первой мегрельской грамматики был русский педагог Михаил Завадский. В мегрельском выделяется 9 падежей. В синтаксисе сильнее признаки номинативного строя по сравнению с грузинским. Фонемный инвентарь языка характеризуется сравнительным богатством консонантизма при умеренном развитии вокализма. Всего здесь 29 согласных фонем, 2 гласно-согласных, 5 гласных и 1 полугласная. Настоящие долгие гласные и истинные дифтонги отсутствуют.
По некоторым сведениям мегрельский и сванский языки происходят из одного общего прото-грузинского языка. Мегрельский, вероятнее всего, откололся от древне-картвельского языка в 700 году до н. э. В результате многовекового воздействия со стороны грузинского языка, обусловленные им структурные изменения затрагивают все уровни языковой структуры. В фонетике — это укрепление позиции фонемы Q; в морфологии — появление целого ряда алломорфов аффиксальных морфем (напр., e- для пассива); в синтаксисе — развитие сложноподчиненного предложения; в лексике — значительное пополнение словарного состава.
Антропологический тип
Мегрелы, как и большая часть народов, проживающих на восточном побережье Чёрного моря, относятся к средиземноморской расе европеоидной большой расы, в частности, по одной из классификаций, к понтийскому (восточно-средиземноморскому) подтипу большой европеоидной расы [21] [22] [23] ; по другой классификации — к переднеазиатскому антропологическому типу, который по последней классификации включает в себя в том числе такие варианты, как восточногрузинский, южногрузинский, кавкасионский, причерноморский (к нему и относятся прибрежные мегрелы) и западногрузинский, к которому относятся непричерноморские мегрелы (причём два последних варианта по последней классификации отличаются от классических переднеазиатских форм рядом признаков, который сближает их с понтийским типом). [24]
Б. А. Куфтин в своих работах отстаивал положение о единой цепи, непрерывности развития культуры на территории Грузии (Южного Кавказа), чем отвергал мысль о сплошной замене здесь населения в древности. [25]
По мнению академика М. Г. Абдушелишвили, современное грузинское население является потомком древнейшего населения Западного Закавказья, так как формировалось без существенного внешнего воздействия путём развития местных антропологических типов. [24]
Мегрельские фамилии
Основными окончаниями мегрельских фамилий являются: «ия/ая/ава/уа/ири/ори» (Шенгелия, Квирквелия, Мебония, Мания, Закарая, Симония, Жвания, Чочия, Нармания, Гвалия, Берия, Сичинава, Гегечкори, Папаскири, Стуруа, Тодуа, Кортуа, Берулава, Кварацхелия).
Мегрелы, грузины они или нет.
Давайте разберемся вместе.
История мегрелов уходит корнями в седую древность. Еще в XIII веке до нашей эры после объединения мегрельских племен на западе современной Грузии появилось Колхидское царство. А самоназвание народа Колхиды Маргали было впервые записано античным ученым Птолемеем во II веке до н. э. в форме manraloi (μάνραλοι).
К середине III века у мегрелов и их братьев-лазов образовалось царство Лазика (или Эгриси в грузинских источниках). В V веке царь Губаз I Лазский провозгласил христианство государственной религией Лазики. Местные жители стали теснее контактировать с греками, приобрели различные эллинские культурные черты, в том числе в некоторых случаях переняли греческий язык.
В VII веке нашей эры Лазика пала под мусульманским завоеванием, однако уже через сто лет объединенные лазские силы успешно освободились от арабского господства.
В 780 году Лазика попала в состав Абхазского царства в результате династического наследования, а затем в XI веке стала частью общей грузинской монархии. Дворянство и духовенство Лазики тогда перешло от эллинской церковной традиции к грузинской, грузинский стал среди мегрелов языком культуры и образования.
После распада единой Грузии в XV веке Мегрелия носила статус автономного княжества в составе Имеретинского царства, вплоть до самого присоединения к Российской империи в XIX столетии. Управляла Мегрелией властная династия князей Дадиани, чьим прекрасным дворцом в городе Зугдиди можно полюбоваться и поныне.
В нескольких переписях населения Российской Империи и раннего Советского Союза мегрелы считались отдельной этнической группой. Главным образом потому, что во время на начало XIX века Самегрело был политически отделено от Восточной Грузии, исторического политического и культурного центра средневековых грузинских царств.
Таким образом, вся история мегрелов тесно связана с историей грузинского народа, неотъемлемой частью коего они и являются. Современные мегрелы говорят себе исключительно, как о грузинской нации. Хотя и со своей уникальной культурой, своим древним языком картвельской группы, непонятном коренному жителю Тбилиси или Батуми.
Мегрелы (мингрелы) — мудрые и суровые
Мегрелы являются этнической группой, происхождение которых до сих пор остается тайной. Они резко выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком, имеющим древние корни. В остальном мегрелы имеют множество схожих черт с названными народами.
История
Есть две версии происхождения мегрелов. Согласно первой, мегрелы продолжают род хазаров. Хазары управляли Хазарским каганатом, которому принадлежали земли на территории современного Казахстана и простирающиеся до самого Днепра (на момент 10 века). Элита вела исповедание иудаизма, хотя никто из них не имел семитского происхождения — для тюркоязычных народов более характерной религией является ислам. Версия хазарского происхождения мегрелов является спорной, поскольку каганат исчез практически бесследно. Историки полагают, что часть хазар бежала в Закавказье и была принята местным населением, которое посчитало их евреями, причем сами потомки хазар постепенно перешли в христианство из-за влияния грузин.
Численность
Всего насчитывается более 600 тысяч мегрелов. Около половины проживает в Грузии, остальная часть живет в России. Несколько десятков тысяч проживает в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединенных Штатах Америки и европейских странах.
В связи с исторической близостью с абхазами и грузинами многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.
Существует 2 диалекта, на которые делится мегрельский, а именно сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести четкую грань между диалектами чрезвычайно сложно, даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном базируются на фонетике и лексике.
Корни мегрельского сформировались еще в 700 году до нашей эры, что говорит о высокой степени самостоятельности языка. Мегрельский используется активно в устной форме, основным литературным остается грузинский.
Семитское происхождение мегрелов является предметом постоянных споров. Они несколько веков жили бок о бок с грузинскими евреями, что, возможно, и стало причиной такой путаницы. Евреям пришлось бежать на Кавказ вследствие захвата Иерусалима царем Навуходоносором II в 586 до н.э. Некоторые специалисты отмечают внешние и черты характера, схожие у евреев и мегрелов. Все это позволяет предполагать наличие родства, хотя и исключительно в гипотетическом плане.
Характер
У мегрелов сформировались типичные для кавказских народов черты. Эти люди стараются во всем быть лучшими, что прежде всего означает достижение успеха. Каждому мегрелу положено быть красноречивым, но не чересчур разговорчивым. Говорить следует только по делу, всегда четко и ясно. Каждый мегрел должен соблюдать этикет, обязательно здороваться со всяким, кто идет навстречу, если он (мегрел) восседает на коне. Ему положено быть благородным, учтивым и добродушным. В то же время важно уметь отстаивать свою точку зрения. Мегрелы негативно реагируют на притеснения их взглядов и верований. Их можно охарактеризовать как страстных людей, которые любят культуру и обычаи своего народа. Им приписывают трудолюбие и усердие. По темпераменту мегрелы ближе всего к холерикам — жизнь их буквально бурлит.
Традиции
Для мегрелов характерно соблюдение традиций и обычаев кавказского народа. Важными пунктами в списке традиций являются:
Мужчина считается главным в семье, более авторитетным является только мнение старших. К старикам у мегрелов отношение особое, поскольку они связывают оказание почестей с долголетием. Чем больше почестей будет оказано старшему, тем дольше проживешь сам. Среди пожилого поколения мегрелов встречается не так много строгих людей. Обычно они позволяют молодежи самим выбирать места сбора во время собраний.
Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Такая традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью контроля, ведь он мог почувствовать вседозволенность в общении, что было недопустимо.
Мегрелы, как жители сел и деревень, очень строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим играть свадьбу до вступления в брак старших в семье. Более того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, жена обязана делать первый шаг с правой ноги, а лицо закрывать накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.
Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для всех кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что доказывает ее мастерство в рукоделии. Даже в наши дни, когда немало кавказцев отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны традициям.
Культура
Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим 4 струны и изготовленным из различных пород дерева. Помимо четырехструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы. Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском. В основном, поют о любви, рассказывают трагичные истории. Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных.
Мужчины поют обычно хором, причем иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.
Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является история итальянского миссионера Ламберти, написавшим книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.
Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и давать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска, чтобы пойти боем на Эривани. Ливан ответил на его просьбу предельно строго, сказав, что если султан вторгнется в пределы его земли, он навсегда лишится подати и будет встречен мощным отпором. Султану пришлось считаться с Мингрелией, ведь сама природа оберегала страну труднопроходимыми лесами и заболоченной местностью. Чтобы организовать войска, туркам потребовалось бы понести огромные затраты, а завоевания даже в случае успеха их бы не окупили.
Дадиани также прибег и к другой хитрости, убедив турков в том, что его страна бедна. Для этого он отправлял посыльных прямо к границе, чтобы встретить послов Турции. Послов было велено направлять самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчеркивая, что «вся Мингрелия такая». Часто послов проводили опасными тропами, где они едва ли не лишались жизни. При речной переправе посыльные специально выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян в округе. Турецкие гости были вынуждены спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование. Правитель встречал их, одетый бедно, расстилал старый ковер под деревом, приглашая гостей усесться в тени. Его обязательно сопровождало много людей — все были одеты весьма скромно, одеяния их были грубы и более походили на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом, который даже не имел толково сооруженной крыши. Гостей кормили хлебом в настолько малом количестве, что они едва могли насытиться. Вино наливали скверное, поэтому турецкие гости от него напрочь отказывались и просили обычной воды. Когда послы возвращались к султану, они во всех красках рассказывали о бедноте и нищете самого князя, поэтому султану не было причин даже думать о завоевании края и тем более повышать дань, ведь деньги брать было не с кого.
Жизнь
Конечно, жизнь мегрелов отличалась от той, какую стремились показать они туркам. Ламберти, пребывая в их краях, подробно описал княжеский город Кутаиси.
По описанию Ламберти, жители Кутаиси жили в комфортном климате, их окружали плодородные земли, всюду были живописные пейзажи. Кутаиси был развитым торговым городом, куда приходили купцы из Персии и других регионов. Велась торговля скотом, сукном и другими товарами. Всюду продавали шкуры, ткани, пряности. Наиболее развитыми торговые отношения были с армянами. Это позволяло последним вести здесь оседлый образ жизни и строить дома. Сейчас особенности жизненного уклада мегрелов изменились, они больше похожи на те, которые есть у абхазов и грузин. Земледелие и скотоводство остается основным занятием сельских жителей, ведется выращивание овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьем для изготовления сыров. Распространено огородничество, мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.
Жилище
Традиционное жилище мегрелов было примитивным. Ламберти в своем труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в самом доме была только одна комната. Задача его жителей сводилась к поддержанию огня. Строили дома без окон, поэтому свет в помещение попадал только через входную дверь. По отметкам миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния, люди спали на циновках или кроватях, которые они тоже делали из дерева. Посуду хранили на полках и возле очага.
Внешность
Одежда
Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало стать всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.
Религия
Религия мегрелов тесно связана с государственностью. Сейчас они исповедуют православие и относятся к грузинской церкви. Для них абсолютно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространен зороастризм, который, скорее всего, принесли персы.
Мегрельская кухня относится к грузинской и является региональной. В Грузии ее считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает ее отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, это также повлияло на особенности кухни. Употребление в пищу острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порцией красного молотого перца. Такой соус подается в глиняной емкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая стручки перца и закусывая хлебом. Получается дико острая смесь, обжигающая нёбо.
Отличием мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус, поскольку первоочередно вы чувствуете сыр, а уже потом тесто. Мегрелы считают, что популяризированная в Грузии бажа является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо можно скорее отнести к соусам. С ним часто подают рыбу и курицу. Отличием мегрельской бажи является добавление орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, а у грузин он обычно темный. Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви. Мясо едят с аджикой, что помогает его усвоению. Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. Блюдо на первый взгляд кажется простым, однако оно требует использования молодого сыра, а также сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр, а мешают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.
Еще одна визитная карточка — эларджи. Это мучное блюдо, которое готовится из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.
Мегрелы стали важной частью Грузии и повлияли на другие народы. Они комфортно ощущают себя в современном обществе, практически не ассимилировали и ведут привычный для их предков уклад. У этого народа прекрасные перспективы на будущее.
Видео
ДНК мегрелов: кто были предки народа, из которого произошел Берия
Мегрелы – один из самых ярких «камушков» в этнической мозаике современной Грузии и всего Кавказа. Мегрелы дали нашей стране многих знаменитых людей, среди которых режиссер Георгий Данелия, герой Великой Отечественной Мелитон Кантария, кардиохирург Лео Бокерия. Мегрелом был и Лаврентий Берия.
Что же это за народ – мегрелы, и каково его происхождение?
История
Мегрелы или, как иногда произносят, мингрелы – субэтническая группа грузинского народа. Сами себя они называют «маргалели». Это одна из почти двух десятков народностей Грузии, наряду с аджарцами, сванами, хевсурами, кахетинцами и т.д. В древности мегрелов и их соседей – имеретинцев, лазов и др., обитавших на западе Грузии, на берегах Черного моря, называли колхами – отсюда «Колхида», известная по древнегреческим мифам земля Золотого руна. Позднее мегрелы выделились в отдельную группу. В XVII веке итальянский миссионер Ламберти, побывавший на Кавказе, написал книгу, которую назвал «Описание Колхиды, называемой теперь Мингрелией».
Мегрелы сыграли большую роль в возникновении грузинской государственности, поскольку именно они в союзе с другими племенами стали основателями во 2-м тысячелетии до н.э. древнегрузинского царства Эгриси.
Язык и уклад жизни
Язык мегрелов относится к той же картвельской языковой семье, что и языки других народностей Грузии. Ближе всего он к языку лазов – родственного народа, проживающего в соседней Турции. К современному грузинскому языку речь мегрелов тоже близка, поскольку мегрельский – прямой потомок протогрузинского языка и долгие столетия находился под прямым влиянием грузинского.
Уклад жизни мегрелов не слишком отличается от уклада их соседей – грузин и абхазов. Они так же гостеприимны и эмоциональны, как и большинство жителей Грузии, очень музыкальны, обожают танцы и пение. Традиционный костюм мегрелов мало отличается от костюма их соседей. Тем не менее, кухня мегрелов имеет свои особенности, в частности. мегрельский хачапури не спутаешь ни с каким другим. Есть у мегрелов и собственные сказки, песни.
Да и язык мегрельский, несмотря на его несомненное родство с прочими языками картвельской семьи, все же отличается настолько, что деревенского мегрела могут не понять в Тбилиси.
Теории происхождения и ДНК
Все это дает основание дилетантам строить самые экзотические теории о происхождении мегрелов. Так, несмотря на то что мегрелы считают себя самыми что ни на есть грузинами, едва ли не «элитой» грузинского народа, можно встретить мнение о том, что мегрелы – это некие «кавказские евреи». Якобы, произошли они от хазар, бежавших, когда рухнул их могучий каганат, на Кавказ, и получивших там приют от гостеприимных горцев. Несмотря на то, что хазарская аристократия действительно придерживалась иудаизма, хазары (тюрки) и евреи (семиты) – отнюдь не родственные народы. Язык мегрелов ничего общего не имеет с тюркскими наречиями, да и падение Хазарского каганата произошло относительно недавно, лишь в X веке. Мегрелы к этому времени были уже хорошо известны в Грузии и не одно столетие жили в ее западной части.
О том, что мегрелы – исконные обитатели Грузии, говорит не только история, но и генетика. Этот субэтнос является носителем гаплогруппы G, широко распространенной на Кавказе и очень характерной для таких народов, как сваны, лезгины, адыги, абхазы и др. Среди мегрелов гаплогруппа G встречается у 70% представителей популяции – очень высокий процент. Антропологи относят мегрелов к представителям доиндоевропейской средиземноморской расы большой европеоидной расы.