Джелаладдин Руми (Мевлана) до сих пор остается одним из самых значимых людей в истории Турции. Этот поэт, философ и просто добродетельный человек стал вдохновителем дервишского ордена «мевлеви», который после его смерти основал его сын. В течение всей своей жизни Мевлана старался привить понимание любви и равноправия не только турецкому народу, но и всему миру. Именно поэтому в Турции его почитают практически также сильно как Мустафу Кемаля Ататюрка, который подарил своему народу свободу и создал светское общество. Но обо всем по порядку.
Джелаладдин Руми родился в 1207 году в городе Балх. Его отец, который был придворным ученым и проповедником-суфием, дал сыну блестящее образование. В 1231 году после смерти отца Джелаладдин занял его место при дворе. Социальные неурядицы, проблемы и отсутствие стабильности вскоре углубили суфийские настроения Джелаладдина и побудили его присоединиться к лагерю крайних суфиев. Мевлана (что в переводе с арабского означает «наш господин») начинает еще более активно заниматься литературным творчеством и проповеднической деятельностью.
Во всех своих произведениях Мевлана проповедовал гуманистические понятия и незыблемую ценность каждой человеческой жизни, независимо от материального положения и статуса в обществе. Он всегда призывал любить жизнь во всех ее проявлениях и учиться воспринимать проблемы и горести позитивно. Учил жить скромно и сдержанно, вдали от всего наносного и поверхностного, рядом с приятными душе людьми и в благодарности за все, что дал Бог. Именно ему принадлежат следующие строки: «Есть душа, в которой и следует искать свою суть. Ищи драгоценность, сокрытую в горе тела. О, бредущий друг мой, изо всех сил ищи. Однако ищи не вовне, а внутри себя». Каждая строчка поэтического наследия Мевланы пропитана любовью к Богу и людям. За это его глубоко уважал Мустафа Кемаль Ататюрк, который говорил, что Мевлана «великий реформатор, прививший ислам турецкому духу».
Западным людям имя Мевланы может быть не знакомо, однако все отлично представляют себе знаменитых вращающихся дервишей. Этот танец, называемый «сема», является одним из обязательных обрядов последователей Мевланы – дервишей. Сам Мевлана писал о нем следующее: «Знаете ли вы, что такое «сема»? Это познание состояния друга и приоткрытые тайн Всевышнего. Это борьба за чистоту своих помыслов». Великий философ верил в то, что в этом танце любой человек может соприкоснуться душой с Богом.
Танцоры, исполняющие танец вращающихся дервишей, называются семазенами. Они обычно одеты в белые балахоны, а на их голове красуется высокая чалма. Сема исполняется на круглой площадке, которая символизирует мироздание. Каждое движение в этом танце, каждый взмах руки имеет свое толкование. Танец исполняется под музыку, сочиненную Мустафой Итри, а в песне поется о достоинствах Мевланы.
Родился в г. Балхе в семье популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия — Бехаеддина, вынужденного бежать из родного города и, после долгих скитаний, поселившегося в Малой Азии (Рум) при дворе турок-сельджуков в городе Конья. Джалаладдин получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но также и в области точных наук. В 1231 году отец Джалаладдина умер, и Джалаладдин занял его место при дворе. Впечатления скитальческой жизни, социальных неурядиц Ирана, надвигающейся грозы военного нашествия углубили суфийские настроения Джалаладдина и привели его в лагерь крайних суфиев — пантеистов, что вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло гибель сына Джалаладдина и друга-учителя Шамса Тебризи. Он явился вдохновителем дервишского ордена «мевлеви», который уже после его смерти был основан его сыном. Последние годы Джалаладдина были посвящены литературному творчеству и проповедческой деятельности. Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. Джалаладдин был прежде всего поэтом. Его лирический «Диван», ещё детально не исследованный, содержит касыды, газели и четверостишия — рубаи. Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики.
Дервиши — последователи основателя суфийского ордена турецкого философа Джаллаладина Руми.
В Османской империи ислам играл решающую роль, определяя этическую и правовую структуру жизни ее подданных. Османское государство управлялось султаном, который стал «халифом», т. е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания Египта в XVI в. Во времена Османской империи исламские ученые, называемые «улема», должны были соблюдать и распространять мусульманскую веру.
Они обеспечивали следование религиозным догмам, проводили в жизнь «шариат» — свод религиозных, бытовых правил и юридических норм, основанных на Коране. Они обучали религиозным дисциплинам, управляли мечетями и школами и контролировали суды. Исламское образование давалось в низших школах при мечетях, в медресе (духовное училище) и в высших институтах теологии.
Главный же вклад в ислам турки сделали в области суфизма — мистико-аскетического направления в исламе. Каждый суфийский орден пытался найти путь к мистическому единению человека с Богом. В ритуале этих сект господствовала такая практика, как танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний. Ортодоксальные же мусульмане такие обряды считали проявлениями ереси.
Те, кто желал приобщиться к суфийским практиками, должны были пройти ряд испытаний. Например, от них требуется сопротивляемость гипнозу, безусловно, для того чтобы предотвратить пассивность и обездвиживающую очарованность в тот момент, когда они входят в контакт с женщиной. А кроме того, эти братства имели в своем распоряжении особо тренированных женщин для сексуальных ритуалов.
В османское время у суфийских сект были обители, похожие на христианские монастырям. Каждый дервишский орден возглавлялся шейхом — религиозным наставником. Те, кто поступал в дервишские ордены, назывались мюридами и прикреплялись к полноправным дервишам. Члены ордена были обязаны жить в набожности и бедности, воздерживаясь от материальных благ и существуя на милостыню.
Танец «сема» исполняется на круглой площадке, символизирующей мироздание. Шейх восседает на красном ковре, который считается престолом Джелаледдина Руми Мевланы. Шейх же занимает этот престол временно, как бы замещая Мевлану. Красный цвет символизирует приобщение к божественной благодати. Как известно, Мевлана скончался после захода солнца. Новые члены ордена сидят на черных ковриках. Черный цвет символизирует бесцветность. Лишь дошедший до известного уровня дервиш получает право восседать на белом коврике.
Родился в г. Балхе в семье популярного в народе придворного учёного богослова-юриста и проповедника-суфия — Бехаеддина, вынужденного бежать из родного города и, после долгих скитаний, обосновавшегося в Малой Азии (Рум) при дворе турок-сельджуков в городе Конья. Джалаладдин получил хорошее образование не только богословско-юридическое, но также и в области точных наук.
В 1231 отец Джалаладдина умер, и Джалаладдин занял его место при дворе. Впечатления скитальческой жизни, социальных неурядиц Ирана, надвигающейся грозы монгольского нашествия углубили суфийские настроения Джалаладдина и привели его в лагерь крайних суфиев — пантеистов, что вызвало столкновение с клерикальным духовенством и повлекло гибель сына Джалаладдина и друга-учителя Шамса Тебризи. Он основал дервишский орден «мевлеви». Последние годы Джалаладдина были посвящены делам ордена, получившего широкую известность, и литературному творчеству, тесно связанному с его деятельностью шейха-суфия.
Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. Джалаладдин был прежде всего поэтом. Его лирический «Диван», ещё детально не исследованный, содержит касыды, газели и четверостишия — рубаи. Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики.
Эти идеи, выраженные пламенным языком в своеобразных формах, под покровом религиозного идеализма могли создавать и порой создавали определенно революционное настроение, способное сочетаться (и сочетавшееся) со стихийными выступлениями народных масс. Ряд лирических стихотворений говорит о практических удобствах суфизма, житейского и философского аскетизма.
Такое сочетание идеализма и практицизма характеризует и грандиозную эпико-дидактическую поэму (около 50000 стихов) Джалаладдин — «Месневи» (Двустишия). Здесь в эпической форме поучительных рассказов, сопровождаемых нравоучениями или прерываемых лирическими отступлениями, проводятся те же идеи, но в более популярной форме. В целом эти рассказы составляют как бы энциклопедию суфизма.
Единства сюжета в «Месневи» нет; все произведение однако проникнуто единым настроением; форма его — рифмующие двустишия, выдержанные в одинаковом ритме. В эпических частях Джалаладдин выступает как художник-реалист, иногда как натуралист (его натурализм способен шокировать европейского читателя, для Востока он обычен).
«Месневи» Джалаладдин частично продиктовал любимому ученику и преемнику (в качестве главы ордена) Хасану Хусамеддину, который вероятно и побудил своего учителя к творчеству (вернее к фиксированию произведения).
Джалаладдин — поэт не столько персидский, сколько общемусульманский; в Турции и Индии он популярен больше, чем в Иране.
«Месневи» — одна из наиболее почитаемых (конечно не фанатичным духовенством) и читаемых книг мусульманского мира. И в мировой литературе Джалаладдин может быть назван величайшим поэтом-пантеистом. Известны рукописи его пантеистического трактата «Фихи ма фихи» (В нём то, что в нём).
С осторожностью можно допустить, что в противоположность другому великому поэту XIII века Саади — идеологу городского торгового класса — Джалаладдин был ближе к феодальной аристократии, чем к землевладельческому классу.
Жизнь Руми составляет один из переплетающихся сюжетов в романе Орхана Памука «Черная книга» (1990).
Переводы на русский язык
Не жалуйся, что свет погас, не плачь, что звук затих: Исчезли вовсе не они, а отраженье их.
А как же мы и наша суть? Едва лишь в мир придем, По лестнице метаморфоз свершаем наш подъем.
Ты станешь ангелом, пройдя недолгий путь земной, И ты сроднишься не с землей, а с горней вышиной.
Оригинальное название: Mevlana Производство: Kale Film Режиссер: Джан Улкай / Can Ulkay Сценарист: Али Айдын / Ali Aydin Жанр: Исторический Премьера: сентябрь 2021 Количество серий: 30 Канал: TRT1
«Как только вы начинаете идти, дорога появляется…»
Сериал «Мевлана» компании Kale Film по сценарию Али Айдына, режиссером которого стал Джан Улкай, недавно завершивший съемки фильма «Бумажные жизни«, выйдет на экранах TRT1 в сезоне 2021-2022. Сериал будет состоять из 30 серий (
60 мин.). Съемки проекта начнутся в начале сентября 2021 и пройдут в Конье.
Кто такой Мевлана?
Мевлана Джалал ад-Дин Мухаммад Руми — суфийский ученый, поэт, исламский богослов, родившийся в провинции Хорасан в Афганистане 30 сентября 1207 года. Мевлана начал брать уроки философии и религии у своего отца еще в раннем возрасте. Его отец Мухаммед под угрозой монгольского нападения из родного города эмигрировал в Багдад в 1214 году, а затем — в Конью в 1218 году.
Литературная деятельность Руми не многообразна, но очень значительна. Джалал ад-Дин был прежде всего поэтом, философом. Его лирический «Диван», ещё детально не исследованный, содержит касыды, газели и четверостишия — рубаи. Поэт проводит в них идею ценности человека независимо от его земного величия; он протестует против мертвящего формализма религиозной обрядности и схоластики.
Мевлана скончался 17 декабря 1273 года в возрасте 66 лет.
Тимучин Эсен покинул актерский состав сериала Мевляна. По информации турецких СМИ, главную роль исполнит Бюлент Инал. Ахмет Мумтаз Тайлан тоже ушел из проекта, вместо него в сериале снимется Алтан Гёрдюм.
Нилай Дениз исполнит роль Гюрджю Хатун — грузинской царевны из рода Багратионов. При рождении названа Тамар в честь своей бабушки, царицы Тамары Великой. Сестра грузинского царя Давида VI Нарина. Вторая жена султана Кей-Хосрова II. Мать султана Кей-Кубада II. Перешла из православия в ислам. Почитательница персидского поэта Руми.
Мухаммед Селаледдин-и Руми, известный как Мевлана, 30 сентября 1207-17 декабря 1273), персидский суннитский мусульманский поэт, завоеватель, ученый, теолог и суфийский мистик, живший в 13 веке. Его влияние не ограничивалось одной нацией или этнической принадлежностью, но достигло многих разных народов; Его духовное наследие было воспринято иранцами, таджиками, турками, греками, пуштунами, мусульманами Центральной Азии и мусульманами Южной Азии и ценилось более семи веков. Его стихи неоднократно переводились на десятки языков по всему миру, и время от времени они переводились в самые разные форматы. Благодаря своему влиянию, выходящему за пределы континента, он стал сегодня «самым известным и самым продаваемым поэтом» в США.
Мевлана в основном писал свои произведения на персидском языке, но, кроме этого, он редко предпочитал использовать турецкий, арабский и греческий языки. Месневи, написанное им в Конье, было признано одним из величайших стихотворений, написанных на персидском языке. Его произведения в их первоначальном виде до сих пор читают в Большом Иране и в персоязычных странах. Переводы его произведений, особенно Турции, Азербайджана, США и широко читаются в Южной Азии.
идентичность
Его отец, Мухаммед Бахаеддин Велед, известный как «султан ученых»; Его дедом был Хусейн Хатиби, сын Ахмеда Хатиби. Источники объясняют титул Султанул-Улема его отцу турецкими традициями. Его этническое происхождение является спорным; Есть мнения, что он перс, таджик или турок.
Мевлана был сыном Бахаеддина Веледа, известного как Султан-уль-Улема (Султан ученых), который преподавал в городе Балх, одном из исламских культурных центров того периода. Через год после смерти своего отца, Бахаеддина Веледа, Мевлана попал под духовное обучение Сейида Бурханеддина, который приехал в Конью в 1232 году и служил ему девять лет. Он умер в 1273 году.
Верования и учения
Как и у всех других суфиев, основная доктрина Челаледдин-и Рами построена вокруг идеи единства. Селалеттин Руми вышел на первый план со своей любовью к своему Господу, учитывая его связь с его Господом.
жизнь
Знаменитый шейх Феридуддин-и Аттар встретил их в городе Нишапур. Среди них были речи, которые слушал и маленький Селаледдин. Аттар подарил Селаледдину ее знаменитую книгу под названием Эсрарнаме (Книга Тайн), и, покидая ее, он имел в виду маленького Джалаледдина и сказал тем, кто был рядом с ним: «Море упало за реку». Он обратился к Бахаеддину Веледу с заявлением: «Я надеюсь, что ваш сын подожжет сердца людей мира и сожжет их в ближайшем будущем» (Мевлана всегда носил с собой имя Эсрар, и он часто упоминал Аттара и его рассказы в своей Месневи).
Группа пробыла в Багдаде три дня; затем он обратился в Аравию для паломничества. Вернувшись из паломничества, он перешел из Дамаска в Анатолию и поселился в Эрзинджане, Акшехире, Ларенде (ныне Караман). Это пребывание длилось семь лет. Челалеттин, которому было восемнадцать лет, женился на Гевхер Хатун, дочери Лалы Шерафеттин из Самарканда. Их сыновья Мехмет Бахаеддин (султан Велед) и Алаеддин Мехмет родились в Ларенде. Сельджукский султан Алаэддин Кейкубат наконец согласился поселить Бахаеддина Веледа и Джелаледдина в Конье. Он поздоровался с ними по дороге. Он принимал гостей в медресе Алтынапа. Прежде всего, правитель, дворцовые люди, военачальники, медресе и люди были привязаны к Бахаеддину Веледу с большим уважением и стали его учениками. Бахаэддин Велед умер в Конье в 1231 году и был похоронен в месте, называемом розарием во дворце сельджуков. Монарх целую неделю не сидел на престоле в трауре. Сорок дней в богадельнях ему раздали еду.
Период после смерти отца Воля его отца, приказ султана сельджуков и настойчивость последователей Бахаеддина Веледа заняли место отца Челаледдина. Он читал лекции, проповеди и фетвы в течение одного года. Позже он встретил Сейида Бурханеддина Мухаккика Шемс-и Тебризи из Тебриза, одного из учеников своего отца. Согласно тому, что сын Джалаледдина Султан Велед рассказывает в своей книге «Ибтиданаме» («Начальная книга»), Бурханеддин поставил молодого Джалаледдина на экзамен по исламским наукам того возраста на этой встрече в Конье; после его успеха «у вас нет супруга в знании; вы действительно выдающийся человек. Однако ваш отец был хорошим человеком; ты остаешься (обещай) ты народ. Оставь Кэла, получи такое государство, как он. «Работайте над ним, и тогда вы станете его истинным наследником, только тогда вы сможете осветить царство, как Солнце». После этого предупреждения Джелаледдин был учеником Бурханеддина в течение 9 лет и прошел через сектантское образование под названием сейр-сулук. Он закончил свое образование в медресе Алеппо и Дамаска, на обратном пути в Конью под руководством своего учителя Тебризи он трижды подряд пострадал и начал послушание (все виды постов).
Несмотря на желание своего учителя Джелалеттина, он покинул Конью и отправился в Кайсери и умер там в 1241 году. Селаледдин не мог забыть своего учителя. Он собирал свои книги и конспекты лекций. Fihi-Ma Fihadlı, что означает все, что находится внутри, часто цитирует его учителя. Он преподавал в медресе фикх и религиозные науки в течение пяти лет и продолжал проповедовать и руководить.
Подключение к Шамсу Тебризи В 1244 году путешественник, одетый в черное с головы до пят, приземлился в знаменитой таверне торговцев сахаром в Конье (eker Furuşan). Его звали Шемсеттин Мухаммед Тебризи (Шамс из Тебриза). Согласно распространенному мнению, он был учеником Умм-шейха по имени Абу Бакр Селебаф. Он сказал, что был странствующим купцом. Согласно тому, что позже рассказал Хаджи Бекташ Вели в своей книге «Макалат» (Слова), у него был обыск. Он найдет то, что искал, в Конье, это говорило его сердце. Путешествие и поиски закончились. В конце урока он отправился в медресе Ипликчи и нашел Мевлану на своей лошади со своими даншментами. Держа поводья коня, он спросил его:
В ответ на этот комментарий Шамс Тебризский закричал «Аллах, Аллах» и обнял его. Да, это он его искал. Источники назвали местом встречи Мерек-эль-Бахрейн (место, где встречаются два моря).
Оттуда они отправились в келью (комнату в медресе) Селахаддина Зеркуба, одного из выдающихся учеников Мевланы, и стали уединением (определенным уединением для двоих). Этот период уединения был настолько продолжительным, что в источниках упоминается от 40 дней до 6 месяцев. Независимо от продолжительности, в это время в жизни Мевланы произошли большие изменения, и возникла совершенно новая личность и совершенно новый облик. Мевлана отказался от своих проповедей, уроков, обязанностей, обязательств, короче говоря, от каждого поведения, от каждого действия. Он оставил книги, которые читал каждый день, и не стал искать друзей и последователей. Почти в каждой части Коньи царила атмосфера протеста и восстания против этой новой ситуации. Кто был этот дервиш? Что он хотел? Как он оказался между Мевланой и его поклонниками, как заставил его забыть обо всех своих обязанностях. Жалобы и упреки достигли такой степени, что некоторые даже угрожали Шамсу из Тебриза смертью. Вещи выглядят так грустно kazanОднажды Шамс из Тебриза, которому было очень скучно, прочитал Мевлану стих из Корана. Стих: это разделение между вами и мной. Это означало (сура Кахф, стих 78). Это разделение произошло, и однажды ночью (1245 г.) Шамс из Тебриза без предупреждения покинул Конью. Мевлана, на которого чрезвычайно повлиял отъезд Шамса из Тебриза, не хотел никого видеть, не принимал никого, отрезал себя от еды и питья, полностью отказался от собраний сема и дружеских встреч. Он пел газели, полные тоски и любви, и искал Шамса из Тебриза через посланников, которые он посылал, куда бы он ни пошел. В то время как некоторые из последователей почувствовали раскаяние и извинились перед Мевланой, некоторые из них были полностью разгневаны и возмущены Шамсом из Тебриза. Наконец стало известно, что он находится в Дамаске. Султан Велед и около двадцати его друзей бросились в Дамаск, чтобы забрать Шамса из Тебриза. Они представили газели, которые просил Мевлана о его возвращении. Шамс из Тебриза не нарушил просьбу султана Веледа. Когда он вернулся в Конью, наступил недолгий мир; Те, кто был против него, подошли и извинились. Но Мевлана и Шамс из Тебриза все еще сохраняли свой прежний порядок. Однако такое положение длилось недолго. Дервиши пытались удержать Мевлану от Шамса и Тебриза. Люди тоже были возмущены тем, что Руми перестал читать лекции и проповедовать после того, как приехал Шамс из Тебриза, начал сема и ракша [необходима цитата], сменил одежду, типичную для знатоков фикха, и надел кардиган индийского цвета и конус медового цвета. На этот раз второй сын Мевланы Алаэддин Челеби был среди тех, кто объединился против Шамса из Тебриза.
В конце концов, Шамс из Тебриза, терпение которого было исчерпано, сказал: «На этот раз я пойду так много, что никто не узнает, где я», и исчез однажды в 1247 году (но Эфлаки утверждает, что он не погиб и что он был убит группой, в которую входил сын Мевланы Алаэддин). По словам султана Веледа, Мевлана почти обезумел; но в конце концов он оставил надежду, что он вернется снова, и вернулся к своим урокам, своим друзьям, своей работе. Гробница Шамса Тебризского находится в Хаджи Бекташ Дервиш Лодж рядом с другими Хорасанскими Альперенами.
Правописание Selahattin Zerküb и Mesnevi В этот период у Мевлана был опыт отождествления себя с Шемс-и Тебризи (это также очевидно из использования имени Шемс, хотя некоторые газели должны использовать его имя в куплете короны). В то же время Мевлана выбрал Селахаттина Зеркюба своим ближайшим другом (другом, который жил в том же состоянии). Он облегчал боль Шемса от отсутствия Селахаттина Зеркюба, с которой он отождествлялся. Селахаттин был добродетельным ювелиром, который не умел читать и писать. Вскоре последователи также нацелились на Селахаттин, а не на Кемс. Однако Мауляна и Селахаттин не возражали против реакции на них. Дочь Селахаттина «Фатьма Хатун» и султан Велед поженились.
После смерти Селахаттина его место занял Хусаметтин Челеби. Хусаметтин был потомком Эбу’л Вефа Кюрди, основателя секты Вефаи, известного как Такул Арифин, и их дед мигрировал из Урмии и поселился в Конье. Отец Хюсаметтина был главой ахиса района Конья. Для него Хусаметтин Ахи был известен как турецкий сын. Он был богатым человеком и после того, как стал учеником Мевляны, он потратил все свое состояние на своих последователей. Их отношения продлились десять лет до смерти Мевлана. Он также был шейхом визиря Зияеддина Текке и, таким образом, имел две разные ложи.
Месневи-и Маневи (Месневи), который считается самым важным и самым большим произведением исламского суфизма, был написан Хусаметтином Челеби. Однажды вместе sohbet Челеби пожаловался на предмет и сказал: «ученики», «они либо читали книгу судьи Сенаи под названием Хадика, чтобы узнать что-то в духе мистицизма, либо« Божественность »и« Логика ут-Тайр »Аттара (Kuş Они читают язык. Однако, если бы у нас была учебная книга, каждый прочитал бы ее и узнал бы Божественные истины из первых рук ». Закончив свою речь, Хусаметтин Челеби протянул своему юному другу листок, скрученный между слоями тюрбана Мевляны; Были написаны знаменитые первые 18 двустиший Месневи, и учитель сказал своему ученику: «Я начал, скажу, если ты напишешь остальные».
На эту работу ушли годы. Работа представляла собой 25.700-томный сборник, состоящий из 6 17 куплетов. Он объяснил учение суфизма через различные истории и объяснил принципы суфизма, интерпретируя события. Когда Месневи был закончен, Мевлана, который был уже довольно старым, устал, и его здоровье также ухудшилось. Он умер 1273 декабря 17 года. XNUMX декабря, день, когда скончался Мевлана, называется Себ-и Аруш, потому что это означает брачную ночь и день воссоединения с его возлюбленным Господом.
Когда его первая жена Гевхер Хатун умерла, Мевлана женился во второй раз на Гере Хатун в Конье и имел сына по имени Музаффереттин Алим Челеби и дочь по имени Фатьма Мелике Хатун. Челебилеры, потомки Мевланы, обычно являются внуками сына султана Веледа Феридуна Улу Арифа Челеби; Внуки Фатьмы Мелике Хатун известны среди Мевлеви как Инас Челеби.