мимические коды эмоциональных состояний
МИМИЧЕСКИЕ КОДЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | ||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Положение рта | Рот раскрыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||
Форма глаз | Глаза закрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | |||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИНДИКА ТОРЫ (NLP)
ПРИЗНАК | ВИЗУАЛЬНЫЙ | АУДИАЛЬНЫЙ | КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ |
ГЛАЗНЫЕ СИГНАЛЫ ДОСТУПА | 1, 2, 3 | 4, 6 | 7, 8 |
СЛОВА-ПРЕДИКАТЫ (ОПРЕДЕЛИТЕЛИ) | Смотри, гляди, представь, наблюдать, картина, блеск, цвет, глубина, расстояние, пределы, увеличение, пропорции, симметрия, движение, скорость, 3-х мерный | Слышать, голос, разговаривать, послушай, громко, тихо, внешний, внутренний, ритм, длительность, фон, расположение, тембр, моно, стерео, высота, тональность | Почувствуй, тяжело, ощущение, трогать, хватать, легко, количество, интенсивность, форма, движение, температура, протяженность, текстура, давление |
ПОЛОЖЕНИЕ ПОДБОРОДКА | Подбородок приподнят | Нормальное положение | Подбородок опущен |
ТЕМП РАЗГОВОРА | Быстрый, беглый, перескок с одного на другое | Плавный, с размеренными паузами | Медленный, с большими паузами |
ТОНУС МЫШЦ | Подтянутый, высокий | Средний | Дряблый, рыхлый |
ДЫХАНИЕ | Грудное | Среднее | Брюшное |
ГОЛОС | Начинается ровно, но в конце предложения усиливается | Начинается, продолжается и заканчивается ровно | Начинается ровно, но в процессе разговора переходит в тихий |
ЗОНЫ ДИСТАНЦИЙ В ОБЩЕНИИ
СХЕМА ГЛАЗОДВИГАТЕПЬНЫХ СИГНАЛОВ (ДЛЯ «ПРАВШЕЙ»)
1. Зона визуального конструирования (ранее не виденного образа).
2, 3. Зона визуального воспоминания (то, что видел раньше).
4. Зона аудиального конструирования.
6. Зона аудиального воспоминания.
7, 8. Зона кинестетических ощущений (эмоционально-телесных).
9. Зона внутреннего знакового контроля («проговаривание» про себя).
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ ИГРЫ
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ.
Nп/п | ЧАСТЬ ТЕЛА | до того (стоя-сндя) | ПОСЛЕ ТОГО (стоя-сидя) | ВЫВОДЫ И ВОЗМОЖНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
ПОЗА | ДВИЖЕНИЕ | ПОЗА | ||
1. | голова | |||
1.1 | волосы | движение | ||
1.2. | лоб | |||
1..3. | брови | |||
1.4. | глаза | |||
1.5. | нос | |||
1.6. | щека | |||
1.7. | уши | |||
1.8. | рот | |||
а) губы б) язык в) зубы | ||||
1.9. | подбородок | |||
2. | шея | |||
3. | затылок | |||
4. | плечи | |||
5. | руки | |||
5.1. | верхняя часть руки | |||
5.2. | локти | |||
5.3 | часть руки от локтя до запястья | |||
6. | кисти | |||
6.1. | ладони | |||
6.2. | верхняя часть кисти | |||
6.3. | кулак | |||
7. | пальцы выставлены вперед. Растопырены Скрючены Сжаты | |||
7.1 | большой палец | |||
7..2 | указательный палец | |||
7.3 | средний палец | |||
7.4 | безымянный палец | |||
7.5 | мизинец | |||
8. | грудь | |||
9. | спина | |||
10. | живот | |||
11. | ноги |
ВОЗМОЖНЫЕ СИМ ВОЛЫ ДЛЯ ОБОЗНА ЧЕНИЯ:
Вверх Вниз В сторону | Вперёд Назад Нормально | К партнёру От партнёра Колеблясь | Медленно Быстро Молниеносно |
Сильное, среднее и соответственно слабое написание символов означает
ПЕРЕНАПРЯЖЕННО, НАПРЯЖЕННО, РАССЛАБЛЕННО.
СОДЕРЖАНИЕ
Невербальная коммуникация. Теоретический материал ……………………………………
Основные мимические «коды» эмоциональных состояний
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное | ||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||
Положение бровей | Сдвинуты к переносице | Подняты вверх | |||
Уголки бровей | Внешние уголки подняты вверх | Внутренние уголки подняты вверх | |||
Форма глаз | Раскрыты или сужены | Сужены | Широко раскрыты | Прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз | Блестят | Тусклые | Страх не выражен | Блестят | |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||
Рот | Открыт | Закрыт | Открыт | Обычно закрыть |
Глазачеловека издавна называют зеркалом души. Важную информацию могут дать изменяющиеся размеры зрачков. При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от настроения. При возбуждении, приподнятом настроении зрачки расширяются в четыре раза больше, чем при обычном настроении. При сердитом, мрачном настроении зрачки значительно сужаются. Отсюда следует практический вывод для типичных ситуаций управленческого общения: когда вы разговариваете с подчиненными или с вышестоящим начальником, научитесь смотреть на зрачки и определять актуальное состояние собеседника.
Информативна также и долгота взгляда. Нормальным принято считать ситуацию, когда глаза собеседников встречаются от 1/3 до 2/3 времени общения. Если же наши глаза встречаются менее 1/3, то наш собеседник либо нечестен, либо смущен и скован, либо к тому, что мы говорим и делаем, относится плохо. Если наши глаза встречаются более 2/3 времени общения, то наш собеседник либо считает нас очень интересным и привлекательным собеседником (в этом случае зрачки будут расширены), либо нам бросают вызов и настроены враждебно (в этом случае зрачки будут сужены).
Необходимо помнить, что долгота взгляда национально обусловлена. Например, жители юга так часто смотрят на собеседника, что для других это кажется даже оскорбительным.
Важно также направление взгляда. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова, – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Вообще же, тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера – только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи.
Имеет значение и то, куда направлен взгляд собеседника. Существует несколько разновидностей взглядов.
· при деловом взгляде глаза собеседника обычно сосредоточиваются на треугольнике, образуемом тремя точками: центры глазисередина лба. Направляя свой взгляд на этот треугольник, мы создаем серьезную атмосферу управленческого общения. Мало того, этот взгляд передает нашему собеседнику деловой настрой, статусный характер общения;
· если наш взгляд не опускается ниже уровня глаз собеседника, то мы можем контролировать ход общения;
· при социальном взгляде наши глаза направлены на треугольник, образуемый центрами глазисерединой рта. При этом создается атмосфера непринужденного, межличностного общения не просто собеседников, а приятных собеседников.
Таким образом, направляя наш взгляд на тот или иной треугольник, мы можем передавать свое настроение и сам характер нашего разговора с тем или иным собеседником.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Эмоциональное состояние | ||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно открыт | |
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | |||
Форма глаз | Глаза раскрыты или прищурены | Глаза прищурены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | |
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | |
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | |||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | |||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | |||
Подвижность лица и его частей | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
Походка человека – это стиль передвижения, который отражает его эмоциональное состояние. Исследования показали, что легко узнаются по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Самая тяжелая походка при гневе, самая легкая – при радости, самая большая длина шага при гордости, вялая, угнетенная походка – при страдании.
Взгляд– общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают дискомфорт при ее отсутствии. Взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова – на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается – больше. Тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Взгляд передает самую точную информацию о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не контролируется человеком.
5.Межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Им мы выражаем наше отношение к говорящему: держимся подальше, если нам не нравится человек или кого боимся; чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они сидят или стоят.
Существует определенный предел допустимого расстояния между собеседниками:
-интимная (до 46 см): родственники, возлюбленные, друзья, встречается в спорте;
-личная (46 – 120 см): неформальные социальные и деловые отношения;
-социальная (120 – 360 см): официальное общение;
-публичная (более 360 см): сохраняется при обращении к аудитории, к группе людей.
Чрезмерно близкое или чрезмерно удаленное положение отрицательно сказывается на общении. Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола и уровня культуры, от социального статуса.
Вербальное общение. Речевые средства общения
Вербальное общение бывает письменным и устным.
Функции вербального общения:
-Обмен информацией между людьми.
-Организация взаимодействия между людьми.
-Восприятие друг друга партнерами по общению.
Виды вербального общения:
Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.
Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.
Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.
Личностное общение – общение по душам.
Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.
Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается. Энтузиазм, радость, недоверие передаются высоким голосом. Печаль, горе, усталость – мягким, приглушенным голосом, с понижением звука к концу каждой фразы.
Распознавание эмоций по голосу можно научиться путем работы над собственным голосом. Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.
Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи. Люди говорят быстро:
· когда взволнованы или обеспокоены чем-либо;
· когда они говорят о личных трудностях;
· когда хотят в чем-то убедить собеседника или уговорить его.
Медленная речь может свидетельствовать об усталости, угнетенном состоянии или горе, а с другой стороны – о высокомерии.
Сбивчивая речь указывает на стресс, волнение, нервно-психическое напряжение. Чем больше прерывиста речь, тем больше в ней запинок, слов-паразитов. Если человек не обращает внимания на то, что его прерывают, означает, что он больше ориентируется на себя. Если человек с трудом выносит паузы в разговоре – он больше ориентируется на межличностное взаимодействие.
Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса. Факт: сказанное более тихим голосом на фоне громкой речи привлекает гораздо большее внимание, чем даже крик.
Умение держать паузу – незаменимое средство ведения разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноречивее слов.
Форма изложения своих мыслей – правильность речи, ясность, логичность, простота и в то же время богатство, живость, находчивость. Достичь искусства говорить хорошо, изучив специальный предмет – риторика. Главное практика – выступать перед аудиторией.
Стили общения
Умение общаться с людьми – это товар,
который можно купить так же, как сахар и кофе.
И я заплачу за такое умение больше,
чем за что-либо на свете.
Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.
· симпатия – ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека, с которым вы общаетесь.
· психологическое айкидо – цель этого стиля – уйти из-под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку и мягко добиться своих целей. К психологическому айкидо относятся приемы работы с жалобами.
Эта классификация условна и в реальной жизни в общении чаще применяется комбинация, смешение этих стилей.
Любой контакт – это процесс, состоящий из целого набора психологических приемов. Выигрывают те, кто овладел наиболее эффективными методами общения. Что мешает непринужденному знакомству, что отталкивает от нас людей? Это неуверенность, самоуглубленность, категоричность, плохое настроение, чрезмерное умничанье, постоянные поддакивания, банальные темы, банальные рассуждения.
Техники эффективного знакомства – основа обучения во всех разведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать агентурную сеть. В проекции на нашу жизнь это выглядит так: непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.
· Все начинается с первого взгляда: доброжелательный, уверенный, проникновенный взгляд располагает к контакту.
· Улыбка, комплимент при встрече расположат собеседника быстрее, нежели потоки красноречивых слов.
· Войти в роль известного вам, уверенного в себе человека, и поступить так, как в аналогичной ситуации поступил бы он.
· Иметь в запасе ряд проверенных в действии речевых или поведенческих заготовок (Хотите, я вам погадаю? Хотите, я угадаю ваше имя? и т.д.).
· Чаще называйте собеседника по имени (Больше всего на свете люди любят свое имя)
· Проявите к собеседнику неподдельный интерес. (Дайте почувствовать человеку его значимость)
· Ваш настрой дожжен быть позитивным.
· Используйте прием «веер тем». (Перебирая одну за другой темы разговора, вы быстро сможете определить, что же действительно интересует вашего нового знакомого. Избегайте переливания из пустого в порожнее)
· Задавайте «открытые» вопросы. (А что вы думаете? А что вы чувствуете?)
· Прием «родственные души». (Общее: профессия, увлечения, взгляды на те или иные приятные события жизни)
· Спросите: «Чем вам помочь?»
· Идите на совместные действия. (Заварите вместе чай и т.д.)
· Определите дистанцию комфортного общения (межличностное пространство).
· Выразите уверенность в плодотворности дальнейших контактов. (Жалко с вами расставаться, вы произвели на меня приятное
Манипулирование
Каждый из нас сталкивается с ситуацией, когда нам приходилось делать далеко нетто, что хотелось бы. причем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся жертвами чьей-то манипуляции. Нашими действиями исподтишка руководят. Манипуляции стали столь обычной, повседневной частью нашей жизни, что мы перестаем их замечать.
Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека (группу, общество).
Манипуляции имеют скрытый характер воздействия (для манипулятора важно, чтобы адресат считал мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них).
Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях – чувство собственного достоинства, чувство собственности, власть, слава, служебное продвижение, общение, профессиональная квалификация, известность, враждебное отношение к непохожим на нас и др.
Никто не желает показаться трусом, нерешительным, жадным, неумным, наоборот, каждый желает выглядеть достойно.
Причины манипуляции:
1. Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Сознательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)
2. Любовь. (Любовь – это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личности вещь.)
3. Неопределенность. (Человеку трудно переносить неопределенность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)
4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.
5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.
Невербальные средства общения: кинесика
Кинесические средства — это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позах, жестах и взглядах.
1. Особая роль в передаче информации отводится мимике — движениям мышц лица. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Основные характеристики мимики — ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В. А. Лабунской (табл. 1).
Таблица 1. Мимические коды эмоциональных состояний
Части и элементы лица | Эмоциональные состояния | |||||
Гнев | Презрение | Страдание | Страх | Удивление | Радость | |
Положение рта | Рот открыт | Рот закрыт | Рот открыт | Рот обычно закрыт | ||
Губы | Уголки губ опущены | Уголки губ приподняты | ||||
Форма глаз | Глаза раскрыты или сужены | Глаза сужены | Глаза широко раскрыты | Глаза прищурены или раскрыты | ||
Яркость глаз | Глаза блестят | Глаза тусклые | Блеск глаз не выражен | Глаза блестят | ||
Положение бровей | Брови сдвинуты к переносице | Брови подняты вверх | ||||
Уголки бровей | Внешние уголки бровей подняты вверх | Внутренние уголки бровей подняты вверх | ||||
Лоб | Вертикальные складки на лбу и переносице | Горизонтальные складки на лбу | ||||
Подвижность лица | Лицо динамичное | Лицо застывшее | Лицо динамичное |
В специальной литературе встречается более 20 000 описаний выражения лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, получившая название FAST (введена Полом Экманом). Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.
Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.
Исследования психологов показали, что все люди, независимо от национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является выражением конфигурации всего лица, тем не менее основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положения бровей и губ.
Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опознание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опознаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее — эмоции печали и страха.
Мимика — выразительные изменения лица. В ней отражаются психические состояния человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям говорящего и действиям. В глазах и во всем облике говорящего бывает столько же красноречия, как и в его словах.
В профессиональной психотехнике мимика используется для:
Мимика динамична и, как правило, отражает:
По мимике говорящего партнеры по общению, особенно в деловых контактах, обычно пытаются «читать лицо», понять не только текст, но и подтекст, угадать за словами скрытый, действительный их смысл.
Умение контролировать мимику, владеть ею для решения стоящей задачи — важное профессиональное умение. Следует вырабатывать у себя привычку уделять внимание своей мимике: продумывать, какой она должна быть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие люди не задумываются над тем, какое обычно у них выражение лица. Им стоит периодически смотреть в зеркало, чтобы уловить типичное выражение. Кто-то сможет понять, что его лицо преимущественно равнодушное, ленивое, хитрое, угрюмое, недоброжелательное или даже злое.
Целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать то выражение лицу, которое отвечает желательному имиджу и восприятию человеком, с которым ведется разговор. Чаще всего оно должно светиться доброжелательностью, деловым настроем, уверенностью, самообладанием.
Управляя мимикой, постарайтесь использовать все мимические компоненты лица :
Таблица 2. Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения | Трактовка | Необходимо |
Подъем головы и взгляд вверх | Подожди минуту, подумаю | Прервать контакт |
Движение головой и насупленные брови | Не понял, повтори | Усилить контакт |
Улыбка, возможно, легкий наклон головы | Понимаю, мне нечего добавить | Продолжить контакт |
Ритмичное кивание головой | Ясно, понял, что тебе нужно | Продолжить контакт |
Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику | Хочу подчинить себе | Действовать по обстановке |
Взгляд в сторону | Пренебрежение | Уйти от контакта |
Взгляд в пол | Страх и желание уйти | Уйти от контакта |
Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов нам, либо хорошее к нам отношение. Ваш взгляд должен встречаться с глазами партнера около 60-70% от всего времени общения. Скованный, зажатый собеседник, который встречается с вами взглядом менее 1/3 от времени общения, редко пользуется доверием.
С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»). Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и его взгляд.
Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно во многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контролируются во много раз лучше, чем движения тела. При определенных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источником информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.
3. Поза — это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа некоторые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные позы, чем их подчиненные. В позе и движениях проявляется не только социальный статус человека, но и его психологическое состояние («идти с высоко поднятой головой», «расправить плечи» или, напротив, «стоять на полусогнутых»).
Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (рука под подбородком, указательный палец вытянут к виску). Известно, что, если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, «поставить себя», будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.
4. Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов — разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.
О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличались разные культуры, везде вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, его взволнованности растет интенсивность жестикуляции, как и при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно почему-то затруднено.