моторная афазия мкб 10 код

Дисфазия и афазия

Рубрика МКБ-10: R47.0

Содержание

Определение и общие сведения [ править ]

Можно выделить 4 основные формы афазии:

— моторную (афазия Брока);

— сенсорную (афазия Вернике);

— сенсомоторную (глобальная афазия);

Этиология и патогенез [ править ]

Клинические проявления [ править ]

При моторной афазии страдает речевая зона Брока, расположенная у правшей в задних отделах левой нижней лобной извилины. Сенсорная афазия возникает при локализации очага поражения в задней трети левой верхней височной извилины (речевая зона Вернике). Сенсомоторная афазия наблюдается при поражении обеих речевых зон (Брока и Вернике). Амнестическая афазия возникает при поражении теменно-височной области левого полушария.

Для моторной афазии характерно:

— расстройство собственной речи; при грубых нарушениях она невозможна (иногда больной произносит лишь речевой эмбол типа «та-та», «да-да», «нет-нет» и т.д.); в более легких случаях речь больных крайне бедна и состоит лишь из отдельных слов;

— понимание речи окружающих, в основном, сохранено;

— чтение и письмо могут быть нарушены в различной степени.

Для сенсорной афазии характерны:

— нарушение понимания речи окружающих; в тяжелых случаях оно полностью отсутствует; в более легких случаях понимание речи неполное, фрагментарное, например, больной может понять и выполнить односложную инструкцию: «возьмите авторучку», но не понимает многосложную: «возьмите авторучку, положите ее в блокнот, а блокнот положите на тумбочку»;

— при относительно сохранном фонематическом слухе, что наблюдается при акустико-мнестической афазии, отмечается феномен отчуждения, когда больной правильно повторяет слово, например, «стол», но не понимает, что оно значит, и не может показать, где находится стол в комнате;

— собственная речь при сенсорной афазии свободная, обильная, но малоинформативная; поток исковерканных слов и их обрывков образно обозначают терминами: «словесная окрошка», «словесный салат»; в легких случаях речь более информативна, но в ней много вербальных парафазий (словесных замен), например, больной показывает на вилку, а говорит «ложка»;

— нарушены чтение и письмо.

При сенсомоторной афазии наблюдаются разной степени выраженности как нарушение собственной речи, так и понимание речи. При этом, как правило, первым восстанавливается понимание речи.

Дисфазия и афазия: Диагностика [ править ]

Дифференциальный диагноз [ править ]

Дисфазия и афазия: Лечение [ править ]

Для восстановления речи используются психолого-педагогические занятия, которые обычно проводит специально обученный логопед или нейропсихолог. Занятия по восстановлению речи более эффективны в комплексе с лечением ноотропными препаратами.

Восстановление письма и чтения

Параллельно с занятиями по восстановлению устной речи и ее пониманию больных необходимо обучать чтению и письму, так как восстановление этих функций в значительной степени способствует и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой (грубый парез), следует с самого начала учить писать больного левой рукой.

Лучше начинать обучение рукописному письму, чем печатанию на компьютере, так как письмо прописью более тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение больного печатанию на компьютере, особенно, в тех случаях, когда больной владел им до болезни.

Источник

Моторная афазия мкб 10 код

Афазия представляет собой нарушение коммуникативной функции, которое происходит после того, как развилась речь, обычно у взрослых. При афазии нарушается не только речь, но и понимание речи и письма. В большинстве случаев интеллект как таковой не страдает.

а) Симптомы и клиника афазии. Симптомы афазии включают выраженное в той или иной мере нарушение образования речи, понимание ее при аудировании, фонетические, морфологические и семантические парафазии.

Большинство специалистов выделяют два основных нарушения при афазии: понимание речи на слух и нарушение плавности речи, которое легло в основу концепции о двух типах афазий: без нарушения плавности речи и с нарушением плавности речи.

Афазия без нарушения плавности речи (афазия Брока). При нарушении плавности речь бывает замедленна, требует от пациентов дополнительных усилий, нарушается ее продукция и просодия. Пациенты затрудняются в использовании существительных на родном языке и в правильном грамматическом построении предложений и особенно затрудняются в употреблении глаголов и предлогов.

Нарушение речи происходит в основном на уровне звуков, проявляясь в их транспозиции и неуместности. Понимание речи на слух страдает лишь незначительно. Больные не могут повторить то, что им говорят. Афазия Брока нередко сочетается с двигательными нарушениями. Гемиплегия на стороне, противоположной очагу поражения в мозге, нарушает ходьбу и письмо.

Расстройство письма происходит параллельно нарушению продукции речи, но если рука, которой пишет пациент, парализована, нарушение письма более выражено.

Афазия с нарушением плавности речи (афазия Вернике). При афазии с нарушением плавности речи страдает понимание речи и контроль над собственной речью. Больные многословны и употребляют неуместные слова.

Отмечается несоответствие между пониманием разговорной и письменной речи. Чтение и письмо нарушено в такой же мере, как понимание речи и ее продукция. Из-за нарушения понимания речи больные затрудняются повторить слова, произносимые другим. У лиц с нарушением плавности речи иногда страдают механика речи, функция руки или ходьба.

При аномической афазии больные затрудняются называть предметы.

При проводниковой афазии нарушены нервные связи между задними и передними зонами речи, поэтому больные затрудняются исправлять ошибки в собственной речи, а также повторить речь других.

б) Причины и механизмы развития. Речевая область в головном мозге включает часть лобной, височной и теменной долей вокруг сильвиевой борозды и глубинные структуры головного мозга. Афазия чаще всего бывает вызвана поражением коры левого полушария головного мозга, которое доминирует в образовании речи и формировании языковых навыков.

Полушарная латерализация у относительно небольшой части людей обратная: она отмечается примерно у половины левшей и у небольшой части правшей. В этих случаях причиной афазии бывает поражение правого полушария. Иногда причиной афазии бывает поражение подкорковых образований, в частности базальных ядер или таламуса, которые имеют богатые связи с корой головного мозга.

в) Диагностика. Локализацию очага поражения в головном мозге устанавливают по результатам МРТ и КТ. Тесты на нарушение речи, а именно на называние предметов, понимание, чтение, письмо и воспроизведение и другие тесты для оценки когнитивной функции, следует выполнить сразу после инсульта. Речь является той функцией, исследуя которую, оценивают большинство когнитивных функций. Поэтому проверить ее следует в первую очередь. При интерпретации нарушений когнитивных функций у больных с выраженной афазией следует проявлять осторожность.

Исследование включает выслушивание речи пациента, оценку способности пациента узнавать и называть предметы, понимать услышанное и повторять некоторые слова и фразы. Больным следует предложить также прочитать текст вслух и объяснить его. Кроме того, оценивают письмо, предложив больному переписать текст и написать что-нибудь без подсказки.

Стандартизированное исследование (например, ахенский тест для проверки нарушений речи и бостонская диагностическая экспертиза афазии) включает оценку ряда симптомов. Эти исследования обеспечивают исходную информацию, с которой в дальнейшем сравниваются результаты последующих исследований для оценки динамики в клиническом течении и эффективности лечения. Оценка тяжести афазии включает следующие лингвистические уровни:
• Способность к общению: беседа, понимание и передача информации.
• Артикуляция и просодия: точность, плавность, быстрота, ритм речи и вокализаия.
• Автоматизм речи: воспроизведение, постоянство, непреднамеренные восклицания, например вербальные автоматизмы, стереотипии и эхолалия.
• Семантическая структура: воспроизведение слов, комбинирование слов, дифференцирование слов по смыслу, бессмысленный поток слов и фраз.
• Фонетическая структура: звуки в словах и их порядок (эхолалия, альтерация и т.д.).
• Синтаксическая структура: полнота и сложность предложений, количество частей и их порядок в предложении, инфекция и связующие элементы, диагноз аграмматизма и параграмматизма.

Основные симптомы, на основании которых диагностируют афазию, приведены в таблице.

Лица, у которых нет афазии, выполняют тесты (например, тест символов) почти без ошибок.

моторная афазия мкб 10 код. varianti afazii. моторная афазия мкб 10 код фото. моторная афазия мкб 10 код-varianti afazii. картинка моторная афазия мкб 10 код. картинка varianti afazii. Рубрика МКБ-10: R47.0

г) Дифференциальный диагноз:

Дизартрия, обусловленная параличом многих мышц, участвующих в речи, включая мышцы языка. Дизартрия часто сочетается с афазией.

Травматическое повреждение мозга. Травма головы, вызывающая повреждение головного мозга, которое может быть ограниченным и охватывать одну зону мозга, или диффузным и охватывать более одной зоны.

Деменция, в частности болезнь Альцгеймера. В этих случаях общие когнитивные нарушения приводят к нарушениям речи.

д) Лечение афазии. Для уменьшения негативных последствий инсульта лечение больных в ранней фазе этого заболевания следует проводить в неврологических отделениях и специализированных инсультных отделениях. Речевая терапия и восстановление когнитивной функции при участии логопедов направлены на модификацию речи и коммуникативных навыков и тренинг больных с афазией, у которых относительно сохранны речевые навыки, например способность читать и писать.
Лечение афазии включает восстановительные и компенсирующие упражнения и психологическую поддержку.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Дизартрия (код по МКБ-10: R47.1): классификация, симптомы, лечение

Дизартрия (МКБ-10: R47.1) является речевым расстройством, которое возникает у лиц с пораженными функциями речевого аппарата при нарушении связи клеток с нервными окончаниями, вследствие чего ограничиваются движения органов речи и затрудняется артикуляция.

Отличительными чертами дизартрической речи являются неразборчивость и скомканность, что доставляет дискомфорт больному и нередко становится причиной развития депрессивных состояний.

Классификация

Неврологическая классификация данного речевого расстройства базируется на локализации пораженного очага, исходя из чего выделяют следующие формы дизартрии:

Причины возникновения у взрослых и детей

Развитие дизартрии у взрослых людей чаще всего связано с перенесенными травмами и заболеваниями головного мозга:

Иногда такое состояние, как дизартрия (МКБ-10: R47.1) может диагностироваться в детском возрасте (у детей до 5 лет). Как правило, её развитие является следствием детского церебрального паралича, связанного с поражением ЦНС в период внутриутробного развития либо в течении двух лет после рождения.

Органические поражения центральной нервной системы у еще не родившегося плода могут возникать вследствие следующих негативных факторов:

В послеродовом периоде дизартрию могут вызывать перенесенные инфекционные заболевания головного мозга, средний отит, тяжелые отравления, черепно-мозговые травмы и другие причины.

Симптомы

У больных любого возраста при дизартрии нарушается речевая деятельность, что обусловлено ослаблением связи тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Вследствие данного нарушения происходит изменение дыхательного ритма, который в процессе речи учащается и становится прерывистым.

Для речи человека, страдающего дизартрией, характерна нечеткость и непонятность. Нарушения речи могут иметь различную степень тяжести, что зависит от стадии дизартрии. При стертой дизартрии нарушения в произношении звуков практически не заметны. Однако по мере развития патологии дефекты речи становятся более явными (речь замедлена, пропускаются те или иные звуки). Для наиболее тяжелой стадии дизартрии характерно развитие паралича мышц речевого аппарата и следующая за этим неспособность к речи.

При дизартрии наблюдается развитие артикуляционных нарушений: повышается или понижается тонус мышц речевого аппарата. Повышенный тонус сопровождается напряженностью мышц шеи, лица, языка и губ, пониженный тонус мышц – вялостью мышц губ и языка. У больных приоткрыты рот и губы, обильно выделяется слюна.

У детей с диагностированной дизартрией искажается слуховое восприятие речи, отмечается развитие других нарушений, вследствие чего возникают сопутствующие речевые отклонения смежного характера и нарушения общего развития ребенка.

Диагностика

Диагностика дизартрии в клинике неврологии Юсуповской больнице проводится в два этапа: с помощью неврологического обследования, включающего в себя проведение клинических исследований на ультрасовременном диагностическом оборудовании клиники, а также логопедического обследования.

К анализам и диагностическим процедурам, которые входят в неврологическое обследование в Юсуповской больнице относят:

Логопедическое обследование проводит опытный логопед, выявляющий те или иные дефекты артикуляции и речи у пациентов. Логопед определяет, как функционирует артикуляционный аппарат больного, в каком состоянии находятся мышцы его речевого аппарата и лицевые мышцы, а также оценивает его дыхание.

Коррекция

Основной целью лечения пациентов с дизартрией в клинике реабилитации Юсуповской больницы является восстановление их способностей к изъяснению, понятному для окружающих людей. Для достижения этой цели специалисты клиники используют комплексный подход, который включает в себя качественную диагностику, грамотную медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и физиотерапевтические методы лечения.

Медикаментозная терапия может быть назначена врачом-неврологом только после тщательного обследования пациента, которое позволяет уточнить диагноз, выявить возможные противопоказания к применению тех или иных препаратов.

Физиотерапевтическое лечение, проводимое под наблюдением квалифицированных врачей-физиотерапевтов Юсуповской больницы, состоит из традиционных методов (лечебных ванн, специальных физических упражнений, иглоукалывания, различного вида массажей и др.), так и нетрадиционных, однако не менее действенных методов (изотерапии, пескотерапии и др.).

Коррекционная логопедическая работа направлена на то, чтобы полностью восстановить артикуляционный аппарат пациента. Логопеды клиники реабилитации Юсуповской больницы используют специально разработанные упражнения, позволяющие поставить правильное дыхание и голос, верно произносить звуки. Пациентам назначается специальная гимнастика, разрабатывающая артикуляционный аппарат. Кроме того, проводится логопедический массаж.

Силы и умения высококвалифицированных психологов Юсуповской больницы направлены на улучшение эмоционального состояния больных, испытывающих огромный дискомфорт в связи с потерей возможности нормально изъясняться с окружающими. Немаловажное значение имеет и поддержка, максимальное внимание со стороны родных и близких пациента, которые должны постараться терпеливо выслушивать его, не перебивать и следовать всем рекомендациям специалистов.

Прогноз

Многие пациенты и их близкие задаются вопросом о возможности полного излечения от такой патологии, как дизартрия. Достоверные прогнозы по этому поводу отсутствуют, однако точно известно, что вероятность положительного результата значительно возрастает при условии своевременной диагностики и раннего начала лечения заболевания.

Источник

Диагноз F 80 Специфические расстройства развития речи и языка (лечение заболевания)

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Диагноз F 80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.

Связанное с развитием:

Функциональное расстройство речевой артикуляции

Лепет [детская форма речи]

Исключены: недостаточность речевой артикуляции:

Диагноз F 80.1 Расстройство экспрессивной речи

Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.

Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа

Исключены:

Диагноз F 80.2 Расстройство рецептивной речи

Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.

Врожденная неспособность слухового восприятия

Связанная с развитием:

Исключены:

Диагноз F 80.3 Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]

Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.

Исключены: афазия:

Диагноз F 80.8 Другие расстройства развития речи и языка

Диагноз F 80.9 Расстройства развития речи и языка неуточненные

Речевое расстройство БДУ

Круглосуточные бесплатные консультации в СПб

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Частная клиника «Спасение» уже 19 лет осуществляет эффективное лечение различных психиатрических заболеваний и расстройств. Психиатрия – сложная область медицины, требующая от врачей максимума знаний и умений. Поэтому все сотрудники нашей клиники – высокопрофессиональные, квалифицированные и опытные специалисты.

Когда обращаться за помощью?

Вы заметили, что Ваш родственник (бабушка, дедушка, мама или папа) не помнит элементарных вещей, забывает даты, названия предметов или даже не узнает людей? Это явно указывает на некое расстройство психики или психическое заболевание. Самолечение в таком случае не эффективно и даже опасно. Таблетки и лекарства, принимаемые самостоятельно, без назначения врача, в лучшем случае на время облегчат состояние больного и снимут симптомы. В худшем – нанесут здоровью человека непоправимый вред и приведут к необратимым последствиям. Народное лечение на дому также не способно принести желаемых результатов, ни одно народное средство не поможет при психических заболеваниях. Прибегнув к ним, Вы лишь потеряете драгоценное время, которое так важно, когда у человека нарушение психики.

Если у Вашего родственника плохая память, полная потеря памяти, иные признаки, явно указывающие на психическое расстройство или тяжелую болезнь – не медлите, обращайтесь в частную психиатрическую клинику «Спасение».

Почему выбирают именно нас?

В клинике «Спасение» успешно лечатся страхи, фобии, стресс, расстройство памяти, психопатия. Мы оказываем помощь при онкологии, осуществляем уход за больными после инсульта, стационарное лечение пожилых, престарелых пациентов, лечение рака. Не отказываемся от больного, даже если у него последняя стадия заболевания.

Многие государственные учреждения не желают браться за пациентов в возрасте за 50-60 лет. Мы помогаем каждому обратившемуся и охотно осуществляем лечение после 50-60-70 лет. Для этого у нас есть все необходимое:

Старческий возраст – не причина пускать болезнь на самотек! Комплексная терапия и реабилитация дает все шансы на восстановление основных физических и мыслительных функций у подавляющего большинства пациентов и значительно увеличивает продолжительность жизни.

Наши специалисты применяют в работе современные способы диагностики и лечения, самые эффективные и безопасные лекарственные препараты, гипноз. При необходимости осуществляется выезд на дом, где врачами:

Лечение в нашей клинике стоит недорого. Первая консультация проводится бесплатно. Цены на все услуги полностью открытые, в них заранее включена стоимость всех процедур.

Родственники больных часто обращаются с вопросами: «Подскажите что такое психическое расстройство?», «Посоветуйте как помочь человеку с тяжелой болезнью?», «Сколько с ней живут и как продлить отведенное время?» Подробную консультацию Вы получите в частной клинике «Спасение»!

Мы оказываем реальную помощь и успешно лечим любые психические заболевания!

Проконсультируйтесь у специалиста!

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Источник

моторная афазия мкб 10 код. 725af22f6fbce06a29251ac9de271e11. моторная афазия мкб 10 код фото. моторная афазия мкб 10 код-725af22f6fbce06a29251ac9de271e11. картинка моторная афазия мкб 10 код. картинка 725af22f6fbce06a29251ac9de271e11. Рубрика МКБ-10: R47.0

Тотальная афазия – это одновременное, тяжело выраженное нарушение моторного и сенсорного звена речи. Синдром характеризуется отсутствием спонтанной и непониманием обращенной речи, расстройством операций чтения и письма, что делает невозможным вербальный контакт с больным. Из сопутствующих расстройств наблюдается гемиплегия. Область поражения устанавливается с помощью церебральной МРТ/КТ, УЗДС артерий головного мозга. С целью оценки речевого и психологического статуса больного выполняется тестирование. Лечение включает фармакотерапию, нейрохирургические вмешательства, логопедическую помощь, нейрокоррекцию.

МКБ-10

моторная афазия мкб 10 код. e97a9abe80e87354009bd5bec0779e72. моторная афазия мкб 10 код фото. моторная афазия мкб 10 код-e97a9abe80e87354009bd5bec0779e72. картинка моторная афазия мкб 10 код. картинка e97a9abe80e87354009bd5bec0779e72. Рубрика МКБ-10: R47.0

Общие сведения

Тотальная (глобальная, сенсомоторая) афазия − наиболее тяжелая форма афатического расстройства, при которой в равной степени страдают экспрессивные и рецептивные языковые навыки. Частота глобальной афазии неизвестна, поскольку чаще разлитое речевое нарушение носит транзиторный характер и наблюдается только в остром периоде мозговой катастрофы. Примерно в трети случаев тотальная афазия остается в резидуальном периоде травмы или заболевания. Это приводит к тяжелой и длительной инвалидизации больных, требует привлечения значительных реабилитационных ресурсов.

моторная афазия мкб 10 код. e97a9abe80e87354009bd5bec0779e72. моторная афазия мкб 10 код фото. моторная афазия мкб 10 код-e97a9abe80e87354009bd5bec0779e72. картинка моторная афазия мкб 10 код. картинка e97a9abe80e87354009bd5bec0779e72. Рубрика МКБ-10: R47.0

Причины

Тотальная афазия является результатом обширного поражения доминантного полушария, охватывающего несколько речевых областей, отвечающих за продукцию и понимание речи. В патологический процесс в различных комбинациях вовлекаются центры Брока, Вернике (перисильвиева область), островковая доля, теменные области. Нередко к сенсомоторной афазии приводит повреждение подкорковых образований: таламуса, базальных ядер, белого вещества мозга. Подобные поражения могут развиваться в результате следующих причин:

Преходящая глобальная афазия, когда пациент утрачивает речевую функцию на короткое время, может возникнуть вследствие транзиторной ишемической атаки, мигренозного приступа, эпилептического припадка.

Патогенез

Механизм развития тотальной афазии зависит от области поражения. Так, при вовлечении перисильвиевой коры (зоны вокруг Сильвиевой борозды, разделяющей лобную и височную доли) и прилежащей к этой области теменной коры развивается орально-артикуляционная апраксия, акустическая агнозия. Нарушается произнесение, понимание, повторение устного и письменного высказывания. Перисильвиева область кровоснабжается из бассейна средней мозговой артерии, поэтому ее окклюзии или разрывы наиболее часто выступают причиной тотальной афазии.

Поражение подкорковых структур тесно связано с корковыми речевыми центрами. При наличии субкортикальных патологических очагов речевая деятельность нарушается по типу псевдолобного и псевдовисочного синдромов. Кроме этого, тотальная афазия возникает, если очаг поражения затрагивает белое вещество любой доли мозга: височной, лобной, теменной.

Глобальная афазия часто наблюдается в первые сутки после тяжелого повреждения головного мозга из-за церебрального отека. Через некоторое время, по мере естественного восстановления и в результате терапии тотальная афазия может трансформироваться в экспрессивную (моторную) или рецептивную (сенсорную). В некоторых случаях синдром тотального распада речи остается в качестве основного.

Классификация

Тотальная афазия делится на 2 вида в зависимости от сохранности речевых функций:

Замечено, что большие по площади, но малые по протяженности очаги поражения (геморрагии, ишемии) вызывают афазию с частичным сохранением понимания обращенной речи. Напротив, латерально расположенные, вытянутые в передне-заднем направлении зоны повреждения обусловливают полную форму тотальной афазии.

Симптомы тотальной афазии

В остром постинсультном или посттравматическом периоде большинство афатических расстройств носит глобальный характер. У больных нарушено как моторное, так и сенсорное звено речевой функции. Как правило, в первые недели после острой мозговой катастрофы понимание речи постепенно улучшается, и глобальная афазия сменяется другой формой, чаще тяжелой афазией Брока. Однако у части пациентов глобальный распад языковой функции сохраняется длительное время.

Несмотря на тяжесть нарушения речи, языковые возможности лиц, страдающих глобальной афазией, могут быть различными. Одним пациентам доступно произнесение некоторых звуков и слов, в частности, спонтанных ответов «да» и «нет», или же автоматизированных рядов (счет, перечисление дней недели, слова песен). У таких пациентов может присутствовать эмоционально окрашенный речевой эмбол.

Аналогичная ситуация отмечается с пониманием речи. Некоторые больные узнают на слух и реагируют на личностно значимые обозначения (имена близких, название знакомых мест), в то время как другие темы разговора остаются непонятными. Люди с тотальной афазией могут угадывать мимику лица или тон голоса говорящего, поэтому часто кажется, что они понимают речь лучше, чем есть на самом деле. Другие пациенты с тотальной афазией не в состоянии произнести ни одного звука и не понимают обращенной речи.

Грубо нарушены или совсем невозможны чтение, счет, письмо (алексия, акалькулия, аграфия). Практически у всех больных отмечается правосторонняя гемиплегия/гемипарез, часто выявляется глубокая гемигипостезия или гемианестезия, гемианопсия. Благодаря сохранности правого полушария человек с тотальной афазией может выражать себя с помощью мимики, интонации, жестов.

Осложнения

Обширные повреждения мозга, нарушающие речевой потенциал, также могут ухудшать другие психические функции. При наличии сопутствующего когнитивного дефицита могут возникнуть трудности с вниманием, памятью, обучением. Без должного восстановительного лечения и реабилитации больные с тотальной афазией остаются глубокими инвалидами из-за полной невозможности коммуникации с внешним миром, ограничений движения и самообслуживания. Такие пациенты испытывают глубокую депрессию, часто не имеют достаточной мотивации к занятиям.

Диагностика

Обследование больного с тотальным распадом речевых навыков начинается с определения причины и зоны церебрального поражения. Установление формы афазии становится возможным только после окончания острейшего периода церебральной катастрофы. В диагностическом консультировании больных участвуют врачи-неврологи и нейрохирурги, логопеды, нейропсихологии. Минимальный план обследования:

Лечение тотальной афазии

Терапия и хирургия

В первые часы ишемического инсульта наиболее эффективным является проведение реперфузионной терапии (внутривенного или внутриартериального тромболизиса). Для борьбы с отеком мозга применяют диуретики, умеренную гипотермию. В период лечения больные получают антикоагулянты, антиагреганты, нейропротекторы, антиоксиданты, антигипертензивные средства.

По показаниям осуществляются оперативные вмешательства: каротидная эндартерэктомия, имплантация каротидного стента во внутреннюю сонную артерию, удаление церебральных неоплазий. Внутричерепные геморрагии требуют проведения краниотомии и оперативного удаления внутримозговой гематомы, аспирации гематомы через фрезевое отверстие, стереотаксического удаления.

Физическая реабилитация

Методы физической реабилитации направлены на активизацию двигательной активности, способности к самообслуживанию. Больным рекомендуется дозированная физическая нагрузка: лечебная гимнастика, механотерапия, эрготерапия. При сопутствующей дисфагии проводятся сеансы нейромышечной электростимуляции Vocastim. При парезах целесообразно назначение процедур электрофореза, миостимуляции, магнитотерапии, дарсонвализации.

Логопедическая коррекция

На занятиях по восстановлению речи первоочередное внимание уделяется улучшению восприятия обращенной речи. Для этого сначала активизируют неречевой слуховой гнозис, акустическое внимание и контроль. Затем переходят к дифференцированному восприятию речевых звуков и их произнесению. При этом опираются на тактильные ощущения, визуальное восприятие, прибегают к вкусовой и обонятельной стимуляции.

В речевой реабилитации лиц с тотальной афазией особую роль играет использование различных мобильных приложений, средств и методов альтернативной речевой коммуникации, жестовой речи. Несмотря на то, что речевая терапия не всегда оказывается эффективной при синдроме тотальной афазии, она может способствовать значительному расширению коммуникативных навыков, улучшению самочувствия больных, снижению уровня депрессии.

Прогноз и профилактика

При оценке речевого прогноза тотальной афазии основными факторами, влияющими на нейропластичность мозга, выступают возраст, локализация поражения, преморбидный когнитивный и соматический статус, мотивация на лечение. Решающим при этом является раннее начало логотерапии (в первый месяц после возникшего нарушения).

Хотя речевой прогноз для лиц с глобальной афазией не слишком благоприятен, в целом возможно достичь заметного улучшения в различных аспектах языка. Обычно понимание речи удается нормализовать, но в последующем сохраняется моторная афазия Брока или транскортикальная афазия различной степени тяжести. Худшие результаты восстановления речевой функции показывают пациенты с очаговым поражением лобно-височно-теменной области − у них отмечается минимальное улучшение речи или сохранение глобальной афазии.

Профилактика включает мероприятия по предупреждению травм головы, церебральных инсультов, нейроинфекций. Следует ответственно подходить к лечению фоновых заболеваний, которые могут послужить этиофактором тотальной афазии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *