Думаю, у вас, как и у меня, завалялись дома непроявленные фотоплёнки. Проявить их, наверное, всё ещё можно. Но даже просто найти фотоателье, где этим займутся, будет нетривиальной задачей, не говоря уже о цене, которая явно будет не самой низкой, учитывая специфичность предоставляемой услуги. Так бы и лежала плёнка мёртвым грузом где-нибудь в шкафу или на антресолях, если бы не специальное приложение для Android, которое позволяет в считанные секунды оцифровать фотоплёнку телефоном.
Проявить плёнку можно даже с помощью смартфона
Как Google меняет Google Play. Теперь искать лучшие приложения для Android будет легче
Приложение, о котором я говорю, называется FilmBox. По умолчанию оно бесплатное, но есть возможность оформить платную подписку и получить расширенный набор функций. По факту можно и не платить, потому что функция оцифровки фото работает по умолчанию без дополнительных условий. Но есть один или два сценария, когда подписка для вас будет просто обязательной. Об этом расскажу ниже, а заодно подскажу, какой тариф лучше выбрать.
Как оцифровать фотоплёнку
Вот как всё устроено:
Подсветить плёнку нужно обязательно
Сфотографируйте плёнку так, чтобы перфорация по бокам обязательно попала в объектив
За 2 года экспериментов разобрался, как правильно заряжать телефон. Вы не поверите
Несмотря на то что функция сканирования фотоплёнки доступна по умолчанию, возможность сохранять оцифрованные фотографии есть только в платной версии. Обычно я не имею привычки рекомендовать читателям оформлять платный тариф, но в данном случае, если у вас большой объём кадров, которым требуется оцифровка, можете оформить подписку на месяц за 459 рублей, оцифровать всё, что нужно, выгрузить снимки в облако, а потом отписаться.
Качество оцифровки фотоплёнки меня радует. Но учитывайте, что оно напрямую зависит от нескольких факторов:
Проявка пленки с помощью телефона
Вот так выглядят оцифрованные изображения. Скриншоты сделаны на iPhone, потому что Android блокирует снимки экрана без подписки
Вообще, оцифровка старой плёнки приложению даётся на удивление хорошо. Даже светлые снимки получаются как будто чуть более винтажными, чем они есть на самом деле. Таким образом можно оцифровывать вообще любую плёнку – хоть цветную, хоть чёрно-белую. На этот случай в приложении есть функция раскраски изображения. Поэтому, если у вас найдётся старая чб-плёнка, вы сможете получить её цифровую копию, а заодно попробовать раскрасить.
До того, как попробовать отсканировать фотоплёнку, я думал, что приложение будет врать в цветопередаче. Всё-таки для меня было странно, что камера обычного смартфона сможет распознать цвета, зафиксированные плёночным фотоаппаратом. Однако я ошибался. На выходе все цвета на снимках передавались именно в том виде, в котором они и были запечатлены. Я вижу это при прямом сравнении с проявленными фотографиями, так что приложению FilmBox от меня большой плюс.
Проявить очень старую советскую ч-б негативную фотоплёнку
Сообщество –
Как создать сообщество?
Как вступить в сообщество?
Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество». Вступление в сообщество происходит автоматически без одобрения кандидатуры вступающего другими членами сообщества.
Что за пленка-то хоть? Тасма, Свема, КН, Аэро, МЗ, Микрат? Сколько ГОСТ?
Ну вот. Надеюсь, 35 мм?
[quote:9c219bb696] 0.2 г/л бензтриазола
[quote:9c219bb696] С бачками под 35 мм проблем нет.
Ну порекомендуйте хотябы одно место в желательно в центре Москвы, где можно купить бачёк, желательно, аналог старого советского односпирального.
Надеюсь ещё пообщаться завтра.
[quote:8ac0f40f48] 0.2 г/л бензтриазола
[quote:8ac0f40f48] С бачками под 35 мм проблем нет.
Ну порекомендуйте хотябы одно место в желательно в центре Москвы, где можно купить бачёк, желательно, аналог старого советского односпирального.
Надеюсь ещё пообщаться завтра.
При пользовании этой гадостью нужно проявлять максимальную осторожность и работать в хорошо проветриваемом помещении, желательно с вытяжкой. При вдыхании может вызвать жуткие отравления с последствиями.
YG сообщений: 7009 в Клубе: 6983 дня Moscow WWW
05.09.2003 07:05:47 | Слайд 35 летней давности.
Интересно, а как мне проявить слайд (ORWO) 35-летней давности
[quote:26655f9ae5] У Ф65 зажата гамма, так что ее надо проявлять до конца,
Черный Дембель сообщений: 336 фотографий: 9 в Клубе: 7012 дней Lwow
05.09.2003 11:53:24 |
На нажитых мною на халяву пленке Свема, есть 65 и 125, срок годности закончился в 1994 году. Мои шаловливые ручки добрались только до 65. Советская коробка пластмасавая с трудом влезла в мою Минолту 505 и крышка с трудом закрылась, и счетчик кадров не работал, пришлось коробочку использовать от пленки Фомапан, и цветной разной, заработала все пучком. Проявлял отечествеными химикатами, местного производства, срок давности у них истек в 2000 году. Результат сносный, вуаль не большая, и думаю от моих кривых ручек образовалась. Вот такой у меня опыт.
Поэтому такие разномастные запасы тяжело проявлять по одному режиму. С ходу говорить боюсь, потому что надо подумать и посмотреть рецептуру. Мож получится подобрать что-нибудь из фасованных реактивов.
В продаже бачков я не спец, потому что у меня их тоже остался немаленький запас. Но конфа, думаю, ответит. И попробуйте найти поиском по конфе.
Еще нужны будут: термометр на диапазон 10-30 град С; воронка; стеклянные банки на 1 л; стеклянная палочка для размешивания (дрот); пластмассовые бельевые прищепки. Может, чего еще забыл.
Но позволю высказать чисто субъективное мнение. Если у Вас нет опыта в домашнем проявлении, то сразу браться за прявку необычных пленок мож и не следует, потому что с хорошей вероятностью Вы их загубите. Может быть, следовало бы потренироваться на чем-нибудь, что сейчас продается?
Бачки. ИМХО, лучше односпиральный.
Фиксаж. Советский нейтральный + борная к-та (порошок) из аптеки из расчета 10 г/л.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Домашняя фотолаборатория. Часть 1. Проявка пленки.
Началось все с того, что на Новый Год мне подарили ч\б пленку, бачок для проявки и химикаты. Грех было не воспользоваться случаем и не возомнить из себя мега крутого фотографа, который даже сам пленку проявляет!
Я пересмотрел много видео, но понравилось только одно, которое послужило основной инструкцией по проявке:
У этого парня такой же бачок для проявки, последовательный наглядный процесс. Единственная разница, что у меня не было стоп-раствора. Зато это видео разложило по полочкам весь процесс проявки пленки.
Я решил приступить. Чтоб зря не расходовать растворы, пришлось купить еще одну катушку ч\б пленки, для проявки одновременно двух пленок. Тестовые пленки снимал в течении месяца параллельно на два фотоаппарата (Зенит ЕТ и Pentax Spotmatic II).
Ок, отснял. Пришел день «Х». Нужно было проявлять пленку. Повторно пересмотрел и перечитал все инструкции, видео, фото, все что было нужно.
Моей лабораторией стала кухня )))
Ок, дальше. Всех предупредил чтоб не включали свет и не заходили. Успешно намотал вторую пленку. Теперь можно было выйти на свет и производить дальнейшие операции.
Итак, пленки в светонепроницаемом бачке. Готовлю растворы. Рабочая температура растворов должна быть +20С. Для приготовления растворов используется дистиллированная вода, подогретая до +30-40С. Я использовал для этого тазик с горячей водой и аквариумный погружной термометр.
Так, вода нагрелась до +38С. Можно смешивать химикаты. Я взял бутылки из-под пива (1л.), в которых дома храним фильтрованную питьевую воду. Ну других не было просто. На них я наклеил бумажки с надписями «Проявитель» и «Фиксаж (FIX)», чтоб не перепутать. Засыпал содержимое пакетика «Проявитель СТ-1». Хорошенько побултыхал и залил в бачок. Выставил таймер на микроволновке на 9 мин. (как было указано на пленке) и по инструкции каждую минуту опрокидывал бачок несколько раз и постукивал чтоб сбить пузырики. Параллельно приготавливал фиксирующий раствор (тоже по инструкции).
Прошло 9 минут и пора было сливать раствор обратно в бутылку. Для этого понадобилась лейка.
Дальше необходимо остановить действие проявителя стоп-раствором, которого у меня небыло. Для этого я использовал обычную воду, интенсивно промывая пленку от остатков проявителя. Желательно использовать теплую воду, чтоб не остудить бачок и сохранить рабочую температуру +20С.
Дальше. Фиксаж. Заливаю в бачок, включаю таймер на 15 минут, бултыхаю каждую минуту. Раствор делает пленку нечувствительной к свету.
Готово. Теперь пленка проявлена и зафиксирована. В принципе она уже не боится света, но еще нужно отмыть её от фиксажа. Не доставая ее из бачка заливаю воду несколько раз, бултыхаю, выливаю. И так несколько раз подряд. Важно! Последнюю промывку нужно делать дистиллированной водой, чтоб после просыхания не оставалось разводов на пленке.
Всё! Пленка проявлена. Можно доставать и сушить. Сушить повесил не бельевые веревки.
Сушилась пленка около часа (я точно не помню). Жаль что одна пленка практически вся была засвечена. Зато вторая оказалась нормальной.
Вот и весь процесс проявки в домашних условиях. Коротко: заряжаем в бачок, заливаем проявитель на указанное на пленке время, промываем, заливаем фиксаж на 15 минут, промываем, достаем, сушим. Всё!
Дальше пленку нужно оцифровывать в домашних условиях, но это уже совсем другая история.
Проявка всех видов фотопленок, по любым процессам: C-41, черно-белых, ORWO, KODAK, KONICA, FUJI, AGFA, ARGENTUM, LUCKY, СВЕМА, ТАСМА, ROLLEI, ECN-2, SFL, Oscar и других.
ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ НА СТРАНИЦЕ ФОТОПЛЕНКИ ПРОЯВЛЯЮТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НАМИ! Мы ни к кому их не предаем.
Проявка фотопленок KODAK AEROCOLOR тип 135 (стандартная)
PUSH, PULL (для процесса ECN-2 не выполняется).
+100% к стоимости проявки 2 рабочих дня
Извлечение фотопленки из фотоаппарата Зарядка фотопленки в фотоаппарат.
Приём в проявку фотопленок без кассет или ракордов, завернутых в бумагу, фольгу или в пеналах от фотопленок. Без претензий к результату проявки.
+500р00к к стоимости заказа. Предоплата 100%
Одноразовый фотоаппарат проявка Одноразовый подводный фотоаппарат проявка 150р00к 1 рабочий день
Ручная проявка фотопленок по процессу С-41: тип 135 (стандартная), тип 110 (узкая), тип 120/220 (широкая), тип 126, тип 127.
Проявка фотопленок Rollei Color Negativ CN 200, Rollei Crossbird.
Проявка фотопленок Lomography по процессу C-41.
100р00к 1 рабочий день
Проявка фотопленок ECN-2 широкая ТИП 120, тип 220 тип 120 = 250р00к тип 220 = 500р00к
Проявляем по четвергам (пленки, сданные в четверг будут проявлены только через неделю)
МЫ ГАРАНТИРОВАННО САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРОЯВЛЯЕМ ВСЕ СТАРЫЕ ФОТОПЛЕНКИ И НИКОМУ ИХ НЕ ПЕРЕДАЕМ. Заказы на одновременные проявку и сканирование старых пленок не принимаются! Если заказчик настаивает, то, лаборатория полностью отказывает ему в обслуживании.
Ручная проявка фотопленок по процессу FILMSOUP (пленки предварительно вымоченные в разного рода жидкостях), без претензий к результату проявки.
400р00к до 5 рабочих дней
Проявка фотопленок Е-6 по процессу C-41 (CROSS).
100р00к 1 рабочий день
Проявка фотопленок в кассетах без идентификации процесса, перемотанных в неродные кассеты, самостоятельно намотанных в фирменные кассеты или на ракорды, кроме фотопленок, проявляемых по процессу ECN-2 (без претензий к результату проявки).
500р00к проявка по мере накопления, но не реже, чем раз в 15 дней. Предоплата 100%
Очистка загрязненных поверхностей ранее проявленной фотопленки (при сканировании выполняется на усмотрение оператора).
Специальная обработка сильно скрученных и пересохших фотопленок, включая обработку в Kodak Hypo Clearing Agent, необходимо во избежание растрескивания эмульсионного слоя (при сканировании выполняется на усмотрение оператора).
Покупающим или наматывающим ECN-2 в кассеты самостоятельно: Попытка сдать намотку с сажевым слоем ECN-2 под видом С-41, приведет к возврату заказа и дальнейшему полному отказу в обслуживании! Сажа, используемая как противоореольный слой, несовместима с процессом C-41 и приводит к тотальной порче проявляемых пленок других клиентов! Пленки ECN-2 проявляются отдельно, не подвергайте риску пленки других фотографов!
Как происходит проявка фотопленок в нашей лаборатории: Все пленки в заказах маркируются до поступления на участок проявки. Это максимально снижает риск перепутать пленки из разных заказов, в случае, если пленка поступит на длительную по времени проявку (черно-белые, ECN-2, ORWO) она дополнительно обязательно физически маркируется по номеру конверта, а не только наклеенным номерком, (помимо наклейки номерка, непосредственно на зарядный конец фотопленки наносится номер конверта заказа). После этого, отсортированные по процессам проявки фотопленки, поступают на соответствующие процессам участки проявки, где непосредственно происходит проявка фотопленок. Затем, все проявленные фотопленки, сданные в проявку у наших партнеров/посредников, отправляются на участок сортировки и упаковки в конверты согласно номерам. Фотопленки, сданные в обработку по всем процессам, кроме C-41, у нас, так же отправляются на сортировку, дополнительную обработку в Kodak Hypo Clearing Agent они уже прошли. А проявленные фотопленки по машинному процессу C-41, отправляются на дополнительную обработку: длительную (20 минут) промывку, обработку в Kodak Hypo Clearing Agent, окончательную промывку, обработку в стабилизирующем растворе и сушку. И только после этого проявленная фотопленка попадает в сортировку.
ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО ПО СЪЁМКЕ НА ПРОСРОЧЕННУЮ ПЛЁНКУ от прожжённого плёночника Дэниела Шнайдера.
Если вы уже снимаете на целлулоид, то знаете, что нужно запастись терпением. Статья получилась большая.
Допустим, флеш-карта будет продолжать работать, если только по ней грузовик не проедется. С плёнкой не так, изображение на ней фиксируется за счёт химических реакций, а не в памяти полупроводников.
Чтобы сделать плёнку, желатиновую пасту, полную солей серебра, наносят на полоски тонкого пластика и наматывают в рулоны. Здесь важно понимать, что галогениды серебра видоизменяются под действием химических реакций, воздействии света или других форм радиации.
Плёнка теряет свои свойства по нескольким причинам. Со временем чувствительность галогенидов серебра может ухудшаться. Космическое и фоновое излучение, радиация (в том числе в результате ядерных испытаний) также может привести к тому, что немодифицированные соли серебра будут модифицированы в случайном и, как правило, несколько равномерном распределении, что уменьшает количество доступных неэкспонированных кристаллов и создаёт шум. Это называется запотеванием.
В цветных плёнках присутствуют несколько слоёв галогенида серебра с вкраплениями красителей и цветных масок. Красители разрушаются быстрее, чем галогениды серебра, и разные слои могут разлагаться с разной скоростью.
Срок годности большинства сортов целлулоида истекает через два года после их изготовления. Это всегда более долгий срок, нежели дата, указанная на упаковке. На некоторых плёнках даже можно встретить строчку: «Для достижения наилучших результатов, проявляйте сами». Производители защищают себя от жалоб на постоянно растущую непредсказуемость плёнки по мере её старения, однако это не причина отказывать себе в удовольствии снимать на просрочку.
ГДЕ НАЙТИ ПРОСРОЧЕННУЮ ПЛЁНКУ?
Найти её можно везде. Например на чердаке у ваших родителей или у бабушек с дедушками.
Частные аптеки, автозаправочные станции и круглосуточные магазины всё ещё могут торговать просроченной плёнкой, которая пылится на витрине уже не одно десятилетие. В благотворительных магазинах иногда можно встретить старые запасы, которые были пожертвованы складами или розничными сетями. Просрочку можно отыскать, например, на шкафу в съёмной квартире или среди хлама в гараже. Очень старую плёнку могут продавать в антикварных магазинах, однако цена может быть необоснованно высокой.
Теоретически в любом месте, где продаются старые фотоаппараты есть шанс найти древнюю плёнку. Просрочка иногда появляется на Craigslist’е и других сайтах. Вы даже можете поискать её на eBay, хотя это один из самых дорогих вариантов.
ИМЕЕТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ В КАКИХ УСЛОВИЯХ ПЛЁНКА ХРАНИЛАСЬ?
Вуаль от фонового излучения, как правило, не является большой проблемой, пока плёнке не исполнилось несколько десятилетий. Если вы найдёте катушку 50-ти или 75-ти летней давности, которая хранилась в свинцовом контейнере или бомбоубежище, она может быть значительно менее потускневшей, нежели аналогичная плёнка, всё это время пролежавшая в шкафу или на чердаке. Особенно это касается очень старых плёнок, переживших 1950-е и начало 1960-ых годов, когда активно проводились ядерные испытания.
КАКИЕ ЭФФЕКТЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОТ ПРОСРОЧКИ?
Во многих случаях с изменением цвета будет снижаться насыщенность. Это может варьироваться от слегка приглушённых цветов до предельной ненасыщенности, граничащей с чб.
При использовании рулонной плёнки с бумажным ракордом иногда могут оставаться следы от надписей на бумаге, которые проникают в эмульсию в месте их соприкосновения и вызывая локальные смещения цвета или увеличение зернистости. Иногда можно даже прочесть номер кадра и марку плёнки на готовых изображениях.
Чем древнее ваша плёнка, тем больше факторов вы должны учитывать. Помимо ожидаемого «тумана», вам необходимо знать о старинных методах проявки.
Сейчас нéгде и нéчем проявить Kodachrome (процессы K-12 или K-14), а возможно и другие старые целлулоиды, предназначенные для иных допотопных методов, таких как негатив C-22, E-2, E-3, или слайд E-4, поскольку нужные химические вещества больше не выпускают. Не исключено, что возможно восстановить изображения с некоторых очень старых цветных плёнок, проявив их как классический чб или проконсультироваться с такими экспертами как Film Rescue International или Rapid Photo.
Некоторые форматы будет проблематично проявить в домашних условиях, если нет каких-то специальных бачков и тому подобное. Формат плёнки также может влиять на долговечность.
И плёнка, и защитная бумага могут стать хрупкими через 50 и более лет. Чтобы не повредить их, лучше использовать камеру с плавным и простым движением плёнки (без сильных изгибов), осторожно заряжать и извлекать целлулоид.
Как и в случае с любой плёнкой, дайте ей медленно нагреться до комнатной температуры, если она находилась в морозилке или холодильнике перед распаковкой. Любая возрастная хрупкость будет только усугубляться при резкой смене температуры.
Чем больше светочувствительность у плёнки, тем меньше фотонов требуется для модификации солей серебра и получения изображения. Чтобы компенсировать потерю чувствительности, можно просто оценить её как менее чувствительную. Выставляя экспозицию на камере, вы можете сделать вид, что на коробочке написано, например, ASA 25, вместо ASA 100.
Я обычно округляю вниз от стандарта «1 стоп на десятилетие». Это значит, что я бы выставил 50 единиц для целлулоида номиналом ASA 400, срок годности которого истёк 35 лет назад, то есть на 3 ступени ниже. Если бы я знал, что всё это время он хранился в замороженном виде, я бы, вероятно, оценил его как ASA 200. Если бы он хранился в холодильнике или другом прохладном сухом месте, я разделил бы разницу и снимал его как ASA 100.
Чёрно-белая плёнка сохраняется намного лучше, поскольку в ней только один слой галогенидов серебра и нет цветных красителей. По моим наблюдениям чб плёнка теряет один стоп каждые два десятилетия, а это означает, что всё вышеперечисленное в два раза меньше. Если плёнке ещё не стукнуло 20 лет я бы, вероятно, сделал был лёгкую правку на 1/3 ступени, или снимал бы как есть (исходя из той чувствительности, которая указана на коробке), если бы знал, что она хранилась в холодном или замороженном состоянии.
Что касается слайд-плёнки, то у неё меньше фотоширота, чем у негативной плёнки, поэтому правки по выдержке должны быть особенно точными. Хотя мне повезло с просроченным слайдом, большинство его избегает.
Если есть сомнения, лучше переэкспонировать. Негативные плёнки хорошо переносят лёгкую передержку, да и слайд лучше воспримет передержку, чем недодержку.
Обратите внимание, что перепроявка может усугубить зерно и вуаль. Использование мелкозернистых проявителей, такими как HC-110 или Microphen, может помочь уменьшить эффект «запотевшего стекла». Микрофен также может компенсировать потерю чувствительности на пол ступени или более.
Активным ингредиентом снятого с производства антивуалента Kodak Anti-Fog No.1 был бензотриозол, и если вы можете достать его от поставщика лабораторных химикатов, то приготовьте его 0,2-процентный раствор в воде и добавьте 10–15 миллилитров на литр для вашего проявителя, чтобы повысить его характеристики.
Всё вышеперечисленное относится к чёрно-белой плёнке или к проявлению цвета в качестве чб. Плёнки C-41 или E-6 можно сдать на проявку в лаб, однако вряд-ли стоит рассчитывать на пуш более двух единиц.
Продаются наборы для самостоятельной проявки цветной плёнки и слайда на дому. Избрав этот путь, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с инструкцией к вашему набору химии.
ЗАЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА ПРОСРОЧКУ?
Существует две основные причины использования просроченного целлулоида: экономия и загадка.
Плёнка с истёкшим сроком годности может быть очень дешёвой. Множество потребительских и даже профессиональных цветных негативных плёнок, которые хорошо хранились и срок годности которых истёк всего несколько лет назад, могут стоить от 50 до 10 процентов первоначальной стоимости, а качество давать сопоставимое с новыми.
Старые плёнки, в частности потребительские 1980-х и 1990-х годов можно найти за 1 доллар США или даже меньше. Тут в игру вступает загадка.
Для многих фотографов использование плёнки неизвестного происхождения сулит непредсказуемость, полную забавных сюрпризов. Вы можете даже получить несколько различных эффектов в одном снимке.
КАКАЯ ПРОСРОЧКА ЛУЧШЕ?
Здесь действительно нет правильного ответа. Спросите у других фотографов или у Google и вы найдёте как приверженцев «свежатинки», так и фанатов просрочки.
Некоторые классические эмульсии, вероятно, способны продемонстрировать более художественные результаты. В целом, чем выше содержание в плёнке серебра, тем лучше. Такие давние бренды как Kodak, Ilford и Agfa, вероятнее, будут стареть изящнее остальных.
Некоторые целлулоиды фактически не изменили свой состав на протяжении десятилетий. Например Kodak Tri-X и Ilford HP5. Любители Кодака божатся, что Verichrome Pan даёт очень хорошие результаты практически без правок, даже когда ему 50 лет.
Плёнки, рассчитанные на съёмку в студии при свете ламп накаливания не выпускались очень давно (не считая киноплёнок, которые сейчас доступны в свежем виде в 35-мм кассетах от CineStill и других). Если вы хотите посмотреть, как выглядят Portra 160T или Fujichrome T64, то кроме просрочки вариантов нет.
Потребительские плёнки, такие как Fuji Superia и Kodak Gold стареют быстрее, чем их профессиональные собратья. Особенно выразительно зерно. Возможно с ними понадобиться большая правка, нежели одна ступень в десятилетие.
Будьте готовы, что по первости у вас может не сложиться с винтажным целлулоидом, но с опытом вам откроется что-то интересное и артистичное. Теперь смело идите копаться в шкафах и на антресолях.