нужен ли пиар код для метро в москве
В Москве оценили шанс введения QR-кодов в транспорте и парикмахерских
Власти Москвы пока не собираются вводить QR-коды для проезда на общественном транспорте и посещения фитнес-клубов и парикмахерских, сообщила в эфире «Первого канала» заммэра столицы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
«На сегодняшний день введение QR-кодов для этих направлений деятельности и организаций пока не рассматривается», — отметила она (цитата по «РИА Новости»).
Вице-мэр предупредила, что столичные власти будут принимать подобные решения в зависимости от текущей ситуации.
Система QR-кодов в Москве заработает 28 июня. Без них нельзя будет попасть во внутренние помещения заведений общепита и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. С 12 июля QR-код понадобится и для доступа на летние веранды кафе.
Исключение пока сделали для студенческих и офисных столовых, а также точек питания в гостиницах. Они должны соблюдать условие, при котором внутри не будет посторонних, только учащиеся, работники или постояльцы.
Получить код можно в трех случаях: пройденная вакцинация от COVID-19; отрицательный ПЦР-тест на заболевание, сделанный не ранее, чем три дня назад; либо уже перенесенный за последние полгода коронавирус. Отметка о последнем должна быть в официальном реестре, поэтому те, кто переболел бессимптомно или не имеет справки, получить код не смогут.
У несовершеннолетних коды спросят, только если они посещают соответствующие места без взрослых. Им код будут выдавать только на основании ПЦР-теста либо официально перенесенной болезни, так как несовершеннолетние не подлежат вакцинации.
Бумажные справки вместо QR-кода приниматься не будут.
Новые ограничения власти ввели на фоне роста числа заболевших. 18 июня в Москве был побит суточный рекорд по числу новых зараженных — выявили сразу 9056 новых случаев.
За последние сутки город обновил и рекорд по смертности среди заболевших (по статистике оперативного штаба). За истекшие 24 часа умерли 98 человек.
Общее число инфицированных в Москве превысило 1,3 млн человек. Из них умерли, по данным оперативного штаба, 21 876 человек.
Двери закрываются: пропускной режим по QR-кодам добрался до транспорта
Вслед за столичным общепитом QR-коды могут внедрить в систему общественного транспорта Подмосковья. Смольный такую возможность пока не рассматривает, заявили «ДП» в Комтрансе.
По словам министра здравоохранения Московской области Светланы Стригунковой, правила проезда на общественном транспорте могут ужесточить с 1 июля, если ситуация со взрывным ростом заболевших COVID-19 не изменится.
Может, начать с метро: бизнес ответил на пропускной режим для общепита
Предполагается, что услугами перевозчиков смогут пользоваться только вакцинированные жители. Для этого им будет необходимо получить QR-код. Пассажиров, которые не сделали прививку и не озаботились получением специального штрихкода, пускать в транспорт не будут.
В комитете по транспорту Петербурга сообщили «ДП», что пока вопрос допуска в общественный транспорт только вакцинированных пассажиров не рассматривают. Между тем эксперты опасаются, что, если мера всё-таки будет одобрена в Северной столице, с её реализацией могут возникнуть определённые трудности.
«Боюсь, ресурсы структур комитета по информатизации и связи, на которые, очевидно, это и возложат, могут не справиться с запросами и обработкой всей информации. Плюс не представляю, каким образом эти QR-коды будут проверять в самом общественном транспорте. Валидаторы же их не распознают», — сказал аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков.
С ним согласен транспортный инженер и автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов.
«Не очень понимаю, как это будет технически работать. Если не для проформы, как пресловутые измерения температуры, а реально для защиты. Либо образуются огромные очереди на входе, либо у кондукторов станет в 2 раза больше работы. Крайне сомнительная для меня в техническом плане вещь», — объяснил Вергазов,
В компании OTS Lab «ДП» сказали, что вполне представляют, как мог бы работать подобный механизм. Будет ли он эффективен, другой вопрос.
«Организовать такую процедуру несложно, учитывая, что вся информация у государства о нас уже есть, в «Госуслугах» есть данные о вакцинации, а все поликлиники передают в единый центр результаты ПЦР-тестов. Кондукторам можно раздать устройства, считывающие QR-коды. Непонятно, правда, что будет происходить в конфликтных ситуациях, когда у человека такого кода нет. Придётся охрану выставлять в общественном транспорте, что совершенно неправильно. Глобально же считаю, что это бесполезная мера. Нигде в мире подобное не применялось: ни в Китае, ни в европейских странах, где был жёсткий локдаун. В общественном транспорте нужно было просто носить средства защиты», — полагает основатель и гендиректор OTS Lab Тимофей Волоцкий.
Бизнес ошеломлён возвращением ограничений в Петербурге
Он считает, что властям нужно искать другие способы продвигать вакцинацию.
«Ограничивать людей в пользовании общественным транспортом — последнее, чем нужно заниматься, потому что это базовая социальная функция. Для многих это единственное средство передвижения. Даже если проезд по QR-коду и можно организовать, то точно не нужно», — подчеркнул Волоцкий.
Директор по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимир Валдин предполагает, что QR-код могут привязать к транспортной карте так, чтобы без него она не срабатывала.
«Конечно, с учётом того, что работу по запуску такой надстройки могут случайно отдать и не очень профессиональной команде, процесс может пройти не без проблем, но в целом технически всё вполне реализуемо. Если идти по пути без привязки к карте, через прямое считывание кода, то наладить такое в короткий срок нереально. Это возможно в Твери, поскольку там система изначально использует QR-коды как одну из опций чтения информации с билета. В Подмосковье, Москве и Петербурге, насколько я знаю, такого нет», — сказал собеседник «ДП».
Днём ранее мэр Москвы Сергей Собянин взбудоражил общественность, запретив с 28 июня посещать кафе и рестораны без прививки от коронавируса. Бумажные справки и сертификаты, согласно этому инновационному решению, никакой силы иметь не будут. Главным документом станет QR-код, который подтвердит наличие защиты от COVID-19.
Указ мэра вызвал неоднозначную реакцию бизнеса. Петербургский ресторатор Александр Затуливетров назвал этот шаг «карательной санкцией».
Принуждение к вакцинации с помощью общепита вызвало резкую реакцию участников рынка. «В очередной раз ответственность перекладывается на бизнес», — сказал в разговоре с «ДП» владелец кондитерской Кирилл Виноградов.
Вход по QR-коду в общественный транспорт: сообщения от РЖД, Московского метро и Правительства
В конце июня, власти Московского региона активно обсуждали введение пропускной системы в метро, электричках, автобусах, трамваях и другом общественном транспорте.
23 июня зампред областного правительства и министр здравоохранения Московской области Светлана Стригункова дала понять изданию «Коммерсантъ», что при ухудшении ситуации в Подмосковье введут вход по QR-кодам в общественный транспорт.
29 июня руководитель Московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк намекнул в эфире Первого канала, что в правительстве не исключают возможность введения QR-кодов для общественного транспорта.
В итоге сейчас данная тема достаточно бурно обсуждается жителями Москвы и Области в соцсетях.
6 июля BUSINESS удалось связаться с различными ведомствами и узнать актуальные планы.
QR-коды в электричках, МЦД и поездах дальнего следования
В РЖД корреспонденту BUSINESS рассказали, что на текущий момент никаких указаний насчет введения QR-кодов к ним не поступало, а сами они не уполномочены вводить подобные ограничения в отношении пассажиров.
QR-коды в метро Москвы
В Московском метрополитене, как и в РЖД, никаких распоряжений не получали. Введение QR-кодов тут не планируется. Во всяком случае в ближайшее время, т.к. от момента получения распоряжения до внедрения пропускной системы потребуется одна-две недели.
Что говорят в Правительстве Москвы
В столичном правительстве сказали, что на текущий момент распоряжений по введению QR-кодов в общественном транспорте нет.
«Даже если и были такие планы, то это не значит, что это будет реализовано», — рассказали корреспонденту BUSINESS в столичном правительстве.
Оперштаб Москвы по коронавирусу тоже никакой информацией по введению QR-кодов в общественном транспорте не располагает.
Напомним, что с 28 июня в Москве и Московской области действуют QR-коды, которые необходимо предъявить в кафе и ресторанах, а также на массовых мероприятиях с численностью не более 500 человек.
Введут ли QR-коды в транспорте и магазинах Москвы? В мэрии запутались в ответах
Сегодня в СМИ активно обсуждается тема возможного распространения системы допуска по QR-кодам в магазины и общественный транспорт в Москве. Никаких конкретных решений по этому поводу столичные власти не принимали. Однако и однозначных комментариев на эту тему профильные чиновники мэрии дать почему-то не могут. Власти города уже который день транслируют совершенно противоположную информацию.
Так, 25 июня вице-мэр Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова в эфире Первого канала заявила, что власти Москвы пока не собираются вводить QR-коды для проезда на общественном транспорте и посещения фитнес-клубов и парикмахерских. «На сегодняшний день введения QR-кодов для этих направлений деятельности и организаций пока не рассматривается. Но в зависимости от того, как будет развиваться ситуация, будем принимать адекватные ей решения, потому что действительно, с точки зрения контактов, самые рисковые сферы — это кафе, рестораны, концерты. Люди находятся там долго, это, как правило, небольшое пространство», — сказала Ракова (цитата по ТАСС)
И вот уже сегодня, то есть спустя всего четыре дня, в эфире того же Первого канала глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк заявил следующее: «Давайте вот так уж прямо — общественный транспорт и магазины — может быть, не совсем ближайшее время. Но идеи, какие отрасли могут присоединиться к этой программе, у нас есть».
Спустя пару часов после своего выступления на «Первом» Немерюк давал комментарий радиостанции «Эхо Москвы», где заявил, что «ни транспорт, ни торговля не рассматриваются в качестве отраслей, где будет применяться QR-код». «В настоящее время у нас по действующему указу только рестораны и предприятия общественного питания ограничивают вход посетителей, не имеющих иммунного сертификата в виде QR-кода. Какие еще отрасли возможно будут, в ближайшей перспективе будет определено. Пока какие-либо другие отрасли не планируется включать в эту систему», — сказал чиновник.
Напомним, система QR-кодов в Москве заработала с понедельника, 28 июня. QR-код — это вид пропуска в рестораны и на массовые мероприятия численностью более 500 человек. Чтобы попасть на летние веранды ресторанов, QR-код понадобится через две недели, с 12 июля.
Чтобы получить QR-код, нужно либо сделать прививку против коронавируса, либо сдать ПЦР-тест в специализированной лаборатории, либо переболеть коронавирусом в течение последних шести месяцев.
Город модернизирует турникеты подземки
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
Мэрия Москвы потратит 1,3 млрд руб. на обновление контроллеров на всех турникетах в столичном метро, чтобы они могли поддерживать оплату с помощью банковских карт и QR-кодов. В техзадании прямо не говорится о возможности не только оплаты, но и другого типа использования QR-кодов, однако эксперты отмечают, что это легко реализуемо на уровне программного обеспечения.
Департамент по конкурентной политике Москвы 12 августа объявил тендер на оснащение станций Московского метрополитена 5 тыс. контроллеров зоны прохода (размещаются на турникетах). Начальная цена лота — 1,3 млрд руб., сбор заявок продлится до 26 августа. Работы надо выполнить в течение 300 дней с даты заключения контракта. В техническом задании указано, что в новых контроллерах должна быть возможность оплаты проезда с помощью банковской карты, в том числе виртуальной (с мобильного телефона), а также считыватель QR-кодов.
Спрос на оплату проезда банковскими картами постоянно растет: в 2019 году на турникетах банковскими картами пассажиры оплатили проезд 30 млн раз, а за первую половину 2021 года — 55 млн раз. Старые контроллеры изношены — большинство работает уже десять лет, их обслуживание с каждым годом дорожает, а некоторые запчасти уже не производятся, добавили в пресс-службе метрополитена.
Популярность оплаты по QR-коду растет в разных сферах, в том числе для оплаты проезда на транспорте; оборот QR-платежей на смарт-терминалах «Эвотор» во втором квартале 2021 года вырос на 83% по сравнению с первым кварталом, отметила PR-директор IT-компании «Эвотор» Людмила Игнатьева. Сергей Андронов считает, что оплата по QR-коду подойдет тем, у кого нет телефона c поддержкой технологии NFC. В то же время QR-код относительно легко подделать, предупреждает он.
В пример он привел Турцию, которая ввела ограничение на использование общественного транспорта в связи с COVID, привязав к транспортным картам персональный медицинский HES-код.
В конце июня стало известно, что в последней версии приложения «Московский транспорт» появился пункт меню «Проверка цифрового сертификата (QR-кода)». О том, что мэрия добавит в это приложение функцию биометрического распознавания для оплаты проезда по лицу, “Ъ” рассказывал 10 августа.
В техническом задании по турникетам приведены универсальные требования к сканеру штрих- и QR-кодов. Упоминаются стоп-листы, хант-лист, белые и черные списки носителей, но по каким критериям они будут формироваться — сказать нельзя, пояснил директор центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Сергей Андронов. Любой сценарий будет реализован на стороне программного обеспечения, и здесь есть широкие возможности для использования полученных данных из QR-кода в разных целях, добавил он. По словам эксперта, интеграция с государственными сервисами может использоваться как для введения ограничений, так и для получения услуг, например оплаты проезда по льготному тарифу.