о чем свидетельствует 202 код обстоятельства невыполнение заявки на перевозку грузов
ПП ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»
Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.
Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.
Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции. Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.
Пункт 19. Цель договора перевозки.
Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза. В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.
Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов. Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.
Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.
Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки.
отсутствие, неправильность или утрата транспортной накладной сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки груза незаключенным или недействительным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами
Законодательство РФ однозначно устанавливает, что заключение договора перевозки подтверждается транспортной накладной (ч. 2 ст. 785 ГК РФ, ч. 1 ст. 8 УАТиГНЭТ, абз. 2 п. 6 ППГАТ). Минтранс РФ также разъяснил в письме от 20.07.2011 № 03- 01/081980ис, что использование транспортной накладной для подтверждения заключения договора перевозки необходимо. Однако, Верховный Суд РФ постановил, что факт заключения договора перевозки может доказываться другими доказательствами.
Определять достаточность доказательств заключения договора перевозки в каждом конкретном случае теперь будет суд. В Постановлении Пленума не конкретизированы доказательства, которые будут считаться относимыми и допустимыми.
Пункт 21. Проверка правильности заполнения транспортных документов.
Проверка правильности и полноты этих документов не является обязанностью перевозчика. По общему правилу, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, в том числе суммы, выплаченные перевозчиком иным лицам в связи с отсутствием, недостоверностью или неполнотой указанных документов.
при приеме груза экспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, необходимых для исполнения экспедитором его обязанностей, их комплектность и соответствие сведений, указанных в документах, условиям перевозки
Указание в транспортных накладных недостоверных сведений о характеристиках и свойствах груза (сведения об опасности, о необходимости соблюдения особых условий перевозки, о массе груза) часто становится причиной привлечения перевозчика к административной ответственности. 21-ый пункт Постановления дает возможность перевозчикам взыскивать причиненные убытки с грузоотправителя.
Верховный суд, однако, указывает, что на экспедиторов законом возлагается обязанность проверять правильность заполнения и наличие всех документов. В большинстве случаев экспедитор на погрузке не присутствует, а следовательно, фактической возможности проверить передаваемые перевозчику документы у него нет. Это создает определенный дисбаланс — перевозчик может потребовать у грузоотправителя возместить расходы, а тот может возложить бремя возмещения этого убытка на экспедитора.
Пункт 22. Возмещение ущерба, вызванного ненадлежащей упаковкой груза.
Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие ввиду ненадлежащей упаковки, если: 1) перевозчик принял на себя обязанность упаковать груз; 2) в момент принятия груза недостатки упаковки были явными либо известны перевозчику исходя из информации, предоставленной грузоотправителем, но перевозчик не сделал соответствующих оговорок в транспортной накладной
Если экспедитор принимает груз от клиента без оговорок в транспортном документе о ненадлежащей упаковке, на экспедиторе лежит риск утраты, недостачи, повреждении (порчи) груза, возникших ввиду этого обстоятельства.
Вопрос повреждения груза, возникшего в результате ненадлежащей его упаковки и подготовки к перевозке, часто становился камнем преткновения в спорах. Верховный Суд РФ постановил, что в договоре перевозки ответственность за надлежащее упаковывание и затаривание груза в общем случае несет грузоотправитель, а при заключении договора транспортной экспедиции в обязанность экспедитора входит проверить качество упаковывания и подготовки груза к перевозке независимо от того, кто подготавливал груз к перевозке.
Пункт 23. Гражданская ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза.
Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный случайной утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, в том числе возникших вследствие случайного возгорания транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия, противоправных действий третьих лиц, например кражи груза.
Обязанность перевозчика возместить ущерб, причиненный грузу, даже в отсутствие вины, установлена законодательно (ч. 1 ст. 796 ГК РФ, ч. 5 ст. 34 УАТиГНЭТ). Арбитражные суда практически всегда правильно применяли эти нормы, но в судах общей юрисдикции имели место случаи неверного толкования закона. Речь идет о формулировке “если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам”. Некоторые федеральные суды выносили решения, освобождающие перевозчика от гражданской ответственности за утрату или порчу груза, возникшие вследствие неправомерных действий третьих лиц.
Перевозчик обязан возместить стоимость утраченного (поврежденного) груза, после чего он получает право на предъявление регрессных требований к виновной стороне (например, к виновнику ДТП).
Пункт 24. Перевозчик обязан возместить убытки, вызванные просрочкой доставки груза.
Перевозчик возмещает убытки, причиненные своему контрагенту ненадлежащим исполнением обязательства в виде просрочки доставки груза Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе могут быть включены суммы уплаченной грузоотправителем, являющимся продавцом по договору купли-продажи, договорной неустойки за просрочку доставки товара покупателю
Многие знают о том, что крупные сетевые ритейлеры в договорах с поставщиками предусматривают значительные штрафы за недопоставку (в том числе и доставку товара с опозданием). К примеру, стандартный штраф в сети “Перекресток” составляет 12% от стоимости недопоставленного товара. Поставщики, работая с большой отсрочкой оплаты за поставляемые в сети товары, уплачивают эти штрафы добровольно-принудительно (сеть производит зачет на сумму штрафа из причитающихся к оплате сумм). Далее поставщик пытается взыскать этот убыток с перевозчика.
До принятия рассматриваемого Постановления Пленума ВС РФ перевозчики часто могли отбиться от этих требований, ссылаясь на ч. 1 ст. 400 ГК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. № 17-О, которым транспортная деятельность была приравнена к высокорискованным видам деятельности, вследствие чего уплате подлежала только штрафная неустойка за несвоевременную доставку груза.
Теперь споры о взыскании убытков будут чаще заканчиваться победой взыскателей, а не перевозчиков. Самое интересное, что даже включение в договор перевозки условия о том, что перевозчик не возмещает убытки, вызванные просрочкой доставки груза, может быть признано судом ничтожным, так как статьей 37 УАТиГНЭТ предусмотрено, что такого рода соглашения являются недействительными.
Пункт 25. Появилось понятие “договорный перевозчик”.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании пункта 2 статьи 6 и статьи 7 Закона о транспортной экспедиции, если он:
1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо
2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее – договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.
Верховный Суд РФ определил, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров транспортной экспедиции, суды должны установить круг обязанностей экспедитора, и на основании этого определить степень ответственности экспедитора за их ненадлежащее исполнение.
Очевидно, что указанный пункт конкретизирует содержание абз. 2 ст. 803 ГК РФ, предусматривающей, что если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
Теперь суды, рассматривая иски, предъявленные к экспедиторам, обязаны исчерпывающе установить что вменялось экспедитору договором с клиентом. Если договор предусматривал только оформление перевозочных документов, то ответственность за сохранность груза, сроки доставки и т.д. несет перевозчик, а не экспедитор.
Пункт 26. Более точное определение обязанностей экспедитора.
При квалификации правоотношения участников спора необходимо исходить из признаков договора, предусмотренных главами 40, 41 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон и т.п. Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться, в частности, тем, что по условиям договора клиент не выбирает кандидатуры конкретных перевозчиков, цена оказываемых экспедитором услуг выражена в твердой сумме без выделения расходов на перевозку и сопоставима с рыночными ценами за перевозку соответствующих грузов, экспедитор в документах, связанных с договором, сам характеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например, на сайте экспедитора в сети “Интернет”, через который заключался договор.
В судебных решениях по делам, связанным с перевозкой грузов, нередко сваливаются в кучу положения законодательства, регулирующего как собственно перевозку, так и оказание транспортно-экспедиторских услуг. 26-ой пункт Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 дает более точное, нежели ч. 1 ст. 801 ГК РФ, понятие договора транспортной экспедиции.
Теперь у судов должно быть меньше вопросов при юридической квалификации заключенного договора. В некоторых категориях дел (например, касающихся удержания груза) правильная квалификация заключенного договора имеет решающее значение.
Также нельзя не отметить, что Верховный Суд дает возможность клиентам экспедитора ссылаться на его интернет-сайт как на доказательство того, что экспедитор заявлял, что он производит доставку груза, и, как следствие, предъявлять экспедитору требования как к перевозчику.
Кроме того, Верховный Суд в очередной раз указывает, что при квалификация договора определяется его предметом, а не наименованием или принятыми по тексту договора названиями его сторон.
Пункт 27. Лица, имеющие право предъявления требования к перевозчику.
Если клиент является грузоотправителем по договору перевозки груза, то есть договор заключен клиентом самостоятельно либо экспедитором от имени клиента, клиент вправе требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза. В целях исключения неосновательного обогащения клиента к обязательствам перевозчика и экспедитора подлежат применению нормы о солидарных обязательствах
Если же договор перевозки груза заключен экспедитором от своего имени, правом требовать возмещения реального ущерба, причиненного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, с перевозчика обладает экспедитор. Перевозчик обязан возместить реальный ущерб, причиненный утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитору независимо от того, кто является собственником груза, и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту. В этом случае ответственным перед клиентом за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза является экспедитор.
Экспедитор, заключивший договор перевозки от своего имени, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения перевозчиком обязательств по договору обязан по требованию клиента уступить ему права по договору перевозки с целью предъявления перевозчику требования о возмещении убытков
Верховный суд рассмотрел три ситуации, которые могут возникнуть при перевозке груза с участием экспедитора:
Пункт 28. Перевозчик не вправе требовать оплату у грузоотправителя, если он заключал договор с экспедитором.
Лицом, отвечающим перед фактическим перевозчиком за оплату перевозки, является лицо, заключившее договор перевозки. Если договор перевозки заключен экспедитором от своего имени, перевозчик не вправе требовать провозную плату с клиента экспедитора.
Эта позиция ранее высказывалась Верховным Судом в п. 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2017 года). Логично, что если перевозчик сначала договорился об оплате с одним заказчиком, то и требовать деньги он вправе у этого заказчика.
Пункт 31. Срок исковой давности.
Срок исковой давности по иску экспедитора к фактическому перевозчику не зависит от момента возмещения экспедитором убытков клиенту.
Этот пункт Постановления ставит точку в вопросе о том, начинает ли исчисляться срок исковой давности заново после того, как экспедитор исполнил обязательство перед своим клиентом (регрессный срок исковой давности, ч. 3 ст. 200 ГК РФ).
Пункт 33. Соблюдение установленных требований претензий к перевозчикам.
В случае если перевозчик не ответил на претензию в установленный срок, впоследствии он не может ссылаться на то, что претензия не соответствовала требованиям, предусмотренным законодательством, в частности к ней не были приложены необходимые документы, а следовательно, истцом не соблюден обязательный претензионный порядок.
Перевозчик обязан рассматривать и отвечать на предъявляемые к нему претензии, независимо от соблюдения контрагентом требований к содержанию и форме претензий, установленных п. 88 ППГАТ. Перевозчик вправе в ответе на претензию аргументированно ссылаться на ненадлежаще предъявленную претензию, делающую ее рассмотрение по существу невозможным. Только в этом случае он вправе заявлять о несоблюдении обязательного досудебного порядка в суде, в противном случае он это право утрачивает. Дополнительно к нему могут быть применены последствия злоупотребления правом (ст. 111 АПК РФ).
Пункт 34. Течение срока исковой давности приостанавливается на период соблюдения сторонами претензионного порядка разрешения споров.
если стороны прибегли к претензионному порядку разрешения спора исковая давность приостанавливается на срок соблюдения этого порядка.
Если договором претензионный порядок также предусмотрен по требованиям перевозчика или экспедитора к лицу, заключившему договор перевозки или транспортной экспедиции, срок исковой давности по данному требованию приостанавливается на период, предусмотренный договором для соблюдения претензионного порядка.
Верховный Суд применяет положение ч. 3 ст. 202 ГК РФ, предусматривающей прекращение течение срока исковой давности на период применения сторонами предусмотренной законом внесудебной процедуры разрешения спора.
Примененные по тексту статьи сокращения:
Приказ МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 20 «Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом»
2. Признать утратившим силу приказ МПС России от 11 мая 1999 г. N 5ЦЗ «Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом» (зарегистрирован в Минюсте России 17 сентября 1999 г. N 1905).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г.
Регистрационный N 4761
Правила
составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом
(утв. приказом МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 20)
ГАРАНТ:
О Правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных МПС РФ, см. справку
3. Учетная карточка ведется уполномоченными представителями перевозчика отдельно по каждому грузоотправителю на основании согласованной перевозчиком заявки. Перечень уполномоченных представителей перевозчика устанавливается перевозчиком.
Учетные карточки на перевозку грузов в универсальных контейнерах ведутся отдельно по каждому виду контейнера.
В случае осуществления перевозчиком с согласия грузоотправителя замены, предусмотренного заявкой одного вида контейнера на другой, к учетной карточке прикладывается документ, подтверждающий указанное согласие.
В случае неподписания грузоотправителем учетной карточки перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
В случаях, когда перевозчику не поступила в установленном порядке заявка, но имеется телеграфное разрешение о принятии от конкретного грузоотправителя объема груза, подлежащего к перевозке в соответствующем направлении, в определенном роде вагона, перевозчик в письменной форме, если иное не предусмотрено соглашением сторон, уведомляет грузоотправителя о наличии такого разрешения. В этом случае для заведения учетной карточки грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку груза формы ГУ-12, оформленной в соответствии с правилами приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, с разбивкой по датам погрузки в течение действия данного разрешения, которая согласовывается перевозчиком в соответствии с полученным телеграфным разрешением. При непредставлении грузоотправителем перевозчику такой заявки, телеграфное разрешение перевозчика по данной перевозке к исполнению не принимается.
В случае если представленная грузоотправителем в установленные статьей 11 Устава сроки заявка на перевозку грузов согласована перевозчиком частично, учетная карточка оформляется только на согласованный объем перевозки грузов.
По истечению срока действия заявки уполномоченный представитель перевозчика по требованию грузоотправителя выдает заверенную копию учетной карточки.
4. В учетной карточке указываются:
номер учетной карточки, соответствующий регистрационному номеру согласованной заявки;
5. Ведение учетной карточки осуществляется следующим образом:
5.1. Графы 1, 2 и 3 заполняются исходя из сведений, указанных в заявке (конкретные даты, на которые намечена погрузка, количества вагонов, контейнеров, предусмотренных под погрузку и объемы погрузки). Если в заявкой # предусмотрена равномерная погрузка (в заявке не заполнена графа «Дата») указанные графы заполняются уполномоченным представителем перевозчика исходя из равномерной (среднесуточной) погрузки по дням периода действия заявки.
При перевозке грузов в контейнерах графа 3 не заполняется.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N ГКПИ2005-288, оставленным Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N КАС05-306 без изменения, положение пункта 5.2 настоящих Правил, позволяющее включать в количество вагонов, контейнеров, поданных в отчетные сутки, вагоны, контейнеры, оставшиеся не погруженными грузоотправителем в предыдущие сутки, признано не противоречащим федеральному законодательству
5.2. В графе 4 указывается количество поданных перевозчиком в отчетные сутки грузоотправителю по его заявке пригодных в техническом и коммерческом отношении для погрузки вагонов, контейнеров, к которым относятся:
порожние вагоны, контейнеры, поданные под погрузку в указанные сутки, а также груженые вагоны, контейнеры, поданные в порядке сдвоенной операции, которые, исходя из установленного в договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо в договорах на подачу и уборку вагонов технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ с вагонами, контейнерами или технологического срока оборота вагонов, контейнеров, могут быть погружены грузоотправителем в данные сутки;
вагоны, контейнеры, оставшиеся непогруженными грузоотправителем в предыдущие сутки;
вагоны, контейнеры, поданные перевозчиком без учета технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ с вагонами, контейнерами или технологического срока оборота вагонов, контейнеров и возможности обеспечения грузоотправителем их погрузки до истечения отчетных суток, но погруженные грузоотправителем до окончания данных отчетных суток;
вагоны, контейнеры, поданные по просьбе грузоотправителя в пределах периода действия заявки в счет восполнения недогруза данной заявки.
В количество поданных вагонов или контейнеров не включаются вагоны, контейнеры, поданные сверх количества, предусмотренного в заявке, без согласия грузоотправителя и не погруженные грузоотправителем до окончания отчетных суток.
5.3. В графе 5 указывается количество вагонов, контейнеров, фактически погруженных грузоотправителем и принятых перевозчиком к перевозке за данные отчетные сутки.
5.4. В графе 6 указывается количество погруженных в отчетные сутки тонн по грузам, перевозка которых установлена в вагонах и тоннах.
Примерные образцы подведения итогов выполнения заявки приведены в приложениях N 2, 3 к настоящим Правилам.
При внесении в установленном порядке по просьбе грузоотправителя в заявку изменений по железнодорожным станциям назначения, указанные изменения вносятся в графы «изменение заявки»: при увеличении со знаком плюс, при уменьшении со знаком минус.
Размер сбора за изменение заявки, взимаемого с грузоотправителя в соответствии со статьей 11 Устава, указывается в части II учетной карточки.
5.7. В графе 21 указывается код обстоятельства невыполнения заявки и количество непогруженных вагонов, контейнеров по зависящей от перевозчика причине:
5.8. В графе 22 указываются коды соответствующих обстоятельств невыполнения заявки и количество непогруженных вагонов, контейнеров по зависящей от грузоотправителя причине, в том числе возникших при обслуживании грузоотправителей локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования:
5.9. В графе 23 указываются коды обстоятельств, освобождающих от ответственности за невыполнение принятой заявки, а также количество непогруженных вагонов, контейнеров:
5.9.1. в отношении грузоотправителя:
5.9.2. в отношении перевозчика:
Пример. При установленной заявкой погрузке на конкретные сутки 20 вагонов, перевозчиком подано 15 вагонов. Грузоотправителем погружено 10 вагонов. Не подано перевозчиком 5 вагонов из-за занятости фронта погрузки.
В этом случае в графе 22 учетной карточки указывается «202-5, 405-5».
6. Учет выполнения заявки осуществляется в следующем порядке:
Данные, содержащиеся в каждой графе учетной карточки, суммируются и указываются в строке «Итого» этой графы.
Полученный результат должен совпадать с итоговой строкой графы 21.
6.2. Количество вагонов, контейнеров непогруженных по зависящим от грузоотправителя причинам определяется путем вычитания из итогов графы 4 итогов графы 5 и увеличения полученной разности на количество вагонов, контейнеров, неподанных по причинам, зависящим от грузоотправителя (графа 22 коды 404, 406, 405, 407, 408).
Полученный результат должен совпадать с итоговой строкой графы 22.
Пример 1. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов, перевозчиком подано 100 вагонов. При этом грузоотправителем погружено 80 вагонов и 20 вагонов непогружено из-за неиспользования поданных вагонов.
Пример 2. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов, перевозчиком подано 65 вагонов. При этом грузоотправителем погружено 60 вагонов. Не подано 20 вагонов из-за отсутствия у перевозчика вагонов; 10 вагонов из-за неисправности у грузоотправителя железнодорожного подъездного пути; 5 вагонов из-за предусмотренного статьей 29 Устава ограничения погрузки грузов.
За недогруз 5 вагонов вследствие ограничения погрузки грузов стороны не несут ответственности.
7. Количество тонн груза, непогруженных по зависящим от грузоотправителя причинам, определяется путем умножения количества непогруженных вагонов, определенного в соответствии с пунктом 6.2 настоящих Правил, на величину статической нагрузки на вагон, указанной в учетной карточке.
Количество тонн груза, непогруженных по зависящим от перевозчика причинам, определяется путем умножения количества вагонов, определенного в соответствии с пунктом 6.1 настоящих Правил, на величину статической нагрузки на вагон, указанной в учетной карточке.
Если полученные результаты больше фактического недогруза, то размер штрафа, предусмотренного статьей 94 Устава, начисляется за фактический недогруз.
Пример 1. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн перевозчиком подано 75 вагонов. Грузоотправителем погружено 65 вагонов 3250 тонн.
Пример 2. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн перевозчиком подано 98 вагонов. Грузоотправителем погружено 98 вагонов 4920 тонн. Не подано 2 вагона из-за отказа грузоотправителя от погрузки.
При выполнении грузоотправителем заявки в вагонах, но невыполнении в тоннах, штраф за невыполнение заявки взыскивается за фактическое количество непогруженных тонн груза.
8. В случае, если грузоотправитель в результате уплотненной загрузки вагонов использует меньшее количество вагонов, чем предусмотрено заявкой, то количество высвобождаемых вагонов определяется путем деления общего количества погруженных тонн груза на величину статической нагрузки на вагон. В этом случае недогруз, отнесенный на причины, зависящие от грузоотправителя, уменьшается на количество высвобождаемых им вагонов вследствие перевыполнения статической нагрузки на вагон.
Пример 1. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 6000 тонн со статической нагрузкой 60,0 тн/ваг погружено 98 вагонов 6000 тонн. За счет уплотненной загрузки вагонов перевозка предусмотренной заявкой массы груза осуществлена меньшим количеством вагонов. Поэтому ответственность за общий недогруз не наступает.
Пример 3. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн со статической нагрузкой 50,0 т/ваг, перевозчиком подано 90 вагонов и грузоотправителем погружено 90 вагонов 4570 тонн. Не подано 10 вагонов из-за занятости фронта погрузки у грузоотправителя
Недогружено всего 10 вагонов 430 тонн. В результате уплотненной загрузки вагонов, грузоотправитель высвободил 1 вагон. Грузоотправитель будет нести ответственность за недогруз 9 вагонов (430 тонн).
9. За непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения (с учетом произведенных в заявке изменений) на грузоотправителя (кроме случаев, когда перевозка грузов осуществлялась в вагонах, контейнерах, не принадлежащих перевозчику), начисляется перевозчиком сбор в размерах, предусмотренных статьей 94 Устава.
9.1. По грузам, перевозка которых в соответствии с заявкой установлена в вагонах и тоннах, сбор за непредъявление грузоотправителем груза для перевозки на железнодорожную станцию назначения определяется исходя из результата умножения количества непогруженных вагонов на величину статической нагрузки на вагон, указанной в учетной карточке.
Сбор начисляется на грузоотправителя за непредъявление 2 х 50 = 100 тонн назначением на железнодорожную станцию Рязань.
Пример 2. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн со статической нагрузкой 50,0 т/ваг, грузоотправителем погружено 98 вагонов 5000 тонн. Назначением на железнодорожную станцию Рязань при заявке 50 вагонов 2500 тонн погружено 48 вагонов 2500 тонн, на железнодорожную станцию Ростов при заявке 50 вагонов 2500 тонн погружено 50 вагона 2500 тонн.
Сбор начисляется на грузоотправителя за недогруз 2 вагонов 100 тонн назначением на железнодорожную станцию Рязань. Грузоотправитель не несет ответственности за недогруз 2 вагонов в соответствии со статьей 116 Устава.
9.2. При невыполнении заявки по зависящим от перевозчика причинам сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения не взимается. При частичном невыполнении заявки по зависящим от перевозчика причинам, сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения уменьшается на количество непогруженных грузоотправителем вагонов из-за неподачи вагонов и/или подачи под погрузку вагонов, непригодных для перевозок грузов перевозчиком.
Пример 1. При заявке грузоотправителя на погрузку 100 вагонов 5000 тонн со статической нагрузкой 50,0 т/ваг, перевозчиком подано 90 вагонов. Грузоотправителем погружено 85 вагонов 4250 тонн. Назначением на железнодорожную станцию Рязань при заявке 50 вагонов погружено 45 вагонов, на железнодорожную станцию Ростов при заявке 50 вагонов погружено 40 вагонов.
10. При изменении грузоотправителем установленных заявкой железнодорожных станций назначения, вызванном предусмотренными статьей 29 Устава обстоятельствами, сбор за внесение в принятую заявку изменений по железнодорожным станциям назначения, установленный статьей 11 Устава, не начисляется.
11. Учетная карточка по заявке на вагон, загруженный мелкими отправками одного грузоотправителя, ведется на общем основании.
При погрузке в один вагон мелких отправок нескольких грузоотправителей выполнение заявки учитывается в графе 2 учетной карточки по каждому грузоотправителю.
12. При невыполнении заявки вследствие аварии у грузоотправителя, в результате которой было прекращено осуществление его основной производственной деятельности, грузоотправителем должна быть представлена копия акта об аварии, составленного соответствующим государственным органом, которая прилагается к учетной карточке.
Обстоятельства, предусмотренные статьей 29 Устава, вызвавшие временное прекращение либо ограничение перевозки грузов, запрещение производства погрузочно-разгрузочных работ и послужившие причиной невыполнения принятой заявки, должны быть подтверждены приложением к учетной карточке копии соответствующих решений федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или владельца инфраструктуры.
13. В соответствии со статьей 94 Устава в случае, если грузоотправитель не менее чем за два дня до дня погрузки предупредит перевозчика о не использовании вагонов, контейнеров, размер штрафа снижается на одну треть. Сбор за непредъявление грузов для перевозки на указанную в заявке железнодорожную станцию назначения начисляется на грузоотправителя в этом случае в полном размере, кроме случаев, когда перевозки грузов должны были осуществляться в вагонах, контейнерах, не принадлежащих перевозчику.
При поступлении в установленном порядке перевозчику письменного отказа грузоотправителя от погрузки, отказ, подписанный грузоотправителем или его уполномоченным представителем и заверенный применяемой для финансовых операций печатью, прилагается к учетной карточке.
Если отказ от погрузки был подан грузоотправителем своевременно в установленном порядке, но поданные вагоны, контейнеры им были погружены и приняты к перевозке, то отказ в отношении погруженных вагонов, контейнеров считается не действительным.
14. Результаты подведения итогов выполнения заявки уполномоченный представитель перевозчика сообщает грузоотправителю в течении 5 дней после окончания последних суток, предусмотренных в заявке.
15. Формы учетных карточек и порядок их составления при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении устанавливается правилами перевозок грузов в этом виде сообщения.
ГАРАНТ:
См. данную форму в редакторе MS-Excel
Приложение N 1
к Правилам составления учетной карточки
выполнения заявки на перевозку грузов
железнодорожным транспортом
Учетная карточка N
Дата погрузки | Заявка | Подано вагонов (конт.) | Погружено | в т.ч. вагонов (контейнеров) по железнодорожным станциям назначения | Причины невыполнения заявки | Подписи ответственных работников | |||||||||||||||||||
Вагоны (конт.) | Тонны | Вагонов (конт.) | Тонн | ||||||||||||||||||||||
Общий недогруз в т.ч. | Причина освобождения | Перевоз- чик | Грузоот- прави- тель | ||||||||||||||||||||||
ваг | перевоз- чик | Грузоот- прави- тель | Перево- зчик | Грузоо- тправи- тель | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
18 | |||||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||
21 | |||||||||||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||
23 | |||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||
26 | |||||||||||||||||||||||||
27 | |||||||||||||||||||||||||
28 | |||||||||||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||||||||||
30 | |||||||||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||||
Итого |
Имущественная ответственность за невыполнение принятой заявки относится на:
Приложение N 2
к Правилам составления учетной карточки
выполнения заявки на перевозку грузов
железнодорожным транспортом
Учетная карточка N
Дата погрузки | Заявка | Подано вагонов (конт.) | Погружено | в т.ч. вагонов (контейнеров) по железнодорожным станциям назначения | Причины невыполнения заявки | Подписи ответственных работников | |||||||||||||||||||
Вагоны (конт.) | Тонны | Вагонов (конт.) | Тонн | Ожере- лье | Нальчик | Нара | Авто Завод | Мульды | |||||||||||||||||
Общий недогруз в т.ч. | Причина освобождения | Пере- возчик | Грузоо- тправи- тель | ||||||||||||||||||||||
ваг | Перевоз- чик | Грузоотп- равитель | Пере- возчик | Грузоот- прави- тель | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
18 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 10 | |||||||||||||||||||
19 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 10 | |||||||||||||||||||
20 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 10 | |||||||||||||||||||
21 | 10 | 500 | 0 | 0 | 0 | 10 | 101-10 | ||||||||||||||||||
22 | 10 | 500 | 5 | 5 | 250 | 5 | 5 | 101-5 | |||||||||||||||||
23 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 10 | |||||||||||||||||||
24 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 10 | |||||||||||||||||||
25 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 10 | |||||||||||||||||||
26 | 10 | 500 | 10 | 5 | 250 | 5 | 5 | 202-5 | |||||||||||||||||
27 | 10 | 500 | 10 | 5 | 250 | 5 | 5 | 202-5 | |||||||||||||||||
28 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||
29 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 10 | |||||||||||||||||||
30 | 10 | 500 | 10 | 10 | 500 | 8 | 2 | ||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||||
Итого 300 | 15000 | 245 | 205 | 10250 | 60 —- 46 | 60 — 35 | 60 — 33 | 60 — 31 | 60 — 60 | 95 | 30 | 35 | 30 |
Имущественная ответственность за невыполнение принятой заявки относится на:
Приложение N 3
к Правилам составления учетной карточки
выполнения заявки на перевозку грузов
железнодорожным транспортом
Учетная карточка N
Дата погрузки | Заявка | Подано вагонов (конт.) | Погружено | в т.ч. вагонов (контейнеров) по железнодорожным станциям назначения | Причины невыполнения заявки | Подписи ответственных работников | |||||||||||||||||||
Вагоны (конт.) | Тонны | Вагонов (конт.) | Тонн | Рига | Одесса | Талинн | |||||||||||||||||||
Общий недогруз в т.ч. | Причина освобождения | Перево- зчик | Грузоо- тправи- тель | ||||||||||||||||||||||
ваг | перево- зчик | Грузоо- тправи- тель | Перево- зчик | Грузоо- тправ. | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
18 | 5 | 101-5 | |||||||||||||||||||||||
19 | |||||||||||||||||||||||||
20 | |||||||||||||||||||||||||
21 | 5 | 150 | 4 | 4 | 120 | 2 | 2 | 1 | 101-1 | ||||||||||||||||
22 | |||||||||||||||||||||||||
23 | 304-5 | ||||||||||||||||||||||||
24 | 5 | 150 | 0 | 0 | 0 | 5 | |||||||||||||||||||
25 | 5 | 150 | 0 | 0 | 0 | 5 | 405-5 | ||||||||||||||||||
26 | 5 | 150 | 0 | 0 | 0 | 5 | 405-5 | ||||||||||||||||||
27 | 5 | 150 | 0 | 0 | 0 | 5 | 408-5 | ||||||||||||||||||
28 | 5 | 150 | 2 | 2 | 60 | 2 | 3 | 101-3 | |||||||||||||||||
29 | |||||||||||||||||||||||||
30 | |||||||||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||||
Итого 95 | 2850 | 43 | 40 | 1260 | 30 — 18 | 35 — 13 | 90 — 9 | 55 | 30 | 19 | 6 |
Имущественная ответственность за невыполнение принятой заявки относится на:
Невыполне- ние заявки | В вагонах (конт.) | 19 | В вагонах (конт.) | 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В тоннах | 510 | В тоннах | 900 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сумма штрафа | 4600 | Сумма штрафа | 9000 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
По стан. наз. | В вагонах (конт.) | 25/750 |
Дата погрузки | Заявка | Подано вагонов (конт.) | Погружено | в т.ч. вагонов (контейнеров) по железнодорожным станциям назначения | Причины невыполнения заявки | Подписи ответственных работников | |||||||||||||||||||
Вагоны (конт.) | Тонны | Вагонов (конт.) | Тонн | Смо- ленск | Ростов на Дону | Горький | Ярос- лавль | Псков | |||||||||||||||||
Общий недогруз в т.ч. | Причина освобождения | Перевоз- чик | Грузоо- тправи- тель | ||||||||||||||||||||||
ваг | перево- зчик | Грузоо- тправи- тель | Перевоз- чик | Грузо- отпра- витель | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
18 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||||||
19 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||||||
20 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||||||
21 | 10 | 0 | 0 | 10 | 101-10 | ||||||||||||||||||||
22 | 10 | 5 | 5 | 5 | 101-5 | ||||||||||||||||||||
23 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||||||
24 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||||||
25 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||||||
26 | 10 | 10 | 5 | 5 | 5 | 202-5 | |||||||||||||||||||
27 | 10 | 10 | 5 | 5 | 5 | 202-5 | |||||||||||||||||||
28 | 10 | 10 | 10 | 5 | 5 | ||||||||||||||||||||
29 | 10 | 10 | 10 | 10 | |||||||||||||||||||||
30 | 10 | 10 | 10 | 2 | 8 | ||||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||||
Итого 300 | 242 | 205 | 51 — 51 | 60 — 38 | 60 — 26 | 60 — 69 | 60 — 20 | 95 | 22 | 37 | 36 |
Имущественная ответственность за невыполнение принятой заявки относится на:
Приложение N 5
к Правилам составления учетной карточки
выполнения заявки на перевозку грузов
железнодорожным транспортом
Примерные образцы подведения итогов выполнения заявки
Ответственность перевозчика составляет: 0,1 МРОТ х 900 = 9000 рублей.
ГАРАНТ:
По-видимому, в тексте настоящего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 116 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
Образец N 3. (контейнера массой свыше 10 тонн)
Ответственность грузоотправителя составляет: 2 МРОТ х 37 = 7400 руб.
Ответственность перевозчика составляет: 2 МРОТ х 22 = 4400 руб.
Примечание: В случае, когда фактическая погрузка превышает за отчетные сутки размер заявки (10 число) при подведении итогов и баланса в графах 20, 21 указывается «-3», т.е. на данное количество контейнеров уменьшается общий недогруз (графа 20) и недогруз перевозчика (графа 21).
Приказ МПС РФ от 16 июня 2003 г. N 20 «Об утверждении Правил составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003 г.
Регистрационный N 4761
Настоящий приказ вступает в силу с 30 июня 2003 г.
Согласно письму Минюста РФ от 21 ноября 2005 г. N 01-3467 настоящий приказ официально опубликован в «Российской газете» от 20 июня 2003 г. N 119/2 (специальный выпуск). Указанный спецвыпуск «Российской газеты» подписчикам не поступал
Текст приказа опубликован в журнале «Экономика железных дорог», 2003 г., N 11
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
- С чем сделать рис на ужин
- a disk read error occurred press ctrl alt del что делать на ноутбуке windows 7