оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда код главы
Энциклопедия решений. Статья 210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ
Статья 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ
В разделе V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, статья 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» детализирована следующими подстатьями:
213 «Начисления на выплаты по оплате труда».
На данную статью относятся расходы госучреждений на:
— выплату заработной платы (денежного содержания), осуществляемые на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством о государственной (муниципальной) службе и трудовым законодательством;
— выплату в пользу сотрудников и (или) их иждивенцев не относящихся к заработной плате (денежному содержанию) дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудовых отношений, статусом сотрудников в соответствии с законодательством;
— перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование, исчисленных в отношении выплат, осуществляемых за счет подстатей КОСГУ 211 и 212;
— осуществление расходов (в том числе выплата сотрудникам пособий), уменьшающих обязательства по оплате страховых взносов в ФСС России;
— перечисление по принадлежности сумм, удержанных из выплат, относимых в установленном порядке на статью КОСГУ 210.
Соответственно, не могут осуществляться за счет статьи 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ расходы по выплате вознаграждений физическим лицам на основании заключенных в установленном порядке гражданско-правовых договоров, а также расходы по уплате соответствующих сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование. В большинстве случаев подобные расходы относятся на статью 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ. В то же время при оплате стоимости изготовления нефинансовых активов из материалов подрядчика указанные выше расходы могут оплачиваться и за счет соответствующих статей группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на февраль 2018 г.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
В. Пименов, руководитель (главный редактор) направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях госсектора
А также специалисты направления «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
А. Шершнева, ведущий редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
А. Суховерхова, ведущий редактор-эксперт, член Союза развития государственных финансов
В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»
А. Киреева, эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»
О. Левина, эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
Н. Андреева, эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Т. Толмачева, эксперт
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Разъяснения Минфина о порядке применения КОСГУ в части оплаты труда
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Минфин Письмом от 27.12.2019 № 02‑08‑10/102939 направил Разъяснения по порядку применения КОСГУ (классификации операций сектора государственного управления) в части оплаты труда, начислений на выплаты по оплате труда (далее – Разъяснения). Рассмотрим основные положения этого документа.
Классификация расходов.
Минфин в п. 2 Разъяснений еще раз напомнил, что в Порядке № 209н [1] основные расходные операции для осуществления выплат физическим лицам сгруппированы следующим образом:
1) оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда (статья 210 КОСГУ);
2) социальное обеспечение (статья 260 КОСГУ) – трансферты населению (домашним хозяйствам) для покрытия нужд, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию, а также в связи с потребностью в жилье или по другим обстоятельствам;
3) другие расходы (статья 290 КОСГУ) – все расходные операции, не отнесенные к другим категориям (например, уплата налогов, штрафов, пеней и пр.).
Социальные выплаты. Выплаты по оплате труда относят к социальным, если они связаны с болезнью, утратой заработка или другими социальными рисками. Событие несет социальный риск, если может негативно повлиять на имущественное положение физического лица.
К социальным пособиям в натуральной форме относится приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо осуществление физическим лицам выплат на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсация (возмещение) физическим лицам расходов на приобретение товаров, работ и услуг.
Когда социальные пособия выплачиваются в натуральной форме, физическое лицо не имеет свободы выбора в отношении того, как их использовать.
Социальные пособия, выплачиваемые в денежной форме, позволяют физическому лицу использовать эти денежные средства точно так же, как доходы, получаемые из других источников.
Несоциальные выплаты. Несоциальными выплатами по оплате труда являются заработная плата, выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников в определенной сфере трудовой деятельности, стипендии, а также компенсации за ущерб (например, имуществу физического лица), причиненный единицами сектора государственного управления, осуществляемые по решению суда либо добровольно.
В частности, указанная классификация предусматривает разграничение выплат физическим лицам (п. 7 Порядка применения КОСГУ № 209н):
Выплаты физическим лицам
В натуральной форме
В натуральной форме
Оплата труда, начисления на нее.
В Разъяснениях финансовое ведомство подробно рассмотрело выплаты по оплате труда, отражаемые по статье 210 «Оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Оплата труда работников представляет собой полное вознаграждение в денежной или натуральной форме, подлежащее выплате лицу в рамках отношений между работодателем и наемным работником за работу, выполненную в течение отчетного периода. Эти суммы подлежат выплате в порядке обмена за предоставляемые физическими лицами услуги (физического или умственного труда), используемые в процессе производства, создания услуги (п. 2.1 Разъяснений).
В данную категорию входят:
Оплата труда работников не включает суммы, уплачиваемые вне отношений между работодателем и работником (например, такие суммы, подлежащие выплате подрядчикам и лицам, работающим не по найму, квалифицируются как оплата работ, услуг).
Заработная плата.
Заработная плата – это оплата труда работников государственных (муниципальных) учреждений, органов управления государственных внебюджетных фондов, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных работников государственных (муниципальных) органов, не являющихся государственными (муниципальными) служащими, военнослужащими и приравненными к ним лицами, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах РФ, осуществляемая в денежной и (или) натуральной формах (п. 2.1.1 Разъяснений).
Заработная плата включает суммы, удерживаемые из заработной платы работодателем, такие как налоги на доходы и другие вычеты, подлежащие уплате работником. Эти вычитаемые суммы часто уплачиваются напрямую налоговым органам и т. д. от имени работников.
В данную категорию включаются следующие виды вознаграждения:
Базовая заработная плата – выплачивается регулярно раз в месяц или в иные промежутки времени, включая оплату по результатам труда и сдельную оплату
– выплаты по должностным окладам, ставкам заработной платы, почасовой оплате, воинским и специальным званиям;
– заработная плата за работу в ночное время, праздничные и выходные дни;
– выплаты при совмещении должностей, расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника
без освобождения от работы
Заработная плата, подлежащая выплате работникам, не работающим в течение коротких промежутков времени
Ежегодные дополнительные выплаты (премии), а также разовые премии или другие выплаты, связанные с общими результатами работы организации, в рамках программ-стимулов
– выплаты поощрительного, стимулирующего характера, в том числе вознаграждения по итогам работы за год, премии;
– надбавка в виде ежемесячного денежного поощрения;
– материальная помощь за счет фонда оплаты труда;
– надбавки за выслугу лет;
– заработная плата за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
– надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
– надбавка за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг, классность по специальности);
– надбавка за шифровальную работу, знание иностранного языка;
– надбавка за особые условия государственной гражданской и иной службы;
– надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями, пустынных, безводных местностях, высокогорных районах, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, южных районах Сибири и Дальнего Востока
Минфин уточнил, что заработная плата не включает:
1) возмещение работодателем расходов, понесенных работниками для того, чтобы они могли занять свои рабочие места или выполнять работу, например:
2) социальные пособия, подлежащие выплате работодателем работникам, в виде:
Несоциальные выплаты.
Несоциальные выплаты персоналу представляют собой денежные средства, а также суммы оплаты товаров, работ, услуг, выплачиваемые (предоставляемые) работодателями в соответствии с законодательством РФ в пользу работников и (или) их иждивенцев, членов семей, не относящиеся к заработной плате дополнительные выплаты (за исключением компенсации расходов персонала), обусловленные трудовыми отношениями, статусом работников (п. 2.1.2 Разъяснений).
К несоциальным выплатам работникам относятся обязательные выплаты, связанные с привлечением и удержанием работников на рабочих местах, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере, такие как:
Денежная форма выплат.
В случае невозможности осуществления выплаты в натуральной форме она производится в денежной форме (выплата денежных средств, которыми работник может распоряжаться по своему усмотрению, не обусловленная фактическим потреблением товаров, работ и услуг) и отражается по подстатье 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» выплаты КОСГУ (п. 10.1.2 Порядка применения КОСГУ № 209н).
Примерами несоциальных выплат в денежной форме являются:
Натуральная форма выплат.
Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работников (то есть работники могут использовать их по своему усмотрению для удовлетворения собственных потребностей или потребностей членов семей). В частности, выплаты в натуральной форме имеют стоимостный эквивалент, выраженный в стоимости товаров, работ, услуг на момент их предоставления работникам (п. 2.1.3 Разъяснений).
Напомним, данные выплаты КОСГУ отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» (п. 10.1.4 Порядка применения КОСГУ № 209н).
При осуществлении работодателем выплат в натуральной форме работник не имеет свободы выбора в отношении того, как использовать их. Они просто освобождают его от необходимости финансирования расходов за счет доходов из других источников.
Примерами выплат, относящихся к выплатам в натуральной форме, являются:
Граница между использованием товаров, услуг и оплатой труда.
Оплата труда работников не включает суммы, подлежащие уплате подрядчикам, самостоятельно занятым работникам и другим работникам, которые не являются работниками, нанятыми единицами сектора государственного управления. Любые такие суммы отражаются как использование (оплата) работ и услуг (статья 220 КОСГУ) (п. 2.2 Разъяснений).
Услуга определяется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Вознаграждение работника, как правило, основано либо на времени, проведенном на работе, либо на другом объективном показателе объема выполненной работы. При этом если физическое лицо по условиям договора обязано выполнить одну конкретную задачу, то это говорит о том, что отношения между работодателем и работником не существуют, а имеют место договорные отношения по оказанию услуги между структурой и самостоятельно занятым лицом.
Следует отметить, что некоторые товары и услуги не используются органами государственного управления непосредственно в процессе производства, но потребляются работниками, занятыми в этом процессе.
В случае если товары или услуги используются работниками во внерабочее время и по их собственному усмотрению для непосредственного удовлетворения их потребностей или желаний, они представляют собой вознаграждение в натуральной форме.
Однако если такое использование товаров или услуг работниками необходимо для выполнения ими своей работы, то оно отражается как использование (оплата) товаров и услуг. Примерами последнего случая являются следующие виды использования товаров и услуг:
[1] Порядок применения КОСГУ (классификации операций сектора государственного управления), утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда код главы
Минфин России приказом от 29.09.2020 № 222н (далее – Приказ № 222н) скорректировал порядок применения КОСГУ, утв. приказом от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приказ № 222н вступил в силу 21.11.2020. При этом часть поправок необходимо применять уже с 2020 г., а часть – с 1 января 2021 г.
Изменения с 2020 года
В Порядок № 209н внесены разъяснения, которые Минфин России ранее довел системными письмами от 27.12.2019 № 02-08-10/102939, от 29.06.2018 № 02-05-10/45153. Помимо этого, уточнены описания отдельных статей (подстатей) КОСГУ. Основные изменения представлены в таблице.
Статья (подстатья) КОСГУ | Что нового | Пункт Порядка № 209н | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
код | наименование | ||||||||
Выплаты персоналу, населению | |||||||||
Статья (подстатья) КОСГУ | Что нового | Пункт Порядка № 209н | |
---|---|---|---|
код | наименование | ||
Доходы | |||