определение кода в музыке определение
Значение слова «кода»
1. Муз. Заключительная часть музыкального произведения.
2. Лит. Добавочный стих в сонете сверх установленных в нем четырнадцати строк.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса.
Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений (например, в сонатной форме, где со времён Моцарта кода стала почти обязательным элементом).
Она звучит в главной тональности произведения и содержит основные его темы. Она представляет собой распространение и окончательное закрепление и утверждение главной тональности путём использования органного пункта, многократного повторения аккордов тонической функции или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу и др.
Содержание коды может явиться «послесловием», выводом, развязкой и обобщением тем, развитых в разработке.
КО’ДА, ы, ж. [ит. coda]. 1. Заключительная часть музыкальной пьесы, повторяющая вкратце ее основную тему (муз.). 2. Добавочный стих в конце стихотворения, сверх узаконенного для данной формы числа строк (лит.). Сонет с кодой (в 15 стихов вм. 14).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ко́да I
1. поэт. добавочный стих сверх традиционной формы, например в сонете — сверх 14 строк, в триолете — сверх 8
2. муз. завершающий раздел музыкальной пьесы, дополняющий ее основную часть ◆ Еще одна неожиданность: когда зрители уж попривыкли к веселой драчливости и ждали спокойно новых балетных изворотов, Фомин сделал паузу, и оживленную балетную музыку завершила мрачная, тяжелая кода. Борис Евсеев, «Евстигней», 2010 г. // «Октябрь» (цитата из НКРЯ)
3. спец. в балете: финал акта; общий танец с участием всех персонажей и кордебалета
4. завершающая часть слога ◆ Внутри слога существует три вида асимметрии: между ядром и периферией (последняя включает инициаль и коду); между инициалью (как более привилегированной составляющей слога) и кодой; между слогом в целом и его составляющими. … Инициаль, рифма, ядро и кода — так часто называют части слога. Светлана Бурлак, «Происхождение языка», 2013 г.
1. название нескольких рек в России ◆ А от Коды реки до Кашина порога 2 дни ходу. Чертёжная роспись речных путей от Енисейского острога до верхнего течения р. Илима, пашенных мест, со сведениями о местном населении // «[http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Reisen/XVII/1600-1620/Otk_russ_mor_sev_cost_azii/21-40/24.phtml?id=12081 Дополнения к актам историческим]», т. 2, Спб., 1846 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: почитательница — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Определение кода в музыке определение
Кода это дополнительная строка (или строки) сверх каноническое количество строк в твёрдых строфических формах; заключительная часть сложной строфы, например, две последних строки октавы или онегинской строфы.
Строение
Кода представляет собой введение дополнительных строк в конце твёрдых поэтических форм, что приводит к удлинению стиха, например, сверх 14-ти строк в сонете, сверх 8-ми в триолете. Кода используется в виде как одиночного стиха, так и строфических форм.
Кода отличается от основной части стиха, например, количеством стоп или рифмами. К примеру, в балладе немецкого поэта И. В. Гёте «Коринфская невеста» 7-строчная строфа содержит различные по длине стихи (5-я и 6-строки – пятисложные, остальные – девятисложные).
Кода также используется в астрофических построениях, где подчеркивается графическим выделением, иным шрифтом и другими средствами.
Содержание
По содержанию кода большей частью – вывод-афоризм, пуант. В этом представлении она близка к музыкальному значению термина: заключительный раздел, который завершает произведение, обобщая его содержание.
Происхождение
Кода восходит к античной традиции добавления метрически обособленных частей в конце лирических стихов. Например, эпод замыкает две части трёхчастной строфы (строфа-антистрофа-эпод) в древнегреческой хоровой песни.
В средневековой итальянской поэзии (XIII-XV вв.) термином «кода» зачастую обозначался один или несколько терцетов (трёхстиший), которые прибавлялись к строфам твердых поэтических форм (сонет, рондо, терцины). Как правило, первая строка коды состояла из 7-ми стоп и связывалась рифмой с последней строкой традиционной части стиха, остальные строки – 11-стопные – рифмовались между собой, не соответствуя рифмам основной части стиха. Кодой дополнялись преимущественно комические сонеты. Ранние коды встречаются в сборнике произведений Д. Алигьери «Новая жизнь» (1295 г.). В русской классической поэзии кода нашла отражение в творчестве поэта В. Я. Брюсова.
Пример коды
Коду представляет собой дополнительная, заключительная строка сонета В. Я. Брюсова «Цветы роняют робко лепестки…» (1918 г.):
«…Чу! осыпается коронка за коронкой…»
Кода в музыке и в балете
Кода, финал, ритурнель
Не стоит смешивать коду с финалом музыкального произведения или танца, поскольку, это не тождественные понятия. Если финал – итог, окончательная часть произведения, то кода – завершающий раздел его части. Иногда кодой выступает ритурнель, при его повторе в начале и в конце произведения.
В широком понимании кода сопоставляется с послесловием.
Слово кода произошло от итальянского coda, что в переводе означает дополнение, окончание (от лат. cauda – хвост, конец).
Кода (музыкальный термин)
Ко́да (итал. coda — «хвост, конец, шлейф») — дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.
Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как правило, после полного каданса в главной тональности и представляет собой распространение и окончательное закрепление главной тональности путём использования органного пункта тоники, многократного повторения тонического аккорда или аккордов полного каданса, а также посредством модуляционных отклонений, чаще всего — в субдоминантовую сферу и др.
Размеры коды непостоянны — от нескольких аккордов (в простых формах) до широко развитых построений (например, в сонатной форме, где со времён Моцарта кода стала почти обязательным элементом).
Содержание коды может явиться и «послесловием», и выводом, и развязкой произведения.
Смотреть что такое «Кода (музыкальный термин)» в других словарях:
Кода музыкальный термин — (coda итал., p é roraison франц.) музыкальный придаток, который прибавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода, часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивов самой пьесы. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кода, музыкальный термин — (coda итал., péroraison франц.) музыкальный придаток, который прибавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода, часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивов самой пьесы. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Размер такта — Эту страницу предлагается объединить с Акколада (музыка), Ключевые знаки … Википедия
Список музыкальных обозначений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Музыкальные термины — В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка. Содержание 1 A 2 B 3 C 4 D 5 E 6 F … Википедия
Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия
Клаузула (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Клаузула. Клаузула (от лат. claudere «закрывать», «заключать») музыкальный термин. Содержание 1 Значения термина 2 Примечания … Википедия
Реприза (форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Реприза (фр. reprise возобновление, повторение) музыкальный термин, обозначающий часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение… … Википедия
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
Кода музыкальный термин
Смотреть что такое «Кода музыкальный термин» в других словарях:
Кода (музыкальный термин) — Кода (итал. coda «хвост, конец, шлейф») дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения. Знак Коды Кода следует за последним из основных разделов формы, начинается, как … Википедия
Кода, музыкальный термин — (coda итал., péroraison франц.) музыкальный придаток, который прибавляется к концу пьесы. К. применяется в виде предложения, периода, часто имеет ходообразный характер, причем пользуются разработкой мотивов самой пьесы. Н. С … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Размер такта — Эту страницу предлагается объединить с Акколада (музыка), Ключевые знаки … Википедия
Список музыкальных обозначений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Музыкальные термины — В нотах часто применяются обозначения для пояснения характера исполнения музыкального произведения. Большинство из них взяты из итальянского языка. Содержание 1 A 2 B 3 C 4 D 5 E 6 F … Википедия
Реприза (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Скобки репризы, в которые помещается повторяемая часть. Реприза (фр. reprise, от reprendre возобновлять) музыкальный термин, один из видов музыкальной аббревиатуры,… … Википедия
Клаузула (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Клаузула. Клаузула (от лат. claudere «закрывать», «заключать») музыкальный термин. Содержание 1 Значения термина 2 Примечания … Википедия
Реприза (форма) — У этого термина существуют и другие значения, см. Реприза. Реприза (фр. reprise возобновление, повторение) музыкальный термин, обозначающий часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение… … Википедия
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
Что такое кода в музыке? Определение и особенности
Понять, что такое кода в музыке, нам поможет перевод этого слова. Термин пришел в теорию музыкальной композиции из итальянского языка. Самый запоминающийся его перевод – «хвост». Также он переводится как «шлейф» и более прозаично – «конец». Получается, что кода – это завершающий раздел музыкального произведения. Но этого объяснения недостаточно, чтобы понять, что такое кода в музыке. Определение термина станет куда более полным после знакомства с законами строения музыкальных сочинений.
Понятие о музыкальной форме и ее основных частях
На вопрос о том, что такое кода в музыке, детально и научно отвечает музыкально-теоретическая дисциплина, которая называется «Анализ музыкальных произведений». Или просто — музыкальная форма.
Любое произведение классического искусства строится по определенным канонам. В музыке одним из элементов ее выразительности является форма музыкального произведения. Даже простейшая пьеса из «Детского альбома» П. И. Чайковского имеет свою форму и делится на разделы. Необходимо знать, что это за разделы — (так проще будет понять, что такое кода в музыке): вступление, начальный раздел, середина, реприза (заключение), кода. Оказывается, собственно завершающий раздел в музыке имеется и без коды. Он называется репризой. В этом разделе повторяется музыкальный материал из начала произведения. Что же такое кода в музыке и зачем она нужна?
Зачем музыкальному сочинению «хвост»?
Возможно, кода появилась из-за того, что иногда композиторы ощущали некую недосказанность в своих произведениях. Тогда после репризы, когда, казалось бы, уже прозвучал последний аккорд произведения, писалась кода. Ее функция – досказать недосказанное в произведении, иногда успокоить слушателя, убедить его в том, что это точно конец, а порой даже закрепить эффект, достигнутый в предыдущих разделах.
Кода: ее гармонические и мелодические черты
Итак, что же такое кода в музыке? Это раздел, следующий после завершающего. Чтобы кода в сознании слушателя осталась именно в качестве окончательного завершения, композиторы прибегают к возможностям музыкальной гармонии. Это учение о строении и соединении аккордов. Коды очень часто звучат на тоническом органном пункте. Он представляет собой повторение тоники произведения (его главной ноты) в басовом голосе на протяжении всего раздела.
Гармонии (т. е. аккорды), которые используют композиторы в кодах, называют плагальными. Они звучат очень мягко, не содержат диссонансных (звучащих остро, резко) аккордов. Это усиливает ощущение завершения. Композитор как бы показывает, что все надежды или волнения остались позади.
Еще в кодах используют возможности развития мелодии. Здесь композитору уже ни к чему широкая развернутая мелодическая линия. На то, чтобы повторить основную музыкальную тему произведения, есть реприза. В коде же чаще всего эта основная тема начинает дробиться. Композитор делит ее на мотивы. Чем ближе конец произведения, тем эти мотивы становятся короче.
Иногда встречаются особенно интересные по своему музыкальному материалу коды. В произведении может быть не одна яркая мелодия, а несколько. Но если основная тема звучит в произведении как минимум дважды (в начале и в репризе), то мелодия, например середины, может только здесь и прозвучать и больше нам не встретиться. В этом случае композиторы иногда «напоминают» о ней в коде. Получается как бы вторая реприза.
Заключение
Что же такое кода в музыке? Это необязательный раздел произведения, следующий после репризы и символизирующий его окончательное завершение. Иногда с помощью кодового раздела достигается катарсис или утверждается чувство полнейшей безысходности. Нередко композиторы не пишут коды, но придают их гармонические черты репризному разделу. При этом преследуется все та же цель – создать эффект окончательного завершения. Тогда говорят, что музыкальное произведение завершилось репризой с чертами коды.