падение с самоката код по мкб 10
Падения (W00-W19)
[См. вышеуказанные подрубрики кодов места происшествия (V01-Y98)]
Исключено: падение на льду или снегу (W00.-)
Включено: падение при столкновении пешехода (перевозочного средства) с другим пешеходом (перевозочным средством)
Включено: лицо, случайно упавшее при его переносе
Исключено: падение, связанное с оборудованием, предназначенным для развлечений (W31.-)
Включено: случайное падение БДУ
Алфавитные указатели МКБ-10
Внешние причины травм — термины в этом разделе представляют собой не медицинские диагнозы, а описание обстоятельств, при которых произошло событие (Класс XX. Внешние причины заболеваемости и смертности. Коды рубрик V01-Y98).
Лекарственные средства и химические вещества — таблица лекарственных средств и химических веществ, вызвавших отравление или другие неблагоприятные реакции.
В России Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) принята как единый нормативный документ для учета заболеваемости, причин обращений населения в медицинские учреждения всех ведомств, причин смерти.
МКБ-10 внедрена в практику здравоохранения на всей территории РФ в 1999 году приказом Минздрава России от 27.05.97 г. №170
Выход в свет нового пересмотра (МКБ-11) планируется ВОЗ в 2022 году.
Сокращения и условные обозначения в Международой классификации болезней 10-го пересмотра
БДУ — без дополнительных уточнений.
НКДР — не классифицированный(ая)(ое) в других рубриках.
† — код основной болезни. Главный код в системе двойного кодирования, содержит информацию основной генерализованной болезни.
* — факультативный код. Дополнительный код в системе двойного кодирования, содержит информацию о проявлении основной генерализованной болезни в отдельном органе или области тела.
ТРАНСПОРТНЫЕ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ (V01-V99)
Примечание. Этот блок разделен на 12 групп. Группы, которые относятся к несчастным случаям, связанным с наземным транспортом (V01-V89), указывают вид транспорта пострадавшего; кроме того, они имеют подразделы для идентификации другого участника или типа происшествия. Транспортное средство, которое занимал пострадавший, обозначают первые две цифры; это представляется важным в целях проведения предупредительных мер.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТРАНСПОРТНЫМ НЕСЧАСТНЫМ СЛУЧАЯМ
КЛАССИФИКАЦИЯ И ИНСТРУКЦИИ ПО КОДИРОВАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
1. Если происшествие не уточнено как дорожное или недорожное, его следует рассматривать как:
2. Если несчастный случай связан более чем с одним видом транспортного средства, используется следующий порядок приоритетности рубрик:
3. Если описания транспортных происшествий не определяют пострадавших как пассажиров транспортного средства, в то время, как имело место:
эти пострадавшие считаются пешеходами (рубрики V01-V09)
4. Если описание транспортного несчастного случая не определяет роли пострадавшего, в случаях, перечисленных ниже, пострадавший считается пассажиром или водителем:
Если в происшествии участвует более, чем одно транспортное средство, не следует предполагать, в каком из них находился пострадавший, исключая ситуацию, когда транспортные средства идентичны. В этих случаях употребляются коды рубрик V87-V88, V90-V94, V95-V97 и принимается во внимание порядок в преимуществе рубрик, приведенный выше в примечании 2.
5. Если транспортный несчастный случай связан с тем, что транспортное средство (моторное) (немоторное):
и в результате происходит столкновение, случай классифицируется как столкновение.
Если столкновения не произошло, случившееся классифицируется как происшествие без столкновения и кодируется в соответствии с типом транспортного средства.
6. Если транспортный несчастный случай, связанный с движущимся транспортным средством, произошел по таким причинам, как:
и результатом явилось столкновение, случай классифицируется как столкновение. Если столкновения не произошло, случившееся классифицируется как происшествие без столкновения и кодируется в соответствии с типом транспортного средства.
7. Наземные транспортные несчастные случаи, описанные как:
Следующие четырехзначные подрубрики предназначены для использования с рубриками V01-V06:
Включены: мопед мотоцикл с коляской велосипед с мотором скутер с мотором
Исключено: трехколесное мототранспортное средство (V30-V39)
Следующие четырехзначные подрубрики используются с рубриками V20-V28
Включен: трехколесный велосипед с мотором
Исключены: мотоцикл с коляской (V20-V29) транспортное средство, предназначенное преимущественно для использования вне дороги (V86.-)
Следующие четырехзначные подрубрики предназначены для использования с рубриками V30-V38:
МКБ-10: V01-V99 — Транспортные несчастные случаи
Диагноз с кодом V01-V99 включает 12 уточняющих диагнозов (рубрик МКБ-10):
Цепочка в классификации:
В диагноз не входят:
– нападение путем наезда моторным транспортным средством (Y03.-)
– повреждения, не уточненные как случайные или преднамеренные (Y32-Y33)
– преднамеренное самоповреждение (X82-X83)
– транспортные несчастные случаи вследствие воздействия сил природы (X34-X38)
Пояснение к заболеванию с кодом V01-V99 в справочнике МБК-10:
Примечание. Этот блок разделен на 12 групп. Группы, которые относятся к несчастным случаям, связанным с наземным транспортом (V01-V89), указывают вид транспорта пострадавшего; кроме того, они имеют подразделы для идентификации другого участника или типа происшествия. Транспортное средство, которое занимал пострадавший, обозначают первые две цифры; это представляется важным в целях проведения предупредительных мер.
1. Если происшествие не уточнено как дорожное или недорожное, его следует рассматривать как:
2. Если несчастный случай связан более чем с одним видом транспортного средства, используется следующий порядок приоритетности рубрик:
3. Если описания транспортных происшествий не определяют пострадавших как пассажиров транспортного средства, в то время, как имело место:
любым транспортным средством, эти пострадавшие считаются пешеходами (рубрики V01-V09)
4. Если описание транспортного несчастного случая не определяет роли пострадавшего, в случаях, перечисленных ниже, пострадавший считается пассажиром или водителем:
Если в происшествии участвует более, чем одно транспортное средство, не следует предполагать, в каком из них находился пострадавший, исключая ситуацию, когда транспортные средства идентичны. В этих случаях употребляются коды рубрик V87-V88, V90-V94, V95-V97 и принимается во внимание порядок в преимуществе рубрик, приведенный выше в примечании 2.
5. Если транспортный несчастный случай связан с тем, что транспортное средство (моторное) (немоторное):
и в результате происходит столкновение, случай классифицируется как столкновение.
Если столкновения не произошло, случившееся классифицируется как происшествие без столкновения и кодируется в соответствии с типом транспортного средства.
6. Если транспортный несчастный случай, связанный с движущимся транспортным средством, произошел по таким причинам, как:
и результатом явилось столкновение, случай классифицируется как столкновение. Если столкновения не произошло, случившееся классифицируется как происшествие без столкновения и кодируется в соответствии с типом транспортного средства.
7. Наземные транспортные несчастные случаи, описанные как:
• столкновение (вследствие потери управления) (на общественной дороге) мототранспортного средства с:
включены в рубрики V17.-,V27.-, V37.-,V47.-, V57.-,V67.-, V77.-;
• опрокидывание (без столкновения), включено в рубрики V18.-, V28.-, V38.-, V48.-, V58.-, V68.-, V78.-;
• столкновение с животным (в стаде) (находящемся без присмотра) включено в рубрики V10.-, V20.-, V30.-, V40.-, V50.-, V60.-, V70.-;
• столкновение с повозкой, запряженной животным или животным под седлом, включено в рубрики V16.-, V26.-, V36.-, V46.-, V56.-, V66.-, V76.-.
mkb10.su — Международная классификация болезней 10-го пересмотра. Онлайн-версия 2021 года с поиском болезней по коду и расшифровкой.
Падение с самоката код по мкб 10
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России
ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва
Порядок кодирования травм в результате дорожно-транспортных происшествий в соответствии с МКБ-10 в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях Российской Федерации
Журнал: Судебно-медицинская экспертиза. 2013;56(6): 31-34
Александрова Г. А., Ковалев А. В., Вайсман Д. Ш. Порядок кодирования травм в результате дорожно-транспортных происшествий в соответствии с МКБ-10 в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях Российской Федерации. Судебно-медицинская экспертиза. 2013;56(6):31-34.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Авторами приведен порядок кодирования травм при смерти в ДТП в соответствии с МКБ-10. Изучено использование правил кодирования и выбора первоначальной причины смерти для обеспечения достоверности и международной сопоставимости статистики смертности от ДТП. Рассмотрены и рекомендованы в соответствии с требованиями МКБ-10 правила построения судебно-медицинскими экспертами диагноза в медицинском свидетельстве о смерти при смерти в ДТП. Отмечено, что соблюдение правил оформления медицинского свидетельства о смерти, кодирования и выбора первоначальной причины смерти влияет на достоверность такого важнейшего демографического показателя, как смертность от ДТП.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Москва
Красноярский филиал ФГБУ «Гематологический научный центр» Минздрава России
ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России, Москва
Важнейшими демографическими индикаторами являются показатели смертности — наиболее надежные и достоверные показатели состояния здоровья населения.
Для достижения одного из индикативных показателей — показателя смертности от дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), определенного Указом Президента Российской Федерации №598 от 07.05.12 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» необходимо, чтобы эта информация была достоверной.
Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-го пересмотра (далее — МКБ-10) при травмах предусмотрено двойное кодирование: один код из класса XIX — код характера травмы, второй — код внешней причины (класс XX) [1, 2]. В мировой статистике код внешней причины считается основным, а код характера травмы — дополнительным.
В Российской Федерации при травмах используют оба кода как равнозначные.
МКБ-10 является официальным юридическим документом, она введена на территории Российской Федерации с 1999 г., соблюдение ее правил обязательно для всех медицинских работников, оформляющих документы, удостоверяющие случаи смерти.
В соответствии с требованиями МКБ-10 к ДТП относятся только несчастные случаи, т.е. такой род смерти, как «убийство», «самоубийство» классификация к ДТП не относит.
Цель данного исследования — изучение использования правил кодирования и выбора первоначальной причины смерти для обеспечения достоверности и международной сопоставимости статистики смертности от ДТП.
Материал и методы
Для обеспечения достоверной статистики смертности от ДТП необходимо придерживаться следующих правил.
Медицинские свидетельства о смерти (далее — Свидетельства) выдаются судебно-медицинскими экспертами после проведения исследования трупа.
В Свидетельстве должен быть правильно сформулирован диагноз в соответствии с установленными требованиями [4].
При формулировании диагноз следует рубрифицировать, т.е. представить в виде самостоятельных разделов. Общепринятыми при травмах считаются следующие разделы диагноза:
1) «основное» состояние — травма;
2) осложнения «основного» состояния (травмы), т.е. патологические состояния, причинно связанные с травмой (их следует сгруппировать по степени тяжести, а не по анатомической локализации, например, не «сверху вниз»);
3) внешняя причина «основного» состояния (травмы) — автомобильная, мотоциклетная, велосипедная, троллейбусная, трамвайная травмы, травма с участием специального транспортного средства;
4) фоновые и конкурирующие заболевания и патологические состояния;
5) сопутствующие «основному» состоянию: травмы, отравления, заболевания и патологические состояния.
В пункте 15 Свидетельства в случае ДТП отмечают: «несчастный случай, не связанный или связанный с производством».
В пункте 16 Свидетельства указывают: число, месяц, год, время, место происшествия и обстоятельства, при которых произошла травма.
В соответствии с МКБ-10 [1, 2] и Методическими рекомендациями Минздрава России [5] в Свидетельстве должны быть правильно отражены обстоятельства ДТП:
1. Участники ДТП — пешеход, водитель, пассажир; лицо, находящееся снаружи транспортного средства (не пешеход, не водитель, не пассажир).
2. Транспортное средство — велосипед, мотоцикл, автомобиль (легковой, пикап или фургон, грузовой, автобус), трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство.
3. Обязательным условием, при котором травма классифицируется как полученная в результате ДТП, является нахождение транспортного средства в движении.
4. Вид ДТП — столкновение с пешеходом, другим транспортным средством (указать каким), столкновение с закрепленным или стационарным объектом (указать каким), опрокидывание, без столкновения.
5. Дорожный несчастный случай классифицируется тогда, когда местом происшествия является «общественная магистраль (прим. авторов — например, шоссе) или улица — вся ширина полосы между границами владений или другими ограничительными линиями всего проезжего пути или места, какая-либо часть которого открыта для движения общественного транспорта» (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 381).
Обстоятельства ДТП должны быть обязательно взяты из материалов дела (доследственной проверки). Эти сведения по степени информативности должны быть достаточными для правильной формулировки внешней причины ДТП.
Не следует определять транспортный несчастный случай как ДТП, если он произошел вне общественной магистрали или улицы. Такие несчастные случаи должны квалифицироваться как недорожные.
В пункте 19 Свидетельства в части I должна быть указана только одна, наиболее тяжелая травма с соблюдением логической последовательности формулировки диагноза (состояние, записанное на строке ниже, должно являться причиной состояния, записанного строкой выше). В формулировке диагноза в Свидетельстве следует указывать только те медицинские термины, которые позволяют установить код травмы, например, травматическое субдуральное кровоизлияние, разрыв легкого, перелом диафиза бедренной кости и др.
В случаях, когда характер травмы определить не представляется возможным, используется код Т07 «Множественные неуточненные травмы».
В строке «г» должна быть записана формулировка внешней причины травмы, соответствующая объективно установленным обстоятельствам происшествия, например: «пешеход, пострадавший при столкновении с легковым автомобилем, дорожный несчастный случай», «пассажир легкового автомобиля, пострадавший при столкновении с грузовым автомобилем, дорожный несчастный случай».
В часть II судебно-медицинский эксперт, с учетом особенностей данного конкретного случая, вносит еще 1—2 другие тяжелые травмы, не квалифицируемые как «основное» состояние. Так же в этой части записывают сопутствующие «основному» состоянию травмы, отравления, заболевания и патологические состояния, которые имелись у погибшего и которые способствовали наступлению его смерти.
Всем записанным состояниям должны быть присвоены коды в соответствии с МКБ-10. Для этого используют коды МКБ-10 преимущественно XIX класса «Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин». Однако могут быть использованы коды, например, из класса XVIII «Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках» (R00—R99).
Код внешней причины должен соответствовать ее формулировке и характеру полученной травмы. Так, полученным при ДТП травмам (разрывам внутренних органов, переломам костей конечностей и др.) соответствуют внешние причины из блока «Транспортные несчастные случаи» (V00—V99) в соответствии с обстоятельствами данного конкретного происшествия.
Из кодов состояний, записанных в части I в строках «а», «б» и «в», должна быть выбрана и подчеркнута причина смерти по характеру травмы («основное» состояние). С 2013 г. этот выбор осуществляют в соответствии с ранговой таблицей ВОЗ [2].
Заполнение графы «Приблизительный период времени между началом патологического процесса и смертью» является обязательным.
При составлении логической последовательности следует помнить, что период времени между началом патологического процесса и смертью на строке ниже не может быть меньше периода, записанного на строке выше. Если пострадавший сразу погиб от полученной в ДТП травмы, то эти промежутки могут быть равны или «неизвестны».
В пункте 20 в случае смерти от ДТП отмечают, в течение какого времени наступила смерть: в течение 30 сут, из них: в течение 7 сут.
В соответствии с МКБ-10 имеются следующие особенности кодирования внешних причин при ДТП.
1. Если происшествие не уточнено как дорожное или недорожное, его следует рассматривать как:
— дорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V10—V82, V87;
— недорожный несчастный случай, когда его можно классифицировать в рубриках V83—V86 (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 385).
2. Опрокидывание (без столкновения) включено в рубрики V18.-, V28.-, V38.-, V48.-, V58.-, V68.-, V78.- (МКБ-10, т. 1, ч. 2, с. 388).
3. Если обстоятельства ДТП неизвестны, то необходимо выдать предварительное Свидетельство до уточнения этих сведений.
4. В соответствии с обновлениями ВОЗ 1996—2012 гг. [2], к транспортным несчастным случаям, включая ДТП, не относятся:
— несчастные случаи с людьми, участвовавшими в обслуживании или ремонте транспортного оборудования или транспортного средства (не находящегося в движении), за исключением ранения другим транспортным средством, находившимся в движении (W00—X59);
— несчастные случаи с вовлечением транспортных средств, но не имеющие отношения к опасностям, связанным с транспортными средствами, например, раны, полученные в противоправных действиях какого-либо лица в автомобиле; транспортное средство, попавшее в катастрофу; палец, поврежденный при закрытии автомобильной двери (W00—X59);
— преднамеренное самоповреждение (Х81—Х83);
— повреждения, не уточненные как случайные или преднамеренные (Y31—Y33).
Результаты и обсуждение
Таким образом, для получения достоверной статистики смертности от ДТП судебно-медицинскому эксперту необходимо:
— правильно заполнить первичную медицинскую документацию (Свидетельство);
— правильно построить рубрифицированный диагноз в соответствии с установленными требованиями, что позволяет в соответствии с действующими нормативными правовыми актами правильно оформить пункт 19 Свидетельства;
— строго соблюдать правила МКБ-10 по кодированию всех записанных причин и выбору первоначальной причины смерти;
— учитывать новые правила кодирования с учетом обновлений ВОЗ для обеспечения международной сопоставимости.
Руководитель государственного судебно-медицинского экспертного учреждения, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения судебно-медицинских экспертиз, обязан осуществлять контроль за правильностью оформления Свидетельства [6].
Таким образом, соблюдение правил оформления Свидетельства, кодирования и выбора первоначальной причины смерти влияет на достоверность показателя смертности от ДПТ. Подробное заполнение пункта 16 Свидетельства позволяет правильно определять причину смерти по внешней причине.
Закрытые и открытые повреждения груди. Раны сердца, пневмоторакс, гемоторакс
Общая информация
Краткое описание
Перелом ребра (ребер), грудины
Перелом грудины (S22.2)
Переломы грудины происходят в результате прямого механизма травмы. Они могут сочетаться с переломами средних отделов ребер. Повреждение грудины может сочетаться с кровоизлиянием в переднее средостение и травмой сердца (см. раздел травма сердца).
Скопление крови в околосердечной сумке в результате открытого или закрытого повреждения коронарных сосудов и/или стенки миокарда.
Клапанный пневмоторакс.
А) Наружный: во время выдоха сообщение плевральной полости с внешней средой уменьшается или прекращается полностью из-за смещения тканей грудной стенки («прикрывание клапана»). С каждым вдохом в плевральную полость попадает больше воздуха, чем выходят во время выдоха. Происходит постоянное увеличение объема воздуха в плевральной полости. С каждым вдохом нарастает коллабирование легкого и смещение средостения в противоположную сторону. В конце концов, поджимается легкое здоровой стороны. Нарастающее внутриплевральное давление приводит к выходу воздуха в мягкие ткани с образованием подкожной эмфиземы.
Б) Внутренний: клапан расположен в легочной ткани, плевральная полость сообщается с внешней средой через бронхиальное дерево. С каждым вдохом воздух попадает в плевральную полость сквозь поврежденную ткань легкого, а во время выдоха полностью или частично задерживается в плевральной полости («прикрывание клапана»). Механизм накопления воздуха и последствия аналогичны таковым при наружном клапанном пневмотораксе. Постепенно внутриплевральное давление повышается настолько, что намного превышает давление атмосферного воздуха – развивается напряженный пневмоторакс.
3. Большой (тотальный) гемоторакс – в плевральную полость истекает более 1000 мл крови. Тяжесть состояния определяется не только нарушением внешнего дыхания, но и острой кровопотерей. Состояние тяжелое или крайне тяжелое. Отмечаются выраженная бледность, цианоз кожных покровов, одышка, тахикардия, снижение АД. Больные принимают полусидячее положение. Беспокоят нехватка воздуха, боль в груди, кашель. Перкуторно и аускультативно обнаруживается скопление жидкости выше середины лопатки.