по какому коду финансового обеспечения отражаются в учете гранты в форме субсидий
КБК и счета учета пожертвований, грантов в форме субсидий, от РФФИ, РНФ, частных лиц
Одним из источников дополнительных денежных средств, получаемых учреждениями, являются безвозмездные поступления – гранты и пожертвования. И те, и другие могут быть предоставлены учреждению юридическими и физическими лицами, и именно от статуса грантодателя или жертвователя зависит выбор правильной подстатьи КОСГУ для учета таких поступлений:
Вид поступлений
Код вида дохода
КОСГУ
Счет учета расчетов
Комментарий
Организационно-правовая форма РФФИ – федеральное бюджетное учреждение, т. е. он является организацией сектора госуправления.
Фонд создан РФ, но имеет организационно-правовую форму унитарной некоммерческой организации (п. 1 ст. 123.17 Гражданского кодекса).
Поэтому РНФ не может быть отнесен к госсектору, ведь к госсектору относятся только:
Гранты в форме субсидии от сектора государственного управления
По КФО 4, 5, 6 и, соответственно, по кодам видов доходов 130, 180 учитываются расчеты по субсидиям, предоставленным на основании соглашений с органом-учредителем (субсидии, предоставляемые в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса).
Но грант в форме судсидии не является субсидией, т. к. предоставляется по итогам конкурса (п. 4 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ). Бюджетная субсидия в данном случае – лишь способ доведения средств учреждению. Поэтому код видов доходов 180 здесь не применяется.
НО! Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели. В таком случае поступление будет учитываться по КВР 180 и КФО 5.
Гранты и пожертвования от юридических лиц (НЕ относящихся к госсектору и сектору госуправления)
Как определить тип организации –грантодателя или жертвователя для применения КОСГУ к счету 205 – смотрите здесь.
Гранты и пожертвования от физических лиц
Как правило, договор о предоставлении гранта содержит условия его предоставления, направления расходования и предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта.
Жертвователь также вправе обусловить использования пожертвования по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), а при невыполнении этого условия – требовать отмены пожертвования, то есть возврата денежных средств (п. 5 ст. 582 ГК РФ).
Наличие в договоре условия о целевом направлении расходования средств гранта или пожертвования означает, что оценить целевой характер расходования этих средств возможно лишь после их использования. До того, как будет подтвержден целевой характер расходов, сохраняется вероятность, что средства придется вернуть. Только когда грантодатель/жертвователь примет отчет, можно будет признать грант/ пожертвование в доходах текущего периода.
Поэтому п. 40 СГС «Доходы» прямо предусматривает, что поступление грантов, а также пожертвований, обусловленных жертвователем использованием переданного имущества или денежных средств по определенному назначению, должны учитываться как доходы будущих периодов с отражением на счете 401 40.
По какому коду финансового обеспечения отражаются в учете гранты в форме субсидий
Рекомедуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет расчетов по грантам (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волгина Юлия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Два важных нюанса по учету грантов в форме субсидий
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Помимо грантов, предоставляемых различными организациями и физическими лицами, бюджетные и автономные учреждения имеют возможность получать также гранты в форме бюджетных субсидий. Такие субсидии могут предоставляться не только органом-учредителем, но и иными государственными/ муниципальными органами по результатам проводимых ими конкурсов (письмо Минфина России от 20 сентября 2019 г. № 02-05-10/72629).
Поправками, внесенными этим летом в Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее –Порядок № 209), уточнено, что помимо субсидий на иные цели по подстатьям 152 и 162 КОСГУ отражаются также гранты в форме субсидий, иные безвозмездные денежные поступления между бюджетными/ автономными учреждениями текущего и капитального характера соответственно.
Но если в части КОСГУ есть прямая норма для учета грантов в форме субсидий, то в отношении КФО и АнКВД не все так однозначно.
Рассмотрим, какие моменты следует учитывать при выборе нужного кода:
По КФО 4, 5, 6 учитываются расчеты по субсидиям, полученным на основании соглашений с органом-учредителем, то есть субсидиям, предоставленным в соответствии с п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 Бюджетного кодекса.
Но грант в форме субсидии не является субсидией, так как предоставляется по итогам конкурса. Субсидия в данном случае – лишь способ предоставления средств из бюджета. Если конкурс выиграло учреждение, подведомственное грантодателю, он может принять решение о доведении гранта как субсидии на иные цели и тогда поступление будет учитываться по КФО 5. В иных случаях грант в форме субсидии может быть отражен только по КФО 2 вне зависимости от того, является ли грантодатель для учреждения органом-учредителем или нет. Гранты в форме субсидий могут поступать учреждению также на лицевой счет 41 «Лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса», в этом случае они также учитываются по КФО 2.
Ситуацию могли бы прояснить Контрольные соотношения к показателям бухгалтерской отчетности государственных / муниципальных бюджетных и автономных учреждений, публикуемые официальном сайте Федерального казначейства. Но в последней их редакции форматный контроль к годовой Справке по заключению счетов (форма 0503710) еще не приведен в соответствие с положениями Порядка № 132н и Порядка № 209н и остается ориентированным на отчетность за 2018 год, которая, напомним, составлялась в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, прекратившими действие с 2019 года.
А вот финансовое ведомство высказало свою позицию по учету грантов в форме субсидии: такие поступления отражаются по АнКВД 180. Однако данное письмо Минфина России носит частный, а не системный характер. Тем не менее, до появления новых официальных разъяснений рекомендуем при учете грантов в форме субсидий придерживаться указанной позиции Минфина России.
Гранты в форме субсидий: на какие коды доходов и КОСГУ относятся в 2020 году?
Автор: Алексеева М., эксперт журнала
Какие коды аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ применяются для отражения доходов от поступления образовательному учреждению грантов в форме субсидий в 2020 году?
При отражении указанных доходов в 2020 году используется статья 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ. Поясним.
С 01.01.2020 образовательные учреждения при отнесении операций на соответствующие КБК и коды КОСГУ должны руководствоваться двумя документами:
Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н);
Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).
Отметим, что в 2019 году вместо Порядка № 85н применялся Порядок № 132н[1] и его положениями не был четко урегулирован вопрос использования кода аналитической группы подвида доходов бюджетов при отражении доходов от поступления грантов в форме субсидии. Такие доходы могли относиться как на код 150 «Безвозмездные денежные поступления» (гранты поименованы в аннотации к данному коду), так и на код 180 «Прочие доходы» ( гранты в форме субсидий выделены, а целевые субсидии отражаются по этому коду).
Разъяснения, касающиеся учета в 2019 году грантов в форме субсидии, приводились в письмах Минфина РФ от 20.09.2019 № 02-05-10/72629, Минобразования РФ от 08.11.2019 № МН-15/589-ЮС.
В настоящее время Порядок № 85н предусматривает отнесение доходов от грантов и целевых субсидий на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов КОСГУ. Соответственно, в 2020 году поступления грантов в форме субсидий могут учитываться только по этому коду.
Что касается правил применения кодов КОСГУ в отношении указанных доходов, они в этом году не поменялись. Для отражения их в учете по-прежнему используется подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.
[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.
Гранты в форме субсидий: на какие КОСГУ относить в 2020 году
Какие коды аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ применяются для отражения доходов от поступления образовательному учреждению грантов в форме субсидий в 2020 году?
При отражении указанных доходов в 2020 году используется
статья 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ. Поясним.
С 01.01.2020 образовательные учреждения при отнесении операций на соответствующие КБК и коды КОСГУ должны руководствоваться двумя документами:
— Порядком формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципами назначения, утвержденными Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н (далее — Порядок № 85н);
— Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).
Отметим, что в 2019 году вместо Порядка № 85н применялся
Порядок № 132н [1] и его положениями не был четко урегулирован вопрос использования кода аналитической группы подвида доходов бюджетов при отражении доходов от поступления грантов в форме субсидии. Такие доходы могли относиться как на код 150 «Безвозмездные денежные поступления» (гранты поименованы в аннотации к данному коду), так и на код 180 «Прочие доходы» (грант выделен в форме субсидии, а целевые субсидии отражаются по этому коду).
Разъяснения, касающиеся учета в 2019 году грантов в форме субсидии, приводились в письмах Минфина РФ от 20.09.2019 № 02-05-10/72629,
Минобразования РФ от 08.11.2019 № МН-15/589-ЮС.
В настоящее время Порядок № 85н предусматривает отнесение доходов от грантов и целевых субсидий на статью 150 «Безвозмездные денежные поступления» аналитической группы подвида доходов бюджетов КОСГУ. Соответственно, в 2020 году поступления грантов в форме субсидий могут учитываться только по этому коду.
Что касается правил применения кодов КОСГУ в отношении указанных доходов, они в этом году не поменялись. Для отражения их в учете по-прежнему используется подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» или 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ.