qr код для регистрации на самолет
QR-код на поезд и самолёт: сообщение от аэропортов Москвы и РЖД
Роспотребнадзор обновил рекомендации для россиян, которые возвращаются из-за рубежа в РФ. Согласно новым требованиям, граждане, начиная с 00:00 20 июля 2021 года, обязаны заполнить анкету прибывающего в страну на сайте Госуслуг до обратного вылета и получить соответствующий QR-код. Те из них, кто не сможет предоставить QR-код в электронном или распечатанном виде и не заполнит анкеты, не должен приниматься к регистрации и перевозке. Нужны ли QR-коды, подтверждающие прохождение вакцинации от коронавируса и ПЦР-тесты при посадке на самолёт или поезд для выезда заграницу? BUSINESS опросил все главные аэропорты Москвы и РЖД.
QR-коды отменили в Москве и частично в Московской области. Их собирались ввести в общественном транспорте, но так и не ввели. Однако, в аэропортах, при прохождении регистрации на рейс могут потребовать QR-код, а в ряде случаев и ПЦР-тест.
QR-коды для посадки на самолёт
Из разговора с представителями столичных аэропортов «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково», удалось узнать, что QR-коды и ПЦР-тесты проверяют у пассажиров на стойках регистрации. Касается это только тех, кто планирует совершить международный перелёт в страну, которая требует от прибывающих туристов данные о прохождении вакцинации (QR-код) и/или тест, подтверждающий отсутствие вируса или наличие антител (ПЦР).
Проверку QR-кодов и ПЦР-тестов осуществляют не сотрудники аэропорта, а представители авиакомпании перевозчика.
Какие конкретно документы, подтверждающие отсутствие коронавируса, потребуют в аэропорту, будет зависеть от правил принимающей страны. Эту информацию порекомендовали узнавать у компании авиаперевозчика или в турагентстве.
На внутрироссийских авиарейсах QR-коды и ПЦР-тесты не требуются.
QR-коды для посадки на поезд
В РЖД сказали, что международные пассажирские поезда сейчас не ходят, т.к. закрыты сухопутные границы, предложив из «заграницы» только поездку в Беларусь. Для путешествий на поезде по России QR-коды и ПЦР-тесты не требуются, равно как и для поездок в Беларусь.
Правда ли, что россиян не пустят на обратные рейсы в Россию без QR-кода с Госуслуг?
В ряде СМИ и соцсетях распространили информацию о неких «новых правилах» Роспотребнадзора, которые якобы делают обязательным предъявление QR-кода с портала Госуслуг при регистрации на обратный рейс в Россию. Разбирались с участниками рынка и юристами, так ли это.
ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ИНФОРМАЦИЯ О «ПРОВЕРКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ АНКЕТЫ ПРИ РЕГИСТРАЦИИ НА ОБРАТНЫЙ РЕЙС»?
Несмотря на то что СМИ, опубликовавшие такую информацию, пишут о получении «авиакомпаниями» (во множественном числе) некоего «письма» (уведомления) Роспотребнадзора, подтверждений этому не находится.
Что есть? Есть единственное новостное сообщения на сайте одного из туроператоров, касающегося особого порядка регистрации его туристов на обратные рейсы из зарубежных стран, следующие в аэропорт Шереметьево.
«Информируем вас, что с 20.07.21 на рейсах, вылетающих из-за рубежа в международный аэропорт Шереметьево, на регистрацию будут приниматься пассажиры только при предъявлении подтверждения заполненной в электроном виде анкеты на Едином портале государственных и муниципальных услуг «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию». Бумажные анкеты будут выдаваться только иностранным гражданам», – говорится в сообщении от 21.07.2021 года.
Ни одни другой туроператор или авиакомпания на своих сайтах не публиковали аналогичной или близкой информации.
ЧТО ГОВОРИТСЯ В ДОКУМЕНТАХ
«Вестник АТОР» запросил у туроператора документы, на основании которых он опубликовал соответствующую новость. Туроператор ссылается на требования основной чартерной авиакомпании, которая осуществляет перевозки его туристов.
Компания приложила к ответу три документа:
СТАРАЯ НОРМА ПРИНЯТА ЗА НОВУЮ?
Как видим, письмо от авиакомпании (основной документ, который послужил ориентиром для туроператора) ссылается в тексте на требования Роспотребнадзора. Но что это за «требования»?
«Постановление главного государственного санитарного врача от 02.07.2021 г. №17, на которые, вероятно, ссылается авиакомпания, вносит очередные изменения в постановление от 18.03.2020 года. Но все вносимые изменения касаются отмены двойного ПЦР-тестирования для граждан РФ, возвращающихся из-за рубежа, отмены такого тестирования для вакцинированных и переболевших граждан, загрузивших на портал госуслуг (ЕПГУ) соответствующие документы, а также порядка въезда в Россию граждан ряда стран СНГ с приложением «Я путешествую без COVID-19». Норма же о заполнении перед вылетом анкеты на ЕПГУ с получением пользователем страницы с QR-кодом и фотографией (п. 2.1 постановления от 18.03.2020 г.), которую надо предъявить в российском аэропорту в пункте санитарного контроля – старая. Она присутствовала и в прежних редакциях. Постановление главного санитарного врача от 02.07.2021 г. №17 ничего не меняет в этой уже давно существующей норме, оно ее вообще не касается», – констатирует глава Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.
Не может являться обоснованием решения авиакомпании поменять с 20.07.2021 года порядок регистрации на рейсы, следующие в Шереметьево, и присланное в редакцию уведомление Роспотребнадзора для граждан, прибывших на территорию РФ. Во-первых, уведомление это не для авиаперевозчиков, а для граждан.
Во-вторых, гражданам (туристам) в уведомлении, как и ранее, предписано обеспечить два варианта (в полном соответствии с постановлением главного санитарного врача): заполнить и электронную и бумажную анкету.
Обратим внимание: все описанные меры предложены «в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации». То есть, как и было ранее, экран с QR-кодом и фото, которые придут пользователю на электронную почту после заполнения анкеты перед вылетом в РФ, нужно показывать не при регистрации на рейс, а уже в России, сотрудникам Роспотребнадзора в аэропорту. При этом в «уведомлении» остается и альтернативный вариант: заполнение бумажной анкеты на борту самолета.
«В этом документе граждан (а не авиакомпании) рутинно уведомляют как о ранее действовавших (заполнение анкеты на ЕПГУ перед вылетом), так и о новых нормах – однократном тестировании, отмене тестов для переболевших и вакцинированных. Нигде в тексте уведомления Роспотребнадзора не говорится ни прямо, ни косвенно о том, что авиакомпания должна контролировать наличие заполнения анкеты туристами на портале госуслуг на регистрации в зарубежном аэропорту или об отмене бумажных анкет», – отмечает Надежда Ефремова.
ИНИЦИАТИВА ОДНОГО АВИАПЕРЕВОЗЧИКА, А НЕ «ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ВЪЕЗДА»
Все эксперты рынка, опрошенные АТОР, считают, что речь в данном случае идет о внутреннем решении одной авиакомпании, притом касающемся только одного аэропорта. Вероятно, отмечает большинство опрошенных, решение вызвано не совсем корректной трактовкой документов Роспотребнадзора (старую норму приняли за новую?), и соображениями перестраховки.
В любом случае, речи о некоем «тайном и не афишируемом» изменении правил въезда российских граждан, как о том написали ряд СМИ, идти не может. Это утверждение подкрепляется рядом фактов.
Во-первых, ни на сайте Роспотребнадзора, ни в его официальном аккаунте в инстаграм никаких «новых» требований об обязательности контроля авиакомпаниями заполненной на госуслугах анкеты (страница с QR-кодом) на этапе регистрации на обратный рейс в РФ и об отмене бумажных анкет – нет.
Во вторых, никакой информации о «новом порядке» въезда в РФ туристов на сайтах других авиакомпаний нет тоже. Нет ее, например, и в соответствующем разделе сайта национального российского авиаперевозчика – «Аэрофлота», который должен был бы отреагировать первым на любое изменение такого рода. Интересно, что нет такой информации и на сайте самой авиакомпании, о которой идет речь в сообщении туроператора (там по-прежнему присутствует бумажная анкета).
В-третьих, нет никакой информации об изменениях правил для прибывающих из-за рубежа ни на сайте аэропорта Шереметьево, ни на сайтах других аэропортов Москвы.
В-четвертых, опрошенные «Вестником АТОР» крупные билетные агенты российских авиакомпаний по состоянию на вечер 25.07.2021 г. не получали никакой информации ни от одной авиакомпании об изменении правил регистрации на обратные рейсы (в том числе в аэропорт Шереметьево).
«Если бы официальные изменения были, даже неафишируемые, авиакомпании, получив указания от властей, всегда уведомляют своих агентов», – подтверждает глава крупной российской компании – билетного агента.
Сильно сомневаются опрошенные участники рынка и в самой технической возможности обеспечить проверку QR-кодов с Госуслуг на стойках регистрации в зарубежных аэропортах. Как правило, там работает зарубежный персонал из компаний-хэндлеров, и вряд ли эти сотрудники что-то поймут в российских документах, да еще и с экрана смартфона.
НУЖНО ЛИ ТУРИСТАМ ЗАПОЛНЯТЬ АНКЕТУ НА САЙТЕ ГОСУСЛУГ ПЕРЕД ВЫЛЕТОМ
Да, нужно, подтверждают юристы АТОР. И нужно было давно – с момента открытия авиасообщения России с первыми зарубежными странами после локдауна – Турцией, Танзанией и Великобританией, еще с августа 2020 года. Это правило предписано постановлением главного государственного санитарного врача от 18.03.2020 г.
Его пункт 2.1 гласит:
«2.1. Обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
После заполнения анкеты (в ней же взрослые туристы указывают сведения о своих детях), пользователю приходит на почту страница с QR-кодом. Его необходимо предъявить (как гласит сообщение на странице) в России, на санитарном контроле в аэропорту прибытия (а не при регистрации).
Два предложения п. 2.1. о заполнении двух анкет (обычной, в самолете, и электронной, до вылета) предназначены в том числе для лиц, не обладающих учетной записью на портале Госуслуг или не имеющих технической возможности заполнить анкету остается бумажный вариант. Например, именно так трактует данное постановление национальный авиаперевозчик – «Аэрофлот».
«Российским гражданам, прибывающим на территорию Российской Федерации международными рейсами, в целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации необходимо до вылета заполнить анкету на Едином портале государственных услуг, а в последующем в течение трех календарных дней со дня прибытия пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР….. В связи с тем, что не все граждане Российской Федерации, следующие из зарубежных государств, имеют техническую возможность заполнения электронной анкеты или не имеют возможности зарегистрироваться на портале Госуслуг, допускается заполнение бумажного варианта анкеты для полного учета прибывающих граждан с целью передачи анкеты и организации профилактических мер по месту следования пассажира. С учетом изложенного во время полета пассажирам будет предложено заполнение бумажного варианта анкеты».
ПОРЯДОК ВЪЕЗДА В РОССИЮ ПОКА ТОТ ЖЕ, ЧТО И РАНЬШЕ
Выводы: в настоящий момент нет никаких данных, указывающих на существование официального документа, отменяющего бумажные анкеты на обратных рейсах в Россию и предписывающего авиакомпаниям контролировать наличие заполненной анкеты на портале Госуслуг в зарубежных аэропортах при регистрации на рейс, следующий в РФ (и тем более, не допускать к регистрации на рейс не заполнивших электронный вариант анкеты).
Сообщения СМИ о неких «неафишируемых изменениях правил въезда» основаны не на официальных документах или письмах Роспотребнадзора, а на внутренних директивах одной авиакомпании, касающихся одного аэропорта. Вероятно, что эти правила могут быть скорректированы авиакомпанией в будущем.
Редакция «Вестника АТОР»
ВНИМАНИЕ:
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».
Без QR-кода россиян не пустят в самолеты: распространяется сообщение во всех мессенджерах
В пабликах и мессенджерах активно распространяются сообщения, что россиянам не позволят приобрести авиабилеты без QR-кода. В Росавиации ответили напуганным пассажирам.
В рассылаемых сообщениях пишут, что таков приказ Росавиации «С 23 июня 2021 года осуществлять реализацию авиабилетов на внутренние направления при условии предъявления QR-кода, присвоенного гражданину». В пабликах отмечают якобы данный приказ опубликован на сайте Росавиации, и в доказательство предъявляют «скрин» сообщения.
В Сети распространяется «приказ» Росавиации. Фото: Из соцсетей
Между тем Росавиация назвала фейком сообщения о том, что из-за коронавируса ограничивается приобретение авиабилетов. Там подчеркнули, что информация не соответствует действительности, приказа, текст которого распространяется в Сети, никогда не существовало в реальности.
В ведомстве подчеркивают, что порядок приобретения билетов и допуск пассажиров на борт самолета осуществляется в соответствии с положениями Воздушного кодекса РФ и федеральных авиационных правил.
«Яндекс.Кью» вычислил все слухи и домыслы о коронавирусе
Новые правила посадки на самолет в 2021 году
Отпуск, поездка к морю или в горы, в экскурсионное турне или просто к близким в другой город. Очень часто для того, чтобы добраться в нужное место, используется авиаперелет, который требует не только финансовых затрат на покупку билета, но и знания определенных формальностей и новых правил посадки в самолет.
Билет куплен: предполетные процедуры
Любой авиаперелет предполагает обязательную регистрацию на рейс, что говорит о сохранении намерения пассажира лететь выбранным рейсом. Регистрация может проводиться в двух формах: онлайн и непосредственно в аэропорту.
Онлайн-регистрация
Данная форма предполагает дистанционную предварительную возможность получения посадочного талона. Как правило, каждой авиакомпанией установлен свой временной период, в течение которого начинается дистанционная регистрация. Обычно – за 48 часов до времени вылета. Завершается она тоже чуть раньше, чем обычная процедура в аэропорту – в среднем, за 3 часа до отлета.
Интересно! В зависимости от авиакомпании и выбранного тарифа во время онлайн-регистрации может предоставляться возможность выбора места в салоне. Однако при регистрации на рейсы лоукостеров данная услуга нередко тарифицируется отдельно.
Онлайн-регистрация не является обязательной, поэтому если для пассажира не столь важно место в салоне или нет возможности воспользоваться Интернетом в указанное время, то всегда можно сделать все процедуры непосредственно в аэропорту.
Посадочный талон
Результатом любой регистрации должно явиться получения посадочного талона. Тот, кто зарегистрировался онлайн, данный документ, снабженный штрих — и/или QR-кодом получает на тот ресурс, что был указан в процессе оформления. Это может быть номер телефоном, тогда вся необходимая информация поступит в СМС, другой вариант — электронная почта.
Что делать с электронным посадочным талоном?
До недавнего времени после получения талона у пассажира было несколько вариантов действий.
И именно бумажный посадочный талон был основанием для прохода в санитарную зону и дальнейшей посадки в самолет.
Такая технология имела ряд недостатков, важнейшим из которых была дополнительная волокита в аэропорту. При этом если стойка самообслуживания не отнимает у человека много времени, то стояние в общей очереди на регистрацию делает электронный процесс практически бессмысленным, кроме подбора места, и требует заблаговременного прибытия в аэропорт.
Учитывая это, Минтрансом России были приняты новые правила посадки в самолет.
Правила посадки в самолет с 24 февраля 2021 года
Новшества, которые прописаны в Приказе Минтранса, зарегистрированном 14 февраля, имеют цель ухода от необходимости иметь бумажный вариант посадочного талона. Теперь для посадки в самолет достаточно предъявить электронный посадочный талон.
Таким образом, для посадки на рейс авиапассажир имеет право предъявить для прохождения предполетного досмотра:
Для вылета из любого российского аэропорта теперь можно предъявить электронный посадочный талон.
Однако стоит помнить, что для отлаженной работы любой, тем более технологически сложной системы требуется определенное время. В случае с электронными посадочными талонами каждому аэропорту предстоит оборудовать свои выходы на посадку специальными электронными турникетами или новейшими считывателями, способными отсканировать предъявляемый штрих- или QR-код. Сама процедура считывания предполагает создание виртуальной отметки о явке пассажира на рейс – аналог текущей печати на бумажном носителе.
Поэтому при регистрации стоит уточнить у авиакомпании-перевозчика, имеется ли в аэропорту вылета возможность предъявления электронной версии талона.
Обязанность информирования пассажиров о возможности посадки на рейс по новым правилам, через eGate, возложена на авиакомпанию.
Информировать пассажира перевозчик может либо на своем сайте, либо непосредственно в здании аэропорта.
Преимущества электронного посадочного талона
Отсутствие необходимости распечатывать талон позволит сэкономить время, требуемое на прохождение процедуры в аэропорту. Особенно оценят возможность в тех воздушных гаванях, где до сих пор отсутствуют стойки самообслуживания.
Однако не все смогут воспользоваться данным преимуществом. Если у пассажира имеется необходимость оформить багаж, т.е. сумка или чемодан, которая не подлежит перевозке в пассажирском салоне лайнера, тогда ему в любом случае придется пройти регистрационные процедуры в здании аэровокзала или специальных терминалах, оборудованных в крупных городах.
В числе тех, кому также потребуется бумажная версия, несмотря на новые правила посадки в самолет, — командировочные. К сожалению, для авансового отчета в большинстве компаний все еще требуется сдача посадочного талона с соответствующими печатями.
Ряд авиакомпаний-лоукостеров сегодня взимает дополнительный сбор за распечатку посадочного талона, новые правила позволят избежать подобной траты.
У крупных аэропортах многим пассажирам, посещающим их впервые, приходится изрядно понервничать в поисках подходящей стойки регистрации или киоска самообслуживания. Другой фактор нервозности – риск утраты бумажного посадочного талона.
Недостатки электронного посадочного талона
В случае посадки на рейс по новым правилам доказательством регистрации явится мобильное устройство, с экрана которого и предстоит считать код. Однако, если в момент посадки гаджет окажется разряжен, придется экстренно проследовать на обычную регистрацию, которая, как правило, завершается за 40 минут до вылета.
Какие аэропорты готовы принять пассажиров с электронным посадочным талоном
На момент написания статьи такую возможность декларирует аэропорты Сочи, Уфы, московские — Домодедово и Внуково. В ближайшем будущем планируется запуск подобного функционала в Шереметьево и Пулково
Нововведения, разработанные Министерством транспорта РФ, в перспективе значительно облегчат процесс предполетных формальностей преимущественно для тех граждан, кто при себе имеет исключительно ручную кладь. Однако в связи с постепенным и не везде, думается, быстрым внедрением технологий электронного считывания мы рекомендуем в обязательном порядке предварительно уточнять у авиакомпании возможность посадки на рейс по электронному посадочному талону.
Электронный авиабилет: полная инструкция по применению
Кликните, чтобы перейти в нужный раздел:
Что такое электронный билет и как он выглядит
Электронный авиабилет — это цифровой аналог обычного билета.
Электронный авиабилет — то же самое, что обычный, только в цифровом виде. По сути это договор между пассажиром и авиакомпанией, по которому у вас есть место в самолете из пункта А в пункт B. Потерять такой билет невозможно: это не бумажка, а электронная запись, которая «видна» в любой точке мира. Когда вы покупаете е-тикет, информация о нем вносится в базу авиакомпании — это легко проверить.
После бронирования электронного билета вы получите на имейл маршрутную квитанцию. Это не сам билет, а подтверждение его покупки. В маршрут-квитанции содержится вся значимая информация о пассажирах, маршруте и условиях перевозки.
Как расшифровать маршрут-квитанцию
В маршрут-квитанции, кроме нужной для вас информации, содержится куча сведений, вникать в которые должны авиакомпании, а не пассажиры. Но мы разберем маршрутную квитанцию полностью — вдруг пригодится.
1. ФИО и тип пассажира
Фамилия и имя пассажира пишутся латиницей.
При перелетах по России изредка может быть указано по-русски. Если летите по загранпаспорту, то написание должно ему соответствовать. Если по внутреннему паспорту, то при заказе билета перепишите данные из заграна или воспользуйтесь правилами транслитерации. Читайте, что делать, если ошиблись в фамилии или имени.
В скобках рядом с фамилией и именем указан тип пассажира.
Вот несколько самых распространенных: ADT (Adult) — взрослый, CHD (Child) — ребенок, INF (Infant without a seat) — младенец без места, INS (Infant with a seat) — младенец на отдельном месте, UNN (Unaccompanied Child) — ребенок без сопровождения.
2. Код бронирования и сведения о билете
Reservation code (PNR, Booking reference, Confirmation number) — код бронирования, шести- или пятизначная последовательность букв и цифр. По коду можно проверить статус билета;
Issue date — дата покупки авиабилета;
Ticket number — номер авиабилета;
Issuing airline — авиакомпания;
Issuing agent — агент, выписавший билет, или его код в Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА.
3. Сведения о маршруте
Itinerary details — cведения о маршруте;
Travel date — дата полета;
Airline — авиакомпания;
Flight (в нашей маршрут-квитанции этого слова нет, оно подразумевается) — номер рейса. Первые две буквы — код авиакомпании, присвоенный ИАТА, например, «Аэрофлот» — SU, S7 Airlines — S7, Turkish Airlines — TK, Lufthansa — LH.
Departure (From) — вылет из города и аэропорта отправления. Название аэропорта может быть написано полностью или кодом ИАТА, к примеру, «Шереметьево» — SVO, «Домодедово» — DME, «Пулково» — LED;
Time — время вылета. Всегда пишут местное время;
Terminal — терминал вылета;
Arrival (To) — прибытие в аэропорт прилета;
Time — время прилета. Всегда пишут местное время города прилета;
Terminal — терминал прилета.
Other notes — другая информация:
Class — класс обслуживания. Может быть указан полностью или одной буквой: Economy (Y, B, E, H, K, L, M, N, Q, T, V, X) — разные виды эконом-класса, Business (С, D, J, I, Z) — бизнес, First class (F, A, P, R) — первый и Premium economy (W) — премиум эконом-класс (средний между эконом и бизнес-классами). В некоторых авиакомпаниях буквенные коды классов обслуживания могут отличаться;
Seat number — номер места, Check-in required — будет присвоен после регистрации;
Baggage allowance — норма бесплатного провоза багажа. Может быть написан допустимый вес багажа в килограммах: 20 kg (20 кг) или количество мест багажа 1PC (1 место). Во втором случае максимальный вес одного места ищите на сайте авиакомпании или уточняйте в службе поддержки;
Booking status — статус бронирования: Confirmed (Ok) — оплачено и подтверждено, Needs payment — не оплачено;
Fare basis — код тарифа, по которому куплен билет. В него зашифрован класс обслуживания. Кроме базовой информации (первый, бизнес, премиум, эконом), он может содержать дополнительную, к примеру: полет в низкий сезон, детский тариф, туда-обратно, без возможности сдать или обменять билет. Во многих авиакомпаниях — своя система условных обозначений, из которых складывается тариф, другие пользуются общепринятыми кодами. Если хотите, попробуйте расшифровать свой билет;
Not valid before (NVB), Not valid after (NVA) — срок действия авиабилета. Если тариф позволяет обменять авиабилет, вы сможете полететь в другой день в пределах обозначенных дат. Если обменять билет нельзя, в обоих пунктах будет стоять дата полета.
4. Payment / Fare details — Информация об оплате / Расчет тарифа
Form of Payment — форма оплаты: Credit Card — номер банковской карты, Cash — наличные, Invoice (INV) — безналичная оплата;
Endorsement / Restrictions — Правила и ограничения, применяемые к тарифу, а также любые особые отметки. К примеру, Non-Ref (Non refundable) — невозвратный билет. Changes Permitted Fees App (apply) — изменить дату вылета и/или маршрут можно со штрафом. Non-Reroutable — нельзя изменить маршрут поездки. Non-End (Non-Endorsable) — билет не может быть переоформлен на рейс другой авиакомпании. Особые отметки — это, к примеру, паспортные данные или информация о том, что билет был перевыпущен;
Fare Calculation Line — расчет тарифа за каждый сегмент полета. Состоит из трехбуквенных кодов городов, двукбуквенных кодов авиакомпаний и тарифа в пересчете на нейтральные единицы NUC, которые используются в авиации. Переводятся они по курсу ROE — Rate of Exchange, который публикует ИАТА;
Fare — тариф в валюте страны вылета или в долларах США;
Taxes / Fees / Carrier-imposed charges — налоги и сборы, входящие в итоговую стоимость билета помимо тарифа. Fuel surcharge — топливный сбор, может быть обозначен кодом YQ. Airport charge / fee — аэропортовый сбор. Service fee / carrier surcharge (YR) — сервисный сбор авиакомпании или агента, к примеру, за оформление билета в кассе, выдачу бумажного билета или переоформление билета, если пассажир поменял фамилию. В зависимости от страны и маршрута могут применяться и другие налоги и сборы, в том числе государственные;
Ticket total — общая стоимость билета в валюте страны оформления или в долларах США.
Еще по теме:
Нужно ли распечатывать электронный билет на самолет
Все электронное: билет и посадочный талон
Согласно приказу Минтранса, с 14 февраля 2019 года на рейсах из российских аэропортов перевозчики могут обслуживать пассажиров не только по электронным билетам, но и по электронным посадочным талонам.
Получить электронный посадочный талон можно при регистрации на рейс в мобильном приложении и в некоторых случаях на сайте авиакомпании. Распечатывать электронный посадочный не нужно, предъявляйте его на экране смартфона. Ситуации, при которой у вас не принимают мобильный посадочный, быть не может: если на вашем рейсе эта услуга недоступна, то вам его не предложат при регистрации.
Как проверить, что авиабилет настоящий
Когда летишь по электронному билету в первый раз, недолго и занервничать. Настоящий ли билет, правда ли он забронирован, посадят ли на самолет. Для успокоения души проверьте свой авиабилет — это займет максимум 5 минут.
Как проверить статус авиабилета:
• Найдите в билете шести- или пятизначный код бронирования (PNR, Booking reference, Reservation code, Confirmation number, номер бронирования). Он выглядит примерно так: ZPUSTA;
• Зайдите на сайт авиакомпании и кликните «Проверить бронирование» (Проверить статус рейса, View booking, Find my booking, View reservations, Manage booking);
• Введите фамилию и/или имя и номер брони;
• Если бронь не найдена, поменяйте местами имя и фамилию или, если поле одно, введите имя вместо фамилии;
• Если вы купили билет через агентство-посредника, то сайт авиакомпании в некоторых случаях может не увидеть бронь, указанную в маршрут-квитанции. Сомневаетесь — позвоните агенту и попросите назвать код бронирования (PNR). Он вам еще пригодится, если вы решите зарегистрироваться на рейс в интернете;
• Кроме сайта авиакомпании бронь можно проверить в системах бронирования авиабилетов — больших базах данных, которыми пользуются авиакомпании и посредники. Вот четыре основные: Amadeus, Galileo, Sirena и Sabre. Учтите, что ваша авиакомпания может использовать другую систему бронирования, тогда по этим четырем бронь пробиваться не будет. Проще всего проверить бронь на сайте авиакомпании или позвонить в поддержку авиакомпании или агентства.
Не пропустите:
Как зарегистрироваться на рейс по электронному билету
За редким исключением вы можете зарегистрироваться, как хотите, но мы рекомендуем сделать это онлайн. Сейчас расскажем почему.
Зачем регистрироваться заранее в интернете:
✓ Регистрация на рейс в интернете экономит время. Вместо того, чтобы приезжать в аэропорт за 2–3 часа и толкаться в очереди на стойку, вы можете зарегистрироваться дома и приехать за 40 минут до вылета. Это особенно удобно, если вы летите без багажа. Но даже если багаж нужно сдавать, то на стойках приема багажа (Drop off) как правило малолюдно. А в некоторых аэропортах зарегистрированные пассажиры могут сдать багаж с помощью автоматической системы. Вы сами взвесите чемодан, наклеите на него багажную бирку и поставите на ленту. Попробовать можно, например, в Шереметьево на рейсах по России.
✓ Онлайн-чекин поможет, если вы опаздываете. Если опаздываете на регистрацию, но успеваете приехать за 20-30 минут до вылета, зарегистрируйтесь по пути со смартфона или ноутбука, а в аэропорту сразу бегите к выходу на посадку. **Важно:** 1) если точно опаздываете ко времени вылета, то не регистрируйтесь, а позвоните в авиакомпанию и сообщите, что не полетите этим рейсом; 2) если уже зарегистрировались и понимаете, что опаздываете на рейс, позвоните в авиакомпанию и отмените регистрацию.
Учтите, что онлайн-регистрация невозможна для тех, кому нужны специальные услуги. Например, если летит ребенок без сопровождения, больной на носилках, человек с собакой-поводырем или просто со шпицем в клетке. Некоторые авиакомпании не регистрируют в интернете пассажиров с детьми до двух лет.
✓ Регистрируясь онлайн, вы сами выбираете место в самолете. Во многих авиакомпаниях — к примеру, у «Аэрофлота», Red Wings, British Airways, Lufthansa, Emirates и Alitalia — во время онлайн-регистрации пассажиры могут бесплатно выбрать места в самолете. Иногда это можно сделать с доплатой, например, в «Уральских авиалиниях», AirAsia и на тарифе «Эконом базовый» у S7.
✓ Интернет-регистрация — обязательное условие в некоторых авиакомпаниях. По правилам Ryanair, на рейс нужно зарегистрироваться самостоятельно на сайте авиакомпании или в фирменном приложении, а посадочный талон распечатать или скачать в приложение. Если забыли, вас зарегистрируют на стойке в аэропорту, но придется отдать 50 €. Если зарегистрировались, но запамятовали про посадочный, выложите 15 €. Другая авиакомпания с обязательной онлайн-регистрацией — EasyJet. Но у нее правила лояльнее: если что-то пошло не так, в аэропорту они вас зарегистрируют бесплатно.
✓ Электронная регистрация на самолет может пригодиться при форс-мажоре или овербукинге. Бывает, что на рейс продают больше билетов, чем в самолете мест — это называется овербукинг. Тогда части пассажиров могут изменить класс обслуживания, предложить альтернативный рейс или вернуть деньги. А еще случаются форс-мажорные обстоятельства, когда самолеты не летают, к примеру, из-за непогоды. Как поступить с пассажирами и кто полетит следующим рейсом, каждая авиакомпания решает по-своему. Но если вы зарегистрировались заранее в интернете, у вас, скорее всего, будет преимущество.
Алена Ковалева, Москва: «Мы отмечали Новый год на Самуи и попали в наводнение. Лило сутками — весь отдых насмарку. А тут еще хозяин отеля стал пугать, что отменят наш рейс в Бангкок. Я проверила на сайте «Аэрофлота» — вроде все в порядке. Почему-то решила зарегистрироваться в интернете, хотя раньше так не делала. На следующий день приезжаем в аэропорт, а там человек двадцать не могут сесть на наш рейс. Им объясняют, что мест нет: сначала проходят те, кто не улетел вчера и позавчера. Как мы испугались! Если не вылетим, сгорят билеты Бангкок – Москва, а мужу никак нельзя опаздывать на работу. Но нас посадили, и в Бангкок мы прилетели вовремя! Теперь я всегда регистрируюсь заранее — мало ли что».
Еще по теме:
Для командировочных: как отчитаться перед бухгалтерий за перелет по электронному авиабилету
Если вы едете в командировку и не знаете, как отчитаться перед бухгалтерией за полет по е-тикету, не переживайте: это проще простого.
Что нужно сдать в бухгалтерию:
1) Маршрутную квитанцию, которая придет на почту, указанную при бронировании. В маршрут-квитанции написана стоимость перелета — так вы подтвердите расходы на его покупку;
2) Посадочный талон, который вы получите после регистрации. Так вы докажете, что летели этим рейсом.
Согласно письму Минфина, для отчетности этого достаточно.