С чем связана притцкеровская премия
Притцкеровская премия: что за награда и кто ее получал
Лауреатами Притцкеровской премии 2021 года стал дуэт архитекторов Анн Лакатон и Жана-Филиппа Вассаля, много лет работающих над проектами реконструкций.
Премия с трудновыговариваемым названием — важнейшая награда в области архитектуры, сулящая лауреату новый статус в профессиональном сообществе. Об истории учреждения награды, победителях этого года и ярких лауреатах прошлых лет — в материале ФАН.
До 1979 года никаких премий по архитектуре не вручали, что побудило семью Прицкеров, владельцев сети отелей Hyatt, ее учредить. К идее примкнул Джей Картер Браун, директор Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Они верили, что профессиональная награда вдохновит архитекторов и популяризирует направление искусства.
Международное жюри премии меняется каждый год и состоит из авторитетных архитекторов, критиков и бизнесменов. Победитель — один мастер или небольшой коллектив — определяется на закрытом голосовании. Критериями отбора выступают инновационность идей автора, а также его вклад в развитие профессии.
Победители этого года Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль, работающие вместе с 1987 года, номинировались за значительный вклад в развитие среды и свои проекты, которые улучшили жизни многих людей. В основе их деятельности — принцип умеренного вмешательства и бережного отношения к уже построенному. Они стараются дать людям, зданию и окружающему больше свободы и простора, попутно используя при этом экономичные и экологичные материалы.
Рассказываем и о других выдающихся лауреатах премии, отмеченных ею в разные годы.
1979 год. Филип Джонсон
Первый архитектор, удостоенный награды, и основоположник «интернационального стиля» в американской архитектуре середины XX века. Приверженец строгих геометрических форм и конструкций из стали и стекла, Джонсон долгие годы оставался самым модным и влиятельным архитектором Америки. Среди его проектов знаменитый Стеклянный дом (США, 1949), Бостонская библиотека (США, 1973), Национальный банк Америки (США, 1987) и другие.
1983 год. Йо Мин Пей (Бэй Юймин)
Американский архитектор китайского происхождения, автор знаменитой стеклянной пирамиды в Лувре (Франция, 1989). Его творения узнаваемы за счет сочетания чистой геометрии с легкостью и прозрачностью. В числе крупнейших проектов — Зал и музей славы рок-н-ролла (США, 1995), башня Китайского банка (Китай, 1982), восточное крыло Национальной галереи искусств (США, 1974).
1994 год. Кристиан де Портзампарк
Французский постмодернист, покоривший жюри уникальной работой с пространством, текстурой, формой, светом и цветом. Среди впечатляющих сооружений мастера — Люксембургская филармония (Люксембург, 2005), «Город музыки» (Франция, 1995), башня One57 (США, 2010).
1995 год. Тадао Андо
Легендарный архитектор-самоучка, в чьих работах массивные, но лаконичные формы соседствуют с почти не тронутыми формами ландшафта. Обилие естественного света и мастерское обращение с бетоном стали его визитной карточкой. Одно из наиболее известных сооружений архитектора — Часовня Света (Япония, 1989).
2003 год. Йорн Утсон
Датский архитектор, славу которому принес символ целого континента — Сиднейский оперный театр (Австралия, 1973). Творчество Утсона характеризовали как актуальное и опережающее время. При этом в его проектах находят отклик архитектурные мотивы разных стран, родной Скандинавии в том числе.
2004 год. Заха Хадид
Первая женщина, получившая Притцкеровскую премию, и яркая представительница деконструктивизма. Ее архитектура разрушала каноны и будто «растягивала» рамки существующего пространства, придавая сооружению импульс и динамику. За счет углов и линий ее здания не выглядят тяжеловесными и легко вписываются в окружающий ландшафт. Наиболее яркие работы: Центр современного искусства Розенталя (США, 2003), Комплекс Galaxy SOHO (Китай, 2014), Центр Гейдара Алиева (Азербайджан, 2012).
2008 год. Жак Нувель
Один из самых авторитетных французских архитекторов современности, чьим знаменитейшим проектом стал Лувр Абу-Даби, построенный на искусственном острове в ОАЭ (2017). Его творения одновременно лаконичны и затейливы, в них удивительным образом сочетаются хай-тек мотивы и природные элементы. Его стиль непредсказуем и меняется от проекта к проекту в зависимости от культурного контекста. Среди наиболее заметных работ Институт арабского мира (Франция, 1987), Фонд Картье (Франция, 1994), Галерея Лафайет (Франция, 1996).
2011 год. Эдуарду Соуту де Моура
Португальский новатор, чью способность сочетать в работах несочетаемое — например мощь и сдержанность — отметило жюри премии. В числе узнаваемых проектов архитектора числится стадион в городе Брага, «встроенный в скалу» (Португалия, 2003), а также музей «Дом историй Паулы Рего» (Португалия, 2009), одним из элементов которого являются две пирамиды.
«Нобель» для архитекторов: за что и почему дают Притцкеровскую премию
В соцсетях обсуждают лауреатов главной архитектурной премии этого года — Анн Лакатон и Жан-Филиппа Вассаля — и хвалят за проект, в котором они… ничего не сделали. Рассказываем, за что их наградили, кто еще удостаивался этой чести и что это такое — Притцкеровская премия.
О награде
Международную премию, которую ежегодно присуждают за значительные достижения в архитектуре, в 1979 году учредил владелец мировой сети отелей Hyatt Джей Притцкер (кстати, Притцкеры — выходцы из России, эмигрировавшие в США в конце XIX века). Премия — это грант в 100 тысяч долларов и бронзовый медальон, который вручают на специальной церемонии.
О лауреатах
Сейчас Пиано работает над проектом в Москве — превращает бывшее промышленное здание электростанции в новое культурное пространство. Окончательный вид Дом культуры ГЭС-2, расположенный рядом с «Красным Октябрем», обретет уже в этом году.
Прозрачное здание имеет яйцеобразную форму, что позволяет ему отбрасывать меньше тени, чем дают обычные небоскребы. По этой же причине башня более устойчива к ветровым нагрузкам. Фасад сконструирован из особой сетчатой оболочки, поэтому в небоскреб попадает больше света, а особые панели позволяют свежему воздуху попадать внутрь здания. Фостер также принимал участие во множестве российских проектов, но реализован был только один — штаб-квартира «Русской медной компании» в Екатеринбурге.
Dominion Tower/Getty images
Воплощение такой архитектурной доктрины — Центр Гейдара Алиева в Баку (2012 год). Хадид создала сооружение, которое перетекает в ландшафт местности. Облицовка здания выглядит как набегающие друга на друга волны.
Российские проекты Хадид не менее эффекты — среди них футуристический особняк Capital Hill Residence в Москве и столичный бизнес-центр Dominion Tower.
О лауреатах 2021 года
Niamey, Niger/Lacaton & Vassal
Основатели архитектурного бюро Lacaton & Vassal Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль сформировали свою архитектурную доктрину, когда побывали в одной из беднейших стран мира — Нигере. Там они создали свой первый проект — устойчивую хижину из местных кустарников и выработали главный принцип: никогда не разрушать то, что может быть восстановлено.
Они неоднократно отклоняли городские планы, если они предполагали снос исторически значимых объектов. Поэтому, когда власти Франции решили переделать старинную площадь в Бордо и обратились к Лакатон и Вассалю, те отказались: тщательно исследовав место, архитекторы пришли к выводу, что оно и так прекрасно — нужно просто обновить гравий и чаще убирать территорию.
Притцкеровская премия 2021: Почему Lacaton & Vassal?
16 марта был объявлен обладатель высшей архитектурной награды – Притцкеровской премии – французское архитектурное бюро Lacaton & Vassal. Однако общественность поделилась на два лагеря – тех, кто высоко ценит их творчество, и тех, кто не понимает, как «анти-архитектура» могла победить. Мы же предлагаем разобраться, почему выбор Lacaton & Vassal закономерный и естественный.
Lacaton & Vassal: об истоках
Анна Лакатон и Жан-Филипп Вассаль познакомились будучи студентами в конце 1970-х годов во время обучения в Высшей национальной школе архитектуры и ландшафтного дизайна Бордо. Вассаль, окончивший магистратуру по направлению городского планирования в Университете Бордо Монтень, вскоре переехал в Нигер и работал по профессии, а Лакатон часто его навещала. Именно там началось их «второе архитектурное образование», на которое глубоко повлияли местные принципы строительства и бережного отношения к скромным ресурсам. «Нигер – одна из беднейших стран мира, и люди там такие невероятные, щедрые, они создают все почти из ничего, постоянно находят ресурсы, полны оптимизма, поэзии и изобретательности. Это действительно наша вторая архитектурная школа», – признается Вассаль. Лакатон придерживается тех же взглядов, утверждая, что они испытали шок из-за того, что там не было архитектуры как таковой, лишь простые дома с землебитными стенами и соломенными крышами. Через пару месяцев жизни в Африке они полностью пересмотрели свои взгляды на архитектуру, начали наблюдать и анализировать местные принципы и подходы, следовать примерам.
По возвращении в Париж в 1987 году Анна и Жан-Филлип основали Lacaton&Vassal Architectes. Более 30 лет они проектируют частное и социальное жилье, культурные и образовательные учреждения, общественные пространства и городские стратегии, следуя ключевым принципам.
Принципы Lacaton & Vassal
Экологическая устойчивость. Вернувшись из Нигера о Францию, архитекторы взялись за свой первый проект – Maison Latapie во Флораке, Франция (1993). В нем впервые были применены тепличные технологии, создающие оптимальные биоклиматические условия. Lacaton & Vassal «задействовали» в архитектуре солнечный свет и естественную вентиляцию, чтобы создать регулируемый комфортный микроклимат. «С самого начала мы изучали оранжереи ботанических садов с их впечатляющими хрупкими растениями, красивым светом и прозрачностью, а также способностью просто изменять климат на открытом воздухе. Мы были заинтересованы в том, чтобы привнести эту изысканность в архитектуру», – рассказывает Анна Лакатон.
Maison Latapie, Флорак, Франция, 1993
Второй показательный пример – частная резиденция в Кап-Ферре, Франция (1998). Вместо того чтобы удалять 46 деревьев на неосвоенном участке вдоль залива Аркашон, архитекторы приподняли дом, построив его в окружении деревьев, часть стволов проходит сквозь здание.
Дом в Кап-Ферре, Франция, 1998
Повторное использование. Девиз Lacaton & Vassal звучит так: «Никогда не сноси, никогда не удаляй – всегда добавляй, трансформируй и повторно используй». Впервые с этим заявлением бюро выступило в 2004 году, когда вместе с архитектором Фредериком Дрюо они оспаривали расточительную стратегию французского правительства, предлагающую снести жилые дома, которые оставались жизнеспособными, но имели дурную славу. Одни из первых проектов, доказавших, что физическая структура здания может быть успешно модернизирована с меньшими затратами, чем снос и восстановление, а имидж может быть изменен, – проект в Сен-Назере и 17-этажный дом в Париже, фасад которого покрыт зимним садом. За ними последовали и другие, более известные проекты.
Преобразование 17-этажного жилого дома в Париже, 2011
Анна Лакатон: «Трансформация – это возможность делать больше и лучше с тем, что уже существует. Снос – решение легкое и краткосрочное. Это пустая трата энергии, материала и истории. Более того, это имеет очень негативное социальное воздействие. Для нас это акт насилия».
Социальная справедливость. Lacaton & Vassal одними из первых стали применять новый подход к созданию социального жилья. По словам Анны Лакатон, социальное жилье не должно стигматизироваться и составлять особую категорию, поскольку «работа в контексте субсидируемых операций не требует изменить свое собственное мышление и представление о наилучших возможных условиях для жизни людей».
Один из наиболее ярких проектов – жилой комплекс Grand Parc, построенный в Бордо в послевоенное время. Функциональная монотонная архитектура не производила впечатления безнадежно мрачной, как во многих французских пригородах, но уже неминуемо устаревала, а район в целом приходил в постепенный упадок. Вместо сноса и кардинальной перестройки с сопутствующим расточительством бюджета и губительным воздействием на окружающую среду, блоки комплекса были приведены в порядок с помощью простого способа добавления зимних садов и балконов. Оригинальные фасады «дематериализованы» и заменены на мерцающий мелкозернистый фасад из поликарбоната, стекла, гофрированного металла и жалюзи. Квартиры стали более светлыми и просторными, а из окон открывался вид на город. Балконы, украшенные растениями, велосипедами, птичьими клетками и другими домашними мелочами, символизируют жизнь каждого отдельного человека в этом доме.
Преобразование Grand Parc, 2017
В интервью журналу Icon Анна Лакатон сказала: «Предоставление большого пространства ведет к более качественному использованию, улучшает качество жизни и человеческих взаимоотношений. Очень важно спроектировать здание, в котором пользователи обретают свободу». Этот благородный подход часто вызывает неоднозначную реакцию: многим кажется, что, когда каждый пользователь волен делать что угодно, архитектура становится хаотичной и визуально загрязненной. Однако в одном из интервью Анна Лакатон дала на это утверждение прекрасный ответ: «Есть примеры, когда архитектура настолько сильна, что пользователи ничего не могут внутри сделать. Конечно, это очень хорошо и очень красиво, но какова цель постройки? Сделать произведение искусства? Разница между искусством и архитектурой в том, что используется последняя».
Соучастное проектирование. Свою работу Lacaton & Vassal рассматривают как отправную точку для дальнейшего развития. Главное для них – улучшить жилищные условия и сделать людей более открытыми для социальной жизни и устойчивости. На самом деле, как говорят архитекторы, жители очень привязаны к своему дому и не видят в нем ошибок, и с ними никто не ведет диалог. Лакатон и Вассаль утверждают, что «всегда важно позволить жителям внести свой вклад. Их нужно представлять как реальных партнеров по проекту, а не просто спрашивать, какие цвета выбрать. Тогда трансформация действительно происходит, и люди лучше понимают происходящую ситуацию и становятся более открытыми».
Экономическая устойчивость. Использование обычных и зачастую дешевых материалов – катализатор того, что Lacaton & Vassal называют «пространственной роскошью», которая бросает вызов сокращающимся нормам площади, предоставляя значительно более просторные помещения. «Нам нравится идея роскоши в простоте – «меньше значит больше», что также может быть и финансовым подходом: «дешево значит больше». Наша цель – использовать экономию, чтобы сделать максимум, чтобы увеличить возможности жизни для семей, у которых не обязательно много денег», – говорит Вассаль.
Один из нашумевших и многими непонятых проектов – реконструкция городской площади в Бордо. Лакатон и Вассаль долго наблюдали за городским пространством и поведением жителей, общались с гражданами, после чего пришли к выводу, что площадь и так хороша, просто ее нужно чаще чистить, больше ухаживать за деревьями и выложить гравий, а деньги лучше потратить на что-то другое. Этот подход Жан-Филлип Вассаль объясняет весьма просто: «Когда вы пойдете к врачу, вам могут сказать, что с вами все в порядке и лекарства вам не нужны. Архитектура должна быть такой же. Если вы уделяете время наблюдению и очень внимательно смотрите, иногда вашим вердиктом будет «ничего не делать».
В современном мире, где остры проблемы экологии и изменения климата, социального неравенства, потребления и перераспределения ресурсов, а многие страны сталкиваются с серьезным экономическим кризисом, архитектурные практики все активнее стараются внедрять более устойчивые технологии. Однако Lacaton & Vassal успешно применяют все ключевые принципы устойчивой архитектуры уже на протяжении 30 лет, поэтому получение французским бюро Притцкеровской премии в 2021 году вполне логично. Есть и те, кто выражают недоумение победе Lacaton&Vassal, ведь в их портфолио нет архитектурных проектов с wow-эффектом. Сталкиваясь с такой неоднозначной реакцией, Анна Лакатон отвечает: «Проблема, я думаю, в том, как анализируется архитектура в наших странах, где эстетика – единственный способ оценить здание».
Притцкеровская премия — «нобелевка» от архитектуры
Притцкеровская премия — это самая престижная архитектурная премия в мире, ее часто называют «нобелевкой» от архитектуры. Учредители премии — Джей и Синди Прицкеры, владельцы сети отелей Hyatt. Премию впервые вручили в 1979, и она очень быстро стала самой престижной. Получить ее — значит обрести новый статус в архитектурном сообществе.
Из этой статьи вы узнаете:
Возникновение премии
В 1967 году Прицкеры построили отель Hyatt в Атланте. Он стал первым в мире отелем с атриумом и застекленным прозрачным лифтом. Такое новаторство показало, что Прицкерам интересна архитектура и они понимают ее значимость как отдельного вида искусства. Позже к ним пришел Джей Картер Браун, директор Национальной галереи искусств в Вашингтоне, и предложил идею создать премию, которой будут награждать ныне живущих архитекторов.
«Проектирование и строительство отелей заставило нас осознать, что архитектура может повлиять на поведение человека»
Том Прицкер, сын основателей премии и председатель жюри
Джей и Синди Прицкеры сразу же загорелись предложением Брауна и в 1979 году наградили первого лауреата — американца Филипа Джонсона, основоположника «интернационального стиля». Супруги верили, что премия не только сделает архитектуру более популярной среди широкой аудитории, но и вдохновит самих мастеров на большую изобретательность.
Порядок вручения
Как написано на официальном сайте, Притцкеровская премия вручается ныне живущим архитекторам, чьи построенные работы так сочетают в себе талант и профессионализм, что вносят последовательный и заметный вклад в общество и строительную среду с помощью искусства архитектуры.
Чтобы выбрать номинантов, представители премии рассылают письма авторитетным в архитектурных кругах людям. Их просят рассказать, кто из ныне живущих мастеров достоин получить высшую награду или за кем из молодых архитекторов стоит следить. Жюри инкогнито приезжают в города, где представлена архитектура номинантов, и вживую изучают сооружения в контексте окружающей среды.
На лицевой стороне бронзового медальона, который вручают лауреату, написано «Притцкеровская премия» На обратной стороне — «прочность, польза, красота». Это три качества, которыми, по Витрувию, должна обладать архитектура
После церемонии вручения награды в 2017 году
Лауреаты Притцкеровской премии
Кристиан де Портзампарк — 1994
Кристиан де Портзампарк — французский архитектор, который родился в Марокко и получил образование в Париже. В архитектуре Кристиан сочетает черты классицизма и модернизма, создавая свою эстетику. Жюри Притцкеровской премии назвало Портзампарка «могучим поэтом формы и творцом выразительных пространств».
Магазин House of Dior в Сеуле
Портзампарк также известен как градостроитель. Один из его знаменитых проектов — квартал в 13-м округе Парижа — Les Hautes Formes — с несколькими типами домов. Портзампарк придумал концепцию «открытого квартала», когда здания расположены вдоль улицы, но не примыкают друг к другу. Благодаря этому их можно делать разных форм и размеров, создавая разнообразный городской ландшафт.
Тадао Андо — 1995
Тадао Андо — японский архитектор-самоучка. Его подход к строительству называют «критический регионализм». Тадао сочетает технологии и местные традиции, материалы и особенности среды. В его работах много бетона и естественного света. Работы Андо сравнивают с японскими стихами хайку: подчеркнутые пустота и отсутствие деталей выражают красоту простоты.
Жилой комплекс «Рокко» в городе Кобе, Япония
Рем Колхас — 2000
Культурный центр Faena Forum, расположенный в Майами-Бич, США
Профессиональная деятельность Колхаса тесно связан с Россией, в частности с Москвой. Он участвовал в реконструкции здания для музея «Гараж», строил входную зону в Сколково, создал образовательную программу института «Стрелка» в Москве и преподавал там с 2010 по 2011 годы. Колхас говорит, что Россия сыграла важную роль в его судьбе и в формировании мировоззрения.
Жан Нувель — 2008
Жан Нувель — французский архитектор, чьим самым знаменитым проектом стал Лувр Абу-Даби, построенный на искусственном острове в ОАЭ. В этом амбициозном проекте собраны великие произведения искусства разных эпох из 13 музеев Франции. Его многочисленные здания покрывает гигантский ажурный купол, через который проникает свет, будто через пальмовые листья в оазисе.
Музей Лувр Абу-Даби, расположенный на искусственном острове в ОАЭ
Стиль Нувеля очень разнится от проекта к проекту в зависимости от культурного, регионального контекста и пожеланий заказчика. Его основная идея в том, что архитектура должна отражать современность эпохи, а не переосмыслять историческое наследие. Повторяющиеся мотивы Нувеля — это манипуляции со светом и прозрачными или непрозрачными слоями.
Тойо Ито — 2013
Международный музей барочного искусства в городе Пуэбла, Мексика
Проекты Тойо Ито отличаются динамичностью и легкостью форм. В последнее время его здания несколько изменились из-за пристрастия архитектора к постмодернизму и стали более монументальными. Один из выдающихся проектов Ито — белоснежный и минималистичный Международный музей барочного искусства в Мексике. В нем собраны шедевры барокко со всего мира.
Интересные факты
— Основатель династии Прицкеров, Николай Яковлевич, приехал в конце XIX века в Чикаго из Киева и вскоре разбогател. Он приходится двоюродным братом русскому философу-экзистенциалисту Л. И. Шестову.
— Джей Картер Браун, прежде чем прийти с идеей архитектурной «нобелевки» к Прицкерам, предложил ее Полу Гетти, нефтяному магнату и промышленнику, но тот отказался.
— Участвовать в конкурсе могут любые архитекторы, а номинировать можно даже друзей и родственников. Или себя. Так и поступил Гордон Буншафт и в 1988 году получил премию.
— Лауреат 2015 года Фрай Отто не дожил до церемонии вручения, поэтому его наградили посмертно. Он погиб в 89 лет.
— Самый молодой лауреат — японский архитектор Рюэ Нисидзава. Когда он получил награду совместно с Кадзуё Сэдзимой, ему было 44 года. Самый пожилой — индийский архитектор Балкришна Доши. На момент вручения в 2018 году ему было 90 лет.
— Заха Хадид стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию.
Losko уже не раз писал о лауреатах Притцкеровской премии. О них вы можете почитать в следующих материалах:
— Фрэнк Гери — экспрессивный гений деконструктивизма;
— Оскар Нимейер — мастер железобетонных кривых;
— Ренцо Пиано — основатель стиля хай-тек в архитектуре;
— Заха Хадид — первая женщина, получившая Притцкеровскую премию.