С чем связана самореализация согласно гуманистическим теориям
Тест с ответами: “История психологии”
1. Как называется метод исследования, основанный на переходе от частных суждений к общему выводу?
а) регистрация
б) индуктивным +
в) ранжированием
г) наблюдением
2. Не метод истории психологии:
а) Историко-генетический метод;
б) Историко-функциональный метод;
в) Метод категориального анализа;
г) Тестирование. +
3. В каком веке психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания?
а) в XIX в. +
б) в XX в
в) в XVIII в.
г) в XVI в.
4. С чем связана самореализация, согласно гуманистическим теориям?
а) с самоуважением; +
б) с переоценкой собственного «Я»;
в) с комплексом превосходства;
г) со способностью любить.
5. Чьи работы стали основой для рефлекторной теории психики?
а) Р. Декарта, И. М. Сеченова +
б) Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна
в) Аристотеля, Гиппократа, Платона
г) З. Фрейда, А. Маслоу, К.Юнга
6. Этот ученый не является бихевиористом:
а) Д. Уотсон; +
б) Э. Толмен;
в) Б. Скиннер;
г) А. Бандура.
7. Признак, характерный для понятия «тест»:
а) валидность +
б) конформность
в) аттрактивность
г) ассоциативность
8. Выберите верные утверждения:
а) по мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано; +
б) гипотезы, выдвинутые в теории З. Фрейда, давали истолкование важнейшей сфере человеческой жизни — сексуальной; +
в) когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к целостным структурам.
9. Подберите понятие к определению:
«Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии – это поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, — …».
а) психоанализ
б) гуманистическая психология
в) психология сознания
г) бихевиоризм +
10. Кто придумал теорию о высшей нервной деятельности:
а) И.П. Павлов; +
б) А.Р. Лурия;
в) И.М. Сеченов;
г) М.Бехтерев.
11. Что является специфической характеристикой тестирования?
а) индивидуальный подход в подборе заданий
б) глубина полученных результатов процедуры
в) субъективность полученных результатов
г) стандартизация процедуры +
12. Кто является основоположником русской педагогической психологии?
а) К.Д. Ушинский; +
б) А.П. Нечаев;
в) К.П. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
13. Принцип отечественной психологии:
а) учёта возрастных особенностей человека
б) единства мышления и интуиции
в) единства сознания и деятельности +
г) научения
14. Базовые психологические потребности по пирамиде А.Маслоу:
а) в любви; +
б) в уважении; +
в) в безопасности; +
г) в получении удовольствия;
д) физиологические. +
15. Психологическая система анализа душевной жизни З. Фрейда:
а) гуманистическая психология
б) глубинная психология (психоанализ) +
в) ассоциативная психология
г) когнитивная психология
Тест по истории психологии, 42 вопроса с ответами
1. Бихевиористы показали, как в результате научения могут развиваться:
а) фобии;
б) антисоциальные формы поведения;
в) чувство поражения и бессилия;
г) все ответы верны.
2. Первая лаборатория психологии была основана в Вундте в …
а) 1879 году
б) 1914 году
в) 1889 году
г) 1867 году
3. Принцип отечественной психологии, согласно которому всё в природе, в том числе и психические явления объясняется действием материальных причин и законов – это принцип:
а) единство сознания и деятельности;
б) детерминизма;
в) развития;
г) активности;
д) преформизма.
4. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны ….
а) люди
б) боги
в) жрецы
5. Кто считал ведущими силами развития личности стремление к превосходству (успеху, совершенству), порождаемое врождённым ощущением недостаточности, и социальный интерес как готовность к сотрудничеству с другими людьми:
а) А. Адлер;
б) З. Фрейд;
в) К. Хорни.
6. Эдипов комплекс, который имел в виду З. Фрейд, развивается:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.
8. Научное исследование взаимосвязи между психическими и физическими процессами называется:
а) психофизикой;
б) психометрией;
в) эмпиризмом;
г) механицизмом.
9. Какой метод не относится к методам истории психологии:
а) Историко-генетический метод;
б) Историко-функциональный метод;
в) Метод категориального анализа;
г) Тестирование.
10. Согласно гуманистическим теориям, самореализация тесно связана:
а) с самоуважением;
б) с переоценкой собственного «Я»;
в) с комплексом превосходства;
г) со способностью любить.
11. Кого нельзя отнести к течению, получившему название необихевиоризм:
а) Д. Уотсон;
б) Э. Толмен;
в) Б. Скиннер;
г) А. Бандура.
12. Верными являются утверждения о том, что:
а) по мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано;
б) гипотезы, выдвинутые в теории З. Фрейда, давали истолкование важнейшей сфере человеческой жизни — сексуальной;
в) когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к целостным структурам.
13. Автор учения о высшей нервной деятельности:
а) И.П. Павлов;
б) А.Р. Лурия;
в) И.М. Сеченов;
г) М.Бехтерев.
14. Основоположником русской педагогической психологии является:
а) К.Д. Ушинский;
б) А.П. Нечаев;
в) К.П. Каптерев;
г) А.Ф. Лазурский.
15. Базовые психологические потребности концепции А.Маслоу — это потребности:
а) в любви;
б) в уважении;
в) в безопасности;
г) в получении удовольствия;
д) физиологические.
17. Согласно теории З. Фрейда, такие черты личности, как чрезмерная чистоплотность, аккуратность, скупость или упрямство формируются в результате фиксации человека:
а) на оральной стадии;
б) на анальной стадии;
в) на фаллической стадии;
г) на генитальной стадии.
18. Бихевиоризм – направление в психологии:
а) считающее движущими силами развития личности инстиктивные влечения (сексуальные, агрессивные);
б) отрицающее сознание как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций;
в) изучающее проблемы личности, ее активности, самоактуализации;
г) объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации.
19. Направление в Западной психологии, выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – это:
а) бихевиоризм;
б) фрейдизм;
в) гештальтпсихология;
г) гуманистическая психология;
д) когнитивная психология.
20. Гуманистическая психология – направление в психологии:
а) признающее решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания;
б) рассматривающее всю психическую деятельность с точки зрения ее непрерывной динамики, активности;
в) исходящее из того, что структура личности закладывается в детстве в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие;
г) исходящее из того, что основной мотив каждого человека – стремление к самоактуализации;
д) считающее предметом психологии элементы сознания и структурные отношения между ними.
21. Направление в психологии, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистичными сознанию психическими факторами — это:
а) бихевиоризм;
б) ассоционизм;
в) интеракционизм;
г) персонализм;
д) фрейдизм.
22. Кому из отечественных психологов принадлежит следующее определение личности: «Личность – субъект деятельности»:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) К.К. Платонову;
в) А.Н. Леонтьеву;
г) П… Петровскому;
д) А.Г. Ковалеву.
23. Кто ввел в психологию понятия «экстраверсия», «интроверсия», которые были использованы для характеристики свойств темперамента:
а) Э. Кречмер;
б) К. Юнг;
в) Н. Теплов;
г) Д. Небылицин;
д) С. Мерлин.
24. Основателем культурно-исторической теории развития поведения и психики человека является:
а) С.Л. Рубинштейн;
б) А.Н. Леонтьев;
в) П.Я. Гальперин;
г) Л.С. Выготский.
25. Основными представителями гештальтпсихологии являются:
а) К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни;
б) Дж. Уотсон, К. Лешли, У. Хантер;
в) Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс;
г) М. Вертгеймер, В. Келлер.
26. Основоположником «рефлексологии» как естественно-научного направления в отечественной психологии является:
а) В.М.Бехтерев;
б) И.П. Павлов;
в) И.М. Сеченов;
г) К.Н. Корнилов;
д) Г.И. Челпанов.
28. Какой детерминизм возник под влиянием теории Ч.Дарвина:
а) гилозоизм;
б) механицизм;
в) биодетерминизм;
г) психодерминизм.
29. Когнитивный подход настаивает на том, что:
а) индивидуум реагирует подобно машине;
б) разум человека обладает больше информацией, чем та, которую он полагает извне;
в) нашим поведением управляют подавленные влечения;
г) мозг функционирует путём ассоциаций идей.
30. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:
а) постижения им последствий своего поведения;
б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;
в) взаимодействий между людьми.
31. Архетипы по К.Юнгу, представляют собой первообразы, присутствующие в каждом человеке и принадлежащие:
а) к индивидуальному бессознательному
б) к коллективному бессознательному;
в) к идеальному «Я»;
г) ни один из ответов не верен.
32. Основными представителями когнитивной психологии являются:
а) Дж. Уотсон, К. Халл;
б) З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг;
в) Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу;
г) У. Найссер, Г. Саймон.
33. «Не делай другим того, чего не пожелаете себе» — это высказывание принадлежит:
а) Аристотелю;
б) Сократу;
в) Платону;
г) Конфуцию.
35. По А. Адлеру, большинство таких особенностей, как склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение, бывают следствием:
а) чувством неполноценности;
б) комплекса неполноценности;
в) комплекса превосходства;
г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.
36. «Человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию; люди сознательные, разумные создания, без доминирующих бессознательных потребностей, конфликтов; люди являются активными творцами своей жизни». Указанных выше принципов придерживаются представители:
а) психоанализа;
б) бихевиоризма;
в) гуманистической психологии.
37. Как называется психологическая система К. Левина (гештальтпсихолога):
а) индивидуальная психология;
б) теория рекапитуляции психологического развития;
в) персонология;
г) теория поля.
38. Кто из представителей гуманистической психологии ввел термин «самоактуализация»:
а) Г. Олпорт;
б) К. Роджерс;
в) А. Маслоу;
г) Р. Мэй.
39. Иерархия потребностей по А. Маслоу состоит из:
а) 3 потребностей;
б) 4 потребностей;
в) 5 потребностей;
г) 6 потребностей.
40. Когнитивная психология это:
а) психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостности характера природы и поведения человека;
б) психологическая концепция, уделяющая основное внимание процессу познания и активности сознания;
в) психологическая система, использующая концепцию силового поля для объяснения поведения личности в терминах влияния на него поля общественного воздействия.
42. Задачи истории психологии:
а) анализ возникновения и динамического развития научных знаний о психике;
б) изучить психологические вопросы управления процессом обучения, исследовать формирование познавательных процессов, отыскать надежные критерии умственного развития;
в) исследование профессиональных особенностей человека, закономерности развития трудовых навыков, выяснение влияния
Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность
Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.
Предыстория появления гуманистических теорий личности
Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.
На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.
Альфред Адлер
Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.
Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.
Эрих Фромм
Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.
Социальные потребности человека по Фромму:
Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.
Виктор Эмиль Франкл
Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.
Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.
Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.
Гуманистические теории личности: основные направления
Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.
Карл Рэнсом Роджерс
Основоположником клинического направления в развитии теории личности является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Главным звеном его теории стала так называемая «Я-концепция», которая формируется у каждого человека в процессе взаимодействия с окружающим социумом. Это некая цепочка восприятий человеком собственных свойств или свойств «Я», и восприятий его взаимоотношений с другими людьми.
Таким образом, у каждого человека есть собственное «Я», связанное с тем как он воспринимает себя, окружающий мир и свое взаимодействие с ним, и «Я-идеал», т.е. некий образ, которому человек стремится соответствовать. Поэтому развитие человека, предопределяемое «Я-концепцией», всегда направлено на самосовершенствование, самоактуализацию, достижение существующего в сознании человека идеала.
Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.
Абрахам Маслоу
Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни. Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.
Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.
Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:
Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.
На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.
Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.
Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.
Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.
Актуальность гуманистических теорий
Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.
Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.
Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.
Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.
Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.
Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.
Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!