С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости
1Психология развития и возрастная психология. Психология развития и возрастная психология
4. К трем годам активный словарь достигает … слов. 1000-1500
5. Как принято называть мышление в период раннего детства? наглядно-действенным
6. Кризис 3 лет – отметьте признаки его проявления
возрастание самостоятельности ребенка
возрастание активности ребенка
7. Л.С. Выготский так описывает это единство: «В раннем возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в …». Действие
8. Отметьте характеристики речи к окончанию 3-го года жизни ребенка. – все
9. Примерно в каком возрасте у ребенка появляется внутренний план действий? Двухлетнем
1. В данной игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам, в своих игровых действиях воспроизводит тот образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик. Это игра. образно-ролевая
2. Выберите особенности развития памяти в дошкольном детстве.
a. наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести, играя
b. память непроизвольна
3. Выберите особенности развития речи в дошкольном детстве.
a. формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова
b. развивается звуковая сторона речи
c. растет словарный состав речи
d. завершается процесс фонематического развития
4. Выберите характеристики игры. все ответы верные
5. К чему появляется тенденция к концу дошкольного возраста? Обобщению, установлению связей
6. Как принято называть мышление в период дошкольного детства? наглядно-образным
7. Самосознание формируется к … благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства. концу дошкольного возраста
8. Соотнесите возраст и типы игры на имитирование предметной деятельности. младшие дошкольники
9. Что оказывает значительное влияние на развитие восприятия в дошкольном возрасте? Речь
1. Выберите компоненты учебной деятельности?
b. учебные операции
2. Из-за чего ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры? недостаточно дифференцированного восприятия
3. По Эльконину какие из мотивов стимулируют развитие учебной деятельности у младшего школьника?
c. мотивация достижения успеха
d. мотивация избегания неудачи
c. учебно-познавательные мотивы
4. Какое восприятие появляется к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении? синтезирующее восприятие
5. Какой вид мышления преобладает у младших школьников? словесно-логическое
a. завышенной самооценкой
b. лидерскими наклонностями
7. Становление самооценки младшего школьника зависит от… все ответы верные
8. Что в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни? смысловая ориентировка
9. Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте? Мышление
10. Что считается чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей?
d. искусственная натянутость поведения
1. Выберите характеристики развития в юношеском возрасте.
a. определяют свои жизненные цели и настойчиво стремятся к их достижению
2. Выберите характеристики, относящиеся к юношеской дружбе.
a. усложняются ее критерии
b. занимает исключительное положение в ряду других привязанностей
c. повышаются требования к дружбе
3. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верны
4. Выберите характеристики, отражающие переходный период между подростковым возрастом и юностью… все ответы верные
5. Особенности развития самооценки «юноши» в 11 классе
a. неуверенность в себе, переживанием разрыва между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается
b. самооценка высокая и глобальная
c. «оптимистичная» самооценка
d. самооценка конкретного ученика зависит не только от общей ситуации, но и от индивидуальных ценностных ориентаций
6. Отношения со взрослыми, хотя и становятся доверительными, сохраняют… определенную дистанцию
7. Переходный период между подростковым и юношеским возрастом – это? 15 (или 14-16) лет
8. Что отражают юношеские мечты о любви?
b. потребность в понимании
c. потребность в душевной близости
d. потребность в эмоциональном тепле
9. Что становится центральным новообразованием ранней юности?
d. личностное самоопределение
1. В чем проявляется сензитивный период возраста ранней зрелости? познания себя в различных профессиональных ситуациях
2. Какая деятельность является ведущей в период молодости?
3. Какой социальный статус принадлежит большинству людей в период молодости? Студент
4. По Э. Эриксону что является основной задачей периода молодости? достижение идентичности
5. После какого возраста Э.Эриксон выделял стадии молодости, взрослости и зрелости? после 18
6. С чем связана социальная ситуация периода ранней зрелости?
c. начало трудовой деятельности
7. Что из перечисленного характерно для периода молодости?
создание смысловых систем
a. поиск интимности и утверждения себя в другом
8. Что является закономерностью развития интеллекта во взрослости?
a. гетерохронность, c. динамичность
1. Как еще называется возраст в период зрелости? Акме
2. Осознание достаточно развитых способностей и уже видится приближающаяся неспособность, снижение физических возможностей- это… кризис середины жизни
3. С каким кризисом связан период зрелого возраста? кризис средины жизни
4. С каким феноменом связаны тяжелые переживания людей в период зрелости? опустошенное гнездо, или эмансипация детей
5. С чем связаны отрицательные переживания в период старения?
6. Сколько стадий выявлено в принятии смерти человеком? 5
7. Чем характерно интеллектуальное развитие в период старения?
a. развивается информационная избирательность
Социальная ситуация развития в период зрелости
Зрелость — наиболее продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности.
Хронологические рамки условны, индивидуальны, безусловно зависят от социально-экономических условий (социального положения, статуса, здоровья, географических и биологических факторов). Нижняя граница — момент завершения юности (20—21 год). Верхняя — начало старения (60—65 лет).
Проблема взрослости — одна из наименее разработанных возрастно- и социально-психологических проблем. Несмотря на множества эмпирических исследований, феномен взрослости остается недостаточно изученным.
Признается, что развитие присутствует на протяжении всей жизни, хотя сам процесс развития отличается от процессов развития в детстве и уже больше не связан с заметным физическим ростом и быстрым приобретением когнитивных навыков. Л. С. Выготский отмечал, что развитие человека уже в начале зрелости (с 18 до 25 лет) не может быть подчинено закономерностям детского развития.
В психологии распространено мнение, что хронологический возраст в зрелости не имеет особого смысла, изменения в личности взрослого человека происходят лишь благодаря индивидуальным особенностям, в сочетании с социальным, биологическим и психологическим статусом. Их сочетание, различное в разных культурах, приводит к понятию зрелости. Однако, какое бы сочетание характеристик ни включалось в понятие зрелость, четкой границы ее наступления не существует. Социоэкономический статус, городская или сельская местность, этническая принадлежность, исторические периоды, войны, экономическая ситуация в обществе сильно влияют на границы зрелых возрастов.
Различные исследователи зрелости не сходятся в определении границ зрелого возраста, а также в выделении кризисов зрелости. Стадии не имеют четко очерченных границ и различаются по задачам развития, которые ставятся перед человеком. В целом же теоретические исследования в области психологии взрослости чаще всего являются фрагментами других исследований и ставятся как проблемы специфики детства (старости) по сравнению со взрослостью: в качестве основы для сравнительного анализа выступает «эталон» (взрослого «нормального человека»), свойства и характеристики которого неясны и интересуют исследователей не сами по себе, но лишь как «не-детские» и «не-старческие» (зрелость, по Ф. Олпорту, например, — мера, в которой человек превзошел детские формы мотивации).
Поэтому исследование взрослости является актуальным направлением исследования в психологии развития. В последнее время, например, интенсивно развиваются исследования взрослого человека с точки зрения его наивысших достижений. Это направление изучения получило название «акмеология» (от греч. « акме » — наивысшие достижения) (А. А. Бодалев и др.). Правда, большинство работ связаны с исследованиями достижений в профессиональной сфере и взаимообусловленностью мотивационных, характерологических и других личностных характеристик с профессионализацией. Отметим лишь, что развитие в зрелости осуществляется не только по линии профессионального роста, карьеры или в связи с указанными направлениями, но и в сфере семейного (супружеского и родительского) становления.
Взрослость характеризуется тем, что заканчивается общесоматическое и половое созревание. Период расцвета многих психофизиологических функций, острота зрения оптимизируется, — все это зависит от процесса созревания мозговых структур. Оптимизируются слух и сенсомоторные реакции и т. д.
В свое время Э. Клапаред характеризовал зрелость как состояние психической «окаменелости», когда процесс развития «прекращается», а В. Джеймс писал, что после 25 лет взрослые почти не могут принимать новые идеи: бескорыстная любознательность проходит, умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана. Тем самым взрослость имплицитно рассматривалась как некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира.
Такие установки долгое время не позволяли в исследованиях подойти к взрослости как к периоду продолжающегося поступательного развития. В то же время благодаря почти вековому накоплению знаний о детском возрасте и старости обнаружен важный онтогенетический факт — ускорение процессов созревания и замедление процессов старения, следствием которых является значительное расширение возрастного диапазона и потенциалов периода взрослости (от 25—30 до 55—65 лет). Значит невозможно составить целостную, полную картину развития без понимания и учета глубинных особенностей этого периода.
По мнению Л. С. Выготского, развитие во взрослости идет совсем по иным законам, чем в детстве. Большое значение в развитии личности придается становлению процессов саморегуляции и самодетерминации. Человеческая активности должна быть направлена на встраивание себя в существующий мир, развивая то, что сделает человека адекватным своей внутренней сущности.
Психология ранней взрослости, зрелость. Карьера и ее становление
Зрелость – это уровень психическигармоничной развитости личности, обеспечивающий ее эффективную включенность в социальные отношения.
Зрелость – основной период онтогенеза от завершения юности до начала периода старения. Основными чертами зрелой социализированной личности являются: чувство социальной ответственности, стремление к социальной самореализации, наиболее эффективному использованию своих возможностей в основных видах деятельности социальной общении, утверждение своего «Я» в многообразных социальных связях; расцвет духовных и физических сил человека. Различают анатомо-физиологическую, психическую и социальную зрелость индивида.
Социальная зрелость – итоговый уровень социализации индивида, интернализация (присвоение) им базовых социальных ценностей и образцов социально значимого поведения, его способность к исполнению социальных ролей и активному участию в жизнедеятельности социума. Наиболее ответственный период в жизни человека. Ответственность за его развитие лежит прежде всего на самой личности, его жизненной позиции, жизненной направленности, устремлениях.
Период взрослости является самым большим из всех периодов развития личности человека. Он начинается в 20-25 лет и заканчивается в 60-65 лет, а это более сорока лет жизни.
Этапы периода взрослости:
Некоторые специалисты выделяют три или четыре периода. Их начало (возраст) варьируется у каждого автора.
Зрелостью называю период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности. Это расцвет его индивидуальности.
Происходит его становление в индивидуальном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализует себя в новых социальных ролях (семейных, профессиональных).
Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями. Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.
Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная). Мышление отличается гибкостью и подвижностью. Процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.
В эмоциональной сфере также присутствуют особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции. Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознано подходить к оценке своих способностей и возможностей. Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.
Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций.
Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются. Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.
Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности Я-концепции. Человек реально оценивает себя как личность. Самооценка становится обобщенной.
Как и любой биографический этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.
В профессиональной деятельности в период зрелого возраста, человек, как правило, состоялся. Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились. Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В свое работе он находит источник получения морального удовлетворения, раскрытия своих способностей.
В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами является обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей ВО многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную, негативную.
В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.
Кризис 40 – это своего рода повтор кризиса 30 лет, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Дети становятся самостоятельными и меньше нуждаются в родителях. Семьи, которые держались на взаимоотношениях с детьми, как правило, распадаются. Люди постепенно начинают терять близких, друзей, родственников. Происходит становление новой Я-концепции. Семья и профессиональное становление (новообразования молодости) претерпевают изменения. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности. Психическим новообразование зрелого возраста является переосмысление. Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.
По мнению, Клапаред, человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого ему трудно подняться. Он оттачивает свое мастерство. Но постепенно желания и возможности человека затухают. Это объясняется отсутствием желания у человека расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.
Человек начинает стареть. Важно чтобы в это время он нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели. Задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.
Конспект лекции на тему: «Психология зрелости»
Взрослость: молодость и зрелость
1. Взрослость как психологический период.
2. Социальная ситуация и ВВД
Ранняя взрослость (20-40 лет)
Средняя взрослость (40-60 лет)
Поздняя взрослость (после 60 лет)
Можно выделить множество признаков взрослости:
— новый характер развития, теперь в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
— способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
— преодоление зависимости и способность брать ответственность за себя и других;
— некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность, умение сострадать);
— социальные и культурные ориентиры для определения успешности и своевременности развития во взрослости.
Характеристики из психологических теорий:
2) социализация и развития длятся всю жизнь, стабилизация психосоматических функций. Достижение максимального уровня развития творческих способностей. Высокий уровень развития вербального интеллекта.
2. Социальная ситуация и ВВД
Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутренней стороны социальная ситуация развития в период взрослости определяется стремлением к самостоятельности, независимости и, главное, отношением к ответственности.
ВВД деятельности является труд – это не просто включение человека в производственную сферу деятельности, но и максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности. Речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в разных областях – физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональной.
Н.А. Рыбников в 1920-х годах предлагал назвать «акмеологией» специальный раздел возрастной психологии, изучающий закономерности развития взрослого человека. Эта идея воплотилась в выделение самостоятельное выделение научной дисциплины – акмеологии, которая изучает пути, способы, условия расцвета человека как индивида (физическое совершенство), как яркой личности. Талантливого субъекта деятельности, самобытной индивидуальности, а также гражданина, родителя, супруга и т.д.
Личностное акме – одна из важнейших составляющих вершины зрелости, имеет в основе духовно-нравственные ценности, ставшие глубоко значимыми собственными ценностями человека, которые он готов действительно отстаивать. Цельность человека как личности определяется гармоничностью ансамбля отношений к разным сторонам действительности., к прошлому и будущему, к близким и далеким людям, доминированию тех или иных ценностей.
Факторы, помогающие или мешающие достижению акме:
— социальные макрофакторы ( социально-экономические условия общества, историческое время, социальная принадлежность, возраст, пол)
— социальные микрофакторы (семья, школа, производственный коллектив, круг общения)
— фактор саморазвития – собственная работа человека над собой, непрерывная активность внутреннего мира
Задачи психосоциального развития в ранней взрослости:
В ранней взрослости основная задача – обретение успешности жизненного пути. Это развитие близости и генеративности; развитие способности любить и трудиться; это компетентность и общественное признание.
Выделяют 3 сферы жизненного я. Эти системы взаимосвязаны.
Личное Я – в зрелости идет непрерывный процесс развития личности и социальной идентичности. Благодаря семье карьере, друзьям человек может менять мир собственных внутренних переживаний и переструктурировать идентичность.
Семейное Я – определенная ниша в структуре семьи – роль родственника. Хоффман, проанализировав процесс отделения человека от семьи, выделил 4 основных типа независимости:
1. эмоциональная независимость – социальная и психологическая независимость молодых людей от родителей, выражающаяся в поддержке и любви;
3. функциональная независимость – имеет отношение к способности молодого взрослого содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы;
4. конфликтная независимость предполагает отделение от родителей, при котором молодые люди не испытывают чувство вины и не считают, что они совершают предательство.
После выхода из родительской семьи происходит установление интимных отношений, и формирование своей собственной семьи.
Брак, сожительство. В процессе переговоров достигаются договоренности, которые становятся основой взаимоотношений.
Выбор брачного партнера – тема, которую исследовали различные представители науки. Существует множество теорий объясняющих этот выбор.
Фрейд – мы выбираем человека, похожего на нашего отца или мать (эдипов комплекс), в дальнейшем психоаналитики дополняют, что выбор может быть объяснен тем, каким по счету ребенок человек в своей семье)
Теория комплементарных потребностей Уинча (противоположности притягиваются)
Инструментальная теория подбора супруга (Сентерс). Человека влечет к тому, чьи потребности схожи с собственными или дополняют их.
Теория «стимул- ценность- роль». (Мурштейн). Теория гласит, что выбор партнера мотивирован стремлением сделать наилучшее в своей жизни приобретение. На всех стадиях ухаживания люди оценивают достоинства и недостатки партнера.
Одинокие люди – феномен безбрачия. Возможные причины: обстоятельства, взвешенное решение.
Родительство предлагает новую роль отца, матери, тети, дяди. Возрастает нагрузка физическая, эмоциональная, психологическая. Если семья ведет автономную жизнь, то после появления детей, эмоциональные и сексуальные отношения подвергаются испытаниям, это перемена в ролях и отношениях старшего поколения
Семейный цикл – последовательность предсказуемых событий в семейной жизни.
1 этап. Оставление родительской семьи, обретение независимости.
2 этап. Собственный брак, адаптация к новым социальным ролям, перестройка идентичности.
3 этап. Рождение первого ребенка. Родительство, взаимозависимость, ответственность.
4 этап. Поступление ребенка в школу. Этап проверки их социальной состоятельности.
5 этап. Уход первого ребенка из семьи, уменьшение заботы, переживания. «опустевшее гнездо», переоценка идентичности, ощущение ненужности.
Я работника. Установки, представления, связанные с профессиональной деятельностью. Что дает работа?
— уровень дохода (заработная плата – реальные деньги, необходимые для жизни)
— распорядок дня (определенные обязательства)
— возможность личностного развития.
Человек работе отдает время, энергию, а ответ работа дает заработок, возможность реализации творческих способностей, повышение самооценки.
Трудоголизм – трудовая деятельность, которой человек увлечен, неодолимый внутренний интерес, Я – идентичность совпадает с Я работника.
Профессиональный цикл – последовательность этапов трудовой деятельности.
Дональд Супер. Стадии профессионального цикла.
1) Этап роста (до 14 лет) – преставления о работе, которая интересна, нравиться;
2) Этап исследования (15-24г) – учеба, исследование профессии;
3) Этап упрочнения карьеры (25-44г) – поступление на работу, профессиональное мастерство; рост по определенной специальности, определение специализации;
4) Этап сохранения достигнутого (45-64л) работники стараются сохранить достигнутые результаты, сохранить достигнутое положение на производстве
5) Этап спада (после 65 лет)
Основная проблема возраста – совмещение семьи и карьеры. Важно обретение психологической гибкости, выбор и нахождение для себя и своей семьи такого образа жизни, который приносил бы максимальное удовлетворение каждому.
Стадии мышления по Пери
1. Начальный дуализм – интерпретация мира и собственного опыта идет авторитарным образом. Поиск истины. Мир может быть плох или хорош, правилен или неправилен.
2. Концептуальный релятивизм – принятие разногласия во мнениях, одобрение разнообразия, необходимость самостоятельно искать ответы на вопросы
3. Самостоятельная выработка позиции (опытный, пробующий путь, твердое определение своих взглядов, принятие ответственности за свое мнение, ценности, образ жизни)
Возраст от 45 до 65 лет. У человека развиваются различные заболевания, уменьшение работоспособности.
В профессиональном цикле достижение плато – (пологой вершины) ровная полоса в жизни, нет продвижения по службе.
В семейном цикле – «опустевшее гнездо» все свои дела человек должен делать сейчас. Жизнь настоящим – здесь и сейчас. Основные проблемы между супругами связаны с нарушением коммуникации между партнерами. Раньше, долгие годы ребенок был целью жизни, обеспечивал коммуникации в семье, вся жизнь была зациклена на ребенке, а теперь необходимо снова привыкать жить вдвоем. Отсюда бессознательное стремление продлить пребывание ребенка в семье.
Сенсорика – снижение частоты зрения, возможна частичная потеря слуха, снижение вкусовой, обанятельной чувствительности, повышается температурная чувствительность.
Моторика – повышается время реакции, снижаются двигательные навыки.
Морфо-функциональные изменения – скелет утрачивает гибкость, сжимается, кожа, мышцы теряют упругость, снижается объем легких, замедляется функциональность нервной системы, снижается работоспособность.
Сексуальная сфера: у женщины – климакс, неуверенность, проблемы с потенцией у мужчин, изменение осознание самого себя.
Основные болезни: сердечно-сосудистые, диабет, болезни органов дыхания, сильное влияние стресса.
Геронтология – раздел возрастной психологии, посвященный проблемам старения
Эйджизм – установка общественности, которая неоправданно высоко оценивает молодость, превозносит молодость и дискриминирует старость. Принята в странах запада, в цивилизованных странах.
Этапы поздней взрослости. Бернсайд.
1) 60-69 лет. Предстарческий. Переход на новую ролевую структуру.
2) 70-79 лет. Старческий возраст. Выраженные изменения в психике и в поведении человека. Возрастает раздражительность, нетерпеливость на основе падения общей работоспособности. Резко сужается круг общения. Основная задача – сохранность целостности личности.
3) 80-89 лет. Позднестарческий возраст. Трудность адаптации к миру. Необходима посторонняя помощь для поддержания контактов с миром.
4) 90 и выше – дряхлость.
смена статуса (пенсионер, вдовство), утрата власти, ответственности, автономии, личностное развитие зависит от смысла, который человек вкладывает в события своей жизни.
Образ позитивного функционирования: заботиться о других, сострадает другим, открыт переменам, я-концепция развита, сохраняется ядро
Стили совладающего поведения (Гутман)
Умение справляться с проблемами регрессирует в старости, с возрастом у людей вырабатываются более зрелые формы совладающего поведения:
1 проявление мудрости
У мужчин: переход от активного поведения к пассивному, магическая власть(проекция и искажения).
У женщин: более агрессивны, властны, практичны
Консервированная личностная защита (брюзжание, заявления о своей немощи, желание эмоционально досадить своих близких, проигрывание мини-спектаклей – кошмаров).
Ведущий вид деятельности: стремление сделать то, что еще не успел, передать свой опыт, адаптация к новым условиям, поиск себя в новом качестве, досуговое увлечение, итд.
Сохранение идентичности, приспособление к увядающим физическим силам, к снижению доходов, к утрате близких, установление прочных связей со сверстниками, обеспечивание удовлетворительных жизненных условий. Целостность против отчаяния.
Присутствие, семейная национальная гвардия (критические моменты), арбитры (судьи), сохранение семейной истории
Особенности физического развития.
Старение – универсальный, неизбежный процесс даже при оптимальных условиях жизни.
Хронические болезни, неправильное питание дефицит железа, калия, кальция, металлов, избыток жиров. Злоупотребление лекарствами.
— среда (сельские жители живут на 5 лет больше, чем городские, семейные на 5 лет дольше холостых)
а)организм – механизм, который постепенно изнашивается
б) теория «клеточных отбросов»
в) клетки теряют возможность восстанавливаться
г) иммунные клетки начинают нападать на здоровые
д) теории генетического запрограмирования, клеточный таймер или гипофиз выделяет определенный гормон, который начинает процесс старения с определенной скоростью.
2. старость как социальная проблема (теория «выхода из игры», теория «новой занятости»)
3. старость как когнитивная проблема
1 снижение скорости обработки информации в процессе познания, повышается время реакции
2. память: сенсорное хранилище (способность воспринимать и удерживать меньше информации, чем молодые), кратковременная память, большая избирательность в запоминании, тритичная память (на отдаленные события) сохранена.
3. мудрость – когнитивное свойство, экспертная система знаний, ориентирована на практические стороны жизни, позволяет выносить взвешанные суждения. Кульминация интеллекта.
Нарушения когнитивного развития: